Научная статья на тему 'РИСКИ ФОРМИРОВАНИЯ БОЛЕЗНЕЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

РИСКИ ФОРМИРОВАНИЯ БОЛЕЗНЕЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РИСКИ ФОРМИРОВАНИЯ БОЛЕЗНЕЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

3. Для педагогов и медицинских работников характерен низкий уровень гигиенических знаний о проявлениях адаптационного периода в связи с поступлением детей в школу, своих профессиональных обязанностях по меди ко-педагогическому обеспечению этого периода, завышенная самооценка уровня своей компетенции. Это негативно отражается на знаниях родителей и организации жизнедеятельности детей. Полученные результаты свидетельствует о необходимости постоянного повышения квалификации персонала школ и медицинских работников, усиления контроля за их деятельностью, организацией адаптационного периода в школах со стороны муниципальных органов управления здравоохранением и учреждений Роспотребнадзора.

Л итература

1. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР / Под ред. Л. А. Парамоновой. — М., 1989.

2. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред.

С. М. Громбаха. - М., 1988.

Поступила 20.06.05

Summary. The sociological study conducted in the Gorod Polevskoy, Sverdlovsk Region, has established that the prevalence of maladaptation was 22.3% in children after entering the first form. The major risk factors affecting the severity of an adaptive process are a history of diseases before going to school, nonattendance of organized pediatric collective bodies, disregarding the day regimen and a poor organization of a workplace, bad parental hygienic knowledge. Efforts aimed at preparing parents to organize a child's life in the first form are insufficient and their own steps are inadequate. The parents pay greater attention to the pedagogical aspects of adaptation, by forgetting the medical ones. The teachers and medical workers show a low level of hygienic knowledge of the manifestations of an adaptive period of children's entering school and their professional duties associated with the med-ical-and-pedagogical provision of this period and self-overes-timation of their competence.

О Э. Р ВАЛЕЕВА, Р. Я. ХАМИТОВА. 2006 УДК 613.955:616-057.874-01

Э. Р. Валеева, Р. Я. Хамитова

РИСКИ ФОРМИРОВАНИЯ БОЛЕЗНЕЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Казанский государственный медицинский университет

Дескриптивный анализ результатов углубленных медицинских осмотров учащихся одного из районов Казани показал, что не только распространенность заболеваний среди гимназистов в 1995— 2002 гг. была ниже, чем среди учеников общеобразовательной школы, но и ее рост на протяжении этих лет был среди них менее значительным. Лидирующие группы болезней (болезни костно-мы-шечной системы — БКМС, болезни органов пищеварения — БОП, болезни глаз и придаточного аппарата — БГ и ПА, болезни кровообращения — БКр) в начальных и старших классах традиционной школы и школы нового типа совпадали, позволяя предположить не только существование общих факторов их формирования, но и наличие приоритетности этих факторов среди множества других, влияющих на здоровье учащихся.

Однако традиционный анализ не определил степени ухудшения состояния здоровья учащихся, ее приемлемости для общества и не выявил болезни, которые имеют высокий и повышенный риск формирования в сложившихся в последние годы условиях.

На следующем этапе исследования мы сравнили величины вероятностных нормированных (относительно городских показателей) рисков развития 14 групп болезней среди учащихся гимназии № 6 (1224 человека) и общеобразовательной школы № 127 (1035 человек) Казани. Для нахождения шкалы градаций вероятностного риска применяли метод расчета квартилей (квартилей нормального распределения). В качестве верхней границы приемлемого риска выбраны значения 1-го квартиля ранжированного ряда. Показателем верхней границы умеренного риска служили значения 2-го квартиля (медиана), повышенного риска — 3-го квартиля. Все расчетные значения вероятностных рис-

ков, превышающие верхнюю границу 3-го квартиля, относили к заболеваемости с высоким риском.

Исходя из рассчитанных градаций шкалы, у первоклассников общеобразовательной школы высокий риск определялся по БК, НО, АБ, ВПР и БМПС, повышенный риск — по БУ и СО, БК и ПК, тогда как в гимназии высокий риск по НО, ВПР, АБ, БКр, БУ и СО, повышенный риск — по БК. Следовательно, у первоклассников высокий и повышенный риски в общеобразовательной школе присутствовали по 7 из 14 анализируемых групп болезней, в гимназии — по 6, при этом совпадения наблюдались по АБ, НО, ВПР, БК, БУ и СО, т. е. болезням, которые считаются заболеваниями мультифакторной природы с ведущим влиянием состояния окружающей среды.

При переходе в 5-м классе к предметному обучению среди учащихся общеобразовательного учебного заведения и гимназии сохраняется высокий риск развития НО, ВПР, БК и появляется риск БКМС, в формировании которых значительную роль играют двигательная активность и соответствие школьной мебели ростовым показателям учеников. В изученных учреждениях не отвечали гигиеническим требованиям от 50 до 70% мебели (в зависимости от классов). Показатели нарушения осанки детей и подростков, являющиеся основными в структуре БКМС, достоверно коррелировали с показателями гигиенического несоответствия учебных мест по мебели (г = 0,67—0,91), что согласуется сданными В. Р. Кучмы (г= 0,41—0,93) [3].

