УДК 797.2 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-7-14-22
ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНОГО ВУЗА
С.А. Сироткин, О. А. Сироткина
Разработана и апробирована методика индивидуально-дифференцированного обучения плаванию студентов непрофильного вуза с учетом их морфологических особенностей и физических способностей. Доказано, что развитие координационных способностей в воде на первом этапе обучения, физических качеств и функциональных возможностей дыхания на втором этапе обучения позволяет лучше освоить технику спортивных способов плавания.
Ключевые слова: плавание, студенты, индивидуализация и дифференциация обучение, морфологические особенности, физические способности.
Сироткин Сергей Аркадьевич, старший преподаватель, [email protected], Россия, Зеленоград, Москва, Научно-исследовательский университет «Московский институт электронной техники»,
Сироткина Олеся Анатольевна, старший преподаватель, [email protected], Россия, Москва, Зеленоград, Научно-исследовательский университет «Московский институт электронной техники»
При обучении плаванию следует учитывать особенности телосложения и уровень физической и технической подготовленности занимающихся [1]. В исследованиях авторов показано влияние морфологических особенностей (МО) телосложения и физических способностей (ФС) на результаты обучения плаванию [2]. Наличие зависимости результатов обучения плаванию от МО и ФС подтверждается результатами многих исследований в этой области [3, 4]. Зависимость результатов обучения плаванию от МО и ФС объясняется тем, что у юношей в возрасте 17-21 год различных типов телосложения имеются достоверные различия функциональных характеристик органов дыхания, сердечно-сосудистой и мышечной систем организма, а также некоторых параметров моторики [5], которые влияют на успешность обучения плаванию. К тому же, физические способности зависят от индивидуального двигательного опыта как одного из факторов, влияющих на формирование физического
INDIVIDUALLY DIFFERENTIATED SWIMMING TRAINING FOR STUDENTS OF A NON-CORE UNIVERSITY
Sirotkin S.A., senior lecturer, 503741@ mail.ru, Russia, Moscow, Zelenograd, Scientific Research University "Moscow Institute of Electronic Technology", Sirotkina O.A., senior lecturer, 549119@ mail.ru, Russia, Moscow, Zelenograd, Scientific Research University "Moscow Institute of Electronic Technology"
A method of individually differentiated swimming training for students of a non-core university has been developed and tested, taking into account their morphological features and physical abilities. It has been proven that the development of coordination abilities in water at the first stage of training, the development of physical qualities and functional capabilities of breathing at the second stage of training allows you to better master the technique of sports swimming methods.
Key words: swimming, students, individuali-zation and differentiation of training, morphological features, physical abilities.
качества ловкости [6], которая при обучении плаванию проявляется в спе -цифичных координационных способностях в воде [7]. Наличие таких ко -ординационных способностей способствует успешному обучению технике плавания [8].
При разработке программ обучения плаванию важно учитывать: координационную предрасположенность к различным способам плавания [9], психологические факторы [10], способы мотивации занимающихся с учетом их возрастных особенностей и интересов. Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха. Ситуации успеха создаются путем дифферен -цированной помощи, обучающимся в выполнении учебных заданий одной и той же сложности [11].
Актуальность исследования определяется тем, что в современном обществе давно наблюдается тенденция к снижению плавательной подготовленности, двигательной активности и физической подготовленности. Особенно остро эта проблема проявляется после периода пандемии [12], поэтому повышение эффективности обучения плаванию молодежи - важная государственная задача.
Цель данного исследования - проверить на практике эффективность методики индивидуально-дифференцированного обучения плаванию, учитывающей морфологические особенности и физические способности юношей возраста 17-21 года, их возрастные особенности и интересы.
Задача исследования - сравнить результаты обучения спортивным способам плавания студентов, обучающихся по традиционной и индивиду -ально-дифференцированной методикам обучения.
Методика и организация исследования. Сравнение проводилось по следующим показателям: освоение техники спортивных способов плавания, развитие физических качеств в воде, изменение функционального состояния, формирование мотивов к занятиям физической культурой.
Исследования проводились с участием студентов 1-го курса основной медицинской группы специализации обучения плаванию Научно исследовательского университета «Московский институт электронной техники» с 7 февраля по 25 мая 2021 г.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогические контрольные испытания, сравнительный педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, динамометрия, антропометрия, хронометраж, методы индексов, расчетные методы, методы математической статистики, визуально-экспертная оценка техники плавания.
