Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ РЕЖИМА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАТИХАЮЩИМИ ФОРМАМИ ТУБЕРКУЛЕЗА'

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ РЕЖИМА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАТИХАЮЩИМИ ФОРМАМИ ТУБЕРКУЛЕЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIAR FEATURES OF THE TEACHING REGIMEN IN BOARDING SCHOOLS FOR CHILDREN WITH SUBSIDING FORMS OF TUBERCULOSIS

The author studied two forms of teaching regimen accompanied by a series of hygienic and physiological measures. The filding was that more favorable results were obtained when there were two 40-min. recreation periods after the second and the fourth lessons besides the 10-min. recreats after every lesson.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ РЕЖИМА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАТИХАЮЩИМИ ФОРМАМИ ТУБЕРКУЛЕЗА»

чек и оптических сред. Отмечено учащение в 2 раза по сравнению с контролем случаев с измененными сосудами конъюнктивы.

В периферической крови обследованных лиц 3-й группы отмечены более частые случаи пониженного количества лейкоцитов и тромбоцитов (табл. 1 и 2). У 40% обследованных той же группы содержание гемоглобина

находилось в пределах 10— 14 г%, у 18% было повышено число эритроцитов (5,1—5,5 млн.).

У 6 радиографистов обнаружено местное острое лучевое поражение, которое развилось в результате случайного облучения кистей в дозах от 3000 до 10 000 р.

У 3 обследованных наблюдались проявления хронической лучевой болезни I и II степени тяжести от неравномерного внешнего гамма-облучения; 2 из них — женщины, работавшие в 1955—1960 гг. с повышенной лучевой нагрузкой на нестандартных аппаратах; суммарная доза их облучения по расчетным данным составила 150—200 бэр.

Все наблюдаемые повторно лечились в стационаре и были переведены на работу вне контакта с излучением.

Таким образом, данные медицинского наблюдения за промышленными радиографистами указывают, что они требуют постоянного внимания со стороны гигиенистов-радиологов и профпатологов.

ЛИТЕРАТУРА. Денисова Е. А., Понизовская А. И. В кн.: Профессиональные заболевания в химической промышленности. М., 1965, с. 67.— Сокол о в В. В., Г р и б о в а И. А. и др. Гиг. труда, 1963, № 12, с. 42.

Поступила 28/VI 1971 г.

WORKING CONDITIONS AND STATE OF HEALTH OF RADIOGRAPH I ST S

N. I. Gorbarenko, L. L. Sokolina, N. P. Musina, N. A. Rozanova, I. P. Korenkov, V. A. Pertsov

The paper deals with working conditions, dosimetric and periodic medical examination of 270 industrial radiographists. The finding is that irradiation doses of workers do not exceed the maximal permissible levels. Certain shifts were noted in the peripheral blood: a low number of leucocytes and thrombocytes was iound in 1/5 of the examined persons, who were subjected in course of all the work to a total irradiation dose exceeding 70 ber.

УДК 371.91:616-002.5-053.2

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ РЕЖИМА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАТИХАЮЩИМИ ФОРМАМИ ТУБЕРКУЛЕЗА

Т. Ф. В ел и косел ьская Центральный институт усовершенствования врачей, Москва

Наряду с широкой сетью учебно-воспитательных учреждений общего профиля в нашей стране существуют специальные школы-интернаты для детей с отклонением в состоянии здоровья, в том числе санаторные школы-интернаты для детей с малыми и затихающими формами туберкулеза. Эти

Таблица 2

Распределение обследованных по количеству тромбоцитов в 1 мм3 крови (в % к общему числу)

Группа обследованных Число обследованных Количество тромбоцитов

ниже нормы в норме выше нормы

130 000 — 200 000 201 000 — 300 000 301 000 и больше

Контрольная 550 13,6 72,3 14,1

1-я 137 20,65 71,3 7,97

2-я 78 22,4 67,05 10,6

3-я 41 24,4 64 11,5

оздоровительные учреждения представляют собой заключительное звено в длительном этапном лечении детского туберкулеза. Учебный процесс по общешкольной программе сочетается в них с проведением специфического лечения и широкого комплекса оздоровительных мероприятий до полного клинического излечения ребенка. Необходимость таких учреждений определяется тем,что у детей в период затихания туберкулезного процесса могут длительно сохраняться различные нарушения функционального состояния организма и в первую очередь со стороны нервной системы (Е. М. Гусева, и др.).

