Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОМ ВЛИЯНИИ ЗАГРЯЗНЕННОГО АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ'

К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОМ ВЛИЯНИИ ЗАГРЯЗНЕННОГО АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — И.В. Беленькая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОМ ВЛИЯНИИ ЗАГРЯЗНЕННОГО АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ»

Взятие материала для лабораторного исследования производится на объектах бригадами помощников санитарного врача в составе 2—3 человек. Для этого используются ватные тампоны, посевы производятся на среды Плоскирева, Левина и в необходимых случаях на консервирующие среды. Плановая система предусматривает взятие материала на специальном пункте при санэпидстанции (после дефекации с дачей слабительного) с посевом на те же среды. В личных медицинских книжках обследованных на месте делается отметка о взятии материала, а в санэпидстанции ведутся списки работников по объектам, в которых отмечаются результаты анализов, что позволяет осуществлять четкий учет обследованных и необследованных.

Наш опыт свидетельствует о том, что внезапные обследования, даже при меньшем в сравнении с плановыми числе обследованных и при менее эффективном методе взятия материала, позволяют выявлять большее число бациллоносителей кишечных инфекционных заболеваний.

Вместе с тем следует остановиться и на трудностях, встретившихся нам в работе по новой системе. В первую очередь нужно отметить, что посещение объектов санитарными работниками с целью взятия материала у обследуемых на местах (при прежней системе обследуемые сами посещали лабораторию) приводит к появлению новых обязанностей, увеличению нагрузок и объема работы персонала. Рассредоточенность объектов по периферии всего района на значительных расстояниях от санэпидстанции и друг от друга, отсутствие на большинстве из них подходящих помещений для взятия материала обусловливают необходимость в автолабораториях.

В конечном итоге систему внезапных обследований в силу ее большей результативности в сравнении с системой плановых обследований, на наш взгляд, следует признать прогрессивной.

Поступила 13/1X 1976 г.

Краткие сообщения

УДК 616-053.5-02:614.72

И. В. Беленькая

к вопросу о возможном влиянии загрязненного атмосферного воздуха на состояние здоровья школьников

Владивостокский медицинский институт

В СССР за последние десятилетия выявлено существенное улучшение состояния здоровья детей (Г. Н. Сердюковская). Однако в некоторых случаях загрязненная внешняя среда и, в частности, атмосферный воздух могут оказывать неблагоприятное влияние на здоровье детей младшего возраста (К- А. Буштуева; В. А. Гофмеклер).

Мы попытались изучить влияние разной степени загрязнения атмосферного воздуха в условиях мусонного климата на организм школьников младших классов, используя разработанную нами схему комплексной оценки влияния внешних факторов на здоровье детей.

Группы детей отбирались на основе предварительно проведенных социологических исследований, позволивших выделить контингенты детей, проживающих в данном районе не менее 3 лет, имеющих примерно одинаковые материально-бытовые условия жизни и социальное положение родителей.

Комплексное изучение состояния здоровья исследуемых школьников проводилось по четырем основным критериям: уровень и гармоничность физического развития, частота и характер острых заболеваний, состояние основных физиологических функций организма и распространенность длительно текущих заболеваний.

Исследовалось состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, определяющих жизненно важные показатели организма и являющихся чувствительными к изменению состава вдыхаемого воздуха.

Для исследования взяты учащиеся 1—4-х классов пяти школ Владивостока, расположенных в разных его районах. Четыре школы находились в зоне влияния промышленных источников загрязнения атмосферы, порта и автотранспорта. Одна школа, расположенная в чистой части города, взята в качестве контрольной.

В различные сезоны года в атмосферном воздухе в районах расположения школ определялись наиболее распространенные загрязнители — пыль, сажа, окись углерода, окислы азота, сернистый газ. Было выполнено 1192 анализа воздуха. В районе опытных школ суммарное содержание пыли и газов превышало допустимый уровень в 2—3 раза. В районе контрольной школы суммарное загрязнения воздуха находилось ниже предельно допустимой концентрации.

Физическое развитие учащихся изучали по унифицированной методике (А. Б. Ставиц-кая и Д. И. Арон). Сравнение антропометрических показателей исследуемых учащихся показало, что рост, вес, окружность грудной клетки в опытных школах больше, чем в контрольной. При этом у учащихся школ, в районе которых атмосферный воздух загрязнен меньше, рост и вес больше, чем у учащихся школ, находящихся в районах большего загрязнения воздуха. Наиболее отчетливо эта закономерность прослеживается у девочек и у мальчиков 9 и 10 лет, рост которых на 3,5—3,9 см, а вес на 2,7—4 кг больше, чем в контроле. Окружность же грудной клетки наибольшей оказалась у учащихся школ, находящихся в условиях большего загрязнения атмосферы.

