Научная статья на тему 'Характеристика астенического синдрома у детей первого года обучения в школе'

Характеристика астенического синдрома у детей первого года обучения в школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
466
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВОКЛАССНИКИ / АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ / ПРОГНОЗ АДАПТАЦИИ / АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ / FIRST SCHOOL YEAR CHILDREN / ADAPTATION TO SCHOOL / THE PROGNOSIS FOR ADAPTATION / ASTHENIC SYNDROME

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Эверт Лидия Семеновна, Потупчик Татьяна Витальевна, Крысенко Людмила Васильевна, Паничева Елена Сергеевна

Представлены клинико-анамнестические данные, ассоциированные с астеническим синдромом у детей первого года обучения в школе. Проявления астенического синдрома чаще выявляли у детей с неблагоприятным прогнозом адаптации, у них же была отмечена большая его частота к концу первого года обучения в школе. Выявлены факторы, связанные со среднеблагоприятным и неблагоприятным прогнозом адаптации детей к школе, определены уровни риска для каждого из этих факторов. Показана высокая вероятность неблагоприятного течения адаптации к школе у детей с наличием в анамнезе осложненного течения родов и гестозов беременности у матерей, вредных привычек у родителей, эмоциональной лабильности и гиперкинетического синдрома у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Эверт Лидия Семеновна, Потупчик Татьяна Витальевна, Крысенко Людмила Васильевна, Паничева Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHARACTERISTIC OF CLINICAL MANIFESTATIONS OF THE ASTHENIC SYNDROME IN FIRST SCHOOL YEAR CHILDREN

There are presented data of the assessment of both clinical and anamnestic evaluation of children with a different prognosis of adaptation and the clinical manifestations of asthenic syndrome in first school year children. The total incidence of clinical manifestations of asthenic syndrome was established to be more frequently occurred in children with an unfavorable prognosis, they have also experienced the greatest gain of the manifestations of the syndrome by the end of the 1st year of the study at the school. There were identified the factors associated with moderately favorable and unfavorable prognosis of adaptation of children to school, the level of risk for each out of these factors has been detected. The data obtained indicate to a high probability of adverse course of the adaptation to the school in children with indications of complicated course of the delivery in the history, the presence of bad habits in their parents, pregnancy gestoses, emotional lability and hyperkinetic syndrome.

Текст научной работы на тему «Характеристика астенического синдрома у детей первого года обучения в школе»

Эверт Л.С., Потупчик Т.В., Крысенко Л.В., Паничева Е.С.

37 —

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 616.8-009.17-036.1-053.5

Эверт Л.С.1, Потупчик Т.В.2, КрысенкоЛ.В.3, Паничева Е.С.2

характеристика астенического синдрома у детей первого года обучения в школе

'ФГБУ НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН, 660022, Красноярск, ул. Партизана Железняка, 3г, Россия;

2ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России,

660022, Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1, Россия;

3МБУЗ «Шарыповская городская больница», 662325, г Шарыпово, микрорайон Пионерный, 7

Представлены клинико-анамнестические данные, ассоциированные с астеническим синдромом у детей первого года обучения в школе. Проявления астенического синдрома чаще выявляли у детей с неблагоприятным прогнозом адаптации, у них же была отмечена большая его частота к концу первого года обучения в школе. Выявлены факторы, связанные со среднеблагоприятным и неблагоприятным прогнозом адаптации детей к школе, определены уровни риска для каждого из этих факторов. Показана высокая вероятность неблагоприятного течения адаптации к школе у детей с наличием в анамнезе осложненного течения родов и гестозов беременности у матерей, вредных привычек у родителей, эмоциональной лабильности и гиперкинетического синдрома у детей.

Ключевые слова: первоклассники; адаптация к школе; прогноз адаптации; астенический синдром.

