Научная статья на тему 'Дифференцированное использование физических средств воспитания на этапе предсоревновательной подготовки гимнасток 13-15 лет'

Дифференцированное использование физических средств воспитания на этапе предсоревновательной подготовки гимнасток 13-15 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
291
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Якименко Сергей Николаевич, Полуструев Алексей Васильевич, Новикова Светлана Валерьевна

Рост сложности соревновательных программ и интенсификация тренировочного процесса в художественной гимнастике требует применения эффективной системы восстановления работоспособности гимнасток и повышения их функционального состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Якименко Сергей Николаевич, Полуструев Алексей Васильевич, Новикова Светлана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differential use of restoration physical means at the stage of before competition training of 13-15 year old gymnasts

Increase of competition program's complication and intensification of training process in artistic gymnastics require applying of effective system for gymnasts' restoration and rise of their functional condition.

Текст научной работы на тему «Дифференцированное использование физических средств воспитания на этапе предсоревновательной подготовки гимнасток 13-15 лет»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

УДК 796.412.2

С. Н. ЯКИМЕНКО А. В. ПОЛУСТРУЕВ С. В. НОВИКОВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта Башкирский институт физической культуры

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НА ЭТАПЕ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК 13-15 ЛЕТ

Рост сложности соревновательных программ и интенсификация тренировочного процесса в художественной гимнастике требует применения эффективной системы восстановления работоспособности гимнасток и повышения их функционального состояния.

Актуальность работы. Нерациональное применение физических нагрузок приводит к функциональным перегрузкам, травмам и заболеваниям опорно-двигательного аппарата [3], что является сдерживающим фактором в подготовке гимнасток к соревнованиям [1, 2, 4]. Учитывая, что организм гимнасток естественным путем не справляется с восстановлением к последующим нагрузкам, проблема заключается в необходимости ускорения восстановительных процессов при помощи различных средств и методов воздействия. Ускорение должно носить направленный характер и выражаться через конкретные критерии и технологические параметры дифференцированного воздействия на функциональное состояние гимнасток, обеспечивая эффект «срочного» или «отставленного» восстановления.

Цель исследования: Обосновать дифференцированное применение физических средств восстановления у гимнасток старших разрядов на этапе предсоревновательной подготовки, обеспечивая сохранение уровня функционального состояния спортсменок перед соревнованием.

Гипотеза исследования: Выявление влияния различных технологических режимов средств восстановления в течение тренировочного дня на особенности нервно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы, субъективного состояния спортсменок 13-15 лет позволит дифференцированно использовать физические средства восстановления для повышения и сохранения функционального состояния, физической и технической подготовленности в предсоревновательной подготовке гимнасток старших разрядов.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности технологических режимов средств восстановления (ручного массажа, гидро-, вибро-, термовоздействий) и уточнить их влияние на функциональные возможности гимнасток 13-15 лет.

2. Определить особенности дифференцированного применения физических средств восстанов-

ления на этапе предсоревновательной подготовки в художественной гимнастике.

3. Экспериментально обосновать эффективность дифференцированного подхода к использованию физических средств восстановления с учетом направленности их действия, функционального состояния спортсменок и особенностей предсоревновательной подготовки в художественной гимнастике.

Методы исследования: Анкетирование спортсменов, педагогические контрольные испытания, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, физиологические методы исследования (определение ЧСС и АД, тензодинамометрия, эргометрия, миотонометрия, долориметрия, карди-оинтервалография), антропометрические методы исследования (определение роста и веса), методы математической статистики.

Программа исследования была рассчитана на два этапа. Первый этап исследования проводился с октября 2002 по октябрь 2003 года. Основная задача этого этапа заключалась в уточнении технологических режимов ручного массажа, вибровоздействий, термовоздействий, гидромассажа и изучения их влияния на функциональные возможности гимнасток. В предварительном исследовании приняли участие 30 гимнасток с квалификацией от первого разряда до мастера спорта, в возрасте от 13 до 15 лет.