Такая, на первый взгляд, парадоксальная реакция подтверждается литературными данными о возможности стимуляции физического развития воздействием неблагоприятных внешних факторов малой интенсивности (Н. С. Правдин; А. Н. Гордиенко; В. А. Гоф-меклер).

Уровень физического развития определяли по шкале регрессии с помощью оценочных таблиц для школьников Владивостока (А. Г. Филлипова). Наиболее многочисленной в обоих районах была группа детей среднего роста с пропорциональным развитием. Но в опытных школах она была меньше (51,7 против 56,9% в контрольной) за счет детей высокого и выше среднего роста с непропорциональным развитием.

Результаты углубленных медицинских осмотров свидетельствуют о большей распространенности длительно текущих болезней дыхательных путей среди учащихся опытных школ, где хронический тонзиллит, хронический бронхит, хроническая пневмония встречались в 2—2,4 раза чаще, чем в контрольной. В опытных школах неболевших в течение учебного года детей было на 4,2% меньше, чем в контрольной. Изучение контингента болевших детей показало, что в контрольной школе большинство детей болели 1 раз, в то время как в опытных школах этот показатель был на 18,1% меньше. Многократно же болевших детей (3 раза и более) за учебный год было почти в 2 раза больше в опытных школах по сравнению с контрольной.

В опытных школах число случаев пропуска уроков по болезни на 100 учащихся было на 24% выше, чем в контрольной. К пропускам занятий приводили в основном заболевания гриппом и острыми респираторными заболеваниями, которых в опытных школах было на 22% больше, чем в контрольной. В опытных школах на 15% больше по сравнению с контрольной была продолжительность одного пропуска. ,

Таким образом, в опытных школах было больше детей, страдавших острыми и хроническими болезнями дыхательных путей, выше процент многократно болевших учащихся, продолжительнее был каждый случай заболевания с пропуском уроков. Сделанное нами на основе анализа этих данных предположение о снижении иммунологической реактивности организма детей опытных школ было подтверждено исследованиями поверхностной аутофлоры кожи по методу Н. Н. Клемпарской и Г. А. Шальновой. На отпечатках, взятых с кожи учащихся опытных школ в начале учебного года, получено достоверно больше колоний, в том числе и гемолитических штаммов, чем в контрольной школе. При повторном исследовании в конце учебного года различия стали более значимыми: общее количество колоний на отпечатках с кожи школьников опытных районов оказалось в 3,9 раза, а маннитразлагающнх штаммов — в 3 раза большим, чем в контрольной группе.

Функциональное состояние центральной нервной системы, определяемое по скорости реакции на световой и звуковой раздражители, в опытных школах было хуже, чем в контроле. В начале учебного года длительность латентного периода моторной реакции в опытных школах была на свет на 32%, на звук на 33% больше, чем в контрольной.

В конце учебного года в опытных школах время реакции на свет достоверно увеличилось на 0,080—0,101 с, на звук — на 0,063—0,090 с, а в контрольной школе это увеличение было почти в 3 раза меньшим — на 0,013—0,035 с на свет и на 0,017—0,038 с на звук.

Следовательно, у учащихся опытных школ состояние центральной нервной системы, поданным изменений длительности латентного периода зрительно- и слухо-моторных реакций, характеризуется более выраженными сдвигами физиологических показателей по сравнению с таковыми у учащихся контрольной школы.

Объективный показатель функционального состояния центральной нервной системы — умственная работоспособность — в конце занятий и в конце учебного года снижалась, но характер ее снижения в различных группах не был одинаковым.

В начале учёбиого года у учащихся 1-х классов опытных школ после занятий происходило удлинение скрытого периода зрительно- и слухо-моторных реакций в среднем на 0,080—0,085 с, а у первоклассников контрольной школы—лишь на 0,028—0,036 с. Аналогичные данные получены и в конце года (разница статистически достоверна).

Сопоставление количественных и качественных показателей выполнения корректурных проб показало, что общая умственная работоспособность под влиянием развивающегося утомления к концу занятий снижается у детей опытной школы больше, чем в контрольной школе. Так, в начале учебного года в контрольной школе количество просмотренных знаков достигло 440,8—829,4 (в опытной—342,8—810), а число ошибок на 500 просмотренных знаков равнялось 1,6—2,4 (в опытной—2,1—6,1).

