Д.К. Василевский
Педагогические условия реализации экспериментальной
комплексной программы восстановительных мероприятий
для баскетболистов
В статье анализируется комплексная программа восстановительных мероприятий для баскетболистов. Рассматривается использование педагогических средств для рационального планирования тренировочных нагрузок.
In article the complex program of regenerative actions for basketball players is analyzed. Use of pedagogical means for rational planning of training loadings is considered.
Ключевые слова: педагогические средства, преемственность, вариативность, комплексность, баскетболист.
Key words: Pedagogical means, continuity, variability, integrated approach, the basketball player.
Разработанная нами комплексная программа предполагала использование педагогических, медико-биологических и психофизиологических средств и методов, направленных на подготовку баскетболистов к соревновательным нагрузкам.
Педагогические средства предполагали рациональное планирование тренировочных нагрузок с учетом этапа тренировки (по микроциклам) и обязательным соблюдением принципов комплексности, преемственности и вариативности. Основными направлениями тренировочного процесса явились: теоретическая подготовка, индивидуальные, групповые и командные действия в нападении и защите в процессе технико-тактической подготовки; интегральная подготовка. Основными методами, используемыми на тренировках, были: метод повторного выполнения упражнения; интервальный метод; игровой метод; метод круговой тренировки.
В основу разработанной нами экспериментальной программы заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ, и основополагающие принципы спортивной подготовки спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики.
Основополагающие принципы учебно-тренировочной работы:
• комплексность - предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, техникотактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля);
•преемственность - определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и его соответствие требованиям высшего спортивного мастерства;
• вариативность - предусматривает (в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей спортсмена) включение в учебно-тренировочный процесс разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки (рис. 1).
Выполнение задач, поставленных перед тренерами по баскетболу, предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебного плана, приемных, выпускных и переводных контрольных нормативов; регулярное участие в соревнованиях и проведение контрольных игр; осуществление восстановительно-профилактических мероприятий; просмотр видеозаписей соревнований квалифицированных баскетболистов и анализ их технико-тактических действий; организацию систематической воспитательной работы, привитие спортсменам навыков соблюдения спортивной этики, организованности, дисциплины, любви и преданности своему коллективу; четкую организацию учебновоспитательного процесса, использование данных науки и передовой
Программа составлена таким образом, что для каждого года обучения излагается только новый материал (новый прием, способ приема или более сложные условия выполнения). Учебный материал по
142
~0
с
о
Экспериментальная методика восстановительных мероприятий в пред соревновательной подготовке баскетболистов
СП
і
0
1
ф
ш
Сі)
о
ф
тз
ф
л
н
ш
і
сг
л
о
0
1 ф о л о
тз
о
“I
тз
ш
Педагогические средства (применяются в процессе тренировки)
Рациональное планирование тренировочных нагрузок с учетом этапа тренировки (по микроциклам) с учетом принципов комплексности, преемственности и вариативности
Направления подготовки:
- теоретическая подготовка;
- техническая подготовка: индивидуальные, групповые и
командные действия в нападении и защите;
- тактическая подготовка: индивидуальные, групповые и
командные действия в нападении и защите;
- интегральная подготовка.
Основные методы, используемые на тренировках: метод повторного выполнения упражнения; интервальный метод; игровой метод; метод круговой тренировки
Психорегулирующие средства (используются в паузах отдыха во время тренировки)
Направленные дыхательные упражнения', упражнения активизирующего типа: упражнения нагрузочного типа; восстанавливающие упражнения
Элементы йоги: упражнения на снижение уровня тревожности; упражнения на восстановление; упражнения для профилактики травматизма
Аутотренинг', упражнения на снижение уровня тревожности; упражнения на восстановление
Медико-биологические средства (используются в паузах отдыха между тренировками)
Ручной массаж
Г идровоздействия
В и бро воздейстп и я
Тсрмовоздействия
практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства и волевых качеств учащихся.
технической и тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приемов и тактических действий как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки. На основе положений построения системы многолетней подготовки строятся годичные циклы учебно-тренировочного процесса. Главное требование при этом - выполнение программы, ее «обучающей» тенденции. Кроме того, учитывается периодизация тренировочного процесса с целью наилучшего решения задач обучения и подготовки юных баскетболистов к соревнованиям.
