Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ОРГАНИЗМ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ'

ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ОРГАНИЗМ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
86
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — M.M. Мокеева, H.П. Сетко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Three-year ecological, hygienic, and physiological studies of the influence of a combination of environmental factors on the functional status in 510 junior schoolchildren have established that the leading determinants of the formation of the habitat of junior schoolchildren from the educational establishments under study are the irrational organization of a learning process, poor educational conditions, socio-hygienic living conditions and lifestyle in the family, the level of environmental pollution. Dispersion and factorial analyses have established that there is a relationship between the quantitative and qualitative characteristics of these factors, as well as between the performance of the central nervous and cardiovascular systems and the increase in the incidence of diseases in the pupils. The findings may be used to draw up research-and-practical recommendations on the optimization of training of junior pupils on organizing gymnasium-type education and on their health promotion whose introduction will increase the reserve capacities of the children and preserve their health.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ОРГАНИЗМ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ»

ческих функций, что обусловлено высоким профессиональным уровнем в динамике обучения. Установлено, что процент детей с гармоничным физическим развитием среди сельских школьников был выше.

Литература

1. Абросимова Л. П., Кабирова Е. В., Симакова Т. А., Шерстобитов Р. Г. // Гиг. и сан. - 1998. - №8,-С. 30-32.

2. Антропова М. В. Функциональные и адаптивные возможности детей и подростков. — М., 1974. — Т. 1-2.

3. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. — М., 1979.

4. Баевский Р. М., Берсенева А. П., Вакулин В. К. и др. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 1987. — N° 8. — С. 8-10.

5. Ильин А. Г., Агапова Л. А. // Гиг. и сан. — 2000. — № 5. - С. 43-46.

6. Казначеев В. А. // Адаптация человека в различных климатогеографических и производственных условиях. - М„ 1981. - Т. 1. - С. 5-7.

7. Кучма В. Р., Суханова Н. И., Кашечкина И. А., Каре-тина С. А. // Гиг. и сан. - 1996. - № 1. - С. 27-29.

8. Осотова В. П. // Там же. - 1998. - № 7. — С. 44-46.

9. Парин В. В., Баевский Р. М. // Успехи физиол. наук. - 1970. - № 2. - С. 100-112.

10. Платонов К. К. Вопросы психологии труда. — М., 1970.

П. Чурьянова М- И., Круглова И И. // Здравоохр. Рос. Федерации. - 1994. — № 4. — С. 25-28.

Поступила 21.12.01

Summary. The paper presents the results of a survey of the physical development and functional status of 513 urban and rural schoolchildren. Rural children showed a higher tension index that urban ones did. The urban pupils had higher indices of mental and physiological functions in the course of learning. The proportion of children with harmonic physical development was found to be higher among rural schoolchildren.

С М. М. МОКЕЕВЛ. н П. СЕТКО. 2002 УДК 613.955-07

М. М. Мокеева, И. П. Сетко

ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ОРГАНИЗМ УЧАЩИХСЯ МЛДДШИХ КЛАССОВ

Оренбургская государственная медицинская академия

Здоровье детской популяции формируется под воздействием сложного комплекса социально-гигиеничес-ких, биологических и экологических факторов, поэтому проблема сохранения здоровья детского населения не может быть рассмотрена без учета изменяющихся условий окружающей среды и должна базироваться на комплексном подходе |2, 4].

В связи с тем что в настоящее время одинаковое для всех детей общее образование не гарантирует достаточно интенсивного развития их способностей в той или иной области знаний, возникает множество новых форм обучения (гимназии, лицеи, колледжи, частные школы).

Известно, что перегрузка в процессе обучения опасна для здоровья детей, особенно в те периоды, когда организм ребенка наиболее чувствителен к воздействию факторов окружающей среды: при поступлении в школу и в младшем школьном возрасте |1, 6]. Перестройка образования, сопровождающаяся интенсификацией всех форм воспитания и обучения, оказывает влияние на рост заболеваний школьников [1,2, 6].

Предприняты попытки проведения комплексной оценки влияния факторов окружающей среды на население [4]. Вместе с тем еще недостаточно работ по комплексной оценке суммарного воздействия факторов вну-тришкольной и окружающей среды на организм детей младшего школьного возраста с учетом особенностей образа жизни их родителей. В связи с этим исследования по оценке влияния комплекса факторов на уровень функционирования систем организма младших школьников при инновационных формах обучения являются актуальными и в настоящий момент.