К концу учебного года под влиянием утомления объем выполненной работы снижался, а качество — ухудшалось. Более выраженным процесс утомления был у учащихся школ, расположенных в более загрязненных районах города, где количество допущенных ошибок достигало 7 на 500 просмотренных знаков, тогда как в контроле — только 3,2.

Количество просмотренных знаков к концу занятий в опытных школах уменьшалось на 19,1—50,3, а в контрольной — в 3 раза меньше (на 4,3—18,7); количество ошибок увеличивалось в опытных школах на 2,0—6,3 на 500 знаков, а в контрольной школе — только на 1,4—1,6 (различия статистически достоверны).

Идентичные результаты получены были при изучении работоспособности по таблицам Платонова. Так, время, затраченное на выполнение дозированного задания по таблицам Платонова, составляло в опытных школах 185,1—252 с, в контрольной — 165,2— 229,3 с. К тому же оно еще более удлинялось под влиянием учебной нагрузки (на 9,7— 26,6 с в контроле и на 11,0—92,8 с в опытных школах).

Данные о динамике работоспособности учащихся подтверждаются результатами исследования температуры кожи. В начале и в конце учебного года более высокие показатели температуры кожи во всех исследуемых точках отмечены у школьников загрязненных районов. После занятий температура кожи повышалась у учащихся всех исследуемых школ, особенно заметное ее повышение наблюдалось в опытных школах в конце учебного года. Итак, при практически одинаковых учебной нагрузке и микроклимате ббльшие изменения изучаемого показатели обнаружены в районах с загрязненным атмосферным воздухом.

Изучение функционального состояния сердечно-сосудистой системы показало, ч?о у учащихся, подвергавшихся воздействию атмосферных загрязнений, имеет место статистически достоверное учащение пульса по сравнению с учащимися контрольного района. Так, среднее значение пульса у девочек 1, 2, 3, 4-х классов опытной группы составляло соответственно 91,5; 89,1; 95,7; 90,5 и у мальчиков — 88,7; 89,9; 84,4; 83,5 против 83,1; 83,7; 83,5; 81,9 у девочек и 84,0; 82,0; 80,8; 98,2 у мальчиков контрольной школы. У всех детей опытной группы показатели систолического и диастолического артериального давления были также достоверно выше по сравнению с контрольной группой.

Дозированная нагрузка (20 приседаний за 30 с) подчеркнула разницу в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы учащихся в опытных и контрольной школах. Так, в опытных школах учащение пульса после нагрузки более чем на 50% наблюдалось у школьников в 52%, а в контрольной школе —только в 26,7% случаев. Систолическое давление поднималось более чем на 30 мм рт. ст. у 17% школьников опытных школ, тогда как в контрольной школе—только у 7,9% учащихся.

Восстановление пульса и артериального давления после функциональной пробы у детей опытных школ чаще носило затяжной характер (более 3 мин): замедленное восстановление пульса имело здесь место у 52,3%, давления — у 65,4% детей против соответственно 25,4 и 38,4% в контрольной школе. Замедленное восстановление диастолического давления было отмечено у 53,1 % учащихся опытных школ и у 42,3% контрольной.

Следовательно, сердечно-сосудистая система учащихся опытных школ характеризовалась более высокими абсолютными величинами пульса и артериального давления, отвечала на функциональную пробу большей амплитудой их изменений и более медленным восстановительным периодом, т. е. имела большую лабильность по сравнению с таковой у учащихся контрольной школы.

Признаки ухудшения функционального состояния у учащихся опытных школ выявлены и при изучении системы внешнего дыхания. Они проявлялись в снижении величины максимальной вентиляции легких и пневмотахометрии, а также в реакции на функциональную пробу с физической нагрузкой. После физической нагрузки отмечены большая амплитуда увеличения минутного объема дыхания и затяжной (более 5 мин) восстановительный период.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют о наличии у учащихся опытных школ более существенных сдвигов в состоянии здоровья, функциональном состоянии сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, более значительном снижении под влиянием учебной нагрузки умственной работоспособности, чем у учащихся контрольной группы.

Учитывая, что обследованные контингента детей основного и контрольного районов в социально-бытовых, географических, климатических условиях, в уровне медицинского обслуживания различий не имели, считаем возможным сделать вывод об отрицательном влиянии атмосферных загрязнений на состояние здоровья и работоспособность учащихся младших классов.

На основании проведенных исследований разработаны гигиенические рекомендации по уменьшению неблагоприятного влияния загрязнителей атмосферы на детей.

