Значимые показатели относительного экологического риска (р<0,001) для заболеваемости новорожденных ВПР в Белгородской области в условиях повышенной нагрузки на пашню минеральных удобрений
Относитель- Довери-
Заболеваемость ВПР ный экологический риск (RR) тельный интервал (95% СУ)
Заболеваемость ВПР костно-мышечной 2,07 1,49-2,88
новорожденных ВПР системы МВПР 1,25 0,8-1,92
ВПР мочевой системы 1,09 0,79-1,49
ВПР половой системы 2,76 1,75-4,39
ВПР в целом 1,33 1,19-1,49
внесения в пашню минеральных удобрений коррелирует с заболеваемостью новорожденных ВПР: c увеличением внесения в пашню минеральных удобрений растет заболеваемость новорожденных ВПР. Наибольший экологический риск в условиях повышенной нагрузки на пашню минеральных удобрений установлен для ВПР половой системы у новорожденных (RR=2,76) (см. таблицу).
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 14-16-31011 «Эколого-гигиеническая оценка репродуктивного здоровья женского населения Белгородской области».
Литература (п.п. 9 см. References)
1. Бочков Н.П., Рослова Т.А., Якушина И.И. Медико-генетическое консультирование по поводу мутагенных и тератогенных воздействий. Медицинская генетика. 2009; 8(1): 3-8.
2. Верзилина И.Н., Агарков Н.М., Чурносов М.И. Влияние антропогенных загрязнителей атмосферы на частоту врожденных аномалий развития среди новорожденных детей г. Белгорода. Экология человека. 2007; 8: 10-4.
3. Верзилина И.Н., Агарков Н.М., Чурносов М.И. Воздействие антропогенных атмосферных загрязнителей на частоту врожденных аномалий развития. Гигиена и санитария. 2008; 2: 17-20.
4. Верзилина И.Н., Чурносов М.И., Евдокимов В.И., Романова Т.А. Анализ динамики и структуры заболеваемости новорожденных, распространенности врожденных пороков развития в Белгородской области. Научные ведомости
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015
Белгородского государственного университета . Серия: Медицина. Фармация. 2011; 16 (111): 153-8.
5. Демикова Н. С. Мониторинг врожденных пороков развития и его значение в изучении их эпидемиологии. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2003;48(4): 13-7.
6. Панкова Е. Е. Эпидемиология врожденных пороков развития в Краснодарском крае: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Томск; 2009.
7. Передвигана А. В. Частота, структура и факторы риска формирования врожденных пороков развития плода и новорожденного в Удмуртской Республике: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Пермь; 2009.
8. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. Протасов В.Ф., ред. Москва : Финансы и статистика; 1995.
References
1. Bochkov N.P., Roslova T.A., Yakushina I.I. Medical and genetic counseling about the mutagenic and teratogenic effects. Me-ditsinskaya genetika. 2009; 8(1): 3-8. (in Russian)
2. Verzilina I.N., Agarkov N.M., Churnosov M.I. Influence of anthropogenic air pollutants on the incidence of congenital malformations among newborns of Belgorod. Ekologiya cheloveka. 2007; 8: 10-4. (in Russian)
3. Verzilina I.N., Agarkov N.M., Churnosov M.I. The impact of anthropogenic atmospheric pollutants on the incidence of congenital abnormalities. Gigiena i sanitariya. 2008; 2: 17-20. (in Russian)
4. Verzilina I.N., Churnosov M.I., Evdokimov VI., Romanova T.A. Analysis of the dynamics and structure of neonatal morbidity, prevalence of congenital malformations in the Belgorod region. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta . Seriya: Meditsina. Farmatsiya. 2011; 16 (111): 153-8. (in Russian)
5. Demikova N. S. Monitoring of congenital malformations and its importance in the study of their epidemiology. Rossiyskiy vestnik perinatologii ipediatrii. 2003; 48(4): 13-7. (in Russian)
6. Pankova E. E. Epidemiology of Congenital Malformations in the Krasnodar Territory: Dis. Tomsk; 2009. (in Russian)
7. Peredvigina A. V The Frequency, Structure and Risk Factors for the Formation of Congenital Malformations of the Fetus and the Newborn in the Udmurt Republic: Dis. Perm'; 2009. (in Russian)
8. Protasov V.F., Molchanov A.V. Environmental, Health and Environmental Management in Russia [Jekologiya, Zdorov'e i Prirodopol'zovanie v Rossii]. Protasov V.F., ed. Moscow: Fi-nansy i statistika; 1995. (in Russian)
9. Carmona R. H. The global challenges of birth defects and disabilities. Lancet. 2005; 366(9492): 1144-6. (in Russian)
Поступила 22.11.13 Received 22.11.13
