ЛИТЕРАТУРА
Вожжова А. И., О к у н е в Р. А. Укачивание и борьба с ним. Л., 1964.— Горкин В. 3. В кн.: Химические факторы регуляции активности и биосинтеза < ферментов. М., 1969, с. 169.— ДеревянкоЕ. А., Ж е р н а в к о в В. Ф., Кузнецове. Г. и др. В кн.: Авиационная и космическая медицина. М., 1969, с. 178.—К о -мендантовГ. Л. Воздушная болезнь. М., 1965.—К у з н е ц о в М. И., Удало в Ю. Ф. Вопр. питания, 1958, № 1. с. 18.— ПланельесХ. X.. Попенко-в а 3. А. Серотонин и его значение в инфекционной патологии. М., 1965.— У д а л о в Ю. Ф. В кн.: Авиационная и космическая медицина. М., 1963, с. 451.—Уда лов Ю. Ф., П о т к и н В. Е., Б у г р о в С. А. и др. В кн.: Материалы 16-й Научной сессии Ин-та питания АМН СССР. М., 1966, в. 2, с. 140.-Уд а л о в Ю. Ф., Поткин В. Е., Сидельников И. А. Воен.-мед. ж., 1967, № I, с. 64,— Ю г а н о в Е. М., Map-к а р я и С. С., С и д е л ь н и к о в И. А. Воен.-мед. ж., 1966, № 9, с. 55.— В е I 1 Н. S., Chun S. P., Aerospace Med., 1964, v. 35. p. 353.— JamadaH., JasunobuK., J. Biol.Chem., 1963, v. 238, p. 2669.—Moser H., Aerospace Med., 1969, v. 40, p. 174,— MulcikV, Ibid., 1968, v. 39, p. 941.
Поступила 20/111 1970 r.
PROPHYLACTIC VITAMINIZATION |WITH PYRODOXINE-CONTAINING COMPOUNDS AS A MEANS OF PREVENTING VESTIBULAR DISTURBANCES
E. V. Lapaev, Yu. F. Udalov, O. P. Khalatov
The finding was that insufficient supply of the body with vitamins brought about a fall ^ of the vestibular activity and an increase of the sensitivity of the vestibular apparatus. This relationship was especially pronounced in the study of the provision of the body with pyro-doxine. Administration of vitamin compounds including vitamins А, В,, В,, PP, B„, С, P, E and B,j, pantothenic and folic acids under conditons of a hot climate brought about favorable changes testifying to a good functional state of the vestibular organ and a proper vestibular stability. Vitaminization of food and administration of vitamin B, compounds may be recommended for prevention of vestibular disturbances in flight, on the high seas, etc.
УДК 613.955
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Канд. мед. наук Т. А. Яппо
Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва
Воспитание школьников происходит не только на уроках, но и вне занятий. Нами была поставлена задача — изучить режим внеучебной деятель- ( ности учащихся на протяжении всего дня, определить ее влияние на функциональное состояние организма детей и подростков в зависимости от вида, продолжительности и места этой деятельности в режиме дня и рекомендовать на такой основе гигиенические принципы ее организации. Кроме того, по специально разработанной схеме мы провели обследование 20 московских школ-интернатов.
Под наблюдением находилось 92 учащихся в возрасте 12—14 лет. Вне-учебная деятельность детей этого возраста намного разнообразнее, чем у учащихся начальной школы, и включает большое количество различных по характеру занятий, многие из которых представляют для детей серьезную нагрузку и нуждаются в нормировании. Правильная организация внеучебной деятельности и отдыха детей 12—14-летнего возраста важна и как одна из мер охранения их легко возбудимой центральной нервной системы.
