Научная статья на тему 'Влияние средств синхронного плавания на плавательную подготовленность студентов вуза'

Влияние средств синхронного плавания на плавательную подготовленность студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
средства синхронного плавания / плавание / студенты / индивидуальный выбор видов спорта / элективная дисциплина / физическая культура и спорт / плавательная подготовленность / synchronized swimming means / swimming / students / individual choice of the kinds of sport / elective discipline / physical culture and sport / swimming readiness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Постольник Юлия Александровна, Белоножкина Наталия Александровна, Орехов Александр Александрович, Бокова Лариса Васильевна

В статье представлен анализ исследований индивидуального выбора студентами отдельных видов спорта или систем физических упражнений для освоения элективной учебной дисциплины «Физическая культура и спорт». Проделанное исследование показало, что в высшем учебном заведении необходимы модернизация процесса физического воспитания и совершенствование отдельных учебных программ. С целью поддержания у студентов университета интереса к спортивному плаванию, а также для совершенствования плавательного навыка путем расширения двигательного кругозора была разработана технология обучения плавательным умениям и навыкам с внедрением доступных средств синхронного плавания. Обучающиеся, занимавшиеся по экспериментальной инновационной методике обучения плаванию с включением упражнений синхронного плавания, достоверно превосходили обучающихся контрольной группы по всем показателям плавательной подготовленности в конце экспериментальной работы. Материалы . В настоящей статье приводятся данные об эффективности работы по использованию доступных средств синхронного плавания в формировании плавательного навыка, которая положительно выразилась в повышении плавательной подготовленности студентов университета. Методы исследования.Анализ литературных источников соответствующих теме исследования; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Результаты. Аналогия полученных результатов плавательной подготовленности контрольной и экспериментальной групп подтверждена возрастанием всех показателей у обучающихся экспериментальной группы в сравнении с контрольной группой. Инновационный подход к элективной дисциплине «Физическая культура и спорт» по курсу «Плавание» состоял в применении большого арсенала средств синхронного плавания, которые доказательно подтвердили улучшение плавательной подготовленности студентов университета. Заключение. Использование широкого арсенала средств синхронного плавания в формировании плавательного навыка позволило не только повысить уровень плавательных знаний, умений и навыков, но и поддерживать необходимый уровень физической и, соответственно, функциональной подготовленности в период обучения студентов в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Постольник Юлия Александровна, Белоножкина Наталия Александровна, Орехов Александр Александрович, Бокова Лариса Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of synchronized swimming means on the swimming readiness of University students

The article presents the analysis of research works connected with the individual choice of the separate kinds of sport or systems of physical exercises among students for the elective academic discipline “Physical Culture and Sport” mastering. The conducted research has shown that it is necessary to modernize the process of physical upbringing and improve the separate educational programs at a higher educational establishment. In order to support the interest of university students in sports swimming, as well as to improve swimming skills by expanding their motor horizons, we created a technology for teaching swimming skills and skills, with available means of synchronized swimming introduction. The students, who trained according to an experimental innovative method of teaching swimming, with synchronized swimming exercises inclusion, had the advantage over the control group students in all indices of swimming fitness at the end of the experimental work. Materials. This article presents the results of the work effectiveness on available means of synchronized swimming use in swimming skills formation. It had positive results in the swimming readiness improvement among university students. Research methods. Information sources corresponding with the research topic analysis; pedagogical observation; pedagogical experiment; methods of mathematical statistics. Results.The effectiveness of the swimming training technology is proved by the increase of all indices in the students of the experimental group in comparison with the control group. Innovative approach to elective disciplinePhysical culture and sport” in “Swimming” course was in great arsenal of synchronized swimming means use. It proved swimming readiness improvement among University students. Conclusion. Using wide arsenal of synchronized swimming means in a swimming skill formation helped not only to increase the level of swimming knowledge, abilities and skills, but also support necessary level of physical and functional readiness during the period of studying at higher educational establishment.

