Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ВЫСОКИМ УЧЕБНЫМ НАГРУЗКАМ'

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ВЫСОКИМ УЧЕБНЫМ НАГРУЗКАМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
дети / критерии адаптации / учебные нагрузки / children / adaptation criteria / schooling loads

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Т.В. Потупчик, М.В. Макарова, Е.И. Прахин, Л.С. Эверт, С.С. Бакшеева

Для определения критериев адаптации детей к высоким учебным нагрузкам обследованы 302 школьника гимназии Красноярска. Изучено значение показателей эмоционального статуса и адаптационных процессов у детей с разной резистентностью и уровне- и овладения способами действия, определена степень влияния показателей сердечно-сосудистой системы на процесс адаптации. Критериями оценки адаптации к высоким учебным нагрузкам являлись наличие или отсутствие острых простудных заболеваний и невротических реакций, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, психоэмоциональное состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Т.В. Потупчик, М.В. Макарова, Е.И. Прахин, Л.С. Эверт, С.С. Бакшеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR DETERMINING THE ADAPTATION OF CHILDREN TO SCHOOLING LOADS

Three hundred and two Krasnoyarsk gymnasium students were examined to define criteria for determining the adaptation to high schooling loads. The values of the emotional status and adaptive processes were studied in children with varying resistance and varying mastering capacities; the impact of cardiovascular parameters on their adaptive process was defined. The criteria for estimating the adaptation to high schooling loads were the presence or absence of acute chills and neurotic reactions, cardiovascular performance, and psychoemotional status.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ВЫСОКИМ УЧЕБНЫМ НАГРУЗКАМ»

цементного производства из районов с различной степенью техногенного химического загрязнения окружающей среды. Более благоприятными оказались показатели гемодинамики у лиц из районов с меньшим уровнем техногенных нагрузок. Так, процент лиц с нормальным значением ОПСС среди мужчин из более чистого района выше в 1,31 раза, а процент лиц с повышенным значением ОПСС, напротив, ниже в 3,1 раза.

Анализ показателей адаптационного потенциала системы кровообращения выявил негативный эффект антропогенных экологических факторов на формирование уровня адаптации сердечно-сосудистой системы. Среди работников текстильного производства из радиоактивно чистого района процент лиц с показателями АПК, оцениваемыми как "удовлетворительная адаптация", выше среди мужчин в 1,23 раза, среди женщин в 1,81 раза по сравнению с показателями в аналогичных группах работников из радиоактивно загрязненного района. Процентное соотношение лиц с неудовлетворительной адаптацией в радиоактивно загрязненном районе выше, чем в радиационно чистом, в 3,67 раза среди мужчин и в 3,13 раза среди женщин.

Таким образом, установлено, что в условиях экологического неблагополучия окружающей среды (повышенные радиоактивные и химические нагрузки) потенцируется отрицательный эффект неблагоприятных производственных факторов текстильного, цементного и электромеханического производств, что повышает риск развития АГ у лиц трудоспособного возраста. Наиболее выраженный негативный эффект в этих условиях выявлен у курильщиков.

Выводы. 1. Доказано существенное снижение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, значительное повышение риска развития артериальной гипертензии у лиц трудоспособного возраста,

работающих на предприятиях с разными производственными условиями (текстильное, цементное, электронно-механическое производство), расположенных на территориях с повышенными техногенными нагрузками как химической, так и радиоактивной природы.

2. Установлено, что наиболее высокий процент лиц с нормальным высоким артериальным давлением как предрасполагающим фактором к развитию артериальной гипертензии определяется среди работников предприятий из районов химического загрязнения окружающей среды отходами промышленных предприятий.

3. По результатам выполненных исследований научно обоснована система оздоровительных рекомендаций, включающая организационные, гигиенические, медико-профилактические мероприятия, направленные на снижение риска развития производственно обусловленной патологии сердечно-сосудистой системы у работников текстильного и цементного предприятий в техногенно-загрязненных районах.

JI итерату ра

1. 3олотникова Т. П., Соколова И. В., Панов М. Г. Психосоматические расстройства у студентов и школьников из радиационных районов: кардиогсмодинамичсские нарушения (монография). — Брянск, 2007.

2. Корсаков А. В., Михалев В. П., Троими В. П. II Вестн. Брянск, гос. ун-та. Естественные науки. — 2010. — № 4. — С. 159— 163.