Для оценки влияния различной организации внеучебного времени на организм учащихся мы проводили хронометраж их деятельности в течение дня; хронометражные наблюдения за активностью и отвлечениями детей во время приготовления уроков; исследования функционального состояния центральной нервной системы с помощью условнорефлекторной методики, основанной на определении возбудимости коры головного мозга с учетом
величины условного рефлекса, силовых отношений и латентного периода условной двигательной реакции и при помощи корректурных проб с индивидуальной обработкой данных; исследования координации движений рук; исследования качества ночного сна детей методом актографии; оценку состояния здоровья и физического развития учащихся с применением функциональных проб сердечно-сосудистой системы.
Анализ данных обследования 20 школ-интернатов, а также анализ хронометражных наблюдений позволили установить, что 82,6% суток учащиеся проводят в относительной неподвижности (учебные занятия, питание, в значительной мере внеучебная деятельность, самообслуживание), причем в основном в помещении, и только 17,4% суток — в движении. Время пребывания детей на воздухе, включая переходы в разные здания, значительно меньше гигиенических норм (1 час в день); свободное время учащихся складывается из интервалов по 10—15 мин. и в общей сложности не превышает 50 мин. в день. Столь значительные нарушения режима дня обусловлены в основном нерациональным распределением и продолжительностью различных видов внеучебной деятельности на протяжении дня.
Внеучебное время учащихся состоит из 1 часа 30 мин., которое они имеют от подъема до начала учебных занятий, а также свободных часов во второй половине дня, которое мы в свою очередь условно разделили на 2 периода: первый — после учебных занятий до приготовления домашних заданий и второй—после приготовления домашних заданий до сна. Наблюдения показали, что деятельность учащихся до и после приготовления уроков, т. е. в первом и втором периодах во второй половине дня, чаще всего однородна и притом не всегда проходит на воздухе. Между тем исследования других гигиенистов (М. В. Антропова; Л. В. Михайлова; Н. С. Фокина, и др.) и наши собственные наблюдения говорят о том, что наиболее благоприятное воздействие на функциональное состояние центральной нервной системы детей после учебных занятий в школе оказывает пребывание их на воздухе. Однако, помимо пребывания на воздухе, а чаще всего (в 62,6% случаев) вместо него дети в названный период заняты такими видами внеучебной деятельности, которые по своему характеру или в силу нерациональной организации представляют для них дополнительную нагрузку после учебной работы. Сюда относятся лекции, беседы, экскурсии в музеи, собрания, труд в мастерской, просмотры кинофильмов и т. д.
Естественно, что в этих случаях функциональное состояние центральной нервной системы учащихся не улучшается. Как видно из табл. 1, средний фазовый показатель 1 снижается с 78,3 до 73,9 = 4,2), количество фаз с сохранением «закона силы» не увеличивается; латентный период условной двигательной реакции тоже остается без изменения; не восстанавливается сниженная во время учебных занятий в школе работоспособность учащихся; скорость и точность выполнения корректурных проб в среднем не улучшаются; более того, как показала комплексная оценка индивидуальных сдвигов корректурных проб, в 36,1% наблюдений у учащихся отмечается ухудшение и скорости, и точности работы. Таким образом, за первый вне-учебный период, предназначенный для отдыха учащихся, функциональное состояние их центральной нервной системы не восстанавливается.
Включение же и во второй внеучебный период аналогичных видов деятельности приводит к дальнейшему нарастанию утомления учащихся к концу дня; в 50,5% наблюдений к концу этого периода фазовый показатель снижается, число фаз с сохранением «закона силы» не увеличивается.
В тех случаях, когда внеучебная деятельность до и после приготовления домашних заданий сопровождается двигательной активностью школь-
1 Фазовый показатель отражает величину условной реакции и характер силовых отношений в коре головного мозга. Чем меньше фазовый показатель, тем хуже функциональное состояние коры головного мозга и, наоборот, чем больше фазовый показатель, тем функциональное состояние коры головного мозга лучше.
