Научная статья на тему 'О влиянии морфофункциональных особенностей организма на появление ошибок техники плавания при обучении студентов'

О влиянии морфофункциональных особенностей организма на появление ошибок техники плавания при обучении студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / плавание / обучение / физическое развитие / физическая подготовленность / ошибки техники плавания / корреляционный анализ. / students / swimming / training / physical development / physical fitness / swimming technique errors / correlation analysis.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сироткин Сергей Аркадьевич, Бардушкин Владимир Валентинович, Бардушкина Ирина Вячеславовна, Сироткина Олеся Анатольевна

Проведен анализ причин возникновения ошибок техники плавания студентов вузов на этапе обучения. Представлены диаграммы, иллюстрирующие типичные ошибки техники плавания. Показана зависимость результатов и скорости освоения техники плавания от показателей физического развития, физической подготовленности и базовых навыков плавания студентов, распределенных на типовые группы по морфофункциональным качествам и способности выполнять упражнения в воде с целью дифференцированного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сироткин Сергей Аркадьевич, Бардушкин Владимир Валентинович, Бардушкина Ирина Вячеславовна, Сироткина Олеся Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF MORPHOLOGICAL AND FUNCTIONAL BODY FEATURES ON EMERGENCE OF ERRORS IN SWIMMING TECHNIQUE IN TEACHING STUDENTS

The causes of errors in the technique of swimming students of universities at the training stage are analyzed. Presented are diagrams illustrating typical swimming technique errors. The dependence of the results and the speed of mastering the swimming technique on the indicators of physical development, physical fitness and basic swimming skills of students, divided into typical groups according to morphological and functional qualities and ability to perform exercises in water for the purpose of differentiated training, is shown.

Текст научной работы на тему «О влиянии морфофункциональных особенностей организма на появление ошибок техники плавания при обучении студентов»

УДК 797.2 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10306

О ВЛИЯНИИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗМА НА ПОЯВЛЕНИЕ ОШИБОК ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ

ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

С.А. Сироткин, В.В. Бардушкин, И.В. Бардушкина, О.А. Сироткина

Проведен анализ причин возникновения ошибок техники плавания студентов вузов на этапе обучения. Представлены диаграммы, иллюстрирующие типичные ошибки техники плавания. Показана зависимость результатов и скорости освоения техники плавания от показателей физического развития, физической подготовленности и базовых навыков плавания студентов, распределенных на типовые группы по морфофункциональным качествам и способности выполнять упражнения в воде с целью дифференцированного обучения.

Ключевые слова: студенты, плавание, обучение, физическое развитие, физическая подготовленность, ошибки техники плавания, корреляционный анализ.

Важнейшим условием обучения плаванию является постановка изначально рациональной техники движений. Под техникой спортивного плавания понимают систему движений, позволяющей пловцу преодолевать дистанцию с возможно более высокой скоростью и оптимальной затратой сил [8]. При начальном обучении технике неизбежно выполнение движений с отдельными недостатками [8, 14]. Ошибки, возникающие при обучении плаванию, можно разделить на несколько видов: 1) грубые, искажающие основную структуру движений; 2) незначительные, немного уменьшающие эффективность движений; 3) локальные, не отражающиеся на остальных деталях техники; 4) взаимосвязанные, вызывающие одна другую; 5) типичные ошибки, имеющие массовый характер при начальном обучении плаванию [14].

Причинами возникновения ошибок могут быть, например, недостаток гибкости [7], низкий уровень развития физических качеств [5, 6]. Но наибольшее влияние на формирование техники плавания оказывают силовые качества и ловкость, развитые в условиях водной среды (координационные качества). С точки зрения методики обучения основными причинами, вызывающими появление ошибок, являются: 1) нарушение требований и принципов педагогического процесса, в частности, принципов доступности и последовательности; 2) неправильное понимание занимающимися цели упражнения и техники выполняемого движения; 3) неправильные исходные положения при выполнении упражнений; 4) недооценка психологической важности успеха при выполнении упражнения [14].

В процессе массового обучения плаванию по единой программе студентов первого курса неумеющих плавать, появление ошибок у части

занимающихся по причинам методического характера неизбежно. Решением данной проблемы в определенной мере может быть дифференциация обучения плаванию студентов. Актуальность дифференцированного подхода в обучении плаванию обоснована многими авторами [1, 2, 9].

