УДК 338.465
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ УЧАСТНИКА ВЭД
Сакович С.И.
Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал Российской таможенной академии
PERSONAL DEPARTMENT OF THE PARTICIPANT OF FEA
Sakovich S.I.
St. Petersburg named after V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy
Аннотация
В статье рассмотрены направления развития информатизации таможенных органов Российской Федерации. Описаны возможности использования сервиса «Личный кабинет участника ВЭД», размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы. Проанализированы преимущества и недостатки работы.
Ключевые слова: информационные технологии, таможенные органы, личный кабинет, участник ВЭД.
В настоящее время трудно представить себе область, в которой не применялись бы цифровые технологи. Информационные технологии открывают широкий спектр возможностей для развития. Точно также и устойчивый экономический рост, а также повышение конкурентоспособности экономики невозможно представить без активного внедрения передовых информационных систем. Для государственных структур, в частности таможенных органов, внедрение и использование цифровых технологий привело к существенному повышению качества государственных услуг, расширению их доступности для граждан и иных представителей бизнес-структур.
Информатизация деятельности Федеральной таможенной службы Российской Федерации является непрерывным процессом. Постоянно подлежат обновлению информационно-программные средства, техническое оснащение структурных подразделений ФТС России, изучается возможность применения иных направлений информационно-технического обеспечения для качественного выполнения возложенных на службу задач [1, 2]. Основной целью внедрения современных информационных технологий в деятельность таможенных органов является ускорение совершения
Abstract
The article discusses the development of informatization of the customs authorities of the Russian Federation. The possibilities of using the service "Personal Account of a Participant in Foreign Economic Activities" located on the official website of the Federal Customs Service are described. The advantages and disadvantages of the work are analyzed.
Keywords: information technology, customs authorities, personal account, foreign trade participant.
таможенных процедур, а также уход от бумажного документооборота.
Сегодня использование различных Интернет-технологий и Web-сервисов является одним из наиболее перспективных направлений по взаимодействию ФТС России с лицами, участвующими во внешнеэкономической деятельности. Одним из таких сервисов является «Личный кабинет участника ВЭД» (далее Личный кабинет).
Как отмечается на сайте ФТС России Личный кабинет предназначен для персонифицированного информационного взаимодействия участника ВЭД с таможенными органами [3]. Другими словами, Личный кабинет - это не что иное, как бесплатный набор сервисов, которые посредством сети Интернет обеспечивают взаимодействие должностного лица с участником внешнеэкономической деятельности в электронном виде. В настоящее время Личный кабинет включает в себя более 40 сервисов, регулирующих различные стороны внешнеэкономической деятельности. Возможности Личного кабинета предназначены для использования физическими или юридическими лицами, некоторые предполагают наличие электронной подписи. Кроме того, назначение многих сервисов доступно для лиц определенного статуса. Например, таможенный представитель, таможенный
БИТ 2020 Том 4 № 1 (13)
перевозчик, владелец склада временного хранения, владелец магазина беспошлинной торговли, правообладатель объекта интеллектуальной собственности [4].
Статистика ФТС России показывает, что данный сервис является эффективным для взаимодействия субъектов ВЭД и таможенных органов. По состоянию на январь 2020 года в Личном кабинете участника ВЭД зарегистрировано 281483 пользователей, 110078 организаций [4].
Необходимо отметить, что вопросам, связанным с постоянной модернизацией, улучшением функционала и увеличением набора сервисов, предоставляемых в Личном кабинет, руководством Федеральной таможенной службы России уделяется серьезное внимание. Это хорошо прослеживается в материалах, размещенных на сайте ФТС России. Одним из последних нововведений стало то, что с середины 2019 года для пользователей смартфонов и планшетов появилась возможность использования мобильной версии Личного кабинета участника ВЭД [3].
Для полноценной работы с системой требуется регистрация. Получить доступ к Личному кабинету можно используя учетные данные портала Государственных услуг или с применением электронной подписи.
