SCIENCE TIME
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Киркина Елена Николаевна, Лисакова Наталья Викторовна, МордГПИ им. М.Е. Евсевъева,
г. Саранск
E-mail: kirkinaelena@yandex. ru
Аннотация. В данной статье рассматривается формирование здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно -оздоровительной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, стандарт дошкольного образования, физкультурно-оздоровительная деятельность.
Модернизация сферы образования затрагивает в первую очередь проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может стать человек, который ориентирован только на здоровый образ жизни.
Современные концепции сохранения здоровья населения и формирование здорового образа жизни предполагают, что создание физической культуры человека должно начинаться еще в дошкольном возрасте, так как сформированные в эти годы отношение к систематическим занятиям физическими упражнениями может во многом определить стиль поведения человека в дальнейшей его жизни.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из приоритетных задач является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Здоровьесберегающий характер такого обучения способствует получению базовых знаний из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни. Успешное формирование основ здорового образа жизни у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия педагогов и родителей детей.
SCIENCE TIME
Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А.А. Бодалева, А. Л. Венгера, М.И. Лисиной и др. Анализ работ В.А. Деркунской, С.А. Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А. Князевой, И.М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как к ценности. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно выстроить потребность в здоровом образе жизни. Отношения ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста. Основы здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, выполнение гигиенических процедур, высокая двигательная активность), и умением реализовать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами 4 (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку и пр.).
В соответствии с этим особую актуальность приобретает организация физкультурно-оздоровительная деятельность в условиях дошкольных учреждений, ведущими целями которой являются: стабилизация физического, психологического и эмоционального благополучия воспитанников; улучшение соматических показателей; снижение заболеваемости, снижение риска возникновения осложнений после заболеваний; снижение роста хронической патологии; улучшение функционального состояния дошкольников.
Однако, несмотря на многочисленные исследования, проблема формирования здорового образа жизни у дошкольников требует дальнейшего изучения, поиска новых подходов к реализации обозначенных задач в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений. Несмотря на ценность психолого-педагогических работ по проблеме формирования здорового образа жизни у старших дошкольников, многие аспекты остаются мало изучены. Недостаточно раскрыты содержание, средства, методы и приёмы формирования здорового образа жизни у детей 5-6 лет, что не позволяет педагогам дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ) эффективно использовать потенциал физкультурно-оздоровительной деятельности в воспитательно-образовательной работе с старшими дошкольниками.
Противоречие между потребностью общества в формировании здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности и недостаточной теоретической и практической разработанностью этого вопроса определило проблему настоящего
исследования: поиск и определение психолого-педагогических методов, приёмов и форм организации и использования физкультурно-оздоровительной деятельности как эффективного средства формирования здорового образа жизни у старших дошкольников.
Цель исследования: определить педагогические условия, обеспечивающие процесс формирования здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности.
Предмет исследования: процесс формирования здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной работы.
Гипотеза: формирование здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности будет проходить более эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при организации физкультурно-оздоровительной деятельности;
- формирование интереса у старших дошкольников к собственному здоровью, осознанию пагубности влияния вредных привычек на качество собственной жизни;
- внедрение различных форм физкультурно-оздоровительной деятельности в воспитательно-образовательной работе со старшими дошкольниками;
- создание оптимальных условий для формирования здорового образа жизни в ДОУ
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях дошкольника о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существенно снижается здоровье подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей здорового образа жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и физическом развитии детей дошкольного возраста [2, с. 7].
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье - важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма [1, с. 12].
Методологической основой физического образования является положение о всестороннем гармоническом развитии молодого поколения, о ведущей роли условий жизни в формировании личности. Естественнонаучные основы физического образования дошкольников составляют учения И. Сеченова, И. Павлова о единстве организма и среды, целостности организма и регулирующей
192
роли центральной нервной системы. На основе учения И. Павлова об условно-рефлекторной природе произвольных действий разрабатывается дидактика физических упражнений, изучение индивидуальных особенностей детей [3, с. 13 -14].
