Научная статья на тему 'Основные направления укрепления здоровья детей дошкольного возраста'

Основные направления укрепления здоровья детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети дошкольного возраста / укрепление здоровья детей / pre-school children / improving the health of children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Светлана Юрьевна, Животова Светлана Сергеевна, Ветошнова Надежда Юрьевна

В тексте статьи представлены теоретические положения по укреплению здоровья детей дошкольного возраста в рамках их пребывания в образовательном учреждении. Рассмотрены такие направления как физкультурное образование детей, пути оптимизации их двигательной активности, закаливающие процедуры, основы формирования правильного режима дня, корригирующие техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The text of the article presents the theoretical principles to enhance the health of children of preschool age in the framework of their stay in the educational institution. Considers areas such as physical education of children, ways to optimize their motor activity, tempering procedures, the basis of formation of the correct mode of the day, corrective techniques.

Текст научной работы на тему «Основные направления укрепления здоровья детей дошкольного возраста»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

75

содействовать развитию профессиональной коммуникации, формированию умения работать в команде, распределять роли, принимать субъектами процесса обучения совместные решения профессиональных задач; управлять процессом личностного и профессионального развития участников образовательного процесса в вузе; обеспечит формирование опыта осуществления профессиональной педагогической деятельности адекватно содержанию ее компонентов на основе рефлексии. Это направление предполагает разработку условий и принципов реализации личностно-деятельностных технологий, типизацию, целевое назначение и структуру.

4. Формирование структуры и содержания профессионально-педагогических компетенций преподавателя вуза как результата подготовки.

Профессиональная компетентность преподавателя медицинского вуза существенно отличается от профессиональной компетентности преподавателя высшей школы другого профиля; она формируется и развивается в процессе непрерывного взаимодействия двух его неразрывных компонентов - медицинской и педагогической компетентностей. В связи с изменением содержания компонентов педагогической деятельности преподавателя вуза обоснованы требования к структуре и содержанию профессионально-педагогических компетенций как результата профессионально-педагогической подготовки. Структура компетенций включает информационный, деятельностный и рефлексивный компоненты, что предполагает владение знаниями, умениями и опытом профессиональной педагогической деятельности.

Оценка уровня сформированности компетенций требует определения критериев. Профессионально-педагогические компетенции, которые необходимы врачу-пре-подавателю вуза в области профессионально-педагогической деятельности, можно разделить на три уровня, к каждому из которых разработаны и обоснованы требования к знаниям и умениям в области организации образовательного процесса, проектирования методических подходов, оценивания учебных достижений, обучающихся и формирования профессиональной коммуникации, а также опыта осуществления педагогической деятельности.

5. Совершенствование методических подходов к профессионально-педагогической подготовке преподавателей медицинского вуза в условиях реализации личностно-деятельностных технологий.

Основанием создания модульной образовательной программы профессионально-педагогической подготовки преподавателей медицинского вуза служат принципы реализации личностно-деятельностных технологий. Освоение теоретических знаний и практических умений по этой программе в контексте педагогической деятельности, и ее рефлексия обеспечат направленность на формирование

опыта профессиональной педагогической деятельности преподавателя медицинского вуза адекватно содержанию ее компонентов. Приоритетность психолого-педагогических знаний в подготовке создаст основу для проектирования и организации обучения определенной дисциплине в соответствии с ФГОС ВПО; открытость содержания обеспечит освоение педагогической деятельности на основе использования распределенного информационного ресурса локальных и глобальной сети, алгоритма практикоориентированных действий Блочно-модульная структура программы обеспечит возможность выбора индивидуальной траектории обучения в условиях накопительной системы повышения квалификации.

Таким образом, реализация указанных направлений совершенствования профессионально-педагогической подготовки преподавателей медицинского вуза будет содействовать осознанию преподавателем качества собственной профессиональной педагогической деятельности и путей повышения результативности своей деятельности за счет овладения способами отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях.

Список литературы

1. Артюхина А.И., Гетман Н.А., Голубчикова М.Г. и др. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. -256 с.

2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетент-ностный подход. - М.: Московский психологический институт, 2005. - 216 с.

3. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: Юнити - Дана, 2003. - 416 с.

4. Красинская Л.Ф. Психолого-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы. - Самара: СамГУПС, 2010. - 140 с.

5. Матушанский Г.У. Подготовка преподавателя высшей школы в условиях её модернизации //Высшее образование в России. - 2008. - №3. - С. 27 - 33.

6. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: учеб. пособие для слушателей системы доп. проф. педагог. -Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М.: Академ. проект, 2010. - 341 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки (специальности) «Лечебной дело», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «8» ноября 2010 [Электронный ресурс]: URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d 10 /m1118.html (дата обращения 31.03.2011)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Максимова Светлана Юрьевна

д.п.н, доц. каф. теории и методики физического воспитания, г. Волгоград.

