Научная статья на тему 'Подготовка юношей 17-18 лет к выполнению экстремальной деятельности'

Подготовка юношей 17-18 лет к выполнению экстремальной деятельности Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
64
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTREME ACTIVITY / ДЬКАТЕЛЬНЬГЕ УПРАЖНЕНИЯ / RESPIRATORY EXERCISES / УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРОЙ / CONTROL OF THE EMOTIONAL SPHERE

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Кокова Елена Ивановна, Копылов Юрий Анатольевич

Статья посвящена исследованию эффективного использования комплекса дьхательньх упражнений для подготовки юношей 17-18 лет к вьполнению экстремальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Кокова Елена Ивановна, Копылов Юрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF 17-18 YEAR OLD YOUTHS FOR EXTREME ACTIVITY

The article is devoted to the study of the effectiveness of usage of respiratory exercises complex for training of the 17-18 year old youths for the extreme activity.

Текст научной работы на тему «Подготовка юношей 17-18 лет к выполнению экстремальной деятельности»

УДК 796.01

Елена Ивановна КОКОВА,

доцент кафедры физической подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат педагогических наук, доцент

Юрий Анатольевич КОПЫЛОВ ,

старший научный сотрудник Института возрастной физиологии Российской академии образования (г. Москва), кандидат педагогических наук

ПОДГОТОВКА ЮНОШЕЙ 17-18 ЛЕТ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

TRAINING OF 17-18 YEAR OLD YOUTHS FOR EXTREME ACTIVITY

Статья посвящена исследованию эффективного использования комплекса дыхательных упражнений для подготовки юношей 17-18 лет к выполнению экстремальной деятельности.

The article is devoted to the study of the effectiveness of usage of respiratory exercises complex for training of the 17-18 year old youths for the extreme activity.

Ключевые слова: экстремальная деятельность, дыхательные упражнения, управление эмоциональной сферой.

Keywords: extreme activity, respiratory exercises, control of the emotional sphere.

Неумение человека регулировать психическое состояние в экстремальной обстановке приводит зачастую к тяжелым последствиям как для него самого, так и для окружающих.1 Для этой цели в профессионально-прикладной физической культуре внедряются различные системы дыхательных упражнений, основанные на произвольном управлении легочной вентиляцией.2 Произвольное управление дыханием - эффективное средство совершенствования механизмов адаптации к мышечным нагрузкам, управления параметрами внутренней среды организма, повышения эффективности кислородного обеспечения, экономичности внешнего дыхания и системы кровообращения, контроля над состоянием центральной нервной системы, общего оздоровления орга-низма.3

Известно, что сознательное формирование специального типа дыхания приводит к достижению вполне дифференцированного и заранее выбранного состояния сознания.4 Научно обоснованные дыхательные упражнения помогают формированию навыков контроля над эмоциями и органами чувств.5 В настоящее время такой вид профессионально-прикладной подготовки к выполнению различных видов экстремальной деятельности еще не нашел широкого распространения.

Целью проведенного исследования была проверка возможности формирования навыков управления эмоциональной сферой средствами и методами дыхательных упражнений системы йоги.

Испытуемые - юноши 17-18 лет основной медицинской группы, умеющие плавать (все испытуемые могли проплыть

Вестник Сибирского юридического института МВД России —

выбранным способом дистанцию 25 м). Каждый испытуемый был предупрежден, что он может отказаться от выполнения задания на любом этапе исследования. Были сформированы две группы - контрольная (не выполнявшая дыхательных упражнений) и экспериментальная (занималась дыхательными упражнениями по системе йогов два раза в неделю на тренировочных занятиях). Всего проведены 56 занятий.

Экстремальными (от лат. ех1тетит -предельный, крайний) называют условия, которые ставят перед человеком большие трудности, обязывают его к полному, предельному напряжению сил и возможностей, чтобы справиться с ними и решить поставленную задачу.6 Для оценки реакции испытуемых на выполнение экстремальной деятельности использовали прыжок в воду с вышки, установленной на высоте 5 м над уровнем воды. Прыжки в воду, помимо хорошей двигательной подготовленности, требуют и большой смелости, поскольку неверно выполненный вход в воду чреват серьезными травмами.

Непосредственно перед прыжком измеряли реакцию испытуемого на предстоящее выполнение экстремальной деятельности (артериальное давление (мм.рт.ст.), частоту сердечных сокращений (уд/мин) и частоту дыханий за 1 мин.); время на выполнение задания (преодоление дистанции в 3 м от места измерения до края вышки и момент отталкивания от опоры (сек.). Также фиксировали наличие (или отсутствие) прыжка в воду.