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным и наиболее емким исследователи признают определение данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» [5, с. 349].
Образ жизни - тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления людей. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера, это приведет к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таки образом сформированные традиции ЗОЖ станут достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей. Формирование культуры ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у детей 5-6 лет здорового образа жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.В. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В. Морозова и др.) - проблема не только медицинская, но и педагогическая. Правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми, нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию
193
индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из составляющих национальной культуры здорового образа жизни. Основными направлениями деятельности системы образования в данной области являются: уточнение понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни; исследование состояния здоровья детей дошкольного возраста и определение основных групп факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья ребенка; выявление и исследование проблем формирования культуры здорового образа жизни; создание теории и практики разработки внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья детей.
Здоровый образ жизни - категория, интегрирующая биологические, социальные и экологические представления о здоровье человека и его жизнедеятельности, поскольку физическое благополучие зависит не только от наследственности и количества внимания к здоровью ребенка со стороны родителей и врачей, но и влияния экологических факторов, от степени гармонизации взаимоотношений ребенка с внешней и экологической средой.
Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов жизни человека, поскольку именно на этом возрастном этапе закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья и развития детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развития организма дошкольника невозможно без физкультурно-оздоровительной деятельности и физического воспитания.
В то же время анализ многочисленных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждается рядом фактов. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в
SCIENCE TIME
состоянии здоровья и хронические заболевания. Вызывает тревогу то, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей [1, с. 18].
Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная жизненно важная привычка, которая аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания дошкольников в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Дошкольный возраст относиться к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы в этом возрасте отличаются быстрой истощаемостью. Эмоциональное перенасыщение связано с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги часто сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость, быстрая утомляемость, невнимательность при выполнении заданий. У детей могут наблюдаться следующие реакции: они грызут ногти, крутят волосы, длительное время не засыпают, совершают беспорядочные движения (покачивание, подпрыгивание и т. д.). В период дошкольного детства происходят глубинные «перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьезную опасность для здоровья ребенка. Кроме того, в этот возрастной период высока вероятность формирования и проявления всевозможных аллергических реакций и хронических соматических заболеваний, в основном у часто болеющих и предрасположенных к тем или иным хроническим заболеваниям детей. Но даже здоровый ребенок нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребенка формируется на протяжении всей его жизни.
Отношение ребенка к своему здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании понятия «здоровый образ жизни». У детей старшего дошкольного возраста можно выделить следующие возрастные предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:
- активно развиваются психические процессы;
- заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии, дети стараются сохранять и демонстрировать правильную осанку;
- старшие дошкольники способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности.
На физиологическое состояние детей 5-6 лет большое влияние оказывает их
195
психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальных установок. В связи с этим ученые выделяют следующие аспекты здорового образа жизни дошкольников:
- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
- интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно -значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.
В то же время следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать при работе по формированию ЗОЖ.
Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается. В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основе своего опыта. Но что значит «быть здоровым» и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым - значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и пр. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженное, мочить ноги и т.д.) [6, с. 5].
В старшем дошкольном возрасте, благодаря возрастанию личного опыта, отношение к здоровью существенно меняется. Но, при этом наблюдается смешение понятий «здоровый» - как «большой, хороший» и «здоровый» как не больной. Дети, по прежнему, соотносят здоровье с болезнью, но уже более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действий (нельзя есть грязные фрукты, нельзя брать еду грязными руками и пр.), так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены. Более того, дети в данном возрасте начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении на первое место ставят физическую составляющую. Дошкольник 5-6 лет, хотя еще и интуитивно, начинают выделять и психический, и социальный компоненты здоровья (там все так кричали, ругались, и у меня заболела голова). Но не смотря на имеющиеся представления о здоровье и
196
SCIENCE TIME
способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о способах сохранения здоровья, а также неосознание опасностей нездорового поведения человека для сохранения здоровья. Нездоровое поведение в ряде случаев приносит удовольствие (как приятно съесть холодное мороженное, выпить целую бутылку охлажденного лимонада, пробежать по луже, поваляться подольше в постели и т. п.), а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся ребенку далекими и маловероятными. Значительная часть самосохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию уровне) становиться основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. В свою очередь наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становления у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: отказ от вредных привычек, оптимальный двигательный режим, рациональный режим, рациональное питание, закаливание, личная гигиена, положительные эмоции.
