Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА, УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА, УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
191
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / РЕЖИМ ДНЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / SCHOOLCHILDREN / ORGANIZATION OF THE DAILY REGIME. MOTOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Безруких М.М., Параничева Т.М., Адамовская О.Н., Макарова Л.В.

Проведена оценка учебной, внеучебной и общей нагрузки, режима дня учащихся 2,4,5,7,10 классов в 6 регионах РФ: Калининградской, Московской, Новосибирской, Пензенской областях, Краснодарском и Хабаровском крае. Выявлено, что у 23,9% учащихся отмечается превышение недельной учебной нагрузки на 2 и более часа. Продолжительность ночного сна учащихся в будние и выходные дни не соответствует возрастным нормативам, в зависимости от класса и региона от 58,3 до 95,6 % детей недосыпают ежедневно более 1 часа. Важным недостатком в режиме дня учащихся является значительное преобладание статических видов деятельности, в зависимости от класса и региона составляет от 8 ч 14 минут до 12 ч 30 мин в будние дни. Выявленное у значительной части детей (в зависимости от класса 77,4% - 97%) недостаточное временя прогулок на свежем воздухе также свидетельствует о выраженном дефиците двигательной активности.The paper presents the assessment results of educational, extra-curricular, general work load, and the daily regime in the students of 2nd, 4th, 5th, 7th, and 10th grades in 6 regions of the Russian Federation: Kaliningrad, Moscow, Novosibirsk, Penza, Krasnodar and Khabarovsk. It was revealed that 23.9% of students exceed weekly academic work load by 2 or more hours. The length of night sleep of students on weekdays and weekends does not meet age standards: depending on the grade and the region, from 58.3 to 95.6% of children are having a lack of sleep of more than 1 hour. An important drawback in the student daily rutine is the prevalence of static activities, which, depending on the grade and the region, makes from 8h 14 minutes to 12h 30 minutes on weekdays. It was also revealed that a significant part of children (depending on the grade 77.4% - 97%) spend insufficient time on walking outside, which also indicates clear deficit of motor activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Безруких М.М., Параничева Т.М., Адамовская О.Н., Макарова Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА, УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ»

РЕЖИМ ОБУЧЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА, УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ

М.М. Безруких, Т.М. Параничева, О.Н. Адамовская1, Л.В. Макарова ФГБНУ «ИВФ РАО», Москва

Проведена оценка учебной, внеучебной и общей нагрузки, режима дня учащихся 2, 4, 5, 7, 10 классов в 6 регионах РФ: Калининградской, Московской, Новосибирской, Пензенской областях, Краснодарском и Хабаровском крае. Выявлено, что у 23,9 % учащихся отмечается превышение недельной учебной нагрузки на 2 и более часа. Продолжительность ночного сна учащихся в будние и выходные дни не соответствует возрастным нормативам, в зависимости от класса и региона от 58,3 до 95,6 % детей недосыпают ежедневно более 1 часа. Важным недостатком в режиме дня учащихся является значительное преобладание статических видов деятельности, в зависимости от класса и региона составляет от 8 ч 14 минут до 12 ч 30 мин в будние дни. Выявленное у значительной части детей (в зависимости от класса 77,4 % - 97 %) недостаточное временя прогулок на свежем воздухе также свидетельствует о выраженном дефиците двигательной активности.

Ключевые слова: школьники, режим дня, организация.

Organization of the daily regime, educational and extra curricular studies of schoolchildren in different regions of Russia. The paper presents the assessment results of educational, extra-curricular, general work load, and the daily regime in the students of 2nd, 4th, 5th, 7th, and 10th grades in 6 regions of the Russian Federation: Kaliningrad, Moscow, Novosibirsk, Penza, Krasnodar and Khabarovsk. It was revealed that 23.9 % of students exceed weekly academic work load by 2 or more hours. The length of night sleep of students on weekdays and weekends does not meet age standards: depending on the grade and the region, from 58.3 to 95.6 % of children are having a lack of sleep of more than 1 hour. An important drawback in the student daily rutine is the prevalence of static activities, which, depending on the grade and the region, makes from 8 h 14 minutes to 12 h 30 minutes on weekdays. It was also revealed that a significant part of children (depending on the grade 77.4 % - 97 %) spend insufficient time on walking outside, which also indicates clear deficit of motor activity.