Для дифференциации учебного процесса целесообразно тестирование плавательной предрасположенности студентов на начальных этапах обучения плаванию [4, 10], которые включают упражнения на плавучесть, чувство воды и другие базовые навыки плавания (БНП). Также для формирования правильной техники плавания необходимо знать, какие ошибки формируются у студентов в зависимости от их морфофункциональных различий, обусловленных их физическим развитием (ФР) и физической подготовленностью (ФП).

В проведенных авторами исследованиях по возможности распределения студентов на типовые группы для дифференцированного обучения плаванию показано, что студентов можно разбить на кластеры, различающиеся по показателям БНП, ФР и ФП [11, 12]. В статистических исследованиях (проведенных в период с 2014 по 2018 гг.) участвовало 214 студентов-юношей младших курсов, занимающихся в группах начального обучения плаванию. Сегментация всех участвовавших в исследовании студентов проводилась методами кластерного анализа на основе данных 27 измеренных показателей ФР и ФП, индексов силы и телосложения, а также результатов тестов и испытаний в воде [3, 11, 12]. В результате было получено семь типовых групп студентов [11, 12]. Студенты в полученных группах имеют морфологические особенности, проявляющиеся в различных уровнях физического развития и подготовленности, а также в базовых навыках плавания. Обучение плаванию в этих группах должно отличаться по срокам и методике занятий [13].

Настоящая работа является следующим этапом исследования [1 1, 12]. По итогам начального обучения плаванию (36 занятий) производилась оценка техники плавания кролем на груди и фиксировались ошибки (в количестве 21). Каждая из этих ошибок представляет собой индикаторную случайную величину, то есть величину, принимающую лишь два значения - «0», когда у обучающегося нет рассматриваемой ошибки, и «1» - если эта ошибка есть.

В табл. 1 представлены данные по средним значениям некоторых из показателей ФР, ФП и БНП, на основании которых производилась кластеризация [11, 12], и всем рассматриваемым ошибкам техники плавания кролем на груди по каждому из семи кластеров студентов. Всем ошибкам присвоены номера от 1 до 21.

Таблица 1

Средние значения показателей ФР, ФП, БНП и ошибок техники плавания по каждому из семи кластеров студентов

Показатель Номер кластера Среднее по выборке

1 2 3 4 5 6 7

Подтягивание, кол-во раз 9,13 3,33 3,40 4,58 8,38 8,94 5,37 6,78

Плавучесть, балл 3,10 3,93 2,90 3,38 4,51 3,23 3,93 3,69

Равновесие, балл 1,50 2,10 1,80 1,85 3,23 1,52 2,53 2,17

Скольжение, м 5,54 5,47 5,15 5,76 7,01 5,67 6,37 6,00

Проприоцептивная чувствительность, балл 0,07 0,10 0,09 0,09 0,07 0,08 0,07 0,08

Ныряние, балл 4,00 2,17 2,20 4,04 4,00 2,45 3,93 3,43

Создание упора в воде (чувство воды), балл 3,75 2,10 1,60 3,65 3,89 2,35 3,40 3,19

Индекс Кетле, кг/м2 20,97 20,21 27,03 24,16 20,56 22,48 26,20 22,40

Результат на 50 м, с 43,94 72,34 74,00 49,21 46,19 55,14 48,70 52,75

Темп, кол-во гребков/мин 64,91 85,50 75,04 73,37 66,75 76,60 70,65 72,20

Номер занятия, на котором студент проплыл 50 м 10,70 24,27 22,00 12,92 11,40 17,03 12,27 14,69

Ошибки техники плавания (кроль на груди), балл

1. Большой угол атаки туловища (плавание стоя) 0,3 0,1 0,1 0,15 0,04 0,1 0,07 0,13

2. Плоское положение туловища 0,25 0,07 0 0,27 0,06 0,26 0,23 0,17

3. Вход руки в воду рядом с головой (укороченное начало гребка) 0,33 0,13 0,2 0,12 0,02 0,16 0,13 0,15

4. Длинный наплыв после погружения руки в воду 0,13 0,07 0,1 0,15 0,11 0 0,03 0,08

5. «Заваливание» локтя во время средней части гребка 0,23 0,17 0,2 0,31 0,15 0,19 0,2 0,2

6. Укороченный гребок (нет окончания) 0,5 0,37 0,2 0,35 0,15 0,42 0,23 0,32

7. Медленный гребок 0,2 0,1 0 0,38 0,11 0,13 0,17 0,16

8. Отставание кисти во время гребка 0,08 0,13 0 0,19 0,06 0,1 0,07 0,09

9. Рука заходит за диаметральную плоскость тела 0,1 0,17 0,1 0,15 0,02 0,1 0 0,08

