Научная статья на тему 'Концепция психологического обеспечения психофизиологического статуса человека: психомоторная составляющая'

Концепция психологического обеспечения психофизиологического статуса человека: психомоторная составляющая Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
914
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОМОТОРИКА / НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС / ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / A PSYCHOMOTILITY / NEYRODYNAMIC FEATURES / THE PSYCHO-PHYSIOLOGICAL STATUS / PRACTICAL RECOMMENDATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Суворов Георгий Борисович, Чесноков Владимир Борисович

В статье представлены три источника и три составные части концепции психологического обеспечения психофизиологического статуса человека: определение понятия психофизиологического статуса, методический подход к его диагностике и его экспериментальная апробация, а также примеры характеристик и рекомендаций по оптимизации психофизиологического статуса человека, обусловленных его психомоторной составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Суворов Георгий Борисович, Чесноков Владимир Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of psychological maintenance of psycho-physiological status of a person: a psychomotor component

In the article three sources and three components of the concept of psychological maintenance of a persons psychophysiological status are presented: definition of the psycho-physiological status concept, the methodical approach to its diagnostics and its experimental approbation, and also examples of characteristics and recommendations about optimisation of the psycho-physiological status of a person, caused by its psychomotor component.

Текст научной работы на тему «Концепция психологического обеспечения психофизиологического статуса человека: психомоторная составляющая»

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Г. Б. Суворов, В. Б. Чесноков

концепция психологического обеспечения психофизиологического статуса человека: психомоторная составляющая

Если под термином «психофизиологический статус» понимать все психофизиологические особенности человека в целом, то проблема его психологического обеспечения распадается на множество спорных, по-разному трактуемых теоретико-фундаментальных, методических и прикладных проблем психофизиологии.

В основном эти проблемы касаются:

1) нейродинамических особенностей (свойств нервной системы) человека;

2) его психомоторных свойств;

3) характера его функционального (физиологического, психофизиологического и психического) состояния.

данные спорные проблемы и определяют теоретическую актуальность темы. Несмотря на многочисленные экспериментальные данные, полученные многими авторами, теоретикометодические проблемы, касающиеся нейродинамических особенностей и характера функционального состояния, трактуются ими по-разному. Не раскрывая указанных проблем, заметим только, что в центре их, на наш взгляд, стоит проблема психомоторной организации человека и ее индивидуальных вариаций. Ведь психомоторные показатели в различных сочетаниях и отношениях в разных ситуациях могут быть показателями не только качества психомоторной регуляции (например, ее быстроты, точности, силы, стабильности и т. д.), но и всех основных свойств нервной системы, а также физиологического, психофизиологического и психического состояний.

Могут ли психомоторные показатели в каких-то своих сочетаниях быть показателями выраженности по-разному социально обусловленных личностных и «деятельностных» особенностей человека? Если это так, то, видимо, какие-то индивидуальные, природно обусловленные вариации психомоторной организации человека могут благоприятствовать или препятствовать развитию (или приобретению) различных свойств человека как личности и как субъекта деятельности.

В методическом отношении вопрос оценки психомоторной организации в целом экспериментально, как правило, не исследовался. разные авторы в соответствии с различными задачами своих исследований оценивали только отдельные свойства психомоторной регуляции. Необходимость разработки комплексного психодиагностического подхода к оценке психомоторной организации в целом и ее индивидуальных вариаций определяет научно-методическую актуальность темы.

© Г. Б. Суворов, В. Б. Чесноков, 2009

Прикладная актуальность темы очевидна: она касается, в основном, разработки рекомендаций по индивидуализации учебно-воспитательной, трудовой, спортивной деятельности. Это связано с учетом природных (т. е. устойчивых) нейродинамических и психомоторных качеств человека, а также характера его функционального состояния. Прикладной аспект учета нейродинамических особенностей и характера психофизиологических состояний представляется наиболее разработанным1, в том числе и авторами данной статьи2.

Особое место в решении вопросов прикладной актуальности темы занимает учет психомоторных особенностей человека. Прикладное значение комплексной оценки психомоторных качеств имеет два аспекта.

Первый (психофизиологический)аспект касается либо отбора к профессиональной деятельности, строго требующей развитости определенных психомоторных качеств и хорошей двигательной координации в целом, либо подбора для конкретного человека определенной «психомоторной» профессии. В большей степени этот аспект касается видов спортивной деятельности. Психофизиологический аспект учета психомоторных качеств в практической работе психолога также не обойден вниманием вышеуказанных авторов.

Второй (психологический) аспект имеет, скорее, перспективное прикладное значение, поскольку, как уже отмечалось выше, научно-экспериментально разработан мало. Речь идет не о профессиях, процесс и результат которых жестко определен развитостью психомоторных качеств, а о влиянии индивидуальных особенностей психомоторной организации человека на выраженность темпераментных, приобретаемых личностно-поведенческих и профессиональных качеств, непосредственно не связанных с двигательной координацией.

Из указанных теоретической, методической и прикладной актуальности темы вытекает цель работы, заключающаяся в разработке концепции психологического обеспечения психофизиологического статуса человека и психологических проявлений ее психомоторной составляющей.

Данная цель конкретизируется в следующих четырех задачах:

1. Определение основных положений концепции психологического обеспечения психофизиологического статуса человека.

2. разработка методического аппарата комплексной диагностики психомоторной составляющей психофизиологического статуса человека.

3. Проведение экспериментальной апробации указанного методического комплекса.

4. Разработка комплекса интегральных психомоторных показателей для характеристик испытуемого и научно-практических рекомендаций по оптимизации его психофизиологического статуса.

определение основных положений концепции психологического обеспечения психофизиологического статуса человека

Концепция психологического обеспечения психофизиологического статуса человека включает в себя три составляющие:

• Определение понятия «психофизиологический статус» и его оптимизация.

• Психодиагностический подход к определению психофизиологического статуса.

• Научно-практические рекомендации по оптимизации психофизиологического статуса.

Психофизиологический статус человека, в свою очередь, включает в себя две составляющие, различающиеся по устойчивости (длительности сохранения):

1. Устойчивые (врожденные) индивидные психофизиологические свойства (или особенности) человека, состоящие из двух групп свойств: нейродинамических и психомоторных.

2. Изменяющиеся (индивидные или индивидуальные), в основном обратимые (в индивидуальную норму) психофизиологические состояния.

Психофизиологическое состояние является одной из трех составляющих функционального состояния человека, в состав которого входят еще 2 составляющие: физиологическое и психическое состояние. В зависимости от ситуации (характера взаимодействия внешних и внутренних факторов) три указанные выше состояния и их компоненты могут находиться в доминантных или субдоминантных отношениях и т. о. определять качественное своеобразие функционального состояния3. Нами было показано, что показатели одного из трех вышеуказанных состояний в то же время могут являться и показателями двух других составляющих функционального состояния4.

Необходимо отметить, что свойства и состояния человека взаимосвязаны. В данном случае, с одной стороны, индивидные свойства человека есть не что иное, как система природных предрасположенностей к его определенным функциональным состояниям. С другой стороны, характер функционального состояния во многом определяет (т. е. затрудняет или облегчает) развитие личностных (вредных или полезных привычек, свойств характера и т. д.) и деятельностных свойств (умений, навыков, профессиональных качеств и т. д.).

Под оптимизацией психофизиологического статуса понимается индивидуализация процессов воспитания, обучения, тренировки, профессиональной подготовки и жизнедеятельности человека на основании учета его природных психофизиологических свойств (долговременная оптимизация) и особенностей его наличного функционального состояния (ситуативная оптимизация).

Разработка методического аппарата комплексной диагностики психомоторной составляющей психофизиологического статуса человека

В процессе решения второй задачи обосновывается большая информативность, компактность и краткосрочность оценки психомоторных показателей в сравнении с физиологическими (вегетативными и электрокотикальными).

Решение второй задачи включает в себя отбор наиболее информативных методик и психомоторных показателей, их упорядочивание и систематизацию по параметрам (качествам, уровням и модальности) психомоторной организации человека и модернизирование аппаратурного комплекса диагностики психомоторики, а также его программное обеспечение.

