2. Rovnaya, OA., Podrigalo, L.V, Ermakov, S.S., Prusik, K. and Tseslitska, M. (2014), "Morphological and functional characteristics of female synchronized swimmers of the highest skill level", Pedagogy, psychology and medico-biological problems ofphysical education and sports, No. 4, pp. 45-49.
3. Carrasco, M., Irurtia, A., Rodríguez-Zamora, L., Iglesias, X., Brotons, D., Vidal, E. and Rodríguez, F.A. (2013), "Body composition and nutritional status in elite synchronized swimmers", Conference: 18th Annual Congress of European College of Sport Science, Barcelona, June 26-29, 2013, pp. 726.
4. Maltsev, A.E., Maksimova, M.N. and Panasyuk, T.V. (2020), "Somatotype of elite female artistic swimmers", Modern University Sport Science: XIV Annual International Conference for Students and Young Researchers, Moscow, April 1-3, 2020, pp. 206-211.
5. Podrihalo, O., Podrigalo, L., Jagiello, W., Iermakov, S. and Yermakova, T. (2021), "Substantiation of Methods for Predicting Success in Artistic Swimming", Int. J. Environ. Res. Public Health, Vol. 18, No. 16, pp. 8739.
6. Sajber, D., Peric, M., Spasic, M., Zenic, N. and Sekulic, D. (2013), "Sport-specific and anthropometric predictors of synchronised swimming performance", International Journal of Performance Analysis in Sport, Vol. 13, No. 1, pp. 23-37.
7. Yamamura, C., Zushi, S., Takata, K., Ishiko, T., Matsui, N. and Kitagawa, K. (1999), "Physiological Characteristics of Well-Trained Synchronized Swimmers in Relation to Performance Scores", Int J SportsMed, Vol. 20, No. 4, pp. 246-251.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.01.2022
УДК 796.012.124+797.21
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ БИЛАТЕРАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ НА ТЕХНИКУ
ПЛАВАНИЯ
Ольга Александровна Маркова, старший преподаватель, Татьяна Ивановна Величко,
кандидат биологических наук, доцент, Олеся Сергеевна Цыганенко, старший преподаватель, Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э. Баумана
Аннотация
В данной статье рассматриваются способы организации занятий по плаванию со студентами, целью которых является совершенствование техники плавания кроль на груди, посредством изучения и применения средств и методов ее развития. С помощью избирательного отбора тренировочных средств отобраны эффективные упражнения для формирования правильных дыхательных навыков, которые тесно связаны со структурой всех плавательных движений, их рациональному сочетанию с основными движениями тела. Данная методика протестирована на занятиях по физическому воспитанию в МГТУ им Н.Э. Баумана. По данным эксперимента представлен анализ динамики показателей физической подготовленности студентов, а также рассмотрена взаимосвязь применяемых методов на показатели параметров сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Дана оценка плавательной выносливости и работоспособности студентов за период апробации комплекса специальных упражнений, направленных на развитие билатерального дыхания.. Данная методика успешно внедрена в учебную программу по физическому воспитанию в МГТУ им Н.Э. Баумана, как метод повышения общей выносливости у студентов, занимающихся плаванием. Данные исследования необходимо учитывать для реализации программы профессионально-прикладной физической подготовки сту дентов технических вузов.
Ключевые слова: плавание в вузе, дыхательные упражнения, совершенствование техники, плавательная выносливость, билатеральное дыхание, эффективность учебно-тренировочных занятий.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p228-233
POSITIVE EFFECT OF BILATERAL BREATHING ON SWIMMING TECHNIQUE
Olga Alexandrovna Markova, the senior teacher, Tatyana Ivanovna Velichko, the candidate of biological sciences, docent, Olesya Sergeevna Tsyganenko, the senior teacher, Bauman
Moscow State Technical University
Abstract
This article discusses the ways of organizing swimming classes with students, the purpose of which is to improve the technique of breast crawl swimming, through the study and application of means and methods of its development. With the help of selective selection of training tools, effective exercises were selected for the formation of correct breathing skills, which are closely related to the structure of all swimming movements, their rational combination with the main body movements. This technique was tested in physical education classes at the Bauman Moscow State Technical University. According to the experimental data, an analysis of the dynamics of indicators of physical fitness of students is presented, as well as the relationship of the methods used to the parameters of the cardiovascular and respiratory systems is considered. The assessment of swimming endurance and working capacity of students during the period of approbation of a set of special exercises aimed at the development of bilateral breathing is given.. This technique has been successfully introduced into the physical education curriculum at Bauman Moscow State Technical University as a method of increasing the overall endurance of students engaged in swimming. These studies should be taken into account for the implementation of the program of professionally applied physical training of students of technical universities.
