Научная статья на тему 'МАТЕРИАЛЫ К ОБОСНОВАНИЮ ДОПУСТИМЫХ КОЛИЧЕСТВ МИГРАЦИИ УСКОРИТЕЛЯ ВУЛКАНИЗАЦИИ (N',N'-ДИТИОДИМОРФОЛИНА ИЗ РЕЗИНОВЫХ ИЗДЕЛИЙ'

МАТЕРИАЛЫ К ОБОСНОВАНИЮ ДОПУСТИМЫХ КОЛИЧЕСТВ МИГРАЦИИ УСКОРИТЕЛЯ ВУЛКАНИЗАЦИИ (N',N'-ДИТИОДИМОРФОЛИНА ИЗ РЕЗИНОВЫХ ИЗДЕЛИЙ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
28
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Э.А. Сокольников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИАЛЫ К ОБОСНОВАНИЮ ДОПУСТИМЫХ КОЛИЧЕСТВ МИГРАЦИИ УСКОРИТЕЛЯ ВУЛКАНИЗАЦИИ (N',N'-ДИТИОДИМОРФОЛИНА ИЗ РЕЗИНОВЫХ ИЗДЕЛИЙ»

оценка показателей акушерской и перинатальной патологии по важнейшим их группам (10 групп) соответственно составляла 4,66 и 6,33. Известно, что при нормальном распределении признаков границы среднего значения комплексной вероятностной оценки при количестве показателей, равном 10, колеблются в пределах 0,41X10 —0,59Х ХЮ [1].

Следовательно, комплексная вероятностная оценка акушерской и перинатальной патологии у рожениц, проживающих в зоне с низким уровнем загрязнения атмосферы (4,66), находится в этих пределах, а у рожениц, проживающих в зоне возможного загрязнения атмосферного воздуха, ее величина (6,33) больше, чем верхний предел «^среднего значения (5,90). Следовательно, этих рожениц следует рассматривать как группу с высоким уровнем отрицательных показателей, в которой исход беременности для матери и рождения плода максимально неблагополучен.

Таким образом, применение методов НИП и полусигмальных отклонений для комплексной оценки акушерской и перинатальной патологии в связи с загрязнением атмосферноге-воздзтГа позволяет на основе обобщающего показателя судить об исходе беременности, причем заключение о неблагополучном воздействии загрязнения ок-

ружающей среды при использовании обоих методов одинаково.

Гигиеническая значимость этого заключения очевидна. Однако, принимая во внимание сравнительную простоту расчетов при комплексной оценке методов НИП можно их рекомендовать для широкого использования при гигиенической оценке окружающей среды.

Выводы. 1. Методы нормирования интенсивных показателей и полусигмальных отклонений достаточно информативны при комплексной оценке состояния здоровья населения в гигиенических исследованиях.

2. Комплексная оценка состояния здоровья с использованием метода нормирования интенсивных показателей проста и доступна для всех работников профилактической медицины и может быть использована в целях гигиенической оценки окружающей среды.

Литература

1. Поляков Л. Е., Малинский Д. М. //Сов. здравоохр. — 1971, — №3, — С. 7—15.

2. Шиган Е. П. Применение методов распознавании при изучении здоровья населения. — М., 1977. — С. 75.

Поступила 10.09.85

УДК 613.632:678.4)-07

Э. А. Сокольников

МАТЕРИАЛЫ К ОБОСНОВАНИЮ ДОПУСТИМЫХ КОЛИЧЕСТВ МИГРАЦИИ УСКОРИТЕЛЯ ВУЛКАНИЗАЦИИ N',14-ДИТИОДИМОРФОЛИНА ИЗ РЕЗИНОВЫХ ИЗДЕЛИИ

Свердловская областная санэпидстанция

¡4', Ы'-дитиодиморфолин (ДТДМ) — перспективный ускоритель вулканизации резин, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами. Ускоритель вводится в состав вулканизатов в относительно небольших количествах (оптимальное наполнение 0,4—0,8 масс, частей) и позволяет интенсифицировать процесс вулканизации [2], улучшить эксплуатационные качества эластомера.