Evert L.S.', Potupchik T. V.2, Krysenko L.V.3, Panicheva E.S.2

THE CHARACTERISTIC OF CLINICAL MANIFESTATIONS OF THE ASTHENIC SYNDROME IN FIRST SCHOOL YEAR CHILDREN

1Medical Research Institute for Northern Problems, 3 G, Partizana Zeleznyaka Str., Krasnoyarsk, Russian Federation, 660022 Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V. F. Voyno-Yasenetsky, 1, Partizana Zeleznyaka Str., Krasnoyarsk, Russian Federation, 660022

3"Sharypovskaya City Hospital", Sharypovo, Russian Federation, 662325

There are presented data of the assessment of both clinical and anamnestic evaluation of children with a different prognosis of adaptation and the clinical manifestations of asthenic syndrome in first school year children. The total incidence of clinical manifestations of asthenic syndrome was established to be more frequently occurred in children with an unfavorable prognosis, they have also experienced the greatest gain of the manifestations of the syndrome by the end of the 1st year of the study at the school. There were identified the factors associated with moderately favorable and unfavorable prognosis of adaptation of children to school, the level of risk for each out of these factors has been detected. The data obtained indicate to a high probability of adverse course of the adaptation to the school in children with indications of complicated course of the delivery in the history, the presence of bad habits in their parents, pregnancy gestoses, emotional lability and hyperkinetic syndrome.

Key words: first school year children; adaptation to school; the prognosis for adaptation; asthenic syndrome.

Современные формы обучения детей, психоэмоциональные перегрузки, рост внутрисемейной напряженности способствуют увеличению частоты психоневрологических отклонений у младших школьников [1]. Нужно учитывать, что для школьников младшего возраста характерны незаконченность морфофункционального развития и лабильность физиологических процессов [2]. Современных школьников отличают от сверстников прошлых лет сниженные функциональные возможности [3]. Нарушение психоневрологического развития отмечается у 30-56% условно-здоровых школьников [4]. В основе этих изменений лежат минимальные органические повреждения головного мозга, родовые травмы и перинатальные гипоксические поражения различной тяжести, перенесенные матерью заболевания [5, 6]. Такие нарушения не позволяет ребенку своевременно адаптироваться к новым условиям существования и адекватно переносить интеллектуальные нагрузки.

Для корреспонденции: Эверт Лидия Семеновна, доктор мед. наук, НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН, зав. клиническим отд-нием нарушений сердечного ритма и синкопальных состояний, e-mail: [email protected]

Психологическое катамнестическое исследование детей, перенесших гипоксию, выявило снижение способности к обучению у 67%, нарушения моторики - у 38%, отклонения в эмоциональном развитии - у 58% [7, 8].

Симптоматика астенического синдрома встречается у младших школьников довольно часто и является, по-видимому, следствием нарушения адаптационных механизмов, когда ребенку предъявляются завышенные требования в ходе образовательного процесса, при еще недостаточно сформированных у него навыках и высших психических функциях [9].

Дезадаптация школьников может приводить к развитию различных форм патологии и снижению качества их жизни, поэтому необходим поиск критериев для формировании групп детей, подверженных риску нарушений адаптации к школе в первый год обучения.

Материалы и методы

Проведено обследование 271 школьника первого года обучения одной из гимназий Красноярска, в которой условия обучения характеризовались высо-

38

ким уровнем учебных нагрузок. Детей обследовали в начале и конце первого года обучения. Прогноз течения адаптации оценивали с помощью анкеты, включенной в методические рекомендации Минздрава России "Мероприятия по облегчению адаптации к условиям дошкольного учреждения и школы" (Москва, 2004). Анкету заполняли родители ребенка перед его поступлением в 1-й класс. В соответствии с различными вариантами прогноза течения адаптации все обследованные дети перед поступлением в школу были распределены на 3 группы: 1-я группа - дети с благоприятным, 2-я - со среднеблагопри-ятным и 3-я - с неблагоприятным прогнозом адаптации. Данные о нарушениях нервно-психического здоровья и социально-психологической адаптации детей получали путем анкетирования родителей и педагогов [10]. Эмоциональный статус оценивали с помощью "шкалы для определения эмоционального профиля первоклассников при адаптации к школе". Все полученные данные обработаны статистически с использованием программы Statistika 5.5 for Windows. Для выявления признаков, ассоциированных с определенным видом прогноза адаптации детей к школе, был проведен регрессионный анализ.