Исследования были проведены на базе 3 школ, различающихся по условиям обучения и организации учебного процесса: I учебное заведение — гимназии с 6-дневным обучением; II — гимназия с 5-дневным обучением; III — общеобразовательная школа с 6-дневным обучением. Объектом изучения являлись 510 школьников 1—3-х классов вышеперечисленных учебных заведений.

Комплекс гигиенических исследований включал в себя определение условий обучения школьников путем использования стандартных методов и приборов. Выбор

методических приемов определялся конечными целями в изучении комплексного влияния факторов школьной среды на физическое развитие, функциональное состояние центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, состояние здоровья школьников младших классов при инновационных формах обучения.

В результате эколого-гигиенических исследований условий обучения установлено, что полученные данные не соответствуют санитарным правилам и нормам по наполняемости классов во II и III учебных заведениях, что, по всей вероятности, может оказывать отрицательное воздействие на среду обитания учеников этих учебных заведений.

Проведенные нами исследования показали, что в теплый период года более чем на 70% ученических мест регистрировался нагревающий микроклимат во всех учебных заведениях, что свидетельствует о возможном напряжении систем терморегуляции у школьников в теплый период года. Показатели искусственного освещения не соответствовали допустимым нормативам в большинстве измерений.

Выявлено, что в районах размещения исследуемых учебных заведений имеет место загрязнение атмосферного воздуха, комплексный показатель которого колебался от 4,65 (II учебное заведение) до 7,14 ед. (III учебное заведение).

Оценка организации учебного процесса позволила выявить, что суммарная недельная нагрузка в I и II учебных заведениях превышала гигиенические нормативы на 4 и 5 ч соответственно, в III — на 1 ч.

Интенсивность учебной нагрузки в течение недели при балльной оценке была самой высокой во II учебном заведении и превышала показатели нагрузки I учебного заведения на 5,4% и III — на 8,9%. Максимальная учебная нагрузка у первоклассников в I учебном заведении установлена во вторник и пятницу, во II во вторник и среду, а в III — в понедельник и четверг. Как "нерациональное" оценено распределение учебной нагрузки в течение рабочей недели в 111 учебном заведении.

Основные элементы режима дня (учебные занятия в школе и приготовление уроков дома, отдых на открытом

воздухе, сон ночной и дневной, отдых по собственному выбору, приемы пиши и личная гигиена), поданным анкетирования школьников, соблюдались в I учебном заведении в среднем на 85%, во II — на 80%, в III — на 94%.

На основании анализа уровней невротизации у школьников исследуемых учебных заведений были выявлены тенденции к повышению значений повышенной и высокой степени невротизма от 1-го класса к 3-му в процессе обучения за счет снижения допустимого уровня невротизации. При этом в обычной школе процент невротизации повышенного и высокого уровня был более высоким, чем в гимназиях, в среднем на 3—5%, что свидетельствует, по-видимому, о более тщательном отборе детей для обучения в гимназиях.

Кроме этого, у младших школьников, обучающихся в общеобразовательной школе (111) и гимназиях (I—II), в динамике учебного года установлены изменения функционального состояния центральной нервной системы, проявляющиеся снижением к концу учебного года значений коэффициента точности выполняемой работы с 20 до 32%, показателя умственной работоспособности с 18 до 25% и скорости обработки информации с 38 до 50%. При этом у учеников 2—3-х классов II учебного заведения отмечалось оптимальное функционирование центральной нервной системы с тенденцией к повышению перечисленных выше показателей, наиболее информативными из них были коэффициент умственной работоспособности и скорость обработки информации. Изменения в функциональном состоянии сердсчно-сосуди-стой системы в динамике учебного дня и года у учащихся младших классов характеризовались увеличением индекса напряжения работы сердца с 10 до 25% к концу дня с 30 до 50% к концу года у первоклассников всех типов учебных заведений (особенно в III учебном заведении) за счет включения более высоких уровней управления сердечным ритмом и снижением этого показателя у учащихся 2-х и 3-х классов (особенно во II учебном заведении) за счет включения компенсаторно-зашитных механизмов организма.

