Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ПОДСИСТЕМЫ "ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ УЧАСТНИКА ВЭД"'

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ПОДСИСТЕМЫ "ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ УЧАСТНИКА ВЭД" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1212
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ УЧАСТНИКА ВЭД / НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА / СЕРВИСЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ПОДСИСТЕМЫ "ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ УЧАСТНИКА ВЭД" / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ПОДСИСТЕМЫ "ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ УЧАСТНИКА ВЭД"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Краснова А.И., Петрюк Е.А.

Данная статья посвящена вопросам анализа современного состояния нормативно-правовой базы, регламентирующей применение автоматизированной подсистемы «Личный кабинет участника ВЭД», структуры автоматизированной подсистемы «Личный кабинет участника ВЭД» (перечень основных сервисов) и ее информационного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF THE AUTOMATED SUBSYSTEM "PERSONAL ACCOUNT OF A PARTICIPANT IN FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY"

This paper is devoted to the analysis of the current state of the regulatory legal base the use of the automated subsystem «Personal account of a participant in foreign economic activity», the structure of the automated subsystem «Personal account of a participant in foreign economic activity» (list of basic services) and information support of the automated subsystem «Personal account of a participant in foreign economic activity».

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ПОДСИСТЕМЫ "ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ УЧАСТНИКА ВЭД"»

БИТ 2021 Том 5 № 2 (18) УДК 338.242.2

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ПОДСИСТЕМЫ «ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ УЧАСТНИКА ВЭД»

Краснова А. И., Петрюк Е.А.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF THE AUTOMATED SUBSYSTEM «PERSONAL ACCOUNT OF A PARTICIPANT IN

FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY»

Krasnova A.I., Petryuk E.A.

St. Petersburg named after V.B. Bobkova branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

Данная статья посвящена вопросам анализа современного состояния нормативно-правовой базы, регламентирующей применение автоматизированной подсистемы «Личный кабинет участника ВЭД», структуры автоматизированной подсистемы «Личный кабинет участника ВЭД» (перечень основных сервисов) и ее информационного обеспечения.

Ключевые слова: личный кабинет участника ВЭД, нормативная правовая база, сервисы автоматизированной подсистемы «Личный кабинет участника ВЭД», информационное обеспечение автоматизированной подсистемы «Личный кабинет участника ВЭД».

Abstract

This paper is devoted to the analysis of the current state of the regulatory legal base the use of the automated subsystem «Personal account of a participant in foreign economic activity», the structure of the automated subsystem «Personal account of a participant in foreign economic activity» (list of basic services) and information support of the automated subsystem «Personal account of a participant in foreign economic ac-tivity».

Keywords: personal account of the foreign economic activity participant, regulatory legal base, services of the automated subsystem «Personal account of a participant in foreign economic activity», information support of the automated subsystem «Personal account of a participant in foreign economic activity».

Автоматизированная подсистема «Личный кабинет участника ВЭД» (далее - АПС «Личный кабинет участника ВЭД») была разработана Федеральной таможенной службой Российской Федерации (далее -ФТС России) с целью развития системы электронного таможенного декларирования в нашей стране и упрощения совершения с товарами иных таможенных операций, которые предшествуют подаче ЭДТ в таможенные органы. Применяя на практике АПС «Личный кабинет участника ВЭД», уполномоченные участники внешнеэкономической деятельности (декларанты товаров, перевозчики, судовые агенты, таможенные представители, владельцы СВХ и т.д.) могут осуществлять через официальный сайт ФТС России (без привлечения коммерческих разработчиков программных продуктов в области таможенного дела) [1]:

- электронное декларирование товаров в соответствии со всеми таможенными процедурами, регламентированными в ЕАЭС;

- предварительное информирование таможенных органов при прибытии товаров на территорию Российской Федерации;

- контроль за движением денежных средств на Едином лицевом счете (далее -ЕЛС) участника ВЭД;

- контроль за датой фактического вывоза или ввоза товара в ЕАЭС, которая в некоторых случаях влияет на ставку таможенной пошлины;

- подачу в ФТС России отчетов о своей деятельности, если это предусмотрено таможенным законодательством ЕАЭС и т.д.