Текст научной работы на тему «Влияние средств синхронного плавания на плавательную подготовленность студентов вуза»

УДК: 797.1 (075.8) DOI 10.14526/2070-4798-2022-17-2-185-190

Влияние средств синхронного плавания на плавательную

подготовленность студентов вуза

Постольник Ю.А.1*, Белоножкина НА.1, Орехов АА.2, Бокова Л.В.2

Московский городской педагогический университет Москва, Россия ORCID: 0000-0003-4053-2784, [email protected]* ORCID: 0000-0002-2005-8942, [email protected] 2Российский государственный университет правосудия

Москва, Россия ORCID: 0000-0001-8966-1785, [email protected] ORCID: 0000-0001-8140-4709, [email protected]

Аннотация: В статье представлен анализ исследований индивидуального выбора студентами отдельных видов спорта или систем физических упражнений для освоения элективной учебной дисциплины «Физическая культура и спорт». Проделанное исследование показало, что в высшем учебном заведении необходимы модернизация процесса физического воспитания и совершенствование отдельных учебных программ. С целью поддержания у студентов университета интереса к спортивному плаванию, а также для совершенствования плавательного навыка путем расширения двигательного кругозора была разработана технология обучения плавательным умениям и навыкам с внедрением доступных средств синхронного плавания. Обучающиеся, занимавшиеся по экспериментальной инновационной методике обучения плаванию с включением упражнений синхронного плавания, достоверно превосходили обучающихся контрольной группы по всем показателям плавательной подготовленности в конце экспериментальной работы. Материалы .Внастоящей статье приводятся данные об эффективностиработы по использованию доступных средств синхронного плавания в формировании плавательного навыка, которая положительно выразилась в повышении плавательной подготовленности студентов университета. Методы исследования.Анализ литературных источников соответствующих теме исследования; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Результаты. Аналогия полученных результатов плавательной подготовленности контрольной и экспериментальной групп подтверждена возрастанием всех показателей у обучающихся экспериментальной группы в сравнении с контрольной группой. Инновационный подход к элективной дисциплине «Физическая культура и спорт» по курсу «Плавание» состоял в применении большого арсенала средств синхронного плавания, которые доказательно подтвердили улучшение плавательной подготовленности студентов университета. Заключение. Использование широкого арсенала средств синхронного плавания в формировании плавательного навыка позволило не только повысить уровень плавательных знаний, умений и навыков, но и поддерживать необходимый уровень физической и, соответственно, функциональной подготовленности в период обучения студентов в высшей школе.

Ключевые слова: средства синхронного плавания, плавание, студенты, индивидуальный выбор видов спорта, элективная дисциплина, физическая культура и спорт, плавательная подготовленность.

Для цитирования: Постольник Ю.А.*, Белоножкина Н.А., Орехов А.А., Бокова Л.В. Влияние средств синхронного плавания на плавательную подготовленность студентов вуза. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(2): 185-190. DOI 10.14526/2070-4798-2022-17-2-185-190.

The influence of synchronized swimming means on the swimming readiness

of University students

Yulia A. Postolniki*, Natalya A. Belonozhkinai, Aleksandr A. Orekhov2, Larisa V. Bokova2

Moscow City Pedagogical University Moscow, Russia

ORCID: 0000-0003-4053-2784, [email protected]* ORCID: 0000-0002-2005-8942, [email protected] 2Russian State University of Justice Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-8966-1785, [email protected] ORCID: 0000-0001-8140-4709, [email protected]

Abstract: The article presents the analysis of research works connected with the individual choice of the separate kinds of sport or systems of physical exercises among students for the elective academic discipline "Physical Culture and Sport" mastering. The conducted research has shown that it is necessary to modernize the process of physical upbringing and improve the separate educational programs at a higher educational establishment. In order to support the interest of university students in sports swimming, as well as to improve swimming skills by expanding their motor horizons, we created a technology for teaching swimming skills and skills, with available means of synchronized swimming introduction. The students, who trained according to an experimental innovative method of teaching swimming, with synchronized swimming exercises inclusion, had the advantage over the control group students in all indices of swimming fitness at the end of the experimental work. Materials. This article presents the results of the work effectiveness on available means of synchronized swimming use in swimming skills formation. It had positive results in the swimming readiness improvement among university students. Research methods. Information sources corresponding with the research topic analysis; pedagogical observation; pedagogical experiment; methods of mathematical statistics. Results.The effectiveness of the swimming training technology is proved by the increase of all indices in the students of the experimental group in comparison with the control group. Innovative approach to elective discipline "Physical culture and sport" in "Swimming" course was in great arsenal of synchronized swimming means use. It proved swimming readiness improvement among University students. Conclusion. Using wide arsenal of synchronized swimming means in a swimming skill formation helped not only to increase the level of swimming knowledge, abilities and skills, but also support necessary level of physical and functional readiness during the period of studying at higher educational establishment.

