Научная статья на тему 'Соотношение психомоторных и личностных характеристик подростков'

Соотношение психомоторных и личностных характеристик подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
267
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Платонова О.А.

В статье представлены некоторые результаты исследования особенностей соотношения психомоторных и личностных характеристик подростков 15 лет. Для анализа психомоторной организации и описания психических явлений используется энерго-информационный подход. Данные исследования выявили специфику развития психомоторной и личностной сферы в соответствии с возрастом и ранней, первичной профориентацией подростков. Подчеркивается необходимость комплексного подхода к проблеме взаимоотношений двигательных систем с другими проявлениями психической активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Платонова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interralations of psychomotor and personal chachteristik of adolescents

In the article some results of the research devoted to examining specificity of an interrelation of psychomotor and personal characteristics of 15-16 years old teenagers are presented. For the analysis of the psychomotolnterralations of psychomotor and personal chachteristik of adolescentsr organization and for the description of the mental phenomena the energy-informational approach is used. The researches have revealed specificity of development of psychomotor and personal sphere according to age and early, primary vocational guidance of teenagers. Necessity of the complex approach to a problem of relations of motor systems with other displays of meutai activity is emphasised.

Текст научной работы на тему «Соотношение психомоторных и личностных характеристик подростков»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 6. 2007. Выл. 2. Ч. II

O.A. Платонова

СООТНОШЕНИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДРОСТКОВ

На протяжении XIX-XX веков неоднократно предпринимались попытки установления закономерностей взаимоотношения двигательных систем с другими характеристиками человека, в частности, с особенностями его поведения, характера и интеллекта'.

В современной психологии все более актуальным становится знание человека целостного, который может быть понят лишь как «единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида»2. С этой точки зрения, особый интерес представляет изучение психомоторики как одного из обобщенных индивидных свойств человека, связанных не только с его соматическими, половозрастными и нейродинамическими характеристиками, но и с рядом личностных и субъектно-деятельностных свойств. Именно на основе изучения психомоторики можно не только уточнить ряд положений и выводов, касающихся взаимосвязи половозрастных и шдогеидуально-типических свойств человека, но и получить новые данные, отражающие закономерности функционирования человека одновременно как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Актуальность обуславливается выявлением конкретных данных о взаимосвязи психомоторного и личностного развития для понимания закономерностей развития человека. В большинстве существующих исследований данная проблема затрагивается лишь косвенно в связи с описанием отдельных сторон психомоторики. Недостаточно изучены конкретные типы связей личностных черт с показателями разных уровней двигательной активности: движений, действий и деятельности.

Для решения проблемы соотношения психомоторных и личностных характеристик принципиальное значение имеет определение места психомоторики в целостной структуре человека. Б.Г. Ананьев выделяет четыре основных уровня человеческой активности: 1) целостной деятельности; 2) отдельного акта деятельности; 3) макродвижений; 4) микродвижений. Первые два уровня, названные молярными, развертываются соответственно социальным функциям личности и могут быть поняты лишь в системе связей «субъект-личность». Два последних, молекулярных уровня, развиваются соответственно природным свойствам индивида и могут быть поняты лишь в системе связей «субъект - индивид». Б.Г. Ананьев подчеркивает, что фокусом экспериментальных исследований должно быть совмещение существенных связей личностных и индивидных характеристик, и полагает, что такое совмещение возникает благодаря многоуровневой структуре человеческой деятельности.

Отсюда вытекает необходимость рассмотрения всех уровней двигательной активности, которые определяются взаимодействием пространственно-временных и регуля-торно-тонических компонентов. При изучении показателей психомоторики мы опирались на систему анализа психомоторной организации, предложенной Ананьевым и включающей в себя энерго-информационные и пространственно-временные характеристики.

О O.A. Платонова, 2006

Целью данного исследования явилось изучение психомоторного и личностного развития подростков, а также особенностей взаимосвязей психомоторных и личностных характеристик.

Для изучения особенностей психомоторной сферы использовались следующие методики: «теппинг-тест», «динамометрия», методика Е.В. Хохряковой, а также субтесты графической методики Э. Мира-и-Лопеца. Для исследования личностных особенностей подростков применялся многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (юношеский вариант 14 РЁ).

В состав энергетического (регуляторно-тонического) блока вошли характеристики общего физического развития, представленные показателями мышечной силы кистей рук (динамометрия); нейродинамические особенности индивида, представленные показателями силы нервной системы относительно возбуждения (теппинг-тест); показатели баланса процесса возбуждения и торможения по графической методике Э. Мира-и-Лопеца и темпо-ритмовые характеристики движений рук (теппинг-тест).

Основу пространственно-временного блока схемы составляют показатели пространственной ориентации на уровне опорно-двигательного аппарата, представленные данными точности ходьбы (методика Е.В. Хохряковой) и графических движений, а в качестве временных характеристик мы рассматриваем показатели, отражающие скорость исследуемых движений.