Результаты и обсуждение

Анализ анамнестических данных выявил зависимость между течением процесса адаптации детей к школе и наличием вредных привычек у родителей. Такие привычки чаще встречались у родителей детей с неблагоприятным (65,4%) и среднеблагоприятным (44,1%) прогнозом, реже - у родителей школьников с благоприятным прогнозом (14,1%).

В анамнезе детей с благоприятным прогнозом адаптации гестозы беременности встречались у

28,9% их матерей, при среднеблагоприятном прогнозе - у 50%, при неблагоприятном прогнозе - у 77,8% матерей (рис. 1).

В отношении благоприятного прогноза адаптации детей осложненное течение родов зарегистрировано у 19,7% матерей, при среднеблагоприятном прогнозе - у 60,8%, при неблагоприятном прогнозе - у 96,3% матерей.

Перинатальное поражение ЦНС (ППЦНС) у детей на первом году жизни в анамнезе школьников с благоприятным прогнозом адаптации было выявлено у 57% учащихся, при среднеблагоприятном прогнозе -у 90,1%, при неблагоприятном прогнозе - у 100%.

Анализ астенического синдрома у школьников с различными прогнозами адаптации в начале и конце первого года обучения показал, что при благоприятном прогнозе частота клинических проявлений астенического синдрома (головная боль, повышенная утомляемость, нарушение сна) составляла 52,6% перед поступлением в школу и 68,1% - в конце первого года обучения (рис. 2).

Среди детей со среднеблагоприятным прогнозом частота клинических проявлений астенического синдрома была выше и составляла 66,7% в начале года и 84,6% в конце первого года обучения. Среди школьников с неблагоприятным прогнозом частота проявлений астенического синдрома в начале года составляла 61,9%, в конце первого года обучения - 91,3%.

Эти данные свидетельствуют об увеличении частоты клинических проявлений астенического синдрома к концу первого года обучения у всех обследованных школьников, при этом больший рост был отмечен в отношении детей с неблагоприятным прогнозом адаптации.

Головные боли у школьников в начале учебно-

%

100-, 908070605040302010-

96,3

100

77,8

50,0

28,9

60,8

19,7

57,0

1 2 [ЦЦ Благоприятный прогноз

Среднеблагоприятный прогноз I : ] Неблагоприятный прогноз

%

100-, 908070605040 —

91,3

84,6

68,1

66,7

52,6

61,9

1 2

В начале учебного года

В конце первого года обучения

Рис. 1. Частота патологии в перинатальном периоде у детей с различным прогнозом адаптации (в %).

1 - гестозы беременности у матерей; 2 - осложненное течение родов; 3 - ППЦНС на первом году жизни.

Рис. 2. Суммарная частота клинических проявлений астенического синдрома (в %) у детей с различными прогнозами адаптации в динамике наблюдения (перед поступлением в школу и в конце первого года обучения).

1 - благоприятный прогноз; 2 - среднеблагоприятный прогноз; 3 - неблагоприятный прогноз адаптации.

Эверт Л.С., Потупчик Т.В., Крысенко Л.В., Паничева Е.С.

39

Таблица 1

Клинико-анамнестические показатели, ассоциированные с очень высоким и высоким риском неблагоприятного

течения адаптации

Признак ОШ х2 Р ДК

Осложненное течение родов 105,86 62,2090 < 0,0001 10

Вредные привычки у родителей 11,52 28,1560 < 0,0001 5

Гестозы беременности 8,62 22,8640 < 0,0001 5

Эмоциональная лабильность 4,45 8,9269 0,0028 3

Гиперкинетический синдром 4,04 7,0839 0,0078 3

Таблица 2

Клинико-анамнестические показатели, ассоциированные с очень высоким и средним риском среднеблагоприятного

течения адаптации

Признак ОШ х2 Р ДК

ППЦНС на первом году жизни 6,85 34,3350 < 0,0001 4

Осложненное течение родов 6,31 43,6530 < 0,0001 4

Гестозы беременности 2,46 11,2600 0,0008 2

Головная боль 2,73 4,9833 0,0256 2

Эмоциональная лабильность 2,27 6,0664 0,0138 2

с благоприятным прогнозом против 52,4% в группе с неблагоприятным прогнозом и у 36% в группе со среднеблагоприятным прогнозом адаптации. Гиперкинетический синдром был обнаружен у 15,6% школьников с благоприятным прогнозом и у 42,9% детей с неблагоприятным прогнозом адаптации.

