13. Сидоряк М. Г. Ц Гнг. н сан.— 1991,— № 7._ с. 61—63.
14. Субботин Ф. Н. Нитраты воды и пищи как новая гигиеническая проблема: Автореф. дис.—Л., 1963.
15. Цыганенка О. И., Емченко Н. Л. и др. // Гиг. и сан.— 1990,- № 9,- С. 42—44.
Поступила 16.02.93
Summary. Addition to summer rations of children and nursing mothers o( vegetables and fruits increased children's blood methemoglobin levels by 2.1-3.0 times as compared with spring nutrition without hotbed products.
e
Гигиена детей и подростков
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1993 УДК 616.89-053.2-021.3-084
Г. Н. Сердюковская, В. Г. Сахаров, Г. И. Квасов
РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ И СЛЕЖЕНИЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧЕБНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ НА БАЗЕ ШКОЛ
НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГКСЭН РФ, Москва
Известно, что донозологические формы нервно-психических отклонений сопровождаются стойкими деформациями личностных свойств детей и подростков, что значительно нарушает их адаптацию к требованиям жизни на этапах онтогенеза. Актуальность проблемы первичной профилактики нервно-психических отклонений в состоянии здоровья подрастающего поколения подчеркивается фактом их роста в последние годы во всех странах мира, в связи с чем остро стоит вопрос о своевременной психогигиенической коррекции доклинических нарушений, значительная часть которых в противном случае переходит в патологию нозологического круга 111 ] • В связи с тенденцией роста отрицательных микросоциальных, экологических, биологических и многих других факторов, являющихся причинами возникновения донозологиче-ских нарушений нервно-психического здоровья, назрела необходимость широкого развертывания и организации практических органов психогигиенических обследований именно в детском и подростковом возрасте, когда не только различные дефекты здоровья, но и аномалии процесса формирования личности могут стать основой нарушения нервно-психического здоровья взрослых, но, с другой стороны, именно незавершенность развития и присущие процессу роста пластичность функций и компенсаторные возможности ставят вопрос об обязательности постоянной психогигиенической службы прежде всего на ранних этапах онтогенеза |11|. Умение уловить первые признаки отклонений от нормы психического развития - необходимое условие предупреждения нежелательных явлений в формировании личности, тем более что психический фактор в настоящее время по праву рассматривается как одна из основных причин многих, в том числе и соматических заболеваний. В связи с этим разработка недорогих технологий для автоматизированных скрининговых доврачебных осмотров детского населения, позволяющих при минимальных затратах времени, обслуживающего персонала и сил производить массовые обследования учащихся непосредственно на базе школ, является актуальной задачей.
Использование ЭВМ для психологического тестирования детей разного возраста уже имеет большую практику за рубежом, где компьютерное тестирование на базе персональных ЭВМ используется как один из методов психолого-педагогической диагностики в условиях школы [1, 13, 14, 16].
Реальное применение автоматизированных информационных систем (АИС) в практике здравоохранения в нашей стране имеет место лишь в последние годы |2, 4, 7]. При этом можно отметить тенденцию использования АИС на втором, врачебном, этапе массовых профилактических осмотров, например, комплексная автоматизированная система медицинских осмотров населения (КАСМОН), разработанная в Латвии, позволяет по результатам простейших объективных исследований и ответов на 67 анамнестических вопросов выявить нарушения здоровья обследуемых взрослых по 16 наиболее распространенным классам заболеваний [9]; автоматизированная система количественной оценки риска патологических синдромов (АСКОРС) на основе многопрофильной анкеты дает возможность определять состояние здоровья пациентов по 11 основным общепатологическим синдромам [12]. В 1986 г. на базе Московской поликлиники № 3 была введена в эксплуатацию АИС профилактических осмотров подростков. Схема обследования, разработанная совместно с ВНИЦ ГиПЗДПиМ, включает 2 этапа и предполагает автоинтервьюирование подростков с целью сбора анамнестических данных, психологическое тестирование, ввод объективных данных (АД, ЧСС, ЭКГ, спирометрия, острота зрения, данные анализов и флюорографии). На заключительном этапе проводится обследование у врачей специалистов с последующим обобщающим заключением и отнесением нарушений у подростка к патологическим классам по типу: «норма», «обратить внимание врачей» или «патология» [3]. Большой опыт по разработке технических и программных (включая общесистемные) средств автоматизированных научных исследований применительно к задачам гигиены детей и подростков
накоплен также н в НИИ ГиПЗДПиМ [8].
