Научная статья на тему 'Положительные и отрицательные стороны использования участниками ВЭД информационных сервисов по предварительному информированию АПС «Личный кабинет»'

Положительные и отрицательные стороны использования участниками ВЭД информационных сервисов по предварительному информированию АПС «Личный кабинет» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
480
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АПС «Личный кабинет» / предварительное информирование / таможенная служба России / участники внешнеэкономической деятельности / APS "Personal Account" / preliminary information / the Customs service of Russia / participants in foreign economic activity

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воловодюк А.А.

В статье обобщен теоретический и практический опыт использования участниками внешнеэкономической деятельности автоматизированной подсистемы «Личный кабинет», размещенной на официальном сайте Федеральной таможенной службы России. Приведена нормативно-правовая база, регламентирующая порядок работы с данной автоматизированной подсистемой, перечислены информационные сервисы, доступные в рамках предварительного информирования, подаваемого в отношении товаров, перемещаемых различными видами транспортных средств. Цель работы – обозначить положительные и отрицательные стороны использования участниками ВЭД информационных сервисов по предварительному информированию через АПС «Личный кабинет». Объекты и методы исследования. Объектом исследования является электронное взаимодействие между таможенной службой и участниками внешнеэкономической деятельности, осуществляемое с помощью информационных сервисов АПС «Личный кабинет». При анализе объекта исследования использовались сравнительно-правовой, логический и статистический методы. Выбранная методологическая и теоретическая база настоящего исследования позволила более широко взглянуть на технологию использования информационных сервисов, связанных с предварительным информированием. Результаты: раскрыты положительные и отрицательные стороны использования участниками ВЭД информационных сервисов по предварительному информированию АПС «Личный кабинет». Выводы: развитие функциональных возможностей информационных сервисов по предварительному информированию и иных сервисов АПС «Личный кабинет» позволяет говорить о том, что взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД проводится на качественно новом и улучшенном уровне, связанном с развитием электронных автоматизированных информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воловодюк А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Positive and negative aspects of the use of information services by participants of foreign economic activity on preliminary informing of the APS “Personal Account”

The article summarizes the theoretical and practical experience of the use by participants of foreign economic activity of the automated subsystem "Personal Account", posted on the official website of the Federal Customs Service of Russia. The regulatory framework regulating the procedure for working with this automated subsystem is given, information services available within the framework of preliminary information provided in relation to goods transported by various types of vehicles are listed. The purpose of the work is to identify the positive and negative aspects of the use of information services by participants of foreign economic activity for preliminary information through the APS "Personal Account". Objects and methods of the research. The object of the study is electronic interaction between the customs service and participants in foreign economic activity, carried out using the information services of the APS "Personal Account". Comparative legal, logical and statistical methods were used in the analysis of the research object. The chosen methodological and theoretical basis of this study allowed us to take a broader look at the technology of using information services related to preliminary information. Results: the positive and negative sides of the use of information services by participants of foreign economic activity on preliminary informing of the APS "Personal Account" are disclosed. Conclusions: the development of the functionality of information services for preliminary information and other services of the APS "Personal Account" suggests that the interaction of customs authorities and foreign trade participants is carried out at a qualitatively new and improved level associated with the development of electronic automated information technologies.

Текст научной работы на тему «Положительные и отрицательные стороны использования участниками ВЭД информационных сервисов по предварительному информированию АПС «Личный кабинет»»

Положительные и отрицательные стороны использования участниками ВЭД информационных сервисов по предварительному информированию АПС

«Личный кабинет»

Воловодюк А. А.,

asya2898@list. ru

ФГБОУВО «Забайкальский государственный университет» (г. Чита, Россия)

УДК 004

Аннотация. В статье обобщен теоретический и практический опыт использования участниками внешнеэкономической деятельности автоматизированной подсистемы «Личный кабинет», размещенной на официальном сайте Федеральной таможенной службы России. Приведена нормативно-правовая база, регламентирующая порядок работы с данной автоматизированной подсистемой, перечислены

