Научная статья на тему 'Прогнозирование типа адаптации детей в условиях интенсификации учебного процесса'

Прогнозирование типа адаптации детей в условиях интенсификации учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
237
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ПРОГНОЗ АДАПТАЦИИ / УЧЕБНЫЕ НАГРУЗКИ / CHILDREN / ADAPTATION PROGNOSIS / TRAINING LOADS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Макарова Марина Владимровна, Потупчик Татьяна Витальевна, Прахин Ефим Исаакович, Эверт Лидия Семеновна, Бакшеева Светлана Сергеевна

С целью прогнозирования типа адаптации детей к высоким учебным нагрузкам было обследовано 302 школьника МОУ "Гимназия №3" г. Красноярска. Использовались следующие методы: анкетирование родителей, клинический осмотр учащихся, антропометрия, определение функционального состояния сердечно-сосудистой системы (измерение артериального давления, функциональные пробы: ортостатическая, нагрузочная, подсчет двойного произведения), определение уровня резистентности организма (частоты острых простудных заболеваний за год) и овладения способами действия (успеваемости). В результате были получены 3 группы детей с разным типом адаптации к учебным нагрузкам, что позволило выявить группу риска в отношении снижения уровня здоровья до появления органических изменений с разработкой методов дифференцированной коррекции. У 10% детей наблюдался неблагоприятный прогноз течения адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Макарова Марина Владимровна, Потупчик Татьяна Витальевна, Прахин Ефим Исаакович, Эверт Лидия Семеновна, Бакшеева Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREDICTION OF THE TYPE OF ADAPTATION OF CHILDREN UNDER INTENSIFICATION OF EDUCATIONAL PROCESS

In order to predict the type of adaptation of children to high academic stress 302 schoolchildren MOU Gymnasia № 3 Krasnoyarsk have been examined. We used the following methods: survey of parents, clinical examination of students, anthropometry, functional state of the cardiovascular system (blood pressure measurement, functional tests: postural, weight, counting the double product), determining the level of resistance of the organism (the frequency of acute colds per year) and mastering the ways of action (performance). As a result we obtained three groups of children with different types of adaptation to training loads, which revealed a group of risk in reducing the level of health before the appearance of organic changes with the development of methods for differential correction. In 10% of children the an unfavorable prognosis for adaptation has been shown.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование типа адаптации детей в условиях интенсификации учебного процесса»

© МАКАРОВА М.В., ПОТУПЧИК Т.В., ПРАХИН Е.И, ЭВЕРТ Л.С., БАКШЕЕВА С.С. - 2012 УДК 616-003.96-037-053.2:371.71

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТИПА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Марина Владимровна Макарова1, Татьяна Витальевна Потупчик1, Ефим Исаакович Прахин1, Лидия Семеновна Эверт2, Светлана Сергеевна Бакшеева1 ('Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, ректор - д.м.н., проф. И.П. Артюхов; 2НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН, г. Красноярск, директор - д.м.н., проф., член-корр. РАМН В.Т. Манчук)

Резюме. С целью прогнозирования типа адаптации детей к высоким учебным нагрузкам было обследовано 302 школьника МОУ «Гимназия №3» г. Красноярска. Использовались следующие методы: анкетирование родителей, клинический осмотр учащихся, антропометрия, определение функционального состояния сердечно-сосудистой системы (измерение артериального давления, функциональные пробы: ортостатическая, нагрузочная, подсчет двойного произведения), определение уровня резистентности организма (частоты острых простудных заболеваний за год) и овладения способами действия (успеваемости). В результате были получены 3 группы детей с разным типом адаптации к учебным нагрузкам, что позволило выявить группу «риска» в отношении снижения уровня здоровья до появления органических изменений с разработкой методов дифференцированной коррекции. У 10% детей наблюдался неблагоприятный прогноз течения адаптации.

Ключевые слова: дети, прогноз адаптации, учебные нагрузки.

