Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ РУКИ ДЕТЕЙ 7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ'

ОЦЕНКА КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ РУКИ ДЕТЕЙ 7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of child’s hand movement coordination was made with the help of Mir Lopets method. Movement reaction of three types was determined during exercise. Study results can be used for development of child’s abilities.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ РУКИ ДЕТЕЙ 7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ»

5. Воронцов И. М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки: Учеб.-метод, пособие,- Л., 1986.

6. Година Е. 3., Миклашевская Н. Н., Соловьева В. С. // Вопр. антропол,— 1987,— Вып. 78,— С. 82—87.

7. Максимова Е. М.. Янина В. И. // Физическое развитие детей и подростков городских и сельских местностей СССР — М., 1988 — Вып. 4, ч. 2.— С. 19—35.

8. Миклашевская Н. Н., Соловьева В. С., Година Е. 3. Ростовые процессы у детей и подростков. М., 1988.

9. Оганов Р. Г., Бритое А. Н. Методические вопросы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний,— М., 1983.

10. Тубол И. Б., Фейзуханова М. Э.. Саава М. Э. // Вестн. АМН СССР. 1988,- № 10. - С, 75—83.

11. Урысон A. M. // Рост и развитие ребенка / Под ред. H. Н. Миклашевской. М., 1973,—С. 4—54.

12. Tanner J. M., Evelelh P. В. // Puberty: Biologie and Psychosocial Components.— Leiden, 1975

Поступила 10.06.93

Summary. Physical development of 2049 Ulan-Ude children aged 14 years was studied. Differences between body size and mass in Buryat and Russian children, girls and boys, were determined. Local standards of children's physical development were setted.

© А. Г. БЕЛИНОВЛ. V И. БОСЕНКО. 1993 УДК 612.766.1-053.2|.08

А. Г. Белинова, А. И. Босенко

ОЦЕНКА КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ РУКИ ДЕТЕЙ 7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ

И ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ

Одесский педагогический институт

Произвольные двигательные акты представляют собой рефлекторные реакции, формируемые в течение жизни, и их механизм в детстве хрупок и неустойчив к утомлению. В управлении движением важная роль принадлежит зрительному анализатору, под контролем которого осуществляется движение. Многочисленные исследования свидетельствуют о достаточно значительном преобладании асимметричных по двигательному поведению детей, причем с явно правосторонней асимметрией [1-5].

Развитие координации движений рук у детей тесно увязано с развитием и становлением письма и других видов деятельности, поэтому знание особенностей координации ребенка позволит обеспечить организацию труда в школе в соответствии с возможностями его организма. Изучение этого вопроса также помогает понять, как из сравнительно примитивного механизма управления движениями, свойственного ребенку, формируется высокоадаптивный механизм управления движениями, свойственный взрослому человеку.

Для оценки координации движений руки (правой) использовали методику Мира Лопеца [6], основанную на оценке графических движений в горизонтальном и вертикальном направлениях, а также зигзагов. Всего обследовано 75 детей 7-летнего возраста. Испытуемый трижды повторяет движением карандаша рисунок «линеограммы» под контролем зрения, а затем пытается по памяти с закрытыми глазами повторить также трижды эти движения; учитываются длина и знак отклонения последнего движения. Отклонение считается положительным (экстратенсивным), если оно направлено вправо для правой руки, и отрицательным (интратенсивным), если оно направлено влево. Графические движения отличаются наибольшей точностью и в психофизиологических исследованиях используются для оценки нейродинами-ческих и характерологических особенностей человека. По длине линии судят о выраженности процессов возбуждения и торможения. Физическая нагрузка с реверсом (постепенное увеличение нагрузки, а затем снижение) задавалась на вело-эргометре частотой педалирования (60 в 1 мин), а скорость нарастания и убывания нагрузки соста-

вила 33 ват/мин. Реверс нагрузки осуществлялся при частоте сердечных сокращений 150 в 1 мин.

На основе анализа показателей горизонтальных линеограмм до физической нагрузки можно выделить 5 групп детей по характеру движений в этой плоскости: 1-я (30 %) — отклонения вправо вверх, 2-я (45 %) — отклонения влево вверх, 3-я (18 %) отклонение влево вниз, 4-я (20%) —отклонение вправо вниз и 5-я (5%) —отклонение незначительно от эталона.

Таким образом, в горизонтальных движениях у большинства детей отмечали отклонения вверх от эталона с преобладанием их интратенсивной направленности. Физическая нагрузка увеличивала размах отклонений и их интратенсивность: отклонения вправо вверх только 11 % детей, отклонения влево вверх 56 %, отклонения влево вниз 26 %, отклонения вправо вниз 4 %, правильное воспроизведение около 3 % детей.