Keywords: schoolchildren, organization of the daily regime. motor activity.

На протяжении более чем двух десятилетий наблюдаются стойкие тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков России, что подтверждается не только данными официальной статистической отчетности, но и результатами выборочных научных исследований [2, 4, 5].

Контакты: 1 Адамовская О.Н. - E-mail: <krysyuk-19@yandex.ru>

Охрана здоровья детей школьного возраста и обеспечение оптимального функционального состояния их организма без явлений перенапряжения нервной системы и переутомления прежде всего обусловлены правильной организацией учебного процесса и соблюдением норм учебной деятельности.

Высокая степень зависимости состояния здоровья учащихся от факторов внутришкольной среды и форм обучения особенно четко прослежена в гигиенических исследованиях последних лет, когда школьное обучение приобрело вариативный характер [1, 3]. Однако такие исследования разрозненны и охватывают лишь отдельные образовательные учреждения.

В связи с отсутствием современных результатов масштабных исследований по организации учебного процесса в школах России, большим сроком давности подобных популяционных исследований встает вопрос о необходимости проведения исследований учебной нагрузки, дневного и недельного режима учащихся в начальной, основной и старшей школе.

Цель исследования: дать гигиеническую оценку учебной, внеучебной и общей нагрузки, режиму дня учащихся 2,4,5,7,10 классов в 6 регионах РФ: Калининградской, Московской, Новосибирской, Пензенской областях, Краснодарском и Хабаровском крае.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анкетирование, выкопировка медицинских карт, методы математической статистики.

Таблицы со статистическими сравнениями сделаны в программе SPSS Statistics 25. Сравнивались попарно группы испытуемых, разбивающие выборку и соответствующие столбцам таблиц. Для средней арифметической использовался критерий t Стьюдента для независимых выборок. Для процента (доли) использовался z-критерий сравнения доли для независимых выборок (этот критерий эквивалентен хи-квадрату критерия однородности для 2x2 подтаблички).

Для обоих критериев использовалась поправка Беньямина-Хохберга на множественность сравнений (т.к. сравниваемых групп иногда было более двух).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Учебные занятия в школах регламентируются учебным планом. Продолжительность учебой недели составляет от 5 дней (у 50,9 % учащихся) до 6 дней (49,1 % школьников). Анализ продолжительности учебной недели в разных классах показал, что частота встречаемости 6-дневной учебной недели увеличивается от 2 класса к 10 классу (таб. 1), что связано с увеличением аудиторной нагрузки в неделю (от 23,89 часа в неделю во 2 классе до 35,74 часа - в 10 классе).

Анализ продолжительности учебной недели в разных регионах показал, что 5-дневная учебная неделя чаще встречается в школах Калининградской, Московской областях и Краснодарском крае (71,9 - 90 % учащихся), а в Новосибирской, Пензенской областях и Хабаровском крае больше практикуется 6-дневная учебная неделя (64,0 - 89,7 % школьников).

Таблица 1

Частота встречаемости в % пяти- и шестидневной учебной недели у учащихся 2,4,5,7,10 классов

2-й класс 4-й класс 5-й класс 7-й класс 10-й класс

5- дневная 79,2 78,0 41,0 29,6 16,7

6- дневная 20,8 22,0 59,0 70,4 83,3

Аудиторная недельная учебная нагрузка в целом по выборке в 76,1 % случаев соответствует гигиеническим требованиям, у 23,9 % учащихся отмечается превышение недельной учебной нагрузки на 2 и более часа. Частота встречаемости соответствия недельной нагрузки нормам СанПиН при 5 -дневной или 6-дневной неделе достоверно не отличается (табл.2).