PREDICTION OF THE TYPE OF ADAPTATION OF CHILDREN UNDER INTENSIFICATION OF EDUCATIONAL PROCESS

M.V. Makarova1, T.V. Potupchik1, E.I. Prakhin1, L.S. Evert2, S.S. Baksheeva1 ^Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F.Voyno-Yasenetsky;

2Institute of Medical Problems of the NortM SD, RAMS, Krasnoyarsk)

Summary. In order to predict the type of adaptation of children to high academic stress 302 schoolchildren MOU “Gymnasia № 3 Krasnoyarsk have been examined. We used the following methods: survey of parents, clinical examination of students, anthropometry, functional state of the cardiovascular system (blood pressure measurement, functional tests: postural, weight, counting the double product), determining the level of resistance of the organism (the frequency of acute colds per year) and mastering the ways of action (performance). As a result we obtained three groups of children with different types of adaptation to training loads, which revealed a group of “risk” in reducing the level of health before the appearance of organic changes with the development of methods for differential correction. In 10% of children the an unfavorable prognosis for adaptation has been shown.

Key words: children, adaptation prognosis, training loads.

Адаптация или приспособление к учебным нагрузкам происходит благодаря мобилизации функциональных резервов и требует определенного напряжения регуляторных систем организма ребенка [1]. Изменения происходят, прежде всего, в системах дыхания и кровообращения, которые ответственны за обеспечение органов и тканей кислородом и питательными веществами. В условиях интенсификации учебного процесса возникают функциональные и органические изменения, характеризующиеся снижением адаптационных возможностей детского организма. Они проявляются в виде многочисленных признаков дискомфорта и напряжения, свидетельствующих о неблагополучии в состоянии здоровья ребенка [3,4].

Особого внимания к себе требуют школьники младшего возраста, так как незаконченность морфологического и функционального развития, лабильность физиологических процессов способствуют тому, что в этот период ребёнок чрезвычайно остро реагирует на возмущающие факторы среды [7].

Значительные изменения в области образования (открытие школ нового типа, переход на 5-дневную неделю и др.) отрицательно сказались на здоровье школьников. Как показали многочисленные наблюдения, из года в год ухудшается их физическое и психическое развитие, снижается уровень здоровья, растет общая заболеваемость и школьная патология [8,9,10]. Особого внимания требует здоровье детей, обучающихся в инновационных учебных учреждениях, а также по развивающим и углубленным образовательным программам. Результаты научных исследований показывают, что обучение по углубленным программам достигается ценой интенсификации умственной деятельности учащихся, обусловленной повышенным объемом образовательной нагрузки. Для всех школ с углубленным содержанием обучения (гимназий, лицеев и др.) характерно на-

личие у учащихся психоэмоционального напряжения, сокращения продолжительности сна, двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе, не соответствующих возрастным потребностям детей. Это приводит к снижению адаптационных резервов растущего организма [2].

В связи с этим первостепенную важность приобретает прогнозирование течения адаптации, позволяющее выявить детей группы риска в отношении снижения уровня здоровья до появления органических изменений с разработкой методов дифференцированной коррекции [5,6].

Цель работы: определение прогноза течения адаптации детей в условиях интенсивных учебных нагрузок.

Материалы и методы

Обследовано 302 школьника первого года обучения одной из гимназии г. Красноярска, условия обучения в которой характеризуются высоким уровнем информационных нагрузок. Прогнозирование течения адаптации осуществлялось путем анализа данных биологического и социального анамнеза (с помощью скрининг-анкеты) и результатов оценки состояния здоровья детей. Относительно прогноза течения адаптации все обследованные дети перед поступлением в школу были разделены на 3 группы: 1 - с благоприятным прогнозом адаптации, 2 - со среднеблагоприятным и 3 - с неблагоприятным прогнозом адаптации. Обследование детей в гимназии проводилось дважды: в начале и в конце первого года обучения с использованием анкетирования родителей, клинического осмотра, определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы: измерения артериального давления, проведения функциональных проб (ортостатической, нагрузочной) и подсчета двойного произведения (ЧСС*САД/100),

определения уровня резистентности организма (частоты острых простудных заболеваний за год) и овладения способами действия (успеваемости).

Полученные результаты подвергнуты статистической обработке на персональном компьютере с применением ППП «Statistica 5.5 for Windows».