В разработке автоматизированных скрининг-систем для массовых профилактических осмотров можно выделить 2 ведущие проблемы. Это научно обоснованное определение оптимального объема и набора методов исследования, определяющего минимальное, но достаточное количество информа-ции о физиологических, функциональных, психологических и других параметрах в системе организм — среда, которое обеспечивает выявление самых ранних донозологических отклонений в состоянии здоровья детей и подростков. Вторая проблема — это разработка базового научно-ме-тодического обеспечения, которое лежит в основе критериев диагностики состояний организма.
Мы поставили перед собой задачу разработать на базе персональных компьютеров, совместимых с IBM PC AT/XT, АИС для оценки и слежения за состоянием психологического здоровья учащихся 10—15-летнего возраста на базе школ, которая предназначалась бы как для психологов, так и для педагогов. В основу системы положен принцип массовых скрининговых осмотров школьников и » анализ неспецифических отклонений в состоянии здоровья с целью отнесения учащихся к одной из групп: «не имеют отклонений» и «имеют отклонения» (группа риска), т. е. нуждаются в консультации психолога. При выполнении работы решался ряд общих задач, традиционно необходимых при разработке АИС: обоснование методических подходов скрининга, формирование программы методик обследований, разработка программного обеспечения. Решался также и ряд специальных задач, вытекающих из цели работы: 1) набор методик и степень их автоматизации должны соответствовать условиям работы школьного медицинского кабинета и компьютерных классов школ; 2) полученные данные и их интерпретация должны быть максимально адаптированы для пользователей; 3) результаты скрининга должны являться основанием для принятия решений о направлениях и степени вмешательства; 4) компьютерное тести-рование школьников на базе АИС должно соответствовать их возрастным и функциональным возможностям. Для интегральной оценки основных компонентов психологической сферы школьника необходимо было получить информацию о состоянии 3 крупных групп психических явлений, которыми являются: психические процессы (функции), психические свойства личности и психические состояния 110]. В связи с тем что основной формой деятельности школьника является учеба, основная работа была направлена на изучение тех функций и свойств личности, на которые ложится основная нагрузка в процессе обучения и усвоения знаний.
Анализ имеющейся литературы позволил выделить минимальную совокупность психологических характеристик, позволяющую иметь полноценный % психологический портрет личности учащегося, к которым относятся: интеллект, память, мотивация, самооценка, социальный статус в группе, совокупность черт личности по опросникам Айзен-ка и Кеттела и общение, учеба, поведение, определяемые по результатам автоматизированного опроса преподавателей.
Из большого количества применяемых для исследования личности методик мы использовали
такие, которые обладают, с одной стороны, большими прогностическими возможностями, а с другой — легко поддаются процессу автоматизации и обработке результатов тестирования.
Для исследования интеллекта использовали известный тест Равена, который относится к невербальным тестам, удовлетворяет заданным критериям и обладает большими возможностями в отражении исследуемых нагляднообразных и логических структур интеллектуальной деятельности школьника. Предложенный нами модифицированный вариант методики по исследованию памяти на основании особенностей предъявлений и воспроизведения стимульного материала позволяет получить достоверную информацию об ее вербальных и образных компонентах. Для исследования мотивации к учебной деятельности использовали вариант методики попарной оценки анализируемых мотивов, позволяющий получать стройную картину их иерархии [15]. Для исследования самооценки была автоматизирована классическая методика Дембо — Рубинштейн. Социальный статус определяли известным тестом по социометрии [5]. Основанием для включения в структуру АИС известных опросников Айзенка и Кеттелла являлась универсальность исследуемых ими черт личности, а также простота их автоматизации и простота полученных результатов обследования. Использовали также и педагогическую анкету, представляющую собой автоматизированный вариант балльной оценки педагогами учебы, общения и поведения каждого учащегося в исследуемых классах. Задачу обоснования адекватности методического обеспечения отчасти решали путем непосредственной практической проверки работы теоретически обоснованной совокупности входящих в систему методик, которая проводилась в школе № 613 Москвы среди учащихся 5-х и 6-х классов традиционно, бланковым способом. Вся совокупность вышеприведенного методического обеспечения, как показали результаты параллельно проведенного обследования, является адекватной для исследования психологического статуса данного возрастного контингента школьников с соответствующей дифференциацией опросника Кеттелла в зависимости от возраста испытуемого. В соответствии с разработанным алгоритмом оценки получаемых данных было выделено 3 группы учащихся, входящие соответственно в группу риска (15 %), в группу, имеющую факторы риска (45%), в благополучную группу (40%). Экспертная группа психологов НИИ ГиПЗДПиМ на основании параллельно проведенных обследований этой же группы учащихся показала высокую значимость (на уровне р<0,05) полученных результатов. На основании этого учителям и родителям были даны рекомендации по коррекции обнаруженных отклонений у учащихся группы риска. В дальнейшем методики были автоматизированы и вошли в блок программ по методическому обеспечению системы.
Разработанная нами структура АИС позволяет получать информацию по индивидуальному, групповому и массовому обследованиям. Система имеет 2 режима работы: режим экспериментатора и режим испытуемого. В первом режиме имеется возможность структурного формирования каждого из этапов обследования, произвольной вариации
как его содержания, так и основных параметров некоторых тестов, что удобно для проведения индивидуального обследования. Во втором режиме с жесткой последовательностью алгоритма предъявления методик удобнее проводить групповые обследования.
Вся информация по совокупности проведенных методик проходит вторичную обработку и оценивается по отношению к имеющимся стандартам нормативных данных (т±а), для чего соответствующая таблица нормативных данных (ТНД) может заполняться как имеющимися значениями стандартов, так и собственными, наработанными в процессе обследования значениями при свободном режиме задания минимума выборки. В связи с этим имеется возможность постоянной коррекции и совершенствования ТНД.
С целью сохранения наиболее полной и многосторонней информации о психической сфере учащихся и широких возможностей ее анализа была разработана структура базы данных АИС, состоящая из блоков показателей первичных значений психологических параметров, блоков оценки, т. е. вторичных показателей, полученных при сравнении данных обследования с диапазоном нормативных значений или других правил оценки, и блоков показателей паспортных и социально-демографи-ческих данных.
Таким образом, после каждого обследования по очередной методике автоматически производятся подсчет баллов, их оценка по соответствующей шкале нормативов с автоматическим занесением результатов теста и их оценки в базу данных.
Анализ индивидуальных данных проводится с точки зрения характеристики тех сфер жизнедеятельности школьников, приспособление к которым необходимо на данном этапе. К ним относятся: овладение навыками учебной деятельности, приобретение дружеских контактов с одноклассниками, установление доверительных отношений с учителями, формирование адекватного поведения [6]. В соответствии с этим оценку психологического статуса школьника мы производили как по результатам скрининга, так и дифференцированно по 3 сферам — учебной, личностных особенностей и общения, позволяющим более тонко анализировать проблемную ситуацию, связанную с его учебной деятельностью. Принцип анализа получаемой информации по частям, на основании характеристик 3 сфер личности, описывающих как свойства, так и особенности ее деятельности, т. е. дифференцированный подход, не только облегчает анализ всего массива информации, но и позволяет получить и более наглядное представление об особенностях личности и путях ее коррекции.
На основании разработанных НИИ ГиПЗДПиМ критериев каждая из сфер характеризуется в зависимости от отнесенности к одной из следующих групп здоровья: благополучная группа; группа, имеющая факторы риска [наличие фактора или факторов, значения оценки которых выходят за пределы нормативного диапазона (т±<т)] и группа риска (наличие факторов, при выходе шкальных оценок которых за пределы нормативного диапазона следует полагать, что испытуемому присуще заострение соответствующих личностных характеристик, которые в условиях стресса или
в других неблагоприятных ситуациях могут приводить к отклонениям в нервно-психическом здоровье). Степень тяжести нарушений каждой из сфер предполагает соответствующую степень их коррекции: силами педагогов и родителей для второй группы здоровья или необходимостью дополнительного, более глубокого психологического обследования для третьей.
Совокупность операций по групповому анализу позволяет получить характеристики любой комбинации имеющихся популяций испытуемых следующих видов: справочная информация, статистические показатели, выраженность отклонений по сферам, анализ памяти и интеллекта, выраженность факторов риска, достоверность различий по критерию Стьюдента.
Апробация разрабатываемой системы проводилась в школе № 1217 Москвы. Учащиеся 6-х и 8-х классов были обследованы по полной программе скрининга. По результатам обработки полученной информации в каждом классе были выделены различные группы учащихся, и на основании их индивидуального психологического портрета школьный психолог мог проводить коррекцию обнаруженных отклонений. Групповой анализ позволил сравнить степень выраженности интересующих нас психологических параметров на уровне класса, в связи с чем «высветились» причины имеющихся проблем. Таким способом любая популяция может быть проанализирована с точки зрения как выраженности составляющих ее факторов риска, так и групповых характеристик любых психологических параметров. Например, факторная характеристика выраженности отклонений в состоянии психологических параметров группы риска на примере учащихся 6-го класса представлена следующими их значениями: тревожность — 71 %, эмоциональная возбудимость — 63 %, нейротизм — 61 %, интеллект — 60 %, мотивация — 48 %, память — 52 %, общение — 48 %, самооценка — 40 %, при этом 80 % из них характеризовались как неуспевающие и 44 % — с плохим поведением.
Разработанная нами АИС для оценки и слежения за состоянием психологического здоровья учебных коллективов на базе школ проста, надежна и удобна в эксплуатации, не требует особых навыков и знаний и вполне доступна для пользования младшим персоналом.
Внедрение АИС в практику позволит унифицировать диагностику и оценку нарушений состояния здоровья детей и подростков на этапе доврачебных профилактических осмотров, определять группы риска для планирования дальнейших профилактических и коррекционных мероприятий в условиях школы; обеспечить доступность и сократить время диагностики нарушений при осмотрах.
Применение АИС для профилактических осмотров учащихся на базе школ дает возможность количественной оценки и интерпретации данных состояния здоровья как отдельного ребенка, так и популяции детей и подростков (школьных коллективов).
Такие особенности АИС, как стандартизирован-ность методического обеспечения, доступность для пользователя, простота и легкость получения психологической информации, своевременное вы-
явление учащихся, нуждающихся в психологической поддержке или коррекции, простота обработки результатов обследования, удобство хранения и извлечения информации, возможность массовых обследований, гибкость системы, возможность ее совершенствования, дают школе хорошую возможность обеспечить ее психологическую службу.
Литература
1. Автоматизация методик психологического исследования: Принципы и рекомендации.-- Орел, 1989.
2. Автоматизированные информационные системы в здравоохранении,— София, 1987.
3. Антонова Л. Т., Гундаров В. П. и др. // Сов. здравоохр. 1986,—№ 4,- С. 18-21.
4. Ахутин В. М., Воронцов И. М. и др. // Мед. техника.— 1988,— № 6,— С. 45-50.
5. Волков И. П. Методы социальной психологии.— Л., 1977.
6. Здоровье, развитие, личность.— М., 1990.
7. Жданов А. М., Зайцев В. П., Эльянов М. М. // Вопр. психол.— 1980,— № 3,— С. 145.
8. Каминская Г. Н.. Петров А. И. и др. // Гигиена детей и подростков — важнейшее звено профилактической медицины,— М„ 1989,— С. 233.