Таблица 2

Соответствие недельной аудиторной нагрузки гигиеническим нормативам при разной продолжительности учебной недели (в %)

5-дневная 6-дневная

соответствует недельному нормативу 75,1 80,5

превышение до 2 акад. часов в неделю 20,0 16,5

превышение до 5 акад. часов в неделю и более 3,9 3,0

Анализ недельной учебной нагрузки в разных регионах показал, что у большой части учащихся (41,5 %) Новосибирской области отмечается превышение аудиторной недельной нагрузки, из них у 27,7 % - нагрузка превышает на 2 часа, у 13,8 % школьников - на 5 и более часов (рис.1).

Превышение недельной учебной нагрузки наблюдается также у трети детей Московской, Калининградской области и Хабаровского края (34,5 %, 29 % и 31,7 % соответственно) (рис. 1)

Рис. 1. Соответствие недельной аудиторной учебной нагрузки у учащихся в разных регионах РФ гигиеническим нормативам (в %).

Недельная учебная нагрузка по классам представлена в таб.3. Из таблицы видно, что превышение учебной недельной нагрузки до 2 часов в неделю чаще отмечается в 4-х классах (33,0 %), что, по нашему мнению, может быть связано с подготовкой к итоговой аттестации за весь курс начальной школы.

Таблица 3

Соответствие недельной аудиторной учебной нагрузки у учащихся 2,4,5,7,10 классов в разных регионах РФ гигиеническим нормативам (в %).

2-й класс 4-й класс 5-й класс 7-й класс 10-й класс

соответствует недельному нормативу 70,9 62,7 85,5 84,5 78,7

превышение до 2 акад. часов в неделю 19,1 33,0 12,4 14,7 12,5

превышение на 5 акад. часов и более в неделю 10,1 4,3 2,1 0,7 8,5

Анализ недельной учебной нагрузки в 4 классе в разных регионах РФ выявил, что соответствие аудиторной нагрузки недельным нормам СанПиН отмечается чаще в Краснодарском крае (83,5 %) и Пензенской области (90,6 %), а в Калининградской, Московской, Новосибирской областях и Хабаровском крае у 40,0 -59,2 % детей отмечается превышение недельной учебной нагрузки до 2 часов в неделю.

■ соответствует недельному нормативу □ превышение до 2 акад. часов в неделю

■ превышение до 5 акад. часов в неделю и более

Рис. 2. Соответствие недельной аудиторной учебной нагрузки у учащихся 4-х классов в разных регионах РФ гигиеническим нормативам (в %)

Дополнительные занятия (спецкурсы, факультативы, проектная работа) проводятся во второй половине дня. Отмечено, что у большинства учащихся 2-10 классов (97,3 %) количество дополнительных занятий в неделю не превышают максимального допустимого уровня (не более 10 часов в неделю) и соответствуют СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Тем не менее, в разных регионах РФ выявлено превышение гигиенических нормативов количества дополнительных школьных занятий на 2 и более часа в день: в Московской области и Краснодарском крае (в 4 % случаев) (рис. 3).

101,0% 100,0% 99,0% 98,0% \-97,0% 96,0% -495,0% — 94,0% \-93,0%

о2»*" / лР" <В> ^ ЛР° / А^"

# # # / ./ /

/ /

/ ^ #

/ /' /' /' / ^ / А £ А >

□ превышает норматив на 2 акад. ч и более в неделю

□ оответсвует нормативу (10 акад. ч в неделю)

Рис. 3. Соответствие предельно допустимого недельного объема внеурочной деятельности у учащихся в разных регионах РФ гигиеническим нормативам (в %о)

Домашние учебные занятия - важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Эта работа должна проводиться после обеда и достаточного отдыха и по времени совпадать с повышением интенсивности функциональной деятельности всех систем организма. Превышение соответствующего возрастным нормативам времени приготовления домашних заданий приводит не только к снижению внимания, скорости чтения, качества письменных работ, функциональным изменениям основных органов и систем, но и к сокращению времени прогулок, занятий спортом, сна.