В отличие от физиологических, психомоторные показатели являются собственно психофизиологиическими и отражают разнокачественность, разномодальность, разно-уровневость, всепроникаемость и интегральность психомоторной регуляции. Поэтому для диагностики психофизиологического статуса были отобраны 12 методик и 44 психомоторных показателя, в течение многих лет подтверждавших свою информативность (таб. 1). Эти показатели были систематизированы по трем параметрам: уровням регуляции (условно 10), качествам (8) и модальности (5) (таб. 2).

Далее отобранные методики были объединены в аппаратурном комплексе СЧС-93, а затем СЧС-2000. Последний аппаратурный комплекс более компактен и оснащен программным обеспечением первичной автоматизированной обработки получаемых данных, что позволяет не только определять по каждому из 44 показателей «сырые» данные, но и осуществлять их нормированную семибалльную оценку, ситематизировать их по параметрам.

Предполагается что после экспериментальной апробации и нормализации полученных данных номера показателей в табл. 2 будут заменены на индивидуальные оценки по семибалльной шкале.

Проведение экспериментальной апробации указанного методического комплекса

решение третьей экспериментальной задачи исследования включает в себя следующее:

1. разработку нормированных семибалльных шкал для отдельных (44-х) показателей на основании полученного статистического материала.

2. Выявление психофизиологических факторов строения психомоторики.

3. Определение влияния выделенных психофизиологических факторов на выраженность личностных особенностей и характер их изменения.

Экспериментальное решение вышеуказанных подзадач апробации имеет уже многолетнюю историю. Последний этап экспериментальной апробации проводился более чем на 500 студентах психологического факультета в рамках лонгитюдного исследования под руководством проф. Н. В. Гришиной5.

В табл. 3 представлены нормативы перевода первичных значений показателей в стандартные единицы 7-балльной шкалы.

В табл. 4 представлены психофизиологические факторы строения психомоторики. В результате проведенного факторного анализа выделены 6 факторов с указанием состава и веса показателей, входящих в факторы.

В соответствии с составом и весом психофизиологических показателей, вошедших в указанные факторы, они кратко обозначены следующим образом:

• 1 фактор — «моторность»;

• 2 фактор — «сенсорность»;

• 3 фактор — «быстрота выбора»;

• 4 фактор — «моторное возбуждение и быстроточность»;

• 5 фактор — «рДО» — (реакция на движущийся объект);

• 6 фактор — «отмеривание темпа и времени».

Более развернутая интерпретация полученных факторов представлена в табл. 5.

Из состава полученных факторов следует, что одно и то же качество психомоторной регуляции разных модальностей и разных уровней, как правило, попадает в разные факторы. Так, например, показатели сенсорной быстроты, стабильности и силы на уровне простой сен-сомоторной реакции (ПСр) попали во второй фактор, а показатели тех же качеств моторной регуляции той же ПСр вошли в другой, в первый, фактор.

Похожие примеры можно привести и по отношению к показателям точности регуляции. Т. е. показатели точности регуляции разных уровней и разных модальностей находятся, как правило, в разных факторах (факторы 4, 5, 6).

Полученные факторы, с одной стороны, свидетельствуют о неоднородности и различной природе одних и тех же качеств сенсорной и моторной регуляции, а с другой — о правомерности дифференциации параметров психомоторной регуляции по модальности. Так, показатели сенсорной регуляции вошли в один фактор (2), а моторной — в другой (1), но, в основном, только на уровне ПСр и, частично, на уровне ССр.

Вместе с тем, выделенные факторы могут лежать в основе разработки экспериментально обоснованных интегральных показателей выраженности психомоторных свойств.

Влияние выделенных психофизиологических факторов на выраженность личностных особенностей и характер их изменения определялось опосредовано: посредством интерпретации

межфакторного анализа корреляционных связей между показателями, входящими в каждый психофизиологический фактор, и показателями, входящими в каждый психологический фактор.

В результате корреляционного анализа 44-х аппаратурных психофизиологических показателей с 154 показателями анкетных психологических методик были выявлены 1098 значимых (р < 0,05) корреляционных связей, что составляет 19,3 % от максимально возможного числа значимых внешних корреляций. В результате проведенного факторного анализа выделены 48 факторов, из которых 6, представленных выше, — психофизиологические. 42 психологических фактора обобщали 154 психологических показателя. Факторный анализ проводился внутри показателей каждой из 12 психологических методик, что позволило применить новый метод — межфакторный анализ корреляционныйх связей.

Шесть психофизиологических и 42 психологических фактора, их интерпретация и условные обозначения представлены в табл. 5, кроме того, в последнем столбце таблицы указан средний процент значимых корреляционных связей показателей психофизиологических факторов с показателями психологических факторов.

С целью конкретизации данных, представленных в табл. 5, для каждого психофизиологического фактора был определен процент значимых корреляционных связей, который проявили его показатели с показателями каждого психологического фактора (табл. 6).

данные, представленные в табл. 6, демонстрируют избирательную направленность и большую информативность предлагаемого метода межфакторного анализа корреляционных связей. Они проявляются в полученных данных следующим образом:

• в 80 % случаев показатели каждого из 6 психофизиологических факторов с показателями каждого из 42-х психологических по характеру значимых корреляций имеют 2 варианта — все значимые взаимосвязи имеют только положительный; или только отрицательный знак;

• в 20 % случаев одна часть значимых корреляционных взаимосвязей между показателями психофизиологических и психологических факторов имеет знак « + », а другая их часть — знак «—».

Информативность межфакторного анализа корреляционных связей подтверждается еще и тем, что 88 % всех выявленных психологических факторов связаны с 6 психофизиологическими (т. е., из показателей 42 психологических факторов 37 значимо коррелируют с показателями 6 психофизиологических факторов). Данный результат более чем в 4 раза превосходит информативность обычного корреляционного анализа. Как уже было отмечено, значимые корреляционные связи 44 отдельных психофизиологических показателей с 154 психологическими составляли только 19,3 %.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о существенном влиянии психомоторных факторов (т. е. однородных групп психофизиологических качеств) на выраженность и характер изменения психологических факторов (т. е. однородных групп психологических качеств).

Каждый психофизиологический фактор имеет схожие, несхожие и противоположные психологические проявления по сравнению с остальными психофизиологическими факторами. Из 6 выявленных психофизиологических факторов 5 наиболее определенно влияют на выраженность 37 выделенных психологических факторов: «сенсорность», «моторность», «быстрота выбора», «моторное возбуждение и быстроточность» и «отмеривание времени и темпа». Фактор «рДО» не проявил психологическую специфику по межфакторному

корреляционному анализу, данный фактор, в отличие от 5 перечисленных, не показал более 20 % значимых корреляций ни с одним психологическим фактором.

Поскольку каждый фактор имеет 2 полярных значения, выделяются 10 типов личностных особенностей, или 10 типов развития психологических качеств, объединенных в 5 полярных пар, каждая из которых обусловлена одним из 2 полюсов вышеперечисленных 5 психофизиологических факторов.

Представленная (таб. 6) иллюстрация наглядно показывает, что различные блоки психомоторной регуляции по-разному и даже противоположно влияют на уровень тревожности, общительности, развитости волевых качеств, на предпочтение исполнения различных социальных ролей, на быстроту изменения привлекательности ценностей и др. Очевидно, эти факты можно использовать в практической работе психолога и педагога, связанной с индивидуализацией процесса обучения и воспитания, а также с подбором оптимального состава малых групп.

Разработка комплекса интегральных психомоторных показателей для характеристик испытуемого и научно-практических рекомендаций по оптимизации его психофизиологического статуса

В основу характеристик и практических рекомендаций, необходимых для индивидуализации и оптимизации процессов общения, обучения, тренировки и отбора в различных видах деятельности (психологические качества перечислены в порядке убывания процента корреляций с показателями психофизиологических факторов) легли использованные ранее данные о проявлении психомоторных особенностей в профессиональной, учебной и спортивной видах деятельности, результаты которых жестко определяются психомоторной координацией (психофизиологической составляющей)6, а также представленные в этом исследовании данные о влиянии психомоторики на выраженность и характер изменения личностных особенностей (табл. 6).