ДТДМ — белый кристаллический порошок с молекулярной массой 236. Температура плавления 125—128°С. Растворим в этаноле, ацетоне, бензоле, не растворяется в воде и алифатических углеводородах [4].

В литературе имеются сведения о токсикометрии ДТДМ на примере импортного образца препарата [3] и приводятся отдельные наблюдения, которые не дают полного представления о характере действия вещества на организм, особенно в условиях длительного поступления [1, 8].

Предварительными санитарно-химическими исследованиями установлено, что из резиновых изделий в контактные модельные среды ДТДМ вы-

деляется от следовых количеств до 0,5 мг/дм3. Исследованы опытные резины с содержанием 0,3, 0,5, 0,7 и 1 мае. части. При анализе кинетики выделения ДТДМ из резин на основе синтетиче-ческого а-метилстирольного каучука установлено, что уровень выделения вещества во многом зависит от его количества в массе резины. Интенсивная миграция наблюдается при содержании 0,5—1 масс, части ускорителя вулканизации С повышением температуры модельной среды ло 100 °С усиливается вымывание ДТДМ из резины (рис. 1, IV—VI) с сохранением основных закономерностей этого процесса, выявленных при низкой температуре (рис. 1, /—III).

Методом двухфакторного дисперсионного анализа результатов санитарно-химических исследований выявлена высокая корреляционная зависимость между уровнем миграции, массой введенного в состав резины ускорителя и внешними условиями — температурой и временем контакта (коэффициент корреляции 0,89—0,97). Вытяжки готовили в соответствии с «Инструкцией по с.ани-тарно-химическому исследованию резин и изде-

0,6 0,4 0,2 0.09 0,07 0,05 0,03 0,01

lililí_L_J_I_L

OJ3 0,5 0,7

w

KS

10

0,5

íl

ш

я

a

Рис. 1. Уровни миграции ДТДМ из резин в воду (отношение поверхности образца к объему модельной среды '/г см2/см3).

По оси абсцисс — содержание ДТДМ в резине (в масс частях); по оси ординат — концентрация ДТДМ в модельной среде (в мг/л) / — экспозиция 1 ч, температура модельной среды 38 "С; II — со ответственно 24 ч и 38 °С; III — 120 ч и 38 °С; IV — £4 ч и 100 "С V— 120 ч и 100°С; VI — допустимое количество миграции (0,5 мг/л) VII — кипячение 1 ч.

лий из них, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами» № 1400 а.

Для количественной оценки содержания ДТДМ в вытяжках применили метод, разработанный во ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимеров и пластических масс [6], основанный на хроматографии в тонком слое сорбента.

Задача настоящей работы состояла в изучении токсического действия ДТДМ, производимого отечественной промышленностью по ТУ 6-14-321—79, в условиях однократного, повторного и длительного поступления в организм с целью обоснования допустимых количеств этого вещества в продуктах питания и водных вытяжках из резин пищевого назначения.

Эксперимент проведен на животных разных видов — белых мышах, белых крысах, морских свинках и кроликах. Препарат вводили в желудок через зонд в виде водной устойчивой смеси, полученной добавлением твина.

Как в подостром, так и в хроническом эксперименте контролировали общее состояние животных, динамику массы тела, состояние нервной системы, состав периферической крови, функциональное состояние печени и почек, выполняли патоморфологические исследования внутренних органов.

На клеточных культурах изучали цитотоксиче-ский эффект. В качестве тест-систем были выбраны следующие культуры: первично-трипсини-зированные фибробласты эмбриона человека (ФЭЧ) и перевиваемые линии клеток Нер-2 и

(20) (2.8) (1.2) (2,5) (2,7) (0,38) I Ж Ж т Л Ш а б

Рис. 2. Активность ACT и АЛТ сыворотки крови белых крыс при 5-месячном (а) и 10-месячном (6) знутрижелу-

дочном поступлении ДТДМ. I — контроль; II — доза 5 мг/кг; III — доза 25 мг/кг. В скобках указано отношение ACT к ЛЛТ.