В приобщении к здоровому образу жизни старшие дошкольники являются наиболее перспективной возрастной категорией. В детстве происходят усвоение основных объемов информации, формирование представлений, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. Дети старшего дошкольного возраста сознательно относятся к усвоению знаний на занятиях, умеют подчинять свои действия поставленным перед ними задачам. Мышление у детей 5-6 лет носит преимущественно наглядно-образный характер и отличается большой восприимчивостью. Восприятие, по своим психологическим характеристикам приближается к уровню взрослого человека. Формирование необходимых представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников зависит от того, какие знания о здоровье и здоровом образе жизни имеют педагоги и в какой мере эти знания используют в своей педагогической деятельности.
В основе формирования здорового образа жизни старшего дошкольника лежат такие его составляющие как: научные знаний, расширяющие представления детей о организме человека, его здоровье, здоровом образе жизни; медико-профилактические меры; рациональный режим дня, труда и отдыха; двигательная активность; правильно организованное питание,
197
отсутствие вредных привычек.
Правильно организованный режим дня способствует установлению физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляются воспитание и обучение, так как он основан на всестороннем учете особенностей роста, развития, условий жизни ребенка. Поскольку все процессы в организме носят ритмический характер, регулярность отдельных элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем. Режим - основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создает благоприятные условия для физического и психического развития.
Для старших дошкольников соблюдение режима дня имеет особое значение. Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям жизни с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам. Основными компонентами режима дошкольника являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), познавательная деятельность в детском саду и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена.
С возрастом соотношение отдельных компонентов режима по времени меняется, более продолжительными становятся занятия, менее продолжительными прогулки. Могут появляться новые виды деятельности.
Однако главным в распорядке дня должно быть разумное чередование умственной и физических нагрузок и труда и отдыха, при этом всякая деятельность, как интеллектуальная, так и физическая, по характеру и длительности должна быть посильной для ребенка, не превышать пределов его работоспособности, а отдых обеспечивать полное функциональное восстановление организма.
Одним из важнейших компонентов в формировании ЗОЖ является двигательная активность. Малоподвижное положение за рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма ребенка, особенно сердечнососудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Большую роль в формировании здорового образа жизни играет
198
рациональность питания старшего дошкольника. В основе рационального питания лежат 5 принципов, таких как регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие. Основная задача формирования основ правильного питания заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить эти принципы.
Одним из важнейших факторов в развитии здорового образа жизни старших дошкольников являются сформированные у них представления и понятия, расширяющие знания детей о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни.
Отношение ребенка старшего дошкольного возраста к здоровью носит устойчиво положительный характер. Быть здоровым, по мнению детей 5-6 лет, означает не болеть, не принимать лекарства, не ходить в поликлинику, а быть веселым, радостным, счастливым и умным. В этом возрасте дети способны самостоятельно установить простейшие связи и зависимости, например, что здоровье зависит от поведения и привычек человека.