Второй этап исследований предполагал проведение основного педагогического эксперимента, который проводился на базе ДЮСШОР № 26 г. Уфы (апрель 2004 г.) и предусматривал обоснование и апробацию дифференцированного подхода к использованию физических средств восстановления на этапе предсоревновательной подготовки гимнасток. Программа экспериментальных исследований включала следующие требования: спортсменки контрольной и экспериментальной групп (по 10 человек в каждой) тренировались по единому плану учебно-тренировочного сбора и использовали физические средства восстановления:

Технологические параметры физических средств восстановления, используемые на этапе предсоревновательной подготовки гимнасток

Физические средства восстановления Технологические параметры

Вариант-1 Вариант-2

Ручной массаж Работа выполняется на мышцах и соединительнотканных структурах с использованием приёмов: поглаживание, выжимание, вибрация от 1,5 до 2 мин., растирание от 1 до 1,5 мин., разминание на мышцах от 2 до 3 мин. на рабочем сегменте. Преимущественное воздействие на соединительнотканные структуры с использованием приёмов: поглаживание, выжимание, вибрация от 1,5 до 2 мин., разминание 2-3 мин. на рабочем сегменте. Приём растирания исключается

Гидровоздействия Давление воды на уровне порога болевой чувствительности (1,4-1,7 атм.), время воздействия — до появления эритемы на массируемом сегменте, температура воды 20°С, продолжительность сеанса 10-15 мин. Давление воды на уровне болевой чувствительности (1,4-1,7 атм.), время воздействия — до появления эритемы на массируемом сегменте, температура воды 38-40 °С, продолжительность сеанса 10-15 мин.

Вибровоздействия Вибромассаж области спины 80 с. в сочетании с вибростимуляцией от 10 с. на верхних и от 15 с. на нижних конечностях.

Термовоздействия Температура воздуха - 80-90°С, относительная влажность — 10-15%, выполняется в 2 захода в сауну до обильного потоотделения и первых неприятных ощущений (5-7 мин.)

Направленность действия средств восстановления Тонизирующая Релаксирующая

Таблица 2

Изменение индекса напряжения у гимнасток 2-й экспериментальной группы с учетом вегетативного статуса в режиме тренировочного дня

До 1 тренировки После 1 тренировки После вибровоздействий До 2 тренировки После 2 тренировки После массажа На следующий день

1 31,2+3,8 69,8 + 15,5 98,6+25,3 41,2+4,4 132,7+0,5 84,7+11,8 29,2+4,0

2 51,7+3,4 152,3+68,8 81,9+20,9 45,5+2,2 67,2+22,6 126,3+13,4 43,2+4,2

3 103,3+17,3 119,2+16,9 149,1+17,7 84,8+15,0 235,8+41,0 218,3+38,4 101,3 + 19

Примечание: 1-я подгруппа, 2-я подгруппа, 3-я подгруппа ; *— достоверность различий в сравнении с исходным уровнем (Р<0,05); **— достоверность различий между показателями (Р<0,05).

в контрольной группе — без учета направленности действия, а в экспериментальной группе — по разработанной нами методике.

В ходе предварительных педагогических исследований нами были изучены особенности ответных реакций нервно-мышечного аппарата (по результатам тензодинамометрии, эргометрии, ми-отонометрии, долориметрии), сердечно-сосудистой системы (по показателям ЧСС, АД), субъективных ощущений (по методике САН) на воздействие отдельных физических средств восстановления (виб-ро-, термо-, гидровоздействий и ручного массажа), проводимых с учетом технологических режимов. Данные исследования подтверждают результаты работ С.Н. Якименко (1995) — на фехтовальщиках, В.Г. Турманидзе (2005) — на бадминтонистах, что одни и те же физические средства восстановления (табл. 1), но выполненные в различных технологических режимах, обладают различной направленностью действия (тонизирующей или релак-сирующей) и тем самым, по-разному влияют на функциональное состояние организма гимнасток, формируя эффект "срочного" или "отставленного" восстановления.

Полученные результаты позволяют заключить, что физические средства восстановления, технологические режимы которых обеспечивают тонизирующую направленность действия, способствуют

формированию "срочного" восстановления. Это выражается в преобладании процессов возбуждения в ЦНС, мобилизации наличных ресурсов, улучшении функционального состояния нервномышечного аппарата (увеличение уровня проявления скоростно-силовых возможностей сразу после использования восстановительного средства). Физические средства восстановления, технологические режимы которых обеспечивают релакси-рующую направленность действия, способствуют формированию "отставленного" восстановления. Отличительными чертами последнего является преобладание процессов торможения в ЦНС, накопление энергетических и пластических веществ, временное снижение функционального состояния нервно-мышечного аппарата (снижение уровня проявления скоростно-силовых возможностей) с последующим выходом организма на качественно новый уровень функционирования, на фазу суперкомпенсации.

