Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДЫ НИЗКОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДЫ НИЗКОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
68
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — О Г. Иванова, Т Ю. Мартынова, Г В. Терентьева, Г П. Юрко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of cold water as a strong local transitory irritant provides optimum training effect; incidence of acute diseases in children is decreased, functional state is improved.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДЫ НИЗКОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

лить на 2 подгруппы: 6 % детей очень точны в своих движениях и 19 % детей имели небольшие отклонения от эталона.

Полученные результаты оценки особенностей координации движений детей 7-летнего возраста показали строгую индивидуальную их направленность, а использованный метод Мира Лопеца может быть использован в качестве тестирования в оценке двигательных возможностей и способностей ребенка, а также их гармонического развития.

Три типа реакции двигательного анализатора у детей могут быть положены в основу рациональной организации их труда и развития двигательных качеств.

Литература

1. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности,— М., 1968.

2. Вайткявичус В. И., Гринене Э. Ю., Марачинскене Э. И. // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков.— М., 1990.— С. 52.

3. Еремеева В. Д. Ц Там же,— С. 99.

4. Любомирский Л Е. Управление движением у детей и подростков,— М., 1974.

5. Любомирский Л. Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков.— М., 1979.

6. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. А. А. Крылова.—Л., 1987.—С. 255.

Поступила 16.06.93

Summary. Assessment of child's hand movement coordination

was made with the help of Mir Lopets method. Movement

reaction of three types was determined during exercise. Study

results can be used for development of child's abilities.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1993 УДК 613.482-053.2-07

О. Г. Иванова, Т. Ю. Мартынова, Г. В. Тервнтьева, Г. П. Юрко

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДЫ НИЗКОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГК.СЭН РФ, Москва

Проблема закаливания была и остается в настоящее время одной из важнейших в физическом воспитании детей дошкольного возраста, а также в профилактике острых респираторных заболеваний. Ранее было показано, что даже методически правильно организованное одно закаливающее воздействие не обеспечивает достаточного оздоровительного эффекта [3]. Достаточный эффект можно получить лишь в результате применения системы закаливания, в которой используются различные по характеру, силе и длительности воздействия, органически вплетаясь во все режимные моменты воспитания ребенка.

Предложенная система закаливания строилась на принципах, разработанных еще Г. Н. Сперанским, Е. Д. Заблудовской |7], А. К. Подшибяки-ным [5, 6], а также на положениях, доказанных в наших предыдущих исследованиях [3, 8, 10, 13].

Ключевыми в данной системе являются 2 положения: первое — закаливающее воздействие направлено на организм, находящийся в состоянии теплового комфорта; второе — закаливающие воздействия подразделяются на сильные, но кратковременные, и слабые, но длительно воздействующие.

Ранее за сильное кратковременное воздействие для детей дошкольного возраста принимали обливание ног водой, начиная с термонейтральной температуры с последующим снижением до 18— 16 °С (в зависимости от возраста дошкольника)1. В последние годы много писали о нетрадиционных методах закаливания (моржевание, снего-хождение и т. д.). Однако все эти мероприятия проводятся в жизнь лишь энтузиастами и, как правило, индивидуально и не распространяются на организованные коллективы детей.

Методические рекомендации.—М., 1980.

В связи с этим нас интересовало, можно ли использовать в системе закаливающих мероприятий, проводимых в дошкольных учреждениях (ДУ), воду более низких температур, чем было рекомендовано ранее, в частности, воду из «холодного» крана в течение всего года. До того, как приступить к использованию в качестве кратковременного сильного разражителя воды естественной температуры в условиях детского сада, был проведен автоматизированный лабораторный эксперимент, заключавшийся в сравнительном изучении ответной реакции организма дошкольника на 5-секунд-ное опускание ступней ног в воду температурой 18 и 10 °С.