Keywords: synchronized swimming means, swimming, students, individual choice of the kinds of sport, elective discipline, physical culture and sport, swimming readiness.

For citation: Yuliya A. Postolnik*, Natalya A. Belonozhkina, Aleksandr A. Orekhov, Larisa V. Bokova. The influence of synchronized swimming means on the swimming readiness of University students. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(2): 185-190. DOI 10.14526/2070-4798-2022-17-2-185190.

Актуальность

В элективном курсе учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» общеуниверситетские кафедры физического воспитания предлагают студентам для выбора отдельные виды спорта, а также популярные системы физических упражнений [2] .

Современные системы физических упражнений представляют собой специально подобранные двигательные действия и позы, направленные на комплексное или избирательное воздействие на определенные функциональные системы организма, а также на повышение двигательной активности студенческой молодежи [1, 9].

Для повышения мотивации обучающихся к освоению дисциплин, связанных с физической

культурой и двигательной активностью, исследователям требуется изучение не только мотивов, но и личностных потребностей, интересов, убеждений и ценностных ориентаций [10].

Анализ исследования личностных потребностей показал, что приоритетными видами двигательной активности и спорта среди студентов 1-3-го курса Московского городского педагогического университета (п= 2116 чел.) явились: фитнес - 611 чел (28,8%), хатха-йога - 564 чел. (26,6%), плавание - 385 чел. (18,1%), адаптивная физическая культура - 347 чел. (16,3%), степ-аэробика - 343 чел. (16,2%), танцевальный спорт - 225 чел. (10,6%). Остальные студенты распределили свой выбор между такими видами спорта, как баскетбол,

волейбол, гандбол, мини-футбол, легкая атлетика, единоборства, настольный теннис, бадминтон [3].

Владение плавательными умениями и навыками обеспечивает сохранность жизни и здоровья в экстремальных условиях, а использование плавания как физического упражнения в процессе жизни увеличивает массовый оздоровительный эффект и является средством адаптации, корригирования, лечения, закаливания, развития. [5, 6, 7].

Мы предложили рассмотреть возможность вариативности учебно-тренировочного процесса по курсу «Плавание» элективной дисциплины «Физическая культура и спорт» в условиях вуза с целью поддержания интересакнемуустудентов,посколькуспортивное плавание, являясь циклическим видом спорта, для некоторых обучающихся представляется весьма монотонной физкультурно-спортивной деятельностью, а также расширить рамки средств обучения плавательным умениям и навыкам за счет широкого включения в содержание занятий отдельных элементов, упражнений и их комплексов из арсенала синхронного плавания.

Мыпредположили,чтовнедрениесредств синхронного плавания в процесс физического воспитания студентов повысит уровень плавательной подготовленности, разнообразит процесс обучения, что положительно повлияет на формирование мотивационно-ценностной установки студентов к элективной дисциплине «Физическая культура и спорт» по курсу «Плавание» и увеличит количество студентов, желающих посещать данный элективный курс.

Материалы и методы

В исследовании участвовали

студенты 1-го курса различных факультетов Московского городского педагогического университета в количестве 40 человек, которые были распределены на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы, по 20 человек в каждой. Все студенты прошли медицинский осмотр и были допущены до занятий плаванием. Экспертная оценка исходного уровня плавательной подготовленности показала, что все студенты хорошо держались

на воде и владели элементами спортивных способов плавания. Пятилетнее наблюдение (1356 человек) показало, что около 92% студентов, выбирающих электив «Плавание», хорошо владеют плавательными умениями и навыками, почти 5% студентов считаются слабо плавающими, около 3% обучающихся вообще не умеют плавать и записываются на данный курс с целью научиться плавать [3].