информационные сервисы, доступные в рамках предварительного информирования, подаваемого в отношении товаров, перемещаемых различными видами транспортных средств. Цель работы - обозначить положительные и отрицательные стороны использования участниками ВЭД информационных сервисов по предварительному информированию через АПС «Личный кабинет». Объекты и методы исследования. Объектом исследования является электронное взаимодействие между таможенной службой и участниками внешнеэкономической деятельности,

осуществляемое с помощью информационных сервисов АПС «Личный кабинет». При анализе объекта исследования использовались сравнительно-правовой, логический и статистический методы. Выбранная методологическая и теоретическая база настоящего исследования позволила более широко взглянуть на технологию использования информационных сервисов, связанных с предварительным информированием. Результаты: раскрыты положительные и отрицательные стороны использования участниками ВЭД информационных сервисов по предварительному информированию АПС «Личный кабинет». Выводы: развитие функциональных возможностей информационных сервисов по предварительному информированию и иных сервисов АПС «Личный кабинет» позволяет говорить о том, что взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД проводится на качественно новом и улучшенном уровне, связанном с развитием электронных автоматизированных информационных технологий.

Ключевые слова: АПС «Личный кабинет», предварительное информирование, таможенная служба России, участники внешнеэкономической деятельности.

Positive and negative aspects of the use of information services by participants of foreign economic activity on preliminary informing of the APS "Personal Account"

Volovodyuk A.A., Abstract. The article summarizes the theoretical and practical

asya2898@list.ru experience of the use by participants of foreign economic activity

of the automated subsystem "Personal Account", posted on the Zabaikalsky State University official website of the Federal Customs Service of Russia. The (Chita, Russia) regulatory framework regulating the procedure for working with

this automated subsystem is given, information services available UDC 004 within the framework of preliminary information provided in

relation to goods transported by various types of vehicles are listed. The purpose of the work is to identify the positive and negative aspects of the use of information services by participants of foreign economic activity for preliminary information through the APS "Personal Account". Objects and methods of the research. The object of the study is electronic interaction between the customs service and participants in foreign economic activity, carried out using the information services of the APS "Personal Account". Comparative legal, logical and statistical methods were used in the analysis of the research object. The chosen methodological and theoretical basis of this study allowed us to take a broader look at the technology of using information services related to preliminary information. Results: the positive and negative sides of the use of information services by participants of foreign economic activity on preliminary informing of the APS "Personal Account" are disclosed. Conclusions: the development of the functionality of information services for preliminary information and other services of the APS "Personal Account" suggests that the interaction of customs authorities and foreign trade participants is carried out at a qualitatively new and improved level associated with the development of electronic automated information technologies.

Keywords: APS "Personal Account", preliminary information, the Customs service of Russia, participants in foreign economic activity.

Введение

На сегодняшний день довольно трудно найти сферу деятельности, в которой не использовались бы электронные и цифровые технологии. В настоящее время практически невозможно даже представить себе относительно устойчивый рост экономики какой-либо развитой страны без активного внедрения и использования передовых информационных технологий. Для действующих государственных структур, в частности - таможенных органов, внедрение и использование электронных и цифровых технологий привело к значительному

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 36 www.forummn.ru

Youth 11 Forun 1,1,1 http: //forummn.ru/article -3.2.6 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

повышению эффективности оказания государственных услуг, расширению их доступности для граждан и представителей бизнес-структур.

Сегодня использование различных Интернет-технологий и Web-сервисов является одним из наиболее перспективных направлений взаимодействия Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС России) с лицами, участвующими во внешнеэкономической деятельности. Одним из таких сервисов является автоматизированная подсистема «Личный кабинет» (далее - АПС «Личный кабинет»).