Окончание табл. 1

Показатель Номер кластера Среднее по выборке

1 2 3 4 5 6 7

10. Выполнение проноса прямой рукой у поверхности воды 0,23 0,1 0,1 0,27 0,04 0,23 0,2 0,16

11. Ноги выполняют движения слишком глубоко 0,13 0,17 0,1 0,04 0,02 0,16 0,1 0,1

12. Нет движения «от бедра» 0,2 0,1 0,1 0,15 0,02 0,06 0 0,09

13. Низкая частота работы ног (стопы не вспенивают воду) 0,18 0,03 0 0,12 0,04 0,19 0,2 0,12

14. Чрезмерное сгибание ног в коленных суставах, приводящее к выходу 50 % голени из воды 0,25 0,2 0,1 0,04 0,04 0,1 0,07 0,12

15. Чрезмерное напряжение мышц рук и ног 0,1 0,1 0,2 0,23 0,02 0,19 0,23 0,14

16. Ноги выполняют брассовое движение 0,2 0,07 0 0,04 0 0,06 0,07 0,07

17. Нет выдоха в воду 0 0 0,2 0,04 0 0,03 0 0,02

18. Вдох вперед 0,05 0,57 0,4 0,12 0,06 0,23 0,27 0,21

19. Зажатая кисть 0,08 0,67 0,5 0,12 0,19 0,16 0,2 0,24

20. Медленный пронос руки 0 0,33 0,2 0,12 0,06 0,1 0,1 0,11

21. Нарушение ритма движений 0,05 0,6 0,4 0,19 0,13 0,16 0,17 0,21

Суммарное число ошибок 3,38 2,07 1,5 2,96 0,91 2,45 2 2,19

Оценки за технику плавания, балл

Кроль 4,2 2,63 2,8 4,08 4,13 3,42 4,07 3,75

На спине 4,45 3,03 3 4,35 4,36 3,68 4,2 4

Брасс 3,63 2,83 2,2 3,15 3,81 3,45 3,27 3,36

Средняя оценка 4,09 2,83 2,67 3,86 4,1 3,52 3,83 3,7

Для удобства визуализированного анализа типичных ошибок, присущих представителям каждого из кластеров студентов [11, 12], в работе построены лепестковые диаграммы (рис. 1). Числа от 1 до 21 на этих диаграммах соответствуют номерам ошибок техники плавания (кроль на груди), приведенным в табл. 1.

Рис. 1. Диаграммы, иллюстрирующие типичные ошибки

техники плавания

Опишем типичные ошибки техники плавания, присущие студентам различных групп (кластеров).

Студенты первого кластера относятся в основном к гиперстеникам пикнического типа, имеют излишнюю массу тела и невысокие показатели ФП. За счет большого количества жировой ткани и высоких значений жизненной емкости легких (ЖЕЛ) имеют хорошую плавучесть и неплохое равновесие в воде, легко осваивают создание упора в воде. Хорошо осваивают технику плавания кролем на спине и на груди, но у них хуже получается плавание брассом. Обучаются такие студенты быстро и правильно, ошибок совершают немного.

У студентов второго кластера средний рост 189,2 см, масса тела 87,5 кг, обхват груди 102 см. Они имеют мощный костяк (средний обхват запястья 17,7 см) и самые высокие абсолютные показатели ЖЕЛ и силы кисти. Такие морфофункциональные данные являются причиной самого плохого равновесия в воде. Это объясняется значительной удаленностью центра тяжести в области крестца (топящая сила) и центра выталкивающей силы в области легких, несовпадение которых обычно приводит к вращательному моменту, в результате чего ноги опускаются в воду. В технике плавания кролем на груди имеют много ошибок, причиной которых является плохое равновесие в воде, вызывающее трудности в поддержании горизонтального положения. Из типичных ошибок часто встречаются: большой угол атаки туловища из-за недостаточной

эффективности работы ногами и плохого равновесия, ноги находятся ниже уровня воды, низкая частота работы ног, чрезмерное напряжение мышц рук и ног, во время гребка при отсутствии навыка держать прямо гребущую поверхность при высоких силовых возможностях прогибается кисть. Такие пловцы буквально «рвут» воду.