С целью уточнения влияния средств восстановления различной направленности, нами были изучены изменения индекса напряжения у гимнасток в режиме дня с двумя тренировочными занятиями (табл. 2). В ходе эксперимента было выявлено 3 подгруппы спортсменок с различным индексом напряжения. Исследования проводились без применения и с использованием восстановительных

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

Отставленное

восстановление

Первая тренировка

( 2-я \ /1 \ / \ 1-я

' 1-я \ ( подгру 1 \ подгруппа \ I подгру ) ^

ппа ппа

і подгруппа ^ ^ / \ /

Вторая тренировка

Срочное

восстановление

Условные обозначения:

I тоюппрующеЛ направленности, П ■ релакснрукнцеП направленности. О - уменьшение дозировки ВОССТаНОВШСЛЬНЫХ меропрнм 1ИП.

о

- увеличение дозировки восстановительных мq>oпpнятин

Рис. 1. Использование физических средств восстановления в режиме тренировочного дня на этапе предсоревновательной подготовки гимнасток в экспериментальной группе

Таблица 3

Показатели тензодинамометрии и эргометрии у гимнасток контрольной (К) и экспериментальной (Э) групп на этапе

предсоревновательной подготовки

Показатели (М+т)

Фоновые После После После

показатели втягивающего ударного предсоревновательной

микроцикла микроцикла подготовки

Тензодинамометрия

Мощность (Вт) К 0,92±0,03 0,91±0,04 0,85±0,04* 0,82±0,03*

Э 0,91±0,04 0,93±0,05 1,01±0,05 1,06±0,03*

р<0,05 р<0,05

Работа (Дж) К 0,60±0,03 0,53±0,03 0,51±0,02* 0,51±0,03*

Э 0,59±0,02 0,63±0,03 0,65±0,03 0,67±0,03*

Максимальное усилие К 12,2±0,49 10,8±0,36* 10,8±0,32 10,0±0,58*

(Н) Э 12,2±0,56 12,9±0,47 12,4±0,48 **13,9±0,49

р<0,05

Эргометрия

Мощность (Вт) К 3,55±0,13 3,38±0,16 3,22±0,11 3,19±0,16*

Э 3,58±0,18 3,65±0,18 3,73±0,15 3,87±0,18*

р<0,05 р<0,05

Работа (Дж) К 1,33±0,06 1,22±0,05 **0,84±0,08 **1,15±0,05

Э 1,30±0,05 1,46±0,04 1,22±0,05 1,35±0,06

р<0,05 р<0,05

Максимальное усилие К 71,4±4,31 62,9±2,20 58,4±3,30* 56,4±3,25*

(Н) Э 69,4±3,59 78,9±2,80 72,2±3,46 **84,2±3,72

р<0,05

Максимальная скорость К 19,7±1,42 17,4±0,89 15,9±0,98* 15,6±0,85*

(м/с) Э 20,9±1,13 21,1±0,86 24,6±0,78* **27,9±1,08

Примечания: р < 0,05 — значимость различий между контрольной и экспериментальной группами; * — различия статистически достоверны в сравнении с исходными данными; ** — различия статистически достоверны между показателями одной группы.

мероприятий различной направленности. В первом случае тренировочные нагрузки вызывали напряженность регуляторных механизмов по показателям индекса напряжения и адаптационного потенциала. Однако применение направленных тонизирующих и релаксирующих воздействий в течение тренировочного дня позволило определить различную степень выраженности ответных реакций в исследуемых подгруппах (табл. 2). В связи с этим, различная степень изменений в показателях индекса напряжения после тренировочных нагрузок позволила выявить предпосылки к дифференцированному воздействию средств восстановления на организм гимнасток по дозировке.

