Научная статья на тему 'Положительный опыт социально-экономической политики Кемеровской области по стимулированию замещающих семей'

Положительный опыт социально-экономической политики Кемеровской области по стимулированию замещающих семей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
142
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ / ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / ORPHAN CHILDREN / SOCIO-ECONOMIC POLICY OF KEMEROVO REGION / ADOPTIVE FAMILIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Басырова Эльвира Ирековна

Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи первоочередная задача социально-экономической политики любого региона Российской Федерации. Кемеровская область рассматривается как регион с наилучшими показателями устройства сирот. В качестве наилучшего образца предложена Кемеровская область, в котором c 2014 г. наметилась резкая тенденция к увеличению числа замещающих семей. В Кемеровской области, помимо материальной поддержки замещающих родителей, работает система социальных услуг и льгот. Новые меры по предоставлению жилья особенно благотворно повлияли на решение граждан по принятию ребенка в семью. Наибольший интерес для автора представили меры по стимулированию замещающих родителей на получение их подопечными профессионального образования. Предложена дополнительная мера, которая позволит улучшить ситуацию с занятостью сирот как в Кемеровской области, так и в других регионах. Таким образом, благодаря эффективной финансовой и социальной поддержке сирот и их законных представителей закономерно следует улучшение социально-экономической обстановки в стране, характеризуются положительные меры поддержки замещающих родителей в Кемеровской области, которые целесообразно внедрять в других регионах страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSITIVE EXPERIENCE OF SOCIO-ECONOMIC POLICY OF THE KEMEROVO REGION TO ENCOURAGE ADOPTIVE FAMILIES

Placing orphan children into adoptive families is a priority of socio-economic policy of any region of the Russian Federation. The author has decided to select a region with the best indicators for orphans and to consider a situation there. The Kemerovo region has been offered as the best sample, because this region has shown a sharp tendency to increase the number of adoptive families since 2014 year. In the Kemerovo region, in addition to the material support of adoptive parents, a system of social services and benefits exists. New arrangements for the provision of housing have greatly contributed to the decision of citizens to adopt a child in their families. The author interested mostly in the measures to encourage adoptive parents to give professional education for their children in ward. The author also proposed an additional measure that will help to improve the employment situation of orphans in the Kemerovo region and other regions. Thus, thanks to effective financial and social support for orphans we expect improving of the socio-economic situation in the country. The purpose of the article was to describe positive measures of socio-economic policy of the Kemerovo region concerning adoptive families support for their realization in other regions.

Текст научной работы на тему «Положительный опыт социально-экономической политики Кемеровской области по стимулированию замещающих семей»

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

7

2017. Т. 27, вып. 3

Экономика

УДК 369.041 Э.И. Басырова

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ

Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи - первоочередная задача социально-экономической политики любого региона Российской Федерации. Кемеровская область рассматривается как регион с наилучшими показателями устройства сирот. В качестве наилучшего образца предложена Кемеровская область, в котором с 2014 г. наметилась резкая тенденция к увеличению числа замещающих семей.

В Кемеровской области, помимо материальной поддержки замещающих родителей, работает система социальных услуг и льгот. Новые меры по предоставлению жилья особенно благотворно повлияли на решение граждан по принятию ребенка в семью. Наибольший интерес для автора представили меры по стимулированию замещающих родителей на получение их подопечными профессионального образования. Предложена дополнительная мера, которая позволит улучшить ситуацию с занятостью сирот как в Кемеровской области, так и в других регионах. Таким образом, благодаря эффективной финансовой и социальной поддержке сирот и их законных представителей закономерно следует улучшение социально-экономической обстановки в стране, характеризуются положительные меры поддержки замещающих родителей в Кемеровской области, которые целесообразно внедрять в других регионах страны.

Ключевые слова: дети-сироты, социально-экономическая политика Кемеровской области, замещающая семья.

Современная социально-экономическая политика в России в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлена на устройство детей в замещающие семьи и сокращение числа детских домов. Федеральным законодательством регламентированы меры по материальному стимулированию замещающих родителей: единовременное пособие при принятии ребенка в семью, ежемесячное пособие опекунам (попечителям) и приемным родителям, компенсации за проезд. При обучении ребенка в профессиональной образовательной организации (далее - ПОО) доплачивается социальная стипендия, осуществляется компенсация за канцелярские товары и так далее [3].