При построении учебно-тренировочных нагрузок (табл. 1) учитывались следующие положения:
- вариативность тренировочных нагрузок с их возрастающей специализацией во временной плоскости;
- последовательная интенсификация тренировочных нагрузок, в том числе и за счет определенного уменьшения объема;
- постоянность атлетической подготовки в ее различных видах с повышенным содержанием силовой работы с регламентированным весом;
- акцент в технической подготовке на совершенствование скорости техники;
- сочетание тренировочных занятий по тактике с разнообразными формами теоретической подготовки;
- непрерывность игровой подготовки на протяжении всего цикла.
Таблица 1
Показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле (количество соревнований/количество игр)
Виды соревнований Этапы подготовки
До года Свыше года
Контрольные 5-7/22 5-7/22 5-7/20
Отборочные — 1-3/10 1-3/10
Основные 2/16 2/16 2/КР, ПР
Главные 1/8 1/15 1/15
Примечание. КР - Кубок России; ПР - Первенство России (первенство города и т. п.)
Тщательное программирование процесса многолетней подготовки дает необходимый эффект только при наличии столь же тщатель-
143
ной системы контроля за ходом подготовки. Содержание требований к уровню спортивной подготовленности учащихся спортивных школ по баскетболу составляют конкретные количественные показатели по основным видам подготовки - физической, технической; по физическому развитию; по результатам участия в соревнованиях; учитывается вклад в команды высших разрядов и сборные команды; учитываются сроки пребывания учащихся в данной спортивной школе (спортивный стаж). Ниже (табл. 2) приводится план-график тренировочной работы.
Таблица 2
План-график учебного материала
Микроцикл Видь1^^^^ подготовки I II III IV V VI
Атлетизм (ацентированные воздействия) Общая выносливость Скоростная выносливость
Сила
Прыгу- честь Прыгучесть
Скорость
Техника (I, II, III), индивидуализированная подготовка (IV, V, VI) по игровым амплуа Перемещения Перемеще- ния
Веде- ние Веде- ние Ведение
Бросок
Проход Проход
Проход Передачи
Игра на щите Игра на щи- те
Тактика Взаимодействия
2-х игроков 3-х игроков 4-х игроков Позиционное нападение 1-3-1
Игровая «1x1» «2x2» «3x3» «4x4» «5x5»
Соотношение различных видов подготовки в экспериментальной группе было следующим: атлетическая подготовка - 35 % (СФП -20 %); техническая - 35 % (индивидуальная работа -25 %); тактическая - 10 %; игровая - 20 %.
Теоретическая подготовка вынесена за пределы тренировки.
144
Интенсивность тренировочного занятия оценивалась по пульсовой стоимости выполняемых упражнений, исходя из следующей схемы: ЧСС до 120 уд/мин - «низкая интенсивность»; 121-149 уд/мин -«средняя интенсивность»; 150-180 уд/мин - «высокая интенсивность»;
ЧСС свыше 180 ударов в минуту - «максимальная интенсивность».
Медико-биологические средства восстановления. Полученные данные предварительных экспериментов указывают на то, что физические средства восстановления могут обеспечивать планируемую ответную реакцию только при соблюдении технологических режимов их применения. При этом независимо от возрастных, половых особенностей, специфики вида спорта, а также времени проведения в режиме тренировочного дня, восстановительные средства однонаправленно изменяют функциональную активность нервной системы, нервно-мышечного аппарата, субъективное состояние спортсменов, уровень проявления их скоростно-силовых возможностей. Полученные изменения свидетельствуют о формировании тонизирующей или релаксирующей направленности действия. Определено, что тонизирующая направленность восстановительных мероприятий способствует формированию «срочного» восстановления и обеспечения функциональной готовности спортсменов только после первой тренировки ко второму занятию в режиме дня. После вечерней тренировки данная направленность, повышая также функциональную активность спортсменов, не позволяет подготовить последних к следующему дню. Для этой задачи оптимальна релаксирующая направленность средств восстановления, которая позволяет снижать функциональную активность спортсменов и способствует формированию «отставленного» восстановления.