В свою очередь применение АПС «Личный кабинет участника ВЭД» регламентируется различными нормативно-правовыми документами, которые можно разделить на три категории:

- международные нормативно-правовые документы, которые действуют не только в Российской Федерации, но и в других иностранных государствах;

- национальные нормативно-правовые документы, которые действуют только в Российской Федерации, но не должны при этом противоречить ранее достигнутым нашей страной соглашениям и договоренностям с иностранными государствами;

- ведомственные нормативно-правовые документы, которые разрабатываются ФТС России с целью упрощения и конкретизации работы в АПС «Личный кабинет участника ВЭД».

В качестве первого примера международного нормативно-правового документа, который регламентирует применение АПС «Личный кабинет участника ВЭД» при совершении с товарами различных таможенных операций, можно привести Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли, разработанные Всемирной таможенной организацией (далее - Рамочные стандарты ВТамО). В них отражены принципы и стандарты, позволяющие упрощать совершение с товарами таможенных операций, что в свою очередь должно сокращать сроки нахождения товаров под таможенным контролем. Современная редакция Рамочных стандартов ВТамО определяет три «опоры» совершения с товарами таможенных операций, к которым относятся [2]:

- опора «таможня-таможня» (подразумевает информационное взаимодействие центров электронного декларирования (далее - ЦЭД) и постов фактического контроля);

- опора «таможня-бизнес» (подразумевает информационное взаимодействие таможенных органов с декларантами товаров и иными уполномоченными участниками ВЭД);

- опора «таможня-иные ГКО» (подразумевает информационное взаимодействие ФТС России с иными государственными контролирующими органами).

АПС была создана ФТС России именно на основании «опоры» «таможня-бизнес», поскольку ее задачами являются [2]:

- ускорение совершения с товарами всех возможных таможенных операций;

- минимизирование таможенных издержек участников ВЭД;

- увеличение товарооборота Российской Федерации с помощью увеличения пропускной способности МПП и т.д.

Еще одним международным нормативно-правовым документом, который регламентирует работу АПС «Личный кабинет

участника ВЭД», является Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС). Именно ТК ЕАЭС, как основной нормативно-правовой документ в ЕАЭС, предусматривает применение в отношении подконтрольных товаров различных информационных технологий и автоматизированных систем с целью минимизации сроков их нахождения под таможенным контролем.

Несмотря на то, что АПС является полноценной информационной системой, в ТК ЕАЭС не регламентируется алгоритм ее применения для заинтересованных пользователей. Это связано с тем, что АПС «Личный кабинет участника ВЭД» является российской разработкой в области таможенного дела и в других странах-участницах ЕАЭС данная АПС не применяется [3].

Именно по этой причине работа АПС «Личный кабинет участника ВЭД» детально регламентируется национальными и ведомственными нормативно-правовыми документами нашей страны.

Первым национальным нормативно-правовым документом в изучаемой области таможенного дела является Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он в некоторой степени дополняет положения ТК ЕАЭС, касаемые вопросов применения информационных технологий и автоматизированных систем российскими таможенными органами. Так, например, в системе АПС предусматривается использование сервиса «Лицевой счет», который позволяет декларанту товара следить за движением денежных средств на своем ЕЛС и своевременно пополнять ЕЛС с целью своевременной уплаты таможенных платежей. Стоит отметить, что Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полностью не регламентирует порядок применения АПС при совершении с товарами таможенных операций, а лишь дает отсылки на иные более узкие национальные и ведомственные нормативно-правовые документы [4].

При работе с АПС «Личный кабинет участника ВЭД» ФТС России необходимо обеспечить высокий уровень информационной безопасности и не допустить несанкци-

онированного доступа к ней со стороны третьих лиц, поэтому еще одним национальным нормативно-правовым документом, который регулирует работу с АПС «Личный кабинет участника ВЭД», является Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Федеральный закон с целью обеспечения высокого уровня информационной безопасности предусматривает при работе с АПС применение усиленного ключа электронной подписи (далее - ключа ЭП), который выдает участникам ВЭД либо Центральное информационно-техническое таможенное управление (далее - ЦИТТУ), либо уполномоченные таможенно-логистические сервисы, у которых есть лицензия на осуществление данного вида деятельности.

Говоря иными словами, работа участников ВЭД в АПС «Личный кабинет участника ВЭД» возможна только при наличии электронного ключа ЭП, который является одним из инструментов обеспечения защиты таможенной информации от доступа со стороны третьих неуполномоченных лиц [5].