У таких детей в процессе школьных занятий отмечаются неустойчивое внимание, ослабленная память и раздражительность, они с трудом выполняют самостоятельные работы, к концу уроков заметно утомляются, жалуются на головную боль. Дети, ослабленные туберкулезной инфекцией, чаще страдают интеркуррентными заболеваниями.

Режим дня санаторной школы-ннтерната.

А — существовавший режим; Б — измененный режим; / — учебные занятия;

2 — самоподготовка; 3 — пребывание на воздухе; 4 — прием пищи; 5 — элементы самообслуживания; 6 — свободное время; 7 — сон.

Эффективность пребывания детей в специальной школе-интернате в большей степени зависит от правильной организации режима обучения как основного элемента трудотерапии, направленного на повышение сопротивляемости организма, в особенности к туберкулезной инфекции (М. П. По-хитонова).

Между тем вопрос об организации режима учебных занятий в условиях специализированного интерната подобного типа освещен в литературе недостаточно. В связи с этим мы поставили перед собой задачу обосновать наиболее рациональный режим учебных занятий детей с малыми и затихающими формами туберкулеза, обучающихся в школе интернате.

Под нашим наблюдением в течение 2 лет находились учащиеся 5—8-го классов московской санаторной школы-интерната № 93. На фоне исследования динамики показателей их здоровья (физическое развитие, заболеваемость) мы изучали изменение некоторых показателей функционального состояния нервной системы и общей работоспособности учащихся под влиянием различных предлагаемых нами режимов учебных занятий. С этой целью многократно в течение дня (до уроков, после 3-го и 5-го уроков, после приготовления домашних заданий) исследовали быстроту различения и работоспособность учащихся методом корректурных проб, проводили хронометражные наблюдения. На первом этапе работы произвели оценку существовавшего в интернате режима дня (см. рисунок, А). Учебным занятиям здесь отведена первая половина дня, а приготовлению домашних заданий (самоподготовке) — вторая. После 3-го урока организована боль-

2*

35

шая перемена продолжительностью 1 час 20 мин., во время которой дети после второго завтрака выходят гулять; в школе существует 5-разовое питание и дневной послеобеденный сон.

Исследования общей работоспособности наблюдаемых нами детей по корректурным тестам выявили, что по окончании учебных занятий (после 5-го урока) скорость и точность выполнения ими дозированного задания ухудшились по сравнению с данными, полученными до начала уроков. Еще более выраженные нарушения корковой реактивности наблюдались после приготовления учащимися домашних заданий (дальнейшее увеличение числа допущенных ими ошибок). Это свидетельствует о нарастании утомления учащихся к концу дня. Обнаруженные изменения были более отчетливо выражены у детей с резко выраженными явлениями хронической туберкулезной интоксикации. Кроме того, у них к концу дня появлялась заметная бледность кожных покровов, отмечались жалобы на головную боль, общая усталость.

Хронометражные наблюдения за учащимися в течение дня выявили, что большая перемена после 3-го урока часто используется ими не рационально с гигиенической точки зрения. Мальчики, чрезмерно увлекаясь подвижными играми, приходили на очередной урок в состоянии крайнего возбуждения, девочки предпочитали во время перемены читать книги или готовиться к следующему уроку. Были случаи, когда во время большой перемены устраивались школьные сборы или пионерские линейки. Такая организация перемены снижала эффективность отдыха детей и не способствовала восстановлению их работоспособности, что подтвердилось соответствующими исследованиями. Во второй половине дня зарегистрировано значительное удлинение времени приготовления домашних заданий. Дети с наиболее выраженными явлениями интоксикации не успевали полностью выполнить домашние уроки, жаловались на общую усталость и головную боль.