Представители третьего кластера имеют высокий рост, массу тела ниже среднего и узкую грудную клетку (средний обхват 90,3 см) с малой экскурсией. Средний индекс Кетле 20,7 говорит о том, что данные студенты ближе к нижней границе нормы массы тела, а индекс Пинье, равный 23, указывает на близость к астеническому типу телосложения. Индекс крепости телосложения, равный 25,1, находится на границе между средним и слабым телосложением. У этих студентов самые низкие показа -тели ЖЕЛ (4064 мл), что является причиной трудностей освоения нового типа дыхания в воде. Самые низкие показатели кинестетической чувстви -тельности (КЧ) [13] (28,9 %) и проприоцептивной чувствительности (ПЧ) (12,4 %), что при большом количестве ошибок выполнения имитационных упражнений говорит о низких координационных способностях данных студентов. Обучающиеся рассматриваемой группы имеют невысокие показатели ФП такие, как подтягивание, бег на 100 м, прыжок в длину с места. Из-за недостатка мышечной массы плечевого пояса равновесие в воде ниже среднего. Также студенты данной группы показывают плохое скольжение и сложно осваивают создание упора в воде. Из оценок за технику плавания самые высокие - за плавание кролем на спине, которые в среднем составляют чуть больше трех баллов по пятибалльной шкале. Еще хуже осваивают брасс и кроль на груди. У представителей третьего кластера чаще, чем в других кластерах встречается большой угол атаки туловища (плавание стоя). Слабое развитие мышц плечевого пояса и низкие координационные возможности являются причиной большого количества ошибок, связанных с выполнением гребковых движений. Наиболее часто встречаемые ошибки: вход руки в воду рядом с головой (укороченное начало гребка), укороченный гребок, вдох вперед, зажатая ладонь, медленный пронос руки, чрезмерное напряжение мышц рук и ног, нарушение ритма движений.

У студентов четвертого кластера средние показатели роста и массы тела, а также индексы Пинье и Кетле, что говорит о том, что студенты данного кластера по типу конституции нормостеники. Юноши этой группы имеют легкий костяк (обхват запястья 16,6 см), сглаженный рельеф мускулатуры, а показатели ФП выше средних. Основными отличиями от представителей других кластеров являются морфологические особенности тела, благодаря которым у них самые высокие показатели плавучести, равновесия в воде и скольжения. Такие свойства тела облегчают им созда -ние упора в воде, которое практически одинаково получается ногами и руками. У представителей четвертого кластера наименьшее число ошибок

техники плавания по сравнению с представителями других кластеров. Студенты этой группы обладают сочетанием качеств, определяющих предрасположенность к плаванию: лучшее чувство воды, высокий рост, телосложение атлетического типа, легкий костяк, развитая грудная клетка (ЖЕЛ в среднем 4387 мл), уровень ФП выше среднего. Опросы показали, что 57 % из них занимались различными видами физической культуры и спорта. Студенты данного кластера наиболее подходят под морфофунк-циональные модели пловцов, специализирующихся в плавании кролем на груди на короткие и средние дистанции.

Представители пятого кластера - невысокого роста (в среднем 176,9 см), склонные к полноте: средний индекс Пинье, равный 15,2, ближе к нижней границе нормостеников, индекс Кетле 22,7 указывает на склонность к излишней массе тела, визуальная оценка по методу Черноруцкого - 2,44, имеют неплохую физическую подготовленность: подтягиваются в среднем 8 раз, в беге на 100 м показывают средний результат 14,5 с, прыжок с места - 200 см. В плавании кролем на груди наиболее часто встречающиеся ошибки: плоское положение туловища, укороченный гребок.

Обучающиеся шестого кластера - невысокие, с развитой грудной клеткой, с очень высоким уровнем ФП. Имеют самые высокие показатели ПЧ - 6,9 %, жизненный потенциал в норме - 63. Технику спортивных способов плавания осваивают неплохо - средняя оценка за 3 способа плавания 3,8 по пятибалльной шкале.

Студенты седьмого кластера невысокие (средний рост 176,5 см) и худощавые (средняя масса тела равна 64,23 кг, что является показателем ниже среднего), средний индекс Кетле - 20,2, индекс Пинье - 25,5, обхват запястья - 16,46 см и обхват грудной клетки - 88,6 см. Данные значения показывают, что студенты описываемого кластера по типу конституции ближе к астеническому типу, средний показатель крепости телосложения слабый - 27,3. У них самые низкие показатели окружности груди -87,91 см и экскурсии грудной клетки, ЖЕЛ - 4086 мл, что является причиной трудностей освоения нового типа дыхания в воде, низкие показатели ПЧ - 8,7 %. Также обучающиеся этого типа имеют низкие показатели ФП: подтягиваются в среднем 4,4 раза, в беге на 100 м показывают результат 15,7 с, прыжок в длину с места - 200 см. Легкий костяк и малое количество мышечной массы обеспечивают хорошую плавучесть, но из-за недостатка мышечной массы плечевого пояса равновесие в воде у них ниже среднего. Плохо осваивают создание упора в воде, особенно руками. Плохо осваивают кроль на груди. Юноши данной группы имеют самое высокое суммарное количество ошибок в технике плавания. Слабое развитие мышц плечевого пояса является причиной большого количества ошибок, связанных с выполнением гребковых движений. Наиболее часто встречаемые ошибки: укороченный гребок,

