На основании анализа полученных данных мы полагаем, что органические крепители. в частности сланцевые смолы, входящие в состав стержневой смеси (ЗИЛ-З, ЗИЛ-4), являются основным этиологическим фактором, вызывающим заболевание кожи рук стерженщиц.
Выводы
1. При работе со стержневой землей необходимо учитывать возможность возникновения профессиональных поражений кожи, основными этиологическими факторами в возникновении которых являются крепители.
2. Профессиональные дерматозы, обнаруженные у стерженщиц, свидетельствуют о высокой заболеваемости кожного покрова последних.
3. Оздоровление условий труда в стержневых отделениях должно осуществляться в направлении: а) рационального размещения стержневых отделений внутри зданий литейных цехов, с обеспечением максимально возможной их изоляции от источников пыли, газов, находящихся в смежных помещениях от заливочно-формовочных и обруб-но-очистных отделений; б) усиления механической местной и общеобменной вентиляции; в) рационализации, технологических процессов и оборудования, максимальной замены процессов ручной формовки стержней путем внедрения пескодувных машин; обеспечения задела сухого песка с тем, чтобы он мог не менее суток остывать перед поступлением в стержневое отделение; г) гигиенического контроля за вновь вводимыми крепителями в стержневое производство.
4. К лечебно-профилактическим мероприятиям относятся: а) проведение предварительных медицинских осмотров рабочих, направляемых на работу в стержневые отделения, и периодических медицинских осмотров работающих с крепителями стержневых смесей; б) оборудование в стержневых отделениях умывальников с подводкой теплой воды для мытья рук; в) перевод больных профессиональными дерматозами на работу без контакта с крепителями.
Часть предложенных мероприятий по оздоровлению условий труда администрацией завода выполнена, в связи с чем за последнее время отмечается снижение проф-дерматозов в стержневых отделениях литейных цехов Московского автомобильного завода имени И. А. Лихачева.
ЛИТЕРАТУРА
Сосновик И. Я. Информ. бюлл. Московск. научно-исслед. ин-та санитарии и гигиены им. Эрисмана, 1956, № 2, стр. 5.—Степаненко Э. М. Гиг. и сан., 1950, № 5, стр. 24.
Поступила 27/УП 1960 г.
■¿Г "¿Г "¿Г -
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЗНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЛАГЕРЯХ
Кандидат медицинских наук А. Д. Храмцова, врач Л. Б. Шестакова
Из кафедры гигиены детей и подростков Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института
Наиболее распространенной формой сельскохозяйственной практики школьников являются комсомольско-молодежные лагеря, размещаемые в колхозах. При такой форме практики может быть организован правильный производственный режим, нормированы длительность и характер работы в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Однако, как показал опыт, нередко допускаются нарушения режима работы и длительности рабочего дня. В литературе этот вопрос освещен мало. Можно назвать только работы Е. М. Белостоцкой, С. М. Громбаха и др., Д. И. Каганович, М. А. Шаровой.
Целью исследования явилось изучение влияния на здоровье учащихся 7-х и 8-х классов сельскохозяйственных работ, выполнявшихся в молодежных лагерях Ропша и Витино Ленинградской области летом (июнь—июль) 1959 г.
Под наблюдением находилось 70 учащихся среднего физического развития без заметных отклонений в состоянии здоровья. Учащиеся каждого класса были разбиты на группы: подопытную и контрольную, состоящие из одинакового числа мальчиков и девочек. Режим учащихся 7-х классов подопытной группы включал 3 часа работы до обеда и 2 часа после обеда с перерывом между ними в З'/г часа. Школьники контрольной группы работали 5 часов без перерыва. Учащиеся 8-х классов в подопытной группе работали 4 часа, а в контрольной.— 6 часов без перерыва.
В подопытных группах через 45 минут работы проводился 15-минутный перерыв, «через каждые 20 минут — физкультминутка, различные операции чередовались. Введен дневной сон продолжительностью 1'/2 часа.
Основными видами сельскохозяйственных работ были прополка овощей, кукурузы, окучивание картофеля.
При исследовании проводили спирометрию, динамометрию рук, эстезиометрию (по Грисбаху), оксигенометрию, определяли кровяное давление, пульс, экскурсию грудной клетки, содержание гемоглобина в крови, изучали микроклимат. Вся жизнь в лагере была организована по установленным нами режимам прерывистого и непрерывного рабочего дня, которые приводятся в таблице.
Режим дня
Рабочий день
Элементы режима прерывистый непрерывистый
Подъем....... 7 часов 7 часов
Физкультурная зарядка 7 час 5 мин. —7 час. 20 мин. 7 час. 5 мин. —7 час. 20 мин.