В состав 5 интегральных показателей психомоторной регуляции входили первичные показатели, включенные в каждый из 5 выделенных психофиологических факторов. Каждый интегральный показатель, в соответствии с данными, представленными в таблице

4, включает в себя сумму следующих нормированных показателей с учетом их веса (коэффициента). Цифры в скобках обозначают порядковые номера показателей и их веса, указанных таблице.

1. Моторность = (1 х 0,91) + (3 х 0,83) +(4 х 0,82) + (5 х 0,69) + (6 х 0,84) + + (8 х 0,73) + (9 х 0,70) + (10 х 0,51) + (14 х 0,68) + (15 х 0,66) + (21 х 0,55) + + (32 х 0,32) — (33 х 0,29);

2. Сенсорность = (2 х 0,86) + (7 х 0,84) - (11 х 0,63) - (12 х 0,75) - (13 х 0,88) -- (14 х 0,55);

3. Быстрота выбора = (16 х 0,60) + (17х 0,77) + (18 х 0,73) + (19 х 0,80) + (20 х 0,86) + +(44 х 0,18);

4. Моторное возбуждение и быстроточность = (34 х 0,29) + (35 х 0,51) - (36 х 0,32) + + (37 х 0,92) + (38 х 0,90) + (39 х 0,88) + (40 х 0,37) - (42 х 0,14) + (43 х 0,38);

5. Точность отмеривания времени и темпа = (26 х 0,64) + (27 х 0,47) - (28 х 0,59) + +(29 х 0,60) — (30 х 0,56) — (31 х 0,44).

После вторичного нормирования пяти вышеуказанных сумм каждый испытуемый по каждому интегральному показателю получает свою оценку (от 1 до 7 баллов).

Перед выдачей характеристик и рекомендаций необходимо выделить интегральные показатели, наиболее отклоняющиеся от нормы (4 балла). По семибалльной шкале это 1-2 балла или 6-7 баллов. Затем, особенно если у испытуемого нет крайних отклонений, следует обратить внимание на оценки ниже (3 балла) и выше средних (5 баллов).

Для этих оценок (3 и 5 баллов) в характеристиках более подходит термин «ниже среднего» или «выше среднего», а не «крайне высоко» (6-7 баллов) и «крайне низко» (1-2 балла). Соответственно, в этих случаях и рекомендации должны выражаться в менее категоричной форме.

Интегральная оценка фактора «Моторность»

Моторность 6-7 баллов.

Психофизиологические особенности:

• крайне высокая быстрота и стабильность как в однократных, так и в циклических простых движениях;

• преобладание быстроты простого моторного ответа над быстротой сенсорного восприятия простого и сложного слухового и зрительного сигналов;

• низкая моторная выносливость при выполнении простых циклических движений;

• преобладание моторной быстроты по сравнению с сенсорной способствует общей быстроте простой сенсомоторной реакции (ПСР) или чаще встречается у лиц с малым временем ПСР.

Рекомендуются все виды профессиональной и спортивной деятельности, требующей общей и, в особенности, моторной быстроты. Например, водитель в условиях повышенной интенсивности движения; военные специальности, требующие непосредственного оперативного контакта с противником; в спорте — спринт, метание, прыжки и другие индивидуальные виды, требующие «взрывной» реакции.

Не рекомендуются виды профессиональной и спортивной деятельности, требующие исключительной выносливости и (или) вызывающие монотонию. Например, работа водителя-дальнобойщика, снайпера, в спорте — стайерские дистанции, марафон, триатлон и др.

Психологические корреляты.

В возрасте от 18 лет до 21 года усиливается общая возрастная тенденция к снижению привлекательности ценностей и усугублению разрыва между их значимостью и привлекательностью. Особенно это касается таких ценностей как безопасность, власть, и конформизм. В целом, это волевой человек, личностно и межличностно экстернальный, склонный играть социальные роли мотиватора (приводящего окружающих в действие) и критика. Не склонен играть роль генератора идей. Высоко оценивающий самочувствие, активность и настроение тип личности.

Рекомендуются виды профессиональной и спортивной деятельности, предъявляющие повышенные требования к оперативной, волевой и социальной активности и не требующие долгих раздумий для согласования различных идей и проектов. Например: деятельность пожарных, членов разведгрупп; индивидуальные и особенно коллективные виды спорта со спринтерским уклоном.

Моторность 1-2 балла.

Психофизиологические особенности:

• крайне низкая моторная быстрота и стабильность как в однократных простых, так и в циклических простых движениях;

• низкая скорость простой сенсомоторной реакции в целом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• высокая выносливость при выполнении простых циклических движений.

рекомедуются виды профессиональной и спортивной деятельности, требующие выносливости и (или) вызывающие состояние монотониии. Например, деятельность операторов энергосистем, водителей-дальнобойщиков, снайперов. В спорте — стайерские дистанции, марафон, триатлон, шоссейные велогонки, лыжные гонки от 30 км.

Не рекомендуются профессиональная и спортивная деятельность, требующая мгновенных реакций и мышечного «взрыва». Например, вождение транспортных средств в условиях повышенной интенсивности движения, военные и спортивные специальности, требующие непосредственного оперативного контакта с противником.

Психологические корреляты.

В возрасте от 18 лет до 21 года ослабляется общая тенденция снижения привлекательности ценностей и увеличения разрыва между их социальной значимостью и индивидуальной привлекательностью, особенно это касается таких ценностей как достижение и стимуляция.

В целом, это не волевой человек, личностно и межличностно интернальный, не склонный играть социальные роли мотиватора и критика, но склонный играть роль генератора идей. Низко оценивающий самочувствие, активность и настроение тип личности.

рекомендуюся такие виды деятельности, в которых не возникают ситуации острого дефицита времени. В социальном плане ему нужны ситуации, дающие время для обдумывания, обобщения различных мнений для того, чтобы хорошо сыграть приятную для него роль генератора идей.

Интегральная оценка фактора «сенсорность»

Сенсорность (+) 6-7 баллов.

Психофизиологические особенности:

• крайне высокая сенсорная быстрота (низкое время сенсорного периода ПСр) и стабильность;

• высокая сенсорная чувствительность и низкая сенсорная сила ответов на интенсивные простые сигналы слуховой и зрительной модальности;

• сенсорная быстрота в отличие от моторной (низкое время моторного периода) никак не связана с быстротой всей ПСр в целом.

рекомендуются виды деятельности, успешность которых связана с бдительностью, повышенной чувствительностью, и(или) вызывающие состояние монотонии. Например, работа художников, музыкантов, настройщиков музыкальных инструментов, операторов слежения и управления движущимся объектами, охранников, снайперов, водителей-дальнобойщиков.

Не рекомендуются виды профессиональной деятельности, требующие выносливости к простым сильным внешним раздражителям. Например, профессии рабочих и военных специалистов, связанные с сильным шумом, вибрацией, режущим глаза светом.

Психологические корреляты.

В высокой степени склонен играть роль критика, обесценивающего значимость и привлекательность социальных ценностей, личностно интернальный, низко оценивает самочувствие, активность и настроение, не склонен играть роль исполнителя.

Не рекомендуются виды профессиональной и спортивной деятельности, требующие четкого, не обсуждаемого выполнения команд. Например, почти все виды военной деятельности, коллективные игровые виды спорта.

Сенсорность (-) 1-2 балла.

Психофизиологические особенности:

• крайне низкая сенсорная быстрота (высокое время латентного периода ПСр) и стабильность;

• низкая сенсорная чувствительность и высокая сенсорная сила в ответах на интенсивные простые сигналы слуховой и зрительной модальностей:

• сенсорная быстрота, в отличие от моторной (низкое время моторного периода ПСр), никак не связана с быстротой всей ПСр в целом.

рекомендуются виды профессиональной и спортивной деятельности, требующие сенсорной выносливости. Например, деятельность авиадиспетчеров подхода, водителей экстремального вождения, игрока в большой теннис. Не противопоказана работа, связанная с сильным шумом и интенсивной световой стимуляцией. Например, деятельность механика, кочегара, артиллериста, танкиста.

Не рекомендуется работа, связанная с повышенной сенсорной чувствительностью или вызывающая монотонию. Например, работа летчика дальней авиации, машиниста, водителя-дальнобойщика или работа, связанная с изобразительным творчеством.