УДК 613.955:372.3-053.2]-07
Эверт Л.С.1, Потупчик Т.В.2, Паничева Е.С.1, Аверьянова О.В.3
СОСТОЯНИЕ ГЕМОДИНАМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ДЕТЕЙ-ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
'ФГБУ «НИИ медицинских проблем Севера» СО РАМН, 660022, г. Красноярск, Россия; 2ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава РФ, 660022, г. Красноярск, Россия; 3МБУЗ «Родильный дом № 4», отделение УЗД №1, 660037, г. Красноярск, Россия
Резюме. Для определения гемодинамических показателей в период адаптации у детей обследован 271 первоклассник гимназии г. Красноярска. Изучена динамика показателей гемодинамики в процессе адаптации, определена степень влияния гемодинамических показателей на адаптационный процесс, выявлены особенности гемодинамических показателей у детей с различным прогнозом течения адаптации. Дети с неблагоприятным прогнозом адаптации к школе имели по данным кардиоритмографии (КРГ) низкие значения мощности в диапазоне медленных волн в период восстановления ортостатической пробы, что свидетельствует о повышенном тонусе симпатической нервной системы. Установлены корреляционные взаимосвязи прогноза адаптации детей к школе с измененным (повышенным, пониженным) уровнем артериального давления и величиной индекса Робинсона.
Ключевые слова: адаптация; дети; гемодинамические показатели. Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(3): 73-76.
[гиена и санитария 3/2015
Evert L. S.1, Potupchik T. V2, Panicheva E. S.1, Aver'yanova O. V.3 THE STATE OF HAEMODYNAMIC INDICES IN FIRST-GRADE PUPILS DURING THE ADAPTATION TO SCHOOL
'Scientific research Institute of medical problems of the North, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660022; 2State Medical University of a name of prof. V.F. Voyno-Yasenetsky of the Ministry of Healthcare of the Krasnoyarsk, Russian Federation, 660022; Maternity hospital № 4, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660022
For the determination of haemodynamic indices during the period of in adaptation in children there was examined 27' schoolboy from the gymnasium of the city of Krasnoyarsk. There was studied the dynamics of haemodynamic indices in the course of adaptation, there were detected the degree of influence of haemodynamic indices on the process of adaptation, there were revealed features of haemodynamic indices in children with the various forecast of a course of adaptation. Children with the unfavorable forecast of adaptation to school had according to data of cardiorhythmography (CRG) low values of power in a range of slow waves during the period of restoration of the orthostatic test that testifies to the raised tone of sympathetic nervous system. There were established the correlation interrelationships of the forecast of adaptation of children to school with changed (raised, lowered) level of arterial pressure and Robinson's index value.
Key words: adaptation; children; haemodynamic indices.
Citation: Gigiena i Sanitariya. 20'5; 94(3): 73-76. (in Russ.)
Значительные изменения в системе образования привели к увеличению числа первоклассников с комбинированной патологией. У большей части детей заболевания протекают в скрытой, бессимптомной форме, что затрудняет их диагностику и своевременное проведение лечения. Высокая учебная нагрузка у детей нередко приводит к развитию дезадаптивных стрессовых реакций, которые сказываются на здоровье учащихся и их успеваемости [1-3].Эффекторной системой, реализующей тот или иной ответ организма, является прежде всего сердечно-сосудистая система, которая наиболее чутко реагирует на весьма незначительные неблагоприятные воздействия, поскольку ей принадлежит роль индикатора адаптационно-приспособительных реакций [4]. Период адаптации у первоклассников характеризуется низким и неустойчивым уровнем работоспособности, очень высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой, симпатоадреналовой системы [5-7]. Несоответствие требований и возможностей ребенка ведет к неблагоприятным изменениям центральной нервной системы, к резкому падению учебной активности, снижению работоспособности и выраженному утомлению. Адаптационный период первоклассников сопровождается снижением функциональных резервов сердечно-сосудистой системы [8]. В основе формирования функциональных отклонений в младшем школьном возрасте лежат нарушения вегетативной регуляции [9-11].