Личный кабинет позволяет участнику ВЭД формировать электронные документы, хранить и отправлять их в таможенные органы, запрашивать и получать информацию из таможенного органа.
С точки зрения созданного функционала можно утверждать, что фактически «Личный кабинет участника ВЭД» является многофункциональной системой электронного документооборота между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами России. Тем не менее система проста в обращении и содержит довольно объемные рекомендации по её использованию.
Для удобства работы пользователя, при необходимости постоянного либо частого использования определённой группы сервисов, в Личном кабинете предусмотрена возможность выбрать необходимые пользователю «Избранные», что позволяет оптимизировать работу с программой и снизить время на поиск необходимого Сервиса.
Также, необходимо отметить, что возможность подачи декларации через «Личный кабинет участника ВЭД» делает процесс таможенного оформления более
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
комфортным. Передовые информационные технологии способны значительно облегчить совершение таможенных операций, снизить связанные с ними издержки, как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для таможенных органов.
Важно указать, что с использованием возможностей Личного кабинета участник ВЭД может получить бесплатное использование набором важнейших сервисов, самостоятельно совершать некоторые операции, без приобретения дополнительных программных средств или личного присутствия в таможенном органе, например, подать декларацию [5].
Разрабатывая сервис «Личный кабинет участника ВЭД» ФТС России стремится к тому, чтобы работа с сервисом была комфортной. Так, например, при использовании возможностей сервиса «Предварительное информирование» предполагается предоставление предварительной информации и грузов, которые планируются к перемещению через таможенную границу любыми видами транспорта. Необходимо уточнить, что такую информацию зачастую предоставляют перевозчики, которые могут не обладать особыми знаниями, необходимыми для работы с информационными системами. В связи с этим работа сервиса построена интуитивно понятным образом. В таком случае, любой пользователь данного сервиса легко и оперативно может сформировать данные, необходимые для передачи в таможенный орган [6].
Кроме функций подачи электронной декларации и предварительной информации, наиболее часто используемыми функциями Личного кабинета участника ВЭД являются также «Лицевой счет», «Таможенная проверка», «Административные правонарушения», «Подача пассажирской таможенной декларации».
Информационный ресурс «Лицевой счет» выступает самым востребованным из всех информационных ресурсов «Личный кабинет участника ВЭД». Он позволяет субъектам хозяйствования контролировать состояние своего лицевого счета, а также получать информацию о движении их денежных средств, о банковских гарантиях и таможенных расписках. Благодаря данному сервису контроль над расходованием и движением денежных упрощается. Все списания происходят в режиме реального времени. Стоит отметить также, что все данные в сервисе «Лицевой счет» структурированы в виде электронных таблиц [7].
Ресурс «Таможенная проверка», реализует полностью электронное взаимодействие с участником ВЭД по обмену документами в ходе проведения таможенной проверки». Информационный ресурс «Таможенная проверка» разработан для уполномоченных экономических операторов и лиц, которые являются одновременно декларантом, лицом ответственным за финансовое урегулирование, получателем товаров. Данный ресурс дает возможность таможенным органам и субъектам хозяйствования обмениваться документами и сведениями в электронном виде, в отношении которых проводится таможенный контроль после выпуска товаров.
Посредством информационного ресурса «Административные правонарушения» осуществляется информационное взаимодействие в электронной форме участника ВЭД, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, с таможенным органом при производстве по делу о правонарушении.
Ресурс «Подача пассажирской таможенной декларации», который предназначается для работы с ним физических лиц. Данный информационный сервис позволяет осуществлять информационное взаимодействие в электронной форме физического лица, декларирующего товары для личного пользования, перемещаемых различными допустимыми способами с применением пассажирской таможенной декларации и таможенного органа.
Несмотря на все преимущества «Личный кабинет участника ВЭД», следует отметить и недостатки программы.