На основе результатов предварительных исследований была разработана методика дифференцированного использования физических средств восстановления на этапе предсоревновательной подготовки гимнасток 13-15 лет. В экспериментальной группе восстановительные мероприятия предполагалось планировать с учетом направленности действия, функционального состояния спортсменок и особенностей распределения тренировочных нагрузок в режиме дня (рис. 1):

- при двухразовых тренировочных занятиях в режиме дня, когда продолжительность отдыха до следующего занятия составляет 5 — 6 часов и менее, необходимо использовать восстановительные

Результаты контрольных педагогических испытаний у гимнасток контрольной (К) и экспериментальной (Э) групп на этапе предсоревновательной подготовки

Контрольные упражнения, нормативы Фоновые показатели После втягивающего микроцикла После ударного микроцикла После предсоревновательной подготовки

Оценка координации движений и ловкости

Балансирование обруча на ладони в стойке ноги врозь — фиксируется время удержания обруча (с). К Э 7,70±0,47 7,00±0,36 6,00±0,39* 7,40±0,33 Р<0,05 5,10±0,37 **6,30±0,30 р<0,05 **6,90±0,43 8,10±0,31 р<0,05

Оценка состояния функции равновесия и вестибулярной устойчивости

Равновесие на носке одной, другую назад, руки в стороны. Засекается время удержания, в с. К Э 44,90±2,69 43,80±1,93 33,40±2,33* 41,90±2,06 27,10±2,32 37,00±2,44* р<0,05 **37,60±1,72* 46,90±2,65 р<0,05

Оценка скоростно-силовых способностей

Прыжок в длину толчком двух ног (см). КЭ 164,40±7,04 169,90±6,92 151,90±7,28 169,10±5,77 139,70±5,23* 162,90±5,96 р<0,05 153,50±5,16 172,90±7,17 р<0,05

Примечания: р < 0,05 — значимость различий между контрольной и экспериментальной группами; * — различия статистически достоверны в сравнении с исходными данными; ** — различия статистически достоверны между показателями одной группы.

Таблица 5

Оценки за выполнение упражнений у гимнасток контрольной (К) и экспериментальной (Э) группы в течениепредсоревновательной подготовки

Показатели Группа (М±т)

Фоновые После После После

показатели втягивающего ударного предсоревновательной

микроцикла микроцикла подготовки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Техническая ценность К 4,94±0,17 4,06±0,22* **3,35±0,15 **4,09±0,24

(балл) Э 4,98±0,18 4,93±0,40 4,32±0,29 5,17±0,31

р<0,05 р<0,05

Исполнительское К 4,84±0,18 4,55±0,15 4,15±0,20* 4,39±0,20

мастерство Э 4,79±0,18 4,87±0,25 4,95±0,23 5,09±0,21

(балл) р<0,05 р<0,05

Артистичность К 5,20±0,18 5,05±0,16* 4,95±0,12 4,84±0,21

(балл) Э 5,25± 0,13 5,32±0,16 5,44±0,24* 5,64±0,22

р<0,05

Примечания: р < 0,05 — значимость различий между контрольной и экспериментальной группами; * — различия статистически достоверны в сравнении с исходными данными; ** — различия статистически достоверны между показателями одной группы.

мероприятия одной направленности — тонизирующей;

- по окончании тренировочного дня при продолжительности отдыха до следующей нагрузки 12 часов и более, следует применять восстановительные мероприятия только в релаксирующей направленности;

- в целях усиления степени воздействия и повышения эффективности средств восстановления необходимо применять их как по отдельности, так и в сочетаниях (используя несколько средств), обязательно соблюдая однонаправленность воздействия на организм.

Предсоревновательный этап подготовки гимнасток, выбранный нами для проведения педагогического эксперимента, проводился в г. Уфе в апреле 2004 года в условиях учебно-тренировочного сбора для подготовки к Открытому первенству, республики Башкортостан по художественной гимнастике. Полученный в процессе исследований материал позволил проследить изменение показателей функционального состояния, физической и технической подготовки спортсменок контрольной и экспериментальной групп. При проведении исследований в группах учитывались различия в состоянии ВНС, которые выявили у гимнасток низкие (1-я подгруппа) и высокие (2-я подгруппа) пока-

затели индекса напряжения. В экспериментальной группе степень воздействия восстановительных мероприятий дозировалась в сторону увеличения или уменьшения направленных воздействий, согласно полученным результатам до начала исследований и после каждого микроцикла предсоревно-вательной подготовки (рис. 1).