3. Огаиов Р. Г. И Кардиология. — 1994. — № 3. — С. 80—83.

4. Онищенко Г. Г. И Гиг. и сан. — 2009. — № 3. — С. 66—71.

5. Шалыюва С. A. U Кардиоваскуляр. тер. и профилактика. — 2003. —№3, —С. 17—21.

6. StallerJ. // Hypertension. — 1991. — Vol. 18, (suppl. 1). — P. 951—957.

Поступим 08.02.11

Гигиена детей и подростков

0 КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2011 УДК 613.955:371.7

Т. В. Потупчик', М. В. Макарова', Е. И. Прахин', Л. С. Эверт2, С. С. Бакшеева'

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ВЫСОКИМ УЧЕБНЫМ НАГРУЗКАМ

1 Красноярский Iгосударственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого; -"НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН

Для определения критериев адаптации детей к высоким учебным нагрузкахi обследованы 302 школьника гимназии Красноярска. Изучено значение показателей эмоционального статуса и адаптационных процессов у детей с разной резистентностью и уровней овладения способами действия, определена степень влияния показат&чей сердечно-сосудистой системы на процесс адаптации. Критериями оценки адаптации к высоким учебным нагрузкам являлись наличие или отсутствие острых простудных заболеваний и невротических реакций, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, психоэмоциональное состояние.

Ключевые слова: дети, критерии адаптации, учебные нагрузки

Т. V. Potupchik, М. V. Makarova, Е. 1. Prakhin, L. S. Evert, S. S. Baksheyeva — CRITERIA FOR DETERMINING THE ADAPTATION OF CHILDREN TO SCHOOLING LOADS

Three hundred and two Krasnoyarsk gymnasium students were examined to define criteria for determining the adaptation to high schooling loach. The values of the emotional status and adaptive processes were studied in children with varying resistance and varying mastering capacities; the impact of cardiovascular parameters on their adaptive process was defined. The criteria for estimating the adaptation to high schooling loads were the presence or absence of acute chills and neurotic reactions, cardiovascular performance, and psychoemotional status.

Key words: children, adaptation criteria, schooling loads

[гиена и санитария 6/2011

Адаптация, или приспособление, к новым условиям происходит благодаря мобилизации функциональных резервов и требует определенного напряжения регуля-торных систем. Изменения происходят прежде всего в системах дыхания и кровообращения, которые ответственны за обеспечение органов и тканей кислородом и питательными веществами. Возникновению функциональных и органических изменений часто предшествуют пограничные состояния, характеризующиеся снижением адаптационных возможностей детского организма к изменяющимся условиям среды обитания. Они проявляются в виде многочисленных признаков дискомфорта и напряжения, свидетельствующих о неблагополучии в состоянии здоровья ребенка [3, 4].

Особого внимания к себе требуют школьники младшего возраста, так как незаконченность морфологического и функционального развития, лабильность физиологических процессов способствуют тому, что в этот период ребенок чрезвычайно остро реагирует на возмущающие факторы среды [7]. В результате будут возникать различные изменения, характеризующиеся снижением функциональных возможностей организма и прежде всего его регуляторных систем, уровень напряжения которых отражает степень адаптации к условиям окружающей среды.

Значительные изменения в области образования (открытие школ нового типа, переход на 5-дневную неделю и др.) отрицательно сказались на здоровье школьников. Как показали многочисленные наблюдения, из года в год ухудшается их физическое и психическое развитие, снижается уровень здоровья, растет общая заболеваемость и школьная патология [1,2,5,6]. Особого внимания требует здоровье детей, обучающихся в инновационных учебных учреждениях, а также по развивающим и углубленным образовательным программам. Результаты научных исследований показывают, что обучение по углубленным программам достигается ценой интенсификации умственной деятельности учащихся, обусловленной увеличенным объемом образовательной нагрузки. Для всех школ с углубленным содержанием обучения (гимназий, лицеев и др.) характерно наличие у учащихся психоэмоционального напряжения, уменьшения продолжительности сна, двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе, не соответствующих возрастным потребностям детей. Это приводит к снижению адаптационных резервов растущего организма [8].

Важным разделом по предупреждению срыва адаптации является прогнозирование характера течения процесса адаптации до поступления ребенка в школу [13].