Алгоритм использования, получения и обновления ключей ЭП установлен Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-Ф3 «Об электронной подписи». Данный федеральный закон определяет порядок взаимодействия между ФТС России и участниками ВЭД при передаче информации между АПС и ЕАИС таможенных органов, которая защищается ключом ЭП (это связано с тем, что ключ ЭП применяется и участниками ВЭД, и должностными лицами ЦЭД и постов фактического контроля) [6].

Одним из ведомственных нормативно-правовых документов, который регламентирует работу АПС «Личный кабинет участника ВЭД», является Приказ ФТС России от 03.06.2019 № 901 «Об утверждении Порядка использования личного кабинета и организации обмена электронными документами и (или) сведениями между таможенными органами и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, правообладателями и иными лицами, а также Порядка получения доступа декларантов, перевозчиков, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов, правообладателей и иных лиц к личному кабинету». Данный нормативно-

правовой документ определяет случаи использования АПС уполномоченными участниками ВЭД, порядок работы с сервисами АПС, права и обязанности уполномоченных участников ВЭД при работе с АПС и т.д. [7]

Поскольку при работе с АПС «Личный кабинет участника ВЭД» участники ВЭД имеют возможность совершать с товарами регламентированные таможенные операции и помещать товары под таможенные процедуры, регламентировать работу в АПС будут также следующие национальные нормативно-правовые документы:

- Решение КТС от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (определяет порядок заполнения ЭДТ в АПС) [8];

- Решение Совета ЕЭК от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза» (на основании данного нормативно-правового документа декларанты товара будут заявлять код декларируемого товара и определять ставки ввозных таможенных пошлин на декларируемые товары) [9];

- Налоговый кодекс Российской Федерации (на основании данного нормативно-правового документа будет определяться ставка импортного акциза и НДС) и т.д. [10]

В случае несоблюдения декларантами правил работы в АПС «Личный кабинет участника ВЭД», которые повлекли за собой серьезные нарушения таможенного законодательства, они будут привлекаться к административной ответственности на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ) [11].

Таким образом, анализ современного состояния нормативно-правовой базы, регламентирующей применение АПС «Личный кабинет участника ВЭД», показал, что работа участников ВЭД в данной автоматизированной подсистеме осуществляется на основании различных международных, национальных и ведомственных нормативно-правовых документов. Применение нормативно-правовых документов при работе с АПС позволяет установить границы применения данной АПС, права и обязанности участников ВЭД, а также - обеспечить защиту таможенной информации от несанкционированного доступа со стороны третьих лиц.

К современным проблемам нормативно-правовой базы, регламентирующей применение АПС «Личный кабинет участника ВЭД» относится то, что ни один национальный нормативно-правовой документ нашей страны в области таможенного дела не выделяет АПС как самостоятельную информационную систему, следовательно, для практического применения АПС «Личный кабинет участника ВЭД», как информационной таможенной системы, необходимо использовать большое количество нормативно-правовых документов, ни один из которых не содержит в себе методические рекомендации по использованию АПС участниками ВЭД.

Отсутствие документально регламентированных методических рекомендаций по практической работе в АПС «Личный кабинет участника ВЭД» в некоторых случаях увеличивает сроки совершения с товарами таможенных операций, поскольку периодически участники ВЭД сталкиваются с трудностями работы в том или ином сервисе АПС.

Еще одной проблемой нормативно-правового регулирования применения АПС является то, что национальное законодательство предусматривает работу в данной АПС только со стороны налоговых резидентов Российской Федерации, поскольку для получения электронного ключа ЭП в регламентированный пакет документов входят уставные и налоговые документы заявителя. А без электронного ключа ЭП невозможно использовать АПС.

На современном этапе развития АПС «Личный кабинет участника ВЭД» состоит из более 80 сервисов. По данным официального сайта ФТС России самыми популярными из них являются следующие сервисы [12]:

- «Предварительное информирование и операции в пунктах пропуска»;

- «Таможенное декларирование и таможенные операции, необходимые для выпуска товаров»;

- «Лицевой счет, обеспечение задолженности»;

- «Справочная информация»;

- «Сведения о внешнеэкономической деятельности организации»;

- «Классификация товаров»;

- «Проверки и нарушения»;

- «Деятельность в сфере таможенного дела. УЭО. Отчетность, реестры, временное хранение»;

- «Специализированные личные кабинеты»;

- «Информационные сервисы для физических лиц».