Туалет....... 7 » 20 » —7 » 40 » 7 » 20 » —7 » 40 »
Построение..... 7 » 40 » —7 » 50 » 7 » 40 » —7 > 50 1
7 » 50 » —8 » 20 » 7 » 50 » —8 » 20 »
Работа ....... 8 » 30 » —11 » 30 > 8 » 30 » —12 » 30 I
8 » 30 » —13 » 30 »
8 » 30 » —14 » 30 »
Обед ....... 12 и — 12 » 30 » 13 » —13 » 30 »
14 » — 14 » 30
15 » —15 » 30 »
Сон ........ 13 > — 14 » 30 » 13 » —15
Свободное время . . 14 » 30 мин. —15 » 14 » 30 мин. —17 »
Работа ....... 15 > —17 » _
Полдник...... 17 > 30 мин. —17 » 50 мин. 17 час. —17 » 30 мин.
Спортивные мероприя-
тия ......• 18 час. 20 мин. 17 » 30 мин.—20 »
Ужин ....... 20 час. —20 час. 30 мин. 20 » -20 1 30 мин.
Игры, танцы .... 20 » 30 мин. —21 » 30 » 20 » 30 мин.—21 г 30
Вечерний туалет . . 21 » 30 » —21 » 50 1 21 » 30 » —21 > 50 »
Построение..... 21 » 50 » —22 » 21 9 50 » —22
«Сон........ 22 час. 22 час.
На рис. 1 и 2 представлены данные исследования мальчиков и девочек—учащихся 7-х классов — при расчлененном (прерывистом) режиме работы (3 часа до обеда и 2 часа после З'/г часов отдыха) и 5-часовом непрерывном. Как видно из рис. 1 и 2.
Спирометрия
.■Слиромш-
Ланемометрия
рая
%
Л
Яровая пас/776
V
^бая нисть
Ч
■д
Зстеэао метрая
$>" ^ « Д. *
ПдЖ
бнеигена-иая
V
о
П После б часов роботы ^ После 3 иасобработа/ В После 2 ¡/асоврабатбг
Рис. 1. Изменение физиологических реакций у мальчиков — учащихся 7-х классов при 5-часовом (непрерывном) режиме работы и при прерывистом режиме работы.
Оксиг'на -<,и я
| После б часобработы После 3 иасоб работы ■ После 2 «особ работы V §
Рис. 2. Изменение физиологических реакций у девочек — учащихся 7-х классов при 5-часовом (непрерывном) режиме работы и при прерывистом режиме работы.
прерывистый режим труда оказывает более положительное влияние на организм мальчиков и девочек по сравнению с непрерывном режимом труда в течение 5 часов. Показатели спирометрии после первых 3 часов работы у мальчиков увеличились на 230 см3, у девочек — на 300 см3.
Показатели динамометрии рук также увеличиваются при прерывистом режиме работы. Что касается изменений после работы во вторую половину дня, то они, так же как и при спирометрии, увеличиваются меньше.
Эстезиометрия у мальчиков дала примерно одинаковые результаты как при прерывистом, так и непрерывном рабочем дне. У девочек, живущих по 5-часовому режиму работы, данные эстезиометрии достигают 0,7 см, а после 2 часов работы во вторую половину дня — 0,5 см, что свидетельствует об утомлении школьниц.
Спирометрия
\
%
I
Динамометрия
Правая кисть
.Левая кист»
I
мчу
шш
Лтеоио -метрия
V
у
!
а
ШЛри4-ьасо9ой рабате(моигйиаки/ _ При 6-«особой Ш роботе/малйиики/
Спщюмет пая
□ Лри4-«особой работе/жочги!
□
Приб-оосцбой работе/дебоми/
При б- »особой работе /мд^ьиики!
При4- «особой работе !бебо«ки/
сг» /7риб-иасобай оаботе /осбои/ги)
Рис. 3. Изменение физиологических реакций у мальчиков и девочек при 4- и 6-часовом режиме работы
Рис. 4. Средние показатели пребывания в молодежных лагерях мальчиков и девочек —т учащихся 8-х классов при различных режимах работы.
Изучение пребывания учащихся в молодежном лагере показало, что данные спирометрии, динамометрии, экскурсии грудной клетки и содержания гемоглобина в крови у учащихся, имеющих прерывистый рабочий день, лучше таких же данных, полученных у школьников, имеющих непрерывный рабочий день.
Экскурсия грудной клетки у учащихся подопытной группы по сравнению с экскурсией грудной клетки у учащихся контрольной гpvппы больше: у мальчиков —на 2 см, а у девочек — на 1 см. Показатель гемоглобина у мальчиков подопытной группы вырос на 6,3%, у девочек — на 6%; в контрольной он соответственно вырос на 2 и 4%.
При анализе материалов исследований учащихся 8-х классов, работавших 4 и В часов, установлено (рис. 3), что показатели спирометрии у мальчиков после 4-часовой работы увеличились на 206 см3, при 6-часовой работе—на 86 см3; у девочек соответственно—на 305 и 104 см3. Показатели динамометрии рук при 4-часовой работе несколько выше, чем при 6-часовой. Что касается данных эстезиометрии, то они имеют тенденцию к увеличению у девочек при 6-часовом режиме работы.
Учащиеся 8-х классов (мальчики и девочки), работавшие по 4 часа в день, за 2 недели поправились лучше по сравнению со школьниками, работавшими 6 часов (рис. 4).