L-41. Клетки выращивали в пробирках по общепринятым методам [9].

Мутагенную активность веществ изучали на бактериальной системе S. typhimurium. Тест-объектом служили индикаторные штаммы ТА 1535 и ТА 1538, способные фиксировать генные реверсии в гистидиновом опероне. В исследованиях использовали полуколичественный метод учета генных мутаций с внесением веществ в микросомальной активирующей смеси в слой полужидкого агара.

При повторных воздействиях ДТДМ показатели определяли в середине и конце затравки,na«* хроническом эксперименте—1 мес, затем каждые 2 мес в течение 10 мес затравки.

Токсичность ДТДМ при однократном введении определяли на беспородных крысах в диапазоне доз от 1000 до 11 500 мг/кг. Вещество може+ быть отнесено к 3-му классу опасности по ГОСТу 12.1.007—76; LD50, рассчитанная методом пробит-анализа, составила 4300 мг/кг.

Пороговые эффекты наблюдали в остром опыте при введении белым крысам ДТДМ в дозах, равных 'Л, Vs и '/i6 LD50, что соответствует 1000, 500 и 250 мг/кг. Доза 500 мг/кг оказалась пороговой по изменению суммационно-порогового пока, зателя —СПП (7,1 ±0,18 В в опыте, 8,8±0,53 В в контроле; Я<0,01), активности холинэстеразы крови (108,7±1,3 в опыте, 93±3,9 в контроле; Р<0,002) и коэффициента массы печени (23,1± ±0,47 в опыте, 27,3±0,48 в контроле; Р<0,01).

Кумулятивные свойства ДТДМ в подостром эксперименте изучали при введении его из расчета Vio и '/го LD50 и оценивали по коэффициенту кумуляции и наличию в организме животных функциональных сдвигов. За весь период опыта

- 68 —

V

(4 мес) каждое животное по группам получило суммарную дозу соответственно 41 280 мг/кг (9,6 LDso) и 20 640 мг/кг (4,8 LD50). Гибели подопытных животных в группах не было. Это может свидетельствовать о том, что кумулятивные свойства ДТДМ на смертельном уровне не выражены.

Состояние животных в подостром эксперименте оценивали по изменению массы тела, гемограммы, бромсульфалеиновой (БСФ) пробы, активности холинэстеразы цельной крови и сыворотки, АЛТ и ACT в сыворотке крови, сорбционной активности ткани печени, количества SH-групп в крови, аскорбиновой кислоты в надпочечниках, суточного диуреза, плотности мочи и содержания в ней хлоридов, СПП. В конце эксперимента жи-вотных забивали и определяли коэффициенты массы внутренних органов.

ДТДМ при внутрижелудочном поступлении в организм оказывает политропное действие с преимущественным поражением ЦНС и паренхиматозных органов. Наиболее значительные изменения выявлены со стороны СПП, БСФ-пробы, активности АЛТ и ACT в сыворотке крови, холинэстеразы крови, эпизодические—со стороны гемограммы, показателей функционального состояния почек, а также коэффициентов массы печени и селезенки. В условиях повторных воздействий ДТДМ установлено накопление токсического эффекта, степень выраженности которого и время появления изменения функции органа или системы находились в прямой зависимости от дозы.

Токсичность ДТДМ в хроническом эксперименте изучена на 210 белых крысах-самках, разделенных на 3 равные группы. Крысы получали вещество перорально в дозах 5 мг/кг (1-я группа) и 25 мг/кг (2-я группа) ежедневно 5 раз в неделю в течение 10 мес; 3-я группа служила контролем. На протяжении эксперимента гибели подопытных животных и видимых клинических признаков интоксикации не наблюдалось. Не выявлено значимых различий между животными опытных и контрольной групп в динамике массы тела, гемограммы. У животных 2-й группы уже в ранние сроки затравки возникли статистически достоверные (Я<0,05) изменения СПП и экскреторной функции печени. В конце затравки у животных этой группы появились стойкие признаки интоксикации. Произошло ингибирование пиро-виноградной кислоты в крови, активности холинэстеразы крови, возросла активность ее в сыворотке крови.