Психологические корреляты.

В значительной степени не склонен к критике, высоко оценивает значимость и привлекательность социальных ценностей, личностно экстернальный, склоннен играть роль исполнителя, высоко оценивает самочувствие, активность, настроение.

рекомендуется профессиональная и спортивная деятельность, успех которых зависит от четкого выполнения команд. Например, почти все виды военной и спортивной деятельности, конечный результат которых зависит от слаженности и сплоченности действий отдельных членов коллектива или команды. Например: спецназ, все коллективные игровые виды спорта.

Интегральная оценка фактора «быстрота выбора»

Быстрота выбора 6-7 баллов.

Психофизиологические особенности:

• крайне высокая быстрота и стабильность сенсорного выбора в сложной сенсомотор-ной реакции, а также при выполнении самого сложного теста прохождения лабиринта, требующего задействованности наглядно-действенного мышления.

рекомендуется деятельность диспетчерского типа. В спорте — все игровые и, особенно, коллективные игровые виды спорта (особенно амплуа разыгрывающего). Если по первому фактору у испытуемого интегральная оценка не ниже 4 баллов, то ему можно рекомендовать профессию водителя в условиях интенсивного движения или экстремального вождения. В этом случае, а также при наличии соответствующей физической подготовки возможно эффективное усвоение навыков каскадера.

Противопоказана работа, провоцирующая состояние монотонии: например, работа на конвейере, работа машиниста, водителя-дальнобойщика и т. п.

Психологические корреляты.

Крайне обесценивает привлекательность социальных ценностей, не склонен играть роль исполнителя, межличностно экстернален, обладает высокими невербальными способностями, социально активен и энергичен, возможно, агрессивен, склонен играть социальные роли мотиватора, финишера и критика, склонен к эмоциональному выгоранию.

рекомендуется работа, требующая лидерских качеств и организаторских способностей. Например, может с успехом освоить любую рабочую специальность со сложной

операциональной структурой деятельности; выполнить работу лаборанта-компьютерщика или программиста. Лучше работает в ситуациях отсутствия лидера, жестких командных приказов.

Необходимо по возможности ограничивать его бурную социальную активность, поскольку состояние эмоционального выгорания имеет устойчивый, прогрессирующий и неосознаваемый характер.

Быстрота выбора 1-2 балла.

Психофизиологические особенности:

• крайне низкая быстрота и стабильность сенсорного выбора в сложной сенсомо-торной реакции, а также при выполнении самого сложного теста — прохождения лабиринта, требующего задействовать наглядно-действенное мышление.

рекомендуется операционально простая профессиональная и спортивная деятельность, не требующая способности эффективно работать в условиях острого временного дефицита. Например, работа машиниста, водителя-дальнобойщика; в спорте — деятельность стайера, марафон, ходьба и т. д.

Если у испытуемого оценка первого фактора ниже 4 баллов, то ему противопоказана профессия водителя вообще и вождение автотранспортных средств в частности.

Психологические корреляты.

Крайне высоко оценивает привлекательность социальных ценностей; склонен играть роль исполнителя; межличностно интернален; не обладает высокими невербальными способностями; социально пассивен и не энергичен; не склонен играть социальные роли мотиватора, финишера и критика, не склонен к эмоциональному выгоранию.

Рекомендуется работа, не требующая большой социальной активности, организаторских способностей и лидерских качеств. В работе целесообразно использовать и учитывать его дисциплинированность, исполнительность и эмоциональную заторможенность.

Интегральная оценка фактора «Моторное возбуждение и быстроточность»

Моторное возбуждение и быстроточность 6-7 баллов.

Психофизиологические особенности:

• обладает крайне высоким уровнем возбуждения, проявляющимся в высоких значениях статического и динамического тремора;

• это качество сочетается с большим преобладанием установки на быстроту над установкой на точность, а также способностью управлять своим возбуждением в максимально быстрых движениях средней амплитуды (« 50 мм).

рекомендуется операционально простая работа, в которой требования к быстроте значимо преобладают над требованиями к точности.

Противопоказана работа, требующая очень тонкой координации микродвижений. Например, работа радиомонтажника, гравера, ювелира, часовшика и т. д. С успехом может освоить любой технически сложный вид спорта, требующий быстроты. Например, подошла бы спортивная деятельность барьериста, прыгуна в длину и высоту. Противопоказана стрельба из пистолета, лука.

Психологические корреляты

резко отвергает роль исполнителя, высоко оценивает самочувствие, активность, настроение; отвергает роли координатора и финишера; высоко оценивал привлекательность ценностей коллективизма в прошлом (18 лет), но обесценивает их в настоящее время (21 год); слабо осмысливает свою жизнь в прошлом (до 18 лет), но стремится осмыслить ее в настоящем

(21 год); отвергает роль дипломата и мотиватора; не обладает невербальными способностями; личностно и межличностно экстернальный; сочетает пассивные формы совладающего поведения с демонстративно-вызывающим поведением.

Рекомендуются такие виды профессиональной и спортивной деятельности, конечный результат которых зависит от отдельного человека, а не от слаженности и сплоченности всего коллектива.

Противопоказана деятельность, требующая любых форм социальной активности. Он не приемлет ни роль лидера, ни роль исполнителя. Ему больше подходит роль свободного художника, который никому не подчиняется и никем не руководит.

Моторное возбуждение и быстроточность 1-2 балла.

Психофизиологические особенности:

• обладает крайне низким уровнем моторного возбуждения, проявляющимся в низких значениях статического и динамического тремора;

• это качество сочетается с большим дисбалансом установок на точность и на скорость;

• установка на точность значительно преобладает, поэтому не способен эффективно выполнять много точных движений в условиях дефицита времени, т. е. мало склонен к быстороточным движениям.

Рекомендуется работа, требующая очень тонкой координации малоамплитудных движений, жестко не ограниченная временем. Например, работа наладчика электронной аппаратуры, гравера, ювелира, часовщика, фармацевта и т. д.

Психологические корреляты.

Крайне сильно желает играть роль исполнителя; низко оценивает самочувствие, активность и настроение. Склонен играть роль финишера и координатора. Низко оценивал привлекательность ценностей «коллективизма» в прошлом (до 18 лет), но высоко оценивает их в настоящее время (21 год); стремится к осмыслению своей жизни в прошлом (до 18 лет), но не склонен к ее осмыслению в настоящее время (21 год). Склонен играть роль дипломата и мотиватора; обладает высокими невербальными способностями; личностно и межличностно интернальный; сочетает активные формы совладающего поведения с чувством такта и неагрессивностью.

Рекомендуются виды командной, коллективной профессиональной и спортивной деятельности, конечный результат которых зависит от усилий всей команды в целом. При этом необходимо использовать и учитывать его высокие невербальные способности, позволяющие с успехом просчитывать различные варианты.

Интегральная оценка фактора «отмеривание времени и темпа»

Отмеривание времени и темпа 6-7 баллов.

Психофизиологические особенности:

• отличается крайне высокой точностью отмеривания времени и темпа;

• эта точность сочетается с низким сенсорным возбуждением (с большим перемериванием времени) и высоким моторно-темповым возбуждением (близость удобного темпа к максимальному).

Рекомендуется работа, требующая точного соответствия (соразмерности) собственного ритма жизнедеятельности к требованиям окружающей среды, которые могут часто включать в себя и требования к максимизации темповых усилий. Например, работа водителя в условиях большой интенсивности движения или работа диспетчера (особенно авиадиспетчера подхода). В спорте это может быть барьерный бег, прыжки с трамплина, бокс или коллективные игровые виды спорта.

Противопоказана работа, провоцирующая состояние монотонии.

Психологические корреляты.

Обладает сочетанием переоценивания значимости социальных норм с недооцениваем их привлекательности. Данное сочетание усугубляет общую возрастную тенденцию усиления разрыва между значимостью и привлекательностью социальных ценностей (в период от 18 лет до 21 года). Особенно это касается таких ценностей коллективизма как власть, конформность и традиции. Вместе с тем, данный психофизиологический фактор способствует другой, отчасти противоположной указанной, общей возрастной тенденции — процессу, обеспечивающему (от 18 лет до 21 года) почти полное совпадение иерархических структур значимости и привлекательности ценностей. Кроме того, указанные испытуемые отличаются сниженным стремлением к осмыслению жизни; высокой тревожностью; желанием играть роль дипломата и генератора идей; склонностью к недооценке самочувствия, активности и настроения; высокими невербальными способностями; личностной и межличностной экстернальностью.

