УДК 796.01
Елена Ивановна КОКОВА,
доцент кафедры физической подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат педагогических наук, доцент
Юрий Анатольевич КОПЫЛОВ ,
старший научный сотрудник Института возрастной физиологии Российской академии образования (г. Москва), кандидат педагогических наук
ПОДГОТОВКА ЮНОШЕЙ 17-18 ЛЕТ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
TRAINING OF 17-18 YEAR OLD YOUTHS FOR EXTREME ACTIVITY
Статья посвящена исследованию эффективного использования комплекса дыхательных упражнений для подготовки юношей 17-18 лет к выполнению экстремальной деятельности.
The article is devoted to the study of the effectiveness of usage of respiratory exercises complex for training of the 17-18 year old youths for the extreme activity.
Ключевые слова: экстремальная деятельность, дыхательные упражнения, управление эмоциональной сферой.
Keywords: extreme activity, respiratory exercises, control of the emotional sphere.
Неумение человека регулировать психическое состояние в экстремальной обстановке приводит зачастую к тяжелым последствиям как для него самого, так и для окружающих.1 Для этой цели в профессионально-прикладной физической культуре внедряются различные системы дыхательных упражнений, основанные на произвольном управлении легочной вентиляцией.2 Произвольное управление дыханием - эффективное средство совершенствования механизмов адаптации к мышечным нагрузкам, управления параметрами внутренней среды организма, повышения эффективности кислородного обеспечения, экономичности внешнего дыхания и системы кровообращения, контроля над состоянием центральной нервной системы, общего оздоровления орга-низма.3
Известно, что сознательное формирование специального типа дыхания приводит к достижению вполне дифференцированного и заранее выбранного состояния сознания.4 Научно обоснованные дыхательные упражнения помогают формированию навыков контроля над эмоциями и органами чувств.5 В настоящее время такой вид профессионально-прикладной подготовки к выполнению различных видов экстремальной деятельности еще не нашел широкого распространения.
Целью проведенного исследования была проверка возможности формирования навыков управления эмоциональной сферой средствами и методами дыхательных упражнений системы йоги.
Испытуемые - юноши 17-18 лет основной медицинской группы, умеющие плавать (все испытуемые могли проплыть
Вестник Сибирского юридического института МВД России —
выбранным способом дистанцию 25 м). Каждый испытуемый был предупрежден, что он может отказаться от выполнения задания на любом этапе исследования. Были сформированы две группы - контрольная (не выполнявшая дыхательных упражнений) и экспериментальная (занималась дыхательными упражнениями по системе йогов два раза в неделю на тренировочных занятиях). Всего проведены 56 занятий.
Экстремальными (от лат. ех1тетит -предельный, крайний) называют условия, которые ставят перед человеком большие трудности, обязывают его к полному, предельному напряжению сил и возможностей, чтобы справиться с ними и решить поставленную задачу.6 Для оценки реакции испытуемых на выполнение экстремальной деятельности использовали прыжок в воду с вышки, установленной на высоте 5 м над уровнем воды. Прыжки в воду, помимо хорошей двигательной подготовленности, требуют и большой смелости, поскольку неверно выполненный вход в воду чреват серьезными травмами.
Непосредственно перед прыжком измеряли реакцию испытуемого на предстоящее выполнение экстремальной деятельности (артериальное давление (мм.рт.ст.), частоту сердечных сокращений (уд/мин) и частоту дыханий за 1 мин.); время на выполнение задания (преодоление дистанции в 3 м от места измерения до края вышки и момент отталкивания от опоры (сек.). Также фиксировали наличие (или отсутствие) прыжка в воду.
Занятия дыхательной гимнастикой, несмотря на их кажущуюся простоту, -высокоэффективное средство повышения тренированности и повышения многих функциональных показателей организма.7 На первых этапах занятий могут повышаться эмоциональные реакции, снижаться восстановительные процессы. В связи с этим рекомендуется снижать время выполнения дыхательных упражнений, увеличивать время отдыха после их применения. Дыхательные упражнения выполняются в позе сидя на пятках: встать на коврик
на колени (колени сомкнуты, голени и ступни находятся на полу параллельно друг другу, пятки ног слегка раздвинуты), сесть на пятки так, чтобы голова, шея и спина составляли прямую линию. Глаза закрыты. Вдох и выдох должны происходить с одинаковой скоростью и ритмом. Дыхательные движения выполняются без напряжения, легко и свободно.