Дифференцированное обучение происходит с учетом морфологиче -ских особенностей и физических способностей четырех типовых групп юношей [2], имеющих следующие основные признаки:
- гиперстенического типа телосложения с наличием лишней массы тела (1-й тип);
- высокого роста с тяжелым «костяком» и большой массой тела (2-й тип);
- высокого роста, астенического типа телосложения, с недостатком массы тела, с тяжелым «костяком» (3-й тип);
- низкого роста, астенического типа телосложения, с недостатком массы тела и слабо развитой грудной клеткой (4 -й тип).
Индивидуализация обучения проявлялась в различных целях обучения, выборе начального способа плавания и последовательности изучения техники спортивных способов.
В индивидуально-дифференцированной методике первый этап обучения увеличен до 8 занятий за счет применения семи комплексов упраж -нений, направленных на развитие координации в воде. Продолжительность выполнения упражнений на координацию в воде - 30-35 мин в течение одного занятия. Данные упражнения направлены на развитие специфич -ных координационных способностей в воде: водоопорных навыков, ориентации, дифференциации динамических и пространственных параметров движения, устойчивости тела в воде в сочетании с дыханием. На втором этапе обучения на базе первого изученного индивидуально подобранного способа плавания идет развитие выносливости и функциональных возможностей дыхания. Для индивидуального дозирования нагрузки применялись способы отдыха на воде. Для формирования сознательного и ак -тивного отношения к процессу обучения были разработаны индивидуальные цели обучения, применялись методы формирования представления о технике плавания с использованием компьютерных и мультимедийных средств [17], использовались активные формы проведения занятий.
Обучение плаванию проводилось параллельно в двух группах: контрольной и экспериментальной. Количество студентов в контрольной группе (КГ) составило 33 чел., из них: 1-го типа - 11 чел., 2-го типа -5 чел., 3-го типа - 10 чел., 4-го типа - 6 чел. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли 31 чел.: 1-го типа - 11 чел., 2-го типа - 6 чел., 3-го типа -7 чел., 4-го типа - 7 чел. По уровню плавательной подготовленности для эксперимента были отобраны студенты, не умеющие плавать и слабо плавающие (до 10-12 м) с морфологическими особенностями и физическими способностями, схожими с типовыми признаками выделенных групп [2].
Проверка групп на однородность проводилась по следующим показателям: длина и масса тела, индекс Кетле, жизненная емкость легких, обхват и экскурсия грудной клетки, жизненный индекс, результаты в беге на 100 м и подтягивании, результаты функциональных проб Штанге, Генчи и Руфье, равновесие тела в воде по методике В.В. Медянникова. Проверка
с помощью ^критерия Стьюдента показала, что различия по всем показа -телям незначимы для обеих групп (для всех показателей Р>0,05, ^эмп<_крит), что говорит об однородности групп по данным показателям.
Обучение студентов проводилось в форме групповых занятий, про -должительность курса обучения плаванию составила 32 занятия по 1 часу 10 мин, два раза в неделю с соблюдением общепринятой структуры заня -тия (подготовительная, основная и заключительная части).
Процесс обучения в экспериментальной группе был условно разделен на три этапа.
На первом этапе предполагалось проведение 8 занятий - 1 вводное и 7 практических. Решались традиционные для обучения плаванию задачи. Дополнительно на каждом занятии давались комплексы упражнений на развитие специфичных координационных способностей в воде. В ЭГ в те -чение первого этапа обучения студенты совместно с преподавателем определили индивидуальные цели обучения плаванию с учетом индивидуальных особенностей, координационной предрасположенности. Были выдвинуты следующие цели обучения:
- обучение трем способам плавания («кроль на спине», «кроль на груди», «брасс») - 31 чел.;
- безостановочное преодоление плавательного марафона 1500 м за время занятия - 27 чел.;
- выполнение норматива в плавании на 50 м на золотой знак отличия ВФСК ГТО - 5 чел.;
- ныряние на 25 м - 21 чел.;
- освоение техники плавания «баттерфляй» - 1 чел.;
- снижение массы тела - 4 чел.;
- повышение функциональных возможностей дыхания - 24 чел.;
- обучение спортивному старту с тумбы - 5 чел.