рекомендуется обучение деятельности социального работника и работа, требующая невербальных способностей и социальной направленности (особенно склонностей к исполнению ролей дипломата и генератора идей). Это может быть работа социального психолога или менеджера.

Не рекомендуется деятельность, характеризуемая малой интенсивностью социальных контактов и (или) провоцирующая состояние тревоги.

Отмеривание времени и темпа 1-2 балла.

Психофизиологические особенности:

• отличается крайне низкой точностью и стабильностью отмеривания времени и темпа;

• этому способствует сочетание высокого сенсорного возбуждения и высокого моторного торможения (высокой установки на экономизацию движений).

рекомендуется работа, не требующая точного соизмерения ритма своей жизнедеятельности с ритмом окружающей среды или оперативной ситуации. Например, работа, провоцирующая состояние монотонии: деятельность машиниста и его помощника; водителя рейсовых автобусов междугородных сообщений или водителя-дальнобойщика, оператора энергосистем. В спорте — работа, связанная с общей выносливостью. Например, спортивная ходьба, марафон и т. д.

Не рекомендуется любая деятельность, требующая быстрой и точной перестройки темпа и координации своих действий. Например, деятельность водителя в экстремальных условиях вождения; в спорте — игровые и коллективные виды спорта.

Психологические корреляты.

Препятствуют общей возрастной тенденции (от 18 лет до 21 года) — процессу обе-сцененивания привлекательности социальных ценностей и одновременного сохранения нормативной значимости этих ценностей. Вместе с тем, препятствует и развитию частично противоположного процесса — процесса совпадения иерархических структур указанных ценностей. Склонен задумываться над смыслом жизни; обладает низкой тревожностью; не желает играть роль дипломата и генератора идей; склонен к переоценке активности, самочувствия и настроения; обладает низким невербальным интеллектом, личностной и межличностной интернальностью.

рекомендуется работа, не требующая интенсивных социальных контактов и невербальных способностей. Эта работа должна отличаться частым повторением однотипных привычных ситуаций и небольшим разнообразием. Например, указанная выше деятельность

машиниста и его помощника, дальнобойщика, оператора энергосистем. В спорте — деятельность, не требующая частых переключений внимания. На военной службе — работа, требующая бдительности в монотонных условия. Например, снайпера или наблюдателя, радиста.

Выводы

1. Концепция психологического обеспечения психофизиологического статуса человека включает в себя три составляющие:

• определение понятия психофизиологического статуса и его оптимизации;

• психодиагностический подход к определению психофизиологического статуса;

• научно-практические рекомендации по оптимизации психофизиологического статуса.

2. Наиболее информативным для оценки психофизиологического статуса человека является комплекс психомоторных показателей, упорядоченный по 3 параметрам: уровням регуляции, качествам и модальностям, зафиксированный в аппаратурном комплексе экспресс-диагностики и его программном обеспечении.

3. Психомоторная организация человека обусловлена шестью психофизиологическими факторами, в каждый из которых входят в основном различные качества, уровни и модальности психомоторной регуляции.

4. Выраженность выявленных психомоторных факторов более чем в 88 % случаев влияет на выраженность оцениваемых личностно-психологических особенностей.

Разработанные характеристики и практические рекомендации обусловлены пятью парами полярных значений интегральных психомоторных показателей: моторность, сен-сорность, быстрота выбора, моторное возбуждение и быстроточность, отмеривание темпа и времени. Каждый из них имеет свои психофизиологические особенности и отчетливые личностно-психологические корреляты.

5. Представленные характеристики и практические рекомендации, обусловленные вышеуказанными интегральными показателями особенностей психомоторной регуляции, наряду с ранее разработанными практическими рекомендациями, касающимися нейродинамических особенностей7 и характера функционального состояния8, могут быть использованы для комплексной оптимизации психофизиологического статуса человека.

Таблица І

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список психофизиологических показателей

1. Быстрота моторная четвертого уровня регуляции ПСР

2. Быстрота сенсорная третьего уровня регуляции ПСР

3. Быстрота ПСР

4. Быстрота слуховая ПСР

5. Быстрота зрительная ПСР

б. Стабильность моторная четвертого уровня регуляции ПСР

7. Стабильность сенсорная третьего уровня регуляции ПСР

8. Стабильность ПСР

9. Стабильность слуховая ПСР

10. Стабильность зрительная ПСР

11. Сила слухового возбуждения

12. Сила зрительного возбуждения

13. Сила сенсорного возбуждения

14. Моторность ПСР

15. Быстрота моторная четвертого уровня регуляции ССР

16. Быстрота сенсорная пятого уровня регуляции ССР

17. Быстрота ССР (зрительная)

18 Стабильность моторная четвертого уровня регуляции ССР

19. Стабильность сенсорная пятого уровня регуляции ССР

20. Стабильность ССР (зрительная)

21. Моторность ССР

22. Точность сенсорная шестого уровня регуляции (Рдо)

23. Стабильность сенсорная шестого уровня регуляции (РДО)

24. Степень сенсорного возбуждения шестого уровня регуляции (РДО)

25. Чувствительность к внешним ограничениям (РДО)

26. Точность сенсорная восьмого уровня регуляции (РВ)

27. Стабильность сенсорная восьмого уровня регуляции (РВ)

28. Степень сенсорного возбуждения восьмого уровня регуляции(РВ)

29. Точность моторная седьмого уровня регуляции (Т-Т I, 70 %)

30. Степень моторного возбуждения седьмого уровня регуляции (Т-Т 1,70 %)

31. Степень моторного возбуждения второго уровня регуляции (Т-Т I)

32. Быстрота моторная второго уровня регуляции (ТТ-1)

33. Сила моторного возбуждения второго уровня регуляции (ТТ-1)

34. Точность моторная пятого уровня регуляции (Т-Т II)

35. Быстрота моторная пятого уровня регуляции (Т-Т II).

36. Установка на точность пятого уровня регуляции

37. Степень моторного возбуждения первого уровня регуляции (Тремор)

38. Точность моторная (Тремор)

39. Точность произвольная девятого уровня регуляции (Тремор)

40. Быстрота моторная (Динамический тремор)

41. Точность моторная (Динамический тремор)

42. Установка на точность первого уровня регуляции (Динамический тремор)

43. Точность наглядно-действенная десятого уровня регуляции (лабиринт)

44. Быстрота наглядно-действенная девятого уровня регуляции (лабиринт)

Систематизация и распределение психомоторных показателей.

Показатели для дифференцированной (по качествам, уровням, модальности)

оценки психомоторики

№ № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Уровни регуляции 1 2 3 4 3-4 5 4 4-5 5 6 7 8 9 10

Методики Тремор Н -Т л и с р и С Н -Т О < л Т-Т I 70 а вр ао о 3 ое Пр т Лаби- ринт

Качество ЛП МП СР ЛП МП СР

Точность:

Моторная 38, 41 34 29

Сенсорная 22 26

Произвольная 39

Наглядно-дейст- венная 43

Стабильность: 8 20

Моторная 6 18

Сенсорная 7 19 23 27

Зрительная 10 20

Слуховая 9

Быстрота: 3 17

Моторная 40 32 1 15 35

Сенсорная 2 16

Наглядно-дейст- венная 44

Зрительная 5 17

Слуховая 4

Степень возбуждения:

Моторного 37 31 30

Сенсорного 24 28

Сила возбуждения:

Моторного 33

Сенсорного 13

Зрительного 12

Слухового 11

Чувствительность к внешним ограничениям 25

Установка на точность 42 36

Моторность 14 21

Нормативы перевода первичных значений показателей в стандартные единицы 7-балльной шкалы

баллы 1 2 3 4 5 6 7

1 Быстрота моторная >0,243 0,197-00,242 0,156-0,196 0,121-00,155 0,094-0,12 0,074-0,093 <0,073

2 Быстрота сенсор ная 3 ПСР >0,456 0,368-0,455 0,3-0,367 0,251-00,299 0,216-0,25 0,194-0,215 <0,193