Занятия 1-8 (комплекс I).
1. Выполнить максимальный плавный вдох и резкий выдох, втягивая мышцы живота. За этим немедленно следует расслабление мышц живота и глубокий вдох. Пассивный вдох и резкий выдох чередуются непрерывно один за другим. Выполнить 15 дыхательных циклов.
2. Вдох правой ноздрей (левая ноздря прижата у крыла носа мизинцем правой руки) - закрыть правую ноздрю большим пальцем правой руки, освободить левую ноздрю, выполнить выдох через левую ноздрю - выполнить вдох через левую ноздрю - закрыть левую ноздрю и освободить правую - выполнить выдох через правую ноздрю. Повторить 12 раз.
3. Сильный вдох носом - задержать дыхание на 5-7 сек. - выполнить глубокий выдох носом. Повторить 15 раз.
Занятия 9-16 (комплекс II).
1. Упражнение 1 из комплекса 1. Выполнить 12 дыхательных циклов.
2. Прерывистый вдох через нос -прерывистый выдох через нос. Повторить 20 раз.
3. Вдох правой ноздрей (левая ноздря прижата мизинцем правой руки) - задержка дыхания на 5-7 сек. - зажать правую ноздрю большим пальцем правой руки в области крыла носа - выполнить выдох через левую ноздрю. Повторить 20 раз.
Занятия 17-24 (комплекс III).
1. Упражнение 1 из комплекса 1. Выполнить 20 дыхательных циклов.
2. Вдох через левую ноздрю (правая ноздря прижимается большим пальцем правой руки) - задержать дыхание на 57 сек. - выдох через правую ноздрю (левая ноздря прижата мизинцем правой руки). Повторить 25 раз.
3. Вдох через левую ноздрю (правая ноздря прижимается большим пальцем правой руки) - выдох через правую ноздрю (левая ноздря прижата мизинцем правой руки) - задержать дыхание на 1012 сек. Повторить все упражнение 25 раз.
Занятия 25-32 (комплекс IV).
1. Максимально быстрые и глубокие вдохи и выдохи через нос - 15 раз.
2. Выполнить медленный плавный вдох двумя ноздрями (слушать звук) - выполнить медленный плавный выдох двумя ноздрями. Выполнять упражнение 12 минут.
3. Вдох правой ноздрей (левая ноздря прижата мизинцем правой руки) - задержка дыхания на 10-12 сек. - (прижать правую ноздрю большим пальцем правой руки) - выполнить выдох через левую ноздрю - задержка дыхания на 10-12 сек. - вдох через левую ноздрю - задержать дыхание на 10-12 сек. - (левая ноздря прижимается мизинцем правой руки) -выполнить выдох через правую ноздрю -задержать дыхание на 10-12 сек. Повторить упражнение 20 раз.
Занятия 33-40 (комплекс V).
1. Максимально быстрые и глубокие вдохи и выдохи - 15 раз.
2. Прерывистый вдох (вдыхать воздух порциями с небольшими перерывами между вдохами) двумя ноздрями - задержать дыхание на 15 сек. - выполнить прерывистый выдох (выдыхать воздух порциями с небольшими перерывами между вдохами) двумя ноздрями. Выполнять упражнение 7 минут.
3. Вдох правой ноздрей (левая ноздря прижата левым мизинцем правой руки) -прижать правую ноздрю большим пальцем правой руки - выполнить медленный выдох через левую ноздрю - выполнить вдох левой ноздрей - прижать левую ноздрю левым мизинцем правой руки выполнить вдох правой ноздрей. Повторять 7 минут.
Занятия 41-48 - выполнение комплексов 1-11. Занятия 49-56 - выполнение комплексов Ш-^
Комплексы дыхательной гимнастики заканчивались отдыхом в положении лежа
на спине с закрытыми глазами в течение 10 минут.
Результаты проведенного исследования показали следующее. Исходные показатели сердечнососудистой и дыхательной системы юношей контрольной и экспериментальной групп по всем исследованным показателям не имели статистически достоверных различий (диаграмма 1).