Животова Светлана Сергеевна

Заведующий муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка № 4 Краснооктябрьского района Волгограда». Ветошнова Надежда Юрьевна

Воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка № 4

Краснооктябрьского района Волгограда».

76

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

АННОТАЦИЯ

В тексте статьи представлены теоретические положения по укреплению здоровья детей дошкольного возраста в рамках их пребывания в образовательном учреждении. Рассмотрены такие направления как физкультурное образование детей, пути оптимизации их двигательной активности, закаливающие процедуры, основы формирования правильного режима дня, корригирующие техники.

ANNOTATION

The text of the article presents the theoretical principles to enhance the health of children of preschool age in the framework of their stay in the educational institution. Considers areas such as physical education of children, ways to optimize their motor activity, tempering procedures, the basis offormation of the correct mode of the day, corrective techniques.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, укрепление здоровья детей.

Keywords: pre-school children, improving the health of children.

В дошкольных учреждениях имеются большие возможности для укрепления здоровья детей, формирования у них основ здорового образа жизни. На протяжении всего периода пребывания ребёнка в детском саду обеспечивается не только охрана его здоровья, но и используются средства, способствующие совершенствованию функций организма.

Оздоровительная работа осуществляется разнообразными способами, которые тесно взаимосвязаны. Поэтому она требует постоянного контакта педагогического коллектива с медицинскими работниками, а так же родителями, от которых зависит благополучие и здоровье детей в условиях семьи [1].

Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда будет главной заботой семьи. Прочное место в режиме дня семьи должна занять физическая культура. Здоровье малыша, развитие его интеллекта, формирование характера, воспитание у него полезных навыков и умений - вот важнейшие задачи, стоящие перед родителями [2]. Основными направлениями формирования здорово образа жизни у дошкольников будут являться:

1) Физкультурное образование детей. В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста обязательно должен быть раздел теоретической подготовки, направленный на формирование у детей знаний об особенностях строения человеческого тела, функционирования организма, расположения внутренних органов, их назначении. Немаловажным должен являться раздел, направленный на формирование знаний о вредных, вредящих здоровью привычек и о полезных, укрепляющих здоровье факторах. Так же необходимо предоставит детям знания о грамотном питании, о влиянии средств окружающей среды на здоровье человека. С этой целью используются беседы с детьми перед прогулками, занятиями, демонстрация им плакатов, слайдов и фильмов о здоровом образе жизни. Так же отдельно организуются лекции для родителей об особенностях развития детского организма, организации правильного двигательного режима для них, опасностях нарушений развития, оздоровительных средствах физической культуры [8].

2) Оптимизация двигательной активности. Специалисты считают, что ребёнок должен находиться в движении не менее 50% бодрствования. Между тем, изучение режима дня в детских садах показало, что на долю физических упражнений приходится не более 25-30% времени. Занятия физкультурой в семье помогают возместить этот дефицит движения. С этой целью необходима разработка домашних упражнений для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, рекомендаций для родителей по активизации двигательного режима детей [3].

3) Закаливающие процедуры, проводимые в условиях детского сада и семьи. Закаливание - это система

мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к условиям холода, жары, солнечной радиации, особенно при резких колебаниях. В основе закаливания лежит процесс образования условных рефлексов, благодаря которым и достигается наиболее совершенное приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Закалённый человек способен легче переносить отрицательные воздействия окружающей среды. Известно, что закаливание создаёт возможность сохранять и укреплять здоровье и работоспособность.

В дошкольном возрасте в основном используют следующие виды закаливания [5]:

- Закаливание воздухом. Воздух всегда находится в

движении. Кожные покровы ребёнка, подвергаясь воздействию то медленных, то более быстрых обвевающих покровов воздуха, охлаждаются соответственно то в большей, то в меньшей степени, что в свою очередь вызывает непрерывную защитную работу сосудодвигательных механизмов: либо

сужение, либо расширение кожных капилляров. В результате систематической тренировки кожных покровов воздушными ваннами, в организме вырабатывается способность быстро и целесообразно приспосабливать кровенаполнение кожи в зависимости от охлаждающего воздействия внешней среды.

- Закаливание солнечными лучами. К специальным оздоровительным и закаливающим процедурам следует отнести свето-воздушные и солнечные ванны летом на воздухе, а так же облучение ультрафиолетовыми лучами от искусственных источников излучения в осенне-зимний период.

- Закаливание водой. Закаливание водой начинают с наиболее слабых - местных водных процедур. К ним относятся обливание отдельных частей тела, влажные обтирания до пояса. Чаще всего в детских учреждениях используют обливание ног с постепенным снижением температуры.

4) Формирование правильного режима дня. Все физиологические процессы в организме совершаются в определённом ритме. Поэтому очень важно приучить ребёнка к строго чередующемуся режиму бодрствования, сна, игр, отдыха, приёма пищи. Именно так с детства формируются полезные привычки и навыки, воспитание которых имеет огромную ценность для укрепления здоровья и повышения работоспособности. Если дети не приучены к порядку и строгому режиму, то они растут раздражительными, капризными, с очень неуравновешенной нервной системой [7].

