© МАКАРОВА М.В., ПОТУПЧИК Т.В., ПРАХИН Е.И, ЭВЕРТ Л.С., БАКШЕЕВА С.С. - 2012 УДК 616-003.96-037-053.2:371.71
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТИПА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Марина Владимровна Макарова1, Татьяна Витальевна Потупчик1, Ефим Исаакович Прахин1, Лидия Семеновна Эверт2, Светлана Сергеевна Бакшеева1 ('Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, ректор - д.м.н., проф. И.П. Артюхов; 2НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН, г. Красноярск, директор - д.м.н., проф., член-корр. РАМН В.Т. Манчук)
Резюме. С целью прогнозирования типа адаптации детей к высоким учебным нагрузкам было обследовано 302 школьника МОУ «Гимназия №3» г. Красноярска. Использовались следующие методы: анкетирование родителей, клинический осмотр учащихся, антропометрия, определение функционального состояния сердечно-сосудистой системы (измерение артериального давления, функциональные пробы: ортостатическая, нагрузочная, подсчет двойного произведения), определение уровня резистентности организма (частоты острых простудных заболеваний за год) и овладения способами действия (успеваемости). В результате были получены 3 группы детей с разным типом адаптации к учебным нагрузкам, что позволило выявить группу «риска» в отношении снижения уровня здоровья до появления органических изменений с разработкой методов дифференцированной коррекции. У 10% детей наблюдался неблагоприятный прогноз течения адаптации.
Ключевые слова: дети, прогноз адаптации, учебные нагрузки.
PREDICTION OF THE TYPE OF ADAPTATION OF CHILDREN UNDER INTENSIFICATION OF EDUCATIONAL PROCESS
M.V. Makarova1, T.V. Potupchik1, E.I. Prakhin1, L.S. Evert2, S.S. Baksheeva1 ^Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F.Voyno-Yasenetsky;
2Institute of Medical Problems of the NortM SD, RAMS, Krasnoyarsk)
Summary. In order to predict the type of adaptation of children to high academic stress 302 schoolchildren MOU “Gymnasia № 3 Krasnoyarsk have been examined. We used the following methods: survey of parents, clinical examination of students, anthropometry, functional state of the cardiovascular system (blood pressure measurement, functional tests: postural, weight, counting the double product), determining the level of resistance of the organism (the frequency of acute colds per year) and mastering the ways of action (performance). As a result we obtained three groups of children with different types of adaptation to training loads, which revealed a group of “risk” in reducing the level of health before the appearance of organic changes with the development of methods for differential correction. In 10% of children the an unfavorable prognosis for adaptation has been shown.
Key words: children, adaptation prognosis, training loads.
Адаптация или приспособление к учебным нагрузкам происходит благодаря мобилизации функциональных резервов и требует определенного напряжения регуляторных систем организма ребенка [1]. Изменения происходят, прежде всего, в системах дыхания и кровообращения, которые ответственны за обеспечение органов и тканей кислородом и питательными веществами. В условиях интенсификации учебного процесса возникают функциональные и органические изменения, характеризующиеся снижением адаптационных возможностей детского организма. Они проявляются в виде многочисленных признаков дискомфорта и напряжения, свидетельствующих о неблагополучии в состоянии здоровья ребенка [3,4].
Особого внимания к себе требуют школьники младшего возраста, так как незаконченность морфологического и функционального развития, лабильность физиологических процессов способствуют тому, что в этот период ребёнок чрезвычайно остро реагирует на возмущающие факторы среды [7].
Значительные изменения в области образования (открытие школ нового типа, переход на 5-дневную неделю и др.) отрицательно сказались на здоровье школьников. Как показали многочисленные наблюдения, из года в год ухудшается их физическое и психическое развитие, снижается уровень здоровья, растет общая заболеваемость и школьная патология [8,9,10]. Особого внимания требует здоровье детей, обучающихся в инновационных учебных учреждениях, а также по развивающим и углубленным образовательным программам. Результаты научных исследований показывают, что обучение по углубленным программам достигается ценой интенсификации умственной деятельности учащихся, обусловленной повышенным объемом образовательной нагрузки. Для всех школ с углубленным содержанием обучения (гимназий, лицеев и др.) характерно на-
личие у учащихся психоэмоционального напряжения, сокращения продолжительности сна, двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе, не соответствующих возрастным потребностям детей. Это приводит к снижению адаптационных резервов растущего организма [2].
В связи с этим первостепенную важность приобретает прогнозирование течения адаптации, позволяющее выявить детей группы риска в отношении снижения уровня здоровья до появления органических изменений с разработкой методов дифференцированной коррекции [5,6].
Цель работы: определение прогноза течения адаптации детей в условиях интенсивных учебных нагрузок.
