чения, имеющего диалоговый характер как необходимое усло- щению в процессе совместной деятельности, взаимного творче-вие развития каждого, что происходит благодаря взаимообога- ства и взаимного познания окружающего мира.
Библиографический список
1. Александрова, М.В. Продуктивное взаимодействие педагогов как фактор развития школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2001.
2. Афонина, А.В. Акмеологические факторы продуктивного взаимодействия в системе «учитель - ученик»: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Шуя, 2005.
3. Барышникова, Ю.В. Подготовка будущего учителя иностранного языка к продуктивному взаимодействию с учащимися в процессе обучения: дис. .канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2005.
4. Якса, Н.В. Продуктивное взаимодействие учителя и учащихся в учебной деятельности: дис. .канд. пед. наук. - Саратов, 2004.
5. Коряковцева, Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: учебное пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2010.
6. Hutmacher, W. Key competencies for Europe // Report of the Symposium in Berne Switzerland, 27-30 March, 1996. - Strasburg: Council for Cultural Co-operation (CDCC) // a Secondary Education for Europe, 1997.
Bibliography
1. Aleksandrova, M.V. Produktivnoe vzaimodeyjstvie pedagogov kak faktor razvitiya shkolih: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Velikiyj Novgorod, 2001.
2. Afonina, A.V. Akmeologicheskie faktorih produktivnogo vzaimodeyjstviya v sisteme «uchitelj - uchenik»: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - Shuya,
2005.
3. Barihshnikova, Yu.V. Podgotovka buduthego uchitelya inostrannogo yazihka k produktivnomu vzaimodeyjstviyu s uchathimisya v processe obuche-niya: dis. .kand. ped. nauk. - Magnitogorsk, 2005.
4. Yaksa, N.V. Produktivnoe vzaimodeyjstvie uchitelya i uchathikhsya v uchebnoyj deyateljnosti: dis. .kand. ped. nauk. - Saratov, 2004.
5. Koryakovceva, N.F. Teoriya obucheniya inostrannihm yazihkam: produktivnihe obrazovateljnihe tekhnologii: uchebnoe posobie dlya stud. lingv. fak. vihssh. ucheb. zavedeniyj. - M.: Izd. centr «Akademiya», 2010.
6. Hutmacher, W. Key competencies for Europe // Report of the Symposium in Berne Switzerland, 27-30 March, 1996. - Strasburg: Council for Cultural Co-operation (CDCC) // a Secondary Education for Europe, 1997.
Статья поступила в редакцию 27.07.11
УДК378.147
Semenov V.N., Narzulaev S.B. COMPLEX OF IMPROVING EXERCISES FOR CHILDREN OF SCHOOL AGE LIVING IN ECOLOGICALLY UNSUCCESSFUL AREAS. We develop and approve a complex of physical exercises for children living in ecologically unsuccessful territories. The basic feature of carrying out of employment by physical training with such children is the individual approach to an estimation of level of health and physical development, individual selection of loadings and realization of current control on an extent of academic year.
Key words: Physical exercises, unsuccessful territories, physiotherapeutic procedures, respiratory exercises.
В. Н. Семенов, канд. биол. наук, доц. каф. физической культуры Национального Исследовательского Томского политехнического университета; С.Б. Нарзулаев, д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой АФК ТГПУ, г. Томск, E-mail:[email protected]
КОМПЛЕКС ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ РАЙОНАХ
Нами разработан и апробирован комплекс физических упражнений для детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях. Основной особенностью проведения занятий физической культурой с такими детьми является индивидуальный подход к оценке уровня здоровья и физического развития, индивидуальный подбор нагрузок и осуществление текущего контроля на протяжение учебного года.
Ключевые слова: физические упражнения, неблагополучные территории, физиотерапевтические процедуры, дыхательные упражнения.
1. Физические упражнения.
Включают традиционные формы занятий физической культурой - легкоатлетические упражнения, спортивные игры и т.д. по общепринятым методикам с учетом пола, возраста и индивидуальных особенностей.
2. Физкультурно-оздоровительные упражнения(ФО).
ФО занятия проводятся в зале, бассейне, на улице, не реже трех раз в неделю. Форма одежды спортивная, соответствующая месту проведения. В зале 1-ю часть занятия желательно проводить под музыку.
ФО состоит из трех частей. 1-ая вводная, 15% от всего времени. 2 -я основная, 70% от всего времени. 3-я часть -заключительная, 15% от всего времени.