Комплекс факторов, формирующих среду обитания, оказывает влияние на состояние здоровья младших школьников исследуемых учебных заведений, что проявляется увеличением обшей заболеваемости в среднем на 25% у учащихся гимназий по сравнению с общеобразовательной школой и снижением в 3 раза индекса здоровья.

Одним из адекватных методов изучения перестроек функциональных систем организма при комплексном действии факторов среды обитания является факторный анализ [3, 5|, позволяющий объяснить большую часть вариаций в значениях исследуемых данных с помощью небольшого числа гипотетических факторов, оценить их роль в объяснении общей дисперсии фактических показателей.

В связи с этим в результате проведенного факторного анализа выделено 5 значимых факторов, позволяющих достаточно подробно описать условия обучения и состояние организма учащихся младших классов в исследуемой выборке.

Первый фактор объединил признаки, характеризующие состояние микроклимата, степень загрязнения атмосферного воздуха, уровень учебной нагрузки; кроме того, в этот фактор вошли также переменные, являющиеся отражением социально-гигиенической характеристики условий и образа жизни младших школьников и их семей. Подобное "универсальное" сочетание признаков, включающее в себя показатели самых различных типов средовых воздействий, позволяет охарактеризовать его как наиболее общий гипотетический фактор, описывающий эколого-гигиеническую ситуацию в исследуемой выборке. В связи с этим первый фактор был назван нами "фактором среды обитания". Интересно, что в формировании первого фактора приняли участие признаки, связанные с принадлежностью учеников к 1 и III учебным заведениям; диаметрально противоположные по

Рис. 1. Структура главных факторов (а — первого; б — второго), влияющих на функциональное состояние организма учащихся (факторные нагрузки, усл. ед.).

Здесь и на рис. 2: 1—3 — учебные заведения; 4 — класс; 5 — пол; б — индекс напряжения; 7—9 — козффицненты точности, умственной работоспособности и скорости обработки информации; Ю — комплексный показатель загрязнения атмосферного воздуха (Р); II. 12 — эквивалентные зффективные температуры в холодный и теплый периоды гола; 13, 14 — количество учебных дней и часов в неделю; 15 — наполняемость классов; /6 — болезни матерей во время беременности; /7 —осложнения в родах; 18, 19 — заболевания ребенка при рождении и на I -м году жизни; 20 — искусственное вскармливание; 21 — закаливание; 22— полнота семьи; 23— неблагоприятное материальное положение: 24— наличие отдельной квартиры; 25 — характер жилишно-бытовых условий; 26 — полезная площадь проживания; 27. 28 — образование матери и отца; 29, 30 — курение и употребление алкоголя родителями; 31. 32— наличие завтрака дома и обеда в школе; 33 — время, затрачиваемое на приготовление домашних заданий; 34 — время пребывания на свежем воздухе; 35 — занятие физическими упражнениями.

знаку и почти равные по модулю факторные нагрузки этих признаков указывают на существенные различия по конкретным показателям между этими учебными заведениями (рис. 1).

Второй фактор включал в себя показатели организации учебного процесса, микроклимата и уровня загрязнения атмосферного воздуха. Наибольшие значения факторных нагрузок отмечены для показателя наполняемости классов и количества учебных часов в неделю. Сочетание в одном факторе учебной нагрузки с показателями микроклимата позволило назвать данное объединение признаков "фактором внутришкольной среды". По отношению к нему обследуемые учебные заведения распределялись в соответствии с различиями в наполняемости классов, количестве учебных часов и дней в неделю: I и III учебные заведения в одной группе, II — в другой.

Третий фактор положительно коррелировал прежде всего с возрастом ребенка (классом обучения) и показателями функционирования центральной нервной системы и отрицательно — с индексом напряжения регулятор-ных систем. Несмотря на очевидность взаимосвязи возраста (класса) с умственной работоспособностью, точностью и скоростью обработки информации при отрицательной связи с индексом напряжения работы сердца, нам не удалось предложить однозначное название этого фактора, гак как указанные взаимосвязи могут объясняться как адаптацией к школьной среде, так и физиологическим взрослением организма учащихся (рис. 2).

Четвертый фактор характеризовал воздействие соци-ально-гигиенических условий жизни младших школьников. В связи с этим данный фактор был назван фактором "социального статуса". Пятый фактор определял состояние медико-биологических показателей, в сьязи с чем

Рис. 2. Структура дополнительных факторов (о — третьего; б — четвертого; в — пятого), влияющих на функциональное состояние учащихся.