2*
35
Таблица 1
Динамика функционального состояния организма учащихся в течение дня при существующей (А) и рациональной (Б) организации
внеучебного времени
Время исследования
•Показатель после уроков после первого периода внеучебного времени после приготовления домашних заданий после второго периода внеучебного времени
л М±т % л М±т % л М±т % л М±т %
Фазовый показатель в условных единицах А Б 139 240 78,3±0,95 81,0±0,60 100,0 100,0 139 240 73,9±1,0 89,0±0,58 94,3 109,9 116 203 73,2±0,93 83,0±0,75 93,5 102,5 112 197 75,5±1,0 85,0±0,68 96,8 104,9
Количество фаз с сохранением «закона силы» (в %) А Б 139 240 33,8 21,6 100,0 100,0 139 240 40,3 49,2 119,1 226,9 116 203 26,7 31,0 78,9 121,1 112 197 41,0 57.8 121,3 219,2
Латентный период условной двигательной реакции (в сигмах) А Б 104 240 240 ±7,0 239±3,0 100,0 100,0 115 240 250 ±9,0 223,0 ±3,0 104,2 93,3 101 190 250 ±9,0 231 ±5,0 104,2 96,6 81 197 240 ±1,0 185±5,0 100,0 77,4
Количество прослеженных знаков по корректурным пробам 'А' |Б. 1020 1203 484 ±7,6 ,477,8 ±2,63 100,0 100,0 984 1 158 463,4±9,8 519,8±4,8 95,7 108,7 918 1 105 425,5± 10,5 499,2±4,92 87,8 104,4
Количество ошибок на 500 прослеженных знаков А Б 648 753 1,93±0,15 2,00±0,10 100,0 100,0 611 571 2,15±0,17 1,73±0,11 111,4 86,5 584 742 1,92±0,19 1,87±0,08 99.4 93.5
Координация движений—количество попаданий в центр электропланшета (в %) А Б из 221 45,0 ±1,84 37,5± 1,21 100,0 100,0 111 216 55,6± 1,87 54,9± 1,21 123,5 146,4 НО 190 49,1 ±1,87 49,2± 1,25 109.1 107.2 112 191 54,1 ±1,85 52,9± 1,28 120,2 141,0
ников на воздухе, но составляет в сумме чрезмерную нагрузку, она вызывает к концу второго периода внеучебного времени неблагоприятные реак-I ции организма учащихся. Такими видами внеучебной деятельности оказываются спортивные игры. Повторение спортивных игр дважды в день, т. е. в первом и втором внеучебном периоде, в 100% наблюдений приводит к ухудшению функционального состояния центральной нервной системы учащихся.
Сочетание же подвижных игр на воздухе с прогулками благоприятно влияет на организм учащихся. При такой организации внеучебного времени к концу дня у учащихся наблюдалось в 78,9% случаев нарастание фазового показателя, значительное нарастание фаз с сохранением «закона силы» {с 31,6 до 63,6%) и укорочение латентного периода условной двигательной реакции (в среднем с 238 до 193 о).
Однако естественно, что внеучебная деятельность не может ограничиваться одними прогулками. Наилучшую форму сочетания разнообразных видов внеучебной деятельности представляют двигательная деятельность детей на воздухе в первом периоде ее и связанная с положительным эмоциональным влиянием деятельность во втором периоде (чтение, просмотр фильмов, телепередачи, репитиции, игры и т. д.). » При такой организации внеучебной деятельности после первого периода
ее (см. табл. 1) наблюдается значительное увеличение среднего фазового показателя (с 81 до 89; / = 4,1) и числа фаз с сохранением «закона силы» {с 21,6 до 49,2%), укорочение скрытого периода условной двигательной реакции в среднем с 239 до 223 а (* = 3,6), значительное увеличение скорости выполнения корректурных проб (с 477,8 до 519,8 знака при Ь =7,6) и некоторое увеличение точности, значительное улучшение координации движений (с 37,5 до 54,9% попадания в центр мишени, I — 10,1). Таким образом, к приготовлению домашних заданий учащиеся приступают с восстановленной работоспособностью, и, как показал хронометраж, это содействует их более высокой активности при приготовлении уроков. Наибольшая рабочая активность наблюдается после прогулок, подвижных и спортивных игр на воздухе (84,2%), несколько меньше она после экскурсий на воздухе (75,8%), еще меньше — после просмотра кинофильмов (63,7%) и меньше всего — после труда в мастерской (53,9%).