Примерная схема ФО.
I. часть. И.п. стоя.
1. Ходьба на месте или с продвижением без задания, до 15 сек.
2. Простые упражнения для рук (руки перед собой, в стороны, вверх и т.п.). Движения делаются с усилием, четко, ритмично, до 30 сек.
3. Руки на поясе. Поочередные движения ногами (в сторону, вперед, назад, подъем) до 40 сек.
4. Руки на поясе или за головой. Повороты туловища вправо, влево, быстрые до 30 сек.
5. Руки также. Наклоны строго в стороны. До 30 сек.
6. Дыхательные динамические упражнения, на выдохе произносить любой звук. До 5 раз.
7. Неглубокие приседания. До 10 раз
II. часть. И п. стоя. Подвижные игры со сменой команд. Затем включаются игры на координацию.
III. часть. Нагрузка минимальная. Выполняются упражнения на расслабление, динамические и статические дыхательные Необходимо на выдохе кашлять, пыхтеть, шипеть и т д.
В последние секунды III части дети берутся за руки, закрывают глаза, тихо глубоко вдыхают носом и тихо выдыхают на 1-2 сек. задерживая дыхание.
3. Физкультурные минутки на занятиях по труду (ФМ).
На занятиях по труду ФМ необходимо выполнять через 10-12 мин
Выполняются физические упражнения, снимающие утомление ЦНС.
Например И п. стоя.
1. Ходьба на месте 5-8 сек.
2 Руки вверх, затем встряхивающими движениями опустить руки вниз 4-8 сек.
3 Бег с участием рук до 10 сек
4. Погладить лицо, шею, грудь, потереть ладони 4-5 сек.
5. Глубокий вдох носом, шумный выдох через рот 2-3 сек.
4. Подвижные игры на прогулке. Необходимо учитывать погодные условия. Игры на улице проводятся при температуре не ниже 15град. С.
5. Закаливающие процедуры.
Многолетний опыт применения и изучения влияния контрастных процедур на детей показал его значительную закаливающую эффективность. На валеологической площадке контрастные процедуры необходимо выполнять всем детям. Часто болеющим детям разница в температуре воды снижена, по сравнению со здоровыми. Эта форма закаливания не требует больших затрат времени. Физиологически обоснована и доступна. При этой форме обеспечивается тренировка нервно-сосудистого аппарата кожи, подкожной клетчатки к разнонаправленным термическим воздействиям, оказывается стимулирующий и нормализующий эффект на нервную и иммунную системы [1].
Контрастные процедуры проводятся в виде контрастного общего или местного (ноги) обливания.
Идеальным местом проведения контрастного закаливания является баня. Для детей температура в парилке не долина быть выше 60-80 град С, время пребывания в ней от 5 до 7 минут. После парилки необходимо облить ребенка в течение 30 сек. прохладной водой 28 С. За одно посещение бани такие процедуры повторяют 3 раза. К контрастным процедурам относятся и прогулки в «рациональной» одежде на улице, в сочетании с подвижной игрой.
6. Физиотерапевтические процедуры.
Валеологические площадки должны оснащаться оборудованием для следующих физиотерапевтических процедур: кварц для санации очагов инфекции в носоглотке, общее УФО. Их можно выполнять детям по рекомендации врача [2].
Массаж проводится на приспособленной высокой кушетке. на личной простыне ребенка с повторением курса ч/з 2,5-3 месяца. Методика массажа для детей, часто болеющих ОРЗ и другими бронхо-легочными заболеваниями:
• И.п. лежа на животе. Проводят массаж спины и шеи, обращая особое внимание на обработку межреберных мышц. Используют приемы поглаживания, растирания. разминания. Вибрацию проводят на межреберных промежутках 5 мин.
• Лежа на спине массируется шея, грудь. лицо, крылья носа. Приемы те же кроме вибрации 5 мин.
• После массажа выполняются пассивные упражнения для рук, статические дыхательные упражнения со звуками на выдохе
Кварц назначается врачом поликлиники. Прибор (400 Вт) разогревают в течение 8-10 минут, затем горелку направляют по очереди в каждую ноздрю.
Схема проведения процедуры: в первый день - 1/8 мин, с прибавлением по 1/8 мин. в последующие дни Максимальное время проведения процедуры 1,5 мин.
