Гигиена детей
подростков
© Г. О. ИГАМБЕРДЫЕВА, Н. С. АБРАМОВА, 1990
УДК 371.7(575.1-25)
Г. О. Игамбердыева, Н. С. Абрамова
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ШКОЛ ТАШКЕНТА
НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний, Ташкент
Изучение состояния здоровья детей школьного возраста — одна из важных проблем, имеющих не только медицинское, но и социальное значение.
Целью настоящей работы явилось изучение состояния здоровья учащихся общеобразовательных школ Ташкента в возрасте от 6 до 11 лет.
Изучены данные 5-летней обращаемости школьников за медицинской помощью в поликлиники, а также заболеваемость по обращаемости у 3285 учащихся 5 общеобразовательных школ, расположенных в разных районах Ташкента.
Заболеваемость учащихся по данным 5-летней обращаемости составила 7338,8 случая на 1000 детей. Как видно из табл. 1, наибольший показатель отмечен у школьников 6 лет (за счет большей заболеваемости мальчиков).
В последующих возрастах констатировано снижение заболеваемости. В 11-летнем возрасте как у мальчиков, так и у девочек наблюдается рост заболеваемости.
При анализе структуры заболеваемости учащихся (табл. 2) выявлен наибольший удельный вес (69,7 %) болезней органов дыхания. Ведущее место такого рода заболеваний мы склонны объяснять, во-первых, загрязнением окружающей среды, во-вторых, метеорологическими факторами (большие перепады утренних, дневных и вечерних температур — более 20—25 °С, влажность до 85 %, скорость движения воздуха до 4 м/с, выраженная инсоляция в дневные часы осенью).
Таблица 1
Уровень заболеваемости учащихся общеобразовате ьных школ Ташкента по данным 5-летней обращаемости
(на 1000 детей соответствующего пола и возраста)
Возраст, годы Мальчики Девочки Оба пола
6 10 243,9 17 648,7 9012,8
7 9334,8 7940,7 8614,9
8 8189,9 8195,8 8192,6
9 7868,8 7111,8 7489,1
10 6197,7 6356,3 6275,3
11 6345,2 6819,4 6571,1
6—11 7457,9 7212,9 7339,8
Второе место (12,5%) в структуре заболеваемости занимают инфекционные и паразитарные болезни. Внутри этого класса наибольший удельный вес имеют ветряная оспа, паротит, инфекционный гепатит и гельминтозы. Показатели заболеваемости последними составляют соответственно 189,4 и 106,5 случая на 1000 детей.
На третьем месте находятся болезни нервной системы и органов чувств, затем следуют болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, болезни кожи и подкожной клетчатки, органов пищеварения. В возрастном аспекте структура заболевае-
Таблица 2
Структура заболеваемости (в %) учащихся общеобразовательных школ Ташкента в зависимости от возраста
Классы болезней Возраст годы
6 7 8 9 10 11
Инфекционные и па-
разитарные болезни 8,9 9,7 11,1 12,1 14,9 15,0
Болезни эндокринной
системы, расстрой-
ства питания и на-
рушения обмена ве-
ществ 4,5 4,3 3,6 2,8 3,3 2,9
Болезни крови и кро-
ветворных органов 0,9 0,9 0,6 0,4 0,4 0,3
Психические расст-
ройства 0,7 0,3 0,7 0,6 0,3 0,3
Болезни нервной си-
стемы и органов
чувств 6,1 4,0 3,6 4,7 4,4 4,7
Болезни системы кро-
вообращения 1,9 0,9 0,9 0,9 0,9 1,1
Болезни органов ды-
хания 69,1 71,1 71,4 71,8 ¡66,9 67,4
Болезни органов пи-
щеварения 2,8 2,4 2,5 1,9 3,0 2,2
Болезни мочеполовых
органов 0,3 0,4 0,4 0,4 0,7 0,3
Болезни кожи и под-
кожной клетчатки 2,3 2,6 2,9 1,9 2,6 2,6
Болезни костно-мы-
шечной системы и
соединительной
ткани 1,3 1,5 0,8 0,9 0,6 1,1
Несчастные случаи,
отравления и трав-
мы 1,6 1,9 1,5 1,6 2,0 2,а
мости имеет свои особенности. Наиболее под- ний выявило их высокий
верженными различным заболеваниям оказались дети 6 лет (болезни нервной, эндокринной систем, психические расстройства, болезни крови и кроветворных органов). В 11-летнем возрасте отмечается второй пик заболеваемости. В этом возрасте повышается удельный вес инфекционных и паразитарных болезней, болезней органов пищеварения. Заболеваемость у мальчиков выше, чем у девочек, у которых преобладают только инфекционные болезни и болезни кожи и подкожной клетчатки. В результате возникновения патологической ситуации на фоне неблагоприятных факторов окружающей среды морфофунк-циональные нарушения в организме ребенка могут реализоваться в затяжную или хроническую форму болезни. Изучение хронических заболева-
удельныи вес среди изученного контингента, причем отмечено увеличение частоты таких заболеваний в зависимости от возраста. Указанный выше рост заболеваемости детей 11-летнего возраста обусловлен высокой распространенностью хронических заболеваний.