На втором этапе студены ЭГ обучались индивидуально подобранному способу плавания и способам отдыха на воде. В течение 8 занятий совершенствовали технику начального способа плавания и применение способов отдыха на воде как метод индивидуального дозирования нагрузки. Развивали выносливость и силу в воде. Студентами ЭГ были выбраны базовыми следующие способы плавания: «кроль на спине» -7 чел., «плавание на спине» с двумя руками одновременно, ноги «кроль» -19 чел., «брасс на спине» - 2 чел., «плавание на груди», руки «брасс», ноги «кроль» - 2 чел., «брасс» - 1 чел.
На третьем этапе обучения продолжительностью 16 занятий проводилось обучение технике спортивных способов плавания: кроль на груди и спине, «брасс». Все новые упражнения выполнялись во время безостановочного плавания индивидуально подобранным способом.
Для оценки эффективности разработанной программы на 31-32 занятиях проводились контрольные испытания. Достоверность различий измеряемых показателей определялась двумя способами - с использованием параметрического ^критерия Стьюдента и непараметрического критерия Манна-Уитни при уровне значимости р<0,05.
Результаты исследования и их обсуждение. Экспертная оценка техники плавания способом «кроль на спине» в конце экспериментального периода обучения в ЭГ была выше - в среднем 4,4±0,6 балла, а в КГ-3,6±0,9 балла. Различия результатов статистически достоверны как для групп в целом, так и отдельно для студентов первой типовой группы. Меньшая дисперсия говорит о более правильной технике плавания у студентов группы в целом. Такой эффект объясняется большим объемом пла -вания с одной стороны, а с другой стороны - более высокой готовностью к обучению техники за счет развития специфичных координационных способностей и физических качеств в воде.
Экспертные оценки техники плавания способом «кроль на груди» в ЭГ составили 3,9±0,7 балла, в КГ - 3,28±0,7 балла. Студенты 1-го и 3-го ЭГ типов также имели достоверные различия. Более высокие оценки за технику плавания способом «кроль на груди» являются результатом обоснованной последовательности обучения, подбора средств обучения в соответствии с морфологическими особенностями и большого объема плавания на задержке дыхания. При изучении упражнений и способа «кроль на груди» в целом на задержке дыхания, с одной стороны, у студентов возникает меньше ошибок в технике плавания, потому что за короткое время не снижается концентрация внимания, они не отвлекаются на выполнение вдоха и выполняют правильную траекторию гребка, с другой стороны, студенты привыкают к правильному положению тела и головы. Применение равномерного метода развития физических качеств, в отличие от повторного, позволяет выполнить большие объемы плавания, что очень важно для формирования техники при начальном обучении.
Кроме того, в пользу более качественного освоения техники плавания «кроль на груди» студентами ЭГ говорят результаты измерений и расчета коэффициента эффективности техники (КЭТ) плавания. У студентов ЭГ КЭТ составил 39,8±0,5 %, у студентов КГ - 32,7±0,6 %. Статистически достоверными были отличия для 1-го и 4-го типов.
Экспертные оценки техники плавания способом «брасс» у студентов ЭГ были выше - 3,3±0,4 балла, а в КГ - 2,9±0,8 балла. Студенты ЭГ имели меньше ошибок в работе руками и согласовании движений, но раз -личия были не достоверны. Причина в большом количестве ошибок в работе ногами, которая во многом зависит от координационной предрасположенности. В итоге средняя экспертная оценка за три способа плавания в ЭГ выше, чем в КГ: 3,9±0,5 и 3,2±0,6 балла соответственно (различия значимы).
В ЭГ среднее время проплывания дистанции 50 м составило 49,7±5,1 с, в КГ - 59,8 ± 8,9 с (различия значимы для групп в целом и для всех четырех типов). Различия в результатах закономерны, так как студенты ЭГ освоили более качественно технику плавания. Также у них были выше показатели развития физических качеств и функциональных воз -можностей в воде. Результаты теста Купера (12 минут безостановочного плавания) в ЭГ составил 415±35 м, а в КГ - 365±52 м. Различия результатов в этом тесте между ЭГ и КГ статистически достоверны для групп в це -лом и для каждого типа отдельно. У студентов ЭГ 1 -го типа средний результат был равен 405 м, а у студентов КГ- 364 м; у студентов ЭГ 2-го типа - 397 м, а у студентов КГ- 362 м; у студентов ЭГ 3-го типа - 459 м, а у студентов КГ- 385 м; у студентов ЭГ 4-го типа - 400 м, а у студентов КГ- 365 м.
