МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
ПЕДИАТРИЯ
УДК 616-053.5:314.4:311.314
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КРУПНОГО ГОРОДА ПО ДАННЫМ ОБРАЩАЕМОСТИ
Е.В. Кулакова1, Е.С. Богомолова2, Т.В. Бадеева2, Ю.Г. Кузмичев2,
1ФГБУ «Нижегородский научно-исследовательский институт детской гастроэнтерологии», 2ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»
Кулакова Елена Викторовна - e-mail: sankur_niidg@mail.ru
Научные исследования последних лет свидетельствуют о выраженной тенденции к ухудшению состояния здоровья детей и подростков школьного возраста. Наиболее объективно отразить степень утраты здоровья детского населения позволяют показатели заболеваемости, а ее структура дает возможность определить приоритеты профилактики при организации обслуживания в лечебно-профилактических учреждениях - детских поликлиниках. Проведено специальное изучение заболеваемости по обращаемости у детей школьного возраста, проживающих в условиях крупного города. Уровень распространенности заболеваний в нашем исследовании составил 1779,1%%, что свидетельствует о росте заболеваемости по данным обращаемости у школьников Нижнего Новгорода за последнее десятилетие.
Ключевые слова: школьники, заболеваемость по обращаемости,
распространенность заболеваний.
Scientific studies in recent years have witnessed a marked tendency to degradation of health of children and teenagers of school age. Morbidity allow most objectively reflect the degree of loss of health of the child population, and the structure of morbidity gives you the ability to prioritize prevention in the organization of maintenance in medical-preventive institutions - children's clinics. A special study of the morbidity level in schoolchildren is held in conditions of a large city. The level of disease prevalence in our study was 1779,1%, and this indicates an increased incidence of the morbidity level of Nizhny Novgorod schoolchildren over the last decade.
Key words: schoolchildren, morbidity level, the prevalence of diseases.
Введение
Детское население в современной России составляет около 30 млн человек, в т. ч. дети школьного возраста -более 15 млн человек. В течении последних лет отмечаются неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья данного контингента, характеризующиеся ростом распространенности функциональных расстройств и хронических болезней, изменением структуры выявляемых нарушений здоровья, ухудшением показателей физического развития. Проводимые исследования свидетельствуют о том, что имеет место выраженная тенденция ухудшения состояния здоровья детей и подростков школьного возраста. Так, по данным А.А. Баранова за период 2000-2010 гг. общая рас-
пространенность нарушений здоровья и развития среди детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 26,6% при росте первичной заболеваемости на 28,1% [1]. Наиболее неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья отмечаются среди детей старшего подросткового возраста (15-17 лет): более 50% учащихся имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья, 50-70% - ограничения к воинской службе, у каждого пятого определяются проблемы в репродуктивной сфере [2]. Объективно отразить степень утраты здоровья детского населения позволяют показатели заболеваемости, а ее структура дает возможность определить приоритеты профилактики при организации обслуживания в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ).
Педиатрия
Цель исследования: изучить распространенность заболеваний по данным обращаемости детей школьного возраста в лечебно-профилактические учреждения.
Материал и методы
Проведено специальное выборочное изучение заболеваемости 1274 детей школьного возраста по данным трехлетней обращаемости в ЛПУ путем выкопировки сведений из первичной медицинской документации, а также анализ распространенности заболеваний школьников в зависимости от пола и возраста. Кодировка классов болезней проводилась согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра. Статистическая обработка и анализ данных проведен с использованием прикладных программ Biostat, Statistica v.6. Для решения задач исследования применялись методы оценки достоверности результатов (критерий t-Стьюдента).
Результаты и их обсуждение
Уровень заболеваемости по обращаемости в ЛПУ -один из основных показателей состояния здоровья детей и подростков и их медицинского обеспечения. В целом уровень распространенности заболеваний в нашем исследовании составил 1779,1%о (таблица 1). По проведенным аналогичным исследованиям (Камаев И.А. с соавт.) уровень распространенности заболеваний у школьников 7-17 лет составил 1550,4%о [3]. Таким образом, за последнее десятилетие по данным обращаемости произошел рост заболеваемости у школьников Нижнего Новгорода, что говорит о негативных сдвигах в состоянии здоровья современных учащихся.
В структуре заболеваемости по обращаемости у школьников доминирующее место занимают болезни органов дыхания. На втором месте находится класс болезней глаза и его придаточного аппарата. Далее в структуре распространенности следуют: инфекционные болезни, травмы и отравления, болезни костно-мышечной системы.
Суммарная доля перечисленных классов составляет 86,2%.
Изучение структуры ведущих классов заболеваний показало, что болезни органов дыхания сформированы преимущественно за счет ОРЗ, ОРВИ неуточненных (94,4%), гриппа, острого синусита, острого назофарингита, острого бронхита. Среди болезней глаза преобладают отклонения с различными нарушениями остроты зрения (52,4%):
ТАБЛИЦА 1.