Тубус-кварц проводится лечение тонзиллита, луч направляют в одно и то же место с помощью "зайчика" от зеркала
Схема проведения процедуры в первый день - 1/8 мин., с прибавлением по 1/8 мин в последующие дни. Максимальное время проведения процедуры 1,5 мин
УФО общее проводится МО-12 через день, начиная с ноября месяца, повторение курса ч/з 3 месяца. Процедура проводится в зале. Детям надеваются защитные очки, и располагаются обнаженными на расстоянии 3-х метров от прибора. 1-я процедура длится 1/4 мин на каждую сторону. Одновременно можно давать детям поливитамины[2].
Дыхательные упражнения.
1. Исходное положение - стойка, ноги вместе или врозь, пятки, не отрывая от пола, руки согнута в локтях перед грудью.
Рывок согнутыми руками в сторону, рывок прямыми руками в стороны. Дыхание произвольное, но без задержки. Повторить 8 раз.
2. "Петушок"
И. п. - нога вместе, руки на поясе. Подтягиваем согнутую левую ногу к груди, носок оттянут /вдох/; опускаем в и.п. -носок тянем вверх /выдох/. То же для правой ноги. Повторить 6-8 раз.
3. "Мельница"
И.п. - ноги вместе, руке вытянуты вдоль туловища /короткий глубокий вдох, наклоны вправо и влево, с произнесением стихов/.
Например: "Мельница, мельница, мелит муку, Хлеба домой я сейчас принесу".
4. Танцевальные упражнения
И.п. - ноги вместе, руки на поясе. С носка на пятку - левая нога. Затем для правой ноги. Повторить 8 раз.
5. "Дровосек"
И.п. - ноги шире плеч, руки в замок. Взмах руками вверх /вдох/. Резко наклониться /выдох/. Повторить 3 раза.
6. «Укладка дров».
И. п. - ноги на ширине плеча, не отрывая пяток от пола. Берём впереди лежащий предмет и поворотом туловища сбоку укладываем его за спину. То же для левой стороны. Повторять 8 раз.
7. Ходьба с заданием /произвольно/ - 2 минуты.
8. Упражнения для расслабления
И. п. - стойка ноги врозь, руки через стороны вверх /вдох/. Уронить руки вниз, потрясти руками /выдох/.
Упражнения на область носа
1. Массаж крыльев носа
а) Фалангами пальцев на счет 4, повторить 3 раза;
б) замыкаем правую ноздрю, короткий вдох - левой ноздрёй длинный выдох, затем наоборот;
в) замыкаем правую ноздри - коротко вдыхаем левой, замыкаем левую ноздрю - длинный выдох правой, повторяем, начиная с вдоха правой ноздрей;
г) коротко вдыхаем, подняв кончик носа, зажимая крылья носа и выдыхаем в различной модуляцией голоса /цифры 810/;
д) короткий вдох, подняв кончик носа, замыкаем нос и со звуком «ба-ба-ба» выдыхаем ртом.
При выполнении указанных упражнений каждый ребёнок должен иметь носовой платок.
Закаливание
1. Массаж рук: начинаем с левой стороны, массируем наружные стороны.
2. Массаж груди.
3. Массаж - живота.
4. Полотенце за спину. Растирание наружной стороны
ног.
5. Вытирание поясницы.
6. Растирание воротниковой зоны (задняя часть плеча и спины).
Обязательно касаться шеи.
МЕТОДИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХА ТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА
(Произвольное управление дыханием - ПУД)
Функциональное развитие систем организма детей и подростков происходит неравномерно и по времени, и по интенсивности. С началом периода полового созревания этот процесс усложняется еще больше. Особенно это касается подростков, входящих в группу риска по состоянию здоровья и пассивно и активно курящих школьников. В этот период наблюдается три и более признаков отставания в развитии дыхательной функции [3].
Для целенаправленного развития дыхательных функций легких в подростковом периоде используется методика ПУД,
возможности которой разнообразны: а) развитие основных и вспомогательных дыхательных мышц; б) повышение резерва вентиляционного аппарата; в) воздействие на вегетативные функции, связанные с газообменом в организме; г) оптимизация работы всей системы кислородного обеспечения организма человека, повышение ее экономичности. Модификация методики ПУД для подростков учитывает возрастные особенности школьников, ее применение предусматривает самоконтроль в отличии от начальной школы, где занятия проводятся с учителем или врачом. В методике ПУД для подростков вместо речевого путеводителя разработана серия графических
изображений кривой дыхания при различных его типах, что визуально дополняет и облегчает процесс тренировки [4].
