Научная статья на тему 'Диагностика и коррекция недостатков познавательных процессов у подростков в санаторной школе-интернате как одно из условий преодоления школьной дезадаптации'

Диагностика и коррекция недостатков познавательных процессов у подростков в санаторной школе-интернате как одно из условий преодоления школьной дезадаптации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
578
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жилина Л.Я.

Изучение дезадаптации детей и подростков продолжает оставаться одной из актуальных психолого-педагогических и социальных проблем. В научной литературе имеется немало работ, посвященных изучению причин и структуре дезадаптации, ее видам и уровням. В настоящей статье рассматриваются возможности диагностики и коррекции недостатков познавательных процессов у подростков в санаторной школе-интернате как важное условие преодоления школьной дезадаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жилина Л.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика и коррекция недостатков познавательных процессов у подростков в санаторной школе-интернате как одно из условий преодоления школьной дезадаптации»

Л.Я. Жилина

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ПОДРОСТКОВ В САНАТОРНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Изучение дезадаптации детей и подростков продолжает оставаться одной из актуальных психо лого-педагогических и социальных проблем. В научной литературе имеется немало работ, посвященных изучению причин и структуре дезадаптации, ее видам и уровням (Б.Н. Алмазов. 1997, Т.Д. Молодцова. 1997, К.С. Лебединская. 1998, А.Е. Личко. 1979 и др.). Учеными выделены социально-психологические факторы, способствующие появлению подростковой дезадаптации. К объективным факторам дезадаптации ученые относят:

1. Состояние социума;

2. Состояние педагогической среды;

3. Взаимоотношения личности в социуме;

4. Состояние семьи.

Субъективные - это биологические, возрастные и индивидуальные особенности личности.

По мнению Л.Д. Столяренко, дезадаптация - всегда психосоматическая (и души, и тела) и протекает в трех формах: невротической, агрессивно-протестной, капитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения) [10].

В настоящее время расширился диапазон работ, посвященных изучению медико-биологических проблем дезадаптации (В.А. Аксенова. 1993, Л.Н. Мотанова. 1995, В.А. Фирсова. 1995, Е.С. Овсянкина. 1996). В тоже время проблема дезадаптации соматически ослабленных детей и подростков на наш взгляд остается неразрешенной и требует психо лого-педагогического научного осмысления.

Наше исследование проводилось на базе санаторной школы-интерната № 18 г. Таганрога -оздоровительного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в длительном лечении, в которой учатся и воспитываются дети и подростки с малыми и затихающими формами туберкулезной инфекции.

Острые или хронические заболевания могут иметь глубокое временное или постоянное влияние на поведение подростка. Болезнь может стать причиной устойчивых отклонений в поведении. В этом случае ученые предполагают наличие патогенной дезадаптации.

Структуру патогенной дезадаптации наиболее полно отражают исследования Т.Д. Молод-цовой. В структуре патогенной дезадаптации автор выделяет: патопсихологические отклонения; психопатологические отклонения;

• нарушения онтогенеза (ЗПР, невропатии, неврозы, соматические заболевания и длительно протекающие инфекционные заболевания, нарушения анализаторов, вредные привычки).

Патогенная дезадаптация часто является первопричиной других видов дезадаптации. В данном случае речь идет не о ее клинических проявлениях, а о пограничных состояниях психики личности.

Второй по распространенности причиной школьной дезадаптации являются неврозы и невротические реакции. Причиной невротических страхов, различных форм навязчивостей, соматове-гетативных нарушений, истеро-невротических состояний могут быть острые или хронические психотравмирующие ситуации, неблагоприятная обстановка в семье, неправильные подходы к воспитанию ребенка, трудности во взаимоотношениях с педагогами и одноклассниками. Личностные особенности школьника, в частности тревожно-мнительные черты, повышенная истощае-мость, склонность к страхам или демонстративному поведению могут способствовать формированию неврозов и невротических реакций [3].

