Научная статья на тему 'РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕРСОНАЛА ШКОЛ В ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ'

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕРСОНАЛА ШКОЛ В ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The sociological study conducted in the Gorod Polevskoy, Sverdlovsk Region, has established that the prevalence of maladaptation was 22.3% in children after entering the first form. The major risk factors affecting the severity of an adaptive process are a history of diseases before going to school, non-attendance of organized pediatric collective bodies, disregarding the day regimen and a poor organization of a workplace, bad parental hygienic knowledge. Efforts aimed at preparing parents to organize a child’s life in the first form are insufficient and their own steps are inadequate. The parents pay greater attention to the pedagogical aspects of adaptation, by forgetting the medical ones. The teachers and medical workers show a low level of hygienic knowledge of the manifestations of an adaptive period of children’s entering school and their professional duties associated with the medical-and-pedagogical provision of this period and self-overestimation of their competence.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕРСОНАЛА ШКОЛ В ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ»

Среди учащихся 35% детей имели хронические заболевания. Распространенность хронических заболеваний составила 112,5 случая на 100 учащихся. В структуре выявленной хронической патологии ведущее место занимают болезни, в возникновении которых важнейшую роль играют факторы внутришкольной среды: органов пищеварения (19,6%), костно-мышечной системы и соединительной ткани (16,6%), глаза и его придаточного аппарата (12,5%), системы кровообращения (9,1%), нервной системы и органов чувств (8,6%).

В I фуппу здоровья вошли 17,6% учащихся, во II - 47,4%, в III - 35% детей.

Выявлено, что у 24,9% учащихся имеются нарушения физического развития. Среди школьников с негармоничным развитием преобладают дети с дефицитом массы тела (35,1%) и задержкой физического развития (40,2%). Детей с отклонениями в физическом развитии больше среди учащихся профильных классов (р < 0,05).

Выводы. 1. Социально-гигиенические условия обучения в обследованных школах имеют ряд недостатков и по многим показателям не соответствуют гигиеническим нормативам (СанПиН 2.4.2782—99). Во всех обследованных школах в разной степени нарушены нормы вместимости, наполняемость классов, площади учебных кабинетов, габариты школьной мебели. Учащиеся обследованных школ в процессе обучения подвержены влиянию средовых воздействий, основными факторами которых являются: плохой микроклимат в учебных помещениях, недостаточная освещенность, загрязненность воздуха антропотоксинами, неблагоприятный акустический режим.

2. Функциональное состояние организма и работоспособность учащихся, обучающихся по разным программам, определялись профилем обучения. Интенсивная учебная программа по сравнению с общеобразовательной вызывает более раннее снижение умственной работоспособности учащихся в течение дня, недели и года. Выявлена тес-

ная корреляционная связь между показателями работоспособности и объемом учебной нагрузки (г =-0,9), числом нарушений в расписании (г = -0,8), освещенностью в классе (г = -0,7).

3. Проведенные исследования показали, что условия обучения в обследованных школах вносят существенный вклад в формирование здоровья учащихся. Состояние здоровья обследованных школьников характеризуется высокими показателями заболеваемости с ВУТ, значительным распространением хронических заболеваний, прогрессивным снижением показателей здоровья от младших к старшим классам.

Литература

1. Бобров А. Ф., Щебланов В. Ю., Сапышцкий В. П. // Мед. труда и пром. экол. — 2001. — № 8. — С. 20— 25.

2. Гончарова Г. А. // Гиг. и сан. — 1993. — № 2. — q 28_30

3. Гребняк Н. П // Гиг. и сан. - 1999. - № 3. - С. 40-43.

4. Измеров Н. Ф., Липенецкая Т. Д., Матюхин В. В. // Мед. труда и пром. экол. — 2005. — № 2. — С. 1—6.

5. Истомина Е. Е., Шкуратова Г. Н., Лимин Б. В. Ц Материалы VII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. — М., 1996. — С. 170—172.

6. Кучма В. Р. Ц Гиг. и сан. - 2000. - № 1. - С. 36-40.

7. Мусина А. А. // Мед. труда и пром. экол. — 2004. — № 11. - С. 35-38.

Поступило 2I.06.0S

Summary. The study of the intraschool environment in the examined educational establishments has indicated that the sanitary and hygienic conditions of pupils' school stay are characterized by a diversity of disadvantages. The leading factors that have the greatest influence on school-children's morbidity are those associated with the organization of a teaching-and-educational process (36.9%) and with the intraschool environment (28.1%). All the foregoing suggests that a hygienic monitoring system should be set up in each school for the systemic monitoring of pupils' health and for its forming factors.