Рассмотрим более подробно состав некоторых сервисов.

Сервис «Предварительное информирование и операции в пунктах пропуска» включает в себя 8 сервисов, с помощью которых участники ВЭД производят предварительное информирование таможенных органов [12]:

- сервис «Предоставление ПИ для ускорения совершения таможенных операций на водном виде транспорта» (позволяет направлять предварительную информацию о товаре в КПС «Портал Морской порт»);

- сервис «Предоставление ПИ для ускорения совершения таможенных операций на воздушном виде транспорта» (позволяет направлять предварительную информацию о товаре в КПС «Авиа-ПП»);

- сервис «Предварительное информирование на автомобильном и железнодорожном виде транспорта» (позволяет направлять предварительную информацию о товаре в КПС «Автомобильный пункт пропуска» и КПС «Железнодорожный пункт пропуска»);

- сервис «Морской п/п. ПИ представляемое перевозчиком. Подача уведомлений о прибытии убытии» (позволяет судовым агентам направлять в КПС «Портал Морской порт» ПДС);

- сервис «Морской п/п. Поручение на погрузку» (позволяет судовым агентам направлять в КПС «Портал Морской порт» поручение на погрузку морского судна, которое полностью загружено и готово к отправке из морского порта);

- сервис «Авиационный п/п. ПИ представляемое перевозчиком» (позволяет авиакомпаниям представлять в КПС «Авиа-ПП» информацию о прибывающем воздушном судне в российский аэропорт);

- сервис «Таможенные операции в отношении товаров, перемещаемых с использованием карнетов АТА» (позволяет перевозчикам представлять в таможенные органы информацию о том, что перемещаемый через международный пункт пропуска товар, перемещается с использованием книжки МДП);

- сервис «Табло рейсов» (позволяет уполномоченным участникам ВЭД следить за отправлением и прибытием грузовых

воздушных судов и не пропустить сроки подачи предварительной информации в таможенные органы).

Необходимо отметить, что сервис «Предварительное информирование и операции в пунктах пропуска» в последние годы стал популярен ввиду того, что с середины 2018 года в ЕАЭС предварительное информирование таможенных органов стало обязательным при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС. У участников ВЭД был выбор: использовать коммерческие программные продукты для предварительного информирования таможенных органов или же использовать сервис АПС, и поскольку предварительная информация не имеет юридической силы (за недостоверное представление предварительной информации участники ВЭД не привлекаются к административной ответственности), то многие участники ВЭД предпочитают использовать именно сервисы АПС «Личный кабинет участника ВЭД».

Сервис «Таможенное декларирование и таможенные операции, необходимые для выпуска товаров» включает в себя 10 сервисов, с помощью которых можно поместить товары под различные таможенные процедуры [12]:

- сервис «Декларирование товаров» (позволяет заполнить ЭДТ и направить ее в уполномоченный ЦЭД);

- сервис «Электронный архив» (позволяет разместить сопроводительные документы к ЭДТ в электронном архиве декларанта в ЕАИС таможенных органов и направить их в уполномоченный ЦЭД вместе с ЭДТ);

- сервис «Экспортные МПО с подтверждением НДС» (позволяет помещать товары под таможенную процедуру экспорта, которые пересылаются в международных почтовых отправлениях с применением таможенной декларации С^3);

- сервис «Статистические формы с электронной подписью» (позволяет направлять в таможенные органы статистические формы отчетности об экспорте или импорте товаров внутри ЕАЭС, кроме товаров, которые содержатся в индикативных балансах);

- сервис «Таможенный транзит» (позволяет направлять в таможенные органы электронную транзитную декларацию с целью сокращения сроков нахождения транзитных товаров в пограничных пунктах пропуска);

- сервис «Получение разрешений администрирования (ОЭЗ, ПОЭЗ)» (позволяет

осуществлять с товарами таможенные операции, которые ввозятся на территорию ОЭЗ или ПОЭЗ);

- сервис «Электронное декларирование экспресс-грузов» (позволяет осуществлять информационный обмен между транспортными компаниями и таможенными органами при перемещении товаров для личного пользования, которые направляются в адрес физических лиц);

- сервис «Заявления по транспортным средствам международной перевозки» (позволяет перевозчикам направлять в таможенные органы заявления на совершение с транспортными средствами международной перевозки нетипичных операций, например, проведение ремонтных работ на территории Российской Федерации);

- сервис «Контроль переработки товаров» (позволяет декларантам направлять в уполномоченные таможенные органы заявления на переработку товаров на и вне таможенной территории ЕАЭС);

- сервис «Доверенности на организации» (позволяет декларантам товаров создать доверенность для таможенного представителя на получение им лицензии Мин-промторга России в случае необходимости).