3 Быстрота ПСР >0,326 0,278-0,325 0,226-0,277 0,191-0,225 0,165-0,19 0,145-0,164 <0,144

4 Быстрота слуховая ПСР >0,312 0,262-0,311 0,207-0,261 0,173-0,206 0,147-0,172 0,131-0,146 <0,13

5 Быстрота зрительная ПСР >0,397 0,302-0,396 0,242-0,301 0,204-0,241 0,172-0,203 0,151-0,171 <0,15

6 Стаб. моторная 4 ПСР >0,225 0,073-0,224 0,03-0,072 0,016-0,029 0,011-0,015 0,009-0,01 <0,008

7 Стаб. сенсорная ЗПСР >0,364 0,102-0,363 0,059-00,101 0,039-00,058 0,026-00,038 0,021-00,025 <0,02

8 Стаб. ПСР >0,194 0,104-00,193 0,047-00,103 0,03-00,046 0,022-0,029 0,016-0,021 <0,015

9 Стаб. слуховая ПСР >0,233 0,074-0,232 0,043-0,073 0,025-0,042 0,018-00,024 0,013-0,017 <0,012

10 Стабильность зрнтел. ПСР >0,341 0,118-0,34 0,047-0,117 0,029-0,046 0,019-0,028 0,014-0,018 <0,013

11 Сила слухов, возб. <0,945 0,946-10,015 10,016-10,164 10,165-10,361 10,362-10,75 10,751-20,545 >20,546

12 Сила зрнт. возб. <0,957 0,958-10,117 10,118-10,276 10,277-10,484 10,485-20,158 20,159-30,677 >30,678

13 Сила сенсорного возб. <10,013 10,014-10,114 10,115-10,258 10,259-10,454 10,455-10,83 10,831-20,882 >20,883

14 Моторность ПСР <10,118 10,119-10,362 10,363-10,778 10,779-20,279 20,28-30,118 30,119-30,71 >30,711

15 Быстрота мотор. 4 ССР >0,31 0,252-0,309 0,192-0,251 0,144-0,191 0,106-0,143 0,095-0,105 <0,094

16 Быстрота сенсор. 5 ССР >0,42 0,369-0,419 0,316-0,368 0,28-0,315 0,245-0,279 0,217-0,244 <0,216

17 Быстрота ССР (зрнтельн.) >0,343 0,286-0,342 0,249-0,285 0,219-0,248 0,192-0,218 0,169-0,191 <0,168

18 Стаб. моторная 4 ССР >0,245 0,142-0,244 0,073-0,141 0,022-0,072 0,013-0,021 0,01-0,012 <0,009

19 Стаб. сенсорная 5 ССР >0,154 0,065-0,153 0,042-0,064 0,029-0,041 0,019-0,028 0,014-0,018 <0,013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 Стаб. (зрнт.) ССР >0,217 0,098-0,216 0,056-0,097 0,031-0,055 0,021-0,03 0,017-0,02 <0,016

21 Моторность ССР <0,964 0,965-10,101 10,102-10,55 10,551-20,099 20,1-20,853 20,854-30,461 >30,462

22 Точность сенс, б РДО >0,097 0,064-00,096 0,041-0,063 0,026-0,04 0,018-0,025 0,01-0,017 <0,009

23 Стаб. б РДО >0,122 0,052-0,121 0,031-0,051 0,014-0,03 0-00,013 0-00,001 <-00,001

24 Сенсор. Возбужд. б РДО >0,028 0,02-0,027 0,01-0,019 -0,003-0,009 -0,021...-0,004 -0,063...-0,022 <-0,064

25 Чувств, к ограннч. РДО <-0,072 -0,071—-0,015 -0,014-0,001 0,002-0,011 0,012-0,031 0,032-0,068 >0,069

26 Точность сенсор. 8 РВ >3,98 1,675-3,979 0,864-1,674 0,428-0,863 0,229-0,427 0,08-0,228 <0,079

27 Стаб. сенсор. 8 РВ >5,342 3,459-5,341 1,762-3,458 0851-1,761 0,368-0,85 0,09-0,367 <0,089

28 Сенсор, возбужд. 8 РВ >1,018 0,582-1,017 0,106-0,581 -0,314-0,105 -1,3-0,315 -3,98-1,301 <-3,981

29 Точность мотор. 7 Т-Т1 >43,81 28-43,809 13-27,999 6-12,999 2-5,999 0-1,999 <-0,001

ЗО Мотор, возбуж. 1 7 тт 1 70 % >1,264 1-1,263 0,9-0,999 0,785-0,899 0,594-0,784 0,343-0,593 <0,342

31 Моторное возбуж. 2 тті >126,967 100-126,966 88,096-99,999 63,112-88,095 34,723-63,111 11,56-34,722 <11,559

32 Быстрота моторная 2 тті <18,063 18,064-29,703 29,704-34 34,001-38,333 38,334-43 43,001-46,847 >46,848

33 Снла моторн. возбужд.2 тті <0,092 0,093-0,779 0,78-0,849 0,85-901 0,902-0,973 0,974-1,536 >1,537

34 Точность моторная 5 тт2 <13 13,001-20 20,001-27 27,001-37 37,001-41,89 41,891-47,81 >47,811

35 Быстрота моторная 5 тт2 <17,73 17,731-23 23,001-34 34,001-46 46,001-59,89 59,891-75,81 >75,811

36 Уст. на точность 5 < 0,258 0,259-0,522 0,523-0,784 0,785-0,924 0,925-1 1,001-1 >1,001

37 Моторное возбуждение 1 <0 0,001-1,11 1,111-8 8,001-36 36,001-67,78 67,781-96,27 >96,271

38 Точность моторная (трем.) >55,905 35,89-55,904 20,5-35,889 5,815-20,499 1-5,814 0-0,999 <-0,001

39 Точность произвол. 9 (трем.) <-3,135 -3,134-0 0,001-3 3,001-15 15,001-29,945 29,946-43,54 >43,541

40 Быстрота моторн. (д. трем.) >57,856 44,086-57,855 25,098-44,085 16,003-25,097 10,282-16,002 7,193-10,281 <7,192

41 Точность моторн. (д. трем.) >351,64 281,79-351,639 195,22-281,789 136-195,219 89-135,999 37,65-88,999 <37,649

42 Уст. на точность 1 (д. трем.) <0,032 0,033-0,088 0,089-0,109 0,11-0,141 0,142-0,202 0,203-0,481 >0,482

43 Точность нагл.-действ. 10 (лаб.) >15,932 9,667-15,931 4,167-9,666 1,833-4,166 0,518-1,832 0,167-0,517 <0,166

44 Быстрота нагл.-дейст. 9 (лаб.) >19,843 16,012-19,842 11,222-16,011 8,186-11,221 5,806-8,185 3,47-5,805 <3,469

Психофизиологические факторы

Показатели Факторы

ь т с о н л о т о оМ Сенсорность Быстрота выбора Моторное возбуждение и быстро-точность о < Р Точность отмеривания времени и темпа