С А. В. БАБАНОВА, Г. М. НАСЫБУЛЛИНА, 2006 УДК 613.955:373.3)-07

А. В. Баба нова, Г. М. Насыбуллина

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕРСОНАЛА ШКОЛ В ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

ГОУ ВПО Уральская государственная медицинская академия Росздрава, Екатеринбург, Территориальный отдел Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Полевском

В современных условиях приобретает все большее практическое и теоретическое значение проблема социальной адаптации детей. Школа с первых дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной программой, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям и режиму умственного труда. Выполнение каждой из этих задач связано с предшествующим опытом ребенка. Положительный эффект приспособления к школе сказывается в достижении относительного соответствия поведения требованиям новой среды. Субъективным индикатором, отражающим удовлетворенность ребенка пре-

быванием в школе, выступает его эмоциональное состояние. Установлено, что тяжелое течение адаптации у ребенка при поступлении в школу является одним из ведущих факторов риска частых заболеваний, отклонений в физическом и нервно-психи-ческом здоровье в течение последующих нескольких лет [1, 2].

Накопленный в России опыт профилактического сопровождения начального этапа обучения свидетельствует о его потенциально высокой медико-социальной и экономической эффективности [1]. Однако использование методов профилактики нарушений адаптации в практическом здравоохранении и учреждениях образования затруднено в связи

с недостаточной нормативно-методической базой, отсутствием методов контроля и мониторинга и недостаточной подготовкой медицинских работников и педагогов. В связи с этим актуальной становится задача изучения и анализа сложившейся практики медико-педагогического обеспечения адаптации детей к условиям организованных коллективов и уровня знаний медицинских работников, педагогов и родителей по этой проблеме.

Цель настоящего исследования заключалась в изучении уровня компетентности медицинского и педагогического персонала, родителей в вопросах подготовки и организации жизнедеятельности детей в связи с поступлением в школу и анализе воздействия ряда социально-гигиенических факторов на течение адаптации у первоклассников.

Исследование проводилось методом одномоментного анонимного анкетного опроса в МО "Город Полевской" Свердловской области. В исследовании приняли участие фельдшера и врачи-педи-атры, учителя начальных классов и родители первоклассников. В ходе исследования были опрошены все фельдшера и врачи детской поликлиники, в том числе работающие в образовательных учреждениях (39 человек). Опрос педагогов и родителей был проведен в 4 общеобразовательных школах, типичных для г. Полевского по организации учебно-воспитательного процесса и условиям обучения, в том числе в 3 городских и 1 сельской школе. В одной из городских школ обучение первоклассников организовано в специализированных классах для 6- и 7-летних детей, в остальных школах дети независимо от возраста поступления обучались совместно. Всего было опрошено 123 учителя и 211 родителей.

Для опроса были специально разработаны 3 анкеты для каждой категории респондентов, учитывающие особенности их компетенции. При анкетировании педагогов и медицинских работников изучали следующие показатели: уровень образования, стаж работы и наличие квалификационной категории, источники информации об обеспечении адаптационного периода, оценку респондентами проводимых в школе мероприятий по облегчению адаптации, рекомендации для родителей по облегчению привыкания к обучению в школе. При опросе родителей изучали состав семьи и образовательный уровень родителей, оценку ими процесса привыкания ребенка к школе, состояние здоровья ребенка, возраст поступления в школу, посещение ребенком других образовательных учреждений, организацию режима дня и рабочего места и другие предпринятые действия по облегчению адаптации, в том числе по рекомендациям учителей или медработников. В анкеты включали вопросы как с формализованными вариантами ответов, так и открытые. В ходе анализа результатов оценивали процентное распределение ответов, их качество — точность и полнота.

Педагоги начальных классов имеют достаточно высокий уровень профессионального образования: 64% — высшее педагогическое образование, 69% — стаж работы более 10 лет, 49% имеют высшую или 1-ю квалификационную категорию. Из числа опрошенных медицинских работников 74% имеют среднее медицинское образование и 26% — высшее, стаж работы более 10 лет — 82%, высшую или 1-ю квалификационную категорию — 72%. Из чис-

ла опрошенных родителей более 70% имеют среднее или среднее специальное образование, 20% — высшее. Совместно с детьми проживают 94% матерей и 65% отцов, примерно у каждого третьего ребенка есть братья или сестры. Считают, что воспитанием ребенка в семье главным образом занимается мать, 75% опрошенных, оба родителя — 13%.

