Научная статья на тему 'ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДЕТЕЙ 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБУЧЕНИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДЕТЕЙ 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБУЧЕНИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДЕТЕЙ 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБУЧЕНИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

0.5.мг/дм3. Эта величина принята в качестве санитарного стандарта межведомственным комитетом Минздрава СССР.

Литература

1. Белова Г. Б., Шурупова Е. А., Станкевич В. В. // Синтез и исследование эффективности химикатов для полимерных материалов. — Тамбов, 1969. — Вып. 3. — С. 466—475.

2. Блох Г. А. Органические ускорители вулканизации и вулканизующие системы для эластомеров. — Л., 1978.

3. Воробьева Р. С. // Токсикология новых химических веществ, внедряемых в резиновую и шинную промышленность. — М, 1968. —С. 123—142.

4. Маслова И. П. // Химические добавки к полимерам. Справочник. — М., 1981. — С. 163.

5. Петрова Л. Ф., Иванова М. П., Лапшова А. А. // Каучук

и резина. — 1983. — № 12. — С. 29—31.

#

6. Прокофьева Л. Г. //Новые методы гигиенического контроля за применением полимеров в народном хозяйстве. — Киев, 1981; — С. 423.

7. Саноцкий И. В., Ш у мекая Н. И. / / Гиг. и сан. — 1975. —№ 8. —С. 79—82.

8. Станкевич В. В., Шурупова Е. А. //Там же. — 1978. — № 9. — С. 24—27.

9. Шицкова А. П., Елизарова О. Н., Жидкова Л. В. и

др.//Методы гигиенической и токсикологической оценки биологического действия пестицидов. — М., 1977.

Поступила 09.09.85

УДК 371.73/.74

В. А. Капасакалис

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДЕТЕЙ 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА ПРИ

ОБУЧЕНИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ЦОЛИУВ, Москва

В соответствии с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы предусматривается постепенный переход на обучение детей с 6-летнего возраста. Характерной особенностью детей этого возраста

* А л ■ н^^зв ж*.

является ярко выраженная кинезофилия, которая в полной мере не удовлетворяется даже в условиях дошкольного учреждения [1, 5]. Включение в режим дня 3—4 уроков приводит к еще большему увеличению статического компонента и значительному сокращению двигательной активности детей. Неблагоприятные изменения двигательного режима происходят главным образом за счет сокращения времени игровой деятельности, которая для детей этого возраста является ведущей, так как обеспечивает всестороннее развитие и способствует формированию их готовности к •обучению в школе [6]. Гипокинезия — одна из причин снижения работоспособности и общей реактивности детей 6-летнего возраста, адаптация которых к учебной работе в школе особенно трудна [2—4]. С этих позиций особую значимость приобретает повышение двигательной, активности в режиме дня.

Целью настоящего исследования явилось гигиеническое обоснование организации двигательного режима детей 6-летнего возраста, обучающихся в общеобразовательной школе.

Работа проводилась в 2 школах Чуйского района Джамбульской области. Под наблюдением находилось 83 учащихся (4 класса), начавших обучение с 6 лет. В двух контрольных классах реализовывались предусмотренные программой по физической культуре формы физического воспитания. Два других класса ные — функционировали

— экспериментальна режиме усиленной

ности при проведении принятых форм физического воспитания, увеличения их продолжительности и введения дополнительных форм.

Формы физического воспитания и суммарная их продолжительность в контрольных и экспериментальных ' классах представлены в таблице. В дни с уроками физкультуры продолжительность занятий динамическими' упражнениями доходила до 102,5—111 мин в контрольных классах и до 152—188 мин в экспериментальных классах. В общей сложности в экспериментальных классах продол жительность двигательной деятельности была в 1,5—1,8 раза выше, чем в контрольных. Количественное изменение суммарной двигательной активности показало, что количество локо-моций у учащихся в экспериментальных классах

(12 706+354,13) было таким же, как у их сверстников, не посещающих школу (12 737+351,17), и

Продолжительность (в мин) организованных форм физичес

кого воспитания в день

Классы

Форма физического воспитания контрольные экспериментальные

Гимнастика до уроков Физкультурные минуты Игры на переменах Динамическое занятие Игры на прогулке Музыкально-ритмические паузы в классе 8—10 б 8 10 15 35 10—15 % 13—15 21—24* 40 35-40 25—30 30—35

Итого . . . 69—83 114 164

двигательной активности, который осуществлялся путем интенсификации двигательной деятель-

ш . - ■■ <■ г ^^^ ^^ • . » - »

Примечание. Звездочка — физкультурные минуты с использованием игровых тренажеров.

70

»

значительно превышало аналогичный показатель в контрольных классах (9212,75± 190,9).