Сравнение результатов 12-минутного теста и плавания на 50 м показало, что обучение по разработанной программе способствует лучшему развитию выносливости в воде, значительному повышению работо -способности. По величине дисперсии видно, что разброс во всех типах ЭГ гораздо меньше, это говорит о большем эффекте тренировочного воздействия при обучении.
Выполнение функциональных проб в ЭГ и КГ после проведенного эксперимента показали большие изменения от исходного уровня у студен -тов ЭГ. Жизненная емкость легких в ЭГ увеличилась на 271 мл, а в КГ - на 82 мл. Для студентов 3-го и 4-го типов различия были статистически достоверны. Это очень важно, так как именно у этих типов студентов характерной чертой является отставание в физическом развитии по данному показателю. Достоверные различия результатов пробы Штанге были выявлены только у студентов 4-го типа ЭГ, до начала эксперимента было 59,8 с, после - 64,4 с. В ЭГ достоверные различия были в результатах функциональной пробы Руфье: в начале эксперимента было 8,7, в конце -5,9; в КГ - в начале 8,8, в конце - 7,5 (изменения недостоверны). Различия результатов пробы Генчи в ЭГ и КГ были статистически недостоверны. Более высокий прирост функциональных возможностей дыхательной и сердечнососудистой систем студентов ЭГ, по сравнению с контрольной группой, есть результат больших по объему и интенсивности тренировочных воздействий.
В конце эксперимента было проведено анкетирование с целью изучения структуры мотивации к занятиям физической культурой. Мотивы студентов к занятиям физической культурой по 6 группам. Студенты указывали мотивы в порядке приоритетности. В ЭГ в структуре мотивов преобладали цели развития потенциала своих физических качеств, получения удовольствия от процесса занятий физической культурой и сохранение здоровья. В КГ равными по количеству баллов были мотивы, связанные с получением зачета и сохранением здоровья.
Все студенты экспериментальной группы достигли поставленных в начале обучения целей. Усилия, направленные на достижение поставлен -ной цели, были основой активного и осознанного отношения к занятиям, проявлялись в более качественном выполнении упражнений и больших выполненных объемах плавания за период обучения. Средняя посещае-мость в экспериментальной группе за время эксперимента составила 28 занятий (90 %), а в контрольной - 24 занятия (75 %). Студенты экспериментальной группы были более дисциплинированными, меньше опаздывали на занятия: в ЭГ было 67 опозданий, в КГ - 92. В обеих группах дважды проводился хронометраж плотности занятий (на 16 и 30 занятиях). Студенты экспериментальной группы эффективнее использовали время заня -тий, моторная плотность в ЭГ - 83 %, в КГ - 56 %, при повторном измерении - 81 и 59 % соответственно.
Выводы. 1. Полученные данные показывают, что разработанная и апробированная в нашем исследовании индивидуально-дифференцированная методика обучения плаванию с учетом их морфологических особенностей и физических способностей позволят эффективно планировать процесс обучения, что положительно сказывается на результатах обучения, развитии физических качеств и функциональном состоянии.
2. Развитие координационных способностей в воде на первом этапе обучения, развитие физических качеств и функциональных возможностей дыхания на втором этапе обучения позволяет лучше освоить технику спортивных способов плавания.
3. Предложенные меры повышения интереса к занятиям, ситуации успеха (достижения целей) способствуют развитию сознательности и активности студентов на занятиях физической культурой, формируют моти -вацию к физической деятельности.
Список литературы
1. Плавание: учебник / Н.Ж. Булгакова [и др.]. М.: Инфра-М, 2018.
290 с.
2. Распределение студентов на типовые группы для дифференцированного обучения плаванию / С. А. Сироткин [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 7. С. 39-52.
3. Передриенко С.В. Обучение технике спортивного плавания с учетом индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности студентов // Наука - образованию, производству, экономике: сб. материалов XIX (66) Региональной науч.-практ. конф. преподавателей, науч. сотрудников и аспирантов / гл. ред. И.М. Прищепа. Витебск, 2014. С.188-190.
4. Раевский Д. А. Динамика дальнейшего обучения и контроль плавательной подготовленности студентов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 2 (168). С. 294-297.
5. Kolokoltsev M.M., Iermakov S.S., Prusik K. Motor skills and functional characteristics of students of different somatotypes // Physical education of students. 2018. Т. 22. №. 1. С. 31-37.
6. Иссурин В.Б., Лях В.И. Координационные способности спортсменов. М.: Спорт, 2019. 208 с.
