Научная статья на тему 'Оценка качества медико-педагогического обеспечения процессов адаптации у первоклассников'

Оценка качества медико-педагогического обеспечения процессов адаптации у первоклассников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
45
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бабанова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка качества медико-педагогического обеспечения процессов адаптации у первоклассников»

Электронный научно-образовательный вестник "Здоровье и образование в XXI веке" №2, 2006 г. (Т. 8)

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА МЕДИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ АДАПТАЦИИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ Бабанова А.В.

ГОУ ВПО Уральская государственная медицинская академия Росздрава, кафедра экологии и общей гигиены, г.Екатеринбург, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г.Полевском, г.Полевской

Обучение в школе с первых же дней ставит перед ребенком ряд новых и сложных социальных задач: ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. В этот период у ребенка наблюдается напряжение систем организма, меняется эмоциональное состояние, что зачастую приводит к развитию частых заб

олеваний, отклонений в физическом и нервно-психическом здоровье в течение последующих нескольких лет, формированию хронической патологии.

Цель настоящего исследования заключалась в изучении уровня компетентности медицинского и педагогического персонала, родителей в вопросах подготовки и организации жизнедеятельности детей в связи с поступлением в школу и анализе воздействия ряда социально-гигиенических факторов на течение адаптации у первоклассников. Исследование в г.Полевском Свердловской области проводилось методом одномоментного анонимного анкетного опроса родителей первоклассников (211человек), фельдшеров и врачей-педиатров (39человек), учителей начальных классов (123 человек). Для опроса были специально разработаны 3 анкеты для каждой категории респондентов, учитывающие особенности их компетенции. Кроме того, проводилась выкопировка из медицинских карт учащихся в школах и детской поликлинике (474 человека).

В результате исследования было установлено, что распространенность отклонений в периоде адаптации у детей после поступления в 1 класс составляет в среднем 22%. Риск нарушений адаптации сопряжен с такими факторами, как наличие заболеваний у ребенка до поступления в школу, непосещение ребенком организованных детских коллективов, нарушения в организации режима дня и рабочего места на начальном этапе обучения, низкий уровень гигиенических знаний у родителей.

Подготовка родителей по облегчению процесса адаптации у детей при поступлении в школу проводится недостаточно, а предпринимаемые ими самостоятельные действия не всегда адекватны. Родители больше внимания обращают на педагогические аспекты адаптации, забывая о медицинских. Почти половина опрошенных родителей не знают о требованиях к организации режима дня первоклассника, у значительной части детей режим дня спроектирован нерационально.

Для педагогов и медработников также характерен низкий уровень знаний о проявлениях адаптационного периода в связи с поступлением детей в школу и своих профессиональных обязанностях по медико-педагогическому обеспечению этого периода, завышенная самооценка уровня своей компетенции. И педагоги, и медработники не смогли дать ни одного полного ответа о проявлениях адаптационного периода. На вопросы о рекомендациях родителям по подготовке детей к поступлению в школу и организации начального периода обучения подавляющее большинство педагогов и медработников смогли назвать только одну или две профилактические меры, среди которых наиболее распространенной является соблюдение режима дня (67% ответов). Также неполные ответы были получены об особенностях организации учебно-воспитательного процесса в начальный период обучения. Среди педагогов наиболее распространенным было мнение о необходимости снижения нагрузки (29% ответов), а среди медработников - об индивидуальном подходе и повышенном внимании к ребенку (59% ответов). Профилактические медицинские осмотры, предусмотренные программой диспансеризации детей перед поступлением в школу и, особенно, в конце первого года обучения проводятся не в полном объеме. Низкое качество ведения медицинской документации не позволяют объективно оценить прогноз адаптации и обоснованно организовать профилактические мероприятия.

Все вышеперечисленное свидетельствует о необходимости постоянного повышения квалификации персонала школ и медицинских работников, усиления контроля за их деятельностью, организацией адаптационного периода в школах со стороны муниципальных органов управления здравоохранением и учреждений Роспотребнадзора.

Материалы VII Международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке»

Стр. [52]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.