Научная статья на тему 'Анализ координационных способностей юных спортсменов разных специализаций'

Анализ координационных способностей юных спортсменов разных специализаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
координационные способности / начальный этап обучения / дзюдо / пловцы / coordination abilities / the first year of study / judo / swimming

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малахова Ольга Евгеньевна, Пастушенко Евгений Евгеньевич

В данной статье оцениваются результаты координационных возможностейюных спортсменов диаметрально противоположных специализаций: дзюдо (где координационные способности имеют важнейшее значение) и плавание – циклический вид спорта. С помощью данного анализа результатов можно проследить, какие различия в координационных данных юных спортсменов видны уже на первом году обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is reviewed the results of the coordination abilities of the judokas and the swimmers during the first year of study. The authors compare the differences of the research’s results of the coordination abilities of athletes of different specializations during the first year of study.

Текст научной работы на тему «Анализ координационных способностей юных спортсменов разных специализаций»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

77

прогрессивно мыслящие врачи путем использования различных видов дыхания добиваются удивительных результатов в исцелении.

- Корригирующая гимнастика представляет собой специально подобранный комплекс упражнений имеющих профилактическую направленность. Она используется для улучшения состояния нервной системы, повышения тонуса организма, снятия отрицательных эмоций, улучшения телосложения и исправления осанки. Основными формами корригирующей гимнастики являются:

- лечебная гимнастика;

- гимнастика после дневного сна;

- пальчиковая гимнастика;

- физкультминутки.

- При проведении самомассажа с детьми, зачастую воздействуют на мышцы рук и ног, стопу, пальцы рук и ног. Массаж следует начинать с поглаживания, затем применять растирание, выжимание, далее разминание, потряхивание и, если необходимо, ударные приёмы вибрации. Между всеми приёмами делают поглаживание, потряхивание, ими же и заканчивают массаж [6].

6) Планомерная организация процесса физического воспитания в условиях ДОУ. Одно из основных направлений оздоровительной работы в дошкольных учреждениях - проведение всех форм лечебно-профилактических мероприятий. Это плановые медицинские осмотры, диспансеризация, с последующим лечением нуждающихся в нём детей; профилактические прививки; определение уровня физического развития на основе измерения антропометрических данных; организация своевременной консультации специалистов для детей с отклонениями в состоянии здоровья; врачебный контроль за физическим воспитанием; санитарно-просветительская работа [4].

Изучение состояния здоровья детей в дошкольных учреждениях предполагает его оценку по четырём основным критериям (Комплексная оценка состояния здоровья детей дошкольного возраста):

1) наличие или отсутствие заболевания;

2) уровень физического и нервно-психического развития, их гармоничность;

3) уровень физиологических систем организма;

4) устойчивость к воздействию вредных факторов среды (в том числе к заболеваниям). Положительная динамика основных показателей у

детей проявляется в процессе регулярных медицинских осмотров, эффективность которых во многом зависит от работы педагогов. Именно педагог может раньше всех заметить какие-либо изменения в состоянии здоровья детей,

все улучшения которые происходят под влиянием лечения и вовремя информировать медицинского работника. В связи с этим в дошкольных образовательных учреждениях планомерно построен процесс физического воспитания, цели и задачи которого посвящены укреплению здоровья детей, гармоничному физическому и психическому развитию. В него включены утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные праздники и подвижные игры на прогулках.

Список литературы

1. Абрамишвили, Г.А., Карпов В.Ю., Добежин А.В., Овсянникова И.Н. Дифференцированное физическое воспитание учащихся младших классов на основе учёта их типологических особенностей // Ученые записки им. П.Ф. Лесгафта. -2012. - № 9 (91). -С. 7-14.

2. Алексеева, С. И. Удовлетворение потребности в движении детей старшего дошкольного возраста средствами физкультурно-ритмических занятий / материалы Всероссийской научно-практической конференции (Волгоград, 18-20 октября 2012). -Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. - С. 160165.

3. Аслаханов, С.-А.М. Педагогические принципы трансформации этнологической физической культуры в современную практику физического воспитания // Ученые записки им. П.Ф. Лесгафта. - 2013.

- № 7 (101). - С. 15-18.

4. Асташина, М. П. Физическое воспитание детей 3-7 лет в традициях русской народной культуры: монография. - Омск: Изд-во СибгУФК, 2010. - 176 с.

5. Глазырина, Л.Д., В.А. Овсянкин. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: ВЛА-ДОС, 1999. - 176 с.

6. Евсеев, С. П., О.Э. Евсеева. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник / С. П. Евсеев, О. Э. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2013. - 388 с.