Keywords: swimming at university, breathing exercises, improvement of technique, swimming endurance, bilateral breathing, effectiveness of training sessions.
ВВЕДЕНИЕ
Первоочередная задача при обучении плаванию студентов представляет собой формирование рационального дыхательного акта, который органически включен в биомеханику плавательного цикла и неразрывно связан со структурой всех плавательных движений.
Специалисты Н.Ж. Булгакова, М. Н. Максимова, М. Н. Маринич утверждают, что во время занятий спортом дыхание играет примерно такую же роль, что и сами упражнения [2]. Однако мы привыкли думать, что процесс дыхания вегетативный (автономный) и происходит бессознательно наряду с обычными движениями, умственной деятельностью и мышлением, но у дыхания имеется и другой аспект - его сознательная регуляция. Любой человек может на некоторое время задержать дыхание или наоборот сделать его чаще. Возможность управлять дыханием происходит от того, что дыхательная функция находится под одновременным контролем и вегетативной и соматической нервной системы [1]. Такая особенность делает дыхательную функцию чрезвычайно чувствительной к влиянию со стороны соматической нервной системы и также различных внешних факторов. В итоге появляется связь между контролируемыми разумом и неподвластными воле вегетативными процессами. Подобная теория делает процесс дыхания ключевым моментом в освоении техники плавания.
Целью исследования являлся анализ эффективности избирательного отбора упражнений в совершенствовании техники плавания способом кроль на груди у студентов МГТУ имени Н.Э. Баумана. Была выдвинута гипотеза, что введение в учебно-тренировочный процесс упражнений с использованием билатерального дыхания (двустороннего дыхания) будет способствовать совершенствованию техники и плавательной выносливости, увеличению скорости плавания, приспосабливая ритм дыхания к ритму движений, добиваясь сбалансированных, согласованных и самое главное симметричных движения в воде.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании принимали участие студенты 1 курса МГТУ имени Н.Э. Баумана, занимающиеся физической культурой 2 раза в неделю (n=86).
Уровень физической работоспособности определяли в конце семестра по 12 минутному тесту (плавание без остановки с учетом метража). Определение параметров сердечно-сосудистой и дыхательной системы: жизненная емкость легких (ЖЕЛ); для оценки внешнего дыхания пробы Штанге и Генчи; коэффициент выносливости по формуле Кваса [4, 5]. Обработка данных проводилась с использованием критерия Стьюдента.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Выбор экспериментальной (п=43) и контрольной группы (п=43) был основан на результатах тестирования уровня физической подготовленности и оценки функционального состояния студентов, большая часть которых характеризует общую выносливость. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Сравнение результатов выполняемых тестов до исследования
№ Контрольные нормативы Экспериментальная группа (средний показатель) Контрольная группа (средний показатель)
1 Поднимание прямых ног до угла 90° из положения лежа на спине за 20 секунд, количество раз У =15 43 У =16 43
2 Сгибание рук в упоре лежа у мужчин (в упоре на коленях у женщин) за 30 секунд, количество раз У — =20 43 -У =19 43
3 Приседание за 1 минуту, количество раз -У =53 43 -У =52 43
4 Бег 2000м (девушки), мин У — =11,43 43 У — =11,51 43
5 Бег 300м (юноши), мин У — =14,31 43 У — =14,26 43
Для оценивания уровня развития плавательной выносливости студентов использовали следующие тесты [3], результаты исследования представлены в таблице 2. Таблица 2 - Результаты уровня развития общей выносливости до исследования
№ Контрольные нормативы Экспериментальная группа (средний показатель) Контрольная группа (средний показатель)
1 12 минутный тест Купера (плавание без остановки с учетом метража) У — =350 43 У — =350 43
2 Комплексная оценка - проплывание дистанции 50метров в/ст У — =1:18,02 20 У — =1:15,23 20
Сравнив исходные показатели, мы можем утверждать, что обе группы находились в равных условиях во время проведения эксперимента.