Анализ данных, представленных в таблицах 3,

4, свидетельствовал, что в начале этапа предсорев-новательной подготовки гимнастки контрольной и экспериментальной групп по своим функциональным показателям не имели достоверно значимых различий, что указывало на однородность исследуемых групп и возможность их последующего сравнения.

После проведения втягивающего микроцикла у спортсменок экспериментальной группы произошли незначительные изменения функциональных показателей (табл. 3), физической и технической подготовленности (табл. 4, 5). В контрольной группе из 39-ти исследуемых показателей снизились 13 и достигли достоверно значимых различий относительно исходных данных (Р<0,05). Остальные показатели изменились незначительно.

После ударного микроцикла наблюдалось существенное различие в функциональном состоянии организма спортсменок контрольной и

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

%

Условные обозначения:

----- - 1-я подгруппа; — — - 2-я подгруппа; 1-фоновые показатели, 2- после

настраивающего микроцикла, 3-после ударного микроцикла, 4-после предсоревновательной подготовки.

Рис. 2. Изменения показателей индекса напряжения у гимнасток в период предсоревновательной подготовки

экспериментальной групп. Гимнастки экспериментальной группы на данном этапе находились на более высоком функциональном уровне, чем спортсменки контрольной группы. Это выражалось в достижении статистически значимых различий (р < 0,05) в результатах тензодинамометрии и эргометрии (табл. 3), педагогических контрольных испытаний (табл. 4), оценок за выполнение упражнений (табл. 5) и показателей субъективных ощущений.

После ударного микроцикла в экспериментальной группе из 39-ти исследуемых показателей снизилось 2 - относительно данных после втягивающего микроцикла и 5 - в сравнении с исходными данными. В контрольной группе снизился 31 показатель, из них 19 — относительно фоновых значений и 12 — в сравнении с результатами после втягивающего микроцикла.

После проведения этапа предсоревновательной подготовки наблюдались значительные изменения в функциональном состоянии спортсменок в исследуемых группах, что выражалось в достоверном различии (р < 0,05) показателей тензодинамометрии и эргометрии (табл. 3), педагогических контрольных испытаний (табл. 4), оценки за выполнение упражнений (табл. 5) и субъективных ощущений. Таким образом, результаты, полученные в ходе этапа непосредственной подготовки к соревнованиям, указывают, что у спортсменок экспериментальной группы повысилось 9 показателей относительно исходных данных и 4 — в сравнении со значениями после ударного микроцикла. В контрольной группе снизилось 14 показателей, из них 6 — имели тенденцию к увеличению после ударного микроцикла. Таким образом, гимнастки экспериментальной группы превосходили спортсменок контрольной группы по 23 исследуемым показателям.

Показатели ИН в предсоревновательной подготовке повысились после втягивающего микроцикла, кроме значений 2-й контрольной подгруппы (рис. 2).

После ударного микроцикла исследуемые показатели повысились, кроме результатов 1-й экспериментальной подгруппы. Необходимо отметить, что изменения результатов ИН у гимнасток экспериментальной группы приблизились к исходному уровню (1-я подгруппа) и снизились (2-я подгруппа), а в контрольной группе — его превосходили (рис. 2).

Результаты, полученные после предсоревнова-тельной подготовки, свидетельствуют о том, что

гимнастки экспериментальной группы превосходили по многим исследуемым показателям (нервномышечного аппарата, результатам педагогических контрольных испытаний, оценок за выполнение упражнений, субъективных ощущений) спортсменок контрольной группы и были более подготовлены к предстоящим соревнованиям.

Выводы по результатам проведенных исследований:

1. Определены особенности технологических режимов физических средств восстановления (ручного массажа, гидро-, термо-, вибровоздействий) и выявленны особенности ответных реакций у гимнасток 13-15 лет по объективным (состояние сердечно-сосудистой системы, нервно-мышечного аппарата) и субъективным показателям, которые позволили констатировать, что физические средства восстановления обладают различной направленностью действия на организм:

- средства восстановления, технологические параметры которых способствуют улучшению функционального состояния нервно-мышечного аппарата, максимальному проявлению уровня скоростно-силовых возможностей гимнасток обеспечивают тонизирующую направленность, что указывает на формирование процессов, характерных преимущественно для «срочного» восстановления;

- средства восстановления, технологические параметры которых способствуют временному снижению функционального состояния нервномышечного аппарата и уровня проявления скоростно-силовых возможностей спортсменок обеспечивают релаксирующую направленность, что указывает на запуск механизмов, характерных преимущественно для «отставленного» восстановления.