Гигиенически допустима следующая продолжительность домашних заданий в 2-4 классах 1,5-2 часа, 5-8 классах - 2-2,5 часа, 9- 11-х классах - до 4 ч.

Увеличение продолжительности домашних учебных занятий может быть связано не только с объемом заданий, но и с интенсификацией учебного процесса, когда происходит - реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала (скрытая интенсификация). Это также может объясняться отсутствием у школьников устойчивого навыка рациональной организации своей работы.

Но столь высокая интенсивность учебного труда не позволяет варьировать обучение, учесть индивидуальные особенности ребенка, оставить резерв для организации щадящего режима, необходимого для детей с отклонениями в состоянии здоровья и число таких детей за годы обучения неуклонно растет. Это и подтверждают наши исследования.

Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы. При этом должен быть сохранен школьный стереотип: через 35 - 45 мин занятий необходим короткий перерыв. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим более длительный отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности. Конкретные результаты представлены в табл. 4.

Таблица 4

Средняя длительность выполнения домашних заданий по дням недели в часах

(Ы±т)

2-й 4-й 5-й 7-й 10-й

Пн 1:47±0:01 1:49±0:01 1 49±0:01 1 54±0:01 1:58±0:02

Вт 1:44±0:01 1:47±0:01 1 49±0:01 1 53±0:01 2:00±0:02

Ср 1:48±0:01 1:50±0:01 1 52±0:01 1 53±0:01 2:02±0:02

Чт 1:40±0:01 1:44±0:01 1 48±0:01 1 50±0:01 2:04±0:02

Пт 1:15±0:01 1:21±0:01 1 36±0:01 1 47±0:02 1:49±0:02

Сб 0:38±0:01 0:48±0:01 1 05±0:01 1 18±0:02 1:19±0:02

Вс 1:02±0:01 1:00±0:01 1 13±0:01 1 29±0:02 1:38±0:02

В целом длительность выполнения домашнего задания соответствует гигиеническим нормативам и составляет в среднем 1 ч 44 мин в учебные дни и 1 ч 11 мин - в выходные дни.

Однако, индивидуальный анализ длительности выполнения домашних заданий показал, что на фоне общей картины у 13,8 % детей отмечается превышение

норматива длительности выполнения домашних заданий на 1 час и более (рис. 4), причем эти данные достоверно не отличаются в разных регионах. Это может быть обусловлено особенностями расписания, преподавательским составом, профилем класса и т.д., что требует дополнительного изучения.

Рис. 4. Соответствие длительности выполнения домашнего задания гигиеническим нормативам (в %)

Таким образом, данные опроса (при условии достоверных ответов) показывают, что у большинства детей (86,2 %) время домашней учебной работы школьников укладывается в заданные нормами рамки.

Суммарная учебная нагрузка складывается из количества уроков, дополнительных занятий и выполнения домашней заданий (таб.5). Как видно из таблицы, суммарная учебная нагрузка в начальной школе высокая, и составляет в среднем 5 ч 34 мин в день во 2 классе, 5ч 42 мин - в 4 классе. Средняя суммарная учебная нагрузка в 10 классе составляет по будням дням в среднем 6 ч 45 мин, т.е. приближена к продолжительности рабочего дня взрослого человека.