Материалы и методы
Объектом исследования были учащиеся первых классов в возрасте 6-8 лет. Всего обследован 271 первоклассник. Перед поступлением в гимназию г. Красноярска все дети были разделены на 3 группы относительно прогноза течения адаптации: благоприятного, среднеблагоприят-ного, неблагоприятного. Обследование детей в гимназии проводилось дважды, в начале и в конце первого года обучения, и включало анкетирование родителей, клинический осмотр, определение гемодинамических показателей - измерение артериального давления (АД), проведение ортостатической пробы, подсчет индекса Робинсона и индекса функциональных изменений (ИФИ), электрокардиографию (ЭКГ), реоэнцефалографию (РЭГ), карди-оритмографию (КРГ). Полученные результаты прошли статистическую обработку на персональном компьютере с применением ППП Statistika 5.5 for Windows. Проведен корреляционный и регрессионный анализ.
Для корреспонденции: Эверт Лидия Семеновна, lidiya_ [email protected]
For correspondence: EvertL.S., [email protected]
Результаты и обсуждение
Анализ показателей систолического артериального давления (САД) в группах с различным прогнозом адаптации выявил увеличение числа учащихся с повышенными значениями САД в группе с благоприятным и особенно с неблагоприятным прогнозом течения адаптации. По показателям диастолического артериального давления (ДАД) в группах с различным прогнозом адаптации (ПА) был установлен рост числа учащихся с повышенными показателями ДАД в конце 1 года обучения в группе со среднеблагоприятным и менее значительное увеличение числа таких детей в группе с неблагоприятным ПА (рис. 1).
В группе с благоприятным ПА у большинства детей (72%) отмечено оптимальное восстановление показателей гемодинамики в ходе выполнения ортостатической пробы в сравнении с 11,1% в группе с неблагоприятным ПА (р<0,0001); в группе со среднеблагоприятным ПА оптимальное восстановление показателей гемодинамики отмечалось у 66,7% первоклассников (рис. 2). В группе с благоприятным ПА большинство детей отличались низкими значениями индекса Робинсона - 73,5% против 23,5% - у детей с неблагоприятным прогнозом (р=0,0001), что свидетельствовало о высоких аэробных возможностях и удовлетворительной адаптации детей к школе (рис. 3).
У детей с неблагоприятным ПА чаще регистрировались номотопные нарушения ритма сердца по типу синусовой тахикардии (40%, р13=0,0006) и синусовой аритмии (р13=0,0163), свидетельствующие о нарушении вегетативной регуляции сердечного ритма (рис. 4).
Среди первоклассников с неблагоприятным ПА выявлено преобладающее влияние симпатического отдела ВНС на регуляцию сердечного ритма, что подтверждалось различиями средних значений показателя моды (Мо) в анализируемых группах - 0,60 мс у детей с неблагоприятным ПА против 0,62 мс в группе с благоприятным и 0,63 мс со среднеблагоприятным ПА (р1-2=0,0431, р2-3=0,0431) и показателя LF/HF - 2,13 - в группе с благоприятным ПА, 2,74 - в группе со сред-неблагоприятным ПА (р2=0,3452) и 4,67 - в группе с неблагоприятным ПА (р1-3=0,2249, р2-3=0,0431) (рис.5). Напряженное функционирование ВНС у детей со сред-неблагоприятным ПА подтверждалось более высокими значениями интегрального показателя - индекса напряжения (ИН): 636,2 усл. ед. у детей со среднеблаго-приятным и 229,9 усл. ед. у детей с благоприятным ПА (р1-2=0,0277) (рис. 6).
В начале учебного года
В конце 1 -го года обучения
Рис. 1. Повышенные показатели САД (а) и ДАД (б) у детей с различным прогнозом адаптации в динамике наблюдения.
Наиболее частыми нарушениями церебрального кровообращения у детей с неблагоприятным ПА было наличие дистонических изменений сосудов по гипертоническому типу - в 50% случаев (р1-3=0,0225) (рис. 7).
У первоклассников с неблагоприятным ПА напряжение адаптивных механизмов по данным ИФИ (у 22,2%,
<0,0001
ууХ Благоприятный Q Среднеблагоприятный ЦЦ Неблагоприятный прогноз
Рис. 2. Показатели (в %) ортостатической пробы у детей с различ-
ным прогнозом адаптации.