В эксперименте участвовали дети 5—6 лет, посещающие детский сад, в котором проводились закаливающие мероприятия, согласно принятой Программе воспитания детей в ДУ. Все дети по состоянию здоровья относились ко 2-й группе.

В автоматизированном эксперименте изучали характер изменения ряда параметров сердечнососудистой системы как основного показателя функционального состояния целостного организма [2], а также состояние терморегуляционной системы, так как она в первую очередь задействована при закаливании организма. Запись изменений показателей частоты сердечных сокращений и кожной температуры вели одновременно и непрерывно до холодного воздействия водой (фон), во время воздействия и в течение восстановительного периода. При этом использовали прибор для измерения температуры контактным методом синхронно по 12 каналам с набором датчиков для регистрации температуры кожи (щека, грудь, предплечье, кисть, голень, стопа), слизистой носа, рта. Рабочий диапазон измерения температуры 10—40 °С, основная среднеквадратическая погрешность не более 0,2 °С, разрешающая способ-

ность не менее 0,2 °С, площадь датчиков 0,3— 0,5 см2.

Для регистрации ритма сердца использовали отведения по Небу с применением одноразовых самоклеющихся электродов.

Представляло определенный интерес выявить также изменения местного иммунитета в ответ на острое раздражающее воздействие. Для этого определяли уровень лизоцима в слюне до холодо-вого воздействия (фон) и через 25—30 мин после него.

Исследование начинали через 30 мин после того, как дети адаптировались к обстановке и температурным условиям помещения.

Как известно, организм на локальное охлаждение в месте приложения дает двухразовую реакцию: кратковременное сужение сосудов с последующим более выраженным по времени их расширением [1|.

Нами было отмечено, что чем короче по времени фаза вазоконстрикции, тем меньше выражено напряжение регуляции синусового ритма. О последнем судили по увеличению амплитуды моды, учащению частоты сердечных сокращений и уменьшению коэффициента вариации.

При длительном спазме сосудов в месте приложения (на стопе), как правило, наблюдали и выраженную по времени вазоконстрикцию со стороны сосудов слизистой носа.

Несмотря на имеющиеся индивидуальные отличия ответных реакций, четко обозначились различия в зависимости от силы наносимого раздражителя. При 5-секундной экспозиции ног в воде температурой 10 °С отмечается сильное снижение температуры кожи стоп, однако она быстро восстанавливается до исходных значений, а часто поднимается и выше. Подобную реакцию можно наблюдать и со стороны слизистой носа. Оценивая при этом волновую структуру ритма сердца, можно сделать вывод о преобладании при этом вагус-ной регуляции сердечно-сосудистой системы.

При той же 5-секундной экспозиции стоп, но в воде температурой 18 °С ответная реакция терморегуляционной системы была более вялой. Снижение температуры кожи на месте приложения выражено меньше, спазм сосудов держится длительнее, аналогичная реакция наблюдается и со стороны слизистой носа. Отмечаемое при этом учащение частоты сердечных сокращений, уменьшение коэффициента вариации и увеличение амплитуды моды свидетельствуют о напряжении механизмов регуляции и преобладании симпатикотонуса.

Изучение содержания лизоцима в слюне показало, что в пробах, взятых после воздействия холо-дового раздражителя, содержание фермента больше, чем в пробах, взятых до воздействия. При этом увеличение лизоцима происходит более активно под воздействием более сильного раздражителя, т. е. воды температурой 10 °С (по сравнению с 18 °С). Так, после экспозиции ног в воде температурой 10°С уровень лизоцима изменился по средним данным с 32,1 ±0,15 до 36,8± ±0,15 мкг/мл, т. е. на 14,6 %, а после экспозиции ног в воде температурой 18 °С у тех же самых детей он изменился лишь на 7,1 %. Следует отметить, что указанные изменения происходили в пределах возрастной нормы (от 16,5 до 44,0 мкг/мл). 5

Обобщение данных, полученных в автоматизированном лабораторном эксперименте, позволило сделать вывод о возможности применения для детей старшего дошкольного возраста в качестве кратковременного местного раздражителя более холодной воды, чем рекомендовалось ранее, поскольку тренирующий эффект, наблюдаемый нами при экспозиции ног в воде температурой 10 °С, выражен больше, чем в воде температурой 18 °С.