данному фактору было дано название "медико-биологический".

Таким образом, данные, полученные методом факторного анализа, позволили установить структуру взаимосвязей физиологических, эколого-гигиенических, социальных и медико-биологических показателей в формировании функционального состояния организма младших школьников исследуемых учебных заведений.

Повторное применение метода главных компонент для анализа отдельных матриц данных, собранных в исследуемых учебных заведениях, позволило идентифицировать в каждой школе по 2 значимых фактора, достаточно подробно описывающих условия обучения и состояние организма учащихся младших классов в соответствующих выборках. Количество выделенных для анализа факторов было обусловлено как их собственными значениями, гак и возможностью их интерпретации в рамках существующих принципов и взглядов гигиены (рис. 3).

Выявленные факторы характеризовались близостью структур и соотношений собственных значений. При этом первые факторы, в наибольшей степени отражающие адаптацию организма к учебным нагрузкам или взросление школьников, были наполнены такими признаками, как класс обучения (возраст ребенка), коэффи-

Рис. 3. Выраженность факторов, идентифицированных в исследуемых учебных заведениях.

По оси абсцисс: /, //, III — учебные заведения; по оси ординат — собственные значения факторов, о — первый фактор: 6 — второй фактор.

циент умственной работоспособности, скорость и точность обработки информации и индекс напряжения ре-гуляторных систем. Кроме того, во И и III учебных заведениях в реализации первых факторов участвовали показатели, отражающие интенсивность учебной нагрузки.

Второй фактор во всех исследуемых школах ассоциировал воздействие социально-гигиенических условий жизни младших школьников, в связи с чем был назван фактором "социального статуса".

Выводы. I. Ведущими факторами, определяющими формирование среды обитания младших школьников исследуемых учебных заведений, являются нерациональная организация учебного процесса, неблагоприятные условия обучения, социально-гигиенические условия проживания и образ жизни семьи, уровень загрязнения окружающей среды. На основании дисперсионного и факторного анализа установлена зависимость между количественной и качественной характеристиками этих факторов, а также уровнем функционирования центральной нервной, сердечно-сосудистой систем и развитием заболеваемости у учащихся.

2. Материалы эколого-гигиенических и физиологических исследований могут быть использованы для разработки научно-практических рекомендаций по оптимизации обучения учеников младших классов при организации гимназического обучения и их оздоровлении, внедрение которых позволит повысить резервные возможности организма детей и сохранить их здоровье.

Литература

1. Антропова М. В., Бородкина Г. В , Кузнецова Л. М. и др. // Народное образование. — 1998. — № 9—10.

- С. 177-180.

2. Баранов А. А. // Рос. педиатр, журн. — 1998. — № I.

- С. 5-8.

3. Жуковская В. М., Мучник И. Б. Факторный анализ в социально-экономических исследованиях. — М., 1976.

4. Комплексная гигиеническая и медико-социальная оценка состояния здоровья детей с учетом образа жизни семьи и факторов экологического риска: Метод. рекомендации. — СПб, 1996.

5. Математическая статистика / Иванова 13. М., Калинина В. Н., НешумоваЛ. А. и др. — М., 1981.

6. Медицинское обеспечение школьников, обучающихся в новых видах школ: Метод, рекомендации / Сухарева Л. М., Куинджи Н. Н., Ильин А. Г. и др.

- М., 1998.

Поступила 21.12.01

Summary. Three-year ecological, hygienic, and physiological studies of the influence of a combination of environmental factors on the functional status in 510 junior schoolchildren have established that the leading determinants of the formation of the habitat of junior schoolchildren from the educational establishments under study are the irrational organization of a learning process, poor educational conditions, so-ciohygienic living conditions and lifestyle in the family, the level of environmental pollution. Dispersion and factorial analyses have established that there is a relationship between the quantitative and qualitative characteristics of these factors, as well as between the performance of the central nervous and cardiovascular systems and the increase in the incidence of diseases in the pupils. The findings may be used to draw up research-and-practical recommendations on the optimization of training of junior pupils on organizing gymnasium-type education and on their health promotion whose introduction will increase the reserve capacities of the children and preserve their health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.