Итоговое тестирование, проведенное в конце исследования, выявило достоверное (р<0,05) снижение частоты сердечных сокращений в покое и частоты дыханий в экспериментальной группе. В контрольной группе аналогичные показатели остались практически без изменения. Артериальное кровяное давление в двух группах статистически не различалось (диаграмма 2).
Показатели сердечнососудистой и дыхательной системы в начале эксперимента непосредственно перед выполнением прыжка в воду с трамплина в двух группах юношей статистического различия не имели (диаграмма 3).
После проведенного педагогического эксперимента произошли следующие изменения (диаграмма 4). Показатели в экспериментальной группе достоверно (р < 0,001) снизились, что указывает на более адекватную эмоциональную реакцию испытуемых перед выполнением экстремального упражнения - прыжка в воду.
Время, затрачиваемое испытуемыми двух групп на подготовку к прыжку, а также процент успешно выполнивших задание в начале эксперимента статистически не различались (диаграмма 5).
Итоговые данные показали (диаграмма 6), что представители экспериментальной группы превосходили сверстников из контрольной группы с высокой степенью статистической достоверности (р<0,001) по показателю времени выполнения задания и по количеству выполнивших задание.
Таким образом, использование специальной дыхательной тренировки в целях подготовки юношей 17-18 лет к выполнению экстремальной деятельности позволяет добиваться высоких результатов за относительно короткие сроки подготовки.
Вестник Сибирского юридического института МВД России —
Диаграмма I. Исходные показатели сердечнососудистой и дыхательной системы В ГГОКОС у испытуемых кО(гтролыгой (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп, (М+т)
140 120 100 80 60 40
го о
г-Р- гЬ
ш -. т -
гч = т
= =
щ = =
== - —
13 КГ □ ЭГ
140 120 100 80 60 40 20 0
Диаграмма 2, Итоговые показатели у
испытуемых контрольной(КГ) и экспериментальной {ЭГ) групп, (М+т)
—Н
=
1 ш 1-
— =
- =
= = =1= +1
а КГ
□ ЭГ
чсс
АД сис АД диаст
ЧД
ЧСС
АД сис АД диаст
ЧД
Диаг рамма 4. Итоговые показатели перед выполнением прыжка в воду у испытуемых котрольной(КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп, (М+т)
160
120
во
40
А Г
=
=
—
= щ =
В КГ □ ЭГ
чсс
АД сис
АД диаст
ЧД
.10 25 20 15 10
Диаграмма 5. Исходные данные времени выполнения и процент выполнивших задание у испытуемых кон трольной и экспериментальной групп
Время выполнений задания, сек.
% выполнивших задание
В КГ □ ЭГ
Диаграмма 6. Итоговые данные времени выполнения н процент выполнивших задание у испытуемых контрольной и чкепсримс I паль но й групп
81)
70
| «
<К
§ 50 а,
= 40
Время выполнении задания, сек.
а кг
□ эг
% ВЫПОЛНИВШИХ
задание
1 Куликов Л.М. Физическая подготовка призывников для службы в войсках МВД СССР : дис. ... канд. пед. наук. М., 1984. 199 с.
2 Jyengar B.K.S. Light of Yoga. L. : Allen and Unwin, 1973. 342 p.
3 Солопов И.Н. Восприятие и произвольный контроль основных параметров внешнего дыхания у человека. Волгоград : ВГАФК, 1998. 184 с.
4 Hittleman R.L. Be young with yoga. N.Y.: Paperback library Inc., 1967. 283 p.
5 Головина Л.Л., Копылов Ю.А. Подготовка юношей 15-16 лет к выполнению деятельности, сопряженной с повышенными эмоциональными
нагрузками // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. 2010. №1. С. 4144.
6 Пирожков О.В., Крылова Г.М. Профессиональная надежность единоборца в условиях внешних помех // Теория и практика физической культуры. 2004. №6. С. 50-54.
7 Ветров А.М., Головихин Е.В. Применение интервальной гиперкапнической гипоксической тренировки в тренировочном процессе единоборцев : (на примере кикбоксеров и каратистов) // Теория и практика физической культуры : тренер : журнал в журнале. 2009. №6. С. 66-70.