2. Степень воздействия (дозировка) физических средств восстановления определяется в зависимости от выраженности индекса напряжения: для обеспечения «срочного» восстановления и повышенных значениях индекса напряжении у гимнасток старших разрядов — уменьшение тонизирующих воздействий, при сниженных показателях индекса напряжения — увеличение тонизирующих воздействий. Для получения «отставленного» эффекта восстановления и повышенных значениях индекса напряжения необходимо увеличение интенсивности релаксирующих воздействий, а при сниженных значениях — уменьшение.

3. Дифференцированное использование физических средств восстановления на этапе

предсоревновательной подготовки гимнасток, планируемое с учетом направленности их действия, функционального состояния спортсменок и в соответствии с особенностями распределения тренировочных нагрузок в режиме дня, позволяет повышать эффективность управления восстановительными процессами, сохранять и увеличивать функциональные возможности, физическую и техническую подготовленность, предотвращая случаи перетренированности и травматизма.

Библиографический список

1. Аркаев, Л.Я. О модели построения многолетней спортивной тренировки в художественной гимнастике / Л.Я. Аркаев, Н.И.Кузьмина Ю.А.Кирьянов Т.С.Лисицкая, Н.Г Сучи-лин. — М.: Госкомспорт СССР, 1989.- 20 с.

2. Винер, И.А. Подготовка высоквалифицированных

спортсменок в художественной гимнастике: Автореф.

дис. ...канд. пед. наук. - СПб., 2003.- 20с.

3. Полуструев, А.В. Комплексное использование физических средств восстановления в тренировочном процессе фехтовальщиков /А.В.Полуструев, С.Н.Якименко, Е.П.Артеменко. - Омск, 1999.- С. 64-78.

Особенность совершенствования силовых качеств, для взятия и применения захвата с использованием тренажеров является мало изученной темой. В процессе физической подготовки существенную значимость приобрела разработка специальных тренажерных устройств, которые позволили бы выполнить движения, близкие к основному усилию. Представляется, что сохранение воздействия нагрузки возможно за счет ведения тренировки с помощью эффективных средств, оказывающих избирательное воздействие на определенные группы мышц с целью формирования у спортсменов двигательных навыков в режиме будущей соревновательной деятельности. В этой связи специальная физическая подготовка с использованием тренажера дает возможность обновить содержание учебно-тренировочного процесса совершенствования силовых способностей, а так же выработать критерии оценки уровня физического

4. Якименко, С.Н. Дифференцированный подход к использованию физических средств восстановления / С.Н. Якименко // Теория и практика физической культуры. - 2005.- № 10.- С. 46 - 49.

ЯКИМЕНКО Сергей Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической реабилитации Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, г. Омск.

ПОЛУСТРУЕВ Алексей Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики физической реабилитации Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, г. Омск.

НОВИКОВА Светлана Валерьевна, старший преподаватель кафедры физических средств реабилитации Башкирского института физической культуры, г. Уфа.

Дата поступления статьи в редакцию: 19.08.06 г.

© Якименко С.Н., Полуструев А.В., Новикова С.В.

В. В. ДУБИНЕЦКИЙ

Сибирская государственная академия физической культуры

развития дзюдоистов для взятия захвата и использования его в соревновательной деятельности.

В спортивной борьбе техника обозначает совокупность технических действий, используемых в различных видах спорта. В свою очередь техника борца представляет собой специализированную систему движений, направленную на достижение и выполнение определенных тактико-технических действий. При этом каждый технический прием представляет собой систему элементов, выполняемых в определенной последовательности, то есть техника выполнения приема заключается в конкретных целенаправленных движениях спортсменов.

Техника спортсмена-борца направлена на совершение рациональных и эффективных действий для решения каких-либо конкретных двигательных задач. По мнению А. Г. Мазура: «Техника борьбы — это те действия, которыми борец добива-

УДК 796.853.23

СОПРЯЖЕННОЕ РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЗАХВАТУ У ДЗЮДОИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЕРНОГО УСТРОЙСТВА

Статья посвящена анализу одного из тренажерных устройств, которое позволяет выполнять движения, близкие к основному усилию.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.