1 2 3 4 5 6 7

1. Быстрота моторная четвертого уровня регуляции ПСР 0,913

2. Быстрота сенсорная третьего уровня регуляции ПСр 0,862

3. Быстрота ПСР 0,834

4. Быстрота слуховая ПСР 0,826

5. Быстрота зрительная ПСР 0,691

6. Стабильность моторная четвертого уровня регуляции ПСР 0,837

7. Стабильность сенсорная третьего уровня регуляции ПСР 0,843

8. Стабильность ПСР 0,727

9. Стабильность слуховая ПСР 0,701

10. Стабильность зрительная ПСР 0,509

11. Сила слухового возбуждения 0,626

12. Сила зрительного возбуждения 0,748

13. Сила сенсорного возбуждения 0,883

14. Моторность ПСР -0,685 0,547

15. Быстрота моторная четвертого уровня регуляции ССР 0,664

16. Быстрота сенсорная пятого уровня регуляции ССР 0,601

17. Быстрота ССР (зрительная) 0,772

18. Стабильность моторная четвертого уровня регуляции ССР 0,726

19. Стабильность сенсорная пятого уровня регуляции ССР 0,797

20. Стабильность ССР (зрительная) 0,860

21. Моторность ССР -0,554

22 Точность сенсорная шестого уровня регуляции (РДО) 0,158

23. Стабильность сенсорная шестого уровня регуляции (РДО) 0,976

1 2 3 4 5 6 7

24. Степень сенсорного возбуждения шестого уровня регуляции (РДО) 0,976

25. Чувствительность к внешним ограничениям (РДО) -0,976

26. Точность сенсорная восьмого уровня регуляции (РВ) 0,637

27. Стабильность сенсорная восьмого уровня регуляции (РВ) 0,469

28. Степень сенсорного возбуждения восьмого уровня регуляции (РВ) -0,594

29. Точность моторная седьмого уровня регуляции (Т-Т I, 70 %) 0,605

30. Степень моторного возбуждения седьмого уровня регуляции (Т-Т 1,70 %) -0,558

31. Степень моторного возбуждения второго уровня регуляции (Т-Т I) -0,443

32. Быстрота моторная второго уровня регуляции (ТТ-1) -0,323

33. Сила моторного возбуждения второго уровня регуляции (ТТ-1) 0,292

34. Точность моторная пятого уровня регуляции (Т-Т II) 0,287

35. Быстрота моторная пятого уровня регуляции (Т-Т II) 0,510

36. Установка на точность пятого уровня регуляции -0,319

37. Степень моторного возбуждения первого уровня регуляции (Тремор) 0,921

38. Точность моторная (Тремор) 0,899

39. Точность произвольная девятого уровня регуляции (Тремор) 0,877

40. Быстрота моторная (Динамический тремор) -0,371

41. Точность моторная (Динамический тремор) 0,281

42. Установка на точность первого уровня регуляции (Динамический тремор) -0,136

43. Точность наглядно — действенная десятого уровня регуляции (лабиринт) 0,377

44. Быстрота наглядно — действенная девятого уровня регуляции (лабиринт) 0,176

Таблица 5

Факторы, их условные обозначения и количество внешних корреляционных связей, выраженное в процентах от максимально возможного

№ Факторы Усл. обозн. %

1 2 3 4

Психофизиологические факторы

1 Моторность: быстрота, стабильность, слабость моторная, преобладание моторной быстроты над сенсорной по показателям простой сенсомоторной реакции (ПСР) и показателю моторности сложной сенсомоторной реакции (ССР) мот 25

2 Сенсорность: быстрота, стабильность, слабость сенсорная, по показателям ПСР сен 17

3 Быстрота выбора: быстрота, стабильность сенсорная, стабильность моторная и всей ССР выбора, быстрота наглядно-действенного мышления (лабиринт) БВ 20

4 Моторное возбуждение и быстроточность (точность координации моторного возбуждения при ограничении времени и пространства): уровень статического моторного возбуждения, быстрота и точность попадания по трем точкам при выполнении сложного теппинг-теста, быстрота прохождения прорезей динамического тремора, выраженность установки на быстроту МВБТ 24

5 РДО: точность, стабильность, преобладание сенсорного торможения, чувствительность к внешним ограничениям при выполнении реакции на движущийся объект (РДО), точность прохождения динамического тремора (по числу касаний) РДО 9

6 Точность отмеривания времени и темпа: точность и стабильность реакций на время (РВ), точность отмеривания темпа, сенсорное торможение, моторное возбуждение по показателям РВ и теппинг-теста РВТ 23

Психологические факторы

Восьмицветовой субтест Люшера

1 Степень неосознаваемой напряженности СО 8

2 Вегетативная активность ВК 10

3 Личностная тревожность ЛТ 20

4 Самочувствие, активность, настроение САН 30

СНС

5 Эмоциональность: эмоциональная реактивность, чувствительность ЭмЧ 4

6 Активность: энергичность, выносливость к интенсивным нагрузкам, подвижность нервных процессов Акт 11

7 Выносливость: выносливость к длительным нагрузкам, сила процесса торможения Вын 3

Кеттелл

8 Тревожность: напряженность, тревожность, эмоциональная неустойчивость, подозрительность, низкая самооценка Тре 6

1 2 3 4

9 Беспечная зависимость: добросердечность, зависимость, беспечность, наивность БеЗ 5

10 Лидерство: доминантность, радикализм, смелость Лид 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Мечтательность: мягкость характера, мечтательность, абстрактное мышление Меч 3

12 Самоконтроль: самоконтроль, обязательность Сам 7

СРІ

13 Руководитель: социальное присутствие, самопринятие, общительность, способность к статусу, доминирование, независимость, эмпатия, интеллектуальная эффективность, достижение через независимость, мужественность, гибкость Рук 7

14 Исполнитель: самоконтроль, чувство благополучия, хорошее впечатление, толерантность, ответственность, достижение через подчинение, социализация, интеллектуальная эффективность, достижение через независимость, психологический склад ума, обычность Исп 12

Ценности

Нормативные приоритеты (15,16)

15 Коллективизм: конформность, традиции, безопасность, универсализм, щедрость НКо 11

16 Индивидуализм: достижения, самостоятельность, стимуляция, власть, гедонизм НИн 10

Индивидуальные приоритеты (17,18)

17 Коллективизм: традиции, безопасность, конформность, власть, гедонизм ИКо 37

18 Индивидуализм: самостоятельность, достижения, стимуляция, универсализм, щедрость НИн 45

19 Двухлетний сдвиг фактора 15 С15 15

20 Двухлетний сдвиг фактора 16 С16 13

21 Двухлетний сдвиг фактора 17 С17 18

22 Двухлетний сдвиг фактора 18 С18 24

23 Осмысленность жизни: ОЖ, ЛК Жизнь, Цели, Процесс, Результат, ЛК Я сжо 8

24 Двухлетний сдвиг фактора 23 С23 16

Коппинг

25 Пассивные формы совладающего поведения: отказ от преодоления трудностей, интрапунитивные копинги (склонность обвинять за все неудачи самого себя), разделение ответственности, мрачность прогноза, избегание, уединение, аутич-ные реакции, фиксация переживаний на прошлом, отрицательные показатели установки на активную переработку проблем. Пас 12

26 Нападение: оппозиционно-вызывающее поведение, экстрапунитивные копинги (склонность перекладывать вину за неудачи на других людей), демонстративное поведение Нап 13

1 2 3 4

27 Подавление чувств: подавление эмоций и адекватных ситуации чувств, отрицательные показатели поиска поддержки и призыва о помощи, избегание, уединение, импунитивные формы копинга (склонность приписывать ответственность за неудачи внешним обстоятельствам) Под 18

Интернальность

28 Личностная интернальность: общая интернальность, интернальность в профессиональной деятельности, в сфере достижений и неудач, в сфере здоровья, активность ИЛ 34

29 Интернальность в межличностных отношениях: интернальность в межличностном общении и семейных отношениях ИМ 31

30 Установка на активную деятельность: готовность к деятельности связанной с преодолением трудностей, готовность к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за нее. АкУ 48

Интеллект

31 Вербальные способности: «Дополнение предложений», «Общая осведомленность», «Логический отбор»; «Выбор слов», «Определение общих черт», «Исключение лишнего»; «Аналогии»; «Обобщение», «Классификация»; «Запоминание» ВеС 7

32 Невербальные способности: «Арифметические задачи», «Задания на счет»; «Ряды чисел», «Числовые закономерности»; «Геометрическое сложение», «Выбор фигур»; («Пространственное воображение», «Задания с кубиками» НевС 23

ост

33 Потребность в социальной деятельности: темп (скорость выполнения той или иной деятельности), пластичность (стремление к разнообразию форм деятельности), социальный темп, социальная эргичность (стремление к лидерству), социальная пластичность, эргичность (жажда деятельности) СП 9

34 Эмоциональность: социальная эмоциональность, эмоциональность СЭ 9

Ролевая социометрия

35 Мотиватор (приводящий в действие) Мот 20

36 Дипломат (исследователь ресурсов) Дип 18

37 Финишер (доводящий дело до завершения) Фин 16

38 Исполнитель Исп 25

39 Генератор идей ГеИ 23

40 Критик Крит 25

41 Координатор Коор 12

42 Душа команды ДК 7

Количество значимых корреляционных связей показателей психофизиологических и психологических факторов в % от шах