Увеличилась активность аминотрансфераз, преимущественно АЛТ. Через 10 мес эксперимента у животных 2-й группы отмечено уменьшение отношения активности ACT к АЛТ (0,98 против 2,5 в контроле, рис. 2).

Доза ДТДМ 5 мг/кг не вызвала значимых изменений изученных показателей, поэтому ее следует считать максимальной недействующей.

ДТДМ оказывает раздражающее действие на кожу и слизистые оболочки глаз.

W — (

Сенсибилизирующие свойства ДТДМ изучали при энтеральном поступлении. При длительном энтеральном поступлении вещества в организм аллергизация развивалась лишь у части морских свинок подопытной группы, что позволяет отнести вещество к слабым аллергенам.

В процессе вулканизации резиновой смеси отдельные компоненты (в том числе и ускорители) ее могут претерпевать химические превращения и это должно приниматься во внимание при гигиенической регламентации [7].

ДТДМ в процессе вулканизации подвергается распаду и переходит в Ы', Ы'-тетратиодиморфо-лин. Около 60 % ДТДМ превращается в тетра-тиодиморфолин (ТТДМ), который собственно и является вулканизующим агентом [2]. Возможно протекание обменных процессов ДТДМ с альтаксом и каптаксом и образование полисульфидных соединений с переменным числом атомов серы [5].

Для изучения токсичности направленным синтезом был получен ТМДМ с температурой плавления 108°С. В опытах на белых крысах установлено, что препарат практически нетоксичен — ЬО50 16 400 мг/кг (1.0,6 5100 мг/кг, Ю84 19 800 мг/кг).

На клеточных культурах проведено сравнительное определение цитотоксической активности ДТДМ и ТТДМ. Полученные результаты свидетельствуют о том, что появление дегенеративных изменений клеток в монослое зависит от вида и концентрации вещества. ТТДМ в концентрациях 10 и 1 мг/дм3 не оказывают токсического действия на клетки, а ДТДМ в концентрации 10 мг/дм3 дает цитопатический эффект во всех клеточных культурах. Доза 1 мг/дм3 была слаботоксичной для клеток ФЭЧ и Ь-41.

Оценку мутагенной активности ДТДМ и ТТДА1 проводили в диапазоне стандартных концентраций от 1 до 10 000 мкг/мл. Позитивным контролем служили циклофосфамид и 2-ацетиламино-флуорен. Полученные результаты отработаны методом множественных сравнений Даннета. Установлено, что во всех испытанных концентрациях изученные вещества не дают мутагенного эффекта.

Принимая во внимание накопление токсического эффекта в условиях повторного и хронического воздействия ДТДМ на организм, раздражающий эффект, а также проявление слабого аллергенного дейстзия, при установлении его максимальной безвредной дозы для человека считаем возможным принять коэффициент запаса 200.

На основании соответствующих расчетов вычислено допустимое количество миграции ДТДМ (по показателю токсичности) в модельные среды и пищевые продукты на уровне 1,25 мг/дм3. Учитывая максимальную величину миграции ДТДМ из исследованных образцов резин, допустимое количество миграции предлагается равным

0.5.мг/дм3. Эта величина принята в качестве санитарного стандарта межведомственным комитетом Минздрава СССР.

Литература

1. Белова Г. Б., Шурупова Е. А., Станкевич В. В. // Синтез и исследование эффективности химикатов для полимерных материалов. — Тамбов, 1969. — Вып. 3. — С. 466—475.

2. Блох Г. А. Органические ускорители вулканизации и вулканизующие системы для эластомеров. — Л., 1978.