Задача нашего исследования была экспериментально обосновать эффективность применения билатерального дыхания при совершенствовании техники плавания способом кроль на груди, развитие плавательной выносливости, повышения общего уровня тренированности и адаптации студентов к воде. При отборе средств и методов развития плавательной выносливости в первую очередь руководствовались принципом контролируемого дыхательного акта, который органически включен в биомеханику плавательного цикла и неразрывно связан со структурой всех плавательных движений. В период исследования все дыхательные упражнения в контрольной и экспериментальной группах применялись в различной части занятия по принципу последовательности и постепенности: серии продолжительных выдохов в воду (5 - 10 - 15 выдохов подряд), как средство активного отдыха; упражнения, связанные с задержкой дыхания; упражнения на постановку дыхания с последовательным согласованием движений рук и ног, закрепляя навык правильного дыхательного акта.
В контрольной группе включение дыхательных упражнений сопровождалось на всех уровнях обучения плаванию способом кроль на груди: как в начале, в процессе, так и в дальнейшей программе учебно-тренировочного процесса. Отработка дыхательного цикла проводилась по принципу последовательной синхронизации дыхания с движением рук и ног в воде, а затем и скоординированного согласования движений. Основные требования к технике выполнения упражнений вытекали из закономерностей динамики и энергетики плавания, общим условием которых является максимизировать силу тяги и минимизировать сумму тормозящих сил. Поддерживать высокую силу тяги на всей дистанции
можно только в том случае, если до самого финиша сохранить достаточно энергии, поэтому здесь особенно важно исключить ее непроизводительные затраты. В связи с этим, педагогической задачей обучения является управление дыхательными движениями, их рациональному сочетанию с основными движениями тела, уделяя особое внимание равномерному и ритмичному вдоху и выдоху. Получая специальные упражнения для многократного повторения, а также непосредственные комментарии по результатам работы, студенты учатся добиваться максимальной эффективности плавания при минимальных затрачиваемых усилиях.
В экспериментальной группе при включении дыхательных упражнений на всех уровнях обучения, акцент был направлен на применение комплекса упражнений с применением билатерального дыхания, формирование экономичного типа дыхания с достаточно высокой устойчивостью к гипоксии и гиперкапнии. В связи с тем, что количество вдохов и выдохов ограничено общим темпом движений, техника дыхания построена так, чтобы организм мог усвоить возможно большее количество кислорода из того объема воздуха, который попадает в легкие. В идеальном варианте, разминка и основные тренировочные серии должны проходить при двустороннем дыхании, чтобы правильная техника закреплялась на подсознательном уровне. Добиваясь максимальной естественности движений, необходимо определить небольшие отрезки (по 50-200 метров), на которых без чрезмерного утомления студент мог бы контролировать своё скольжение в воде, совершая ритмичные попеременные гребки руками с вдохами на обе стороны.
В результате педагогических наблюдений отмечено, что использование двустороннего дыхания в программе учебно-тренировочного процесса позволяет студентам не только экономить силы и увеличивать ускорение тела, но и сохранять естественную симметрию движений и способность к вращению. Кроме того, двухстороннее дыхание помогает выровнять курс гребков и уберегает от скольжения в ту или иную сторону.