Опыт представлений о здоровом образе жизни к началу шестого года жизни достаточный, а способность к обобщению позволяет самостоятельно сформулировать простейшие правила, сохраняющее здоровье: делать прививки, есть витамины, мыть руки, одеваться по погоде, делать зарядку, закаляться. Дети хорошо представляют себе строение тела человека, уверенно называют части тела, их назначение, могут назвать процессы, происходящие в организме, например при приеме пищи, во время двигательной активности. В возрасте 5-6 лет у ребенка активно начинают развиваться такие качества, как произвольность, самостоятельность, требовательность к себе и другим, способность довести начатое до конца. Для современного ребенка шестого года жизни характерна ориентировка на результат, его качество. Это связано с потребностью старшего дошкольника в самореализации и самовыражении. В связи с этим для него становиться нормой выполнение здоровьесберегающих правил, стремление следовать здоровому образу жизни. Старший дошкольник уже вполне осознанно и самостоятельно выполняет вместе с другими детьми культурно-гигиенические процедуры, в привычку входит мытье рук, быть опрятным, полоскать зубы после еды, пользоваться носовым платком, убирать игрушки, аккуратно складывать одежду, следовать режиму дня. Дети осуществляют контроль за качеством выполнения культурно-гигиенических умений и навыков, стремятся объяснять друг другу значимость и необходимость их выполнения для сохранения здоровья, приводят примеры из личного опыта. Старшие дошкольники уже практически не нуждаются в помощи взрослого при одевании и раздевании, надевании обуви. Возрастают самостоятельность ребенка при самообслуживании и инициативность в организации помощи воспитателю в обслуживании детей группы: разложить салфетки, столовые приборы, подготовиться к занятию, игре и т. п. В этом возрасте дети уверенно
199
устанавливают закономерные связи между поведением человека и уровнем его здоровья, рассматривают социальные и психологические аспекты здоровья человека. Дети свободны и правдивы в оценках состояния своего и чужого здоровья, полезных и вредных для здоровья привычек, поступков, соблюдения или нарушения правил безопасного поведения, готовы предлагать разнообразные стратегии здоровье сберегающего и безопасного поведения, используя накопленный опыт.
Таким образом, любознательность, подвижность, с одной стороны, подвижность нервных процессов - с другой, подверженность инфекционным и простудным заболеваниям, аллергическим реакциям у детей дошкольного возраста является важными предпосылками формирования здорового образа жизни, позволяющими знакомить и учить детей правильному отношению к своему здоровью и взаимодействию с окружающим миром. В то же время каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в воспитательно-образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию ЗОЖ. Здоровый образ жизни необходимо формировать с дошкольного возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения дошкольников.
Не вызывает сомнений утверждение о наличии тесной зависимости между здоровьем детей и организацией их физического воспитания. Еще в древности, о чем свидетельствуют памятники литературы и народного творчества, было подмечено и доказано влияние физических упражнений на здоровье и долголетие человека.
Одним из приоритетных направлений в системе дошкольного образования является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Крайне необходимой работой по формированию здорового образа жизни старших дошкольников становиться своевременно организованная физкультурно -оздоровительная деятельность. Физкультурно-оздоровительная деятельность представляет собой организованную двигательную активность включает такие виды деятельности, которые связаны с соблюдением здорового образа жизни. Такая деятельность в рамках оздоровительной физической культуры направлена в первую очередь на достижение максимально возможного оздоровительного эффекта. Многообразные формы и виды занятий физическими упражнениями должны обеспечивать как минимум следующие эффекты: а) профилактику гипокинезии и гиподинамии за счет увеличения жизненно необходимого объема движения и нагрузок; б) расширение резервных возможностей основных жизненно важных систем организма (прежде всего дыхательной и сердечно-
сосудистой); в) повышение общей неспецифической устойчивости организма к вредным воздействиям внешней среды и заболеваниям; г) улучшение психоэмоционального состояния; д) достижение высокого уровня физической подготовленности; е) приобретение прикладных двигательных умений и навыков; ж) удовлетворение потребности в движении во время активного отдыха и развлечений; з) коррекцию фигуры и массы тела.