3. Воробьева Р. С. // Токсикология новых химических веществ, внедряемых в резиновую и шинную промышленность. — М, 1968. —С. 123—142.

4. Маслова И. П. // Химические добавки к полимерам. Справочник. — М., 1981. — С. 163.

5. Петрова Л. Ф., Иванова М. П., Лапшова А. А. // Каучук

и резина. — 1983. — № 12. — С. 29—31.

#

6. Прокофьева Л. Г. //Новые методы гигиенического контроля за применением полимеров в народном хозяйстве. — Киев, 1981; — С. 423.

7. Саноцкий И. В., Ш у мекая Н. И. / / Гиг. и сан. — 1975. —№ 8. —С. 79—82.

8. Станкевич В. В., Шурупова Е. А. //Там же. — 1978. — № 9. — С. 24—27.

9. Шицкова А. П., Елизарова О. Н., Жидкова Л. В. и

др.//Методы гигиенической и токсикологической оценки биологического действия пестицидов. — М., 1977.

Поступила 09.09.85

УДК 371.73/.74

В. А. Капасакалис

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДЕТЕЙ 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА ПРИ

ОБУЧЕНИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ЦОЛИУВ, Москва

В соответствии с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы предусматривается постепенный переход на обучение детей с 6-летнего возраста. Характерной особенностью детей этого возраста

* А л ■ н^^зв ж*.

является ярко выраженная кинезофилия, которая в полной мере не удовлетворяется даже в условиях дошкольного учреждения [1, 5]. Включение в режим дня 3—4 уроков приводит к еще большему увеличению статического компонента и значительному сокращению двигательной активности детей. Неблагоприятные изменения двигательного режима происходят главным образом за счет сокращения времени игровой деятельности, которая для детей этого возраста является ведущей, так как обеспечивает всестороннее развитие и способствует формированию их готовности к •обучению в школе [6]. Гипокинезия — одна из причин снижения работоспособности и общей реактивности детей 6-летнего возраста, адаптация которых к учебной работе в школе особенно трудна [2—4]. С этих позиций особую значимость приобретает повышение двигательной, активности в режиме дня.

Целью настоящего исследования явилось гигиеническое обоснование организации двигательного режима детей 6-летнего возраста, обучающихся в общеобразовательной школе.

Работа проводилась в 2 школах Чуйского района Джамбульской области. Под наблюдением находилось 83 учащихся (4 класса), начавших обучение с 6 лет. В двух контрольных классах реализовывались предусмотренные программой по физической культуре формы физического воспитания. Два других класса ные — функционировали

— экспериментальна режиме усиленной

ности при проведении принятых форм физического воспитания, увеличения их продолжительности и введения дополнительных форм.

Формы физического воспитания и суммарная их продолжительность в контрольных и экспериментальных ' классах представлены в таблице. В дни с уроками физкультуры продолжительность занятий динамическими' упражнениями доходила до 102,5—111 мин в контрольных классах и до 152—188 мин в экспериментальных классах. В общей сложности в экспериментальных классах продол жительность двигательной деятельности была в 1,5—1,8 раза выше, чем в контрольных. Количественное изменение суммарной двигательной активности показало, что количество локо-моций у учащихся в экспериментальных классах

(12 706+354,13) было таким же, как у их сверстников, не посещающих школу (12 737+351,17), и

Продолжительность (в мин) организованных форм физичес

кого воспитания в день

Классы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Форма физического воспитания контрольные экспериментальные

Гимнастика до уроков Физкультурные минуты Игры на переменах Динамическое занятие Игры на прогулке Музыкально-ритмические паузы в классе 8—10 6 8 10 15 35 10—15 % 13—15 21—24* 40 35-40 25—30 30—35

Итого . . . 69—83 114 164

двигательной активности, который осуществлялся путем интенсификации двигательной деятель-

ш . - ■■ <■ г ^^^ ^^ • . » - »

Примечание. Звездочка — физкультурные минуты с использованием игровых тренажеров.

70

»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.