Было замечено, что, используя только одностороннее дыхание, студенты плавают слегка по кривой, типичными признаками такого плавания являются - постепенное «прижатие» к плавательной дорожке, либо наоборот выплывание на встречную линию, что особенно заметно в 50-метровом бассейне. Когда студент находится в состояние утомления, наблюдая его кроль со стороны, видно, что его движения в технике плавания по своему ритму начинают напоминать «хромату» с зависанием на одну руку - это провоцирует нарушение ритма плавания и приводит к снижению скорости. Локоть во время гребка постепенно начинает незначительно опускаться вниз, делая захват при гребке не столь эффективным. Есть ещё один важный медицинский факт: при плавании «односторонним» кролем на протяжении очень длительного периода, постепенно развивается сутулость, которая приводит к воспалению связок плечевого сустава, так называемое «плечо пловца».
Все, что включает в себя смену сторон для вдоха - является дыханием на две стороны. Классическое дыхание на две стороны (билатеральное дыхание) выполняется через каждые три гребка, так, что вдох чередуется и происходит и слева, и справа. Вариация билатерального дыхания: через пять, и даже через семь гребков; или 2-3 вдоха слева, затем столько же справа; или проплывая весь бассейн, вдыхая с одной стороны, а возвращаясь назад, вдыхая с другой. Единственное важное условие - регулярная смена стороны для вдоха. Отмечено, что двустороннее дыхание — это еще и тактическое преимущество в соревновании, потому что есть возможность всегда видеть и контролировать своих соперников.
Длительность периода педагогического эксперимента по совершенствованию техники плавания кроль на груди на основе использования билатерального дыхания составила 15 недель. По итогам семестра было проведено повторное тестирование для сравнения результатов экспериментальной и контрольной групп (тест 1 - поднимание прямых ног до угла 90° из положения лежа на спине за 20 секунд, количество раз; тест 2 - сгиба-
ние рук в упоре лежа у мужчин (в упоре на коленях у женщин) за 30 секунд, количество раз; тест 3 - приседание за 1 минуту, количество раз; тест 4 - бег 2000м (девушки), мин; тест 5 - бег 300м (юноши), мин; тест 6 - 12 минутный тест Купера (плавание без остановки с учетом метража); тест 7 - комплексная оценка скоростных способностей - про-плывание дистанции 50 метров в/ст. Результаты представлены на рисунке.
35
30 25 20 15 10 5 0
30
—*—6- 11 10 7 7 10 7
Тест 1
Тест 2
Тест 3
Тест 4 КГ "ЭГ
Тест 5
Тест 6
Тест 7
Рисунок - Прирост результатов при выполнении контрольных тестов в экспериментальной и контрольной группах (в процентах по каждому показателю)
При сдаче первых пяти контрольных нормативов наблюдается улучшение показателей физической подготовленности в двух группах, но данные между собой статистически не значимы. Однако, оценивая уровень выносливости аэробных показателей студентов по 12-минутному тесту Купера, выявлена положительная динамика больше в экспериментальной группе. Так, например, в оценке уровня на «хорошо» и «отлично» наблюдается увеличение показателя в контрольной группе на 7%, а в экспериментальной на 10 %. Показатель на «удовлетворительно» в контрольной группе повысился на 15%, в экспериментальной на 27 %; показатель «плохая подготовленность» - снизился в контрольной группе до 19%, а в экспериментальной до 22%; «очень плохая» физическая подготовленность - снизился в контрольной группе до 15%, в экспериментальной до 10 %. Таким образом, результаты тестирования довольно точно характеризуют развитие плавательной выносливости в течение всего периода эксперимента.
Прирост результатов при комплексной оценке скоростных способностей студентов (проплывание дистанции 50 метров в/ст) отмечен повышением результата в контрольной группе до 22%, в экспериментальной до 30%.
Заметные изменения произошли при измерении объемных показателей легких. По нашим данным ЖЕЛ в экспериментальной группе в начале семестра составляла (3940±98 мл), в конце семестра (5570±102 мл); в контрольной группе ЖЕЛ в начале семестра (3820±96 мл) и в конце семестра (4830±111мл). Изменение функциональных показателей свидетельствует об улучшении состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем у студентов после использования экспериментального комплекса дыхательных упражнений.