Наши наблюдения показали, что наряду с патогенным фактором очень часто причины дезадаптации кроются в нежелании или неумении педагогов адаптировать школьную программу

к возможностям и интересам учеников, в несоответствии методик обучения и воспитания их возрастным особенностям и интеллектуальному потенциалу.

Цель исследования: разработать и апробировать комплексную систему коррекции познавательных процессов дезадаптированных воспитанников с малыми и затихающими формами туберкулезной инфекции.

В данном исследовании использовались методы: медицинское изучение особенностей анамнеза подростков, анализ научной литературы по проблеме дезадаптации, метод наблюдения, метод тестирования, анкетирование, обобщение результатов.

Проведение среза на беглость чтения показало, что только незначительная часть учащихся читают в соответствии с установленными нормативами. Согласно нормам чтения школьники должны читать в 5-6 классе - 120-130 слов в минуту. Проверка и оценка навыка чтения показала, что речевыми навыками и умением работать с текстом обладает лишь 27 % учащихся, которые продемонстрировали понимание прочитанного текста, правильное произношение слов, беглость и выразительность чтения. У остальных перечисленные навыки сформированы недостаточно, а беглость чтения (70-73 слова) не соответствует возрасту и требованиям учебной программы.

Нами были выявлены следующие трудности, возникающие у воспитанников при чтении учебных текстов: потеря строки при чтении (31 %); искажение слов во время чтения (54 %); угадывающее чтение, носящее случайный характер (31 %); низкая скорость чтения (68 %), ограниченный словарный запас (68 %); плохое запоминание учебного материала (72 %); неумение пересказывать текст своими словами (77 %); неумение выделить главное в прочитанном (63 %); невыразительность чтения (50 %). Очевидно, что при столь низких показателях умений и навыков чтения, овладение предметами школьной программы представляет для данных учащихся значительную сложность. Следовательно, можно предположить, что они не могут усвоить программный материал, так как не успевают за общим темпом работы в классе. Кроме того, наблюдения, беседы с учащимися показали, что они плохо владеют монологической речью.

В проведённом нами исследовании подростки обнаружили отчетливые признаки истощае-мости психической деятельности. Дефекты когнитивной сферы тубинфицированных подростков проявлялись: в слабой концентрации внимания, низкой помехоустойчивости, переключаемости, избирательности внимания. Нарушение внимания возникало в условиях перенапряжения, стресса, когда предъявлялись завышенные требования в ходе интеллектуальной деятельности; в ослаблении памяти (снижение продуктивности запоминания; стремление к механическому запоминанию; при запоминании неумение включать материал в систему, отражающую, объективные связи; способность отсроченного воспроизведения ниже нормы).

У школьников отмечались инертность психической деятельности, трудности в переключении на новые способы работы, снижение продуктивности, колебания в работоспособности. Утомление, развивающееся в процессе работы в эксперименте, носило нарастающий характер и затрудняло и качественно меняло осуществление психической деятельности.

На основании полученных результатов и учитывая специфику санаторной школы-интерната, нами были разработаны рекомендации педагогическому коллективу, которые включают в себя комплекс медико-психолого-педагогических мер. Наиболее общие рекомендации по преодолению дезадаптации в учебной деятельности сводятся к следующему:

1. Медицинским работникам школы-интерната осуществлять контроль за физическим и психическим здоровьем подростков, осуществлять медицинскую коррекцию.

2. Необходима гибкая организация учебно-воспитательного процесса, учитывающая психологические особенности, учебные возможности, наличие учебной мотивации подростков.

3. Педагогам и школьному психологу целостно и всесторонне подходить к изучению личности подростков. Путём многократных повторений отдельных исследований проследить динамику преодоления дезадаптации.

4. Учителям и воспитателям выработать особый стиль оценочной деятельности, основанный на минимизации отрицательных оценок, фиксировать любое познавательное действие, поощрять каждый самостоятельный шаг в когнитивной деятельности подростков.