Наблюдается большее увеличение и экскурсии грудной клетки у учащихся, работавших при 4-часовом режиме. Прирост содержания гемоглобина у мальчиков при 4-часовом режиме 3%. при 6-часовом 2%; у девочек соответственно 3 и 1%.
Показатели пульса и динамометрии рук как у мальчиков, так и у девочек подопытных групп, умеренно нарастают к концу рабочего дня. Что же касается показателей пульса и динамометрии в контрольных группах, то у учащихся 7-х классов наблюдается падение показателей динамометрии рук после 3 часов работы и более значительное нарастание пульса; у учащихся 8-х классов примерно такая же картина отмечается после 4 часов работы. Так, пульс у мальчиков, живущих по режиму с 6-часовым рабочим днем, после 3 часов работы увеличился со 114 до 126, а затем до 132 ударов в минуту; данные динамометрии снизились с 35/32 до 32/28 кг, а затем к концу рабочего дня—до 31/27 кг. Возвращение пульса к исходным показателям, было в пределах физиологических норм.
Выводы
1. При изучении реакций учащихся 7-х и 8-х классов в подопытных и контрольных группах удалось установить: а) у учащихся, работавших в подопытных группах, отмечено большее увеличение показателей спирометрии, динамометрии, оксигенацни по сравнению с учащимися контрольных групп; б) увеличение показателей отмечается у учащихся подопытной группы 7-х классов только после первых 3 часов работы, при работе во вторую половину дня после З'/г-часового отдыха они крайне незначительны: в) показатели пульса и данные динамометрии рук, исследованные в течение рабочего дня, в подопытных группах умеренно нарастают к концу рабочего дня, в контрольных группах у учащихся 7-х классов после 3 часов работы наблюдается снижение данных динамометрий рук и более значительное нарастание пульса; у учащихся 8-х классов в контрольной группе примерно такая же картина наблюдается после 4 часов работы.
2. На основании проведенных исследований можно сделать следующие предложения: 1) 5-часовой рабочий день для учащихся 7-х классов, даже с перерывом, нельзя признать целесообразным; 2) 5-часовой режим непрерывной работы для учащихся 7-х классов и 6-часовой режим работы для учащихся 8-х классов нежелательны.
ЛИТЕРАТУРА
Белостоцкая Е. М„ Глушкова Е. К. и др. Тезисы докл. на 14-м съезде гигиенистов. Омск, 1960.—Гусаров Е. П. Гиг. и сан., 1959, № 7, стр. 44—Ш а р о-ва М. А., Кайсина О. В. и др. Тезисы докл. 5-й научной конференции по вопросам гигиены детей и подростков. М., 1959, стр. 12. — Храмцова А. Д. Тезисы докл. отчетной годичной научной конференции Ленинградск. сан.-гиг. мед. ин-та, посвящ. внеочередному 21-му съезду КПСС. Л., 1959, стр. 83.
Поступила 8/1У 1960 г
-к Ъ
РОСТОВЫЕ ТАБЛИЦЫ УЧАЩИХСЯ И ИХ ПРАКТИЧЕСКОЕ
ПРИМЕНЕНИЕ
Кандидат медицинских наук Е. И. Кореневская, кандидат педагогических наук Д. С. Лещинский
Из Белорусского научно-исследовательского санитарно-гигиенического института
Ростовые таблицы учащихся дают материал для характеристики физического развития детей. Построенные на большом фактическом материале они нужны проектно-строительным организациям для исчисления количества парт необходимых размеров для школ-новостроек. Ростовые таблицы могут и должны быть использованы руководителями школ, учителями и школьными медицинскими работниками для ориентировочного подбора и первоначальной расстановки парт по классам до измерения роста детей, которое обычно проводится после начала учебного года. Таблицы могут оказать существенную помощь при сменных занятиях в правильном подборе классов занимающихся посменно в одних и тех же помещениях.
Ростовых таблиц детей школьного возраста составлено много. Их можно разделить на две основные группы: таблицы, указывающие распределение по ростовым группам учащихся в целом по школе или по типам школ, и таблицы, в которых дано распределение по ростовым группам учащихся каждого класса в отдельности.
Практическая ценность таблиц и исчислений первого рода незначительна. Пользуясь ими, очень трудно рассчитать количество нужных парт разных размеров для школ с несколькими параллельными классами. Кроме того, в большинстве этих таблиц не указано, где, когда и какое количество учащихся было обследовано.
В таблицах разных авторов и даже одних и тех же авторов имеются существенные расхождения в количестве учащихся одного и того же роста, которым требуются парты определенного размера, Так, в школах Ленинграда в 1945/46 учебном году учащиеся .с ростом до 120 см составляли 19,1% от общего числа обследованных школьников.
По данным Д. И. Арон1, школьников с ростом до 120 см в Москве в 1939/40' учебном году было 5,5%, а в школах Минска в 1959/60 учебном году — всего 2.94%.
1 Справочник санитарного врача. Медгиз, М., 1950, стр. 420.