Поточный метод проведения урока физкультуры в экспериментальных классах и введение игровых моментов позволили увеличить моторную плотность уроков до 80 % против 40—52 % в контрольных классах. Динамическая пауза после 2-го урока продолжительностью 35 мин в контрольных классах проводилась, как рекомендовано программой, в виде свободной игровой деятельности. В экспериментальных классах в нее включались физические упражнения. Она имела целостную сюжетно-ролевую ситуацию и строилась по типу круговой тренировки с дозированием физических нагрузок, контролируемых динамикой пульса.

Изменение содержания и построения динамических пауз за счет включения физических упражнений и игр двигательного характера привело к существенному увеличению плотности динамических занятий — 80—84 % против 42—50 % в контрольных классах.

Были использованы и новые формы физического воспитания: тренажерные игры и музыкально-ритмические паузы. Музыкально-ритмические паузы длительностью до 10 мин каждая, проводимые в классе после каждого урока (до общего звонка), позволяли в определенной мере реализовать потребность ребенка в естественных движениях. Игровые тренажеры («Мозаика», «Детский компьютер», «Канатная дорога») использовались на физкультурных минутах и динамическом занятии и были направлены на тренировку мелких мышц кисти с целью совершенствования ее двигательной функции. В течение учебного дня на игровые тренажеры отводилось до 30 мин. Иод влиянием целенаправленных упражнений и тренажерных игр время выполнения дозированного задания на концентрацию мышечных усилий мелких мышц кисти с использованием «Мозаики» в экспериментальном классе составило в среднем 32,2 с, в контрольном — 45,4 с. Это свидетельствует о положительном влиянии целенаправленных упражнений на формирование и совершенствование двигательных навыков кисти, что имеет важное значение для учебной деятельности.

Увеличение двигательного компонента в режиме дня 6-летнего учащегося оказало положительное влияние на динамику работоспособности. Так, в III учебной четверти число ошибок при выполнении корректурных проб к концу 2-го урока составляло 8,4±0,1 в контрольных и 6,2± 0,16 в экспериментальных классах. Проведение, различных по содержанию динамических пауз и физкультурных минут соответственно по-разному отражалось на динамике работоспособности учащихся. В конце 3-го урока, следовавшего за динамической паузой, в контрольных классах отмечена тенденция нарастания утомления, так как число ошибок в среднем возросло до 8.8±0,2 (/ = 2,0). В экспериментальных классах, напро-

тив, число ошибок снизилось почти вдвое (3,4± 0,1, / = 2,5), что отражает не только устойчивый уровень, но и явную тенденцию повышения работоспособности.

Более высокая двигательная активность детей в экспериментальных классах обеспечила и более высокий уровень физической работоспособности (РШС,70) их к концу учебного года по сравнению с исходными данными и результатами контрольных классов. Так, если показатели физической работоспособности детей обеих групп до введения целенаправленного двигательного режима не имели достоверных различий и составили соответственно 132,0±5,9 и 136,8±4,53 кгм/мин, то в конце учебного года показатели в экспериментальных классах (209,8± 10,75 кгм/мин) значительно превышали аналогичные показатели контрольных классов (154±5,86 кгм/мин), причем в контрольных классах нарастание физической работоспособности детей от начала к концу учебного года незначительное и полученная разница средних имеет тенденцию к достоверности (/=2,5).

Острая заболеваемость у детей при экспериментальном двигательном режиме была достоверно ниже и составляла 125 на 100 детей против 175 на 100 в контроле. При этом индекс здоровья в условиях эксперимента был достоверно выше — 23,3 %, в то время как в контроле он составил 6,6%.

Данные по определению бактерицидности кожи также свидетельствуют о более высоком уровне резистентности организма детей в условиях экспериментального двигательного режима: высокий удельный вес анализов с хорошей бакте-рицидностью (80 % против 55 % в контроле) и низкий — со сниженной бактерицидностыо (10% против 30 % в контроле) в конце учебного года.

Таким образом, при введении обучения детей в школе с 6 лет необходимо повысить уровень их двигательной активности, применяя разнообразные формы и средства физического воспитания, обязательным компонентом которых является игра. Достижение высокого уровня двигательной активности, использование специальных упражнений и тренажеров для развития мышц кисти рук способствуют улучшению состояния здоровья и физической подготовленности ребенка, а также адаптации 6-летнего учащегося к обучению в школе.

Литература

1. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (Роль двигательного анализатора в формировании внешней нервной деятельности ребенка). — М.. 1973. 2 .Лебедева Н. Т. // Энергетика поведения и спонтанная деятельность. — Л., 1971. — С. 17—19.

3. Лебедева Н. Т., Лабодаева Н. П. // Педиатрия — 1976. — № 9. — С. 88.

4. Силла Р. В., Теосте М. Э., Салиева К. //.//Эстонская респ. конф. по формированию школьной зрелости ребенка. Тезисы. — Таллин, 1982. — С. 59—64.