5.Ориентироваться на положительные качества в личности подростков. Повышать самооценку, поощрять усилия к достижению успеха. Любые, самые незначительные достижения предавать огласке, подчёркивая их значимость и важность. Создавать ситуацию успеха.

6. В целях преодоления дезадаптации в учебной деятельности объединить усилия учителей и школьного психолога. Осуществлять контроль над уровнем произвольности познавательных процессов, речевого развития и тонкой моторики. Продумать цикл заданий для развития памяти, внимания, мышления, формировать учебные навыки.

С целью осуществления дополнительного контроля над состоянием здоровья детей воспитателям школы-интерната было предложено вести «Календари здоровья». В них ученики три раза в течение дня разным цветом отмечали свое самочувствие (утром, днем и вечером). Синий цвет -самочувствие отличное; зеленый - недомогание; красный - плохое самочувствие. Воспитанники сами контролировали свое физическое состояние, не обращаясь к врачу. Ведение «Календаря здоровья» помогало педагогу проследить, кто из учащихся особенно нуждается во внимании педагогов или помощи медицинских работников. Таким воспитанникам предоставлялся дополнительный день отдыха в течение учебной недели, постельный режим, увеличивалась продолжительность дневного сна.

Психологическая помощь заключалась в проведении тренингов общения и развитию эмоциональной саморегуляции, осуществлении контроля над уровнем произвольности познавательных процессов, речевого развития и тонкой моторики, проведении цикла занятий для развития памяти, внимания, мышления.

Были отобраны игры и упражнения для коррекции недостатков познавательной сферы (Таблица 1, приложение 1). Подробное описание упражнений см. Н.П. Локалова Как помочь слабоуспевающему школьнику // Вестник практической психологии образования. 2005. № 4 (5). С. 57-68 [6].

Таблица 1

Упражнения на развитие познавательных процессов

1. Упражнения на развитие памяти «Пиктограммы».

2. Упражнения на развитие «Испорченное предложение»,

внимания «Склеенные предложения», «Спрятанные предложения», «Корректурная проба», Упражнение-игра «Муха».

3. Упражнение на развитие восприятия «Карточки-столбики».

4. Задания на развитие «Отгадай, что я задумал и дорисуй»,

воображения «Нарисуй картинку», «Составь слова».

5. Упражнение на понимание «Отдели слова»,

смысла, развитие способности «Пословицы»,

к пониманию и обобщению «Прочитай выразительно».

смысла фразы

6. Упражнение (умение выделять «Классификация»,

общий признак для группы обобщение, образование понятий,

объектов) «Назови, одним словом», «Разберись в предметах».

7. Упражнение на формирование «Найди закономерность»,

мыслительной операции «Сравнение», «Анализ».

сравнения

8. Упражнение на формирование «Деформированные предложения».

операции вербального анализа

9. Упражнение на формирование операции абстрагирования «Ребусы».

10. Упражнения для развития навыков чтения «Карточки-горки», «Читай по правилу», «Измени конструкцию предложения», «Чтение строчек с прикрытой верхней половиной», «Деформированные предложения», «Прочитай выразительно».

Занятия проводились с привлечением разных специалистов: воспитателей, учителей, психолога, библиотекаря в течение четырех месяцев ежедневно по 30 минут как в специально организованных условиях, так и на уроках в виде упражнений, во время самоподготовки, во время пребывания детей в школьной библиотеке. С целью формирования у педагогов мотивации для оказания помощи учащимся, адаптирующимся к условиям школы-интерната, с ними был проведен тренинг-семинар «ПОМОГИТЕ МНЕ УЧИТЬСЯ».

В результате проведенной коррекционной работы наблюдалась положительная динамика в формировании навыков чтениях, улучшилась успеваемость (см. таблицы 2 и 3).