Физкультурно-оздоровительная деятельность является одной из форм человеческой деятельности и направлена на формирование полноценного здорового индивида, любая деятельность с целью улучшения физического состояния и здоровья. Она представляет собой такую же важную деятельность для дошкольника как трудовая или учебная деятельность. Эффективность физкультурной деятельности связана с формированием мотиваций к здоровому образу жизни, приобретением определенного уровня знаний, ну и собственно с осуществлением двигательной и оздоровительной деятельности. Физкультурно-оздоровительные мероприятия способствуют росту функциональных возможностей организма ребенка, привитию любви к активной двигательной деятельности, что своевременно закладывает базис здорового образа жизни старшего дошкольника. Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития -не только физического, но и интеллектуального. Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличение работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий. Овладевая необходимым программным материалом по развитию движений и получая доступные знания о здоровом образе жизни, дети приобретают возможность самостоятельно заниматься физической культурой не только в детском саду, но и дома.
Система физкультурно-оздоровительной работы со старшими дошкольниками включает следующие составляющие: создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей и реализации двигательных потребностей ребенка; медицинский контроль и медико-педагогический контроль; включение оздоровительных и коррекционно-развивающих технологий в педагогический процесс; специально организованная работа по физическому воспитанию, её адаптация с учетом уровня физического и психомоторного развития, особенностей двигательной сферы и состояния здоровья детей; спортивно-оздоровительная деятельность: физкультурные досуги (1 раз в месяц до 40 мин), дни здоровья, спортивные праздники (зимний и летний до 1 часа), соревнования; формирование представлений о здоровом образе жизни; включение членов семьи воспитанников в процесс физического развития и оздоровления детей.
Ведущими целями физкультурно-оздоровительной работы в детском саду
201
является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе [8, с. 22].
Создание специальных условий для развития и оздоровления детей включает: разработку гибкого режима дня, который позволял бы учитывать изменения в состоянии здоровья детей в зависимости от времени года и пр.; введение в режим дня и во время проведения занятий специальных моментов, предотвращающих нервно-психическую перегрузку детей (гимнастика, релаксация, смена видов деятельности и др.); реализацию плана оздоровительных мероприятий: соблюдение режима дня, утренний прием на улице, прогулки в любую погоду, соблюдение воздушного режима, витаминизация, облегченная форма одежды, специально организованные занятия на улице; создание психологически комфортных условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Утренняя гимнастика создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся: сильно возбужденных детей успокаивают действия в заданном темпе, а малокровные дети втягиваются в определенный ритм работы. Поэтому после утренней гимнастики дошкольники более уравновешенны, лица их довольны и радостны. Повышая жизненный тонус организма, утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки. Утренняя гимнастика вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, поднимает эмоциональный тонус, воспитывает внимание, целеустремленность, вызывает положительные эмоции и радостные ощущения, повышает жизнедеятельность организма, дает высокий оздоровительный эффект. Очень важно «расшевелить» детей, добиться проявлений личной заинтересованности в качественном выполнении физических упражнений. Создание ситуаций успеха, использование поощрений, устных оценок, привлечение детей к показу, совместный счет и непринужденная доброжелательная обстановка стимулирует у них интерес, формирует привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями и добросовестному их выполнению.
Физкультурные занятия - основная форма физкультурно-оздоровительной деятельности, организованного систематического обучения старших дошкольников физическим упражнениям. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей при
202
выполнении физических упражнений, содействует развитию разносторонних способностей детей. Обучающие физкультурные занятия одновременно со всеми детьми позволяют обеспечить сознательное усвоение материала, подвести детей к обобщениям, связанным с овладением двигательными действиями и их использованием. Для проведения занятия педагог подбирает физические упражнения, определяет последовательность их выполнения, составляет план-конспект, продумывает методику проведения, готовит оборудование, размещает его, следит за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей. Занятие с детьми с5-6 лет проводится три раза в неделю (два раза в зале, один раз на воздухе). Летом все занятия проводятся на воздухе. Характерными чертами занятия являются: ярко выраженная дидактическая направленность; руководящая роль воспитателя; строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки; постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность. Каждое предыдущее занятие должно быть связано с последующим и составлять систему занятий; важно обеспечить оптимальную двигательную активность детей. Занятия должны соответствовать возрасту и уровню подготовленности детей. Проведение таких занятий предполагает использование физкультурно-оздоровительного оборудования и музыкального сопровождения.
