Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — H.H. Мамчур

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental motional regimens for oldest preschool children at preschool institution are recommended for health strengthening.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

явление учащихся, нуждающихся в психологической поддержке или коррекции, простота обработки результатов обследования, удобство хранения и извлечения информации, возможность массовых обследований, гибкость системы, возможность ее совершенствования, дают школе хорошую возможность обеспечить ее психологическую службу.

Литература

1. Автоматизация методик психологического исследования: Принципы и рекомендации.-- Орел, 1989.

2. Автоматизированные информационные системы в здравоохранении,— София, 1987.

3. Антонова Л. Т., Гундаров В. П. и др. // Сов. здравоохр. 1986,—№ 4,- С. 18-21.

4. Ахутин В. М., Воронцов И. М. и др. // Мед. техника.— 1988,— № 6,— С. 45-50.

5. Волков И. П. Методы социальной психологии.— Л., 1977.

6. Здоровье, развитие, личность.— М., 1990.

7. Жданов А. М., Зайцев В. П., Эльянов М. М. // Вопр. психол.- 1980,— № 3,— С. 145.

8. Каминская Г. Н.. Петров А. И. и др. // Гигиена детей и подростков — важнейшее звено профилактической медицины,— М„ 1989,— С. 233.

9. Канеп В. В., Попов Г. С.. Соломонов С. А. и др. // Сов. здравоохр.— 1988.—№ 1,—С. 32 —36.

10. Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология,—М., 1977.

11. Психофизиологическое развитие и состояние психического здоровья детей и подростков,— М., 1987.

12. Черных В. Е. // Сов. мед.— 1989.—№ 10. -С. 54—56.

13. Cross А. // Arzt. Jugend.— 1988,— Vol. 79, N 3,— S. 149—157

14. Frerichs S. et al. // Publ. Hlth Rep.— 1989,— Vol. 104, N 1,— P. 14—23.

15. Hennig W. II Kongress der Gesellschaft für Psychologie in der DDR. 2: Berichte.—Berlin, 1969,—S. 231—247.

16. Papert S. Mindstorms: Chillren, Computers and Powerful Ideas.— New York, 1980.

Поступила 16.03.93

Summary. Automatic information system for assessment and control of the health state of schoolchildren has been developed at Research Institute of Hygiene and Disease Prevention.

© H. H. МАМЧУР. 1993 УДК 612.766.1 -053.21.08

Н. Н. Мамчур

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Центральный институт усовершенствования врачей Минздрава РФ, Москва

Здоровье ребенка является динамическим процессом и категорией биосоциальной, следовательно, оно управляемо. Именно здоровье является интегральным отражением влияния всего комплекса факторов среды на детский организм. Среди этих факторов большую роль играют характер привычной двигательной активности (ДА), а также постановка физического воспитания в детских дошкольных учреждениях (ДДУ). Многолетний опыт показывает, что организация оптимального двигательного режима (ДР) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей способствует укреплению их здоровья путем повышения неспецифической резистентности, совершенствованию функциональных возможностей детского организма [3].

Создание новой системы управления и изменение структуры дошкольных учреждений предусматривают многообразие и вариативность этих учреждений, реализацию систематически обновляющихся программ. Это обусловливает актуальность научного обоснования рационального ДР детей старшего дошкольного возраста с учетом его влияния на функциональное состояние различных систем организма, в том числе на факторы неспецифической защиты.

Цель исследования — гигиеническое обоснование ДР детей старшего дошкольного возраста, способствующего сохранению и укреплению их здоровья в условиях современных ДДУ.

Исследование проводили в 3 ДДУ Южного округа Москвы. Под наблюдением находилось 125 детей, из которых были сформированы 2 опытные и 1 контрольная группы. В контрольной группе занятия по физической культуре проводились в соответствии с типовой программой «Физическая

культура в детском саду». В 2 опытных группах использовали разработанные нами экспериментальные ДР (ЭДР). При их разработке учитывали, что для повышения эффективности физического воспитания, совершенствования тренированности организма необходимо обеспечить в достаточной степени кратность, интенсивность, продолжительность занятий. Кроме того, мы принимали во внимание тот факт, что в зоне гигиенической нормы выделены оптимальные величины суточной ДА, которые способны дать наибольший оздоровительный эффект для индивида [2, 4].

ЭДР предусматривали увеличение моторной плотности занятий по физическому воспитанию до 75—85 % при частоте сердечных сокращений 140—150 в 1 мин за счет применения метода круговой тренировки, музыкальное сопровождение занятий (вводной и заключительной частей), активизацию самостоятельной ДА детей путем установки в группах мини-стадионов, а также использование системы общего и местного закаливания. Кроме перечисленного, ЭДР-1 включал увеличение продолжительности двигательного компонента в суточном бюджете времени за счет введения 2 занятий плаванием и 2 занятий ритмической гимнастикой (равномерно распределенных в недельном цикле), использование тренажеров и включение «ритм-блоков» в вводную и основную части занятий. Отличие ЭДР-2 заключалось в увеличении продолжительности двигательного компонента в суточном бюджете времени путем введения ежедневных музыкально-ритмических занятий. Таким образом, продолжительность организованных форм физического воспитания в недельном цикле при ЭДР-1 была увеличена на 120 мин, при ЭДР-2 — на 150 мин.