7. Иванова, Л.А., Звонова Т.А. Одно из направлений здоровьесберегающей, оздоровительно-развивающей работы в дошкольном учреждении // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013.

- № 3 (97). - С. 72-77.

8. Фомина, Н.А., С.В. Карпушина. Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе интегрированного подхода / материалы Всероссийской научно-практической конференции (Волгоград, 1820 октября 2012). - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», - 2012. - С. 51-56.

АНАЛИЗ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

РАЗНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ

Малахова Ольга Евгеньевна

аспирант Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта» (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК), Москва.

Пастушенко Евгений Евгеньевич

старший преподаватель кафедры физического воспитания Московского государственного областного университета

(МГОУ), Москва.

АННОТАЦИЯ

В данной статье оцениваются результаты координационных возможностейюных спортсменов диаметрально противоположных специализаций: дзюдо (где координационные способности имеют важнейшее значение) и плавание

78

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

- циклический вид спорта. С помощью данного анализа результатов можно проследить, какие различия в координационных данных юных спортсменов видны уже на первом году обучения.

ABSTRACT

This article is reviewed the results of the coordination abilities of the judokas and the swimmers during the first year of study. The authors compare the differences of the research’s results of the coordination abilities of athletes of different specializations during the first year of study.

Ключевые слова: координационные способности, начальный этап обучения, дзюдо, пловцы.

Keywords: coordination abilities, the first year of study, judo, swimming.

Данная статья посвящена анализу координационных способностей юных спортсменов разных специализаций (дзюдо и плавание).

На первом этапе исследования была проведена оценка координационных способностей двух экспериментальных групп, дзюдоистов (в составе 20 человек) и пловцов (в составе 20 человек) первого года обучения с помощью стабилоплатформы «Биомера».

Целью настоящего исследования являлась оценка и сравнение координационных возможностей юных спортсменов диаметрально противоположных видов спорта (дзюдо и плавания).

Методы исследования. Исследования проводились с помощью напольной стабилоплатформы «Биомера». Стабилотренажер «Биомера» регистрирует усилия, направленные на поддержание и изменения позы стоящего на ней человека и, посредством специальной программы, анализирует динамику колебаний общего центра тяжести спортсмена во время проведения теста и формирует соответствующие оценки, или преобразовывает сигнал в команды, управляющие виртуальным объектом (меткой) [1, С. 4].

В работе применялись 3 теста: статическая проба, динамическая проба и проба Ромберга.

1 - Статическая проба выполнялась в произвольной установке стоп, в вертикальной позе, руки свободно вдоль тела. Выполнение данного теста путем варьирования позы тела осуществляется способностью управлять собственным центром тяжести. Для этого необходимо удерживать метку в центре заданного круга в течение всего времени пробы (20 секунд).

Статический тест является пробой с биологической обратной связью (визуальной) по опорной реакции. Иначе тесты такого типа предложено называть двигательно-когнитивными, т.е.количественно исследуется способность стоящего человека выполнить инструкцию (результативное действие, требующее когнитивных действий — восприятия инструкции, внимания и т.д.) по поддержанию заданной позы с визуальным контролем.

2 - Динамическая проба — разновидность двигательно-когнитивных тестов. Выполнялась в вертикальной позе, руки свободно вдоль тела. В данной программе для

выполнения динамического теста необходимо обеспечить наилучший контроль центра тяжести тела для перемещения центра давления на платформу согласно специальному алгоритму. Следует удерживать метку, соответствующую центру давления стоящего человека на платформу, сначала на центральном круге (розовый круг на копии экрана ниже), затем быстро и точно, по наикратчайшему пути, перенести метку на новый появляющийся круг, дождаться исчезновения этого круга и «вернуться» в центральный круг. Продолжительность пробы - 30 секунд.

Применение устройства «Стабилотренажер» позволяет получить количественные оценки координационных возможностей человека по его способности контролировать позу [1, с. 7].

3 - Проба Ромберга выполнялась в вертикальной позе, стопы в положении «пятки вместе носки врозь» (по разметке платформы). Руки свободно вдоль туловища. Цель проведения пробы Ромберга — определить различия в способности удерживать вертикальную позу с открытыми и закрытыми глазами. То есть, учесть роль зрения в поддержании равновесия [4, с. 36].

Проба Ромберга состоит из 2-х одинаковых по времени периодов для открытых и для закрытых глаз (по 20 секунд каждый).

Для сравнения результатов тестов были рассчитаны коэффициенты вариации (V) [3, с. 163].

Полученные результаты.