вдох вперед, зажатая ладонь, нарушение ритма движений. Недостаток силовых возможностей и техники пытаются компенсировать очень высоким темпом плавания - 90 гребков в минуту. Студенты этого типа закрепощенные, с постоянным напряжением всех мышечных групп, им не хватает мягкости, эластичности; часто выполняют задания преподавателя неправильно, быстро теряют концентрацию внимания при контроле правильности выполнения упражнений.

Описанные типичные группы студентов получены в [11, 12] при кластеризации по следующим признакам: рост, равновесие в воде, индекс Кетле и результат в плавании на 50 м вольным стилем. Различия в количестве ошибок в технике плавания для разных кластеров указывают на возможную зависимость наличия ошибок от уровня ФП, ФР и БНП студентов. Проведем анализ зависимости количества ошибок от некоторых рассматриваемых показателей ФП, ФР и БНП.

Рассмотрим случайную величину, показывающую сумму числа ошибок для каждого студента. Она принимает значения от 0 до 21. Гистограмма распределений показана на рис. 2.

Рис. 2. Гистограмма частот для суммарного числа ошибок техники плавания

Как указывалось выше, ошибки техники плавания - индикаторные случайные величины, принимающие значения «0» (нет ошибки) или «1» (есть ошибка). Если закон распределения генеральной совокупности не является нормальным, то в этих случаях используют коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Данный коэффициент является непараметрической мерой связи и, следовательно, может использоваться (в отличие от коэффициента корреляции Пирсона) при произвольном распределении генеральной совокупности.

Пусть (, у1), I = 1,2,..., п, - выборка наблюдений двумерного вектора. Каждому элементу ставится в соответствие ранг «(Х) от 1 до

п; наименьший элемент имеет ранг 1, наибольший - ранг п. Равным значениям соответствует среднее ранговое число. Аналогично определяются ранги «У) элементов у1. Коэффициент ранговой

корреляции Спирмена вычисляется по формуле

Ъ=1 --3^ X («Х) - «Р )2

п - п I=1У 1 .

Если в ряду значений часто встречаются равные значения, то целесообразно применять формулу

г* ,в = 1 3

6 X («

1=1

(Х' - #' )2

п(У)), п(Хп(У)

(п3 - п)-(т(Х' + Т(У'

Лш (Х) Лт (У)

где Т(Х) = 1 X ((п«Х))3 - п(Х)), Т(У) = 1 (Ц<У))3 -

2 г=1 2 1=1

количества элементов в группах с равными рангами, а т(Х), т(У) - число

таких групп соответственно для параметров Х и У.

Значимость ранговой корреляции Спирмена проверяется по

I I \п - 2

значению статистики Т = г -^ ~ &(п - 2). Основная гипотеза

'11 -г2 ( ;

Н0 : г* = 0. Если выборочное значение Т > а/2(п -2), то гипотеза Н0

отклоняется на уровне значимости а, т.е. между компонентами случайного вектора существует ранговая корреляционная зависимость. Для выборки объемом п = 214 квантиль распределения Стьюдента Ц-а,2(212) -1,97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В табл. 2 приведены значения коэффициента ранговой корреляции Спирмена для рассматриваемой случайной величины (суммарное число ошибок техники плавания) в зависимости от навыков в воде: плавучесть, равновесие, скольжение, ныряние и чувство воды.

Суммарное число ошибок значимо зависит от БНП с отрицательной корреляцией, то есть чем лучше показатели плавучести, равновесия и скольжения, тем меньше суммарное число ошибок в технике. Однако коэффициенты ранговой корреляции незначимы, хотя и есть отрицательная связь, в случае зависимости суммы ошибок от ныряния и умения создавать упор в воде (косвенной оценки чувства воды).