Занятия физкультурой позволяют научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, подводить к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий, формировать и развивать навыки самоорганизации в использовании различных движений и воспитать интерес и стремление к активным действиям, тем самым, обеспечивая базу для интересной и содержательной деятельности в повседневной жизни. Чем увлекательнее и содержательнее занятия, тем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше предпосылок для обеспечения высокого двигательного режима в течение дня, который необходим для удовлетворения потребности растущего организма в движениях. Оздоровительная деятельность с детьми в детском саду, проводится не по принуждению, а с учетом желания и интереса детей. В содержание занятий включаются элементы массажа и самомассажа, специальные упражнения, направленные на улучшение работы функциональных систем организма.
При проведении непосредственной образовательной деятельности со старшими дошкольниками используются и различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой педагогический потенциал, способствуют эффективному накоплению знаний о здоровом образе жизни. Так в рамках основной программы используются презентации на такие темы как: «Я и мой организм», «Правила безопасного поведения», «Съедобное-несъедобное», «Вредные и полезные продукты», «Если хочешь быть здоров - закаляйся!» и мн.
SCIENCE TIME
др. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Это некая наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видео фрагментов, иллюстраций, аудио записей и т. д.
Использование ИКТ в индивидуальной работе с детьми, позволяет развить не только интеллектуальные способности, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, усидчивость [2, с. 10]. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах вызывающих затруднение.
Для воспитания полезных привычек у детей можно использовать презентации на стихи детских поэтов. Использование ИКТ в физкультурно-оздоровительной работе с детьми, позволяет развить не только интеллектуальные способности, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, усидчивость [4, с. 11]. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах вызывающих затруднение.
Использование с дошкольниками мультимедийных презентаций позволяет расширить возможности традиционного воспитания и обучения: даёт возможность моделировать различные ситуации и среды; активизирует внимание дошкольников благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике; способствует лучшему усвоению материала, так как в этот процесс включаются все каналы восприятия детей - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный; полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения; занятия - презентации вызывают большой интерес у ребят, надолго привлекают внимание.
Один из действенных методов укрепления иммунитета и профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста является закаливание.
Под закаливанием принято понимать «воспитание наибольшей устойчивости, приспособляемости организма к различным факторам среды» [7, с. 263]. В процессе закаливания вырабатываются защитные реакции в ответ на климатические изменения. Использование отдельных средств закаливания повышает общую способность организма реагировать на любые неблагоприятные раздражители. Ребёнок становится менее подверженным любым заболеваниям и легче справляется с ними, происходит лучшее развитие организма.
В дошкольных образовательных учреждениях в целях закаливания детей используются воздушные и солнечные ванны, водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание). Комплексное применение природных факторов вырабатывает у детей стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды (влажный воздух, дождь, ветер, перегревание). Закаливающие мероприятия наиболее эффективны в сочетании с физическими упражнениями: активная мышечная работа содействует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде. В процессе закаливания происходит глубокая перестройка организма, и если ребенок активен, она осуществляется естественно и просто. Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ребенка физическими упражнениями и играми вызывают эмоциональный подъем, повышают функции высших нервных центров, благотворно воздействуют на вегетативную нервную систему, регулирующую работу внутренних органов и обмен веществ и способствуют накоплению системы знаний о здоровом образе жизни. Закаливание как сложный условно-рефлекторный процесс требует систематичности. При отсутствии регулярности, нарушении режима временные связи угасают, и организм ребенка теряет способность приспособления к условиям окружающей среды, сопротивляемость различным неблагоприятным воздействиям. Закаливание оказывает широкое физиологическое воздействие на организм.
