226
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
4. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. - М.: Первое сентября, 2000. - С. 20.
5. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. - М.: Айрис-пресс, 2007. -160 с.
6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: попул. пос. для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 208 с.
7. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. - Красноярск: Красноярский краевой институт усовершенствования учителей, 1990. - 117 с.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
© Красношлык З.П.*
Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ
В статье рассматриваются комплексные мероприятия по укреплению и сохранению здоровья дошкольников, делается акцент на такие формы физкультурно-оздоровительных мероприятий, как физкультурные занятия и закаливающие процедуры. Отмечено, что данные проблемы решаются в тесном сотрудничестве с семьей.
Ключевые слова укрепление здоровья, типы физкультурных занятий, двигательная деятельность, лечебно-оздоровительные назначения, упражнения для глаз.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников, воспитание культуры здоровья возможно лишь при обеспечении в дошкольной образовательной организации комплекса мероприятий: создания гигиенических условий, организации рационального режима дня дошкольников, оптимизации двигательной активности дошкольников, профилактики нарушений осанки и зрения, закаливания, организации образовательного процесса с часто и длительно болеющими детьми, создание психологического климата как основы благополучия и здоровья детей, взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
* Декан Коррекционно-педагогического факультета, доцент кафедры Дошкольного и начального образования, к.п.н.
Теория и методика дошкольного образования
227
Воспитатель дошкольной образовательной организации должен уметь не только вместе с коллегами создавать благоприятные для развития детей санитарно-гигиенические условия (соблюдение чистоты, регулярное и правильное проведение уборок всех помещений, дезинфекции), но устранять явные нарушения санитарно-гигиенических требований. Соответствие с гигиеническими нормативами, определенными в СанПиН(ах), и контроль над ними лежит как на администрации дошкольной образовательной организации, медицинских работниках, так и на воспитателях.
Комфортные условия для дошкольников обеспечиваются при температуре воздуха в групповых помещениях в младшей и средней группах +2122 °С, ± ГС, в старшей и подготовительной 20-21 ГС, ± ГС.
Однако, как отмечает Н.К. Смирнов, нахождение детей только в комфортных условиях задерживает возрастное становление терморегуляционной системы, что в свою очередь, является фактором риска, снижающим неспецифическую устойчивость к простудным заболеваниям [6, с. 89].
Поэтому, необходимо эпизодически создавать колебания температуры в пределах +16-17 °С и 21-22 °С, при которой возникает умеренное напряжение терморегуляции. Но постоянное отклонение температуры воздуха от комфортных показателей неблагоприятно отражается на состоянии детей и повышает риск нарушений их здоровья.
Исследования Э.С. Аветисова, Е.К. Глушковой, Ю.З. Розенблюм и др. показывают, что солнечный свет стимулирует работу мозга, и поэтому в хорошо освещенном помещении дети лучше запоминают новый материал, при недостаточной же освещенности помещения происходит ухудшение зрения, снижается работоспособность, повышается нервно-психическое напряжение, утомляемость [1, с. 35].
В ДОО необходимо по возможности использовать дневной свет, так как сочетание искусственного и естественного освещения неблагоприятно для зрения, поэтому основные помещения должны иметь естественное освещение. Мебель в ДОО должна соответствовать росту и возрасту детей, а также способствовать правильной, удобной позе ребёнка, соответствовать его анатомо-физиологическим особенностям. Поэтому, мебель подбирают в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Размеры мебели должны соответствовать росту ребёнка.
В групповых помещениях для детей старшей и подготовительной групп устанавливаются 2-местные столы с изменяющимся наклоном крышки до 30-ти град. Стулья должны быть в комплекте со столом - одной группы мебели, которая должна быть промаркирована.
При оборудовании групповой комнаты соблюдают следующие требования:
- столы для занятий устанавливают вблизи светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении рабочего места;
228
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
- для леворуких детей индивидуальные рабочие места организуют с правосторонним освещением рабочего места;
- двухместные столы - не более чем в 3 ряда;
- расстояние между рядами столов - не менее 0,5 м;
- расстояние первого ряда столов от светонесущей стены - 1 м;
- расстояние от первых столов до настенной доски - 2,5-3 м
- угол рассматривания должен составлять не менее 45 град.
Размер настенной доски - 0,75-1,5 м, высота нижнего края настенной доски над полом - 0,7-0,8 м.
На занятиях воспитатель должен рассадить детей с учетом состояния их здоровья, зрения и слуха. Детей, страдающих простудными заболеваниями, следуют сажать подальше от окон и дверей, детей с пониженным слухом и близорукостью - за первые столы, соответствующие их росту.