73,5
,=0,0001
ШШШР 66,7
- ¡¡я шш
- lllllff 23,5
- шЯ
Рис адаптации 100 80 60 40 20 0
|%1 Благоприятный
[а] Среднеблагоприятный
Неблагоприятный прогноз
3. Индекс Робинсона (в %) у детей с различным прогнозом
10
[та
Синусовая аритмия HI Благоприятный
Синусовая тахикардия Среднеблагоприятный
И Неблагоприятный прогноз
Рис. 4. Частота встречаемости (в %) синусовой аритмии и синусовой тахикардии у детей с благоприятным и неблагоприятным прогнозом адаптации.
^1-3=0,1210, р2-3=0,0327) и неудовлетворительное состояние адаптации (у 18,5%, ^1-3=0,0117, р2-3=0,0637) встречалось чаще, чем в других группах. Состояние адаптации у детей со среднеблагоприятным и благоприятным ПА чаще характеризовалось как удовлетворительное (у 81, 76,8 и 55,6%, />1-3=0,0040, р2-3=0,0312) (см. таблицу).
5,0-, 4,03,02,01,00,0-
4,67
0,62 0,63 0,6
Mo
Благоприятный
LF/HF в ортостазе Среднеблагоприятный
И Неблагоприятный прогноз
Рис. 5. Показатели кардиоритмограммы у детей с различным прогнозом адаптации.
636,2 Р2-з=0,0277
600500400300200100-
318,93 336,8 324,2
229,95
146,68 127,13 , 88,05
ИН исходный
Благоприятный
И H стоя
ИН
восстановленный
Среднеблагоприятный
И Неблагоприятный прогноз
Рис. 6. Показатели индекса напряжения (ИН) у детей с раличным прогнозом адаптации.
60-, 50403020100-
р = 0,0225
4,35
V////////X
0
0
Гипертонический тип Благоприятный
Гипотонический тип
Среднеблагоприятный
ЦЦ Неблагоприятный прогноз
Рис. 7. Дистонические изменения (в %) церебральных сосудов у детей с различными типами прогноза адаптации.
]^1гиена и санитария 3/2015
Характеристика адаптационных состояний у обследованных с различным прогнозом адаптации
Прогноз адаптации
Состояние адаптации благоприятный (1-я группа; n = 142) средне-благоприятный (2-я группа; n = 102) неблагоприятный (3-я группа; n = 27) Р (по критерию MW)
абс. % абс. % абс. %
Удовлетворительное
Напряжение механизмов адаптации
Неудовлетворительное
Срыв механизмов адаптации
115
16
81,0
11,2
5,0
2,8
78
76,5
7,8
6,9
15
р2-3
Л-3 р2-3
Таким образом, оптимальный уровень адаптации характеризовался наименьшими значениями индекса Робинсона, адекватным восстановлением гемодинамики в ходе выполнения ортостатической пробы. При неблагоприятном ПА чаще диагностировали синусовую тахикардию и синусовую аритмию, отражающие преобладание симпатического отдела ВНС в регуляции сердечного ритма, подтвержденное достоверно более высокими значениями интегрального показателя активности LF/HE Напряженное функционирование ВНС у детей со среднеблагоприятным ПА подтверждалось более высокими значениями интегрального показателя - индекса напряжения. По данным ИФИ у первоклассников с неблагоприятным ПА напряжение адаптивных механизмов и неудовлетворительное состояние адаптации встречались чаще, чем в других группах.
Установлены корреляционные взаимосвязи ПА детей к школе с измененным (повышенным, пониженным) уровнем АД и величиной индекса Робинсона. Одним из критериев неблагоприятного ПА у младших школьников являются низкие значения показателя мощности в диапазоне медленных волн (LF, мс) в период восстановления ортостатической пробы, отражающие нарушение адаптации.
Литер ату р а
1. Гордиец А.В. Состояние здоровья первоклассников и особенности их адаптации к школьному обучению. Российский педиатрический журнал. 2010; 6: 49-52.
2. Мешков Н.А., Иванов С.И., Вальцева Е.А., Анциферов Б.М. Адаптационное состояние детского организма как индикатор неблагоприятного влияния окружающей среды. Гигиена и санитария. 2007; 5: 52-3.
3. Потупчик Т.В., Макарова М.В., Прахин Е.И., Эверт Л.С., Бакшеева С.С. Критерии оценки адаптации детей к высоким учебным нагрузкам. Гигиена и санитария. 2011; 6: 41-4.