Как указано на официальном сайте ФТС России АПС «Личный кабинет» предназначен для персонифицированного информационного взаимодействия участника внешнеэкономической деятельности (далее - участника ВЭД) с таможенными органами. Другими словами, это не что иное, как бесплатный набор информационных сервисов, которые посредством сети Интернет обеспечивают дистанционное взаимодействие должностного лица с участником внешнеэкономической деятельности.

Актуальность темы данного исследования состоит в том, что на сегодняшний день использование Интернет-технологий, позволяющих участникам ВЭД направить предварительное информирование в таможенный орган, что, считается одним из эффективных инструментов электронного взаимодействия ФТС России с участниками ВЭД. [14]

Технология предварительного информирования достаточно подробно регламентирована на законодательном уровне. На практике, ее применение наглядно демонстрирует свою эффективность, но, к сожалению, выявляются проблемные вопросы, требующие своего разрешения. Предпринятое исследование как раз ставит целью рассмотрение положительных и отрицательных сторон в применении предварительного информирования, обозначение перспективных направлений его совершенствования.

Методологическая база исследования включает в себя следующие научные методы познания: сравнительно-правовой, логический, статистический. Применение данных методов познания позволяет проанализировать законодательную базу, обозначить положительные и отрицательные стороны в использовании информационных сервисов, связанных с подачей в таможенные органы предварительной информации о товарах, перемещаемых различными видами транспорта.

Теоретическую основу исследования составили основные положения и выводы, отраженные в работах современных отечественных ученых, таких как И.В. Сергеева и Е.Ю. Яковлевой, занимающихся исследованиями методологии развития бизнес-процесса предварительного информирования при международных перевозках товаров и транспортных средств [10]; Е.И. Назарко, разработавшего модель категорирования участников ВЭД, при реализации предварительного информирования в воздушных пунктах пропуска, позволяющая на основе анализа критериев, характеризующих деловую репутацию, финансовую устойчивость и эффективность, результативность проведенного таможенного контроля в отношении участника ВЭД в рамках предварительного информирования, оценить уровень риска и выявить конкретные товары, обладающие признаками высокого уровня риска [2].

Основная часть

Автоматизированная подсистема «Личный кабинет» (далее - АПС «Личный кабинет») была разработана Федеральной таможенной службой Российской Федерации (далее - ФТС России) с целью развития системы электронного таможенного декларирования в нашей стране и упрощения совершения с товарами иных таможенных операций, которые предшествуют подаче электронной декларации на товары в таможенные органы. Применяя на практике АПС «Личный кабинет», уполномоченные участники внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД) (декларанты, перевозчики, судовые агенты, таможенные представители, владельцы

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 37 www.forummn.ru

Youth 11 Forun 1,1,1 http: //forummn.ru/article -3.2.6 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

складов временного хранения и т.д.) через официальный сайт ФТС России (без привлечения коммерческих разработчиков программных продуктов в области таможенного дела) могут осуществлять [9]:

- электронное декларирование товаров в соответствии со всеми таможенными процедурами, регламентированными в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС);

- предварительное информирование таможенных органов при прибытии товаров на территорию Российской Федерации;

- контроль за движением денежных средств на Едином лицевом счете участника ВЭД;

- контроль за датой фактического вывоза или ввоза товара в ЕАЭС, которая в некоторых случаях влияет на ставку таможенной пошлины;

- подачу в ФТС России отчетов о своей деятельности, если это предусмотрено таможенным законодательством ЕАЭС и т.д.

Как, верно, отмечает ученый Н.Г. Казанцева, современный этап развития таможенного законодательства связан с очередным преобразованием норм всех уровней, вызванным вступлением в силу ТК ЕАЭС [1]. За последние тридцать лет это уже пятый кодифицированный акт в сфере таможенного регулирования, действующий на территории Российской Федерации. Сама по себе такая динамика изменений законодательства не может быть оценена положительно, так как отсутствие стабильных норм таможенного права серьёзно затрудняет деятельность участников ВЭД, вынуждая их приспосабливаться к постоянно меняющимся правилам регулирования в указанной сфере. В тоже время каждая новая редакция Таможенного кодекса воплощает в себе новые подходы к изложению правовых норм, учитывает потребности участников таможенного процесса, старается исключить пробелы в правовом регулировании. Таким образом, существует возможность выявить достаточно широкий аспект нововведений, связанных с вступлением в силу ТК ЕАЭС, которые могут быть расценены как шаг вперед в системе таможенного регулирования [11].