Таблица 2

Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена и статистики для проверки значимости корреляционной связи

Показатель Плавучесть Равновесие Скольжение Ныряние Чувство воды

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена

Число ошибок - 0,39 - 0,33 - 0,35 - 0,12 - 0,1245

Статистика для проверки значимости ранговой корреляции

Число ошибок 6,09 5,07 5,49 1,8 1,8

Рассмотрим далее связь скорости и правильности обучения плава -нию с показателями ФР, ФП студентов и вычисленных на основе собранных измерений индексов (крепость телосложения, Кетле, Пинье и др.). После проверки гипотезы о нормальном распределении генеральных совокупностей по всем рассматриваемым признакам [1 2] и нормирования данных по соответствующим выборкам был проведен корреляционный анализ. Полученные коэффициенты корреляции (Пирсона) показали, что результирующие признаки - результат на дистанции 50 м, темп плавания, номер недели, когда студент впервые проплыл 50 м, оценка за технику плавания кролем - не зависят от каких-то отдельных антропометрических данных. В то же время распределение студентов, проведенное методами кластерного анализа, показывает, что результат на 50 м и скорость обучения студентов зависят от совокупности их морфологических данных.

Результирующие признаки зависят от ФП, а также от ныряния, чувства воды и ПЧ. В табл. 3 указаны коэффициенты корреляции этих признаков с показателями ФП: количество подтягиваний, бег на 100 м, а также с показателями по нырянию, чувству воды, ПЧ, силы кисти и ЖЕЛ. В нижней части табл. 3 указаны значения статистики Т, показывающей значимость корреляции между результирующими признаками при уровне значимости а = 0,05 (выполнение условия | Т | > 1,97).

Таблица 3

Коэффициенты корреляции и статистики для проверки значимости коэффициента корреляции для результирующих признаков

Показатель ЖЕЛ Сила кисти Подтягивание Бег Ныряние Чувство воды ПЧ

Коэффициент корреляции

Результат на 50 м - 0,16 - 0,14 - 0,40 0,54 - 0,51 - 0,47 0,31

Темп - 0,14 - 0,16 - 0,24 0,29 - 0,39 - 0,46 0,25

Номер недели - 0,17 - 0,11 - 0,26 0,39 - 0,54 - 0,50 0,31

Оценка за кроль 0,23 0,16 0,24 - 0,41 0,47 0,51 - 0,38

Окончание табл. 3

Показатель ЖЕЛ Сила кисти Подтягивание Бег Ныряние Чувство воды ПЧ

Значение статистики Т для проверки значимости кор реляции

Результат на 50 м - 2,38 - 2,10 - 6,35 9,27 - 8,64 - 7,80 4,78

Темп - 2,03 - 2,34 - 3,66 4,44 - 6,14 - 7,49 3,81

Номер недели - 2,57 - 1,66 - 3,94 6,19 - 9,30 - 8,33 4,81

Оценка за кроль 3,45 2,41 3,61 - 6,55 7,83 8,66 - 5,95

Отрицательное значение коэффициента корреляции указывает на обратную зависимость, например, чем больше количество подтягиваний, тем меньше время, за которое студент преодолел дистанцию 50 м.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы.

1. Суммарное число ошибок техники плавания кролем на груди при начальном обучении плаванию в возрасте от 18 до 21 года зависит от плавучести, равновесия и скольжения в воде.

2. Скорость плавания зависит от ФП, умения нырять, умения создавать упор в воде, ПЧ и ЖЕЛ.

3. Скорость обучения плаванию зависит от ФП, умения создавать упор в воде, навыков ныряния и ПЧ.

4. Группы студентов, статистически достоверно различающиеся по данным ФР, определяющим их морфофункциональные особенности, физическим возможностям и результатам освоения БНП [11], имеют существенные различия по оценкам за технику плавания и количеству ошибок в технике плавания кролем на груди.

5. На начальном этапе обучения формирование таких ошибок техники плавания, как зажатая ладонь, нарушение ритма движений, медленный пронос руки, являются причиной длительных сроков обучения. Распределение студентов по группам на основе входных данных (показатели ФП, ФР, БНП и индексы, влияющие на результирующие признаки) с целью дифференцированного обучения позволит оптимизировать методические подходы для различных типов обучающихся и сократить время обучения.

В заключение отметим, что дальнейшие исследования авторов будут направлены на разработку и модификацию методик дифференцированного обучения плаванию студентов младших курсов.

Список литературы

1. Акрамовский И.Н., Раевский Д.А. Обучение студентов плаванию на основе двигательной и функциональной подготовленности // Физиче -ская культура: воспитание, образование, тренировка. 2015. № 2. С. 15-18.

2. Андрианов А.К. Дифференцированный подход при обучении спортивному плаванию студентов в педагогическом вузе // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 684-689.