Процесс обучения студентов плаванию осуществлялся в рамках элективной дисциплины «Физическая культура и спорт» по курсу «Плавание», рабочая программа дисциплины была составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО и включала обучение и совершенствование спортивных способов плавания - кроль на груди, кроль на спине, брасс, прикладное плавание. Методика обучения спортивным и прикладным способам плавания проводилась идентично в ЭГ и КГ по общепринятой технологии раздельно-целостным методом [4,8].

Однако экспериментальная технология предполагала выполнение средств синхронного плавания в конце основной и в заключительной части занятия плаванием.

Первая половина основной части урока была посвящена изучению основного учебного материала.

Таким образом, трехчастная

структура занятия в воде распределилась в экспериментальной группе следующим образом:

• подготовительная часть занятия

- 20%;

• основная часть - 70%;

• заключительная - 10%.

Таблица 1

Средства синхронного плавания, применяемые в экспериментальной группе [5]

Средства синхронного плавания

Передвижения в воде:

• не создавая брызг;

• «ватерпольный кроль» - плавание с поднятой над водой головой;

• переход с одного способа плавания на другой;

• гребковые движения ногами в сочетании с гребковыми движениями руками: ноги выполняют движения брассом, руки кролем; ноги - «дельфином», руки - брассом, и другие вариации.

Гребковые движения руками в основных позициях: на груди, спине, в группировке (в плотной, неплотной).

• «Удерживающий гребок - вытянутые восьмерки (плоской ладонью);

• «Продвигающий гребок - вытянутые восьмерки (развернутой ладонью);

• «Гребок обратный»;

• «Каноэ»;

• «Пропеллер»;

• «Торпеда»

Гребковые движения ногами:

• «Водяной велосипед»;

• Движения ногами «дельфином» в любом исходном положении тела;

• «Эг-бито» - ходьба на месте, с продвижением, боком, вперед, спиной, с различными положениями рук над водой;

• Вариации гребковых движений ногами:

1. Один гребок брассом - один гребок дельфином на боку - гребок брассом на спине, далее эг-бито 8-16 гребков, затем цикл повторяется.

2. Три гребка ногами «дельфин» на груди - 4 гребка «кроль» на боку, проход боком в эг-бито 4 гребковых движений, далее «брасс» на груди, 2 удара ногами, затем цикл повторяется.

Доступные фигуры:

• вращение в группировке 360, 720;

• круг-вперед;

• круг-назад;

• кувырок назад согнувшись;

• оборот в группировке назад;

• оборот в группировке вперед

Результаты и обсуждение подготовленности студентов экспериментальной

По окончании экспериментальной и контрольной групп. работы мы провели тестирование плавательной

Таблица 2

Сравнение времени преодоления дистанции 50 метров избранным способом плавания студентами КГ и ЭГ в конце эксперимента

Показатель Девушки Юноши Р

ЭГ КГ ЭГ КГ

п=10 п=10 п=10 п=10

Х ± а Х ± а Х ± а Х ± а

Время проплывания дистанции 50 м, с 0,62±0,05 0,73±0,10 0,54±0,10 0,64±0,08 < 0,05

Таблица 3

Сравнение результатов плавательной подготовленности К. Купера студентами КГ и ЭГ в

конце эксперимента

Показатель Девушки Юноши Р

ЭГ КГ ЭГ КГ

n=10 n=10 n=10 n=10

Х ± а Х ± а Х ± а Х ± а

Дистанция (м), преодоления за 12 мин. 478,3±38,8 382,6±34,3 595±50,97 509±38,5 < 0,05

Оценка физической работоспособности, (балл) 4±0,49 3, 09±0,51 4±0,47 3,05±0,22

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что результаты преодоления контрольной дистанции 50 метров студентами экспериментальной группы достоверно выше результатов контрольной (р<0,05), что свидетельствует о более высоком уровне плавательной подготовленности студентов экспериментальной группы.

Средние результаты теста Купера (12-минутное объёмное плавание) показали, что девушки ЭГ проплыли дистанцию 478 метра, а их соперницы КГ - 383 метра, что на 95 метров меньше. Юноши ЭГ в среднем проплыли за эти же 12 минут 595 метра, а в КГ обучающиеся мужского пола преодолели 511 метров, что на 84 метра меньше (таблица 3).