Анализируя сведения о выявлении и устройстве сирот в разрезе по субъектам РФ за 2013-2014 гг., можно выделить семёрку регионов-лидеров (табл. 1, 2).

В табл. 1 и 2 регионы расположены в порядке убывания, от наилучшего показателя к худшему. Наименования регионов повторяются в обеих таблицах, но в разной последовательности. Если Псковская область в 2013 г. была лидером, то в 2014 г. сместилась на четвёртую позицию. Курская область сместилась со второго на седьмое место. В Саратовской области, наоборот, увеличилась доля устроенных детей в общей численности выявленных за год.

Таблица 1

Рейтинг регионов с наилучшими показателями устройства детей в семьи в 2013 году

Численность выявленных Численность детей,

№ Наименование детей-сирот и детей, переданных Доля от числа

п/п региона оставшихся без попечения на семейные формы выявленных, %

родителей, за год, чел. устройства, чел.

1. Псковская область 286 418 1,46

2. Курская область 301 408 1,36

3. Орловская область 259 346 1,34

4. Саратовская область 861 1126 1,31

5. Воронежская область 610 758 1,24

6. Пензенская область 272 335 1,23

7. Вологодская область 611 697 1,14

Источник: ИИЬ: http://www.usynovite.rU/statistics/2014/6/

2017. Т. 27, вып. 3

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Таблица 2

Рейтинг регионов с наилучшими показателями устройства детей в семьи в 2014 году

Численность выявленных Численность детей,

№ Наименование детей-сирот и детей, переданных Доля от числа

п/п региона оставшихся без попечения на семейные формы выявленных, %

родителей, за год, чел. устройства, чел.

1. Кемеровская область 2056 3153 1,53

2. Саратовская область 743 1058 1,42

3. Воронежская область 662 899 1,36

4. Псковская область 263 346 1,32

5. Вологодская область 641 777 1,21

6. Орловская область 241 292 1,21

7. Курская область 229 260 1,14

Источник: ИИ!: http://www.usynovite.rU/statistics/2014/6/

Однако в 2014 г. на первое место вышла Кемеровская область, которая в 2013 г. не входила в число наилучших регионов. Доля детей, переданных на семейные формы устройства, возросла с 0,99 до 1,53. В 2015 г. Кемеровская область также входит в тройку лидеров (табл. 3).

Таблица 3

Рейтинг регионов с наилучшими показателями устройства детей в семьи в 2015 году

Численность выявленных Численность детей,

№ Наименование детей-сирот и детей, переданных Доля от числа

п/п региона оставшихся без попечения на семейные формы выявленных, %

родителей, за год, чел. устройства, чел.

1. Саратовская область 731 1105 1,51

2. Кемеровская область 1841 2739 1,49

3. Пермский край 1529 2217 1,45

4. Псковская область 260 373 1,43

5. Ненецкий автономный 35 46 1,31

округ

6. Ростовская область 1151 1469 1,28

7. Новгородская область 237 300 1,27

Источник: иКЬ: http://www.usynovite.rU/statistics/2015/6/

Рассмотрим, какие меры государственной социальной политики способствовали улучшению ситуации с детьми-сиротами в Кемеровской области.

К мерам поддержки замещающих семей в Кемеровской области (в цифрах 2015 г.) относятся следующие:

- выплата единовременного пособия на каждого усыновленного / удочеренного ребенка (50 тыс. руб.);

- единовременное социальное пособие приемной семье на каждого ребенка (20 тыс. руб.);

- ежемесячная оплата труда приемного родителя (4 тыс. руб.) за воспитание каждого ребенка и ежемесячная дополнительная выплата приемной семье, проживающей в сельской местности (625 руб.);

- вознаграждения приемному родителю увеличивается на 650 руб. за воспитание каждого приемного ребенка, не достигшего возраста трех лет; каждого приемного ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), каждого ребенка-инвалида, и др. [1].

Несмотря на обилие выплат и компенсаций, наибольшее влияние на решение населения принять ребенка в семью, на наш взгляд, оказало то, что гражданам, усыновившим сирот после 1 января 2013 г., предоставляется беспроцентный заём на жилое помещение без первоначального взноса на 20 лет. За период с 2013 по 2015 г. данной мерой воспользовалось 11 семей усыновителей.