3. Дубровский В.И. Спортивная медицина: учеб. для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. М.: ВЛАДОС, 2005. 528 с.

4. Исследование индивидуальной предрасположенности школьников к освоению техники плавания на этапе освоения с водой / О.Ю. Савельева [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 4(134). С. 237-242.

5. Кожевникова И.Е. Развитие физических качеств в условиях водной среды у детей 10-11 лет: дис. ... канд. пед. наук. М., 1997. 181 с.

6. Королев В.Г., Бардушкин В.В. Физическая подготовленность студентов-юношей младших курсов и ее динамика в процессе обучения в техническом университете // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2011. № 1. С. 58-62.

7. Кохан Т.А., Васющенкова Т.С. Некоторые ошибки в технике плавания кролем на груди и способы их устранения // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. № 28. С. 131-136.

8. Плавание: учебник / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов [и др.]; под общ. ред. проф. Н.Ж. Булгаковой. М.: Инфра-М, 2018. 290 с.

9. Раевский Д.А., Сиверкина Т.Е., Егорова Ж.Б. Взаимосвязь двигательной и функциональной готовности при обучении студентов плаванию // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013. № 5. С. 41-44.

10. Распопова Е.А., Савельева О.Ю., Стефановский М.В. Методика тестирования двигательной предрасположенности студентов к формированию устойчивого навыка плавания // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. 2016. № 3(23). С. 48-55.

11. Распределение студентов на типовые группы для дифференцированного обучения плаванию / С.А. Сироткин [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 7. С. 39-52.

12. Сироткин С.А., Бардушкин В.В., Бардушкина И.В. Статистический подход к распределению студентов на типовые группы для дифференцированного обучения плаванию // Современные направления развития вузовского образования: коллективная монография /

отв. ред. А.Ю. Нагорнова, Т.Б. Михеева. Ульяновск: Зебра, 2019. § 2.13. С.291-305.

13. Сироткин С.А., Сироткина О.А. Формирование представления о технике плавания при обучении студентов технического вуза // Культура физическая и здоровье. 2018. № 2(66). С. 16-18.

14. Теория и методика обучения плаванию студентов высших учебных заведений: учеб.-метод. пособие / М.Г. Непочатых [и др.]. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. 70 с.

Сироткин Сергей Аркадьевич, старший преподаватель, 503741@,mail.ru, Россия, Москва, Зеленоград, Национальный исследовательский университет «МИЭТ»,

Бардушкин Владимир Валентинович, д-р физ.-мат. наук, доц., hardiishkinamail.ru, Россия, Москва, Зеленоград, Национальный исследовательский университет «МИЭТ»,

Бардушкина Ирина Вячеславовна, канд. физ.-мат. наук, доц., i_v_hars@mail.ru, Россия, Москва, Зеленоград, Национальный исследовательский университет «МИЭТ»,

Сироткина Олеся Анатольевна, старший преподаватель, 503741amail.ru, Россия, Москва, Зеленоград, Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

THE INFLUENCE OF MORPHOLOGICAL AND FUNCTIONAL BODY FEATURES ON EMERGENCE OF ERRORS IN SWIMMING TECHNIQUE IN TEACHING STUDENTS

S.A. Sirotkin, V. V. Bardushkin, I. V. Bardushkina, O.A. Sirotkina

The causes of errors in the technique of swimming students of universities at the training stage are analyzed. Presented are diagrams illustrating typical swimming technique errors. The dependence of the results and the speed of mastering the swimming technique on the indicators ofphysical development, physical fitness and basic swimming skills of students, divided into typical groups according to morphological andfunctional qualities and ability to perform exercises in water for the purpose of differentiated training, is shown.

Key words: students, swimming, training, physical development, physical fitness, swimming technique errors, correlation analysis.

Sirotkin Sergey Arkadevich, senior lecturer, 503741@mail.ru, Russia, Moscow, Zelenograd, National Research University of Electronic Technology (MIET),

Bardushkin Vladimir Valentinovich, doctor of physical and mathematical sciences, associate professor, hardushkina mail. ru, Russia, Moscow, Zelenograd, National Research University of Electronic Technology (MIET),

Bardushkina Irina Vyacheslavovna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, i v harsa mail. ru, Russia, Moscow, Zelenograd, National Research University of Electronic Technology (MIET),

Sirotkina Olesya Anatolyevna, senior lecturer, 503741@mail.ru, Russia, Moscow, Zelenograd, National Research University of Electronic Technology (MIET)

References

1. Akramovskij I.N., Raevskij D.A. Obuchenie studentov plavaniyu na osnove dvigatel'noj i funkcional'noj podgotovlennosti [Teaching students to swim on the basis of motor and functional readiness] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical education: education, training]. 2015. No. 2. P. 15-18.