Материалы и методы
Обследовано 302 школьника первого года обучения одной из гимназии г. Красноярска, условия обучения в которой характеризуются высоким уровнем информационных нагрузок. Прогнозирование течения адаптации осуществлялось путем анализа данных биологического и социального анамнеза (с помощью скрининг-анкеты) и результатов оценки состояния здоровья детей. Относительно прогноза течения адаптации все обследованные дети перед поступлением в школу были разделены на 3 группы: 1 - с благоприятным прогнозом адаптации, 2 - со среднеблагоприятным и 3 - с неблагоприятным прогнозом адаптации. Обследование детей в гимназии проводилось дважды: в начале и в конце первого года обучения с использованием анкетирования родителей, клинического осмотра, определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы: измерения артериального давления, проведения функциональных проб (ортостатической, нагрузочной) и подсчета двойного произведения (ЧСС*САД/100),
определения уровня резистентности организма (частоты острых простудных заболеваний за год) и овладения способами действия (успеваемости).
Полученные результаты подвергнуты статистической обработке на персональном компьютере с применением ППП «Statistica 5.5 for Windows».
Результаты и обсуждение
Результаты прогнозирования течения адаптации показали, что благоприятный прогноз адаптации отмечался у 52,4% детей, среднеблагоприятный прогноз - у 37,64% детей и у 9,96 % детей наблюдался неблагоприятный прогноз течения адаптации (рис. 1). Данные различия статистически значимы (p1-2< 0,01; p1-3<0,01; p2-3<0,01).
□ благоприятный ш средиеблагоприятный и неблагоприятным
Примечание: статистическая значимость различий между группами: р1-2=0,006; р1-3<0,0001; р2-3<0,0001.
Рис. 1. Распределение учащихся в зависимости от прогноза течения адаптации (в %).
Далее проведенный анализ данных в различных группах согласно полученному прогнозу показал, что отмечалось увеличение частоты жалоб со стороны нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, но наибольший рост наблюдался в группе учащихся с неблагоприятным прогнозом течения адаптации, особенно со стороны сердечнососудистой системы.
По данным анкетирования родителей были выявлены различные проявления невротических реакций: расстройства моторики, реакции активного протеста, фобические проявления, возникновение или возобновление вредных привычек, астенический синдром, которые чаще встречались у детей с неблагоприятным прогнозом течения адаптации и реже у детей с благоприятным и среднеблагоприятным прогнозом течения адаптации.
Во втором полугодии у детей с неблагоприятным прогнозом течения адаптации проявления невротических реакций чаще оставались без изменений, тогда как в группе детей с благоприятным и среднеблагоприятным прогнозом течения адаптации наблюдалась положительная динамика (рис. 2).
Анализируя динамику эмоционального статуса относительно прогноза течения адаптации, во всех четвертях учебного года у детей со всеми типами прогноза адаптации преобладал благоприятный эмоциональный статус.
Анализируя показатели систолического артериального давления (САД) в группах с различным прогнозом адаптации, было выявлено, что в конце 1 года обучения имело место увеличение числа учащихся с повышенными показателями САД в группе с благоприятным и, особенно, с неблагоприятным прогнозом течения адаптации. Анализируя показатели диастолического артериального давления (ДАД) в группах с различным прогнозом адаптации, в конце 1 года обучения отмечалось увеличение числа учащихся с повышенными показателями ДАД в группе со среднеблагоприятным и, незначительно, с неблагоприятным прогнозом течения адаптации (рис. 3).
,.. /:
[ 11
ляп Ш И..
і Р-751 ; ■ щ
і 1 N
| ! j| ||
W
1 2 3
11-ое полугодие □ 2-ое полугодие
Примечание: 1 - благоприятный прогноз адаптации; 2 -среднеблагоприятный; 3 - неблагоприятный.
Рис. 2. Распространенность невротических реакций у детей с различным прогнозом адаптации на разных этапах исследования.
Основная масса детей перенесли острые простудные заболевания не более 1 раза за год - 76,95%, 2-3 раза за год болели 20,45% учащихся и 2,6% учащихся болели 4 и более раз. Анализируя полученные данные, в зависимости от прогноза течения адаптации было отмечено, что острые простудные заболевания не встречались вообще или встречались не более 1 раз в год чаще в группе детей с благоприятным прогнозом адаптации, а острые простудные заболевания 2-3 раза в год чаще встречались в группе с неблагоприятным прогнозом адаптации.
Примечание: 1 - благоприятный прогноз адаптации; 2 -среднеблагоприятный; 3 - неблагоприятный.
Рис. 3. Частота встречаемости повышенного систолического и диастолического АД у детей с различным прогнозом адаптации.