Педагоги основные знания о проблеме адаптации получили из литературных источников (46%), на курсах повышения квалификации (19%) или в вузах (15%). Медработники в качестве основных источников знаний указали курсы повышения квалификации (46%), литературу и знания, приобретенные непосредственно на рабочем месте (по 20%). Считают, что в полном объеме владеют методикой по подготовке и ведению детей в период адаптации 32% учителей и 46% медицинских работников. По мнению опрошенных, в большинстве школ, где они работают, проводятся только отдельные мероприятия по облегчению адаптации детей: такой ответ дали 66% педагогов и 46% медицинских работников. Только 8% учителей и 28% медработников считают, что эти мероприятия проводятся в необходимом объеме.

И педагоги, и медицинские работники не смогли дать ни одного полного ответа о проявлениях адаптационного периода; 20% медицинских работников вообще затруднились с ответом на этот вопрос. Более половины затруднились с ответом на вопрос о продолжительности наблюдения за поведенческими реакциями и состоянием здоровья ребенка в период адаптации, и только 28% ответили правильно. На вопросы о рекомендациях родителям по подготовке детей к поступлению в детское учреждение и ведению их в периоде адаптации подавляющее большинство опрошенных педагогов и медицинских работников смогли назвать только одну или две профилактические меры, среди которых наиболее распространенной является соблюдение режима дня (67% ответов). Более широкий спектр ответов был получен среди медицинских работников: сокращенное пребывание в детском учреждении, единые требования к режиму дня в детском учреждении и семье, психологический комфорт и тому подобное. В то же время 23% медицинских работников на этот вопрос не смогли дать ни одного ответа.

Также неполные ответы были получены об особенностях организации учебно-воспитательного процесса в начальный период обучения. Среди педагогов наиболее распространенным было мнение о необходимости снижения нагрузки (29% ответов), а среди медицинских работников — об индивидуальном подходе и повышенном внимании к ребенку (59% ответов). Остальные варианты ответов встречались менее чем у 10% опрошенных. При этом 13% учителей и 33% медицинских работников не смогли сформулировать ни одного ответа на поставленный вопрос.

Из опрошенных родителей 47% считают, что имеют достаточные знания по организации жизни ребенка в период адаптации к школе, некоторые знания — 40%. Наиболее полезным источником информации по подготовке ребенка к школе и организации начального периода обучения 49% родителей считают дошкольное учреждение, 16% — школу, 12% — литературные источники. В то же время 74% родителей считают, что не получили ни-

Таблица 1

Средняя продолжительность (в ч) основных компонентов режима дня у детей с легким и тяжелым течением адаптации

Таблица 2

Гигиенические параметры (в %) организации рабочего места учащихся с легким и тяжелым течением адаптации

Компонент режима дня Легкое тече- Тяжелое тече- р Показатель Легкое течение Тяжелое тече-

ние адаптации ние адаптации адаптации ние адаптации

Ночной сон 9,6 ± 0,22 9,5 ± 0,5

Самоподготовка 1,9 ± 0,08 2,2 ± 0,18 <0,05

Прогулка 2,3 ± 0,95 2,1 ± 0,16

Просмотр телепередач 1,8 ±0,10 2,3 ± 0,23 <0,05

каких конкретных рекомендаций по подготовке своего ребенка к школе. В той немногочисленной группе родителей, которым были даны какие-либо рекомендации, они чаще всего сводились к выполнению режима дня (28%), занятиям с ребенком (19%), посещению дополнительных занятий (14%). Выполняли рекомендации только 41% родителей из числа тех, кто их получил.

Самостоятельно родителями проводились какие-либо мероприятия по подготовке ребенка только в 45% случаев, наиболее часто: занятия с ребенком (научить ребенка писать, читать и считать) — 24%, соблюдение режима дня и беседы о школе с ребенком — 17%, подготовка домашних заданий совместно с ребенком — 13%. Таким образом, в большинстве случаев предпринимаемые родителями действия носили исключительно педагогический характер, меры оздоровительной направленности сводились только к соблюдению режима дня.

По мнению родителей, их ребенок привыкал к школе легко в 76% случаев, тяжело — в 22,3% и 2% затруднились ответить на поставленный вопрос. Наибольший удельный вес детей с тяжелым течением адаптации наблюдался среди учащихся в специализированных классах для 6-летних детей — 30,4%, тогда как в классах, где обучались дети с 7-летнего возраста, доля таких детей составила 17,8% (р < 0,05). В смешанных классах распространенность тяжелого течения адаптации у детей, начавших обучение с 7 лет, составила 19,7%, а с 6 лет — 22,7% (р > 0,05). Учащиеся городских и сельских школ не отличались по частоте нарушений в периоде адаптации (19,4 и 20% соответственно). Основными критериями, по которым родители оценивали тяжесть адаптации, являются желание учиться и посещать школу и хорошая успеваемость. Крайне редко (0,9%) критерием тяжелого течения адаптации родители считали заболеваемость ребенка.