После проведения исследования проведены повторные измерения гипоксической устойчивости, которые имеют явный прогресс. Так, например, показатели функциональных проб Штанге и Генчи увеличились на 23% в контрольной группе и 25,8% в экспериментальной, и на 39,3% в контрольной группе и 42,7% в экспериментальной соответственно. Причем, результаты проб внешнего дыхания на суше и в воде почти сравнялись, свидетельствуя о динамике функционального состояния во время учебно-тренировочного процесса, повышении общего уровня тренированности и адаптации студентов к воде.
Анализ коэффициента выносливости показал, что оценку «в норме и выше» получили 48% студентов, как в первой, так и во второй группе.
ВЫВОДЫ
В ходе эксперимента нами установлено, что подобранный нами комплекс дыхательных упражнений, оказывает направленное воздействие на дыхательный аппарат и таким образом увеличивает его функциональные резервы. Механизм положительного воздействия на органы дыхания и совершенствования плавательной выносливости студентов заключается в активной тренировке дыхательной мускулатуры за счет применения комплекса дыхательных упражнений, основанного на проработке билатерального дыхания.
В связи с этим возникает необходимость использования в практике учебно-тренировочных занятий по плаванию комплекса дыхательных упражнений, формирования навыков рационального и симметричного дыхания при мышечной деятельности, а также расширения функционального потенциала дыхательной системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беловешкин, А. Гипервентиляция и гипервентиляционный синдром / А. Беловешкин // Академия ресурсов здоровья — URL: https://go.beloveshkin.com/blog/382875 (дата обращения 05.01.2022г).
2. Булгакова, Н. Ж. Водные виды спорта / Н. Ж. Булгакова, М. Н. Максимова, М. Н. Мари-нич. -Москва: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.
3. Кашмина, Е.О. Динамика показателей общей выносливости на основании теста Купера у студентов, занимающихся плаванием / Е.О. Кашмина // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2018. - № 1. - С. 68-74.
4. Лешко, В.С. Методы контроля за функциональным состоянием организма студента / В.Н. Лешко, Н.В. Карпеева ; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2006. - 20 с.
5. Проба Штанге и Генчи - забытые рутинные показатели устойчивости нейронных сетей к гиперкапнии при адаптации к спортивным тренировкам / Ф. М. Шветский, В. И. Потиевская, А. С. Полонская, В.А. Черенкова // Эколого-физиологические проблемы адаптации: материалы XVII Всероссийского симпозиума. Рязань, 23-26 мая 2017 г. - Москва : РУДН, 2017. - С. 246-247 с.
REFERENCES
1. Byeloveshkin, A. (2021) "Hyperventilation and hyperventilation syndrome", Academy health resources, available at: https://go.beloveshkin.com/blog/382875 (accessed 05.01.2022).
2. Bulgakova, N. J., Maksimova, M. N. and Marinich, M. N. (2003), Water sports. Publishing center Academia, Moscow.
3. Kashmina, E. O. (2018) "Dynamics of indicators of general endurance based on the Cooper test in students engaged in swimming", Proceedings of Tula State University. Physical Culture. Sport, № 1. pp. 68-74.
4. Leshko, V.S. and Karpeeva N.V. (2006), Methods of monitoring the functional state of the student's body. Ryazan State University named after S.A. Yesenin. Ryazan.
5. Shvetsky, F.M., Potievskaya, V.I., Polonskaya, A.S. and Cherenkova, V.A. (2017), "Shtange and Genchi test - forgotten routine indicators of neural networks' resistance to hypercapnia when adapting to sports training", Ecological and physiological problems of adaptation: materials of the XVII All-Russian Symposium, Ryazan, RUDN, Moscow, pp. 246-247.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.01.2022
УДК 796.093.6
ИССЛЕДОВАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ В ЗИМНЕМ ОФИЦЕРСКОМ ТРОЕБОРЬЕ
Александр Игоревич Матвиенко, помощник командира полка по физической подготовке - начальник физической подготовки, г. Тверь