2. Andrianov A.K. Differencirovannyj podhod pri obuchenii sportivnomu plavaniyu studentov v pedagogicheskom vuze [A differentiated approach to teaching students swimming sports at a pedagogical university] // Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni V.G. Belinskogo [Bulletin of the Penza State Pedagogical University named after V.G. Belinsky]. 2012. No. 28. 3. 684-689.

3. Dubrovskij V.I. Sportivnaya medicina [Sports medicine]: textbook. for university students studying in pedagogical specialties. M.: VLADOS, 2005. 528 p.

4. Issledovanie individual'noj predraspolozhennosti shkol'nikov k osvoeniyu tekhniki plavaniya na etape osvoeniya s vodoj [The study of the individual predisposition of students to master the technique of swimming at the stage of development with water] / O.Yu. Savel'eva [et al.] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2016. No. 4(134). P. 237-242.

5. Kozhevnikova I.E. Razvitie fizicheskih kachestv v usloviyah vodnoj sredy u detej 10-11 let [The development of physical qualities in the aquatic environment in children 10-11 years old]: dis. ... cand. ped sciences. M., 1997. 181 p.

6. Korolev V.G., Bardushkin V.V. Fizicheskaya podgotovlennost' studentov-yunoshej mladshih kursov i ee dinamika v processe obucheniya v tekhnicheskom universitete [Physical fitness of junior students and their dynamics in the learning process at a technical university] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical Culture: education, training, training]. 2011. No 1. P. 58-62.

7. Kohan T.A., Vasyushchenkova T.S. Nekotorye oshibki v tekhnike plavaniya krolem na grudi i sposoby ih ustraneniya [Some errors in the technique of swimming the crawl on the chest and methods for their elimination] // Obuchenie i vospitanie: metodiki i praktika [Training and education: methods and practice]. 2016. No. 28. P. 131-136.

8. Plavanie [Swimming]: textbook / N.Zh. Bulgakova S.N. Morozov, O.I. Popov [et al.]; under the general. ed. prof. N.Zh. Bulgakova. M.: Infra-M, 2018. 290 p.

9. Raevskij D.A., Siverkina T.E., Egorova Zh.B. Vzaimosvyaz' dvigatel'noj i funkcional'noj gotovnosti pri obuchenii studentov plavaniyu [The relationship of motor and functional readiness in teaching students to swim] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical Culture: education, training, training]. 2013. No. 5. P. 41 -44.

10. Raspopova E.A., Savel'eva O.Yu., Stefanovskij M.V. Metodika testirovaniya dvigatel'noj predraspolozhennosti studentov k formirovaniyu ustojchivogo navyka plavaniya [Testing technique of students' motor predisposition to the formation of a stable swimming skill] // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Estestvennye nauki [Bulletin of Moscow City Pedagogical University. Series: Natural Sciences]. 2016. No. 3(23). P. 48-55.

11. Raspredelenie studentov na tipovye gruppy dlya differencirovannogo obucheniya plavaniyu [Distribution of students into typical groups for differentiated swimming instruction] / S.A. Sirotkin [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport.]. 2019. Issue. 7. P. 39-52.

12. Sirotkin S.A., Bardushkin V.V., Bardushkina I.V. Statisticheskij podhod k raspredeleniyu studentov na tipovye gruppy dlya differencirovannogo obucheniya plavaniyu [A statistical approach to the distribution of students into typical groups for differentiated teaching of swimming] // Sovremennye napravleniya razvitiya vuzovskogo obrazovaniya [Modern trends in the development of higher education]: collective monograph / ed. A.Yu. Nagornova, T.B. Mikheeva. Ulyanovsk: Zebra, 2019. § 2.13. P. 291-305.

13. Sirotkin S.A., Sirotkina O.A. Formirovanie predstavleniya o tekhnike plavaniya pri obuchenii studentov tekhnicheskogo vuza [Formation of the idea of swimming technique when teaching students of a technical university] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical Culture and Health]. 2018. No 2(66). P. 16-18.

14. Teoriya i metodika obucheniya plavaniyu studentov vysshih uchebnyh zavedenij [Theory and methodology of teaching swimming students of higher educational institutions] : textbook.-method. allowance / M.G. Nepochatyh [and others]. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State University of Economics and Economics, 2009. 70 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.