Результаты исследований использованы при определении групп здоровья. К I группе отнесено 29,3% обследованных школьников, ко II группе — 40,7 %. Многочисленной оказалась и III группа — 29%. IV группа определена у 1%
школьников.
Данные, полученные в наших исследованиях, позволят разработать мероприятия, направленные на оздоровление детей, посещающих школы.
Поступила 17.03.89
«
КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990
УДК 377.17:Г377.*5:676
А
В. Я. Тимофеев, Е. А. Аксянова, А. О. Праводелова
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ОБУЧЕНИЮ В ПТУ
ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОГО ПРОФИЛЯ
V
Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт
При обучении в системе профтехобразования подростки сталкиваются с влиянием комплекса учебно-производственных факторов. В связи с этим особое значение приобретают вопросы адаптации учащихся ПТУ к новым условиям производственной среды и поиски путей, обеспечивающих наилучшую реализацию приспособительных возможностей организма.
Целью настоящего исследования явилось изучение влияния условий и организации профессионального обучения в ПТУ целлюлозно-бумажного профиля (г. Коряжма Архангельской области) на функциональное состояние организма подростков. Проведена комплексная физиолого-гигиеническая оценка адаптационных возможностей организма учащихся при освоении специальностей электрослесаря и технолога в динамике двухлетнего обучения.
Для оценки работоспособности и функционального состояния организма подростков использовали общепринятые в гигиенических исследованиях методики. В частности, изучали умственную работоспособность по корректурному тесту с вычислением показателя суточной адаптивности (ПСА) по Р. М. Баевскому [1], функциональное состояние сердечно-сосудистой системы (ССС) по показателям артериального давления (АД), частоты сердечных сокращений (ЧСС), а также по интегральным показателям гемодинамики (ударный объем крови — УОК, минутный объем крови — МОК, общее периферическое сопротивление — ОПС); одновременно оценивали жизненную емкость легких (ЖЕЛ),
мышечную систему (МС) правой и левой кисти. С помощью условнорефлекторной методики определяли латентный период зрительно-моторной реакции (ЗМР) с учетом количества срывов.
За критерий адаптированное™ организма учащихся принимали состояние дорабочих показателей изучаемых физиологических систем в конце года по сравнению с началом [4]. О степени напряженности адаптационных механизмов судили по степени выраженности физиологических сдвигов в течение дня на каждом этапе про- ^ фессионального обучения (осенний семестр— 1-е ' обследование, весенний семестр — 2-е обследование).
По динамике функционального состояния изучаемых систем на протяжении года судили об особенностях реагирования организма учащихся на комплекс учебно-производственных факторов.
Результаты проведенного исследования показали (табл. 1), что у большинства учащихся I курса затруднена адаптация к профессиональному обучению в ПТУ, что выражалось в отрицательной динамике исходного уровня функционального состояния ССС. Так, в динамике года как в группе технологов, так и в группе электрослесарей наблюдалось резкое уменьшение ЧСС (/?<0,001), повышение диастолического АД (р<0,001), уменьшение УОК (/?<0,001) и МОК (р<0,05), увеличение ОПС (р<0,01). Процесс приспособления к учебно-производственной дея- L тельности сопровождался значительным функ-циональным напряжением ССС учащихся в процессе обучения в течение дня (по среднегодовым