Между прогнозом адаптации детей и гестозами беременности у матерей нами была установлена слабая корреляция (г = 0,30; р < 0,001), с осложненным течением родов отмечена умеренная корреляция (г = 0,53; р < 0,001), с ППЦНС на первом году жизни -средняя корреляция (г = 0,40; р < 0,001), с наличием вредных привычек у родителей - средняя корреляция (г = 0,40; р < 0,001), с астеническим синдромом у детей - слабая корреляция (г = 0,22; р = 0,001).

Проведенный регрессионный анализ позволил выявить факторы, ассоциированные с определенным видом адаптации, и установить величину отношения шансов (ОШ) и значения диагностического коэффициента (ДК) для каждого из этих факторов. Нами определены следующие критерии оценки риска неблагоприятного или среднеблагоприятного прогноза адаптации по ДК: низкий риск - ДК = 1,0-1,9, средний риск - ДК = 2,0-2,9, высокий риск - ДК = 3,0-3,9, очень высокий риск - ДК > 4,0.

По полученным нами данным, мы также сделали вывод об очень высокой вероятности неблагоприятного прогноза адаптации к школе у детей с наличием в анамнезе указаний на осложненное течение родов у матерей (ОШ = 105,86; ДК = 10), наличием вредных

го года чаще выявлялись при среднеблагоприятном прогнозе адаптации (18,7%) и увеличивались к концу учебного года до 29,7% (рис. 3). Проявления эмоциональной лабильности отмечались у 19,8% детей

%

60 504030 2010-

0

18,7

7,8

52,4

19,8

42,9

15,6

1 2 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЦЦ Благоприятный прогноз |::: :| Среднеблагоприятный прогноз

I I Неблагоприятный прогноз

Рис. 3. Проявления астенического синдрома у детей с различным прогнозом адаптации (в %).

1 - головная боль; 2 - эмоциональная лабильность; 3 - гиперкинетический синдром.

привычек у родителей (ОШ = 11,52; ДК = 5), гестозов беременности у матерей (ОШ = 8,62; ДК = 5). Высока вероятность неблагоприятного прогноза адаптации к школе у детей с наличием эмоциональной лабильности (ОШ = 4,45; ДК = 3) и гиперкинетического синдрома (табл. 1).

С высокой вероятностью среднеблагоприятно-го прогноза адаптации связаны наличие в анамнезе ППЦНС на первом году жизни (ОШ = 6,85; ДК = 4), осложненного течения родов (ОШ = 6,31; ДК = 4). К признакам, сопряженным со средней степенью риска среднеблагоприятного прогноза адаптации, отнесены наличие головных болей (ОШ = 2,73; ДК = 2) и эмоциональной лабильности (ОШ = 2,27; ДК = 2) (табл. 2).

Таким образом, наличие вредных привычек у родителей, гестозы беременности, осложненное течение родов в анамнезе чаще встречались у матерей детей с неблагоприятным прогнозом адаптации, реже - в группе с благоприятным прогнозом; ППЦНС на первом году жизни в анамнезе наблюдалось у всех детей с неблагоприятным прогнозом адаптации. Суммарная частота клинических проявлений астенического синдрома была выше у детей с неблагоприятным прогнозом адаптации, у них же отмечен наибольший рост показателя к концу первого года обучения.