Несмотря на то, что АПС является полноценной информационной системой, в ТК ЕАЭС не регламентируется алгоритм ее применения для заинтересованных пользователей. Это связано с тем, что АПС «Личный кабинет» является российской разработкой в области таможенного дела и в других странах-участницах ЕАЭС данная АПС не применяется [13]. Именно по этой причине работа АПС «Личный кабинет» детально регламентируется национальными и ведомственными нормативно-правовыми документами нашей страны.

Первым национальным нормативно-правовым документом в изучаемой области таможенного дела является Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4]. Он в некоторой степени дополняет положения ТК ЕАЭС, касаемые вопросов применения информационных технологий и автоматизированных систем российскими таможенными органами. Федеральный закон № 289-ФЗ не регламентирует порядок применения АПС «Личный кабинет» и не раскрывает возможности электронного взаимодействия посредством него. В данном законе, в ст. 284, лишь дана трактовка АПС «Личный кабинет», регламентировано положение о лицах, имеющих право доступа к АПС «Личный кабинет».

Функционирование АПС «Личный кабинет» требует обеспечения высокого уровня информационной безопасности и исключения возможности несанкционированного доступа к ней со стороны третьих лиц; поэтому еще одним национальным нормативно-правовым документом, который регулирует работу с АПС «Личный кабинет», является Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Федеральный закон с целью обеспечения высокого уровня информационной

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 38 www.forummn.ru

Youth 11 Forun 1,1,1 http: //forummn.ru/article -3.2.6 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

безопасности предусматривает при работе с АПС применение усиленного ключа электронной подписи (далее - ключа ЭП), который выдает участникам ВЭД либо Центральное информационно-техническое таможенное управление (далее - ЦИТТУ), либо уполномоченные таможенно-логистические сервисы, у которых есть лицензия на осуществление данного вида деятельности. Говоря иными словами, работа участников ВЭД в АПС «Личный кабинет» возможна только при наличии электронного ключа ЭП, который является одним из инструментов обеспечения защиты таможенной информации от доступа со стороны третьих неуполномоченных лиц [5].

Важно констатировать, что справочная информация по работе с тем или иным сервисом системы разработана ЦИТТУ на достаточно высоком уровне, что минимизирует риски некорректной работы с указанной АПС со стороны участников ВЭД. Однако выявлены отрицательные стороны в работе с АПС «Личный кабинет», в частности, не своевременно выполняются работы по обновлению справочной информации по работе с информационными сервисами, что влияет на увеличение сроков совершения таможенных операций с товарами, перемещаемыми через таможенную границу.

Необходимо обозначить также два приказа ФТС России: от 3 июня 2019 г. № 901 «Об утверждении Порядка использования личного кабинета и организации обмена электронными документами и (или) сведениями между таможенными органами и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, правообладателями и иными лицами, а также Порядка получения доступа декларантов, перевозчиков, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов, правообладателей и иных лиц к личному кабинету» [6] и от 24 января 2008 г. №52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет"» [3], достаточно подробно регулирующих порядок работы с АПС «Личный кабинет».

Особая роль в правовом регулировании рассматриваемой АПС принадлежит такому долгосрочному документу, как «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года», в разделе 2 которого прописано, что АПС обеспечивает «информационное взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами в режиме, близком к реальному времени, на всех этапах совершения таможенных операций как до, так и после выпуска товаров» [12].