Исследование проводилось с подростками 15-16 лет на базе Военно-морского училища им. Нахимова и Реальной школы № 1 Санкт-Петербурга. Общее количество испытуемых составило 54 подростка, среди них 34 нахимовца 1-го курса и 20 мальчиков - учащихся 10-х классов общеобразовательной школы. Обе группы характеризуются особенностями начальной профессиональной деятельности: курсанты Нахимовского училища специализируются в области военного дела, учащиеся общеобразовательной школы обучаются по специальности «повар». Можно отметить, что развитие психомоторных функций составляет особенность их профессиональной деятельности, и все они проходили специальный медицинский отбор.

Обратимся к результатам исследования и рассмотрим анализ энергетических составляющих психомоторного развития. Сила мышечного напряжения рук, представленная параметрами ручной динамометрии, измерялась дважды: в фоне и после 20 приседаний.

Анализ динамометрических данных всей выборки показал, что средняя сила правой руки в фоне составила 32,8 кг, левой - 30,8 кг. Сила сжатия правой и левой рукой суммарно в фоне достигает 63,6 кг. Средняя сила правой руки после нагрузки составила 33,4 кг, левой - 30,6 кг. Сила сжатия правой и левой рукой суммарно после нагрузки достигает 64 кг, т. е. мышечная сила рук подростков отражает высокий уровень физического развития.

Сравнительный анализ динамометрических показателей в двух выборках выявил, что по фоновому уровню физического развития достоверных различий между группами нет, однако, в группе курсантов происходит увеличение показателей физической силы после нагрузки на 2,1 кг, а в группе будущих поваров - снижение на 2,8 кг. С нашей точки зрения, такая динамика является показателем меньшей степени тренированности и устойчивости к физическим нагрузкам в группе школьников по сравнению с курсантами. Увеличение коэффициента асимметрии в обеих группах после нагрузки является показателем вовлеченности билатерального регулирования в ситуации напряженной деятельности.

Анализ темпо-ритмовых характеристик психомоторного развития группы подростков показал, что темп движений правой руки при работе в течение 10 секунд равен

65 ударам, левой руки - 57 ударам, при этом оказалось, что темп движений у курсантов существенно выше, чем у будущих поваров, различия статистически достоверны (Ч = 2,5; р < 0,01). В целом, темп правой руки выше, чем левой.

Анализ нейродинамических особенностей, представленных показателями силы нервной системы относительно возбуждения, показал, что среди испытуемых наиболее представлен промежуточный тип, расцениваемый как показатель среднеслабой нервной системы, указывающий на пониженную работоспособность нервных клеток у большинства подростков. Отмечено, что у курсантов имеется тенденция к представлению среднеслабого типа нервной системы (44 %), а у будущих поваров - к преобладанию нервной системы средней силы (37 %), что указывает на лучшую работоспособность нервных клеток в условиях длительности нагрузки и на способность выдерживать длительное и концентрированное возбуждение. Примечательно, что в группе курсантов 15 % испытуемых характеризуются сильной нервной системой, а в группе школьников таких испытуемых нет.

Анализ баланса возбуждения и торможения проводился по субтесту «линеограмма» графической методики Э. Мира-и-Лопеца. Определялась средняя длина трех последних линий, выполненных в горизонтальной, сагиттальной и вертикальной плоскостях без контроля зрения (поочередно правой и левой рукой). Средние величины длин линий по группе в целом составили 28,6 мм для правой и 28,8 мм для левой руки при эталоне 40 мм; это свидетельствует о том, что в нашей возрастной группе имеется ярко выраженная тенденция к преобладанию процесса торможения. Сравнительный анализ показателей в группе курсантов и поваров подтвердил общегрупповую тенденцию. При этом преобладание торможения в большей степени выражено у курсантов при работе как правой, так и левой рукой, различия статистически достоверны (для правой руки I = 2,7; р < 0,01; для левой руки I = 2,8; р < 0,01). По нашему мнению, строгая военная дисциплина, требующая подчинения, оказывает влияние как сдерживающий фактор у курсантов, в отличие от группы школьников, которые не встречаются с жесткими рамками и ограничениями.

Таким образом, результаты анализа энергетического блока свидетельствуют, что характеристики физического развития и темпо-ритмовых движений отражают возрастную и половую специфику выборки, а тип нервной системы и баланс возбуждения и торможения отражают наряду с индивидуально-типическими особенностями и фактор профессионализации.

Анализ пространственно-временных составляющих психомоторного развития представлен показателями точности графических движений рук и особенностей ходьбы. Точность графических движений характеризуется параметрами воспроизведения заданного эталона линеограммы и смещения его в пространстве вправо-влево или вверх-вниз при выполнении задания в трех плоскостях, что, в соответствии с интерпретацией субтестов, рассматривается как первичное и вторичное отклонение. Как уже отмечалось выше, длина линии уменьшается по сравнению с эталоном. В целом по группе при изменении плоскости и переходе выполнения движений в сагиттальной и вертикальной плоскостях, точность движений уменьшается. Наименьшая точность отмечается в выполнении сагиттальных линеограмм.