Результаты и обсуждение

Результаты прогнозирования течения адаптации показали, что благоприятный прогноз адаптации отмечался у 52,4% детей, среднеблагоприятный прогноз - у 37,64% детей и у 9,96 % детей наблюдался неблагоприятный прогноз течения адаптации (рис. 1). Данные различия статистически значимы (p1-2< 0,01; p1-3<0,01; p2-3<0,01).

□ благоприятный ш средиеблагоприятный и неблагоприятным

Примечание: статистическая значимость различий между группами: р1-2=0,006; р1-3<0,0001; р2-3<0,0001.

Рис. 1. Распределение учащихся в зависимости от прогноза течения адаптации (в %).

Далее проведенный анализ данных в различных группах согласно полученному прогнозу показал, что отмечалось увеличение частоты жалоб со стороны нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, но наибольший рост наблюдался в группе учащихся с неблагоприятным прогнозом течения адаптации, особенно со стороны сердечнососудистой системы.

По данным анкетирования родителей были выявлены различные проявления невротических реакций: расстройства моторики, реакции активного протеста, фобические проявления, возникновение или возобновление вредных привычек, астенический синдром, которые чаще встречались у детей с неблагоприятным прогнозом течения адаптации и реже у детей с благоприятным и среднеблагоприятным прогнозом течения адаптации.

Во втором полугодии у детей с неблагоприятным прогнозом течения адаптации проявления невротических реакций чаще оставались без изменений, тогда как в группе детей с благоприятным и среднеблагоприятным прогнозом течения адаптации наблюдалась положительная динамика (рис. 2).

Анализируя динамику эмоционального статуса относительно прогноза течения адаптации, во всех четвертях учебного года у детей со всеми типами прогноза адаптации преобладал благоприятный эмоциональный статус.

Анализируя показатели систолического артериального давления (САД) в группах с различным прогнозом адаптации, было выявлено, что в конце 1 года обучения имело место увеличение числа учащихся с повышенными показателями САД в группе с благоприятным и, особенно, с неблагоприятным прогнозом течения адаптации. Анализируя показатели диастолического артериального давления (ДАД) в группах с различным прогнозом адаптации, в конце 1 года обучения отмечалось увеличение числа учащихся с повышенными показателями ДАД в группе со среднеблагоприятным и, незначительно, с неблагоприятным прогнозом течения адаптации (рис. 3).

,.. /:

[ 11

ляп Ш И..

і Р-751 ; ■ щ

і 1 N

| ! j| ||

W

1 2 3

11-ое полугодие □ 2-ое полугодие

Примечание: 1 - благоприятный прогноз адаптации; 2 -среднеблагоприятный; 3 - неблагоприятный.

Рис. 2. Распространенность невротических реакций у детей с различным прогнозом адаптации на разных этапах исследования.

Основная масса детей перенесли острые простудные заболевания не более 1 раза за год - 76,95%, 2-3 раза за год болели 20,45% учащихся и 2,6% учащихся болели 4 и более раз. Анализируя полученные данные, в зависимости от прогноза течения адаптации было отмечено, что острые простудные заболевания не встречались вообще или встречались не более 1 раз в год чаще в группе детей с благоприятным прогнозом адаптации, а острые простудные заболевания 2-3 раза в год чаще встречались в группе с неблагоприятным прогнозом адаптации.

Примечание: 1 - благоприятный прогноз адаптации; 2 -среднеблагоприятный; 3 - неблагоприятный.

Рис. 3. Частота встречаемости повышенного систолического и диастолического АД у детей с различным прогнозом адаптации.

Анализ уровня овладения способами действия (успеваемости) в зависимости от прогноза течения адаптации показал, что в группе учащихся с благоприятным прогнозом течения адаптации уровень овладения спо-

14,37%

Показатели ортостатической пробы

61.69%

5,84% 32,47%

Показатели нагрузочной пробы

а средние □ ниже средних н выше средних

Показатели двойного произведения

Рис. 4. Состояние показателей функциональных проб в конце учебного года.