Ежедневно в группах детей от 3-х до 7-ми лет необходимо проводить утреннюю гимнастику, два раза в неделю физкультурное занятие и гимнастику после дневного сна.
Из всех мероприятий, проводимых по физической культуре, наиболее важными для развития детей являются физкультурные занятия, так как они являются основной формой обучения основным движениям; на физкультурных занятиях дети приобретают необходимый опыт, который им пригодится для организации впоследствии самостоятельной двигательной деятельности. Физкультурные занятия также играют значительную роль в восполнении недостающей двигательной активности дошкольников. На занятиях по физической культуре целесообразно организовывать индивидуально-групповое обучение детей с учетом их состояния здоровья, интересов и возрастных особенностей. В старшем дошкольном возрасте необходимо уделить внимание созданию условий для реализации личностных интересов детей в сфере физической культуры, развития их творческих способностей в процессе двигательной деятельности, воспитания самостоятельности, благодаря данному подходу, дети могут самостоятельно составлять комплексы гимнастических упражнений и использовать их после дневного сна. Формы обучения на физкультурных занятиях различны. Разучивание сложных движений, требующих страховки, проводится индивидуально, более легкие движения осваиваются детьми в процессе групповой деятельности. При организации двигательной активности на занятиях по физической культуре желательно, чтобы дети занимались в облегченной одежде: майка, спортивные трусики и по возможности босиком. Воспитателям при разработке системы физкультурных занятий необходимо помнить - любое занятие должно привлекать ребёнка своим деятельностным, игровым, тренирующим и т.п. содержанием. Поэтому, физкультурные занятия должны быть разного типа: учебные, игровые, сюжетные, полоролевые (мальчики, девочки), тренирующие. Физкультурные занятия должны быть занимательными и желательно
Теория и методика дошкольного образования
229
их проводить под музыку, что способствует их эмоциональной насыщенности. Форму организации занятий педагог выбирает самостоятельно, учитывая при этом физическую подготовленность, условия проведения и программные задачи.
Как показали исследования медиков Э.С. Аветисова, Е.К. Глушковой, Ю.И. Курпана, Ю.З. Розенблюма и др. более четверти детей дошкольного возраста имеют нарушения осанки и зрения. Поэтому очень важно, используя различные методы диагностики, на ранней стадии выявлять нарушения осанки и зрения, а также определять, какие дети входят в зону риска и постараться обеспечить им необходимую помощь и поддержку при организации образовательного процесса. С детьми группы риска воспитателю необходимо в специально выделенное время под контролем медсестры или врача организовать гимнастику для глаз. Для детей с нарушениями осанки и плоскостопием необходимо использовать корригирующую гимнастику, занятия ЛФК, оздоровительный массаж. Эффективность работы ДОО по профилактике нарушений осанки и близорукости зависит от преемственности в работе воспитателя, врача, родителей. Воспитатели и родители должны быть не только хорошо осведомлены о лечебно-оздоровительных и гигиенических назначениях врача детям, но и обеспечивать их выполнение в ДОО и дома. Воспитателям и родителям необходимо также формировать у дошкольников привычку заботиться о своей осанке, зрении; регулярно выполнять специальные, индивидуально подобранные комплексы упражнений; освоить упражнения для глаз [1, с. 89].
Основы здоровья ребёнка закладываются в семье, недостатки же семейного воспитания оборачиваются для ребёнка соматическими и нервно-психическими заболеваниями. Поэтому, решить столь сложную проблему сохранения здоровья детей в дошкольных образовательных организациях возможно лишь при активном взаимодействии с семьей и окружающим социумом, обеспечив тем самым условия формирования здорового образа жизни каждого воспитанника. Однако, трудности во взаимодействии с родителями начинаются уже с момента определения сути понятия «здоровье» и определении путей и средств его сохранения.
Как показало исследование Т.С. Грядкиной, большинство родителей (82 %), рассматривают здоровье только как отсутствие заболеваний. Поэтому и эффективные средства для его укрепления видят в рациональном питании, закаливающих процедурах, лечебных мероприятиях, посещении спортивных секций.
Поэтому уже на первом этапе взаимодействия с родителями по данной проблеме важно определить отношение родителей к данной проблеме, сферу их интересов. Необходимо установить также, как семья относится к ценностям здорового образа жизни, изучить микроклимат семьи, создать атмосферу доверия между педагогами и родителями. Родители, приходя в до-
230
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
школьную образовательную организацию, должны попадать в доброжелательную атмосферу, испытывать положительные эмоции. Для этого необходимо на какое-то время отказаться от высказывания упреков, претензий, жалоб в адрес ребёнка и родителей. Только при выполнении данного условия, возможно сделать посещение ДОО привлекательным и желанным и обеспечить базовые условия для сотрудничества по вопросам воспитания здорового ребёнка.