1. Статистическая проба:

ДзюдоистыУ(1)=25,44%, пловцыУ(1)=47,66%.

2. Динамическая проба:

ДзюдоистыУ2=19,3%, пловцыУ2=38,4.

3. Проба Ромберга:

Дзюдоисты V3=23,56%, пловцы V3=41,12%.

Полученные результаты позволяют отметить, что юные спортсмены дзюдоисты обладают более совершенными координационными способностями, чем юные пловцы.

В данных программах исследования предусмотрена бальная оценка уровня развития координационных возможностей. Анализ бальных оценок представлен в таблице 1.

Таблица 1

Анализ результатов 3-х проб. (В каждой группе по каждому виду тестирования дано среднее арифметическое значе-_____________________________________ние и стандартное отклонение).__________________________________

Проба Дзюдо Плавание

1 5,7±19,3 4,7±20,7

2 19,4±8,2 17,3±7,3

3 5,1±25,5 4,2±28,6

На Рисунке 1 видно, что показатели группы спортсменов специализации дзюдо набрали большее количество баллов, что подтверждает предварительные выводы об уровне развития координационных возможностей данных групп юных спортсменов.

ВЫВОДЫ.

Полученные данные позволяют:

- оценить уровень развития координационных способностей юных спортсменов;

- лучше ориентироваться тренеру при отборе спортсменов в группы по видам спорта;

- дать обоснованные рекомендации юным спортсменам при выборе вида спорта.

С помощью данного метода можно контролировать развитие координационных способностей спортсменов и оценивать эффективность применения методов совершенствования координационных способностей [2,с.12-14].

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

79

----дзюдо

плавание

Рисунок 1. Динамика бальной оценки координационных возможностей в 3-х тестах.

Список литература

1. Программное обеспечение «Стандарт», Москва, 2012 [Электронный ресурс] // URL: http://www. biomera.ru/upload/STPL_Standard.pdf. - Дата обращения 01.05.2014.

2. Хамидуллина Г.Ф., Латыпов И.К. Реализация технологии физического воспитания детей 6-9 лет на спортивно-оздоровительном этапе в дзюдо/ Г.Ф. Хамидуллина, И.К. Латыпов // Вестник спортивной науки. - 2006. - № 6 - С. 12-14

3. Афанасьев В.В., Муравьёв А.В., Осетров И.А., Михайлов П.В. А 94 Спортивная метрология: учебное пособие / под ред. В.В. Афа- насьева / В.В. Афанасьев, А.В. Муравьёв, И.А. Осетров, П.В. Михайлов. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. - 242 с.

4. Двейрина, О. А. Координационные способности: определение понятия, классификации форм проявления/ О.А. Двейрина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1(35) - С. 35-38.

ПРОЕКТ «ВСЕЙ СЕМЬЕЙ В БИБЛИОТЕКУ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мальцева Надежда Александровна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 251

г. Челябинска заведующий

АННОТАЦИЯ

в статье на основе требований Федерального закона «Образовании в РФ». ФГОСДО, "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", требований примерной основной образовательной программы дошкольного образования описан опыт работы педагогов ДОУ по использованию метода проектов в образовательной практике.

SUMMARY

in article on the basis of requirements of the Federal law "Education in the Russian Federation ". FGOS TO, "The teacher (pedagogical activity in the sphere of the preschool, primary general, main general, secondary general education) (the tutor, the teacher) ", requirements of an approximate main educational program of preschool education is described experience of teachers of DOU on use of a method of projects in educational practice.

Ключевые слова: ФГОС ДО, проектная деятельность, образовательная область «Речевоеразвитие», формирование читателя в дошкольном детстве, приобщения детей к культуре чтения художественной литературы.

Keywords: FGOS TO, design activity, the educational area "Speech Development", formation of the reader in the preschool childhood, familiarizing of children with culture of reading fiction

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в РФ», ФГОС ДО и Федерального государственного профессионального стандарта «Педагог» является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании в РФ» дошкольное образование становится первым уровнем системы общего образования. Государство гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современное понимание качества дошкольного образования строится на идее создания в образовательной организации условий, как для полноценного развития ребенка, так и для развития профессионально значимых качеств педагога. C 1 января 2015 утвержден профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность

в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", определяющий понятие «профессиональная компетентность», как проявление педагогом способности эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую должностными обязанностями, и основанную на научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Профессиональная компетентность предполагает, что воспитатель дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать в процессе самообразования. Важным показателем профессионализма и личностного развития педагога является его общая культура, уровень интеллигентности, определяющиеся «сочетанием жизненных установок и ценностных ориентации, культуры речи и культуры межличностных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.