ЛИТЕРАТУРА. Буштуева К. А. — «Гиг. и сан.», 1966, № 6, с. 93— 98. — Гор д и е н к о А. Н. Руководство по патологической физиологии. Киев, 1954. — Гофмеклер В. А. — «Гиг. и сан.», 1974, № 9, с. 7—10. — Гофмеклер В. А., Лищинский Б. Д., Камынина Л. Н. — Там же, 1975, № 3, с. 114—116. — Клемпарская Н. Н., Шальнова Г. А. Аутофлора как индикатор радиационного поражения организма. М., 1966. — Правдин Н. С. — В кн.: Оценка сравнительной токсичности химических веществ. М., 1933, с. 7—53. — Сердюков -екая Г. Н. — В кн.: Гигиена детей и подростков. Вып. 2. М., 1970, с. 3—12. — Ста ■ в и ц к а я А. Б., Арон Д. И. Методика исследования физического развития детей и подро стков. М., 1959.

Поступила 2/\Ч1 1976 г.

УДК 6 16-018.2-008.953.6-02:547.222

К. И. Тарасова, В. Р. Цулая, В. М. Шайпак

ВЛИЯНИЕ ХЛОРПРОИЗВОДНЫХ УГЛЕВОДОРОДОВ НА СИСТЕМУ ТУЧНЫХ КЛЕТОК ПОДКОЖНОЙ РЫХЛОЙ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ ПРИ ИХ РАЗДЕЛЬНОМ И КОМБИНИРОВАННОМ ВВЕДЕНИИ

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

В условиях загрязнения окружающей среды человек одновременно подвергается воздействию целого ряда веществ. Поэтому большое практическое значение имеет сравнительное изучение характера действия каждого отдельного вещества и их смеси. Нами проанализировано состояние тучноклеточной системы подкожной соединительной ткани с вычислением индекса дегрануляции при воздействии трех хлорпроизводных углеводородов (1,2-дихлорпропана, 1,2-ДХП; 1,2,3-ТХП; ТХЭ), поступающих в организм как изолированно, так и в определенных комбинациях. Изолированное действие этих веществ на животных давало одинаковый биологический эффект по ряду физиологических и биохимических показателей. Комбинированное действие их изучалось на смеси, составленной в долях от изоэффективных концентраций каждого из указанных компонентов.

В нашем опыте использовались 35 самцов беспородных белых крыс, подвергавшихся непрерывному ингаляционному воздействию хлорпроизводных углеводородов в течение 7 сут. Концентрации каждого вещества в отдельности и их смеси создавались в герметических камерах емкостью 200 л и поддерживались на постоянном уровне. В соответствии с характером воздействия животные были разделены на 8 групп: I группа — контроль 1,2-ДХП; 11 группа — воздействие 1,2-ДХП, концентрация 1 мг/л; III группа — контроль 1,2,3-ТХП; IV группа — воздействие 1,2,3-ТХП, концентрация 0,35 мг/л; V группа—контроль ТХЭ; VI группа — воздействие ТХЭ, концентрация 1,25 мг/л; VII группа — контроль смеси: 1,2-ДХП; 1,2,3-ТХП; ТХЭ; VIII группа — воздействие смеси: 1,2-ДХП, концентрация 0,33 мг/л; 1,2,3-ТХП, концентрация 0,13 мг/л; ТХЭ, концентрация 0,43 мг/л. Изучались пленочные препараты из подкожной соединительной ткани области паха. Методика исследования подробно описана в предыдущей работе (К- И. Тарасова).

При воздействии 1,2-ДХП и смеси у опытных животных в состоянии тучных клеток наблюдались изменения, аналогичные описанным нами ранее в экспериментах с 1,2,3-ТХП и ТХЭ, а именно — в цитоплазме клеток усилены процессы конгломерации, вакуолизации и дегрануляции, повышена степень дегрануляции (см. таблицу). Следовательно,

Изменение дегрануляции тучных клеток под действием 1,2-ДХП, 1,2,3-ТХП, ТХЭ и их смеси

Характеристика опыта Дегранулирующие

тучные клетки, М±т

Воздействие 1,2-ДХП:

I группа — контроль 14±2,4 I с II

II группа — опыт 51—11,3 /><0,02

Воздействие 1,2,3-ТХП:

III группа — контроль 12,6—2,6 III с IV

IV группа — опыт 36,6^5,7 Я <0,02

Воздействие ТХЭ:

V группа — контроль 8,4±0,4 V с VI

VI группа — опыт 28,Ü 3,7 Р <0,002

Воздействие смеси

1,2-ДХП; 1,2,3-ТХП; ТХЭ:

VII группа — контроль 12,6^:2,6 VII с VIII

VIII группа — опыт 37,7^ 5,4 Я<0,01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.