По данным официального сайта ФТС России наибольшей популярностью у участников ВЭД пользуются следующие информационные сервисы [8]:

- «Предварительное информирование и операции в пунктах пропуска»;

- «Таможенное декларирование и таможенные операции, необходимые для выпуска товаров»;

- «Лицевой счет, обеспечение задолженности»;

- «Справочная информация»;

- «Сведения о внешнеэкономической деятельности организации»;

- «Классификация товаров»;

- «Проверки и нарушения»;

- «Деятельность в сфере таможенного дела. УЭО. Отчетность, реестры, временное хранение»;

- «Специализированные личные кабинеты»;

- «Информационные сервисы для физических лиц».

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 39 www.forummn.ru

Youth 11 Forun 1,1,1 http: //forummn.ru/article -3.2.6 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Имея сертификат электронной подписи и пройдя регистрацию на официальном сайте таможенной службы, пользователь может работать с различными информационными сервисами АПС «Личный кабинет», в том числе позволяющими направить предварительную информацию.

[7]

Информационный сервис «Предварительное информирование и операции в пунктах пропуска» включает в себя 8 подсервисов, с помощью которых участники ВЭД осуществляет предварительное информирование [8]:

1) сервис «Предоставление ПИ для ускорения совершения таможенных операций на водном виде транспорта» (позволяет направлять предварительную информацию о товаре в КПС «Портал Морской порт»);

2) сервис «Предоставление ПИ для ускорения совершения таможенных операций на воздушном виде транспорта» (позволяет направлять предварительную информацию о товаре в КПС «Авиа-ПП»);

3) сервис «Предварительное информирование на автомобильном и железнодорожном виде транспорта» (позволяет направлять предварительную информацию о товаре в КПС «Автомобильный пункт пропуска» и КПС «Железнодорожный пункт пропуска»);

4) сервис «Морской п/п. ПИ представляемое перевозчиком. Подача уведомлений о прибытии убытии» (позволяет судовым агентам направлять в КПС «Портал Морской порт» ПДС);

5) сервис «Морской п/п. Поручение на погрузку» (позволяет судовым агентам направлять в КПС «Портал Морской порт» поручение на погрузку морского судна, которое полностью загружено и готово к отправке из морского порта);

6) сервис «Авиационный п/п. ПИ представляемое перевозчиком» (позволяет авиакомпаниям представлять в КПС «Авиа-ПП» информацию о прибывающем воздушном судне в российский аэропорт);

7) сервис «Таможенные операции в отношении товаров, перемещаемых с использованием карнетов АТА» (позволяет перевозчикам представлять в таможенные органы информацию о том, что перемещаемый через международный пункт пропуска товар, перемещается с использованием книжки МДП);

8) сервис «Табло рейсов» (позволяет уполномоченным участникам ВЭД следить за отправлением и прибытием грузовых воздушных судов и не пропустить сроки подачи предварительной информации в таможенные органы).

Необходимо отметить, что информационный сервис «Предварительное информирование и операции в пунктах пропуска» в последние годы стал популярен ввиду того, что с середины 2018 года в ЕАЭС предварительное информирование таможенных органов стало обязательным при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС. У участников ВЭД был выбор: использовать коммерческие программные продукты для предварительного информирования таможенных органов или же использовать сервис АПС, и поскольку предварительная информация не имеет юридической силы (за недостоверное представление предварительной информации участники ВЭД не привлекаются к административной ответственности), то многие участники ВЭД предпочитают использовать именно информационные сервисы АПС «Личный кабинет».

Таким образом, на сегодняшний день АПС «Личный кабинет» включает в себя более 100 информационных сервисов (в конце 2019 года число информационных сервисов было около 65), с помощью которых все заинтересованные участники ВЭД могут осуществлять с таможенной службой России электронное информационное взаимодействие. Расширение функциональных возможностей сервисов АПС «Личный кабинет» обусловлено развитием информационных таможенных технологий и выходом взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД на качественно новый уровень.