Таблица 5

Суммарная учебная нагрузка по дням недели в часах (М±т)

2-й 4-й 5-й 7-й 10-й

Пн 5:49±0:01 6:01 ±0: 01 6:21±0:02 6:38±0:02 7:01±0:02

Вт 5:53±0:01 5:58±0:01 6:24±0:02 6:49±0:02 7:05±0:02

Ср 5:50±0:01 5:59±0:01 6:16±0:02 6:53±0:02 7:01±0:02

Чт 5:38±0:01 5:43±0:01 6:12±0:02 6:45±0:02 7:06±0:02

Пт 5:01±0:01 5:14±0:01 6:05±0:02 6:31±0:02 6:39±0:02

Сб 1:14±0:02 1:26±0:02 3:06±0:02 4:02±0:02 4:42±0:02

Вс 1:02±0:02 1:01±0:02 1:13±0:02 1:30±0:02 1:39±0:02

Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после

работы. Степень морфофункциональной зрелости организма определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют сон и пребывание на открытом воздухе (прогулки).

Пребывание на открытом воздухе (прогулки) - наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенной оксигенацией крови, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности.

В современных условиях перегрузки школьников чаще всего нарушается именно этот компонент режима дня: сокращается время пребывания на открытом воздухе (рис. 5). Как видно из рисунка, выдерживают норматив по продолжительности прогулок незначительная часть учащихся, в среднем 16,2 % детей по всей выборке, остальная часть детей (83,8 %) проводят на свежем воздухе недостаточное количество времени.

□ выдерживают норматив

□ не выдерживают норматив

Рис. 5. Соответствие длительности пребывания на свежем воздухе (прогулок) гигиеническим нормативам (в %)

Анализ продолжительности прогулки среди разных классов показал, что количество детей, соблюдающих режим пребывания на свежем воздухе особенно низок — среди учащихся начальной школы и составляет всего лишь 3-4 %. С возрастом, количество детей, пребывающих на открытом воздухе достаточное время, увеличивается к 10 классу и составляет 32,6 %. Необходимо отметить, что большая часть детей (в среднем 73,4 % по всей выборке) гуляют на 1 - 2 часа меньше возрастной нормы (рис. 6).

Сон является тем главным физиологическим механизмом, который обеспечивает восстановление работоспособности детского организма. Многолетними наблюдениями установлено, что минимальная продолжительность ночного сна для здоровых детей в возрасте 7—10 лет должна составить не менее 11 часов, 11 —12 лет—10 часов, 13—16 лет — 9 часов, 17—18 лет — 8 часов.

Рис. 6. Соответствие длительности пребывания на свежем воздухе (прогулок) у

учащихся разных классов гигиеническим нормативам (в %).

Для детей гигиеническая организация сна имеет особенно большое значение. Спокойные занятия перед сном, регулярное выполнение перед сном правил личной гигиены, просторная, чистая, не слишком мягкая постель, хорошо проветренная перед сном комната, постоянное время для сна и отсутствие таких раздражителей, как освещение, разговоры и шум, обеспечивают детям спокойный, глубокий сон.

Таблица 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средняя продолжительность сна у учащихся разных классов в часах(М±т).

2-й 4-й 5-й 7-й 10-й

Учебные дни 9:30±0:00 9:11 ±0: 01 8:48±0:00 8:39±0:01 8:00±0:01

Выходные дни 10:42±0:01 10:35±0:01 10:27±0:01 10:20±0:01 9:50±0:01

Данные исследования свидетельствуют о том, что практически у всех детей в учебные дни продолжительность сна не соответствует гигиеническим нормативам, в выходные дни ученики имеют более продолжительный сон и укладываются в возрастные нормативы (таб.6).

Более детальный анализ продолжительности сна в будние дни среди разных классов (рис.7) показал, что у значительной части детей 5 класса (95,6 %) отмечено недосыпание, причем 86,4 % пятиклассников недосыпают 2 и более часа. Аналогичное недосыпание отмечено у учеников 2,4,7 классов (58,3 %, 67,8 %, 67,5 % соответственно). К 10 классу достоверно увеличивается доля детей, соблюдающих гигиену сна и составляет 33,2 % детей, но это всего лишь треть детей.