С помощью АПС декларант может поместить товар под любую таможенную процедуру, но при этом ему придется одновременно пользоваться несколькими сервисами.

Сервис «Классификация товаров» включается 5 сервисов [12]:

- сервис «Классификация. Классификация товаров, перемещаемых в виде компонентов» (позволяет осуществлять информационное взаимодействие участников ВЭД с ФТС России при необходимости получения предварительного решения по классификации товара в несобранном или разобранном виде в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС);

- сервис «Сведения о преференциях -отказ» (позволяет декларанту товара получить информацию об отказе в представлении ему преференций на основании кода ТН ВЭД ЕАЭС);

- сервис «Сведения о преференциях -восстановление» (позволяет декларанту товара подать в таможенные органы заявление на предоставление ему преференций по ранее выпущенным товарам);

- сервис «Классификация, сведения о предрешениях» (позволяет участнику ВЭД получить доступ к полученным им ранее

предварительным решениям по классификации товаров).

Сервис «Классификация, решения по классификации товаров» применяется участниками ВЭД в большей степени для получения предварительных решений по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, а также для проверки статуса ранее полученного предварительного решения (действует, отозвано, изменено и т.д.).

К основным отличиям АПС «Личный кабинет участника ВЭД» от коммерческих программных продуктов можно отнести:

- возможность совершения с товарами всех таможенных операций на безвозмездной основе (при работе с коммерческими программными продуктами участники ВЭД осуществляют доплату за работу с тем или иным сервисом программного продукта);

- выделение бесплатных сервисов для лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (подача таможенными представителями, УЭО и т.д. отчетов о своей деятельности);

- через АПС «Личный кабинет участника ВЭД» совершение с товарами таможенных операций могут осуществлять как юридические, так и физические лица (через коммерческие программные продукты таможенные операции с товарами могут совершать только юридические лица);

- с помощью АПС «Личный кабинет участника ВЭД» возможно контролировать движение денежных средств на ЕЛС, а также контролировать фактическую дату перемещения товара через таможенную границу ЕАЭС (в коммерческих программных продуктах не предусмотрено применение подобных сервисов) и т.д.

Таким образом с точки зрения функционала и стоимости эксплуатации АПС имеет преимущества перед коммерческими программными продуктами, но, несмотря на это, участники ВЭД полностью не отказываются от услуг коммерческих разработчиков ПО, поскольку работа с АПС «Личный кабинет участника ВЭД» связана с некоторыми проблемами [13, 14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первая проблема применения сервисов АПС «Личный кабинет участника ВЭД» связана с низким уровнем технической поддержки. То есть, на сегодняшний день, в случае если у участника ВЭД возникают вопросы касаемые работы в том или ином сервисе или сервис перестает отвечать на действия пользователя, то обратиться в

техническую поддержку участник ВЭД может только через направление в ЦИТТУ электронного уведомления о той или иной проблеме. Как показала практика некоторых участников ВЭД, ответ на такой запрос приходит им в течение трех рабочих дней с момента направления в ЦИТТУ. То есть, если предположить, что участник ВЭД работает в сервисе «Таможенное декларирование и таможенные операции, необходимые для выпуска товаров», то длительность решения технических проблем с использованием АПС приведет к увеличению сроков помещения товаров под таможенную процедуру.

При этом, например, при работе с «Де-кларант-ТКС» техническая поддержка пользователей осуществляется ежедневно и происходит она с помощью подключения программиста компании к рабочему месту участника ВЭД и выявления с дальнейшим устранением проблемы при работе с тем или иным сервисом программы. В среднем на устранение той или иной технической проблемы при работе с коммерческими программными продуктами у участников ВЭД уходит около 45 минут (в некоторых случаях технические проблемы удается устранить в значительно короткие сроки).