собами действия незначительно изменялся как в сторону увеличения, так и в сторону снижения. В группе учащихся со среднеблагоприятным прогнозом течения адаптации уровень овладения способами действия выше среднего и средний увеличивался, а уровень ниже

среднего снижался. В группе учащихся с неблагоприятным прогнозом течения адаптации уровень овладения способами действия оставался без изменений (рис. 4).

Таким образом, благоприятное течение адаптационного процесса обусловлено нормальным функционированием сердечно-сосудистой и нервной системы школьников, нормализацией психоэмоционального состояния и уровня резистентности, что способствует повышению успеваемости детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. - М.: Медицина, 1997. - 236 с.

2. Быков Е.В., Исаев А.П. Адаптация к школьным нагрузкам учащихся образовательных учреждений нового типа // Физиология человека. - 2001. - Т. 27. №5. - С.76-81.

3. Готовность ребенка к школе. Медико-психологические критерии: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Гордиец. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 128 с.

4. Звездина И.В., Жигарева Н.С., Агапова Л.А. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы детей в динамике обучения в начальной школе // Рос. педиатр. журн. - 2009. - №2. - С.19-23.

5. Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Приоритетные критерии оценки состояния здоровья и профилактики заболеваний детей и подростков // Гигиена и санитария. - 2005. - №6. -С.42-45.

6. Мероприятия по облегчению адаптации к условиям дошкольного учреждения и школы: Метод. рекомендации МЗ РФ. - М., 2004. - 26 с.

7. Звездина И.В., Сухарева Л.М., Жигарева Н.С. Особенности формирования здоровья младших школьников в динамике обучения // Рос. педиатр. журн. - 2009. - №2.

- С.8-11.

8. Бирюкова Н.А. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательных учреждениях // Гигиена и санитария.

- 2006. - №6. - С.76-77.

9. Румянцев А.Г., Панков Д.Д., Чечельницкая С.М. Новые подходы к мониторингу здоровья школьников // Российский педиатрический журнал. - 2004. - №3. - С.4-6.

10. Клещина Ю.В. Состояние здоровья современных школьников и перспективы его укрепления // Российский педиатрический журнал. - 2009. - №3. - С.48-51.

Информация об авторах: Макарова Марина Владимировна - заместитель руководителя, 660022, г. Красноярск, д.1, тел.(391) 295-81-73, 220-13-93, e-mail: [email protected]; Потупчик Татьяна Витальевна - научный сотрудник; Бакшеева Светлана Сергеевна - к.б.н., доцент; Прахин Ефим Исаакович - д.м.н., профессор;

Эверт Лидия Семеновна - д.м.н., ведущий научный сотрудник

© ЗАЙЦЕВ Д.Н., ГОВОРИН А.В., ЧИСТЯКОВА М.В., ЧЕРЕДНИК А.В. - 2012 УДК 616.1

НАРУШЕНИЯ КАРДИОГЕМОДИНАМИКИ И СУТОЧНОГО ПРОФИЛЯ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ У БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКИМ ПРОСТАТИТОМ

Дмитрий Николаевич Зайцев1, Анатолий Васильевич Говорин1,

Марина Владимировна Чистякова1, Алексей Владимирович Чередник2 (1Читинская государственная медицинская академия, ректор - д.м.н., проф. А.В. Говорин; 2Дорожная клиническая больница на ст. Чита, гл. врач - к.м.н. С.А. Алексеев)

Резюме. С целью изучения взаимосвязи изменений кардиогемодинамических показателей левого желудочка с нарушением суточного профиля АД у 82 больных хроническим простатитом было выполнено эхокардиографическое исследование и суточное мониторирование АД с определением комплекса общепринятых морфофункциональных параметров. Установлено, что нарушения суточного профиля АД представлены преимущественно недостаточным ночным снижением систолического и/или диастолического АД и лабильной ночной систолической артериальной гипертензией. У данных больных чаще выявлялась диастолическая дисфункция левого желудочка с увеличением массы миокарда и толщины задней стенки левого желудочка.

Ключевые слова: хронический простатит, кардиогемодинамика, суточный профиль артериального давления.

DISTURBANCE OF DYNAMICS OF BLOOD CIRCULATION AND DAILY PROFILE OF BLOOD PRESSURE

IN PATIENTS WITH CHRONIC PROSTATITIS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.