Максимально допустимая продолжительность спортивной игры для школьников зависит от ее вида. Так, улучшение функционального состояния центральной нервной системы учащихся по всем определяемым показателям после игры в волейбол и бадминтон отмечается при ее продолжи-> тельности до 1 часа 30 мин., в футбол—до 1 часа, катания на коньках— до 1 часа 30 мин. и ходьбы на лыжах —до 2 часов. Увеличение продолжительности каждого вида деятельности приводит к неблагоприятным сдвигам функционального состояния организма учащихся.
Что касается второго периода внеучебного времени, то обязательным условием, при котором восстанавливается сниженная за время приготовления домашних заданий работоспособность учащихся, являются положительная эмоциональная окраска деятельности, заинтересованность учащихся, их желание и выбор ими того или иного занятия.
После плохо организованных малоинтересных сборов и собраний во втором внеучебном периоде даже при сочетании этих видов деятельности с двигательной активностью учащихся на воздухе в первом внеучебном периоде в 47,1% наблюдений у детей отмечаются признаки утомления, снижение их работоспособности. И, наоборот, при такой организации второго внеучебного периода, когда учащиеся занимаются деятельностью, оказывающей положительное эмоциональное влияние в сочетании с двигательной активностью на воздухе в первом внеучебном периоде, к концу дня значительно улучшается функциональное состояние центральной нервной системы учащихся (см. табл. 1); в 63,2% случаев наблюдается увеличение фазового показателя (с 83 до 85 условных единиц), число фаз с сохранением
«закона силы» возрастает почти вдвое (с 31 до 57,8%), латентный период, условной двигательной реакции укорачивается с 231 до 185 а.
На основании результатов наших наблюдений несколько изменено использование утреннего внеучебного периода; перед началом занятий введена обязательная 30-минутная прогулка, что способствовало более высокому исходному уровню функций организма детей, в 88,7% наблюдений отмечалось возрастание фазового показателя от вечера к началу занятий в школе, в то время как при существовавшей организации утреннего времени он возрастал за тот'же период лишь в 18,7% наблюдений. Изменение всего режима свободного времени школьников в целом в течение дня (введение
Таблица Ч.
Характеристика ночного сна детей при существующей и рациональной организации внеучебной деятельности учащихся
Организация внеучебной деятельности Фазовый показатель (в усл. ед.) перед сном Продолжительность засыпания Показатель покоя (в %)
л М±т л М±т л М±т
Существующая организация внеучебной деятельности Рациональная организация вне-учебной деятельности . . . (Б) Достоверность разности показателей (±) между М (А) — М (Б) 38 72,0±0,95 38 49 мин. 12 с.ек.± ±2,8 мин. 38 80,0 ±0,8
32 78,2±0,98 4,4 32 26 мин. 11 сек.± ±1,6 сек. 7,2 32 88,3±0,8-6,9
утренней прогулки и рациональное сочетание и распределение видов деятельности в первом и втором внеучебных периодах) привело не только к более высокому исходному уровню функционального состояния организма учащихся, но и способствовало сохранению этого уровня на протяжении всего дня. В связи с этим показатели всех определяемых нами функций, как показано в табл. 1, были значительно выше и имели более благоприятную динамику на протяжении дня.
Наблюдения показали, что влияние, которое оказывает различная организация внеучебной деятельности учащихся в первом и втором внеучебных периодах на функциональное состояние их центральной нервной системы, в значительной мере проявилось и в качестве сна учащихся. Об этом свидетельствовали продолжительность засыпания и показатель покоя.
Как видно из табл. 2, при измененном нами режиме внеучебной деятельности учащихся улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, в том числе и качество сна: укорачивается время засыпания и увеличивается показатель покоя.
Изменение режима внеучебного времени благоприятно сказалось на динамике функций организма учащихся на протяжении не только суток, но и недели.