Второй этап взаимодействия предполагает выработку общей стратегии сотрудничества для приобщения ребёнка к ценностям здорового образа жизни. Родители получают возможность познакомиться с содержанием воспитательно-образовательной работы, направленной на формирование здорового образа жизни; педагоги обучают родителей конкретным приемам оздоровления детей (игры на открытом воздухе, упражнения с дыхательными и двигательными тренажерами).
Третий этап во взаимодействии с родителями строится на основе полученной ранее совместно с родителями информации. Родители вместе с педагогами определяют, какие условия можно создать в семье, чтобы активизировать потенциальные физические возможности ребёнка, компенсировать недостатки. В работе с родителями на данном этапе особенно важен индивидуальный подход, при котором педагог обязательно учитывает культурнообразовательный уровень родителя; его личную заинтересованность в вопросах здоровья и удовлетворенность достигнутыми результатами; открытость для опыта, новых знаний; готовность к действенному сотрудничеству с ДОО. Поэтому на этом этапе особо важны консультации для родителей психолога и педагогов, врача ДОО и приглашаемых педиатров детских поликлиник по вопросам, связанным со здоровьем дошкольника [2, с. 81-88].
Сухомлинский В.А. писал, что эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости детей является закаливание организма [7, с. 12].
При определении системы закаливания необходимо помнить дидактические принципы: комплексное использование всех факторов природы: солнце, воздух, вода); учет индивидуальных особенностей; систематичность; постепенность в увеличении силы воздействия; проведение закаливающих процедур как в состоянии покоя, так в движении на фоне теплового комфорта для организма ребёнка.
Для эффективной реализации этих принципов в каждой возрастной группе определяется своя система ежедневного закаливания.
Солнце, воздух и вода - мощные природные факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям. Воздух необходимо использовать в целях закаливания постоянно, в любое время года. Он действует как комплексный раздражитель, усиливая процессы обмена веществ, укрепляя нервную систему
Теория и методика дошкольного образования
231
детей. Поэтому для правильного развития ребёнка необходимо, чтобы он летом почти весь день находился на воздухе, а зимой около 4-5-ти часов.
Ряд исследователей отмечают, что особенно благоприятно влияет воздух в сочетании с активными физическими упражнениями и играми, поэтому необходимо создать условия для активной двигательной деятельности. Для проведения воздушных ванн нет необходимости специально отводить время в режиме дня. Их, как правило, необходимо сочетать с режимными моментами: утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, физкультурные и музыкальные занятия в облегченной одежде, сон при отрытых фрамугах, переодевание детей, прогулка. Продолжительность воздушных ванн определяется температурным режимом группы, состоянием здоровья детей. Педагогам необходимо помнить, что перед сном в спальне проводится сквозное проветривание, во время сна фрамуги в спальне закрываются, а в групповой комнате открываются [4, с. 123].
Закаливание водой - одно из важных средств укрепления здоровья. Наибольший оздоровительный эффект создается при использовании водных процедур в повседневной жизни. Начинать водные процедуры необходимо со 2-ой младшей группы. Детей учат умываться прохладной водой после сна, мыть руки после посещения туалета, прогулки, перед принятием пищи. Вначале необходимо научить детей мыть руки до локтей, затем шею, лицо. Одним из наиболее эффективных способов закаливания является контрастное обливание ног: сначала холодной водой - 24-25 градусов, затем теплой - 36 градусов и вновь холодной.
Зимонина В.Н. отмечает, что самой эффективной процедурой, которая может использоваться в каждом дошкольном учреждении является процедура «топтание в тазу». Она проводится в ванне для мытья ног, предварительно в нее кладут решетку, а к стене прикрепляют поручень. Возле ванны размещают резиновый массажный коврик. Тщательно размяв стопы о массажный коврик, ребёнок, держась за поручень, становится на решетку и топчется под струей холодной воды, которая течет из рожка душа, омывая только стопы ног. Взрослый или сам ребёнок считает до пяти, после чего ребёнок выходит на массажный коврик и вновь массирует стопы до теплого состояния. Начинать эту процедуру надо в теплое время года (август-сентябрь), когда вода в кране не очень холодная; таким образом, снижение температуры воды в кране происходит естественным путем по мере снижения температуры воздуха. Противопоказаний для проведения такой процедуры нет. В младших группах дети выполняют это с помощью взрослых, а в старших - самостоятельно. Закаливание солнцем проводится на прогулке в любой сезон (в холодное время года облучение солнцем частичное, в теплое -зоны воздействия расширяются). Летом при соответствующей температуре дети могут находиться на прогулке в трусиках и головных уборах. Однако, необходимо помнить, что лежать под прямыми лучами солнца запрещается.