Кроме того, в общеобразовательной школе среди пятиклассников определялся высокий риск распространенности по БЭС и БКр, среди гимназистов — повышенный риск по ПНБ и РП. Строки "психические расстройства и расстройства поведения" и "нервные болезни" нами были объединены в одну группу, что связано с заменой в анализируе-

мый период МКБ-9 на МКБ-10. По нашим данным, суммарная учебная нагрузка в пятых классах гимназии превышала норму на 2 ч, тогда как в школе была в пределах гигиенических требований. Среди нервно-психических нарушений у школьников преобладают донозологические формы, главным образом астеноневротические (от 66 до 90% в различных возрастных подгруппах) и истероподоб-ные (от 41 до 63%) реакции, а также психастенические (от 14 до 42%) и патохарактерологические (от 11 до 33%) личностные изменения [ 1 ], что подтверждается и нашим исследованием.

В 5-м классе общеобразовательной школы доля учебников, не соответствующих гигиеническим требованиям по шрифтовому оформлению, составляла 40%, в гимназии — 60%. Анализ школьных учебников, используемых в гимназии и общеобразовательной школе, позволил определить трудность учебников во всех классах, которая складывается из высокой степени компонентной сложности и абстрактности [2]. Наибольшую компонентную сложность имели учебники гимназических классов (по русскому и татарскому языку, химии, физике, биологии). Если в пятых классах общеобразовательной школы высокая степень абстрактности определялась у 3 учебников (географии, литературы, русского языка), то в гимназии — у 4 учебников (русского языка, географии, литературы, истории древнего мира).

У восьмиклассников обоих образовательных учреждений присутствует высокий риск развития НО, БК, АБ, которые считаются индикаторными, высокозависимыми от загрязнения окружающей среды и социально обусловленными болезнями, и ПНБ и РП, БКМС, БГ и ПА, являющихся классическими "школьными" болезнями. Таким образом, по мере продвижения учащихся из класса в класс усиливается значимость школьных факторов, обусловливающих развитие психосоматической патологии.

В школе не соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям во всех кабинетах коэффициент отражения поверхности классной доски и коэффициент отражения поверхности парт (по 33% замеров), а также коэффициент отражения пола (75% замеров), в гимназии перечисленные показатели были соответственно в 57, 85,7 и 69% замеров. Анализ расписания в 8-м классе выявил, что если в школе превышали гигиеническую норму на 1 ч, то в гимназии — на 3 ч.

Кроме того, у гимназистов к болезням с высоким риском относятся БУ и СО, у школьников — ВПР. Различия касаются и болезней, имеющих повышенный риск: если у школьников это БЭС, то у гимназистов — БМПС.

Доля учебников, не соответствующих по шрифтовому оформлению, возрастает от 1-го к 11-му классу с 20 до 85%.

Все учебники для выпускных классов общеобразовательной школы и гимназии (за исключением учебника татарского языка) характеризовались ин-

дексом абстрактности выше 20,0 ед., что существенно затрудняет усвоение учебной информации. Наибольшая степень абстрактности установлена в учебниках гимназистов по геометрии, физике, химии, истории России, английскому языку, общест-вознанию и алгебре.

Известно, что факторы внутри школьной среды определяют здоровье детей в начальных классах на 12,5%, а к окончанию школы на 20,7%, т. е. значимость факторов возрастает почти в 2 раза [3]. В выпускных классах обоих учреждений высокий риск определился по БКМС, ПНБ и РП, БГ и ПА и НО. Среди выпускников общеобразовательной школы существовал высокий риск по ВПР, БК, АБ, БМПС, БКр и повышенный риск по БОП и БК. Следовательно, среди учащихся 11-х классов гимназии присутствовал высокий риск формирования 4 групп болезней, а в общеобразовательной школе — 9 фупп.

Выводы. 1. Ведущие группы болезней по результатам анализа распространенности заболеваний среди учащихся гимназии и школы не совпадают с группами болезней, у которых высокий риск формирования, что подтверждает необходимость использования обоих методов. Спектр болезней, требующих незамедлительного вмешательства, безотлагательных мер от 1-го класса к выпускному классу расширяется, особенно в общеобразовательной школе.

2. За школьный период число болезней, по которым существует высокий риск развития, среди учащихся общеобразовательной школы увеличилось с 5 (в 1-м классе) до 11 (в 11-м классе), среди гимназистов соответственно с 5 до 7.

3. У детей и подростков обследованных образовательных учреждений Казани независимо от возраста и типа школы, по нашим данным, существует высокий риск формирования НО, среди учащихся общеобразовательной школы во всех классах высокий риск присутствует еще по ВПР, что указывает на экологическое неблагополучие данного района города.

4. Высокий риск распространенности так называемых школьных болезней (БГ и ПА, БКМС, ПНБ и РП), поданным нашего исследования, начинает четко формироваться и в гимназии, и общеобразовательной школе с 5-го класса обучения.

Литература

1. Гончарова Г. А. Метод количественной оценки уровня психического здоровья учащихся (клннико-ста-тистический анализ, меры психогигиенической поддержки контингентов риска): Автореф. дис.... канд. мед. наук. — М., 1997.

2. Гребняк Н. П., Вытрищак С. В., Машинистов В. В., Деменков В. Ю. // Гиг. и сан. - 1999. - N° 2 -С. 30-33.

3. Кучма В. Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. — М., 2002.

4. Оншценко Г. Г. // Здоровые дети России в XXI веке / Под ред. Р. Р. Кучмы. - М.. 2000. - С. 159.

Поступила 15.06.05

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.