Второй проблемой применения сервисов АПС «Личный кабинет участника ВЭД» является то, что правоотношения между ФТС России и участниками ВЭД не регламентированы. То есть, на сегодняшний день, ФТС России, как представитель услуг по использованию программного продукта для совершения с товарами таможенных операций не заключает с участником ВЭД договор на использование и обслуживание ПО. Следовательно, в случае если из-за сбоев в работе АПС у участников ВЭД возникнут дополнительные таможенные расходы, остается открытым вопрос, сможет ли участник ВЭД взыскать эти издержки с таможенных органов или нет. Это связано с тем, что работа в АПС «Личный кабинет участника ВЭД» осуществляется на безвозмездной основе и у участников ВЭД есть альтернатива использования коммерческих программных продуктов.

В этой связи при совершении с товарами таможенных операций участники ВЭД не могут полностью отказаться от услуг разработчиков коммерческих программных продуктов и полностью перейти на работу в АПС «Личный кабинет участника ВЭД».

Таким образом, на сегодняшний день АПС «Личный кабинет участника ВЭД» включает в себя более 80 сервисов (в конце 2019 года число сервисов было 65), с помощью которых все заинтересованные участники ВЭД могут осуществлять с уполномоченными структурными подразделениями таможенных органов информационное взаимодействие. Расширение функциональных возможностей сервисов аПс «Личный кабинет участника ВЭД» обусловлено развитием информационных таможенных технологий и выходом взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД на новый уровень [15, 16].

От уровня информационного обеспечения таможенных информационных систем зависят сроки выпуска товаров в соответствии с таможенными процедурами, что прямым образом влияет на деятельность таможенных органов и участников ВЭД.

Под информационным обеспечением АПС «Личный кабинет участника ВЭД» понимается информация, которая позволяет корректно использовать АПС участниками ВЭД при работе с тем или иным ее сервисом. То есть, задача информационного обеспечения АПС заключается в том, чтобы сделать работу с сервисами системы понятной и эффективной для участников ВЭД. Говоря иными словами, информационное обеспечение АПС «Личный кабинет участника ВЭД» является информационными блоками на официальном сайте ФТС России и техническую поддержку со стороны ЦИТТУ, которые облегчают и структурируют работу с АПС для пользователей.

Информационное обеспечение сервисов АПС «Личный кабинет участника ВЭД» начинается с краткого описания возможностей каждого сервиса системы на официальном сайте ФТС России. Для того чтобы ознакомиться с функциональными возможностями АПС «пользователю не нужно регистрироваться в системе. Помимо порядка применения АПС «Личный кабинет участника ВЭД» участник ВЭД может ознакомиться с полным перечнем нормативно-правовых документов, положения которых ему потребуются при работе с тем или иным сервисом системы.

Перед тем как начать работу в том или ином сервисе информационной системы участник ВЭД может ознакомиться с алгоритмом действий, которые ему необходимо совершить для того, чтобы совершить с товаром таможенную операцию. Например, в разделе «Подача и регистрация ДТ» можно

ознакомиться с алгоритмом подачи ЭДТ и сопроводительных документов к ней [12]. Перед отправкой ЭДТ у участника ВЭД есть возможность проверить какой комплект сопроводительных документов был привязан к ЭДТ и какие декларации помимо ЭДТ направляются в таможенные органы при открытии процедуры декларирования.

В разделе «Сообщения» у декларанта товара есть возможность следить за процессом информационного взаимодействия с уполномоченным таможенным органом и изменением статуса процедуры декларирования.

Еще одной формой информационного обеспечения сервисов АПС «Личный кабинет участника ВЭД» являются вебинары, которые проводятся должностными лицами ЦИТТУ для участников ВЭД по вопросам работы в том или ином сервисе системы. Так, например, в середине декабря 2020 года ЦИТТУ был проведен вебинар на тему «Возможности АПС «Личный кабинет участника ВЭД» в части сервиса «Валютный контроль»», в котором могли принять участие все желающие зарегистрированные участники ВЭД.

На вебинаре должностные лица ЦИТТУ совместно с должностными лицами УТО-ВиЭК рассказывали о том, как с помощью работы с АПС декларанты товаров могут проверить факт регистрации внешнеторгового контракта с целью соблюдения ими валютного контроля Российской Федерации. Также на официальном сайте ФТС России представлена презентационная информация с проведенного вебинара, которая, по сути, является подробным алгоритмом работы с сервисом «Валютный контроль» [12].