Полученные результаты предварительных исследований были взяты за основу при разработке дифференцированного подхода в использовании физических средств восстановления в соревновательном периоде подготовки высококвалифицированных спортсменов. Основополагающими критериями дифференцированного подхода, на наш взгляд, являются направленность действия физических средств восстановления (тонизирующая или релаксирующая) и их сочетание в режиме тренировочного и соревновательного дня. Планировалось, что между тренировочными занятиями в режиме дня соревновательного периода подготовки, когда продолжительность отдыха до следующего занятия составляет 5-6 ч и менее, или во время соревнований в соревновательном микроцикле, когда продолжительность отдыха до следующей нагрузки составляет 3-5 ч и менее, необходимо использовать физические средства восстановления только в тонизирующей направленности (рис. 2, 3). Это обеспечит мобилизацию резервов организма, улучшение функционального состояния нервно-мышечного аппарата и максимальное проявление уровня скоростно-силовых возможностей спортсменов, подготавливая последних ко второй тренировочной или соревновательной нагрузке.
Физические средства восстановления, технологические параметры которых обеспечивают релаксирующую направленность, планировалось применять в конце тренировочного или соревновательного дня (когда продолжительность отдыха до следующей нагрузки составляет 12 ч и более). Такая направленность будет способствовать временному снижению уровня проявлений скоростно-силовых качеств и функционального состояния нервно-мышечного аппарата спортсменов, оптимально подготавливая их к следующему тренировочному или соревновательному дню.
Физические средства восстановления планировались принципиально одинаково как в тренировочных микроциклах этапа предсорев-новательной подготовки, так и в соревновательном микроцикле бадминтонистов, с той лишь разницей, что в соревновательном микроцикле термовоздействия не применялись.
Если тренировочный день предполагал одно занятие (утреннее или вечернее), то в этом случае средства восстановления планировались только в релаксирующей направленности.
Строгое соблюдение технологических режимов физических средств восстановления, обеспечивающих соответствующую направленность действия, и своевременность их сочетания в режиме дня позволит управлять восстановительными процессами спортсменов и повышать их функциональные возможности. Сочетание физических средств восстановления тонизирующей и релаксирующей направленности создает предпосылки к взаимодействию «срочного» и «отставленного» эффектов восстановления, благодаря которому имеется возможность изменять функциональную активность организма спортсменов в зависимости от задач тренировочного процесса, выводя их на качественно более высокий уровень функционирования.
Рис. 2. Влияние физических средств восстановления на функциональные возможности спортсменов
- физические средства восстановления тонизирующей направленности;
/ > > > > > а
[{<<<< <1
V> > > > >у
- физические средства восстановления релаксирующей направленности.
Рис. 3. Использование средств восстановления в недельном микроцикле на этапе предсоревновательной подготовки
Дифференцированный подход к использованию физических средств восстановления на этапе предсоревновательной подготовки спортсменов предполагал учитывать кроме направленности действия восстановительных средств и особенностей распределения тренировочных нагрузок в режиме дня, индивидуальные особенности спортсменов по показателям индекса напряжения.
При повышенных значениях индекса напряжения у баскетболистов (для обеспечения «срочного» восстановления) рекомендовалось уменьшение дозировки тонизирующих воздействий восстановительных мероприятий: при проведении ручного массажа и гидровоздействий - уменьшение времени обработки на рабочем сегменте и количества обрабатываемых рабочих сегментов; при проведении вибровоздействий - уменьшение времени обработки сегментов. Для повышения релаксирующего влияния восстановительных средств (после 2-й тренировки для обеспечения «отставленного» восстановления) необходимо увеличение времени обработки на рабочем сегменте и использование физических средств восстановления в сочетаниях.
При сниженных значениях индекса напряжения у баскетболистов (для обеспечения «срочного» восстановления) и необходимости усиления тонизирующих воздействий восстановительных мероприятий следует увеличить время обработки на рабочем сегменте, а также использовать средства в сочетаниях (с учетом однонаправленности их воздействия). Для снижения релаксирующего влияния восстановительных средств (после 2-й тренировки для обеспечения «отставленного» восстановления) необходимо уменьшение времени обработки на рабочем сегменте.
