УДК 347.77
анализ современного состояния нормативно-правовой базы таможенного декларирования и таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
Краснова Анастасия Ивановна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики, к.т.н., доцент, e-mail: aikrasnova@mail.ru
Чечина Алиса Игоревна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, студент факультета таможенного дела, e-mail: alice.chi@mail.ru
В статье рассмотрены основные проблемы нормативно-правовой базы таможенного декларирования и таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
Ключевые слова: интеллектуальная собственность; объекты интеллектуальной собственности; таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности; процедура «ex officio»
analysis of modern state of the legal and regulatory framework of customs declaration and customs control for goods containing items of intellectual property
Krasnova Anastasia I.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Technical Means of Customs Control and Criminology, PhD, Docent, e-mail: aikrasnova@mail.ru
Chechina Alice I.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Student of Faculty of Customs, e-mail: alice.chi@mail.ru
The paper considers the main problems of the regulatory and legal base of customs declaring and customs control practice for goods containing items of intellectual property
Keywords: intellectual property; intellectual property's objects; customs register of items of intellectual property; «ex officio» procedure
Для цитирования: Краснова А.И., Чечина А.И. Анализ современного состояния нормативно-правовой базы таможенного декларирования и таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 2 (70). С. 18-21.
В настоящее время термин «интеллектуальная собственность» (ИС) законодательно наделен несколькими значениями [1]:
1. Отрасль законодательства: «законодательство об интеллектуальной собственности».
2. Обобщающее понятие для всех результатов интеллектуальной деятельности.
3. Субъективное гражданское право на результаты интеллектуальной деятельности.
4. Название организаций: термин используется в международном праве, например, Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).
Правовое регулирование отношений в сфере ИС в Российской Федерации осуществляется посредством применения нормативно-правовых актов, имеющих разную юридическую силу.
Высшую юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации, в которой содержится ряд положений, непосредственно касающихся ИС. В частности, ст. 44 Конституции РФ определяет - «Интеллектуальная собственность охраняется законом» [2].
Следующим по юридической силе нормативным документом является Гражданский
кодекс Российской Федерации (ГК РФ) [3], который содержит ряд норм, затрагивающих вопросы ИС. Понятие «интеллектуальная собственность» установлено ст. 1225 ГК РФ, в соответствии с которой «интеллектуальная собственность - это результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана». В четвертой части ГК РФ содержится номенклатура объектов интеллектуальной собственности (ОИС), охраняемых авторским правом.
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) [4] определяет виды и составы административных правонарушений, в том числе в области интеллектуальной деятельности (ст. 7.12 КоАП, ст. 14.10 КоАП), виды наказаний за их совершение, круг должностных лиц, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, проводить административное расследование, рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания.
Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) определяет виды и составы преступлений в области ИС, а также виды наказаний за их
совершение [5]. Так, УК РФ устанавливает уголовную ответственность за преступления по ст. 146, 147 и 180 УК РФ.
Важная роль в системе законодательства Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) в сфере защиты ОИС отведена Таможенному кодексу Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) [6]. ТК ЕАЭС в ст. 124 гл. 18 раскрывает особенности приостановления срока выпуска товаров, содержащих ОИС, а ст. 384-387 гл. 52 ТК ЕАЭС определяют меры по защите прав на ОИС, принимаемые таможенными органами.
В частности, ст. 385 п. 3 регламентирован перечень ОИС, подлежащий охране таможенными органами государств - членов ЕАЭС, к ним относятся:
- объекты авторских прав;
- объекты смежных прав;
- товарные знаки;
- знаки обслуживания;
- наименование мест происхождения товара.
В то же время существует соглашение Всемирной торговой организации, одним из членов которой является Российская Федерация, по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) [7]. Данное соглашение предусматривает гораздо более широкий список объектов интеллектуальной собственности, охраняемых таможенными органами; например, в данный список включены географические указания, промышленные образцы, патенты и другие ОИС.
Различия в перечне ОИС, подлежащих охране таможенными органами государств - членов ЕАЭС, и в перечне ОИС, регламентированном соглашением Всемирной торговой организации по ТРИПС, являются достаточно серьезной проблемой и приводят к снижению эффективности таможенной защиты ИС в целом.
Не менее важным звеном в системе законодательства ЕАЭС в сфере защиты ОИС считается гл. 57 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 289-ФЗ) [8].
При подробном рассмотрении и анализе данного федерального закона была выявлена следующая особенность. На практике, когда должностное лицо таможенного органа (ДЛТО) приостанавливает выпуск товара, содержащего объект интеллектуальной собственности, который находится под защитой таможенных органов, то есть включен в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), он ссылается на ст. 124 ТК ЕАЭС, регламентирующую приостановление срока выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, и возобновление срока выпуска таких товаров. Данной статьей обозначен срок приостановления в 10 рабочих дней и возможность его продления по запросу правообладателя на срок, не более 10 рабочих дней. Также в данной
статье в п. 4 есть ссылка на ст. 4 п. 8, в которой четко указано, что необходимо считать «рабочим», а что «выходным» днем.
