Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ОБРАБОТКОЙ МЕТАЛЛОВ'

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ОБРАБОТКОЙ МЕТАЛЛОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of an educational regimen on a number of physiologic and psychological characteristics in the 8th-grade schoolchildren mastering metal working in an interschool training and production centre was studied. The obtained results demonstrated a favourable development of adaptation processes under the proposed educational regimen.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ОБРАБОТКОЙ МЕТАЛЛОВ»

ны, остальные учились на «хорошо», в частности и по математике.

Таким образом, можно считать, что обучение в 9-м классе с использованием ЭВМ и работой на дисплеях в течение учебного года не оказало отрицательного влияния на здоровье учащихся. Выраженность гемодинамических сдвигов и самочувствие школьников после работы на дисплее зависят в первую очередь, по-видимому, от отношения учащихся к данной форме обучения и в значительной мере обусловлены степенью подготовленности педагогов к проведению этих уроков нового типа.

Литература

1. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.— М., 1979.

2. Гельтищева Е. А. // Гиг. труда. — 1985. — № 6. —

С. 50—51.

3. Круглое Б. С., Дубровина И. В. // Физиологогигиениче-

ское изучение учебной нагрузки учащихся VII классов в условиях обучения по усовершенствованным программам.— М., 1984.— С. 35—47.

4. Мартыхин А. В., Поляков И. В. и др. // Журн. высш.

нерв. деят. — 1985. — № 2, —С. 232—238.

5. Сашокевич В. И., Самокевич Л. И. // Гиг. и сан. — 1985. — № 6, —С. 35—46.

6. Федоров Б. М. Эмоции и сердечная деятельность.— М„ 1977.

7. Strakova М., Novakova J., Kalvachova В. // Csl. Ре-diat. — 1984,— Vol. 39, N 4. — P. 208—210. i

Поступила 01.07.86

Summary. The impact of the work with display units on health and functional status of the cardiovascular system of schoolchildren was studied among the 9th-grade pupils from one of Moscow schools. The study carried out during a school year showed that this teaching form has no negative effect on children's health. Hemodynamic variations after the use of display units primarily depended on the organization of the educational process, attitude of schoolchildren to that teaching form and their emotional mood but those variations were independent of children's health status.

УДК 377:621.7/.9]:612.014.4Э

Е. А. Аксянова _

9

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ОБРАБОТКОЙ МЕТАЛЛОВ

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

В свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы, требующей серьезного внимания к вопросам трудового воспитания учащихся, предусматривается значительное увеличение времени, отводимого для трудового обучения, а также более раннее начало обучения труду.

Перед началом массового обучения профессиям в условиях межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК) учащихся 7-х и 8-х классов необходимо решить вопрос об оптимальном режиме обучения для данной возрастной группы, обеспечивающем благоприятное протекание процессов адаптации.

С этой целью были обследованы 48 учащихся 8-х классов, осваивающих в порядке эксперимента специальности, связанные с обработкой металлов, на базе Красногвардейского УПК Ленинграда. Обучение осуществлялось в рамках предложенного нами режима, включающего 4 ч учебно-производственной нагрузки в неделю. Чередовали 2 варианта: вариант А включал 1 ч, вариант Б — 2 ч теоретических занятий, через каждые 45 мин следовал 10-минутный перерыв, через 2 ч — 30-минутный перерыв, при этом практическое производственное обучение составило соответственно 3 и 2 ч. Необходимость включения варианта Б в учебно-производствен-ный режим обусловлена объемом теоретических сведений в программе и наличием насыщенных материалом, трудных для усвоения тем, таких,

например, как «допуски и посадки». В предложенной модели учебного расписания предусматривалось чередование вариантов А и Б в соотношении 3 : 1 в течение каждого месяца. Режим учебного дня включал также использование физических упражнений в виде вводной и производственной гимнастики. Комплекс производственной гимнастики проводился через 20 мин после начала производственного обучения в течение 3—5 мин.