Психорегулирующие средства. Разработанная нами комплексная экспериментальная программа предполагала использование психорегулирующих средств восстановления (рис. 3). В блок психорегу-
ляции включены направленные дыхательные упражнения, элементы йоги и аутотренинга, целью которых было снижение уровня реактивной тревожности юных баскетболистов.
Известно, что дыхательные упражнения способствуют повышению резервов мощности дыхательной системы и аэробной производительности организма на начальных этапах адаптации к физическим нагрузкам [2; 3]. Из многочисленных дыхательных упражнений для включения в тренировки баскетболистов были подобраны такие, которые развивают в первую очередь объемные характеристики внешнего дыхания, гипоксическую устойчивость, воздействуют на ЦНС и способствуют ускорению восстановительных процессов.
Для определения эффективности влияния дыхательных упражнений на функциональную подготовку на учебно-тренировочных занятиях баскетболистов была разработана и внедрена специальная программа дыхательных упражнений. Экспериментальная группа, кроме основной нагрузки, выполняла специальные комплексы дыхательных упражнений в начале тренировки, в процессе тренировки (в паузах между запланированными нагрузками), а также в конце тренировки для более быстрого и качественного восстановления. Кроме того, были освоены комплексы для самостоятельного выполнения в домашних условиях.
В начале исследования юноши экспериментальной группы были ознакомлены с основными принципами выполнения дыхательных упражнений и ожидаемыми изменениями, которые происходят при этом в организме. Метод применения дыхательных упражнений предусматривал три функциональных блока:
• первый - использовался во вводной части тренировочного занятия и содержал дыхательные упражнения активизирующего типа;
• второй - применялся в основной части и состоял из дыхательных упражнений нагрузочного и восстанавливающего типа;
• третий - применялся в заключительной части занятия; дыхательные упражнения при этом носили успокаивающий характер и были направлены на ускорение восстановительных процессов.
Ниже приводится программа дыхательных упражнений, применяемых на учебно-тренировочных занятиях юношей и методические указания к их выполнению (табл. 3).
До начала и по окончании экспериментальной тренировки в обеих группах были проведены исследования основных показателей, характеризующих состояние аппарата внешнего дыхания. Определялись величины жизненной емкости легких (абсолютная ЖЕЛ, мл; относительная ЖЕЛ, мл/кг), проба Штанге (с) и проба Генчи (с).
Таблица 3
Примерная программа дыхательных упражнений, применяемых
на тренировках
Часть занятия, описание упражнения Дози- ровка Методические указания, главный эффект воздействия
Подготовительная часть тренировки
1. Очищающий тип дыхания Большим пальцем правой руки зажать правую ноздрю, сделать спокойный, медленный вдох через левую ноздрю. Без паузы после вдоха, закрыть средним пальцем правой руки левую ноздрю, открывая правую и сделать медленный выдох через правую ноздрю. Не делая паузы после выдоха и не меняя положения пальцев, сделать спокойный медленный вдох через правую ноздрю и, не задерживая дыхания после вдоха, большим пальцем правой руки закрыть правую ноздрю, открыв левую, и сделать спокойный медленный выдох через левую ноздрю. Все эти действия составляют один цикл 3 раза Дышать медленно и плавно, но без пауз все три цикла. Внимание сосредоточить на органах дыхания. Эффект: регулируются и приводятся в равновесие процессы возбуждения и торможения, снимаются стрессовые состояния, уменьшаются головные боли
Дыхательное упражнение на ходу: 1-8 шагов - плавный вдох, 1-8 шагов выдох порциями, 1-4 шага - задержка дыхания 3-4 раза Это упражнение можно начать с четырех шагов, а потом дойти до восьми. Идти с высоко поднятой головой, плечи развернуть. Тренировка гипокси-ческой устойчивости
Пранаяма-1 И.П. - ноги шире плеч; 1-4 - вдох, медленно поднять руки вперед-вверх до уровня плеч ладонями вниз; 5-8 - задержать дыхание, развести руки в стороны, выполнить четыре наклона вправо; четыре наклона влево; 9-10 - выдох. -начинать следует с двух наклонов влево, двух наклонов вправо; -выдох резкий, через рот; -следующее движение начинать после полного восстановления дыхания 3-5 дыха-тельных циклов Возбуждает ЦНС, способствует ускорению врабатывания