7. Казызаева А.С., Бакшеев М.Д. Оценка специфических координационных способностей пловцов // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2018. № 3 (19). С. 23-27.
8. Grosse S.J. Swim instruction for individuals with developmental coordination disorder // International journal of aquatic research and education. 2020. Т. 12. №. 4. С. 1.
9. Савельева О.Ю. Обучение плаванию студентов физкультурного вуза на основе определения их плавательной предрасположенности // Фи -зическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2014. С. 285-289.
10. Матюшов И.А., Галеева О.Б. Факторы и причины, препятствующие обучению плаванию взрослых // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. 2016. № 1. С. 145-149.
11. Бажук О.В., Пузеп Л.Г. Психолого-педагогические приемы создания ситуации успеха // Казанский педагогический журнал. 2020. № 2 (139). С. 92-97.
12. Физическая и функциональная подготовленность студентов в период ограничения двигательной активности / Н.В. Васенков [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 11 (201). С. 48-51.
References
1. Plavanie [Swimming]: textbook / N.Zh. Bulgakov [et al.]. M.: Infra-M, 2018.
290 p.
2. Raspredelenie studentov na tipovye gruppy dlya differencirovannogo obucheniya plavaniyu [Distribution of students into typical groups for differentiated swimming training] / S.A. Sirotkin [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2019. Issue 7. P. 39-52.
3. Peredrienko S.V. Obuchenie tekhnike sportivnogo plavaniya s uchetom individu-al'nyh osobennostej fizicheskogo razvitiya i podgotovlennosti studentov [Training in the technique of sports swimming, taking into account the individual characteristics of the physical development and readiness of students] // Science - education, production, economics: coll. materials of XIX (66) Regional scientific and practical. conf. teachers, scientific employees and graduate students / ch. ed. I.M. Prishchepa. Vitebsk, 2014. P. 188-190.
4. Raevskij D.A. Dinamika dal'nejshego obucheniya i kontrol' plavatel'noj podgo-tovlennosti studentov [Dynamics of further education and control of students' swimming readiness] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2019. No. 2 (168). P. 294-297.
5. Kolokoltsev M.M., Iermakov S.S., Prusik K. Motor skills and functional characteristics of students of different somatotypes // Physical education of students. 2018. Vol. 22. No. 1. P. 31-37.
6. Issurin V.B., Lyah V.I. Koordinacionnye sposobnosti sportsmenov [Coordination abilities of athletes]. M.: Sport, 2019. 208 p.
7. Kazyzaeva A.S., Baksheev M.D. Ocenka specificheskih koordinacionnyh sposob-nostej plovcov [Evaluation of specific coordination abilities of swimmers] // Nauchno-spor-tivnyj vestnik Urala i Sibiri [Scientific and sports bulletin of the Urals and Siberia.]. 2018. No. 3 (19). P. 23-27.
8. Grosse S.J. Swim instruction for individuals with developmental coordination disorder // International journal of aquatic research and education. 2020. Vol. 12. No. 4. P. 1.
9. Savel'eva O.Yu. Obuchenie plavaniyu studentov fizkul'turnogo vuza na osnove opredeleniya ih plavatel'noj predraspolozhennosti [Teaching swimming to students of a physical culture university based on determining their swimming predisposition] // Physical culture, sport, tourism: scientific and methodological support: coll. materials Vseros. scientific-practical. conf. with international participation Perm: PGPU Publ., 2014. P. 285-289.
10. Matyushov I.A., Galeeva O.B. Faktory i prichiny, prepyatstvuyushchie obucheniyu plavaniyu vzroslyh [Factors and reasons preventing adults from learning to swim] // Problemy sovershenstvovaniya fizicheskoj kul'tury, sporta i olimpizma [Problems of improving physical culture, sports and olympism]. 2016. No. 1. P. 145-149.
11. Bazhuk O.V., Puzep L.G. Psihologo-pedagogicheskie priemy sozdaniya situacii uspekha [Psychological and pedagogical methods of creating a situation of success] // Kazan-skij pedagogicheskij zhurnal [Kazan pedagogical journal]. 2020. No. 2 (139). P. 92-97.
12. Fizicheskaya i funkcional'naya podgotovlennost' studentov v period ograni-cheniya dvigatel'noj aktivnosti [Physical and functional readiness of students during the period of physical activity limitation] / N.V. Vasenkov [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2021. No. 11 (201). P. 48-51.