На решение жилищного вопроса также направлен Закон Кемеровской области от 21.07.2014 №79-ОЗ «О предоставлении социальных выплат для приобретения жилых помещений отдельным

_Положительный опыт социально-экономической политики..._9_

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2017. Т. 27, вып. 3

категориям семей усыновителей», согласно которому семьи, которые усыновили (удочерили) троих и более сирот, имеют право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения. В 2013-2015 гг. данной мерой воспользовались 8 семей [8].

Такая мера по обеспечению семей усыновителей жильём, предпринятая губернатором Аманом Тулеевым, получила одобрение Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка Павла Астахова [2].

Рассчет стоимости социальной выплаты за 2015 г. для семьи, усыновившей троих детей, представлен в табл. 4.

Таблица 4

Расчет стоимости социальной выплаты на жилье в Кемеровской области

Норматив площади жилого помещения на семью из 5-ти 2 человек, м . Рыночная стоимость одного кв. м общей площади жилого помещения (первичное жилье), руб. Полная стоимость квартиры, руб. Полная стоимость квартиры с разбивкой по месяцам за 20 лет, руб.

90 38 591,23 3 473 210,70 14 471,71

Источник: ИЯЬ: http://kemerovostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kemerovostat/ru/statistics/housing/.

В случае если в семье из пяти человек только один или два усыновленных ребенка, данная услуга является возвратной. Но сумма ежемесячного платежа не должна превышать 50 % ежемесячного дохода созаемщиков. В 2015 г. средняя заработная плата по области составляла 21 456,01 руб. [4]. Доход только одного члена семьи (мамы или папы) уже будет выше суммы платежа в размере 14 471, 71 (табл. 4).

Безусловно, социальная выплата на безвозвратной основе затратна для бюджета, но содержание детей в детском доме обходится в два раза дороже. Средняя стоимость содержания ребенка в государственном учреждении в месяц составляет 28 690 руб. [4]

Согласно официальной статистике, в Кемеровской области в 2014 г. обеспечены жильём 855 человек из 12 385 стоящих в очереди (6,9 %) [7]. Для сравнения - в Ульяновской области в первом квартале 2014 г. из 860 человек, вставших на очередь, жильё получили 13 человек (1,5 %).

Дополнительно к вышесказанному стоит отметить еще один положительный момент, упрощающий жизнь замещающим родителям в Кемеровской области. В регионе предусмотрено ежемесячное денежное поощрение приемным родителям, которые продолжают содержать своих подопечных в случае получения ими общего образования в возрасте от 18 до 20 лет, а также профессионального образования по очной форме обучения в возрасте от 18 до 23 лет (в размере 3 250 руб.) [10]. Как правило, пособие, которое получают студенты лично на руки, используются ими нерационально, так как подросток еще не умеет правильно планировать свои расходы. Замещающий родитель имеет более четкое представление, что нужно приобрести для полноценного питания и содержания подопечного на предстоящий месяц, поэтому безопаснее, если 50 % данного пособия будет поступать на счет законного представителя. Более того, вполне разумно, что взрослые получают не всю сумму полного государственного обеспечения студента, а только половину, что позволяет избежать недобросовестного использования денежных ресурсов в личных целях. Студент имеет запас собственных средств, который он может использовать по своему желанию. Это также является подготовительным этапом к вступлению в самостоятельную жизнь [5].

Однако автором предложена мера, позволяющая не только улучшить благосостояние сирот-студентов, но и повлиять на их трудоустройство. Несмотря на положительную ситуацию в сфере семейного устройства детей, в Кемеровской области, как и во всей стране, существует острая проблема безработицы сирот [9]. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно внедрить ежемесячную выплату за каждого официально трудоустроенного приемного ребенка в возрасте до 23 лет.

Для стимулирования приемных детей и их родителей на скорейшее трудоустройство данная ежемесячная выплата должна быть больше денежного поощрения, получаемого за обучение подопечного, в 2 раза. Такая хитрость не увеличит затрат областного бюджета, потому что:

- в случае получения ребенком профессионального образования 50 % от пособия получит родитель, 50% - студент. За месяц семья получит 100 % полагающейся суммы.

2017. Т. 27, вып. 3

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

- в случае официального заработка ребенок не будет получать пособие, но его родитель будет получать двойное поощрение - те же 100 % пособия.