Рис. 7. Соответствие длительности сна в учебные дни у учащихся разных клас-

сов гигиеническим нормативам (в %)

Анализ продолжительности сна в будние дни в разных регионах показал, что только в Московской области треть детей (32,6 %) имеют достаточную продолжительность сна, в остальных регионах доля учащихся, соблюдающих гигиену сна значительно ниже и составляет 11,0-19,3 % (рис. 8).

ные дни в разных регионах РФ (в %)

Таким образом, у большинства детей 2,4,5,7,10 классов во всех регионах отмечено недосыпание в будние дни, что приводит к снижению времени, необходимого для восстановления сил ученика. А это способствует тому, что утомление, возникающее в процессе учебной деятельности, переходит в переутомление и снижает адаптивные возможности учащихся.

Одной из важнейших естественных потребностей организма человека является двигательная активность, или движение. Оно формирует структуру и функции человеческого организма. Движение стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов, играющих важную роль в приспособлении человека к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Достаточная подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности. Особенно важно это в детско-подростковом возрасте, когда происходит активное физиологическое и психологическое развитие ребенка. Однако, в последние годы, в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин, у большинства школьников отмечается дефицит двигательной активности в режиме дня.

Исследование показало, что общая статическая нагрузка, включающая занятия в школе, самоподготовку, внешкольные занятия музыкой, иностранными языками, чтение художественной литературы, просмотр телепередач и т.д., составляет в среднем 10 часов 19 мин в учебные дни и 6 ч 33 мин - в выходные.

Анализ продолжительности статической нагрузки у учащихся разных классов (таб.7) показал, что состояние относительной неподвижности преобладает в течение дня у всех детей и значительно увеличивается от 2 к 10 классу: в будние дни десятиклассники проводят до 12,5 часов без двигательной активности. Проведенная нами оценка ранговой структуры заболеваний показала, что от 2-го к 10-му классу число детей с патологией костно-мышечной системы увеличивается в 1,8 раз (р<0,001) (в зависимости от региона рост составляет 1,1 - 2,9 раз). Эта особенность прослеживается как по функциональным нарушениям, так и по хроническим заболеваниям. Не случайно данную группу заболеваний нередко еще называют «школьной», т.к. именно школьные факторы риска (большая статическая нагрузка, малая двигательная активность) вносят в развитие данных нарушений здоровья весьма весомый вклад.

Таблица 7

Продолжительность статической нагрузки у учащихся разных классов в часах

2-й 4-й 5-й 7-й 10-й

Учебные дни 8:14±0:03 8:47±0:03 10:43±0:05 11:59±0:05 12:31±0:05

Выходные дни 4:49±0:04 5:20±0:04 6:39±0:06 8:04±0:07 8:27±0:07

Недостаточная двигательная активность, гиподинамия школьников особенно вредна для их растущего организма. Она приводит к так называемой гипотензии (ослабление или замедление движения), которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме школьника, привести к снижению функциональной активности многих органов и систем.

Таким образом, у значительного процента школьников начальной, основной и старшей школы выявлено превышение недельной учебной нагрузки, сокращение

продолжительности ночного сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе и низкая двигательная активность.

ВЫВОДЫ

1. Выявлено, что у 23,9 % учащихся отмечается превышение недельной учебной нагрузки на 2 и более часа, причем несоответствие недельной учебной нагрузки нормам СанПиН чаще наблюдается в 4-х классах (Калининградская, Московская, Новосибирская области и Хабаровский край), что, по нашему мнению, связано с подготовкой к итоговой аттестации за весь курс начальной школы.

2. Превышение нормативов учебной нагрузки ведет к нарушениям внешкольного режима. Продолжительность ночного сна учащихся в будние и выходные дни не соответствует возрастным нормативам, в зависимости от класса и региона от 58,3 до 95,6 % детей недосыпают ежедневно более 1 часа. Это может служить подтверждением систематического «невысыпания», которое может приводить к ухудшению функционального состояния коры головного мозга, являться основой для формирования неврозов, вегетососудистых дистоний, снижать умственную и физическую работоспособность.