Однако когда данная мера применяется в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенных в ТРОИС, при применении процедуры «ex officio» и приостановлении выпуска товаров, содержащих ОИС, на семь рабочих дней ДЛТО ссылается на национальное законодательство, а именно на ст. 113 ФЗ № 289-ФЗ. Данная статья устанавливает срок приостановления выпуска товаров, содержащих ОИС и не включенных в ТРОИС, на семь рабочих дней с возможностью продления по запросу правообладателя на срок не более десяти рабочих дней. При этом в данном нормативно-правовом акте отсутствует понятие «рабочий день».
По информации, полученной от ДЛТО, осуществляющих контроль за перемещением ОИС, эта ситуация является достаточно серьезной проблемой, которая негативно влияет на сроки проведения таможенного контроля товаров, содержащих ОИС, а также может иметь неприятные последствия в случае, если правообладатель или декларант на основании этих разногласий потребует возмещения убытков от таможенных органов [9].
Кроме того, во всех государствах - членах ЕАЭС процедура «ex officio» реализуется либо со значительными различиями в части документов, предоставляемых правообладателем в таможенные органы (Российская Федерация и Республика Казахстан), либо не применяется вовсе (Киргизская Республика, Республика Беларусь, Республика Армения).
Существующие различия в применении процедуры «ex officio» или ее отсутствие снижают качество проведения таможенного контроля товаров, содержащих ОИС, а также снижают эффективность выполнения таможенными органами фискальной функции.
Среди Приказов ФТС России, отражающих правовые аспекты защиты ОИС, можно выделить следующие:
- приказ ФТС России от 13.08.2009 № 1488 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» (действующий в части, не противоречащей вышеназванным нормативным актам, принятым позднее) [10];
- приказ ФТС России от 16.12.2010 № 2465 «Об утверждении типовых положений о подразделениях защиты прав интеллектуальной собственности таможенных органов» [11].
При рассмотрении данных нормативно-правовых актов необходимо обратить внимание на следующую информацию. В Приказе ФТС от 13.08.2009 № 1488 регламентированы сроки включения ОИС в ТРОИС и порядок подачи заявления заявителем.
Согласно данному документу на сегодняшний день срок рассмотрения и принятия решения по заявлению на включение ОИС в ТРОИС составляет 30 рабочих дней, тот же срок рассмотрения относится и к ситуации, когда ДЛТО приостанавливает выпуск товаров с применением процедуры «ex officio», то есть ОИС не включен в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Данная ситуация носит достаточно противоречивый характер, так как выпуск товара приостанавливается ДЛТО на семь рабочих дней и может быть продлен до десяти рабочих дней по заявлению правообладателя, срок рассмотрения заявления на включение ОИС в ТРОИС занимает 30 рабочих дней.
Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности на сегодняшний день является основным инструментом для всех государств - членов ЕАЭС при осуществлении таможенными органами правоохранительной деятельности в сфере защиты ИС. Данные реестры ведутся на территории всех государств - членов ЕАЭС обособленно друг от друга и не предоставляют защиту правообладателей на всей территории Союза. Сложившаяся ситуация является парадоксальной с учетом того, что система таможенной защиты ИС на основе ведения Единого таможенного реестра ОИС была создана еще в 2010 г. [12]. Тем не менее, по состоянию на 2018 г. в названный реестр не внесено ни одного ОИС. Данная ситуация обусловлена несколькими факторами:
- потенциальный объем охраняемых ОИС небольшой, что возвращает к проблеме недостаточности перечня охраняемых ОИС согласно ТК ЕАЭС;
- одним из условий включения ОИС в Единый ТРОИС является наличие правовой защиты всех государств - участников ЕАЭС; имеется в виду, что при желании правообладателя защитить свой ОИС на территории ЕАЭС, вначале следует внести свой ОИС в национальные реестры всех пяти государств - членов ЕАЭС. Можно лишь отметить, что механизм регистрации ОИС в ЕТРО-ИС изначально был достаточно сложным и остается таковым;
- при регистрации своего ОИС в ЕТРОИС требуется предоставление страхового полиса на сумму не менее 10 000 евро для покрытия возможных издержек декларанта, вызванных действиями правообладателя; при включении ОИС в ТРОИС в Российской Федерации данная сумма составляет 300 000 руб. - разница является существенной.
Стоит отметить, что на сегодняшний день, ситуация с применением ЕТРОИС все-таки изменилась в лучшую сторону. Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Решением от 06.03.2018 № 35 утвердила Регламент ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ЕТРОИС) государств -членов Евразийского экономического союза [13]. Однако важно заметить, данное решение Коллегии ЕЭК еще не вступило в силу.