Основная часть тренировки
2. Прерывистый тип дыхания Вдох медленный - краткими прерывистыми секундными вдохами; 1-5 - задержка дыхания, выдох через нос спокойно и медленно. 2 раза Упражнение выполняется в удобной позе: стоя, сидя, на ходу. Восстанавливает дыхание, стимулирует ЦНС
3. Вдох плюс три вдоха, выдох плюс три выдоха (С.Н. Кучкин, 1991) Делается медленный, глубокий вдох и на высоте его некоторое время (2-5 с) грудная клетка и ее мышцы возможно больше расслабляются, после чего дополнительно и последовательно производится еще три вдоха сверх уже сделанного. Затем осуществляется выдох, который также следует поэтапно. После первого глубокого выдоха следует остановка, и путем максимального сокращения мышц брюшного пресса сделать еще 3 выдоха, вплоть до появления кашлевого рефлекса 3-5 цик- лов Упражнения выполняются в интервале отдыха после нагрузок. Добиваться максимального расслабления мышечного корсета грудной клетки. После такого упражнения следует несколько обычных дыханий, после чего упражнение повторяется. Тренирует дыхательные объемы
4. Успокаивающий тип дыхания: 1-4 удара пульса - вдох; на 8 ударов - задержка дыхания; на 6 ударов - выдох 2-3 раза Применяется в конце основной части занятия, спина прямая, расслаблена. Через каждые 3-4 занятия увеличивать длительность вдоха и выдоха на 1 удар, а задержку дыхания на 2 удара, пока будет достигнута пауза на вдохе 18 ударов
Заключительная часть тренировки
5. «Полное» дыхание йогов. -сделать глубокий выдох, чтобы освободить легкие от воздуха. Втянуть живот как можно больше, это помогает сделать выдох. I-5 - начать медленно вдыхать воздух через нос; при этом, по мере вдоха, медленно надувается живот; 6-10 - продолжать медленный вдох; стараться надуть живот как можно больше; II-15 - продолжать вдох. Медленно расширить грудную клетку насколько это возможно; при этом грудную клетку держать расширенной и поднять плечи; 16-20 - задержать дыхание, в таком крайнем положении сосчитать до пяти; 21-30 - медленно выдохнуть воздух полностью через нос; закончить глубокий выдох и без перерыва повторить упражнение 3-5 дви- жений Тренирует способность к релаксации и гипоксическую устойчивость. Выполнять плавно без рывков. Упражнение делается в соответствии с индивидуальными возможностями и на грани возможности «терпеть». Увеличивает легочные объемы и тренирует гипоксическую устойчивость, успокаивает, тормозя работу ЦНС
6. «Очищающее» дыхание - 2. И. п. - о. с. Сделать медленный, спокойный и полный вдох, задержать дыхание; затем несколькими короткими и сильными толчками выдохнуть воздух через губы, сложенные трубочкой 2-3 раза Щеки не раздувать; очень важно, чтобы воздух выходил с силой. Тренирует силу дыхательных мышц
Внедрение третьего блока экспериментальной программы способствовало ускорению восстановительных процессов по окончании основной части занятий. Изучался оздоровительный эффект и возможность использования комплексов асан из гимнастики йоги в сочетании с аутотренингом в заключительной части тренировки.
Сочетание асан (табл. 4), в которых преобладают позы и статические напряжения с элементами аутотренинга, нами было выбрано с той целью, что они, вызывая изометрическое напряжение, оставляют после себя эффект так называемого постизометрического расслабления, что должно было положительно взаимодействовать с релакси-рующим эффектом аутогенной тренировки.
Юноши экспериментальной группы в заключительной части тренировочных занятий выполняли комплекс асан, после чего проходил сеанс аутотренинга для более быстрого и качественного восстанов-
154
ления организма. Продолжительность выполнения комплекса составила 15 мин. Юноши контрольной группы в заключительной части тренировки работали по общепринятой методике. Проводился хронометраж занятия, где фиксировалась ЧСС сразу же после окончания основной части, после выполнения асан в разных исходных положениях и сеанса аутотренинга.