Таким образом, система построения занятий учащихся с туберкулезной интоксикацией, существовавшая в интернате, не способствовала снижению быстро возникающего и нарастающего утомления. Анализ полученных нами материалов (физиологические и хронометражные данные) позволил разработать и предложить новый режим дня, исключающий отмеченные выше недостатки. Однако введение нового режима в школе-интернате требовало гигиенической оценки. Особенностями нового режима является то, что вместо одной большой перемены организованы 2 перемены по 40 мин. (см. рисунок, Б). В первой 40-минутной перемене (после 2-го урока) у детей были второй завтрак и непродолжительная прогулка, а вторая 40-минутная перемена (после 4-го урока) полностью отводилась для активного отдыха детей на свежем воздухе. Между остальными уроками сохранены 10-минутные перемены. Кроме того, приготовление домашних уроков по основным предметам (русскому языку или математике) было перенесено на первую половину дня (после 5-го урока), условно названную дневной самоподготовкой, которой руководил преподаватель. На вторую половину дня оставалось приготовление других, более легких предметов.

Исследование работоспособности методом корректурных проб (1300 проб) при новом режиме выявило иной характер ее уровня. В отличие от сдвигов, наблюдавшихся при прежнем режиме, зарегистрировано некоторое увеличение скорости и точности выполнения задания (Р=0,99) по окончании 5-го урока, которому предшествовала 40-минутная перемена, проведенная учащимися на свежем воздухе. Приготовление домашних заданий в первой по-ловне дня вызвало некоторое изменение скорости выполнения дозированного задания (уменьшение) при сохранении точности его. Однако объем и качество выполняемой работы оставались выше уровня, зафиксированного до уроков.

Быстрота различения (4864 исследования в различных положениях кольца Ландольта) изучалась нами у детей с остротой зрения не ниже 0,9. При обработке результатов использованы данные, полученные только при

экспозиции кольца, равной 0,1 и 0,2 сек., так как при больших экспозициях кольца (0,5 и 1 сек.) все дети опознавали предъявляемый стимул. Полученные материалы представлены в таблице, где по характеру ответных реакций учащиеся разделены на 3 основные группы (опознающие стимул за 0,1 и 0,2 сек.).

Анализ материалов убедительно свидетельствует о том, что от урока к уроку у учащихся увеличивается скорость зрительного восприятия. Результаты, полученные после дневной самоподготовки, оказались несколько ниже, чем после окончания 5-го урока, однако они остаются выше, чем были до уроков, подтверждая тем самым данные, полученные методом корректурных проб.

Весьма характерны результаты исследований, проведенных во второй половине дня, после приготовления оставшихся домашних заданий. Показатели работоспособности и быстроты различения сохраняются на исходном

Движение быстроты различения у учащихся в течение дня

Скорость зри- Исследование

тельного вос-

приятия (в секун- перед уроком после 3-го после 5-го после дневной после вечерней

дах) урока урока самоподготовки самоподготовки

Более 0,2 395 57 151 265 290

(42,294) (8,2%) (19,9%) (36,0%) (30,9%)

0,2 384 509 483 357 486

(41.0%) (73,8%) (63,3%) (48,1%) (52,0%)

0,1 157 122 129 117 160

(16,8%) (18.0%) (16,8%) (15,9%) (17,1%)

Всего . 936 688 763 736 936

(100%) (100%) (100%) (100%) (100%)

уровне, а в некоторых случаях даже превышают его. Это подтверждает отсутствие переутомления учащихся к концу учебного дня.

Хронометражные наблюдения за учащимися в течение дня показали, что обе 40-минутные перемены проводятся учащимися организованно, при умеренной двигательной активности, период врабатываемости короткий, на следующем уроке большинство детей быстро включается в занятия. Дневная самоподготовка, проводимая под контролем преподавателя, позволила обеспечить индивидуальный подход к отстающим и быстро утомляющимся учащимся. Во время вечерней самоподготовки в основном все дети, даже с выраженными явлениями интоксикации, быстро справляются с приготовлением оставшихся предметов.