Следующей формой информационного обеспечения АПС «Личный кабинет участника ВЭД» является внесение уполномоченными должностными лицами таможенных органов информации в систему о подконтрольных товарах. Так, например, информация о дате фактического вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС вносится в систему должностными лицами пограничных пунктов пропуска. В дальнейшем эти даты используются участниками ВЭД при расчете таможенных пошлин, ставки которых зависят от даты фактического перемещения товара через таможенную границу ЕАЭС.

Информация о пополнении ЕЛС участника ВЭД денежными средствами поступает в автоматически с помощью применения информационного взаимодействия

между уполномоченными банками и ФТС России. То есть, после того как участник ВЭД пополнил свой ЕЛС уполномоченный банк по номеру ЕЛС направляет информацию об этом в ЕАИС таможенных органов и через определенный период времени (в среднем через 3 часа с момента пополнения ЕЛС) участник ВЭД через АПС «Личный кабинет участника ВЭД» может проверить факт поступления денежных средств на свой ЕЛС.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о достаточно высоком уровне информационного обеспечения АПС «Личный кабинет участника ВЭД», однако в данной области работы системы могут возникать различные проблемы.

Первая проблема связана с тем, что ЦИТТУ не всегда одновременно издает справочные материалы по работе с сервисами системы вместе с их изменениями. То есть, в практике работы участников ВЭД встречались случаи, когда происходило обновление версии сервиса АПС, а справочная информация по обновлениям сервиса размещалась на официальном сайте ФТС России только спустя некоторое время. Следовательно, если у участников ВЭД возникали вопросы касаемые работы обновленного сервиса, то оперативно получить ответы на них участники ВЭД не имели возможности.

Вторая проблема информационного обеспечения АПС «Личный кабинет участника ВЭД» имеет отношение к так называемому человеческому фактору, когда сведения о подконтрольном товаре вносятся в систему уполномоченными должностными лицами таможенных органов. Суть проблемы заключается в том, что иногда должностные лица таможенных органов могут допускать ошибки при внесении сведений, например, о дате фактического перемещения товара через таможенную границу ЕАЭС, что может приводить к трудностям при электронном таможенном декларировании товара.

В середине 2020 года ПАО «Лукойл» при экспорте партии нефтепродуктов на территорию Финляндии при применении временного периодического декларирования столкнулось с тем, что фактическим месяцем вывоза товара по штампам на товаро-транспортных накладных был июнь 2020 года, при этом в АПС «Личный кабинет участника ВЭД» отражалась информация о том, что часть партии экспортируемых нефтепродуктов была вывезена в июле

2020 года. То есть наблюдалось расхождение сведений в АПС и бумажных видах то-варотранспортных накладных. Поскольку ставка вывозной таможенной пошлины на экспортируемые нефтепродукты в июне 2020 года была больше, чем в июле, то таможенные органы, в частности ЦЭД Центральной энергетической таможни (далее -ЦЭТ), не стали корректировать сведения, заявленные ПАО «Лукойл» в ПВД [17].

При этом остается открытым вопрос, могла ли ЦЭТ возбудить в отношении ПАО «Лукойл» дело об административном правонарушении, в случае если бы ставка вывозной таможенной пошлины на декларируемые нефтепродукты в июне 2020 года была бы ниже, чем в июле 2020 года. Спорная ситуация связана с тем, что на сегодняшний день документально не регламентирована приоритетность информации, которая находится на бумажных версиях таможенных документов и информации, которая содержится в АПС.

Третья проблема информационного обеспечения АПС «Личный кабинет участника ВЭД» связана с низким уровнем технической поддержки со стороны ЦИТТУ, о которой говорилось в предыдущем параграфе исследования.

Таким образом анализ уровня информационного обеспечения автоматизированной подсистемы «Личный кабинет участника ВЭД» показал, что справочная информация по работе с тем или иным сервисов системы разработана ЦИТТУ на достаточно высоком уровне, что минимизирует риски некорректной работы с АПС со стороны участников ВЭД. Однако техническая поддержка АПС «Личный кабинет участника ВЭД» и своевременность обновления справочной информации по работе с сервисами находится на низком уровне, что увеличивает сроки совершения с товарами таможенных операций.