5) Разучивание с детьми приёмов самомассажа, элементов корригирующей и дыхательной гимнастики.

- Оздоровительная физическая культура предлагает сегодня достаточно много дыхательных методик, технологий, оздоровительных систем, проверенных практикой и обоснованных научно. Многие

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

77

прогрессивно мыслящие врачи путем использования различных видов дыхания добиваются удивительных результатов в исцелении.

- Корригирующая гимнастика представляет собой специально подобранный комплекс упражнений имеющих профилактическую направленность. Она используется для улучшения состояния нервной системы, повышения тонуса организма, снятия отрицательных эмоций, улучшения телосложения и исправления осанки. Основными формами корригирующей гимнастики являются:

- лечебная гимнастика;

- гимнастика после дневного сна;

- пальчиковая гимнастика;

- физкультминутки.

- При проведении самомассажа с детьми, зачастую воздействуют на мышцы рук и ног, стопу, пальцы рук и ног. Массаж следует начинать с поглаживания, затем применять растирание, выжимание, далее разминание, потряхивание и, если необходимо, ударные приёмы вибрации. Между всеми приёмами делают поглаживание, потряхивание, ими же и заканчивают массаж [6].

6) Планомерная организация процесса физического воспитания в условиях ДОУ. Одно из основных направлений оздоровительной работы в дошкольных учреждениях - проведение всех форм лечебно-профилактических мероприятий. Это плановые медицинские осмотры, диспансеризация, с последующим лечением нуждающихся в нём детей; профилактические прививки; определение уровня физического развития на основе измерения антропометрических данных; организация своевременной консультации специалистов для детей с отклонениями в состоянии здоровья; врачебный контроль за физическим воспитанием; санитарно-просветительская работа [4].

Изучение состояния здоровья детей в дошкольных учреждениях предполагает его оценку по четырём основным критериям (Комплексная оценка состояния здоровья детей дошкольного возраста):

1) наличие или отсутствие заболевания;

2) уровень физического и нервно-психического развития, их гармоничность;

3) уровень физиологических систем организма;

4) устойчивость к воздействию вредных факторов среды (в том числе к заболеваниям). Положительная динамика основных показателей у

детей проявляется в процессе регулярных медицинских осмотров, эффективность которых во многом зависит от работы педагогов. Именно педагог может раньше всех заметить какие-либо изменения в состоянии здоровья детей,

все улучшения которые происходят под влиянием лечения и вовремя информировать медицинского работника. В связи с этим в дошкольных образовательных учреждениях планомерно построен процесс физического воспитания, цели и задачи которого посвящены укреплению здоровья детей, гармоничному физическому и психическому развитию. В него включены утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные праздники и подвижные игры на прогулках.

Список литературы

1. Абрамишвили, Г.А., Карпов В.Ю., Добежин А.В., Овсянникова И.Н. Дифференцированное физическое воспитание учащихся младших классов на основе учёта их типологических особенностей // Ученые записки им. П.Ф. Лесгафта. -2012. - № 9 (91). -С. 7-14.

2. Алексеева, С. И. Удовлетворение потребности в движении детей старшего дошкольного возраста средствами физкультурно-ритмических занятий / материалы Всероссийской научно-практической конференции (Волгоград, 18-20 октября 2012). -Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. - С. 160165.

3. Аслаханов, С.-А.М. Педагогические принципы трансформации этнологической физической культуры в современную практику физического воспитания // Ученые записки им. П.Ф. Лесгафта. - 2013.

- № 7 (101). - С. 15-18.

4. Асташина, М. П. Физическое воспитание детей 3-7 лет в традициях русской народной культуры: монография. - Омск: Изд-во СибгУФК, 2010. - 176 с.

5. Глазырина, Л.Д., В.А. Овсянкин. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: ВЛА-ДОС, 1999. - 176 с.

6. Евсеев, С. П., О.Э. Евсеева. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник / С. П. Евсеев, О. Э. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2013. - 388 с.

7. Иванова, Л.А., Звонова Т.А. Одно из направлений здоровьесберегающей, оздоровительно-развивающей работы в дошкольном учреждении // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013.

- № 3 (97). - С. 72-77.

8. Фомина, Н.А., С.В. Карпушина. Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе интегрированного подхода / материалы Всероссийской научно-практической конференции (Волгоград, 1820 октября 2012). - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», - 2012. - С. 51-56.

АНАЛИЗ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

РАЗНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ

Малахова Ольга Евгеньевна

аспирант Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта» (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК), Москва.

Пастушенко Евгений Евгеньевич

старший преподаватель кафедры физического воспитания Московского государственного областного университета

(МГОУ), Москва.

АННОТАЦИЯ

В данной статье оцениваются результаты координационных возможностейюных спортсменов диаметрально противоположных специализаций: дзюдо (где координационные способности имеют важнейшее значение) и плавание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.