4. Звездина И.В., Жигарева Н.С., Агапова Л.А. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы детей в динамике обучения в начальной школе. Российский педиатрический журнал. 2009; 2 : 19-23.
5. Басманова Е.Д., Вавилова В.П. Состояние здоровья и проблемы школьной адаптации первоклассников. Вопросы современной педиатрии. 2003; т. 2 (прил. 1): 30.
6. Макарова М.В., Потупчик Т.В., Прахин Е.И., Эверт Л.С.,
Бакшеева С.С. Прогнозирование типа адаптации детей в условиях интенсификации учебного процесса. Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2012; 2: 46-8.
7. Сетко А.Г., Сетко Н.П., Макарова Т.М., Сетко И.М. Особенности адаптированности детей к факторам среды обитания и критерии их оценки. Гигиена и санитария. 2005; 6: 57-8.
8. Псеунок А.А. Адаптивные возможности сердечно-сосудистой системы детей, обучающихся по новым образовательным программам. Педиатрия. 2005; 6: 77-9.
9. Похачевский А.Л. Изучение вариабельности ритма сердца при нагрузочном тестировании. Кардиология. 2010; 1 : 29-35.
10. Спицин А.П., Спицина Т.А. Вариабельность сердечного ритма в условиях нервно-психического напряжения. Гигиена и санитария. 2011; 4: 65-8.
Эверт Л.С., Макарова М.В., Маслова М.Ю., Ларькина М.В., Потупчик Т.В. Вариабельность сердечного ритма у младших школьников с различным уровнем адаптации к высоким учебным нагрузкам. Сибирское медицинское обозрение. 2009; 4 : 32-5.
References
55,6
22,2
18,5
3,7
= 0,0040 = 0,0312
= 0,1210 = 0,0327
0,0117
Л-3 =
р2-3 = 0,0637
Л-3 р2-3
= 0,8031 = 0,3764
11.
3
Gordiets A.V. State of health of first-graders and feature of their adaptation to school training. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2010; 6: 49-52. (in Russian)
Meshkov N.A., Ivanov S.I., Val'tseva E.A., Antsiferov B.M. Adaptable condition of a children's organism as the indicator of adverse influence of environment. Gigiena i sanitariya. 2007; 5: 52-3. (in Russian)
Potupchik T.V., Makarova M.V., Prakhin E.I., Evert L.S., Bakshe-eva S.S. Criteria of an estimation of adaptation of children to high academic loads. Gigiena i sanitariya. 2011; 6: 41-4. (in Russian) Zvezdina I.V., Zhigareva N.S., Agapova L.A. Functional condition of cardiovascular system of children in dynamics of training in an elementary school. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2009; 2: 19-23. (in Russian)
Basmanova E.D., Vavilova V.P. State of health and problems of school adaptation of first-graders. Voprosy sovremennoy pediat-rii. 2003; vol. 2 (Sappl. 1): 30. (in Russian) Makarova M.V., Potupchik T.V., Prakhin E.I, Evert L.S., Bak-sheeva S.S. Forecasting of type of adaptation of children in the conditions of an intensification of educational process. Sibirskiy meditsinskiy zhurnal (Irkutsk). 2012; 2: 46-8. (in Russian) Setko A.G., Setko N.P., Makarova T.M., Setko I.M. Features of adaptedness of children to factors of an inhabitancy and criteria of their estimation. Gigiena i sanitariya. 2005; 6: 57-8. (in Russian)
8. Pseunok A.A. Adaptive possibilities of cardiovascular system of children trained on new educational programs. Pediatriya. 2005; 6: 77-9. (in Russian)
9. Pokhachevskiy A.L. Studying of variability of a rhythm of heart at loading testing. Kardiologiya. 2010; 1: 29-35. (in Russian)
10. Spitsin A.P., Spitsina T.A. Variability of a warm rhythm in the conditions of psychological pressure. Gigiena i sanitariya. 2011; 4: 65-8. (in Russian)
Evert L.S., Makarova M.V., Maslova M.Yu., Lar'kina M.V., Potupchik T.V. Variability of a warm rhythm at younger schoolboys with various level of adaptation to high academic loads. Sibirskoe meditsinskoe obozrenie. 2009; 4: 32-5. (in Russian)
7
11
Поступила 0 Received 0
.11.13 .11.13
8
6
7
7
5
4
9
1