Задание 1. Тренировка произвольного дыхания
Сначала научитесь произвольно менять глубину дыхания . Глядя на рисунок 1, учимся дышать, повторяя кривую дыхания: с уровня спокойного выдоха максимально глубоко вдохнуть и также максимально глубоко выдохнуть, после чего перейти к спокойному дыханию (повторить упражнение столько раз, пока не убедитесь в правильности его выполнения ).
Уровень максимального вдоха
Спокойное
дыхание
Уровень максимального выдоха
Рис. 1. Спирограмма глубокого дыхания
По рисунку 2 провести тренировку по освоению навыка произвольного углубления дыхания. Слева - кривая спокойного дыхания, справа - с постепенным увеличением вдоха и выдоха.
Рис. 2. Спирограмма углубленного дыхания
По рисунку 3 провести тренировку навыка произвольно изменять глубину отдельно вдохов и выдохов. Чередование - спокойное дыхание, углубление вдоха, углубление выдоха.
Рис. 3. Спирограмма упражнений углубления вдоха и выдоха
Задание 2. Тренировка ритма дыхания
На рисунке 4 представлена кривая дыхания с углублением на вдохе и выдохе ( но не до максимального уровня) с произвольными задержками ( под счет раз-два ) на вдохе и ( три - четыре - пять ) - на выдохе. Упражнение формирует навык произвольной задержки дыхание в различных жизненных ситуациях.
Рис. 4. Спирограмма упражнений тренировки дыхания с задержкой
Задание 3. Навык произвольного изменения скорости дыхания
1 Замедленный вдох 2 Быстрый вдох
/i/WWs
Освоению навыка произвольно менять скорость дыхания помогут кривые дыхания на рисунке 5. Слева стрелочкой указано направление быстрых выдохов, справа - быстрых вдохов. Уровни глубины дыхания не меняются.
Быстрый выдох Замедленный выдох
Овладев навыками произвольно менять отдельно глубину, скорость и ритм дыхания, переходите к освоению навыка одновременного их изменения. На рисунке 6 изображена кривая гипервентиляции легких, которая достигается за счет одновременного углубления и учащения дыхания. При этом максимальных значений вдохов и выдохов не следует доби-
Рис. 5. Спирограмма упражнений со сменой ритма дыхания
ваться. Каждая попытка такого дыхания не должна превышать 40 секунд, а между двумя попытками обязательно следует отдохнуть до восстановления уровня спокойного дыхания. Не доводить упражнение до головокружения (вымывается из организма углекислый газ, развивается гипокапния) [5].
2 Частое и глубокое
дыхание
Рис. 6. Спирограмма упражнений со сменой частоты и глубины дыхания
Задание 4. Навык произвольной задержки дыхания Упражнение направлено на формирование навыка произвольной задержки дыхания на уровне спокойного вдоха ( рис. 7 ) и максимально глубокого вдоха ( рис. 8 ). В обоих случаях они начинаются после спокойного выдоха, продолжаются до момента непроизвольного возобновления дыхания.
Следующее упражнение посвящено развитию навыка произвольных задержек дыхания на уровне спокойного выдоха ( рис. 9 ) и максимально глубокого выдоха ( рис. 10 ). Максимальный выдох легче делать после максимального вдоха.
1
д
Рис. 7. Спирограмма упражнений Рис. 8. Спирограмма упражнений
с задержкой дыхания на вдохе с задержкой дыхания на глубоком вдохе
Ж"
Ж"
Рис. 9. Спирограмма упражнений с задержкой дыхания на выдохе
Рис. 10. Спирограмма упражнений с задержкой дыхания на глубоком выдохе
Библиографический список
1.Авдеев, Н.Н. Методика комплексного обследования детей в различных экологических и социальных средах / Н.Н. Авдеев, Г.М. Зараковский, Г.Б. Степанова, Э.Н. Фаустова // Физиология человека. - 1994. - Т. 20. - № 6.
2.Качан, Л.Г. Стратегии сохранения здоровья школьников / Л.Г. Качан, Е.А. Лотош, Г.А. Вержицкий [и др.]. - Новокузнецк: ИПК, 2000.
3.Айзман, Р.И. Возрастные изменения морфофункциональных показателей и физической работоспособности у школьников 10 - 14 лет с разным уровнем организованной двигательной активности / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович // Физиология человека. - 1994. - Т. 20. - № 3.