На основании полученных лабораторных данных был организован естественный эксперимент, который проводили в московском ДУ № 1313. В течение всего учебно-воспитательного периода, т. е. с сентября по май (включительно), в старших и подготовительных группах в системе закаливания в качестве сильного местного кратковременного раздражителя использовали ножную ванну, для которой наливали воду из «холодного» крана непосредственно перед началом мероприятия. Длительность ножной ванны 5 с. Однако время строго не нормировали: ребенок мог сам продлить или сократить время.

Для оценки оздоровительного эффекта предложенного нами метода закаливания было проведено сравнительное изучение ряда функциональных показателей и заболеваемости в 2 группах детей — контрольной (62 человека) и опытной (66). Эти 2 группы различались лишь тем, что в комплексной системе закаливающих мероприятий в опытной группе сильное и кратковременное воздействие было представлено ножной ванной с водой, текущей из «холодного» крана, в контрольной — контрастным обливанием ног.

Из изученных нами физиологических показателей наиболее информативными оказались функции физической терморегуляции и содержание лизоцима в слюне.

Как известно, состояние функции физической терморегуляции определяется по уровню и топографии температуры поверхности тела, а также «подвижности» (или лабильности) кожно-сосуди-стых реакций в ответ на изменение температурных воздействий окружающей среды. Наиболее адекватным показателем последних является стандартная холодовая проба, результаты которой в меньшей степени, чем температура кожи, зависят от конкретного уровня температуры воздуха и теплозащитных свойств одежды и в значительной мере отражают общий уровень тренированности физической терморегуляции. Многие авторы по показателям кожно-сосудистых реакций судили о закаленности организма [3, 4, 9, 12]. Существуют, как было показано ранее [11], сезонные закономерности изменения терморегуляционной функции. От осени к весне, как правило, наблюдается снижение уровня основных показателей кожно-сосудистой реакции на холодовые воздействия: показателя лабильности (Пл), отражающего скорость кожно-сосудистой реакции в ответ на термальный раздражитель, и показателя качества реакции (Пк), отражающего уровень регулирования соответствующих процессов.

Снижение этих показателен свидетельствует, что функциональные возможности физической терморегуляции в течение холодного периода года ухудшаются. Происходит это из-за монотонного микроклимата помещений во время отопительного периода, уменьшения длительности прогулки в холодный период года при нередко излишне теплой

Показатели кожно-сосудистой реакции на стандартный холодовой раздражитель у детей контрольной и опытной групп в зависимости

от сезона года

Группа

Осень

Пл

М±т

шах — mm

Пх

М±т

max — min

Весна

Пл

М±ш

max — mm

Пк

А1±т

max — min

Опытная 66 3,4±0.11 3,68-3,08 66 0,7+0,02 0,74—0,86 66 3,2±0,13 3,46—2,94 66 0,67±0,02 0,71—0,63 Контрольная 62 3,4±0.1 3,9—3,5 62 0,66±0,01 0,68—0,64 62 2,7±0,01 2,9—2,5 62 0,5+0,03 0,56—0,44

одежде детей, т. е. из-за отсутствия тренирующего воздействия естественных факторов окружающей среды — солнца, воздуха и воды на кожные покровы ребенка.

За год наблюдения скорость кожно-сосудистых реакций у детей в опытной группе (по средним значениям Пл) от осени к весне не меняется, так как незначительное снижение Пл с 3,4 до 3,2 усл. ед. статистически недостоверно (см. таблицу). В контрольной группе Пл снизился достоверно с 3,4 до 2,7 усл. ед. Пк у детей ухудшается: в опытной группе на 4,3 %, а в контрольной — на 24,2 %.