При измененном режиме внеучебной деятельности величина фазового показателя, число фаз с сохранением «закона силы», скорость и точность выполнения корректурных заданий, а также координация движений к концу недели остаются без изменений. Следовательно, функциональное состояние центральной нервной системы учащихся не ухудшается и их работоспособность не снижается.
ЛИТЕРАТУРА
Антропова М. В. Изв. Акад. лед. наук РСФСР, 1955, в. 66.— М и х а б лава Л. В. Там же, 1955, в. 66.— Фокина Н. С. В кн.: Материалы научной конференции по вопросам школьной гигиены. М., 1958, с. 134.
Поступила 16/1У 1970 г-
HYGIENIC PRINCIPLES IN ORGANIZING THE PUPILS; ACTIVITIES OUT-OF-CLASS
HOURS
T. A. Yappo
The author determined the types of activities that favoured pupils' rest, their permissible time length and their rational combination in the course of a school day. As the result of these activities the dynamics of the functioning of the central nervous system of school undergraduates remained normal during all the day and week.
УДК «13.6:371.63
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫСОТЫ СТОЛА И СИДЕНЬЯ ДЛЯ школьников
Кандидаты мед. наук Л. В. Михайлова, Г. А. Шаршаткина
Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва
В последние годы наблюдается тенденция к понижению высоты бытовой и рабочей обстановки. Известны работы, проведенные в этом направлении <АкегЫот). Сравнение размеров школьной мебели, принятых в СССР <ГОСТ 5994-646) и за рубежом (ОгеуШэз; 5сЬоЬег1Ь; ВигапсК; Огапсфап; Ф. Янда и соавт., и др.), показывает, что высота сиденья и стола, рекомендуемая для одинаковых ростовых групп в странах Западной Европы и Америки, на 2—5 см меньше, чем в СССР. Вряд ли столь большие расхождения связаны с различной пропорцией тела. Как свидетельствуют исследования, различные группы русского населения практически имеют ту же длину ноги и руки при одинаковом росте, что и население Скандинавии или Северной Америки (В. В. Бунак).
Проведенные нами антропометрические исследования детей школьного возраста указывают на несоответствие некоторых размеров школьной мебели, регламентируемых действующим ГОСТ, средним анатомическим размерам частей тела в ряде ростовых групп современных школьников. Это послужило основанием для уточнения нами размеров школьной мебели. С этой целью мы изучали изменение рабочей позы, некоторые физиологические функции и утомление школьников в процессе письма и чтения при различном соотношении высоты мебели с анатомическими размерами. Исследовали практически здоровых школьников (с нормальным зрением, без нарушений осанки) в возрасте 9—15 лет. Во всех случаях соблюдалось правило отрицательной дистанции, а крышка стола имела наклон 10°. В качестве методик исследования использовали фотогониометрию при профильной съемке (1446 исследований) — запись колебаний центра тяжести корпуса, воспринимаемых стабилографической площадкой, расположенной под стулом сидящего (495 исследований), и миографию мышц спины и шеи (54 исследования) в начале, середине и конце опытного урока. Учащимся рекомендовалось сидеть свободно, так, как они обычно сидят на уроках в школе, разрешалось произвольно менять положение головы, корпуса и ног. Исследование продолжалось 45 мин. (время стандартного урока).
Важнейшим размером, определяющим удобство позы, является высота стола. Она складывается из высоты стула и дифференции. В расчетах диф-ференции существует много расхождений. Ряд авторов (Ф. Ф. Эрисман и др.) рекомендуют при определении величины дифференции к высоте локтевой точки над сиденьем добавлять от 2 до 6 см. М. И. Корсунская, определяя дифференцию, измеряла высоту локтя, не прижатого к телу, а выдвинутого вперед на 10 см, и к этой величине добавляла от 2 до 6 см. Столь различные рекомендации объясняются трудностью точного определения этого функционального размера. Измерения, в частности и наши, дают довольно большой разброс показателей того, насколько увеличивается рассто-