Таким образом, проведенное исследование показало, что использование широкого арсенала средств синхронного плавания в формировании плавательного навыка позволило не только повысить уровень плавательных знаний, умений и навыков, но и поддерживать необходимый уровень физической и, соответственно, функциональной подготовленности в период обучения студентов в высшей школе. В процессе экспериментальных занятий студенты овладели новой системой практических умений и навыков, которые обеспечат укрепление и сохранение здоровья и активно проявятся в социально-творческой, профессионально-прикладной деятельности, а также разнообразят активный отдых.

Заключение

Инновационный перспективный подход к обучению и совершенствования плавательных

умений и навыков в элективной дисциплине «Физическая культура и спорт» состоит в возможности применения большого арсенала средств синхронного плавания, что доказательно подтверждено улучшением плавательной подготовленности студентов университета, а также проявилось в формировании потребности и в занятиях физической культурой и спортом; в освоении средств, методов, знаний, умений и навыков, необходимых для физического самосовершенствования; в стремлении творческого применения их в практике физкультурно-оздоровительной деятельности и организации здорового стиля жизни.

Список литературы

1. Бубенцова Ю.А. Здоровый образ жизни студента: гиподинамия и пути её преодоления. Шаг в науку: Сборник статей по материалам V научно-практической конференции молодых ученых (III всероссийской), Москва, 17 декабря 2021 года. Москва: Медиагруппа "ХАСК". 2022: 336-340.

2. Бубенцова Ю.А. Опыт применения дистанционной фитнес-системы США в процессе физического воспитания студентов России. Вестник МГПУ. Серия: Естественные науки. 2021; 2(42): 56-64.

3. Постольник Ю.А. Анализ исходного уровня плавательной подготовленности будущих бакалавров-педагогов нефизкультурного профиля обучения. Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения: сборник статей по материалам X научно-практической конференции с международным, участием,

Москва, 14-15мая2020г0да. Москва: Московский городской педагогический университет. 2020: 109-112.

4. Постольник Ю.А. Эффективность использования средств гидроаэробики на начальном этапе обучения плаванию. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(3): 57-61. DOI 10.14526/20704798-2021-16-3-57-61.

5. Постольник Ю.А. Применение упражнений водных видов спорта для повышения плавательной подготовленности студентов: учебно-методическое пособие. Москва: Московский городской педагогический университет. 2022: 68.

6. Распопова Е.А. Методика формирования устойчивого навыка плавания на основе использования средств водных видов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016; 11(1): 57-63. DOI 10.14526/01_1111_79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Распопова Е.А. Повышение физической подготовленности студенток на основе использования инновационного подхода

к обучению плаванию в рамках дисциплины "Физическая культура" в педагогическом вузе. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(4): 73-79. DOI 10.14526/20704798-2018-13-4-73-79.

8. Распопова Е.А. Формирование навыка плавания у студенток педагогического вуза на основе использования разнообразных средств водных видов спорта. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013; 6:

44-47.

9. Филатова А.А. Средства повышения двигательной активности студентов педагогического вуза. Шаг в науку: Сборник статей по материалам V научно-практической конференции молодых ученых (III всероссийской), Москва, 17 декабря 2021 года. Москва: Медиагруппа "ХАСК". 2022: 314317.

10. Raspopova E. The use of synchronized swimming exercises in the process of students physical education. First International Scientific-Practical Conference "Actual Issues of Physical Education and Innovation in Sports" (PES 2020), Naberezhnye Chelny, September, 24 2020.

Статья поступила в редакцию: 20.05.2022

Постольник Юлия Александровна —кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, 129226, Россия, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, дом 4, e-mail:[email protected]

Белоножкина Наталия Александровна — старший преподаватель, Московский городской педагогический университет, 129226, Россия, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, дом 4, [email protected]

Орехов Александр Александрович — кандидат исторических наук, доцент, Российский государственный университет правосудия, 117418, Россия, г. Москва, ул. Новочерёмушкинская, дом 69, [email protected]

Бокова Лариса Васильевна- старший преподаватель, Российский государственный университет правосудия, 117418, Россия, г. Москва, ул. Новочерёмушкинская, дом 69, e-mail:[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.