Несмотря на распространенность использования информационного ресурса «Лицевой счет», участника процесса на различных бизнес-площадках отмечают недостатки данного ресурса. Так, например, в данном информационном ресурсе отображаются не все электронные таможенные расписки. Кроме того, в последнее время было прекращено формирование отчетов о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей. А при запросе информации об остатках авансовых денежных средств часто приходят сообщения об отсутствии таких данных. Задержка в предоставлении информации по остаткам наблюдается не реже одного раза в месяц. Сам ответ на такой запрос приходит не сразу, а через длительное время. Кроме того, отмечаются периодические
отказы в предоставлении информации при запросах отчетов о расходовании денежных средств: выдается сообщение о превышении лимита времени на ответ по запросу. Задолженности, денежные средства, для погашения которых перечислены и направлено заявление о распоряжении денежными средствами, продолжают отображаться как непогашенные в течение срока до недели.
Информационный ресурс «Статистическое декларирование» также является востребованным среди пользователей. Наиболее частой проблемой является то, что сервис очень часто перестает реагировать на запросы пользователей. Отмечаются случаи, когда при подаче статистической декларации программа останавливается и тогда возникает необходимость начать заполнение декларации с самого начала.
Третьим по востребованности информационным ресурсом является информационный ресурс «Административные правонарушения». Единственной претензией субъектов хозяйствования является наличие неактуальной информации в информационном ресурсе. Так, например, отмечаются случаи, когда в Личном кабинете присутствует информация о наличии у компании неоплаченного долга, хотя в реальности он погашен и представители таможенного органа видят этот факт у себя.
Многие пользователи Личного кабинета не раз отмечали нестабильность работы сервера. Одной из проблем также является потеря информации при передаче ее как от таможенного органа к участнику ВЭД, так и в обратном направлении. Еще одной проблемой является - низкий уровень технической поддержки декларанта. Если на практике возникает технический сбой, то при использовании личного кабинета участника ВЭД на официальном сайте ФТС России у декларанта нет прямого доступа к технической поддержке. Консультирование возможно только через форму обратной связи. Предполагается, что по указанному в обращении номеру телефона специалист технической поддержки личного кабинета участника ВЭД свяжется с декларантом и объяснит, как устранить проблему работы личного кабинета.
Тем не менее, система «Личный кабинет участника ВЭД» - это удобный интерфейс для взаимодействия таможенных органов и представителей бизнеса. Он позволяет сократить финансовую и временную
БИТ 2020 Том 4 № 1 (13)
составляющие для участников внешнеэкономической деятельности. Следствием этого являются более тесные и плодотворные взаимоотношения с таможенными органами.
Таким образом, внедрение информационных технологий и использование новых возможностей «Личного кабинета участника
Список литературы
1. Павлова Я.В. Проблемы использования информационных технологий в таможенных органах // Бюллетень инновационных технологий. 2019. Т. 3. № 3 (11). С. 31-34.
2. Павлова Я.В. Информационные технологии в таможенном деле // Бюллетень инновационных технологий. 2019. Т. 3. № 2 (10). С. 56-59.
3. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации / www.customs.ru
4. Личный кабинет участника ВЭД / edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb2017/
5. Ефименко М.А., Матвеева Е.И. Назначение и перспективы электронного сервиса «Личный
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВЭД» повысит информированность участников ВЭД и оперативность доведения информации, обеспечит взаимодействие между бизнесом и таможенными органами на новом уровне.
кабинет участника ВЭД» ФТС России // NovaUm.
2018. № 13. С. 24-27.
6. Карнаухова Т.А., Личман Е.А. Личный кабинет участников ВЭД // В сборник: Актуальные проблемы таможенного администрирования ЕАЭС. Материалы Молодежной научной конференции. 2018. С. 36-40.
7. Тарарышкина Л.И., Драгуленко Н.А. Личный кабинет участника ВЭД как инструмент взаимодействия таможни и бизнеса // Научные горизонты.
2019. № 4 (20). С. 100-109.
Поступила в редакцию 29.01.2020
Сведения об авторе:
Сакович Сергей Иванович - заместитель декана по учебной работе факультета таможенного дела, доцент кафедры информатики и информационных таможенных технологий Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, кандидат технических наук, e-mail: ssakovich15@gmail.com
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru