Краснова А.И., Миронович А.А.
2 л
н и о
X
л
<
W
н t*
W <
S
0 X X
W
1
S
w S X
w
S3
С
^
S t* S
я
S I
2S
о
УДК 339.5
МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ПОДСИСТЕМЫ «ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ УЧАСТНИКА ВЭД»
Краснова Анастасия Ивановна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики, к.т.н., доцент, e-mail: [email protected]
Миронович Александра Александровна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, студент факультета таможенного дела, e-mail: [email protected]
В статье определены основные направления развития автоматизированной подсистемы «Личный кабинет участника ВЭД» и перспективные методы ее совершенствования, в том числе с использованием модели, предложенной авторами
Ключевые слова: личный кабинет; участник ВЭД; сервис; стратегия развития; SWOT-анализ
MODEL OF IMPROVEMENT OF THE AUTOMATED SUBSYSTEM «PERSONAL ACCOUNT OF A PARTICIPANT IN FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY»
Krasnova Anastasia I.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Technical Means of Customs Control and Forensics, PhD, Docent, e-mail: [email protected]
Mironovich Alexandra A.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Student of Faculty of Customs, e-mail: [email protected]
The article defines the main directions of the development of the automated subsystem «Personal account of a participant in foreign economic activity» and promising methods of its improvement, including using the model proposed by the authors
Keywords: personal account; foreign economic activity participant; service; development strategy; SWOT analysis
Для цитирования: Краснова А.И., Миронович А.А. Модель совершенствования автоматизированной подсистемы «Личный кабинет участника ВЭД» // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 2 (74). С. 38-41.
Страны - члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) уделяют большое внимание вопросу взаимодействия таможни и бизнеса. Эффективное взаимодействие таможни и бизнеса является ключом к росту внешнеторговых операций, повышению прозрачности административных процедур, снижению временных и материальных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и таможенных органов.
В настоящее время автоматизированная подсистема (АПС) «Личный кабинет участника ВЭД» является центральным системообразующим звеном взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД и позволяет на бесплатной для участников ВЭД основе осуществлять документооборот между представителями бизнеса и таможенными органами Российской Федерации.
Вместе с тем в эксплуатации АПС « Личный кабинет участника ВЭД» имеются и недостатки - правовые пробелы, недостаточный уровень технической поддержки, отсутствие ряда значимых функций. Именно поэтому данная информационная система нуждается в детальном анализе ее работы и уже на основе этого анализа - в ее совершенствовании по таким направлениям, как стратегическое развитие, совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля. Автоматизированная подсистема может использоваться не только для
документооборота, но и для повышения эффективности декларирования и автоматизации такого процесса, как минимизация рисков в рамках системы управления рисками (СУР) таможенных органов РФ.
С правовой точки зрения АПС «Личный кабинет» - это информационный ресурс Федеральной таможенной службы (ФТС) России, благодаря которому осуществляется электронное информационное взаимодействие между таможенными органами и участниками ВЭД. АПС «Личный кабинет участника ВЭД» размещается в глобальной информационной системе Интернет (http://edata.customs.ru).
Правовыми нормами закрепляются базовые положения по функционированию АПС «Личный кабинет участника ВЭД»: принадлежность ФТС, размещение в сети Интернет, использование для документооборота (ст. 284 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1]), порядок документооборота, порядок получения доступа (Приказ ФТС России от 03.06.2019 № 901 «Об утверждении Порядка использования личного кабинета и организации обмена электронными документами и (или) сведениями между таможенными органами и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими
Модель совершенствования автоматизированной ..
деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, правообладателями и иными лицами, а также Порядка получения доступа декларантов, перевозчиков, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов, правообладателей и иных лиц к личному кабинету» [2]). К сожалению, в настоящее время правовыми нормами не предусмотрено версии АПС на английском языке для иностранных граждан, желающих вести бизнес в Российской Федерации и в других странах ЕАЭС. Еще одной проблемой является то, что правовыми нормами не урегулирован вопрос технической поддержки работы в АПС. Кроме того, в настоящее время, в том числе и в правовом поле, нет документа, который бы определял стратегию развития АПС «Личный кабинет участника ВЭД» [3].
В результате проведенного авторами анализа были определены основные направления развития
АПС и перспективные методы ее совершенствования (табл. 1).
Для определения содержания стратегии развития АПС «Личный кабинет участника ВЭД» был проведен БЖОТ-анализ (табл. 2), в соответствии с которым была сформирована модель совершенствования АПС «Личный кабинет участника ВЭД» (рис. 1).
Работа по каждому направлению совершенствования автоматизированной подсистемы «Личный кабинет участника ВЭД» должна сопровождаться соответствующей методикой, а именно:
1. Методикой развития совершения таможенных операций.
2. Методикой развития проведения таможенного контроля.
Поскольку создание модели преследует своей целью совершенствование АПС «Личный кабинет участника ВЭД», то целесообразным представляется отдельно выделить показатели, по которым может
Таблица1
Направления развития АПС и соответствующие методы
Направления Методы
Разработка стратегии развития АПС «Личный кабинет участника ВЭД». Стратегический анализ: SWOT-анализ [4].
Использование всплывающих окон для участников ВЭД при использовании АПС «Личный кабинет участника ВЭД». Интеллектуальные методы анализа, деревья решений [5].
Автоматизация запросов таможенных документов с помощью АПС «Личный кабинет участника ВЭД». Статистический анализ, нейронные сети [6].
Создание чата с технической поддержкой АПС «Личный кабинет участника ВЭД». Создание чат-бота, машинное обучение [7].