Усл. обозн. № Мот Сен БВ МВБТ РДО РВТ

1 2 3 4 5 6

1 2 3 4 5 6 7

СО 1 + 0 10 33 0 0 8

- 0 0 0 5 0 0

ВК 2 + 0 0 0 10 10 0

- 11 0 0 0 20 8

ЛТ 3 + 23 0 0 0 0 50

- 8 0 18 0 20 0

САН 4 + 23 0 0 59 0 0

- 0 33 0 0 0 38

ЭмЧ 5 + 0 0 0 0 0 0

- 0 0 8 5 20 0

АкТ 6 + 0 0 22 4 20 0

- 0 7 0 11 13 5

Вын 7 + 0 0 17 0 0 0

- 4 0 0 0 0 0

Тре 8 + 0 0 7 0 0 3

- 1 12 3 9 0 3

БеЗ 9 + 0 0 0 0 0 0

- 8 4 0 8 0 4

Лид 10 + 8 0 5 0 0 5

- 0 0 0 7 0 10

Меч 11 + 5 0 0 0 0 0

- 0 0 0 7 0 0

Сам 12 + 0 10 8 0 20 0

- 0 0 0 0 10 8

Рук 13 + 1 0 6 1 10 0

- 1 2 3 11 0 3

Исп 14 + 2 9 15 2 6 2

- 5 0 0 20 0 12

Нко 15 + 0 0 0 0 0 0

- 9 32 7 7 0 13

Продолжение табл. 6

1 2 3 4 5 6 7 8

ИИн 16 + 0 4 0 2 0 73

- 6 0 20 22 4 0

Ико 17 + 3 0 0 40 0 0

- 29 60 33 7 0 63

ИИн 18 + 0 0 0 7 0 0

- 61 56 78 11 4 47

С 15 19 + 0 0 0 7 16 0

- 8 28 3 7 4 20

С 16 20 + 0 0 7 2 4 7

- 17 12 20 4 0 3

С 17 21 + 0 0 0 2 0 0

- 25 4 3 40 0 33

С 18 22 + 0 0 3 9 4 0

- 34 24 30 9 0 50

СЖО 23 + 0 0 3 0 0 0

- 0 0 6 33 0 3

С 23 24 + 0 0 0 24 0 0

- 11 0 0 0 7 53

Пас 25 + 9 0 0 28 0 3

- 13 20 5 4 3 1

Нап 26 + 2 0 0 22 0 5

- 15 13 0 4 7 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Под 27 + 5 8 0 9 0 3

- 23 20 17 2 8 3

ИЛ 28 + 1 37 8 0 10 3

- 55 0 19 20 3 30

ИМ 29 + 0 13 0 0 20 0

- 43 0 44 22 3 22

АкУ 30 + 42 0 17 21 0 17

- 4 3 17 0 20 25

ВеС 31 + 1 0 7 2 7 17

- 0 0 0 14 3 3

НевС 32 + 10 10 37 0 5 33

- 6 0 0 22 0 2

1 2 3 4 5 6 7 8

СП 33 + 1 0 28 6 7 0

- 1 3 0 7 0 3

СЭ 34 + 0 0 25 11 0 0

- 0 0 8 3 20 0

Мот 35 + 31 0 33 0 0 0

- 8 0 0 22 0 0

Дил 36 + 0 0 17 0 0 50

- 8 0 0 33 0 0

Фин 37 + 0 0 33 0 0 0

- 8 0 0 44 0 0

Исп 38 + 0 0 0 0 0 0

- 0 20 50 78 0 0

ГеИ 39 + 0 0 17 0 0 33

- 31 0 17 0 0 0

Крит 40 + 23 80 33 11 0 0

- 0 0 0 11 0 0

Коор 41 + 0 0 0 0 0 33

- 8 0 0 44 0 33

ДК 42 + 0 20 0 0 0 0

- 16 0 0 0 0 0

Примечание: полужирным шрифтом выделены взаимосвязи, количество которых составляет 20 и более % от максимально возможного.

1 Васильева Т. Н. Психические состояния и мотивация в учебной и профессиональной деятельности // Психология психических состояний / под ред. А. О. Прохорова. Казань, 2006. 480 с.; Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. СПб., 2005. 415 с.; Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб., 2001. 454 с.; Ильин Е. П., Киселев Ю. Я., Сафонов В. К. Психология спорта, современные направления в психологии. Л., 1989. 96 с.; Прохоров А. О. Методики диагностики психических состояний личности. Казань, 1997.

2 Сафонов В. К., Суворов Г. Б., Филимоненко Ю. И. Опыт психологического обеспечения подготовки легкоатлетов высших разрядов // Вопр. физического воспитания студентов. Л., 1986. Вып. 18. С. 48-57; Сафонов В. К., Суворов Г. Б. Психологические проявления состояния тренированности у спортсменов высших разрядов // Психофизиологические вопросы спортивной и учебной деятельности. Л., 1987. С. 187-198; Сафонов В. К., Чесноков В. Б., Суворов Г. Б. Аппаратурный комплекс экспресс-оценки параметров психомоторной регуляции // Психология: итоги и перспективы: матер. науч.-практ. конф. СПб., 1996. С. 364-367; Сафонов В. К., Суворов Г. Б., Чесноков В. Б. Диагностика нейродинамических особенностей. СПб., 1997. 68 с.

3 Суворов Г. Б. Психическое состояние в экстремальных условиях как проявление многомерной организации психики // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. СПб., 1997. Вып. 1. С. 87-95. Суворов Г. Б., Чесноков В. Б. Динамика работоспособности // Психология: учебник / под ред. А. А. Крылова М., 2004. С. 627-633.

4 Суворов Г Б., Чесноков В. Б. Теория и методология диагностики свойств и состояний человека в профессиональной деятельности // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб., 1995. С. 87-98; Суворов Г. Б., Чесноков В. Б. Психодиагностика в профессиональной деятельности: практикум по психологическому обеспечению менеджмента / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб., 2006. С. 66-104.

5 Гришина Н. В., Мирошников С. А., Погребицкая В. Е., Чесноков В. Б. Материалы лонгитюдного исследования // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 2005» / под ред. Л. А. Цветковой, Л. М. Шипицыной. СПб., 2005. С. 612-626; Гришина Н. В., Мирошников С. А., Погребицкая В. Е., Чесноков В. Б. Материалы лонгитюдного исследования // Материалы науч.-практ. конф. «Ананьевские чтения-2006» / под ред. Л. А. Цветковой, А. А. Крылова, СПбГУ, СПб., 2006.

6НикандровВ. В. Психомоторика: учебное пособие. СПб., 2004; Никандров В. В., Новочадов А. В. Практикум по психомоторике. СПб., 2004; Никандров В. В. Психомоторная организация человека. СПб., 2004; Сафонов В. К., Суворов Г. Б., Филимоненко Ю. И. Опыт психологического обеспечения подготовки легкоатлетов высших разрядов // Вопр. физического воспитания студентов. Л., 1986. Вып. 18. С. 215-229; Сафонов В. К., Чесноков В. Б., Суворов Г. Б. Аппаратурный комплекс экспресс-оценки параметров психомоторной регуляции // Психология: итоги и перспективы: матер. науч.-практ. конф. СПб., 1996. С.118-120; Суворов Г. Б., Чесноков В. Б. Теория и методология диагностики свойств и состояний человека в профессиональной деятельности // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб., 1995. С. 87-98; Суворов Г. Б., Чесноков В. Б. Психодиагностика в профессиональной деятельности: практикум по психологическому обеспечению менеджмента / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб., 2006. С. 66-104.

7 Сафонов В. К., Суворов Г. Б., Чесноков В. Б. Диагностика нейродинамических особенностей. СПб., 1997. 68 с.

8 Сафонов В. К., Суворов Г. Б. Психологические проявления состояния тренированности у спортсменов высших разрядов // Психофизиологические вопросы спортивной и учебной деятельности. Л., 1987. С. 190-197; Суворов Г. Б., Чесноков В. Б. Психодиагностика в профессиональной деятельности: Практикум по психологическому обеспечению менеджмента / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб., 2006. С.66-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.