Таблица 2

До проведения После проведения

коррекционных занятий коррекционных занятий

%, (количество учащихся) %, (количество учащихся)

Потеря строки при чтении 31 % (7) 18,8 % (4)

Искажение слов во время чтения 54 % (12) 36,3 % (8)

Угадывающее чтение, носящее 31 % (7) 22,7 % (5)

случайный характер

Торопливость при чтении. 22,7 % (5) 13,6 % (3)

Низкая скорость чтения 68 % (15) 40,9 % (9)

Ограниченный словарный запас 68 % (15) 40,9 % (9)

Плохое запоминание учебного 72 % (16) 50 % (11)

материала

Неумение пересказывать текст 77 % (17) 63 % (14)

своими словами

Не может выделить главное в 63 % (14) 54,5 % (12)

прочитанном

Не умеет отвлечься от 63 % (14) 54,5 % (12)

несущественного

Невыразительность чтения 50 % (11) 31,8 % (7)

Таблица 3

Начало учебного года Окончание учебного года

«Отлично» 4,5 % (1 чел.) 9 % (2 чел.)

«Хорошо» 31,8 % (7 чел.) 40 % (9 чел.)

«Удовлетворительно 45,4 % (10 чел.) 50 % (11 чел.)

«Неудовлетворительно» 13,6 % (3 чел.) 0 %

«Не аттестован» 4,5 % (1 чел.) 0 %

Анализ «Календаря здоровья» за год показал положительные результаты: в начале года болело 40 % учащихся, в середине - 31,8 %, к концу учебного года - 18 %. Оздоровление детей улучшилось почти в два раза.

Сравнительный анализ проявления школьной дезадаптации у детей с января по май 2006 года показал снижение показателей дезадаптации в учебной деятельности на 5,9 %; нарушения контактов с учителями, воспитателями и сверстниками уменьшились на 21 %; из 17 детей, состоящих на внутришкольном учете, трое были сняты с учета, реже стали наблюдаться нарушения поведения. Причем показатели тем ниже, чем более воспитатель или учитель проявлял последовательность в педагогической деятельности и личную заинтересованность в успехах ребенка.

На основании сказанного будет правомерным считать, что:

1. При малых и затихающих формах туберкулёза, вследствие длительности заболевания и явлений интоксикации значительно снижаются компенсаторные возможности организма подростков.

2. Истощаемость психической деятельности отрицательно сказывается на развитии и проявляется в дефектах познавательных процессов.

3. Патогенная дезадаптация проявляясь в дефектах познавательной сферы приводит к отрицательной учебной мотивации и является основным фактором дезадаптации в учебной деятельности для данного контингента подростков.

4. Дезадаптация учащихся, воспитывающихся в условиях санаторной школы-интерната, не является неизбежной, и при грамотной организации медико-психолого-педагогической среды, возможно предотвратить или минимизировать риск её проявления.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аксенова В.А. Проблемы активного выявления туберкулеза у детей в России / Туберкулез у детей и подростков в современных условиях: Материалы региональной научно-практической конференции. СПб., 2001.

2. Алмазов Б.Н. Педагогическая реабилитация и реабилитационная педагогика: Сб. Дети России: насилие и защита. М., 1997.

3. Давиденков С.Н. Неврозы. Л., 1963.

4. Лебединская Н.С., Райская М.М., Грибанов Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере / Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. М., 1988.

5. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1979.

6. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику // Вестник практической психологии образования. 2005. № 4 (5). С. 57-68.

7. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов. пед. ун-та, 1997.

8. Мотанова Л.Н. Заболеваемость туберкулезом и его клиническая структура у детей и подростков Приморского края // Проблемы туберкулеза. 1995. № 6. С. 10-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Овсянкина Е.С. Туберкулез у детей и подростков как социальная проблема // Проблемы туберкулеза. 1996. № 6. С. 36-37.

10. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология. Ростов-н/Д., 1998.

11. Фирсова В.А. Особенности течения и лечения туберкулёза у подростков // Туберкулёз и экология.

1995. № 2.