Для комплексной физиолого-гигиеническо^ оценки адаптационных возможностей организма учащихся 8-х классов использовались наиболее информативные и показательные методы исследования. В частности, изучались умственная работоспособность по корректурному тесту, функциональное состояние сердечно-сосудистой., системы (ССС) по показателям артериального давления (АД), частоты сердечных сокращений (ЧСС), а также по интегральным показателям гемодинамики (ударный объем крови — УОК, минутный объем крови — МОК, общее периферическое сопротивление — ОПС) и вегетативным показателям (вегетативный индекс Кердо ВИК, коэффициент выносливости — КВ) одновременно оценивалась жизненная емкость легких, мышечная сила правой и левой кисти и эмоциональный статус подростков.

Исследования показателей проводились до и после занятий в течение недели в каждом полугодии. При этом противопоказаний к освоению

I л

I л

I л

I л

Рис. 1. Показатели функционального состояния организма

учащихся 8-х классов в динамике учебного года. а — до занятий в УПК. 6 — после занятий; 1 — первое полугодие, Ч — второе полугодие; / — показатель устойчивости внимания (в с); 2 — скорость выполнения корректурного теста (число просмотренных знаков); 3 — точность (количество ошибок на 500 знаков); 4 — ЧСС в минуту; 5 — пульсовое давление (в мм рт. ст.); 6 — ударный обйем (в л); 7 — ВИК; S — КВ.

специальности не выявлено, группа была положительно мотивационно направлена.

Анализ показателей функционального состояния организма учащихся свидетельствует (рис. 1), ± что в целом процесс адаптации к учебно-произ-"" водственной нагрузке при предложенном режиме обучения протекает успешно: повышается устойчивость внимания в течение учебного года как в исходный период, так и после обучения в УПК, повышается умственная работоспособность по корректурному тесту). Количество просмотренных знаков после трудового обучения увеличивается как в динамике года, так и в динамике дня. Статистически значимых изменений качественного показателя корректурного теста не выявлено.

При благоприятной дневной динамике показа-é телей состояния ССС на протяжении учебного года настораживает высокий уровень ЧСС и УОК как в исходный период, так и после обучения в первом полугодии. По-видимому, впервые столкнувшись с условиями труда, режимом работы и физическими нагрузками, приближенными к таковым на производстве, организм учащихся отвечает некоторым напряжением

адаптационных механизмов ССС, в частности менее экономно отвечает на данную ситуацию и нагрузку.

Во втором полугодии рассматриваемые показатели нормализуются: в динамике учебного дня регистрируются благоприятные реакции ССС; повышаются пульсовое давление, УОК, понижается ОПС.

Изложенное подтверждается динамикой- изменения ВИК и КВ. Так, в первом полугодии отмечается определенная напряженность симпатической нервной ситемы, причем одновременно наблюдается подъем КВ, что указывает на ослабление возможностей ССС. Тем не менее в динамике года ВИК уменьшается в 2 раза как в исходных показателях, так и после трудового обучения в УПК; исходные показатели КВ в динамике учебного года стабильны, в конце занятий снижаются в 1,2 раза (р<0,001). Одновременно значения КВ указывают на усиление возможностей ССС и в дневной динамике во втором полугодии (р<0,01).

Существенно улучшается в динамике года функциональное состояние двигательного анализатора и дыхательной системы: увеличивается мышечная сила правой кисти, аналогично изменяется в динамике дня и года жизненная емкость легких.

Определенное значение имеет также изучение психологического климата в исследуемых коллективах контингента. Известно, что всякое значимое для подростка внешнее воздействие порождает ответную эмоциональную реакцию, связанную с побуждением изменить или закрепить создавшееся положение. Эффективность приспособления к новым условиям и успешность выполнения предъявляемых требований во многом зависят от субъективной оценки сложившейся ситуации, от характера переживаний. С целью

н пн к н вт к н ср и н чт к н пт и

Рис. 2. Состояние эмоционального тонуса коллектива по

данным цветописи (в %). а — частота «радостного» спектра, б — «спокойного» спектра, в — «грустного» спектра; Н — начало занятий; К — конец занятий в УПК; ПН — понедельник; ВТ — вторник; СР — среда, ЧТ — четверг; ПТ — пятница, сплошная линия — первое полугодие, пунктирная — второе.

изучения эмоционального состояния школьников использовалась методика цветописи [1]. На рис. 2 представлена динамика эмоционального тонуса учащихся в течение учебного дня, недели и года. Как следует из представленных данных, в первом полугодии от начала к концу дня увеличивается частота «радостного» спектра при снижении частоты «грустного», однако указанная динамика не может трактоваться однозначно как повышение эмоциональных состояний, так как в отдельные дни она сопровождается снижением спокойно-уравновешенных эмоциональных реакций (понедельник, пятница), что не исключает вероятности эмоционального перевозбуждения и вполне согласуется с данными о состоянии ССС, в частности значениями ВИК, свидетельствующими о напряжении симпатической нервной системы. Тем не менее во втором полугодии уменьшение частоты «радостного» и «грустного» спектров происходит при одновременном повышении уровня зеленого цвета, что указывает на улучшение эмоционального статуса.

Полученные результаты позволяют заключить, что предложенный режим обучения в целом обес-

печивает благоприятное течение адаптационных механизмов. Однако необходимо учитывать особенности первого этапа обучения, обусловленные непривычными условиями и режимом работы, отсутствием первоначальных навыков труда по избранной специальности. Для успешного течения процессов психофизиологической адаптации на данном этапе необходимо, по-видимому, ак-тивно вмешиваться в процесс формирования на- • выков путем тренировки профессионально значимых функций.

Литература

1. Менделеева О. И. // Психофизиологические исследования в гигиене детей и подростков. — М., 1981.— С. 101 — 106.

Поступила 01.07.86

Summary. The impact of an educational regimen on a number of physiologic and psychological characteristics in the 8th-grade schoolchildren mastering metal working in an interschool training and production centre was studied. The obtained results demonstrated a favourable development of adaptation processes under the proposed educational regimen. ®

УДК 371.71:371.1

Г. Г. Никогосян, А. Н. Джангмрова

УРОВЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ РЕБЕНКА КАК ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Ереванский медицинский институт

Начальный этап систематического образования, являясь ответственным периодом в жизни школьника, во многом предопределяет как успешность обучения, так и состояние здоровья ребенка. Поэтому большого внимания заслуживают изучение и гигиеническая оценка тех условий, которые могут помочь ребенку справиться с новой для него социальной функцией.

В армянских и русских школах Еревана было изучено состояние здоровья более чем 400 детей, обучающихся в начальной школе. По данным углубленного медицинского осмотра проанализированы заболеваемость и ее структура, состояние гемодинамики, нервной системы, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, физическое развитие, структура, а также распространенность заболеваний по обращаемости, проведено распределение детей по группам здоровья.

Оказалось, что за период начального обучения происходит постепенное ухудшение состояния здоровья, которое четко выявляется к 3-му классу. Изучение успеваемости тех же детей показало, что к 3-му классу параллельно с ухудшением здоровья увеличивается число неуспевающих

школьников за счет достоверного уменьшения как хорошо, так и удовлетворительно успевающих. Вместе с тем на 1-ом году обучения выявлено отсутствие связи между количеством неуспевающих и группой здоровья; более того, сре-ди детей 1-й группы здоровья неуспевающих больше, чем среди их одноклассников с худшим состоянием здоровья (2-я и 3-я группы здоровья), а также среди здоровых школьников 3-го класса. На 3-м году обучения отмечается четкая зависимость между успеваемостью и состоянием здоровья, чего не наблюдается на 1-м году обучения. Следовательно, есть еще какие-то факторы, обусловливающие неуспеваемость на 1-м году обучения, значимость которых постепенно ослабевает, в результате чего в 3-м классе выявляется зависимость успешности обучения от состояния здоровья. Таким фактором, по нашим предположениям, может быть исходный уровень педагогической подготовленности детей ко времени начала систематического обучения. Это предположение объясняется следующим: в Ереване охват детей дошкольного возраста детскими садами недостаточен, поэтому значительная часть дошкольников остается вне систематизи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.