Анализ уровня овладения способами действия (успеваемости) в зависимости от прогноза течения адаптации показал, что в группе учащихся с благоприятным прогнозом течения адаптации уровень овладения спо-
14,37%
Показатели ортостатической пробы
61.69%
5,84% 32,47%
Показатели нагрузочной пробы
а средние □ ниже средних н выше средних
Показатели двойного произведения
Рис. 4. Состояние показателей функциональных проб в конце учебного года.
собами действия незначительно изменялся как в сторону увеличения, так и в сторону снижения. В группе учащихся со среднеблагоприятным прогнозом течения адаптации уровень овладения способами действия выше среднего и средний увеличивался, а уровень ниже
среднего снижался. В группе учащихся с неблагоприятным прогнозом течения адаптации уровень овладения способами действия оставался без изменений (рис. 4).
Таким образом, благоприятное течение адаптационного процесса обусловлено нормальным функционированием сердечно-сосудистой и нервной системы школьников, нормализацией психоэмоционального состояния и уровня резистентности, что способствует повышению успеваемости детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. - М.: Медицина, 1997. - 236 с.
2. Быков Е.В., Исаев А.П. Адаптация к школьным нагрузкам учащихся образовательных учреждений нового типа // Физиология человека. - 2001. - Т. 27. №5. - С.76-81.
3. Готовность ребенка к школе. Медико-психологические критерии: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Гордиец. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 128 с.
4. Звездина И.В., Жигарева Н.С., Агапова Л.А. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы детей в динамике обучения в начальной школе // Рос. педиатр. журн. - 2009. - №2. - С.19-23.
5. Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Приоритетные критерии оценки состояния здоровья и профилактики заболеваний детей и подростков // Гигиена и санитария. - 2005. - №6. -С.42-45.
6. Мероприятия по облегчению адаптации к условиям дошкольного учреждения и школы: Метод. рекомендации МЗ РФ. - М., 2004. - 26 с.
7. Звездина И.В., Сухарева Л.М., Жигарева Н.С. Особенности формирования здоровья младших школьников в динамике обучения // Рос. педиатр. журн. - 2009. - №2.
- С.8-11.
8. Бирюкова Н.А. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательных учреждениях // Гигиена и санитария.
- 2006. - №6. - С.76-77.
9. Румянцев А.Г., Панков Д.Д., Чечельницкая С.М. Новые подходы к мониторингу здоровья школьников // Российский педиатрический журнал. - 2004. - №3. - С.4-6.
10. Клещина Ю.В. Состояние здоровья современных школьников и перспективы его укрепления // Российский педиатрический журнал. - 2009. - №3. - С.48-51.
Информация об авторах: Макарова Марина Владимировна - заместитель руководителя, 660022, г. Красноярск, д.1, тел.(391) 295-81-73, 220-13-93, e-mail: [email protected]; Потупчик Татьяна Витальевна - научный сотрудник; Бакшеева Светлана Сергеевна - к.б.н., доцент; Прахин Ефим Исаакович - д.м.н., профессор;
Эверт Лидия Семеновна - д.м.н., ведущий научный сотрудник
© ЗАЙЦЕВ Д.Н., ГОВОРИН А.В., ЧИСТЯКОВА М.В., ЧЕРЕДНИК А.В. - 2012 УДК 616.1
НАРУШЕНИЯ КАРДИОГЕМОДИНАМИКИ И СУТОЧНОГО ПРОФИЛЯ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ У БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКИМ ПРОСТАТИТОМ
Дмитрий Николаевич Зайцев1, Анатолий Васильевич Говорин1,
Марина Владимировна Чистякова1, Алексей Владимирович Чередник2 (1Читинская государственная медицинская академия, ректор - д.м.н., проф. А.В. Говорин; 2Дорожная клиническая больница на ст. Чита, гл. врач - к.м.н. С.А. Алексеев)
Резюме. С целью изучения взаимосвязи изменений кардиогемодинамических показателей левого желудочка с нарушением суточного профиля АД у 82 больных хроническим простатитом было выполнено эхокардиографическое исследование и суточное мониторирование АД с определением комплекса общепринятых морфофункциональных параметров. Установлено, что нарушения суточного профиля АД представлены преимущественно недостаточным ночным снижением систолического и/или диастолического АД и лабильной ночной систолической артериальной гипертензией. У данных больных чаще выявлялась диастолическая дисфункция левого желудочка с увеличением массы миокарда и толщины задней стенки левого желудочка.
Ключевые слова: хронический простатит, кардиогемодинамика, суточный профиль артериального давления.
DISTURBANCE OF DYNAMICS OF BLOOD CIRCULATION AND DAILY PROFILE OF BLOOD PRESSURE
IN PATIENTS WITH CHRONIC PROSTATITIS