Статистически достоверными факторами, имеющими значение для прогноза характера адаптации ребенка к образовательному учреждению, оказались: здоровье ребенка перед поступлением в школу, посещение ребенком других образовательных учреждений, организация режима дня и рабочего места первоклассников, общий уровень образования родителей и степень их компетентности по проблеме адаптации. Так, среди детей с тяжелым течением адаптации была больше доля часто болеющих (23,9%) и имеющих хронические заболевания (19,6%), у детей с легким течением адаптации распространенность этих отклонений составила соответственно 17,7 и 12,6%. Дети с легким течением адаптации до поступления в школу чаще посещали дошкольное учреждение (78,5% против 73,3%) или группу развития в школе (20,1% против 17,7%).

Почти половина опрошенных родителей не знают о требованиях к организации режима дня пер-

Наличие своей детской

комнаты 69,7 ± 0,04 59,1 ± 0,08 < 0,05

Наличие собственного ра-

бочего места 87,7 ± 0,03 88,4 ± 0,06

Подбор мебели в соответст-

вии с ростом 83,8 ± 0,04 72,7 ± 0,11 < 0,05

Наличие специального мес-

та для хранения книг 94,2 ± 0,02 95,5 ± 0,04

Наличие настольной лампы 72,4 ± 0,04 75,0 ± 0,07

Левостороннее естествен-

ное освещение 64,7 ± 0,04 56,8 + 0,08 < 0,05

воклассника. Каждый четвертый не смог ответить, сколько времени их ребенок тратит на основные виды деятельности. У значительной части детей режим дня спроектирован нерационально: около половины учащихся имели сниженную продолжительность ночного сна и прогулки, 25% детей много времени тратили на просмотр телепередач, около 60% — на выполнение уроков. Дети с тяжелым течением адаптации больше времени тратили на самоподготовку и просмотр телепередач (табл. 1).

На вопросы об организации рабочего места ребенка дома ответили почти 80% родителей. При этом оказалось, что 64% детей имеют отдельную комнату, 84% — специально выделенные для занятий стол и стул, 78% родителей считают, что мебель ребенку подобрана в соответствии с его ростом, у 90% детей имеется место для хранения учебников. Хуже организовано освещение рабочего места: только у 69% детей имеется настольная лампа и у 60% окно находится слева от стола. Дети с тяжелым течением адаптационного периода реже имели собственную комнату, подобранное в соответствии с ростом рабочее место с левосторонним естественным освещением (табл. 2).

Различия в образе жизни и тяжести течения адаптации у детей после поступления в 1-й класс в значительной мере обусловлены образовательным уровнем их родителей. Родители детей с тяжелым течением адаптации реже имели высшее образование (13,0% против 21,3%), достаточные знания для организации жизни своего ребенка в начальный период обучения (39,1% против 49,4%).

Выводы. 1. Распространенность отклонений в периоде адаптации у детей после поступления в 1-й класс составляет 22,3%, она наиболее высока в специализированных классах для обучения 6-летних детей — 30,4%. Основными факторами риска, влияющими на тяжесть течения адаптации, являются: наличие заболеваний у ребенка до поступления в школу, непосещение ребенком организованных детских коллективов, нарушения в организации режима дня и рабочего места, низкий уровень гигиенической грамотности родителей.

2. Подготовка родителей по вопросам организации жизни ребенка на начальном этапе обучения в школе проводится недостаточно, а предпринимаемые ими самостоятельные действия не всегда адекватны. Родители больше внимания обращают на педагогические аспекты адаптации, забывая о медицинских, общеоздоровительных.

3. Для педагогов и медицинских работников характерен низкий уровень гигиенических знаний о проявлениях адаптационного периода в связи с поступлением детей в школу, своих профессиональных обязанностях по меди ко-педагогическому обеспечению этого периода, завышенная самооценка уровня своей компетенции. Это негативно отражается на знаниях родителей и организации жизнедеятельности детей. Полученные результаты свидетельствует о необходимости постоянного повышения квалификации персонала школ и медицинских работников, усиления контроля за их деятельностью, организацией адаптационного периода в школах со стороны муниципальных органов управления здравоохранением и учреждений Роспотребнадзора.

Л итература

1. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР / Под ред. Л. А. Парамоновой. — М., 1989.

2. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред.

С. М. Громбаха. - М., 1988.

Поступила 20.06.05

Summary. The sociological study conducted in the Gorod Polevskoy, Sverdlovsk Region, has established that the prevalence of maladaptation was 22.3% in children after entering the first form. The major risk factors affecting the severity of an adaptive process are a history of diseases before going to school, nonattendance of organized pediatric collective bodies, disregarding the day regimen and a poor organization of a workplace, bad parental hygienic knowledge. Efforts aimed at preparing parents to organize a child's life in the first form are insufficient and their own steps are inadequate. The parents pay greater attention to the pedagogical aspects of adaptation, by forgetting the medical ones. The teachers and medical workers show a low level of hygienic knowledge of the manifestations of an adaptive period of children's entering school and their professional duties associated with the med-ical-and-pedagogical provision of this period and self-overes-timation of their competence.

О Э. Р ВАЛЕЕВА, Р. Я. ХАМИТОВА. 2006 УДК 613.955:616-057.874-01

Э. Р. Валеева, Р. Я. Хамитова

РИСКИ ФОРМИРОВАНИЯ БОЛЕЗНЕЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Казанский государственный медицинский университет

Дескриптивный анализ результатов углубленных медицинских осмотров учащихся одного из районов Казани показал, что не только распространенность заболеваний среди гимназистов в 1995— 2002 гг. была ниже, чем среди учеников общеобразовательной школы, но и ее рост на протяжении этих лет был среди них менее значительным. Лидирующие группы болезней (болезни костно-мы-шечной системы — БКМС, болезни органов пищеварения — БОП, болезни глаз и придаточного аппарата — БГ и ПА, болезни кровообращения — БКр) в начальных и старших классах традиционной школы и школы нового типа совпадали, позволяя предположить не только существование общих факторов их формирования, но и наличие приоритетности этих факторов среди множества других, влияющих на здоровье учащихся.

Однако традиционный анализ не определил степени ухудшения состояния здоровья учащихся, ее приемлемости для общества и не выявил болезни, которые имеют высокий и повышенный риск формирования в сложившихся в последние годы условиях.

На следующем этапе исследования мы сравнили величины вероятностных нормированных (относительно городских показателей) рисков развития 14 групп болезней среди учащихся гимназии № 6 (1224 человека) и общеобразовательной школы № 127 (1035 человек) Казани. Для нахождения шкалы градаций вероятностного риска применяли метод расчета квартилей (квартилей нормального распределения). В качестве верхней границы приемлемого риска выбраны значения 1-го квартиля ранжированного ряда. Показателем верхней границы умеренного риска служили значения 2-го квартиля (медиана), повышенного риска — 3-го квартиля. Все расчетные значения вероятностных рис-

ков, превышающие верхнюю границу 3-го квартиля, относили к заболеваемости с высоким риском.

Исходя из рассчитанных градаций шкалы, у первоклассников общеобразовательной школы высокий риск определялся по БК, НО, АБ, ВПР и БМПС, повышенный риск — по БУ и СО, БК и ПК, тогда как в гимназии высокий риск по НО, ВПР, АБ, БКр, БУ и СО, повышенный риск — по БК. Следовательно, у первоклассников высокий и повышенный риски в общеобразовательной школе присутствовали по 7 из 14 анализируемых групп болезней, в гимназии — по 6, при этом совпадения наблюдались по АБ, НО, ВПР, БК, БУ и СО, т. е. болезням, которые считаются заболеваниями мультифакторной природы с ведущим влиянием состояния окружающей среды.

При переходе в 5-м классе к предметному обучению среди учащихся общеобразовательного учебного заведения и гимназии сохраняется высокий риск развития НО, ВПР, БК и появляется риск БКМС, в формировании которых значительную роль играют двигательная активность и соответствие школьной мебели ростовым показателям учеников. В изученных учреждениях не отвечали гигиеническим требованиям от 50 до 70% мебели (в зависимости от классов). Показатели нарушения осанки детей и подростков, являющиеся основными в структуре БКМС, достоверно коррелировали с показателями гигиенического несоответствия учебных мест по мебели (г = 0,67—0,91), что согласуется сданными В. Р. Кучмы (г= 0,41—0,93) [3].

Кроме того, в общеобразовательной школе среди пятиклассников определялся высокий риск распространенности по БЭС и БКр, среди гимназистов — повышенный риск по ПНБ и РП. Строки "психические расстройства и расстройства поведения" и "нервные болезни" нами были объединены в одну группу, что связано с заменой в анализируе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.