Введение функции уведомлений об информации, которая может привести к исключению из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. СМС-рассылка, e-mail рассылка (триггерная рассылка) [8].
Введение функции автосохранения при заполнении форм АПС «Личный кабинет участника ВЭД». Изменение настроек работы форм на сайте АПС.
Разработка версии АПС «Личный кабинет участника ВЭД» на английском языке. Перевод и адаптация (локализация).
Таблица 2
5'№ОТ-анализ АПС «Личный кабинет участника ВЭД» как основа для разработки стратегии ее развития
Возможности: Использование АПС для оптимизации совершения таможенных операций. Использование АПС для автоматизации таможенного контроля. Привлечение к использованию АПС иностранных участников ВЭД. Опасности: Нарушение законодательства вследствие неполадок в работе АПС. Риски нарушения информационной безопасности.
Сильные стороны: Возможность сократить время совершения таможенных операций. Бесплатный доступ. Разнообразие программных средств. Приложение усилий: Создать функцию всплывающих подсказок. Автоматизировать процесс запроса дополнительных документов. Разработать версию АПС на английском языке. Способы устранения угроз: Создать чат-бот для оказания поддержки пользователям. Добавить функцию автосохранения.
Слабые стороны: Отсутствие функции автосохранения документов. Отсутствие версии на английском языке. Сбои в работе АПС. Возможные затруднения или препятствия: Большие затраты на внедрение новых функций. Экономический кризис вследствие пандемии. На что следует обращать внимание: Всё новые схемы обхода таможенного законодательства. Финансовые потери пользователей сервиса вследствие добавления новых функций.
Краснова А.И., Миронович А. А.
осуществляться оценка разрабатываемых мероприятий, например:
1. Среднее время, необходимое декларанту для подготовки документов для декларирования товаров через АПС «Личный кабинет участника ВЭД».
2. Среднее количество запросов дополнительных документов и сведений по определенному коду ТН ВЭД ЕАЭС.
3. Оценка качества технической поддержки АПС «Личный кабинет участника ВЭД» ее пользователями.
4. Наличие функции автосохранения.
5. Наличие версии АПС на английском языке.
6. Среднее время, необходимое для принятия решения о выпуске товаров по определенным кодам ТН ВЭД ЕАЭС.
Построенная с помощью SWOT-анализа модель совершенствования АПС «Личный кабинет участника ВЭД» предполагает ее развитие по трем основным направлениям:
- оптимизация таможенных операций;
- автоматизация таможенного контроля;
- повышение качества сервиса.
В соответствии с этими направлениями были отобраны методы, посредством которых могут быть реализованы мероприятия по улучшению сервиса с учетом недостатков (необходимость регулярного проведения SWOT-анализа, проблема размеров деревьев решений, требования к обучению нейронных сетей и других). Примеры данных мероприятий представлены на рис. 2 и 3.
Разрабатываемая модель и предлагаемые организационно-технические мероприятия
направлены:
- на сокращение времени совершения таможенных операций и уменьшение среднего количества запросов дополнительных документов и сведений по определенному коду ТН ВЭД ЕАЭС после внедрения функции всплывающих подсказок;
- на повышение средней оценки качества технической поддержки АПС «Личный кабинет участника ВЭД» после внедрения функций чат-бота, автосохранения, англоязычной версии.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (ч. I). Ст. 284.
2. Приказ ФТС России от 03.06.2019 № 901 «Об утверждении Порядка использования личного кабинета и организации обмена электронными документами и (или) сведениями между таможенными органами и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, правообладателями и иными лицами, а также Порядка получения доступа декларантов, перевозчиков, лиц, осуществляющих деятельность
Рис. 1. Схема предлагаемой модели совершенствования АПС «Личный кабинет участника ВЭД»
Рис. 2. Модель применения дерева решений для определения содержимого всплывающих подсказок
участникам ВЭД с рекомендациями по недостающим документам, исходя из заявленного кода ТН ВЭД ЕАЭС
Определение перечня наиболее часто задаваемых вопросов
>дготовка ответов на эти вопро«
Группировка вопросов по тематическим категориям
Разработка алгоритма работы чат-бота
Тестирование чат-бота и введение в эксплуатацию
Рис. 3. Методика разработки чат-бота для повышения качества технической поддержки АПС «Личный кабинет участника ВЭД»
Модель совершенствования автоматизированной ...
в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов, правообладателей и иных лиц к личному кабинету» // URL: www.pravo.gov.ru
3. Шаповал Ж.А., Нежурин А.В. Перспективные направления оптимизации взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации // Научно-практический электронный журнал «Аллея науки». 2018. Т. 2. № 7(23). С. 697-703.
4. Казакова Н.А. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для магистратуры. 3-е изд., пе-рераб. и доп. М.: Юрайт. 2019. 469 с.
5. Долженко А.М., Рыбалко К.К., Оболенская А.А. Системы поддержки и принятия решений на основе
вероятностных деревьев решений // Инновационные технологии в машиностроении, образовании и экономике. 2017. Т. 3. № 1-1 (3). С. 53-57.
6. Станкевич Л.А. Интеллектуальные системы и технологии: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М: Юрайт. 2019. 397 с.
7. Филиппова А.С. Взаимодействие с чат-ботами на основе машинного обучения // Альманах научных работ молодых ученых Университета ИТМО. XLVII научная и учебно-методическая конференция Университета ИТМО. 2018. С. 366.
8. Триггерные рассылки: особенности, использование, настройка // Email Soldiers. URL: https://emailsoldiers. ru/blog/triggernye-raasylky-primery-i-nastroyka.