Уровни и структура распространенности заболеваний по данным обращаемости в ЛПУ
Класс болезней МКБ-10 Уровень, %о Структура, % Ранг
I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни 57,0±6,4 3,2 3
II. Новообразования 4,7±1,9 0,3 14
III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения 0,5±0,6 0 16
IV. Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения 12,3±3,0 0,7 12
V. Психические расстройства и расстройства поведения 47,9±5,9 2,7 6
VI. Болезни нервной системы 2,1±1,3 0,1 15
VII. Болезни глаза и его придаточного аппарата 71,4±7,2 4 2
VIII. Болезни уха и сосцевидного отростка 33,2±5,0 1,9 10
К Болезни системы кровообращения 6,5±2,2 0,4 13
Х. Болезни органов дыхания 1292,3±17,2 72,7 1
XI. Болезни органов пищеварения 44,5±5,7 2,5 8
XII. Болезни кожи и подкожной клетчатки 45,3±5,8 2,5 7
XIII. Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 55,3±6,4 3,1 5
XIV. Болезни мочеполовой системы 14,9±3,3 0,8 11
XVII. Врожденные аномалии (пороки развития), деформации 34,3±5,1 1,9 9
XIX. Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия 56,9±6,5 3,2 4
Итого 1779,1±32,9 100 -
ТАБЛИЦА 2.
Уровни распространенности заболеваний по данным обращаемости в ЛПУ на разных этапах обучения, %о
Класс болезней МКБ-10 Степень обучения р1-2** р1-3** р2-3**
1 2 3
7-10 лет 11 - 14 лет 15 -17 лет
Некоторые инфекционные и паразитарные болезни 82,2+12,1 40,2+7,9 40,3+16,1 0,003* 0,082* 0,996
^Новообразования 5,9+3,3 2,7+2,1 8,9+7,6 0,392 0,909 0,275
Ш.Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм 0,7+1,1 0,5+0,9 - 1 - -
^.Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ 7,8+3,8 14,7+4,8 17,9+10,8 0,274 0,269 0,773
^Психические расстройства и расстройства поведения 78,9+11,9 30,4+6,9 13,4+9,4 0,000* 0,030* 0,25
VI.Болезни нервной системы 1,3+1,5 2,7+2,1 2,2+3,8 0,601 0,794 0,915
VII.Болезни глаза и его придаточного аппарата 48,9+9,5 86,3+11,3 87,2+23,1 0,014* 0,076 0,944
VIII.Болезни уха и сосцевидного отростка 48,9+9,5 20,6+5,7 31,3+14,2 0,008* 0,36 0,429
КБолезни системы кровообращения 7,2+3,7 5,9+3,1 6,7+6,6 0,786 0,948 0,91
Х.Болезни органов дыхания 1555,1+41,1 1154,7+17,0 957,5+16,5 0,000* 0,000* 0,000*
XI.Болезни органов пищеварения 56,8+10,2 39,6+7,8 22,4+12,1 0,174 0,086 0,31
ХП.Болезни кожи и подкожной клетчатки 40,4+8,7 51,6+8,9 35,8+15,2 0,373 0,799 0,419
XIII.Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 50,9+9,7 55,4+9,2 69,4+20,8 0,737 0,383 0,511
XIV.Болезни мочеполовой системы 20,2+6,2 11,9+4,3 8,9+7,6 0,26 0,355 0,752
XVII.Врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения 43,7+9,0 30,9+6,9 15,7+10,1 0,252 0,111 0,307
ХК.Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин 43,7+9,0 68,9+10,2 53,7+18,4 0,07 0,606 0,502
Итого 2092,6±66,9 1617,2±40,3 1371,4±58,4 0,000* 0,000* 0,004*
Примечания: * - различия достоверны (р<0,05);** - вероятность ошибки в различиях уровней заболеваемости по ступеням обучения.
Педиатрия
NK
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазием, нарушение аккомодации; острые воспалительные заболевания глаз составляют - 9,7%. Таким образом, определяющее значение в данном классе имеют так называемые школьно-обусловленные болезни. Инфекционные болезни в значительной степени представлены детскими воздушно-капельными инфекциями: ветряной оспой, краснухой, скарлатиной (55,4%). В структуре травм и отравлений ведущие места имеют характерные для данного возраста проявления травматизма: сотрясение головного мозга, перелом и ушибы, поверхностные травмы (100%). Аналогичная картина наблюдается и по классу болезней костно-мышечной системы, где первые ранговые места представлены плоскостопием, спинальной нестабильностью, сколиозом (98,3%), данные нарушения определяются и во многом зависят от факторов внутри школьной среды. Исследования последних лет свидетельствуют о росте пограничных нервно-психических расстройств в детском и подростковом возрасте. В нашем исследовании среди детско-подростковой пограничной патологии ведущее место занимают гиперкинетические расстройства (83%), специфические задержки в моторном и речевом развитии.
Изучение возрастных особенностей показало, что максимальный уровень заболеваемости по обращаемости регистрируется у школьников 1-й ступени обучения (7-10 лет) и составляет 2092,6%о (таблица 2). У школьников 11-14 лет (2-я ступень обучения) наблюдается снижение распространенности заболеваний до 1617,26%о, а у обучающихся в старших классах (3-я ступень обучения) - до 1371,4%о. Данные различия статистически достоверны (р^0,05).
Среди причин обращений школьников во всех возрастных группах первое место принадлежит болезням органов дыхания, уровень которых снижается с возрастом изучаемого контингента с 1555,1%о у учащихся 1-й ступени до 957,5%о у старшеклассников. Возрастные различия прослеживаются и по другим классам болезней. Так, у школьников 7-10 лет на втором месте находятся инфекционные болезни - 82,2%о, с возрастом уровень заболеваемости по этому классу уменьшается до 40,3%о (р^0,05). Третье место у обучающихся 1-й ступени принадлежит классу психических расстройств и расстройств поведения - 78,9%о, которые у детей 2-й и 3-й степени обучения занимают 9-е и 11-е ранговые места - 30,4%о и 13,4%о соответственно (р^0,05).
Болезни глаза и его придаточного аппарата занимают второе место у школьников в возрасте 11-14 лет и у подростков. У 11-14-летних школьников на третьем месте регистрируются травмы и отравления, на четвертом -болезни костно-мышечной системы, на пятом - болезни кожи. В 15-17 лет третье место занимают болезни костно-мышечной системы, оттесняя на четвертое травмы и отравления, на пятое - инфекционные болезни, на шестое -болезни кожи.
Установлены гендерные различия заболеваемости по обращаемости. Распространенность заболеваний у мальчиков составила 1796,8%о, что на 32,5%о выше, чем у девочек. Мальчики в 2 раза чаще обращаются по поводу травм и отравлений, в 1,8 раз - психических расстройств, в 1,2 раза чаще по поводу инфекционных заболеваний.
Девочки в 5,2 раза чаще обращаются по поводу болезней мочеполовой системы, в 2,9 раза по поводу болезней крови, в 1,4 раза по поводу болезней нервной системы и болезней глаза, в 1,3 раза по поводу болезней костно-мышечной системы и болезней системы кровообращения, в 1,2 раза - болезней эндокринной системы. По другим классам болезней значимых различий в уровнях заболеваемости среди мальчиков и девочек не обнаружено.
Изучение резистентности организма школьников по кратности заболеваний в год показало, что 61,9% учащихся отнесены в группу эпизодически болеющих. Индекс здоровья, т. е. доля не болевших детей, равен 29,4%. Доля часто болеющих школьников составила 8,7%, при варьировании показателя от 11,8% у 7-10-летних детей до 5,9% у детей 2-й и 3-й ступенях обучения.
Выводы
Резюмируя результаты исследования распространенности заболеваний по данным обращаемости школьников в ЛПУ, можно отметить, что уровень заболеваемости составляет 1779,1%о и имеется тенденция к снижению распространенности заболеваний с возрастом. В структуре заболеваемости доминирующее положение во всех возрастных группах занимают болезни органов дыхания. К старшим классам увеличивается уровень заболеваемости по классам травмы и отравления, болезни глаза, костно-мышечной системы, кожи, эндокринной системы.
Ухудшение состояния здоровья детей школьного возраста требует совершенствования системы медицинского обслуживания на уровне общеобразовательных учреждений и в первичном звене ЛПУ. Своевременная организация профилактической работы, в первую очередь, направленная на снижение уровня школьно-обусловленных заболеваний, проведение углубленных осмотров, а в последующем оздоровления; консультативное обеспечение по вопросам охраны здоровья детей и подростков в семье, половому и физическому воспитанию, медицинской профессиональной ориентации позволяют управлять процессами формирования здоровья детей школьного возраста, что в последующем приводит к снижению показателей заболеваемости. Резервами снижения заболеваемости школьников также могут быть мероприятия в центрах «Здоровья», которые должны способствовать решению вопросов гигиенического обучения и воспитания учащихся, в частности по формированию здоровьесберегаю-щих условий, здорового образа жизни, профилактики вредных привычек.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации. Педиатрия. 2012. № 91 (3). С. 9-14.
Baranov A.A. Sostoyanie zdorov'ya detej v Rossijskoj Federacii. Pediatriya. 2012. № 3. S. 9-14.
2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании. Вестник РАМН. 2009. № 5. С. 6-11.
Baranov A.A., Kuchma V.R., Suhareva L.M. Sostoyanie zdorov'ya sovremennyh detei e podrostkov i rol medeko-socialnyh factorov v ego formerovanii. Vestnik RAMN. 2009. № 5. S. 6-11.
3. Камаев И.А., Поздеева Т.В., Дмитроченков А.В., Ананьин С.А. Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: состояние, проблемы, пути решения: монография. Н.Новгород: изд-во НижГМА, 2005. 312 с.
Kamaev I.A., Pozdeeva T.V., Dmitrochenkov A.V., Anan'in S.A. Zdorov'e i obraz zhezni chkolnecov, studentov i prizyvnoj molodezhi: sostoyanie, problem, putirechenia: monografía. N. Novgorod:izd-vo NizhGMA, 2005.312 s.