Занятия дыхательной гимнастикой, несмотря на их кажущуюся простоту, -высокоэффективное средство повышения тренированности и повышения многих функциональных показателей организма.7 На первых этапах занятий могут повышаться эмоциональные реакции, снижаться восстановительные процессы. В связи с этим рекомендуется снижать время выполнения дыхательных упражнений, увеличивать время отдыха после их применения. Дыхательные упражнения выполняются в позе сидя на пятках: встать на коврик

на колени (колени сомкнуты, голени и ступни находятся на полу параллельно друг другу, пятки ног слегка раздвинуты), сесть на пятки так, чтобы голова, шея и спина составляли прямую линию. Глаза закрыты. Вдох и выдох должны происходить с одинаковой скоростью и ритмом. Дыхательные движения выполняются без напряжения, легко и свободно.

Занятия 1-8 (комплекс I).

1. Выполнить максимальный плавный вдох и резкий выдох, втягивая мышцы живота. За этим немедленно следует расслабление мышц живота и глубокий вдох. Пассивный вдох и резкий выдох чередуются непрерывно один за другим. Выполнить 15 дыхательных циклов.

2. Вдох правой ноздрей (левая ноздря прижата у крыла носа мизинцем правой руки) - закрыть правую ноздрю большим пальцем правой руки, освободить левую ноздрю, выполнить выдох через левую ноздрю - выполнить вдох через левую ноздрю - закрыть левую ноздрю и освободить правую - выполнить выдох через правую ноздрю. Повторить 12 раз.

3. Сильный вдох носом - задержать дыхание на 5-7 сек. - выполнить глубокий выдох носом. Повторить 15 раз.

Занятия 9-16 (комплекс II).

1. Упражнение 1 из комплекса 1. Выполнить 12 дыхательных циклов.

2. Прерывистый вдох через нос -прерывистый выдох через нос. Повторить 20 раз.

3. Вдох правой ноздрей (левая ноздря прижата мизинцем правой руки) - задержка дыхания на 5-7 сек. - зажать правую ноздрю большим пальцем правой руки в области крыла носа - выполнить выдох через левую ноздрю. Повторить 20 раз.

Занятия 17-24 (комплекс III).

1. Упражнение 1 из комплекса 1. Выполнить 20 дыхательных циклов.

2. Вдох через левую ноздрю (правая ноздря прижимается большим пальцем правой руки) - задержать дыхание на 57 сек. - выдох через правую ноздрю (левая ноздря прижата мизинцем правой руки). Повторить 25 раз.

3. Вдох через левую ноздрю (правая ноздря прижимается большим пальцем правой руки) - выдох через правую ноздрю (левая ноздря прижата мизинцем правой руки) - задержать дыхание на 1012 сек. Повторить все упражнение 25 раз.

Занятия 25-32 (комплекс IV).

1. Максимально быстрые и глубокие вдохи и выдохи через нос - 15 раз.

2. Выполнить медленный плавный вдох двумя ноздрями (слушать звук) - выполнить медленный плавный выдох двумя ноздрями. Выполнять упражнение 12 минут.

3. Вдох правой ноздрей (левая ноздря прижата мизинцем правой руки) - задержка дыхания на 10-12 сек. - (прижать правую ноздрю большим пальцем правой руки) - выполнить выдох через левую ноздрю - задержка дыхания на 10-12 сек. - вдох через левую ноздрю - задержать дыхание на 10-12 сек. - (левая ноздря прижимается мизинцем правой руки) -выполнить выдох через правую ноздрю -задержать дыхание на 10-12 сек. Повторить упражнение 20 раз.

Занятия 33-40 (комплекс V).

1. Максимально быстрые и глубокие вдохи и выдохи - 15 раз.

2. Прерывистый вдох (вдыхать воздух порциями с небольшими перерывами между вдохами) двумя ноздрями - задержать дыхание на 15 сек. - выполнить прерывистый выдох (выдыхать воздух порциями с небольшими перерывами между вдохами) двумя ноздрями. Выполнять упражнение 7 минут.

3. Вдох правой ноздрей (левая ноздря прижата левым мизинцем правой руки) -прижать правую ноздрю большим пальцем правой руки - выполнить медленный выдох через левую ноздрю - выполнить вдох левой ноздрей - прижать левую ноздрю левым мизинцем правой руки выполнить вдох правой ноздрей. Повторять 7 минут.