Согласно новому регламенту существенно упрощается порядок регистрации ОИС: заявление можно будет подать в один уполномоченный орган, также на момент подачи заявления нет необходимости предоставлять страховой полис, в то же время имеется возможность представить письменное обязательство, заверенное правообладателем, а фактическое предоставление страхового договора потребуется только после принятия положительного решения по заявлению. Такие изменения позволяют исключить потенциальные неоправданные издержки правообладателя при регистрации ОИС в ЕТРОИС, что должно оказать положительное влияние на заинтересованность правообладателей в защите своих прав на ОИС посредством таможенных органов. Согласно новым положениям в настоящее время заявление на включение ОИС в ЕТРОИС можно подать в электронном виде, что существенно сокращает срок его формирования, подачи и рассмотрения.
Следующим существенным изменением является то, что правообладатель теперь вправе определить стоимостные и количественные критерии, при которых он не считает перемещение товаров нарушением своих прав. Тем не менее, вместе с позитивными сдвигами в развитии института ЕТРОИС можно наблюдать и некоторый регресс, а именно, из общего и без того небольшого перечня ОИС, подлежащих защите таможенными органами, выведены наименования мест происхождения товаров. Причины такого решения находятся за пределами таможенного регулирования и имеют отношение к нормам гражданского права в сфере защиты ИС. Тем не менее, сокращение перечня охраняемых ОИС негативно скажется на эффективности таможенной защиты ИС в целом, так как одной из основных задач применения ЕТРОИС является обеспечение достаточного перечня ОИС, подлежащих таможенной защите на всей территории ЕАЭС.
Таким образом, несмотря на то, что с вступлением в силу ТК ЕАЭС и созданием дополнительных нормативных правовых документов в сфере защиты ИС таможенными органами основной инструмент защиты ЕТРОИС получил существенное развитие, на данный момент эффективное использование этого реестра не представляется возможным ввиду достаточно серьезных различий в законодательной базе государств - членов ЕАЭС в сфере защиты ИС.
Стоит отметить, что отсутствие единого механизма использования ЕТРОИС имеет негативное влияние на активность правообладателей в защите своих прав и нарушает взаимодействие таможенных органов на межгосударственном уровне по направлению защиты ИС.
В целом, подводя итоги, авторами выявлены следующие проблемные аспекты современного состояния нормативно-правовой базы таможенного декларирования и таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности:
- отсутствие единого подхода к толкованию термина «интеллектуальная собственность»;
- недостаточность определений в действующем законодательстве, используемом при проведении таможенного контроля и оформления товаров, содержащих ОИС;
- отсутствие единого подхода в классификации ОИС;
- недостаточный объем ОИС, подлежащих защите таможенными органами государств - членов ЕАЭС;
- недостаточная активность правообладателей по включению ОИС в ТРОИС (ЕТРОИС);
- сроки включения ОИС в ТРОИС;
- слабое информационное взаимодействие по вопросам защиты ОИС всех стран - участниц ЕАЭС.
Выявленные по итогам анализа проблемы предполагается решить за счет развития научно-методических принципов совершенствования таможенного регулирования при перемещении через таможенную границу ЕАЭС товаров, содержащих ОИС. Формирование указанных методических основ требует решения следующих задач:
- провести анализ современного состояния практики таможенного декларирования и таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;
- разработать концептуальную модель таможенного регулирования перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров, содержащих ОИС;
- разработать методику совершенствования таможенного регулирования перемещения через таможенную границу товаров, содержащих ОИС.
Библиографический список:
1. Бут Н.Д., Паламарчук А.В. Теоретические и практические основы защиты интеллектуальной собственности: Монография. М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_2875 (дата обращения: 10.04.2019).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 31.12.2014). URL: http://www.consultant.ru/popular/gkrf4/finfo (дата обращения: 10.04.2019).
4. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ. URL: http:// www.consultant.ru/popular/koap (дата обращения: 10.04.2019).
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
6. Таможенный кодекс ЕАЭС. URL: http://www. consultant.ru/popular/ custom_eaes/#info (дата обращения: 10.04.2019).
7. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS) Заключено в г. Марракеше 15.04.1994 (с изм. от 06.12.2005) URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& base=INT&n=5160#06070475907074 (дата обращения: 10.04.2019).
8. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации». URL: http://base. garant.ru/12180625/1/#block_1000 (дата обращения: 10.04.2019).
9. Таможня берет добро. У своих. URL: https://www. fontanka.ru/2018/12/10/067/ (дата обращения: 20.04.2019).
10. Приказ Федеральной таможенной службы от 13.08.2009 № 1488 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности». URL: http://base.garant. ru (дата обращения: 12.04.2019).
11. Приказ Федеральной таможенной службы от 16.12.2010 № 2465 «Об утверждении типовых положений о подразделениях защиты прав интеллектуальной собственности таможенных органов». URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 12.04.2019).
12. Соглашение о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза (Заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010) (ред. от 08.05.2015) (не действует) // Информационно-правовая система «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_102080/ (дата обращения: 12.04.2019).
13. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 № 35 «О ведении единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств - членов Евразийского экономического союза» (не вступило в силу) // Аль-та-софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/18kr0035/ (дата обращения: 12.04.2019).