9. Канеп В. В., Попов Г. С.. Соломонов С. А. и др. // Сов. здравоохр.— 1988.—№ 1,—С. 32 —36.
10. Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология,—М., 1977.
11. Психофизиологическое развитие и состояние психического здоровья детей и подростков,— М., 1987.
12. Черных В. Е. // Сов. мед.— 1989.—№ 10. -С. 54—56.
13. Cross А. // Arzt. Jugend.— 1988,— Vol. 79, N 3,— S. 149—157
14. Frerichs S. et al. // Publ. Hlth Rep.— 1989,— Vol. 104, N 1,— P. 14—23.
15. Hennig W. II Kongress der Gesellschaft für Psychologie in der DDR. 2: Berichte.—Berlin, 1969,—S. 231—247.
16. Papert S. Mindstorms: Chillren, Computers and Powerful Ideas.— New York, 1980.
Поступила 16.03.93
Summary. Automatic information system for assessment and control of the health state of schoolchildren has been developed at Research Institute of Hygiene and Disease Prevention.
© H. H. МАМЧУP. 1993 УДК 612.766.1 -053.21.08
Н. Н. Мамчур
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Центральный институт усовершенствования врачей Минздрава РФ, Москва
Здоровье ребенка является динамическим процессом и категорией биосоциальной, следовательно, оно управляемо. Именно здоровье является интегральным отражением влияния всего комплекса факторов среды на детский организм. Среди этих факторов большую роль играют характер привычной двигательной активности (ДА), а также постановка физического воспитания в детских дошкольных учреждениях (ДДУ). Многолетний опыт показывает, что организация оптимального двигательного режима (ДР) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей способствует укреплению их здоровья путем повышения неспецифической резистентности, совершенствованию функциональных возможностей детского организма [3].
Создание новой системы управления и изменение структуры дошкольных учреждений предусматривают многообразие и вариативность этих учреждений, реализацию систематически обновляющихся программ. Это обусловливает актуальность научного обоснования рационального ДР детей старшего дошкольного возраста с учетом его влияния на функциональное состояние различных систем организма, в том числе на факторы неспецифической защиты.
Цель исследования — гигиеническое обоснование ДР детей старшего дошкольного возраста, способствующего сохранению и укреплению их здоровья в условиях современных ДДУ.
Исследование проводили в 3 ДДУ Южного округа Москвы. Под наблюдением находилось 125 детей, из которых были сформированы 2 опытные и 1 контрольная группы. В контрольной группе занятия по физической культуре проводились в соответствии с типовой программой «Физическая
культура в детском саду». В 2 опытных группах использовали разработанные нами экспериментальные ДР (ЭДР). При их разработке учитывали, что для повышения эффективности физического воспитания, совершенствования тренированности организма необходимо обеспечить в достаточной степени кратность, интенсивность, продолжительность занятий. Кроме того, мы принимали во внимание тот факт, что в зоне гигиенической нормы выделены оптимальные величины суточной ДА, которые способны дать наибольший оздоровительный эффект для индивида [2, 4].
ЭДР предусматривали увеличение моторной плотности занятий по физическому воспитанию до 75—85 % при частоте сердечных сокращений 140—150 в 1 мин за счет применения метода круговой тренировки, музыкальное сопровождение занятий (вводной и заключительной частей), активизацию самостоятельной ДА детей путем установки в группах мини-стадионов, а также использование системы общего и местного закаливания. Кроме перечисленного, ЭДР-1 включал увеличение продолжительности двигательного компонента в суточном бюджете времени за счет введения 2 занятий плаванием и 2 занятий ритмической гимнастикой (равномерно распределенных в недельном цикле), использование тренажеров и включение «ритм-блоков» в вводную и основную части занятий. Отличие ЭДР-2 заключалось в увеличении продолжительности двигательного компонента в суточном бюджете времени путем введения ежедневных музыкально-ритмических занятий. Таким образом, продолжительность организованных форм физического воспитания в недельном цикле при ЭДР-1 была увеличена на 120 мин, при ЭДР-2 — на 150 мин.