Приложение 1

Диагностика и коррекция затруднений учащихся при овладении навыками чтения

Внешнее проявление трудности Причины Коррекция Участники коррекци-онной работы

Потеря строки при чтении Неустойчивость произвольного внимания. Корректурная проба Психолог, учитель, воспитатель.

Искажение слов во время чтения (пропуск букв, перестановка слогов, искажение окончаний). Торопливость при чтении. Несформиро-ванность произвольного внимания. Индивидуально-психологические осо- «Отдели слова» Психолог, учитель, воспитатель

бенности темперамента.

Угадывающее чтение, носящее случайный характер Низкий уровень осмысления читаемого, недостаточная активность внимания. «Пословицы» Учитель, воспитатель

Торопливость при чтении. Плохое понимание прочитанного текста Индивидуально-психологические особенности темперамента (холерический). «Читай по правилу» Воспитатель

Низкая скорость чтения Не выработаны прочные ассоциации между буквой и звуком. Малый объем восприятия. Индивидуально-психологические особенности темперамента (флегматический). Неустойчивость произвольного внимания. «Карточки-столбики» «Карточки-столбики» «Мгновенное восприятие слов» «Чтение строчек» Предоставить возможность читать в удобном темпе. Психолог, учитель, воспитатель, библиотекарь

Ограниченный словарный запас Недостаточное развитие процессов памяти. Слабая познавательная активность. «Ребусы» Психолог, учитель, воспитатель, библиотекарь.

Плохое запоминание учебного материала Астеническое состояние Механическое запоминание. Недоразвитие произвольного запоминания. Недостатки в развитии воображения. Щадящий режим, снижение учебной нагрузки, предоставление дополнительного дня отдыха во время учебной недели. Упражнение «Пиктограммы» Задания на воображение Врач, психолог, учитель, воспитатель, библиотекарь. Психолог, воспитатель.

Неумение пересказывать текст своими словами Невладение приемами смысловой обработки текста. Слабая активизация мыслительной деятельности при чтении. Недостатки в развитии мышления. Плохое речевое раз- «Пиктограммы» «Ребусы» «Классификация» Обогащать словарный запас. Поиск незнакомых слов в тексте. Психолог, воспитатель. Психолог, воспитатель. Воспитатель, учитель.

витие. Малый словар-

ный запас, неумение

производить замену

слов синонимами.

Недостатки в разви- Развивать вообра-

тии воображения. жение, память.

Не умеет изменять Учить подбирать

внешнюю форму сло- синонимы, антони-

весного выражения мы.

при сохранении его Прием «Испорчен-

смыслового содержа- ное предложение»

ния.

Не может выделить Задания на вообра-

главное, существен- жение

ное. «Измени конструк-

цию предложения»

Не может выделить Низкий уровень раз- «Пиктограммы» Психолог, воспитатель.

главное в прочитан- вития вербальной па-

ном. мяти

Не сформирована «Найди закономер-

мыслительная опера- ность»

ция сравнения.

Низкий уровень ос- «Деформированные

мысления прочитан- предложения»

ного.

Не умеет отвлечься от Недостаточность опе- «Ребусы» Психолог,

несущественного рации абстрагирова- Опустить в тексте воспитатель, учитель.

ния. то, что несущест-

венно для понима-

ния. Расположить

учебный материал

по степени важно-

сти.

Низкий уровень раз- Сравнить явления

вития аналитических сходные в главном

функций. и отличные во вто-

ростепенных прояв-

лениях.

«Пословицы»

Невыразительность Низкий уровень ос- Определить кон- Психолог, учитель.

чтения мысления читаемого. кретные затрудне-

Затруднения в выде- ния ученика

лении смысловых «Пословицы» Воспитатель, библиоте-

единиц. «Прочитай вырази- карь, психолог.

тельно»

Плохо владеет техни- «Деформированные

кой чтения предложения»

«Карточки-

столбики»

«Карточки-горки»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.