Одной из востребованных и эффективных форм физкультурно-оздоровительной работы является активный отдых: спортивный досуг и физкультурные праздники. Спортивный досуг - это комбинация (набор) полюбившихся дидактических, подвижных спортивных игр, эстафет, хороводов, музыкально-ритмических композиций, конкурсов и пр. Наличие сюрпризных моментов, отсутствие строгой регламентации деятельности участников, возможность проявить свою индивидуальность позволяют детям весело и с пользой для здоровья провести время в кругу друзей (сверстников, детей из других групп, взрослых). Проведение спортивных досугов предусмотрено перспективным планированием. Как правило, они проводятся один раз в месяц. Темы досугов планируются с учетом целей и задач воспитательно-образовательного процесса, программных требований, сезона, интересов детско-взрослого коллектива. Подготовка к спортивному досугу осуществляется в различных видах детской деятельности с учетом интеграции образовательных областей.
Физкультурный праздник так же является особым, радостным событием в жизни ребенка 5-6 лет. Он демонстрирует здоровый образ жизни, представляет достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств. Динамика двигательного содержания физкультурного праздника, проведение его
205
SCIENCE TIME
на свежем воздухе, праздничное оформление места проведения создают у ребенка радостное, приподнятое настроение.
В программу физкультурного праздника, как одного из видов активного отдыха детей, входят разнообразные физические упражнения и веселые подвижные игры, отражающие приобретенные ребенком двигательные навыки. В праздничную программу включаются движения, предварительно разученные на физкультурных занятиях. Они доставляют ребенку радость и удовольствие. Физкультурные праздники разнообразны по содержанию и структуре. Значительную роль в празднике играет музыка, создающая эмоциональный подъем, веселое, бодрое, радостное настроение.
Кроме того, в различное время дня педагогом организуются и проводятся в соответствии с общепринятым режимом: утром, в середине дня и на вечерней прогулке различные подвижные игры.
Правильная организация двигательной деятельности ребенка в повседневной жизни способствует улучшению его психофизического здоровья. Целесообразное чередование характера деятельности ребенка предусматривает рациональное сочетание интеллектуальной и физической активности, что обеспечивает профилактику утомления нервной системы, создает у ребенка жизнерадостное настроение и оптимальную работоспособность.
Немаловажной является информационно-просветительская деятельность, которая включает в себя работу с семьей и персоналом детского сада. В детском саду создаются условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями, устанавливаем доверительные и партнерские отношения с родителями, родители вовлекаются в единое образовательное пространство. Совместная с родителями спортивно - досуговая деятельность с привлечением родителей направлена на приобщение детей к спорту, включение и участие в соревнованиях и воспитание потребности в движении и активном образе жизни. В детском саду оформляются стенды, папки-передвижки, где представлены рекомендации по оздоровительным, закаливающим мероприятиям, режимом дня, возрастным особенностям детей; проводятся родительские собрания, консультации, семинары по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний, коррекции отклонений в развитии; родители принимают активное участие в физкультурных праздниках и досугах. Систематически с детьми в рамках физкультурно-оздоровительных мероприятий проводятся беседы о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем способствует приобретению навыков культуры и здорового образа жизни, знаний правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
Таким образом, методически правильно организованная работа по организации физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми 5-6 лет призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими не только двигательными навыками и умениями, но и активному формированию здорового образа жизни.
Литература:
1. Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования / Р.И. Айзман. - Новосибирск, 2010. -198 с.
2. Алямовская, В.Г. Инновационные подходы к организации оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении / В.Г. Алямовская // Дошкольное образование. - 2011. - № 4. - С. 7-23.
3. Антропова, М.В. Физическое развитие ребенка / М.В. Антропова. - М : Просвещение, 2009. - 246 с.
4. Березин, И.П. Школа здоровья / И.П. Березин, Б.В. Дергачев. - М.: Московский рабочий, 1989. - 219 с.
5. Большая медицинская энциклопедия. В 29 томах. - М.: Сов. энциклопедия, 1974. - 1988. - 568 с.
6. Деркунская, В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников: Учеб. метод. пособие / В. А. Деркунская. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 84 с.
7. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И.М.. Новикова. - М : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. - 96 с.
8. Илиппова, С.О. Физическое воспитание и развитие дошкольников / С.О. Филиппова. - М. : Академия развития, 2007. - 224 с.