Занятия 41-48 - выполнение комплексов 1-11. Занятия 49-56 - выполнение комплексов Ш-^

Комплексы дыхательной гимнастики заканчивались отдыхом в положении лежа

на спине с закрытыми глазами в течение 10 минут.

Результаты проведенного исследования показали следующее. Исходные показатели сердечнососудистой и дыхательной системы юношей контрольной и экспериментальной групп по всем исследованным показателям не имели статистически достоверных различий (диаграмма 1).

Итоговое тестирование, проведенное в конце исследования, выявило достоверное (р<0,05) снижение частоты сердечных сокращений в покое и частоты дыханий в экспериментальной группе. В контрольной группе аналогичные показатели остались практически без изменения. Артериальное кровяное давление в двух группах статистически не различалось (диаграмма 2).

Показатели сердечнососудистой и дыхательной системы в начале эксперимента непосредственно перед выполнением прыжка в воду с трамплина в двух группах юношей статистического различия не имели (диаграмма 3).

После проведенного педагогического эксперимента произошли следующие изменения (диаграмма 4). Показатели в экспериментальной группе достоверно (р < 0,001) снизились, что указывает на более адекватную эмоциональную реакцию испытуемых перед выполнением экстремального упражнения - прыжка в воду.

Время, затрачиваемое испытуемыми двух групп на подготовку к прыжку, а также процент успешно выполнивших задание в начале эксперимента статистически не различались (диаграмма 5).

Итоговые данные показали (диаграмма 6), что представители экспериментальной группы превосходили сверстников из контрольной группы с высокой степенью статистической достоверности (р<0,001) по показателю времени выполнения задания и по количеству выполнивших задание.

Таким образом, использование специальной дыхательной тренировки в целях подготовки юношей 17-18 лет к выполнению экстремальной деятельности позволяет добиваться высоких результатов за относительно короткие сроки подготовки.

Вестник Сибирского юридического института МВД России —

Диаграмма I. Исходные показатели сердечнососудистой и дыхательной системы В ГГОКОС у испытуемых кО(гтролыгой (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп, (М+т)

140 120 100 80 60 40

го о

г-Р- гЬ

ш -. т -

гч = т

= =

щ = =

== - —

13 КГ □ ЭГ

140 120 100 80 60 40 20 0

Диаграмма 2, Итоговые показатели у

испытуемых контрольной(КГ) и экспериментальной {ЭГ) групп, (М+т)

—Н

=

1 ш 1-

— =

- =

= = =1= +1

а КГ

□ ЭГ

чсс

АД сис АД диаст

ЧД

ЧСС

АД сис АД диаст

ЧД

Диаг рамма 4. Итоговые показатели перед выполнением прыжка в воду у испытуемых котрольной(КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп, (М+т)

160

120

во

40

А Г

=

=

= щ =

В КГ □ ЭГ

чсс

АД сис

АД диаст

ЧД

.10 25 20 15 10

Диаграмма 5. Исходные данные времени выполнения и процент выполнивших задание у испытуемых кон трольной и экспериментальной групп

Время выполнений задания, сек.

% выполнивших задание

В КГ □ ЭГ

Диаграмма 6. Итоговые данные времени выполнения н процент выполнивших задание у испытуемых контрольной и чкепсримс I паль но й групп

81)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

70

| «

§ 50 а,

= 40

Время выполнении задания, сек.

а кг

□ эг

% ВЫПОЛНИВШИХ

задание

1 Куликов Л.М. Физическая подготовка призывников для службы в войсках МВД СССР : дис. ... канд. пед. наук. М., 1984. 199 с.

2 Jyengar B.K.S. Light of Yoga. L. : Allen and Unwin, 1973. 342 p.

3 Солопов И.Н. Восприятие и произвольный контроль основных параметров внешнего дыхания у человека. Волгоград : ВГАФК, 1998. 184 с.

4 Hittleman R.L. Be young with yoga. N.Y.: Paperback library Inc., 1967. 283 p.

5 Головина Л.Л., Копылов Ю.А. Подготовка юношей 15-16 лет к выполнению деятельности, сопряженной с повышенными эмоциональными

нагрузками // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. 2010. №1. С. 4144.

6 Пирожков О.В., Крылова Г.М. Профессиональная надежность единоборца в условиях внешних помех // Теория и практика физической культуры. 2004. №6. С. 50-54.

7 Ветров А.М., Головихин Е.В. Применение интервальной гиперкапнической гипоксической тренировки в тренировочном процессе единоборцев : (на примере кикбоксеров и каратистов) // Теория и практика физической культуры : тренер : журнал в журнале. 2009. №6. С. 66-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.