3. Важным недостатком в режиме дня учащихся является значительное преобладание статических видов деятельности, в зависимости от класса и региона составляет от 8 ч 14 минут до 12 ч 30 мин в будние дни. Известно, что недостаток движения ведет к снижению иммунитета и сопротивляемости организма к хроническим заболеваниям и инфекциям. В результате у детей появляются утомляемость, раздражительность, нарушается сон и ухудшается память.

4. Выявленное в ходе исследования недостаточное временя прогулок на свежем воздухе (только 3-10,4 % учащихся 2-5 классов и 17,6-32,6 % 7-10 классов соблюдают режим пребывания на свежем воздухе) также свидетельствует о выраженном дефиците двигательной активности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антропова М.В. Учебная нагрузка остается доминирующим фактором риска для здоровья учащихся начальных классов / М.В. Антропова, Л.М. Кузнецова, Т.М. Параничева // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире. - Коломна, 1998.

2. Баранов А.А. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны укрепления здоровья подростков) /Баранов А.А., Кучма В.Р., Намазова-Баранова Л.С., Сухарева Л.М., Рапопорт Л.М., Скоблина Н.А., Храмцов П.И., Ильин А.Г., Яковлева Т.В., Байбарина Е.Н., Левитская А.А., Чумакова О.В., Антонова Е.В., Альбицкий В.Ю., Звездина И.В., Чубаровский В.В., Соколова Н.В., Седова А.С. -. М.: Издательство «ПедиатрЪ»; 2014. - 112 с.;

3. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа / М.М. Безруких - М.: Московский социально-психологический центр, 2008. - 240 с.

4. Параничева Т.М., Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н., Тюрина Е.В. и др. Учебная, внеучебная и общая нагрузка, режим дня старшеклассников при интеллекту-

альных нагрузках повышенной интенсивности и др. // Новые исследования. -.2016. - № 2. - C. 9-23.

5. Росстат: официальная статистика по заболеваемости детей в возрасте 0-14 лет по основным классам болезней, 2016.

REFERENSES

1. Antropova M.V. Uchebnaya nagruzka ostaetsya dominiruyushhim faktorom riska dlya zdorovya uchashhixsya nachalnyx klassov / M.V. Antropova, L.M. Kuzneczova, T.M. Paranicheva // Chelovek, zdorov'e, fizicheskaya kultura i sport v izmenyayushhemsya mire. - Kolomna, 1998.

2. Baranov A.A. Strategiya «Zdorov'e i razvitie podrostkov Rossii» (garmo-nizaciya evropejskix i rossijskix podxodov k teorii i praktike oxrany' ukrepleniya zdo-rov'ya podrostkov) /Baranov A.A., Kuchma V.R., Namazova-Baranova L.S., Suxareva L.M., Rapoport L.M., Skoblina N.A., Xramczov P.I., Il'in A.G., Yakovleva T.V., Ba-jbarina E.N., Levitskaya A.A., Chumakova O.V., Antonova E.V., Al'biczkij V.Yu., Zvezdina I.V., Chubarovskij V.V., Sokolova N.V., Sedova A.S. - M.: Izdatel'stvo «Pe-diatr'»; 2014. - 112 s.;

3. Bezrukix M.M. Zdorov'esberegayushhaya shkola. / M.M. Bezrukix - M.: Moskovskij sociaTno-psixologicheskij centr, 2008. - 240 s.

4. Paranicheva T.M., Makarova L.V., Luk'yanecz G.N., Tyurina E.V. i dr. Uchebnaya, vneuchebnaya i obshhaya nagruzka, rezhim dnya starsheklassnikov pri in-tellektuaTnyx nagruzkax povyshennoj intensivnosti i dr. // Novy'e issledovaniya. -2016. - N2. - C. 9-23.

5. Rosstat: oficiaFnaya statistika po zabolevaemosti detej v vozraste 0-14 let po osnovny'm klassam boleznej, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.