Материалы и методы

Обследованы 302 школьника 1-го года обучения одной из гимназии Красноярска, условия обучения в которой характеризуются высоким уровнем информационных нагрузок. Прогнозирование течения адаптации осуществлялось путем анализа данных биологического

Потупчик Т. В. — науч. сотр. ин-та профилактического и лечебного питания (vitarich@mail.ru); Макарова М. В. — канд. мед. наук, зам. рук. ин-та профилактического и лечебного питания; Прахин Е. И. —д-р мед. наук, проф., рук. ин-та профилактического и лечебного питания; Эверт Л. С. — д-р мед. наук, вед. науч. сотр. клинического отд-ния соматического и психического здоровья детей (т. (391) 256-81-23); Бакшеева С. С. — канд. биол. наук, доц. каф. микробиологии (т. (391) 220-13-06)

и социального анамнеза (с помощью скрининг-анкеты) и результатов оценки состояния здоровья детей. Относительно прогноза течения адаптации все обследованные дети перед поступлением в школу были разделены на 3 группы: 1-я группа — с благоприятным, 2-я группа — со среднеблагоприятным и 3-я группа — с неблагоприятным прогнозом течения адаптации. Обследование детей в гимназии проводилось дважды: в начале и в конце первого года обучения, с использованием анкетирования родителей, клинического осмотра, определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы (измерение артериального давления — АД, проведение функциональных проб: ортостатической, нагрузочной и подсчета двойного произведения), определения уровня резистентности организма (частоты острых простудных заболеваний за год) и овладения способами действия (успеваемости). Полученные результаты подвергнуты статистической обработке на персональном компьютере с применением пакета прикладных программ Statistica 5.5 for Windows.

Результаты и обсуждение

Полученные результаты прогнозирования течения адаптации показали, что чуть больше половины (52,4%) детей имели благоприятный прогноз течения адаптации, одна треть (37.64%) детей — среднеблагоприятный прогноз и примерно у 10% (9,96%) детей отмечен неблагоприятный прогноз течения адаптации. Различия статистически значимы (/>,_2 = 0,0006;/?, , < 0,0001; р2, < 0,0001).

Проведенный тест-опрос родителей, направленный на выявление данных анализа и жалоб, показал, что к концу 1-го года обучения отмечалось увеличение частоты жалоб со стороны всех исследуемых систем: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной, но наибольший рост наблюдался в группе учащихся с неблагоприятным прогнозом течения адаптации, особенно со стороны сердечно-сосудистой системы.

В связи с этим первостепенную важность приобретает поиск достоверных информативных критериев, позволяющих выявить детей группы риска в отношении снижения уровня здоровья до появления органических изменений, с разработкой методов дифференцированной коррекции [10, 12].

Механизм адаптации ребенка к различным уровням учебной нагрузки направлен на сохранение функционального состояния и работоспособности. Так как центральная нервная система — основной центр формирования программ адаптации, одним из важнейших критериев оценки адаптации является наличие или отсутствие невротических реакций у детей [9]. С помощью специального анкетирования, проводимого среди родителей в первом и втором полугодиях, были выявлены расстройства моторики, реакции активного протеста, фобические проявления, возникновение или возобновление вредных привычек, астенический синдром, которые чаще встречались у детей с неблагоприятным прогнозом течения адаптации и реже — у детей с благоприятным и среднеблагоприятным прогнозом течения адаптации.

Во втором полугодии у детей с неблагоприятным прогнозом течения адаптации проявления невротических реакций чаще оставались без изменений, тогда как в группе детей с благоприятным и среднеблагоприятным прогнозом течения адаптации наблюдалась положительная динамика (рис. 1).

Не менее важным критерием адаптации является психоэмоциональное состояние ребенка. Комплексную оценку эмоционального статуса (в баллах) проводили на основании мнения учителя о поведении ребенка 4-крат-но (в конце каждой четверти). Затем, исходя из полученной суммы баллов, проводили комплексную оценку эмоционального статуса ребенка. Анализ динамики эмоционального статуса относительно прогноза течения адаптации показал, что во всех четвертях учебного года преобладал благоприятный эмоциональный статус.

Сердечно-сосудистая система наиболее чутко реагирует на весьма незначительные неблагоприятные воздействия, поскольку ей принадлежит роль индикатора адаптационно-приспособительных реакций организма [11]. В связи с этим выявление начальных отклонений будет способствовать своевременной коррекции негативного влияния факторов окружающей среды. Таким критерием оценки адаптации детей к школе могут служить уровень АД и показатели функциональных проб: ортостатической, нагрузочной и двойного произведения.