Таблица 4
Примерный комплекс асан, используемый в заключительной части тренировки и динамика изменения ЧСС в ходе его выполнения
Наименование асаны Дозировка ЧСС (п=12); М± т
1. Исходная ЧСС 110,0 ± 0,8
2. Полное дыхание в и.п. стоя 3 мин 91,4 ± 1,9
3. Тадасана 15-20 с 81,4 ±1,9
4. Врикшасана 15-20 сх2 69,5 + 0,8
5. Уттхита Триконасана 15-20 сx2 73,7 + 1,2
6. Уттхита Паршваконасана 15-20 сх2 76,9 + 0,7
7. Паршвоттанасана 15-20 сх2 66,9 + 0,9
8. Саламба Сарвангасана 1 До 3-х мин 65,0 ± 1,2
9. Шавасана + аутотренинг 5 мин 59,75 ± 0,6
При подборе комплексов асан руководствовались школой Айен-гара (1989), который подчеркивает, что структура комплекса основывается на анатомическом строении тела; анатомическом диапазоне возможности движения позвоночника и всего тела в целом; энергетическом влиянии на тело и нервную систему.
Следует отметить, что в поисковых исследованиях было использовано гораздо больше различных асан, в результате чего были окончательно выбраны 6-7, указанных в табл. 4. Они лучше воспринимались большинством баскетболистов, вызывали больше положительных эмоций.
Тренировка начиналась с выполнения «полного дыхания», которое носило явный успокаивающий характер, и было направлено на ускорение восстановительных процессов. Затем выполнялся комплекс асан, и заканчивалось занятие аутотренингом в позе Шавасана.
Постепенно юноши переходили к индивидуальным занятиям ежедневно дома в качестве домашнего задания. Обучение каждому комплексу рассчитано на одну неделю: на первом занятии юноши изучали комплекс, далее выполняли его ежедневно дома в качестве домашнего задания. На втором групповом занятии шла проверка и контроль правильности выполнения асан. На следующей неделе предлагались дополнительные асаны или заменялись другими при условии полного освоения предыдущего комплекса.
Начало обучения аутотренингу сопровождалось краткой беседой о сущности аутотренинга, способности к самовнушению. Объяснялось, что обучиться сознательно управлять своим состоянием возможно при выполнении следующих условий: быть расслабленным и спокойным, уметь вызывать ощущение тепла и тяжести в руках и ногах, четко осознавать свои достоинства и недостатки в спортивной подготовке.
Ощущение тяжести и тепла легко вызывается путем образных представлений, использования метафор и аналогий («Моя правая рука наливается свинцом»; «Мой лоб ласково овевает прохладный ветерок» и т.д.). Аутотренинг проводился в зале, в положении лежа на ковре в позе «Шавасана». При этом стараются выполнять следующие правила, рекомендованные M. Shwartz (1995): желательно уменьшить количество стрессирующих воздействий в повседневной жизни; использовать аудиокассеты, предназначенные для релаксации, и отпечатанные инструкции; использовать самоотчеты занимающегося; организовывать повторные процедуры через несколько недель.
Структуру заключительной части и динамику изменения ЧСС на протяжении тренировки можно наблюдать на рис. 4.
Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда нарушение тонкой координации [1].
156
Рис. 4. Содержание заключительной части тренировки и динамика изменения
ЧСС в экспериментальной группе
Контроль за освоением формул самовнушения осуществлялся по самоотчетам испытуемых, а также по показателям ЧСС, постоянства позы юношей во время сеанса. Для этапного контроля с целью определения влияния гимнастики йоги и аутотренинга на психофизиологические резервы и уровень тревожности юных баскетболистов в начале и по окончании эксперимента использовался комплексный тест, разработанный Ч.Д. Спилбергером и адаптированный Ю.Л. Ханиным [1].
Для более успешного решения задач исследования мы пользовались аудиокассетой с записью мелодичных произведений, которые способствовали усилению восстановительных процессов и более полному расслаблению.
Список литературы
1. Исследование тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин) / Диагностика эмоционально-нравственного развития; ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. С. 124-126.
2. Кучкин С.Н. Биоуправление в медицине и физической культуре: Монография. - Волгоград: ВГАФК, 1998. - 155 с.
3. Кучкин С.Н., Ченегин В.М. Методы исследования в возрастной физиологии физических упражнений и спорта. - Волгоград, 1998. - 86 с.