Измерение суммарной ДА показало, что количество локомоций (в тысячах шагов в I сут) у детей, занимающихся но ЭДР-1, составило 12,45± ±0,14—13,48±0,13, по ЭДР-2 — 11,75±0,11 против 7,34±0,11 —8,08±0,61 в контрольной группе (р<0,001). Общий суточный расход энергии (в ккал) с учетом энерготрат на специфически динамическое действие пищи, рост организма составил 2140,63±25,19—2191,14±30,77 при ЭДР-1, 1951,46± 13,34 при ЭДР-2, 1675,69±22,3— 1784,0± 15,16 в контроле (р<0.001).

Увеличение двигательного компонента в режиме дня оказало положительное влияние на функциональное состояние двигательного анализатора, оцененное по координации движения рук с помощью прибора АКДР-2. Так, число касаний, совершаемых испытуемым за 1 с, составило: в 1-й группе 1,20±0,07, во 2-й — 2,29±0,13, а в контроле 3,45±0,10.

Данные хронорефлексометрии дают возможность судить о влиянии различных ДР на функциональное состояние центральной нервной системы детей. При межгрупповом сравнении результатов скорости ответной реакции выявлены достоверные различия (р<0,001) у детей контрольной и опытных групп.

Более высокая ДА детей опытных групп обеспечила и более высокий уровень физической работоспособности (РШС17о)-

Данные, характеризующие активность лизоцима слюны, свидетельствуют о более высоком уровне неспецифической резистентности организма детей при ЭДР-1: от начала к концу учебно-воспитатель-ного года возросло количество детей со средними значениями лизоцима с 56,8 до 70,6 %, что является нормативным показателем неспецифической резистентности, и уменьшилось количество детей, имеющих как высокие (с 29,7 до 17,7%), так и низкие (с 13,51 до 11,76%) показатели. Следует отметить, что при ЭДР-2 возросло также количество детей со средними значениями активности лизоцима слюны с 34,5 до 43,4 % и уменьшилось количество детей с низкими значениями этого показателя с 44,8 до 30,5 %. В контрольной группе отмечена тенденция к уменьшению количества детей со средними значениями активности лизоцима слюны до 50% против 54%, при увеличении количества детей с высокими показателями с 21 до 25 %.

О благоприятном влиянии ЭДР на адаптационные возможности организма детей свидетельствуют результаты исследования функционального резерва системы неспецифической резистентности с использованием дозированной физической нагрузки [1]. Через год после введения этих режимов была проведена функциональная проба в виде

степ-теста у 42 дошкольников, при этом слюну собирали до и после нагрузки. При исследовании активности лизоцима отмечено 3 варианта ее изменения: отсутствие изменений (благоприятный вариант), повышение (также благоприятный), снижение (неблагоприятный вариант). В 1-й опытной группе у 63,4 % детей этот показатель не изменился, что свидетельствует о достаточном уровне тренированности, у 18,2%—снизился и у 18,2 % — повысился. Во 2-й опытной группе у 36,36 % детей он не изменился, у 45,45 % — повысился и у 18,18%—снизился. В контрольной группе показатели не изменились у 30 % детей и у 30 % — увеличились. Снижение активности лизоцима у 40 % детей контрольной группы свидетельствует о более значительной нагрузке на функциональное состояние системы неспецифической защиты, что и привело к уменьшению активности лизоцима.

Частота острой заболеваемости при ЭДР-1 составила 85 случаев на 100 детей, а при ЭДР-2 — 120 случаев против 186,5 случая на 100 детей в контроле. При этом индекс здоровья при ЭДР-1 и ЭДР-2 был достоверно выше — 42,5 и 20 % соответственно, в то время как в контроле он составил 7,7 %.

Эти данные показывают, что целенаправленное воздействие средствами физического воспитания позволяет достичь определенного эффекта в укреплении здоровья детей. Однако задача заключается не только в систематическом использовании оптимальных по продолжительности средств физического воспитания в зависимости от возраста, пола, исходного уровня состояния здоровья и физической работоспособности. Важно, прослеживая эффективность их воздействия на организм, вносить коррективы в программы физического воспитания, достигая конечной цели. Только при этих условиях можно рассчитывать на улучшение здоровья на уровне не только индивида, но и популяции.

Литература

1. Косарева Г. Г. Неспецифическая резистентность детского организма как критерий оценки его функционального состояния в гигиенических исследованиях: Автореф. дис. ... канд. биол. наук.— М., 1991.

2. Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков / Под ред. Г. Н. Сер-дюковской, Л. И. Абросимовой.— М., 1980.

3. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков.— М., 1991.

4. Юрко Г. П. // Проблемы совершенствования физического воспитания дошкольников.— М., 1988.— С. 4—10.

Поступила 22.03.93

Summary. Experimental motional regimens for oldest preschool children at preschool institution are recommended for health strengthening.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.