Выявленные нами факторы риска нарушений течения адаптации у младших школьников позволяют рекомендовать их в качестве критериев оценки адаптации детей в течение первого года обучения в школе. Установленные критерии могут быть использованы при формировании групп риска по различным вариантам течения адаптации первоклассников к школе, планировании комплекса лечебно-профилактических мероприятий и оценке их эффективности у детей с нарушениями процессов адаптации к обучению в школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Куинджи Н.Н., Лапонова Е.Д. Особенности адаптации детей к предметному обучению при гендерной индивидуализации и традиционной организации образовательного процесса. Российский педиатрический журнал. 2013; 3: 50-3.

2. Макарова М.В., Потупчик Т.В., Прахин Е.И., эверт Л.С., Бакшеева С.С. Прогнозирование типа адаптации детей в условиях интенсификации учебного процесса. Сибирский медицинский журнал. 2012; 2: 46-8.

3. Зорина И.г. Особенности психоэмоционального состояния школьников в течение учебного года. Российский педиатрический журнал. 2013; 2: 47-50.

4. Сухарева Л.М., Надеждин Д.С., Кузенкова Л.М., Маслова О.И., глоба О.В., Андреенко Н.В. Особенности психических функций у детей младшего школьного возраста с изменениями психоневрологического статуса. Российский педиатрический журнал. 2009; 2: 28-34.

5. Токарь О.В., Зимарева Т.Т., Липай Н.Е. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников. М.: Флинта; 2009.

6. грибанов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплекин

Д.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. М.: Академический Проект; 2004.

7. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. СПб: Речь; 2008.

8. Барт К. Трудности в обучении: раннее предупреждение. М.: Академия; 2006.

9. Гончарова Г.А. Особенности нервно-психических нарушений у младших школьников в динамике обучения. Российский педиатрический журнал. 2009; 2: 23-7.

10. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: Руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2008.

REFERENCES

1. Kuindzhi N.N., Laponova E.D. Peculiarities of the adaptation of children to subject education under gender individualization and traditional arrangement of the educational process. Rossiyskiy pedi-atricheskiy zhurnal. 2013; 3: 50-3. (in Russian)

2. Makarova M.V., Potupchik T.V., Prakhin E.I., Evert L.S., Bak-sheeva S.S. Forecasting of type of adaptation of children in the conditions of an intensification of educational process. Sibirskiy med-itsinskiy zhurnal. 2012; 2: 46-8. (in Russian)

3. Zorina I.G. Features of a psychoemotional condition of schoolboys within an academic year. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 2: 47-50. (in Russian)

4. Sukhareva L.M., Nadezhdin D.S., Kuzenkova L.M., Maslova O.I., Globa O.V., Andreenko N.V. Features of mental functions at children of younger school age with changes of the psychoneurological status. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2009; 2: 28-34. (in Russian)

5. Tokar' O.V., Zimareva T.T., Lipay N.E. Psihologo-pedagogical .support of hyperactive preschool children. Moscow: Flinta; 2009. (in Russian)

6. Gribanov A.V., Volokitina T.V., Guseva E.A., Podoplekin D.N.

Syndrome of deficiency of attention with hyperactivity at children. Moscow: Akademicheskiy Proekt; 2004. (in Russian)

7. Politika O.I. Children with a syndrome of deficiency of attention and hyperactivity. Sankt Petersburg: Rech'; 2008. (in Russian)

8. Bart K. Difficulties in training: the early prevention. Moscow: Aka-demiya; 2006. (in Russian)

9. Goncharova G.A. Features of psychological infringements at younger schoolboys in dynamics of training. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2009; 2: 23-7. (in Russian)

10. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M. Estimation of a state of health of children. New approaches to preventive and improving work in educational institutions: the Management for doctors. Moscow: GEOTAR-Media; 2008. (in Russian)

Поступила 02.12.13

сведения об авторах:

Потупчик Татьяна Витальевна, канд. мед. наук, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, ст. преподаватель каф. фармакологии с курсами клинической фармакологии, фармацевтической технологии и курсом ПО, e-mail: [email protected]; Крысенко Людмила Васильевна, врач-невролог, МБУЗ Шарыповская городская больница, e-mail: [email protected] ; Паничева Елена Сергеевна, канд. мед. наук, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, ассистент каф. клиники терапевтической стоматологии, e-mail: lena_evert@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.