Анализ показателей систолического АД в группах с различным прогнозом течения адаптации показал, что в конце 1-го года обучения имело место увеличение числа учащихся с повышенными показателями систолического АД в группе с благоприятным и особенно с неблагоприятным прогнозом течения адаптации. При анализе показателей диастолического АД в группах с разным прогнозом течения адаптации в конце 1-го года обучения отмечено увеличение числа учащихся с повышенными показателями диастолического АД в груп-

36-, 30 24 18 12 6

2 б

28-, 24 20 16 12 8 4

28-| 24-20-16-12-8-4-0-

п

1

1-е полугодие

2-е полугодие

Рис. I. Распространенность невротических реакций (в %) у детей с различным прогнозом течения адаптации на разных этапах исследования.

а — расстройства моторики; б — реакции протеста; в — фобии. 1 — благоприятный; 2 — срсднсблагоприятный; 3 — неблагоприятный прогноз течения адаптации.

пе со среднеблагоприятным и (незначительно) с неблагоприятным прогнозом течения адаптации (рис. 2).

На завершающем этапе адаптации были проведены функциональные пробы: ортостатическая, нагрузочная и подсчет двойного произведения. Основная масса (70,69%) детей к концу 1-го года обучения имели показатели ортостатической пробы выше средних; средние показатели наблюдались у 14,94%, ниже средних — у 14,37% учащихся.

К концу 1-го года обучения 61,69% детей имели показатели нагрузочной пробы выше средних, 32,47% детей — средние показатели и 5,84% — ниже средних. Показатели двойного произведения в 68,79% случаев были выше средних, в 18,47% — средними и в 12,74% — ниже средних. Показатели двойного произведения выше средних чаще отмечались в группе детей с благоприятным прогнозом течения адаптации.

Адаптация напрямую связана с неспецифической резистентностью и реактивностью, т. е. с тем фоном, который в конечном счете определяет риск развития заболеваний, поэтому следующим критерием является частота острых простудных заболеваний за год.

Основная масса (76,95%) детей за год перенесли острые простудные заболевания не более 1 раза, 2—3 раза за год болели 20,45%, 4 раза и более — 2,6% учащихся. Анализируя полученные данные в зависимости от прогноза течения адаптации, мы отметили, что острые простудные заболевания не встречались вообще или встречались не более 1 раза в год чаще в группе детей с благоприятным прогнозом течения адаптации, а острые простудные заболевания 2—3 раза в год чаще встречались в группе с неблагоприятным прогнозом течения адаптации.

Следующим критерием оценки течения адаптации является успеваемость ребенка, а точнее уровень овладения способами действия. Анализ уровня овладения способами действия в зависимости от прогноза течения адаптации показан, что в группе учащихся с благопри-

20-, 16-12-8-4-

50-| 40-30-20 Ю-|

2 б

1 2 | Перед школой

В конце года

Рис. 2. Частота встречаемости повышенного систолического (а) и диастолического (б) АД у детей с разным прогнозом течения адаптации.

1 — благоприятный; 2 — среднеблагоприятный; 3 — неблагоприятный прогноз течения адаптации.

гиена и санитария 6/2011

ятным прогнозом течения адаптации уровень овладения способами действия незначительно изменялся как в сторону увеличения, так и в сторону снижения. В группе учащихся со среднеблагоприятным прогнозом течения адаптации уровень овладения способами действия выше среднего и средний увеличивался, а уровень ниже среднего снижался. В группе учащихся с неблагоприятным прогнозом течения адаптации уровень овладения способами действия оставался без изменений.

Таким образом, критериями оценки адаптации к учебным нагрузкам являются наличие или отсутствие острых простудных заболеваний и невротических реакций, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, психоэмоциональное состояние, а также уровень овладения способами действия. При выявлении отклонений этих критериев адаптация не должна считаться благоприятной, и такому ребенку необходимы корригирующие психолого-педагогические или медицинские мероприятия, проводимые в индивидуальном порядке.

Литература

1. Аветисян Л. Р.. Кочарова С. Г. // Гиг. и сан. — 2001. — № 6. — С. 48—49.