Благоприятная динамика функционального состояния организма учащихся к концу учебного дня дает нам основание считать целесообразной организацию 2 больших перемен в процессе учебных занятий и облегчение самоподготовки за счет переноса наиболее трудных предметов на первую половину дня. Целесообразность такого построения учебных занятий подтверждается данными наблюдения за состоянием здоровья детей в течение 2 лет. При новом режиме у большинства учащихся определена положительная динамика основных показателей физического развития. Так, количество детей, имеющих гармоническое соответствие основных антропометрических показателей, увеличилось (почти на 15%), а количество детей с резким отставанием веса уменьшилось. Достаточно убедительны также снижение заболеваемости учащихся интеркуррентными заболеваниями в течение года и уменьшение числа многократно болевших детей.

Таким образом, выявлено благоприятное влияние предлагаемого нами режима построения учебных занятий на здоровье и функциональное состояние организма учащихся 5—8-го классов.

ЛИТЕРАТУРА. Гусева Е. М. Пробл. туб., 1961, № 1, с. 83. — П о х и -то нов а М. П. Клиника, лечение и профилактика туберкулеза у детей. М., 1965.

Поступила 29/1X 1971 г.

PECULIAR FEATURES OF THE TEACHING REGIMEN IN BOARDING SCHOOLS FOR CHILDREN WITH SUBSIDING FORMS OF TUBERCULOSIS

T. F. Velikoselskaya

The author studied two forms of teaching regimen accompanied by a series of hygienic and physiological measures. The filding was that more favorable results were obtained when there were two 40-min. recreation periods after the second and the fourth lessons besides the 10-min. recreats after every lesson.

УДК 614.73:628.36

САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА ПОЛЕЙ ФИЛЬТРАЦИИ, ПРИНИМАЮЩИХ СТОЧНЫЕ ВОДЫ, СОДЕРЖАЩИЕ РАДИОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА НА УРОВНЕ ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ

Кандидаты мед. наук Ю. А. Жаков и Е. И. Орлова, Г. А. Кузнецова, М. А. Баранов, 3. Е. Ляпина

В хозяйственно-фекальную канализацию разрешается сбрасывать сточные воды, содержащие радиоактивные вещества в концентрации, не превышающей среднегодовую допустимую (СДК) для открытых водоемов более чем в 10 раз, при десятикратном разбавлении их нерадиоактивными сточными водами в коллекторе предприятия или учреждения. Тогда при поступлении в водоем стоки будут содержать радиоактивные вещества в концентрациях не выше СДК, установленных для воды.

Санитарные правила № 333-60 запрещают сброс сточных вод, содержащих радиоактивные вещества на уровне СДК, на поля орошения и в пруды, предназначенные для разведения рыбы и водоплавающей птицы. На поля фильтрации сбрасывать такие воды не запрещено. Для санитарной оценки полей фильтрации, принимающих сточные воды с концентрацией радиоактивных веществ на уровне СДК, был проведен производственный эксперимент. Поля фильтрации представляли собой обвалованные карты. Подстилающими породами служили средне- и мелкозернистые аллювиальные пески. Уровень грунтовых вод находился на глубине 5 м. Среднегодовая температура воздуха по 2 ближайшим метеорологическим постам составила 5,1 и 6,3°.

Перед поступлением на поля фильтрации сточные воды проходили двухъярусный отстойник. Для приема ила из отстойников рядом с этими полями были сооружены 2 иловые площадки. Сточные воды с радиоактивностью ЬЮ-8 кюри/л удалялись в хозяйственно-фекальную канализацию с удельным расходом 6—7 л на 1 м- полей фильтрации в сутки. Эти воды разбавлялись хозяйственно-фекальными стоками, имевшими удельный расход 50—60 л на 1 м2 таких полей в сутки. Следовательно, в канализационной сети радиоактивные стоки подвергались примерно 10-кратному разбавлению. Активность воды обусловлена на 60% Cs137 и на 40% Со80. Согласно Нормам радиационной безопасности (НРБ-60), СДК Со60 в воде составляет 3,4-Ю-8 кюри/л, a Cs137—1,5-Ю-8 кюри/л.

Таким образом, концентрация изотопов в сточной жидкости, контактировавшей с песками, подстилающими поля фильтрации, не превышала допустимых концентраций для открытых водоемов. Это позволяет заключить, что в настоящем опыте были соблюдены Санитарные правила отведения на поля фильтрации сточных вод, содержащих радиоактивные вещества. Однако общая нагрузка сточных вод на поля фильтрации была выше допустимой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.