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 40 www.forummn.ru

Youth 11 Forun 1,1,1 http: //forummn.ru/article -3.2.6 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

От степени оснащенности российских таможенных органов инновационными информационными технологиями во многом зависят сроки выпуска товаров в соответствии с заявленными таможенными процедурами, полнота начисления и своевременность уплаты таможенных платежей и т.д.

Заключение

В ходе проведенного анализа современного состояния предварительного информирования посредством АПС «Личный кабинет» можно сделать вывод о том, что АПС «Личный кабинет» имеет много положительных сторон, связанных с возможностью совершать с товарами таможенные операции на безвозмездной основе, в режиме 24/7, однако, несмотря на это, участники ВЭД предпочитают не отказываться от использования различных коммерческих программных продуктов, так как работа с АПС «Личный кабинет» имеет и некоторые отрицательные стороны. К отрицательным моментам можно отнести то, что ЦИТТУ не всегда одновременно издает справочные материалы по работе с сервисами системы вместе с их изменениями. Кроме того, правоотношения между ФТС России и участниками ВЭД при использовании АПС как информационной системы до конца не регламентированы (ФТС России, как представитель услуг по использованию программного продукта для совершения с товарами таможенных операций не несет перед участниками ВЭД ответственности за издержки участников ВЭД, которые могут наступить в результате сбоя в работе или некорректной работы информационного сервиса АПС «Личный кабинет»).

Библиографический список

1. Казанцева Н.Г., Калачева Л.Г. К вопросу о принятии и перспективах введения Таможенного кодекс Евразийского экономического союза // Таможенное дело. 2017. № 1. С. 1721.

2. Назарко Е.И. Модель категорирования участников ВЭД, при реализации предварительного информирования в воздушных пунктах пропуска // Инновационные исследования: теоретические основы и практическое применение: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 93-103.

3. О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет»: Приказ Федеральной таможенной службы [от 24.01.2008 №52] // Российская газета. 2008. 01 марта. № 45.

4. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон [от 03.08.2018 № 289-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. 06 августа. № 32 (часть I). Ст. 5082.

5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон [от 27.07.2006 № 149-ФЗ] // Российская газета. 2006. 29 июля. № 165.

6. Об утверждении Порядка использования личного кабинета и организации обмена электронными документами и (или) сведениями между таможенными органами и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, правообладателями и иными лицами, а также Порядка получения доступа декларантов, перевозчиков, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов, правообладателей и иных лиц к личному кабинету: Приказ Федеральной таможенной службы [от 03 июня 2019 г. № 901] // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru 4 июля 2019 г. (дата обращения: 22.01.2022).

7. Об электронной подписи: Федеральный закон [от 06.04.2011 № 63-Ф3] // Парламентская газета. 2011. 08 апреля. № 17.

8. Официальный сайт АПС «Личный кабинет». Режим доступа: https://edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb2017/ (дата обращения: 22.01.2022).

9. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Режим доступа: World Wide Web. URL: www.customs.ru.

10. Сергеев И.В., Яковлева Е.Ю. Методология развития бизнес-процесса предварительного информирования субъектов международной цепи поставок товаров посредством информационных систем // Таможенное дело. 2018. № 4. С. 25-30.

11. Степанов Р.Г., Терентьев Р.В. Основные тенденции развития таможенного законодательства в свете вступления в силу таможенного кодекса Евразийского экономического союза // Ленинградский юридический журнал. 2018. № 2 (52). С. 269-273.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ [от 23.05.2020 № 1388-р] // Собрание законодательства РФ. 2020. 01 июня. № 22. Ст. 3572.

13. Таможенный кодекс «Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Евразийская экономическая комиссия https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413569/itia_12042017 (дата обращения: 01.02.2022).

14. Шохин С.О. Электронная таможня - сегодня и завтра (правовые аспекты) // Таможенное дело. 2020. № 3. С. 16-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.