При анализе данных пространственно-временных характеристик в группе курсантов и поваров достоверные различия не выявлены, однако отмечено, что курсанты в выполнении графических заданий в целом точнее. В выполнении графических движений школьниками наблюдается тенденция точности движений, выполняемых левой рукой. Вообще

по выборке показатель времени выполнения графических движений правой руки выше, чем левой. Выявлены достоверные различия между группами во временных показателях правой и левой руки. Так, учащиеся по специализации «повар» имеют более высокие графические скоростные характеристики движений. Различия статистически достоверны: для правой руки (1 = 3,2; р < 0,01) для левой руки (1 = 4,1; р < 0,01).

Пространственно-временные характеристики локомоторной функции (ходьбы) оценивались по времени, затраченному на прохождение пути, а также по точности движения в пространстве без контроля зрения. Среднее время, потребовавшееся для прохождения заданного пути, для всей выборки равно 26,3 с. Среднее время, затраченное курсантами, равно 25,4 е., у поваров среднее время равно 28,5 с. (различие статистически незначимо). На уровне тенденции курсанты затрачивают меньше времени, чем повара, на прохождение одного и того же расстояния. Это согласуется с более высокими показателями движения рук, что свидетельствует об особенностях темпо-ритмовой организации курсантов. Точность ходьбы является пространственным показателем локомоторной функции и определяется по отклонению от конечного пункта движения, при этом учитывается величина и направление отклонения. Средняя величина отклонения для всей выборки составила 206,7 см. Обращает на себя внимание значительная вариативность показателей точности ходьбы, лимитные значения которой составили от 0 до 1139 см. Наличие большого разброса значений не позволило выявить достоверные различия, хотя по этому параметру ходьбы повара оказались точнее нахимовцев: они отклонились от заданной точки на 158,4 см, среднее же отклонение у нахимовцев на 69,5 см больше и составило 227,9 см.

В целом, анализ пространственно-временных характеристик психомоторного развития выявил, что у курсантов выше скоростные характеристики ходьбы и точнее характеристики графических движений, а учащиеся, получающие специализацию «повар», быстрее выполняют графические движения, точнее в пространственной ориентировке.

Личностные особенности подростков изучались с помощью методики Кетгелла. Для подростков нашей выборки характерен в целом высокий уровень эмоциональной устойчивости, спокойствия, реалистичности. Подростки хорошо приспосабливаются, осознают требования действительности, не поддаются случайным колебаниям настроений, их интересы постоянны, они спокойны и настойчивы. Подросткам присущ сниженный уровень чувства вины и самостоятельности, что проявляется в зависимости от группы. В своем поведении они ориентируются на групповое мнение, нуждаются в постоянной опоре, поддержке окружающих, в совете и одобрении. Вместе с тем они жизнерадостны, легко переживают жизненные неудачи, верят в себя, не предрасположены к самоупрекам и раскаиванию.

Сравнение показателей личностных характеристик курсантов-нахимовцев и поваров выявило значимые различия по показателю возбудимость (О) (1 = 2,4; р < 0,01). Для учащихся, получающих специализацию «повар», характерна повышенная по сравнению с курсантами импульсивность, беспокойство, отвлекаемость, их поведение зависит от текущего состояния. Следует отметить, что тенденция к большей тормозности, флегматичности на темпераментальном уровне у курсантов согласуется с большей выраженностью процесса торможения и силой нервной системы на уровне психомоторных показателей. По остальным факторам в группах испытуемых значимых различий не выявлено. Личностные характеристики курсантов Нахимовского училища и учащихся, получающих специализацию «повар», отражают общие закономерности подросткового возраста. В целом, в психомоторном развитии выявлено больше различий между группами разного профиля профессиональной подготовки, чем в личностном развитии.

Анализ межфунщиональных корреляционных связей психомоторных и личностных характеристик выявил взаимосвязи пространственно-временных характеристик графических движений с фактором Н (смелость), энергетических характеристик с фактором I (мягкосердечность, нежность), а также связь темпо-ритмовых характеристик с фактором Q3 (самоконтроль поведения). Все связи отрицательные (р < 0,05), указывающие, что чем больше степень смещения линии относительно эталона (в нашем случае, чем больше тенденция у подростков к интратенсии), тем они застенчивее, неувереннее в своих силах, сдержаннее в выражении своих чувств. Чем меньше длина линии, т. е. выше тенденция к тормозности, тем больше подростки характеризуются мягкостью, утонченностью, образностью, художественным восприятием мира, и чем выше темп движений, тем ниже значения самоконтроля поведения. В целом, структура корреляционных взаимосвязей психомоторных и личностных характеристик более интегрирована у школьников; в группе курсантов отмечается меньше связей, и они носят свободный характер.

Таким образом, можно сказать, что показатели, относящиеся к разным уровням психомоторной организации, обнаруживают тесные связи между собой, что позволяет сделать вывод о целостности психомоторной организации как на индивидном, так и на субъектно-личностном уровне. Наибольшим количеством связей обладают пространственно-временные характеристики, отражающие высший субъектно-личностный уровень. Проведенное исследование показало единство личностного и психомоторного развития, отражающего возрастные, половые характеристики и особенности профессионализации.

1 Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. М.-Л., 1930. Ч. 1,2.

2 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. С. 334.

[Рецензент: канд. психол. наук, доц. H.A. Грищенко]

Статья принята к печати 22 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.