4.Нарзулаев, С.Б. Медицинская экология / С.Б. Нарзулаев, Г.П. Филиппов, Л.В. Капилевич, М.Ф. Савченков. - Томск, ТГУ, 1998.
5.Бальсевич, В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 4.
6.Albuque, L. М., Rao К., Rao S. Stress and coping psichologically distress and non-distressed co11ege students / L. М. Albuque, К. Rao, S. Rao // Psychol. - Abstracts. - 1991. - V. 78. - № 1.
Bibliography
1.Avdeev, N.N. Metodika kompleksnogo obsledovaniya deteyj v razlichnihkh ehkologicheskikh i socialjnihkh sredakh / N.N. Avdeev, G.M. Zarakovskiyj, G.B. Stepanova, Eh.N. Faustova // Fiziologiya cheloveka. - 1994. - T. 20. - № 6.
2.Kachan, L.G. Strategii sokhraneniya zdorovjya shkoljnikov / L.G. Kachan, E.A. Lotosh, G.A. Verzhickiyj [i dr.]. - Novokuzneck: IPK, 2000.
3.Ayjzman, R.I. Vozrastnihe izmeneniya morfofunkcionaljnihkh pokazateleyj i fizicheskoyj rabotosposobnosti u shkoljnikov 10 - 14 let s raznihm urovnem organizovannoyj dvigateljnoyj aktivnosti / R.I. Ayjzman, V.B. Rubanovich // Fiziologiya cheloveka. - 1994. - T. 20. - № 3.
4.Narzulaev, S.B. Medicinskaya ehkologiya / S.B. Narzulaev, G.P. Filippov, L.V. Kapilevich, M.F. Savchenkov. - Tomsk, TGU, 1998.
5.Baljsevich, V.K. Konversiya vihsokikh tekhnologiyj sportivnoyj podgotovki kak aktualjnoe napravlenie sovershenstvovaniya fizicheskogo vospitaniya i sporta dlya vsekh // Teoriya i praktika fizicheskoyj kuljturih. - 1993. - № 4.
6.Albuque, L. M., Rao K., Rao S. Stress and coping psichologically distress and non-distressed co11ege students / L. M. Albuque, K. Rao, S. Rao // Psychol. - Abstracts. - 1991. - V. 78. - № 1.
Статья поступила в редакцию 27.07.11
УДК 37
Smirnova N. G. COHERENCE OF EDUCATIONAL AND SOCIAL-CULTURAL ACTIVITIES IN SHAPING OF GENERAL CULTURE OF INDIVIDUAL. The article considers coherence as the principle of interrelation of educational and social-cultural activities. The author highlights the means of educational and social-cultural activities that allow to shape general culture of individual. Pedagogical potential of the means of social-cultural activity contributes to improving of the social-pedagogical process in innovative educational institutions.
Key words: coherence, innovative educational institution, educational activity, social-cultural activity, general culture of individual, sociocultural model of education, value relationship.
Н. Г. Смирнова, канд. пед. наук, проф. КемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: [email protected]
КОГЕРЕНТНОСТЬ УЧЕБНОЙ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
В работе рассматривается когерентность как принцип взаимосвязи учебной и социально-культурной деятельности. Выделены средства учебной и социально-культурной деятельности, позволяющие формировать общую культуру личности. Педагогический потенциал средств социально-культурной деятельности, реализация ее личностно-развивающей, педагогической функций способствует совершенствованию социально-педагогического процесса в инновационных образовательных учреждениях.
Ключевые слова: когерентность, инновационное образовательное учреждение, учебная деятельность, социально-культурная деятельность, общая культура личности, социокультурная модель образования, ценностное отношение.
Задача настоящей статьи заключается в прояснении значимости принципа когерентности в формировании общей культуры личности в условиях инновационных образовательных учреждений.
Прежде всего, необходимо разобраться с правомерностью применения принципа когерентности в контексте заявленной темы статьи. Рассмотрим педагогический смысл дефиниции.
Когерентность (от лат. cohaerentia - связь) - взаимосвязь. Принцип когерентности в педагогике заключается во взаимосвязи воспитательной и учебной деятельности. Учитывая, что воспитательная деятельность осуществляется в учебное и внеучебное (свободное) время, педагогический потенциал средств, личностно-развивающую, педагогическую функцию социально-культурной деятельности (Е.И. Григорьева,