2. Антропова М., Бородкина Г., Кузнецова Л. и др. II Народное образование. — 1998. —№ 9—10. — С. 171—174.

3. Боевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. — М., 1979.

4. Баевский Р. М., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. — М., 1997.

5. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической работе в образовательных учреждениях: Руководство для врачей. — М„ 2007.

6. Басманова Е. Д., Вавилова В. П. // Вопр. соврем, педиат. — 2003. — Т. 2, прил. № 1. — С. 30.

7. Бернацкая Н. А., Савченко Н. Н. II Бюл. сиб. мед. — 2005. — Т. 4, прил. 1. — С. 156.

8. Быков Е. В., Исаев А. П. II Физиол. человека. — 2001. — Т. 27, №5. — С. 76—81.

9. Гончарова Г. А. II Рос. педиатр, жури. — 2009. — № 2. — С. 23—27.

10. Готовность ребенка к школе. Медико-психологические критерии: Учебное пособие / Под ред. А. В Гордисц. — Ростов н/Д., 2006.

11. Звездина И. В., Жигарева Н. С.. Агапова Л. А. II Рос. педиатр, журн. — 2009. — № 2. — С. 19—23.

12. Кучма В. Р., Сухарева Л. М. II Гиг. и сан. — 2005. — № 6. — С. 42—45.

13. Мероприятия по облегчению адаптации к условиям дошкольного учреждения и школы: Метод, рекомендации МЗ РФ. — М„ 2004.

Поступила 25.02.11

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2011 УДК 613.955:616.857-02-07

И. Г. Измайлова', В. В. Белопасов1, В. С. Королькова2, М. Н. Шварц3

ГОЛОВНАЯ БОЛЬ В ПОПУЛЯЦИИ ШКОЛЬНИКОВ: РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ, СТРУКТУРА, ФАКТОРЫ РИСКА

'ГОУ ВПО Астраханская государственная медицинская академия Роездрава; 2Детское поликлиническое отделение № 2 МУЗ Городская детская поликлиника N° 3; 'МУЗ Городская детская поликлиника № 1, Астрахань

В статье обсуждаются вопросы распространенности, структуры, факторов риска головной боли (ГБ) в детском возрасте по данным анкетирования 1074 учащихся общеобразовательной школы. Периодическую ГБ отмечают 42,1% детей. Преобладали ГБ напряжения (30,6%) и мигрень (7,8%). Отмечена возрастно-гендериая детерминированность частоты ГБ в детском возрасте; преобладание у девочек-подростков хронической ГБ напряжения, мигрени, сочетанных форм. Выявлена высокая коморбидность первичной ГБ с другими психосоматическими расстройствами, в первую очередь вегетативной дисфункцией, эмоциональными нарушениями. Факторами риска хронификации ГБ являлись неблагоприятный семейный анамнез (семейные психогении, "болевая" семья, низкий социально-экономический уровень семьи), школьный стресс. При профилактике и лечении ГБ необходимо учитывать клиническую форму цефалгии, наличие коморбидных заболеваний, предикторные факторы. Первостепенное значение для улучшения диагностики ГБ в детском возрасте, повышения достоверности эпидемиологических исследований имеет использование международных диагностических критериев, разработанных экспертами ассоциации по ГБ.

Ключевые слова: головная боль, распространенность, дети, подростки

1. G. Izmailova, V. V. Belopasov, V. S. Korolkova, M. N. Shvarts — Headache in the population of schoolchildren: prevalence, pattern, risk factors

The paper discusses the prevalence, pattern, and risk factors of childhood headache (HA) according to questionnaire data from 1074 general educational school pupils. Periodic HA was reported by 42.1% of the children. There was a preponderance of exercise-induced HA (30.6%) and migraine (7.8%). There was an age and gender determination of childhood HA frequency; there was a predominance of chronic exercise-induced HA, migraine, and their concomitant forms in female adolescents. There was a high comorbidity ofprimary HA with other psychosomatic disorders mainly with autonomic dysfunction and emotional disorders. The risk factors for chronic HA were a poor family history (familial psychogenias, pain family history, low socioeconomic status family), and school stress. The clinical form of cephalgia, comorbidities, and predictive factors should be taken into account to prevent and treat HA. The use of the international diagnostic criteria developed by the experts of the HA Association is of cardinal importance in improving the diagnosis of childhood HA.

Key words: headachc, prevalence, children, adolescence

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.