В ходе проведенного анализа современного состояния АПС «Личный кабинет участника ВЭД» были сделаны следующие выводы:

1. Практическое применение участниками ВЭД данной автоматизированной подсистемы осуществляется на основании различных международных, национальных и ведомственных нормативно-правовых документов. Применение нормативно-правовых документов при работе с АПС «Личный кабинет участника ВЭД» позволяет установить границы применения данной АПС,

права и обязанности участников ВЭД, а также - обеспечить защиту таможенной информации от несанкционированного доступа со стороны третьих лиц.

2. АПС «Личный кабинет участника ВЭД» имеет преимущества перед коммерческими программными продуктами, поскольку позволяет совершать с товарами таможенные операции на безвозмездной основе, однако, несмотря на это, участники ВЭД предпочитают не отказываться от использования коммерческих программных продуктов, так как работа с АПС связана с некоторыми проблемами:

- ни один национальный нормативно-правовой документ нашей страны в области таможенного дела не выделяет АПС как самостоятельную информационную систему, следовательно, для практического применения АПС «Личный кабинет участника ВЭД», как информационной таможенной технологии, необходимо использовать большое количество нормативно-правовых документов, ни один из которых не содержит в себе методические рекомендации по использованию АПС участниками ВЭД;

- национальное законодательство предусматривает работу в данной АПС

только со стороны налоговых резидентов Российской Федерации, поскольку для получения электронного ключа ЭП в регламентированный пакет документов входят уставные и налоговые документы заявителя, а без электронного ключа ЭП у участника ВЭД нет возможности осуществлять таможенные операции с товарами через АПС «Личный кабинет участника ВЭД»;

- низкий уровень технической поддержки АПС со стороны ЦИТТУ;

- правоотношения между ФТС России и участниками ВЭД при использовании АПС как информационной системы не регламентированы (ФТС России, как представитель услуг по использованию программного продукта для совершения с товарами таможенных операций не несет перед участниками ВЭД ответственности за издержки участников ВЭД, которые могут наступить в результате сбоя в работе того или иного сервиса АПС);

- ЦИТТУ не всегда одновременно издает справочные материалы по работе с сервисами системы вместе с их изменениями и т.

д.

Список литературы

1. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Режим доступа: World Wide Web. URL: www.customs.ru

2. Резолюция СТС/ВТамО о Рамочных стандартах по обеспечению безопасности и облегчения мировой торговле (SAFE). Режим доступа: World Wide Web. URL: www.eurasiancommission.org

3. Таможенный кодекс «Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс».

4. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, ин-формационных технологиях и о защите информации» // СПС «Консультант Плюс».

6. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной под-писи» // СПС «Консультант Плюс».

7. Приказ ФТС России от 03.06.2019 № 901 «Об утверждении Порядка использования личного кабинета и организации обмена электронными документами и (или) сведениями между таможенными органами и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, правообладателя-ми и иными лицами, а также Порядка получения доступа декларантов, пере-возчиков, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных

экономических операторов, правообладателей и иных лиц к личному кабинету» // СПС «Консультант Плюс».

8. Решение КТС от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» // СПС «Консультант Плюс».

9. Решение Совета ЕЭК от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза» // СПС «Консультант Плюс».

10. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

12. Официальный сайт АПС «Личный кабинет участника ВЭД». Режим доступа: World Wide Web. URL: edata.customs.ru

13. Краснова А. И., Миронович А.А. Модель совершенствования автоматизированной подсистемы «Личный кабинет участника ВЭД» // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 2(74). С. 38-41.

14. Мютте Г.Е., Кондрашова В. А. Проблемы внедрения перспективных технологий электронного взаимодействия таможни и участников внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 4(68). С. 24-27.

15. Шкленский С.В. О потенциале развития таможенных технологий в системе таможенных органов Российской Федерации // Таможенные чтения -2018. Том I. РИО РТА в СПб. 2018. С. 288-295.

16. Шохин С. О. Электронная таможня - сегодня и завтра (правовые аспекты) // Журнал «Таможенное дело». 2018. № 3. С. 16-19.

17. Таможенный портал для участников ВЭД Режим доступа: World Wide Web. URL: www.alta.ru.

Поступила в редакцию 29.04.2021

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

Сведения об авторах:

Краснова Анастасия Ивановна - доцент кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, кандидат технических наук, доцент, e-mail: aikrasnova@mail.ru.

Петрюк Елизавета Алексеевна - студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: aikrasnova@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.