При анализе вертикальных линеограмм до нагрузки отклонения вправо вверх от эталона выявлены у 30 % детей, отклонения влево вниз — у 37 %, отклонения вправо вниз — у 13 % и влево вверх — у 20 % детей; правильного воспроизведения не наблюдали. Физическая нагрузка также увеличивала размах колебаний и их интратенсивность: отклонения вправо вверх 39 % детей, отклонения влево вверх 46 %, влево вниз 15 % и вправо вниз 4 % детей. Анализ индивидуальных изменений движений руки детей после физической нагрузки позволяет достаточно четко выделить 3 группы детей по их реакции на нагрузку. I группа — подвижный тип реакции, когда возбуждение сменяет торможение и характер ответной реакции меняется, что отчетливо видно при смене движения с горизонтального на вертикальное; такой тип ответной реакции наблюдали в среднем у 49 % детей. II группа — импульсивный тип реакции, когда резко возрастает размах движений за счет увеличения по силе и длительности состояния возбуждения в нервных центрах. Размах движений удерживается значительным при движениях в обеих плоскостях. Этот тип реакции обнаружен приблизительно у 35 % детей. III группа — жесткий тип реакции, когда дети совершали незначительные ошибки; эту группу можно разде-

5 Гигиена и сан. № 12

33

лить на 2 подгруппы: 6 % детей очень точны в своих движениях и 19 % детей имели небольшие отклонения от эталона.

Полученные результаты оценки особенностей координации движений детей 7-летнего возраста показали строгую индивидуальную их направленность, а использованный метод Мира Лопеца может быть использован в качестве тестирования в оценке двигательных возможностей и способностей ребенка, а также их гармонического развития.

Три типа реакции двигательного анализатора у детей могут быть положены в основу рациональной организации их труда и развития двигательных качеств.

Литература

1. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности,— М., 1968.

2. Вайткявичус В. И., Гринене Э. Ю., Марачинскене Э. И. // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков.— М., 1990.— С. 52.

3. Еремеева В. Д. Ц Там же,— С. 99.

4. Любомирский Л Е. Управление движением у детей и подростков,— М., 1974.

5. Любомирский Л. Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков.— М., 1979.

6. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. А. А. Крылова.—Л., 1987.—С. 255.

Поступила 16.06.93

Summary. Assessment of child's hand movement coordination

was made with the help of Mir Lopets method. Movement

reaction of three types was determined during exercise. Study

results can be used for development of child's abilities.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1993 УДК 613.482-053.2-07

О. Г. Иванова, Т. Ю. Мартынова, Г. В. Тервнтьева, Г. П. Юрко

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДЫ НИЗКОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГК.СЭН РФ, Москва

Проблема закаливания была и остается в настоящее время одной из важнейших в физическом воспитании детей дошкольного возраста, а также в профилактике острых респираторных заболеваний. Ранее было показано, что даже методически правильно организованное одно закаливающее воздействие не обеспечивает достаточного оздоровительного эффекта [3]. Достаточный эффект можно получить лишь в результате применения системы закаливания, в которой используются различные по характеру, силе и длительности воздействия, органически вплетаясь во все режимные моменты воспитания ребенка.

Предложенная система закаливания строилась на принципах, разработанных еще Г. Н. Сперанским, Е. Д. Заблудовской |7], А. К. Подшибяки-ным [5, 6], а также на положениях, доказанных в наших предыдущих исследованиях [3, 8, 10, 13].

Ключевыми в данной системе являются 2 положения: первое — закаливающее воздействие направлено на организм, находящийся в состоянии теплового комфорта; второе — закаливающие воздействия подразделяются на сильные, но кратковременные, и слабые, но длительно воздействующие.

Ранее за сильное кратковременное воздействие для детей дошкольного возраста принимали обливание ног водой, начиная с термонейтральной температуры с последующим снижением до 18— 16 °С (в зависимости от возраста дошкольника)1. В последние годы много писали о нетрадиционных методах закаливания (моржевание, снего-хождение и т. д.). Однако все эти мероприятия проводятся в жизнь лишь энтузиастами и, как правило, индивидуально и не распространяются на организованные коллективы детей.

Методические рекомендации.—М., 1980.

В связи с этим нас интересовало, можно ли использовать в системе закаливающих мероприятий, проводимых в дошкольных учреждениях (ДУ), воду более низких температур, чем было рекомендовано ранее, в частности, воду из «холодного» крана в течение всего года. До того, как приступить к использованию в качестве кратковременного сильного разражителя воды естественной температуры в условиях детского сада, был проведен автоматизированный лабораторный эксперимент, заключавшийся в сравнительном изучении ответной реакции организма дошкольника на 5-секунд-ное опускание ступней ног в воду температурой 18 и 10 °С.

В эксперименте участвовали дети 5—6 лет, посещающие детский сад, в котором проводились закаливающие мероприятия, согласно принятой Программе воспитания детей в ДУ. Все дети по состоянию здоровья относились ко 2-й группе.

В автоматизированном эксперименте изучали характер изменения ряда параметров сердечнососудистой системы как основного показателя функционального состояния целостного организма [2], а также состояние терморегуляционной системы, так как она в первую очередь задействована при закаливании организма. Запись изменений показателей частоты сердечных сокращений и кожной температуры вели одновременно и непрерывно до холодного воздействия водой (фон), во время воздействия и в течение восстановительного периода. При этом использовали прибор для измерения температуры контактным методом синхронно по 12 каналам с набором датчиков для регистрации температуры кожи (щека, грудь, предплечье, кисть, голень, стопа), слизистой носа, рта. Рабочий диапазон измерения температуры 10—40 °С, основная среднеквадратическая погрешность не более 0,2 °С, разрешающая способ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.