Оказавшись перед выбором - отправить подростка получать еще одно профессиональное образование или идти работать по уже полученной специальности, родители выберут второе, потому что в этом случае ребенок будет зарабатывать собственные деньги, а сам родитель будет получать повышенное материальное поощрение. В случае раннего трудоустройства подросток будет постоянно занят, станет ответственнее и взрослее своих ровесников-студентов. Это снизит уровень преступности и бездеятельности в молодежной среде [6].

Таким образом, нами были рассмотрены меры поддержки замещающих семей в Кемеровской области, которые уместно реализовать и в других регионах Российской Федерации. Благодаря им, работает система обеспечения сирот жильем, предоставляются льготные социальные услуги, облегчающие жизнь замещающих родителей. Тем не менее, автором предложена еще одна мера: денежное поощрение бывших замещающих родителей за работу на официальной должности подопечного, не достигшего 23-летнего возраста. Это увеличит численность трудоустроенных сирот и в Кемеровской области, и в целом по стране.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Левина Е.И., Гатина Е.В., Голубева К.С. Экономическая безопасность и анализ ее основных показателей (на примере Кемеровской и Омской областей) // Вестн. Кузбасского гос. техн. ун-та. 2013. № 1 (95). С. 151-155.

2. Виногородова Н.А. Региональные аспекты социальной защиты детей-сирот // Социологические исследования. 2015. № 2 (370). С. 146-148.

3. Косинский П. Региональная социальная политика и приоритетные проекты (на примере Кемеровской области) // Федерализм. 2006. № 2 (42). С. 161-176.

4. Басырова Э.И. Анализ расходования средств бюджета Ульяновской области на поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 2 (449). С. 103-115.

5. Бельчик Т.А. Оценка результативности социальной политики // Фундаментальные исследования. 2013. № 1. С. 200-204.

6. Гибадуллин Н.В. Мотивация принятия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающую семью // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-12. С. 2756-2759.

7. Поварова А.И. Пассивное поведение правительства. Бюджетные проблемы регионов возрастают // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 3 (39). С. 39-55.

8. Потиенко Н.Д. Дети-сироты в условиях современного российского общества. Пути решения проблемы проживания // Вестн. СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2014. № 3 (16). С. 37-40.

9. Нелюбова Я.К. Система защиты детей-сирот: пятилетие курса на деинституционализацию // Вестн. Поволжского института управления. 2010. № 4. С. 134-140.

10. Стыров М. М. Тенденции финансового обеспечения социальной сферы северных регионов России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 2 (20). С. 140-153.

11. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ «Усыновление в России». URL: http://www.usynovite.ru/ statistics/2015/6/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области. URL: http://kemerovostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kemerovostat/ru/statistics/housing/.

Поступила в редакцию 07.02.17

E.I. Basyrova

THE POSITIVE EXPERIENCE OF SOCIO-ECONOMIC POLICY OF THE KEMEROVO REGION TO ENCOURAGE ADOPTIVE FAMILIES

Placing orphan children into adoptive families is a priority of socio-economic policy of any region of the Russian Federation. The author has decided to select a region with the best indicators for orphans and to consider a situation there. The Kemerovo region has been offered as the best sample, because this region has shown a sharp tendency to increase the number of adoptive families since 2014 year.

In the Kemerovo region, in addition to the material support of adoptive parents, a system of social services and benefits exists. New arrangements for the provision of housing have greatly contributed to the decision of citizens to adopt a child in their families. The author interested mostly in the measures to encourage adoptive parents to give professional education for their children in ward. The author also proposed an additional measure that will help to improve the em-

_Положительный опыт социально-экономической политики..._11

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2017. Т. 27, вып. 3

ployment situation of orphans in the Kemerovo region and other regions. Thus, thanks to effective financial and social support for orphans we expect improving of the socio-economic situation in the country.

The purpose of the article was to describe positive measures of socio-economic policy of the Kemerovo region concerning adoptive families support for their realization in other regions.

Keywords: orphan children, socio-economic policy of Kemerovo region, adoptive families.

Басырова Эльвира Ирековна, ^искатель

ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный технический университет»

432027, Россия, г. Ульяновск, ул. Северный Венец, 32 E-mail: aspir@ulstu.ru

Basyrova E.I., applicant

Ulyanovsk Technical State University

Severnyy Venets st., 32, Ulyanovsk, Russia, 432027

E-mail: aspir@ulstu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.