232
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
В осенне-зимний сезон в дошкольных учреждениях может назначаться специальная закаливающая процедура - ультрафиолетовое облучение. За его назначение и выполнение отвечает медицинский персонал. Одним из элементов закаливания в повседневной жизни ДОО является прогулка. При ее проведении необходимо включать разнообразные формы работы с детьми: самостоятельную деятельность, наблюдение и двигательную деятельность. Разные виды деятельности на открытом воздухе способствуют эффективному закаливанию организма [3, с. 54].
В исследованиях С.М. Мартынова, А.А. Уманской отмечается, что массаж биологически активных точек является одним из наиболее простых и общедоступных методов в оздоровлении детей и закаливании организма. Массаж повышает защитные свойства организма и при регулярном и правильном применении организм получает своеобразную закалку. Всего за несколько минут можно существенно повысить устойчивость организма к холоду, сырости, вирусам и микробам. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные «лекарства», например, интерферон, который зачастую намного эффективнее и безопаснее готовых медицинских препаратов. Приемы точечного массажа легко освоить взрослым, а затем научить детей. Специалисты рекомендуют, прежде чем начать массаж, необходимо усвоить расположение зон для проведения массажа. Массаж лучше всего делать утром, днем и вечером, не реже 5-6 раз в день. Утром следует оказывать более сильное давление на зоны. Это необходимо для быстрой активизации организма. Вечером воздействие надо осуществлять легкими, спокойными, неинтенсивными движениями - желательно в сочетании с дыхательной гимнастикой. Длительность массажа 3-4 минуты. Противопоказан точечный массаж при гнойничковых поражениях кожи в области зон массажа, а также при наличии здесь родинок, бородавок, новообразований [5, с. 56].
Закаливание организма ребёнка пищей подробно описывает С.М. Мартынов в своей книге «Здоровье ребёнка в ваших руках». Он отмечает, что достичь состояния повышенной сопротивляемости помогают некоторые растения - биостимуляторы и адаптогены. Последние адаптируют, приспосабливают организм к широкому кругу вредных воздействий физической, химической, биологической природы, в том числе и к непривычным условиям окружающей среды [5, с. 97].
К адаптогенам относятся настойки: китайского лимонника, корни лев-зеи, родиолы розовой, аралии маньчжурской, заманихи, элеутерококка.
Основная особенность педагогического процесса в группе часто болеющих детей состоит в комплексном решении воспитательно-образовательных задач и проведении оздоровительных мероприятий. В группе для часто и длительно болеющих детей необходимо создавать зоны релаксации и психологической разгрузки, уголки уединения. Кроме этого в группе
Теория и методика дошкольного образования
233
должно быть достаточно пособий для проведения с детьми дыхательной гимнастики и массажа.
Таким образом, сохранение и укрепление здоровья дошкольников, воспитание культуры здоровья возможно лишь при обеспечении в дошкольном образовательном учреждении комплекса мероприятий:
- создания гигиенических условий;
- организации рационального режима дня дошкольников;
- оптимизации двигательной активности дошкольников;
- профилактики нарушений осанки и зрения;
- закаливания;
- организации образовательного процесса с часто и длительно болеющими детьми;
- создание психологического климата как основы благополучия и здоровья детей;
- взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
Список литературы:
1. Аветисов Э.С. Физкультура при близорукости / Э.С. Аветисов, Ю.И. Курпан, Е.И. Ливадо. - М., 2009. - 126 с.
2. Грядкина Т.С. Взаимодействие семьи и детского сада в укреплении здоровья дошкольников // Детство: Педагогический альманах. - № 1 / РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб., 2005. - С. 81-88.
3. Зимонина В.Н. Воспитание ребёнка-дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым. Программно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - М.: Владос. 2010. -238 с.
4. Красношлык З.П. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Учебнометодическое пособие для студентов направления подготовки педагогическое образование, профиль дошкольное образование, педагогических работников ДОУ и родителей. - Владикавказ: СОГПИ, 2012. - 240 с.
5. Мартынов С.М. Здоровье ребёнка в ваших руках. - М., 2010. - 56 с.
6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М., 2008. - 250 с.
7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям Рождение гражданина. Письма к сыну [Электронный ресурс]. - К.: Рад. Шк., 2005. - 557 с. - Режим доступа: http://www.Knigafund.ru/books/245236.