Таким образом, в контрольной группе, несмотря на проводимую в ней систему закаливающих мероприятий, функциональные возможности физической терморегуляции к весне ухудшаются, что не наблюдается у детей опытной группы.

Динамика показателя местной резистентности, определяемого по содержанию в слюне лизоцима, также свидетельствовала о более благоприятном состоянии функции в опытной группе, чем в контрольной.

Анализ среднего содержания лизоцима в слюне показал, что в опытной группе весной эти показатели несколько выше, чем осенью (40,3±2,9 и 29,6±2,17 мкг/мл соответственно). В контрольной группе от осени к весне наблюдали снижение этих показателей с 30,5±1,5 до 26,6±2,1 мкг/мл. Снижение средних показателей объясняется тем, что в контрольной группе за период наблюдения увеличилось количество детей (с 12,6 до 16,7 %), у которых содержание лизоцима было ниже возрастной нормы, что можно толковать, как истощение защитной функции организма.

Параллельно с изучением показателей местного иммунитета проводили учет острой заболеваемости детей в этих группах. На фоне общей положительной динамики уменьшения острой заболеваемости как в опытной, так и в контрольной группе следует отметить, что в опытной группе снизилось количество часто и длительно болеющих детей более чем в 2 раза — с 18,3 до 8,5 %, а в контрольной группе этот сдвиг был менее значительным.

Отмеченный положительный сдвиг стал возможным из-за того, что ранее дети, часто болеющие, как правило, освобождались от закаливающих воздействий, а если и подвергались закаливаю-

щим воздействиям, то раздражители были так слабы (щадящий метод закаливания), что не вызывали тренирующего эффекта.

Подытоживая вышеизложенное, можно утверждать, что использование круглогодично холодной воды в качестве сильного местного кратковременного раздражителя в системе закаливания детей школьного возраста обеспечивает больший тренирующий эффект. В результате улучшается функциональное состояние детей и снижается их острая заболеваемость.

Литература

1. Аршавский И. А. Очерки по возрастной физиологии.— М„ 1967.

2. Баевский Р. М. Прогнозирование состояния на грани нормы и патологии. М., 1979.

3. Иванова О. Г. Гигиеническое обоснование системы закаливания в детских дошкольных учреждениях на основе особенностей физической терморегуляции: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.— М., 1983.

4. Маршак М. Е. Физиологические основы закаливания организма человека.— М.. 1957.

5. Подшибякин А. К., Кайро И. А. // Теор. и практ. физкультуры,— 1980. № 4,— С. 39—41.

6. Подшибякин А. К. // Медицинские аспекты комплекса ГТО / Под ред. А. А. Шелюженко,— Киев, 1977,— С. 102—113.

7. Сперанский Г. Н.. Заблудовская Е. Д. Закаливание ребенка раннего и дошкольного возраста,— М., 1964.

8. Силина О. В. Гигиеническая оценка двигательного режима детей старшего дошкольного возраста в детском саду: Дис. ... канд. мед. наук.— М., 1982.

9. Терентьева Г. В. // Гиг. и сан,— 1974,— № 4,— С. 42—46.

10. Терентьева Г. В. Гигиенические основы обеспечения теплового комфорта детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук,— М., 1983.

11. Терентьева Г. В.. Иванова О. Г., Ронжина М. П. // Проблема адаптации в гигиене детей и подростков.— М„ 1983,—С. 110—116.

12. Убайдуллаев X. С. Гигиеническая характеристика закаливания детей дошкольного возраста в климатических условиях Узбекистана: Дис. ... канд. мед. наук.— Ташкент, 1978.

13. Юрко Г. П., Силина О. В. // Советская педиатрия.— М., 1989.— Вып. 7,- С. 143—154.

Поступила 13.07.93

Summary. The use of cold water as a strong local transitory irritant provides optimum training effect; incidence of acute diseases in children is decreased, functional state is improved.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.