/

5. Сухарев А. /'. Гигиенические принципы нормирования 6. Эльконин Д.// Коммунист. — 1984. — № 3. — С. 58— двигательной активности школьников: Автореф. дис. 66.

ДОКТ. мед. наук. — М, 1972. Поступала 17.01.86

УДК 371.71:371.74

Н. А. Малица, А. Л. Кононенко

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РЕЖИМА ДНЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ШКОЛ С РАЗЛИЧНЫМ ПРОФИЛЕМ ОБУЧЕНИЯ

Черновицкий медицинский институт; Черновицкая городская санэпидстанция

Научно-технический прогресс изменил показатели здоровья, характер труда, отдыха и быта как взрослых [1], так и детей [5]. Постоянно изменяющиеся условия труда, его техническая переоснащенность требуют соответствующей перестройки работы школ [2], изменения действующих учебных программ и планов.

Целью настоящей работы являлось изучение особенностей режима дня учащихся средних школ различного профиля обучения (общеобразовательная, художественная, музыкальная).

Режим дня учащихся средних школ г. Черновцы оценивали по недельным хронометражным листам. Их сбор и анализ производили по методике М. В. Антроповой [4]. Кроме того, по книжным фондам школьной библиотеки определен объем всех учебников и объем заданий в страницах на один учебный день для учащихся всех классов школы. Всего собрано и проанализировано из общеобразовательной школы 361, из художественной 21, из музыкальной 82 недельных хронометражных листа.

Как видно из таблицы, даже норматив времени выполнения домашних заданий, предусмотренный Уставом средней школы, который выше гигиениче-

ски обоснованного, не выполняется в 10—26% случаев. Норматив времени пребывания на свежем воздухе нарушается в 37,50—81,25 %, а про-должительности ночного сна — в 25—80,4 % слу-' чаев.

Следует отмстить, что в общеобразовательной средней школе за период с 1973 по 1986 г. увеличился объем учебников и учебных заданий на один учебный день в страницах. Объем учебников составил в 1985/86 учебном году для учащихся 1-го класса 991 страницу, 2-го класса— 1077, 3-го класса—1114, 4-го класса — 2413, 5—6-го класса—2178, 7—8-го класса —3801 и 9—10-го класса — 4990 страниц. На протяжении учебного дня в школе и дома учащиеся 1-го класса должны заучивать, читать, считать и переписывать 4,8 страницы, 2-го класса — 5,2, 3-го класса — 5,5, 4-го класса— 11,7, 5—6-го класса— 10,6, 7—8-го класса — 18,5 и 9—10-го класса — 24,3 страницы.

В 1973/74 учебном году объем учебников составлял 777, 936, 1005, 1400, 1900, 3080 и 3711 страниц, а количество страниц на один учебный день — соответственно 3,9; 4,5; 5; 7; 9,5; 15; 18,5 [4].

Гигиеническая оценка отдельных элементов режима дня учащихся средних общеобразовательных школ в 1985/86 учебном

году

Класс Количество учащихся Гигисннчсскис нормативы времени по элементам режима дня, ч Выполнение элементов режима дня (количество детей. %)

домашние задания пребывание на свежем воздухе длительность ночного сна

выполнение домашних задании пребывание на свежем воздухе продолжи -тельность ночного сна соблюдают норматив превышают норматив на I 1/2 ч и более соблюдают норматив не бывает или бывают не более 11/2ч соблюдают норматив не досыпают 1 — 1 1/2 ч и более

1-Й 23 1 3 1/2 И 47,82 26,08 13,00 60,86 0 34,78

2-Й 50 1 1/2 3 1/2 10 1/2 50,00 20,00 6,00 54,00 2,0 68,00

3-й 60 2 3 1/2 10 1/2 76,66 11,66 0 63,33 5,0 70,00

4-й 41 2 3 1/2 10 1/2 73,17 14,63 4,87 51,21 7,31 80,48

5-й 38 2 1/2 3 10 81,57 15,73 23,68 42,10 18,42 68,42

6-й 15 2 1/2 3 10 75,00 25,00 62,50 37,50 18,75 75,00

7-й 40 3 2 1/2 9 1/2 90,00 10,00 37,50 62,50 15,0 42,50

8-й 33 4 2 1/2 9 87,88 12,12 6,06 63,63 48,48 39,39

9-й 16 4 2 1/2 9 100,00 0 18,75 81,25 18,75 25,00

10-й 45 4 2 1/2 8 1/2—9 77,78 22,22 6,66 62,22 13,33 53,33

П р и м с ч а и и е. Норматив времени подготовки домашних заданий приведен в соответствии с типовым Уставом средней общеобразовательной школы (1971 г.)

— 72 —

ч

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.