Научная статья на тему 'Положение западно-грузинского (абхазского) католикосата и укрепление дипломатических взаимоотношений с Русской Православной Церковью в годы предстоятельства католикоса-патриарха Максима II (Абашидзе)'

Положение западно-грузинского (абхазского) католикосата и укрепление дипломатических взаимоотношений с Русской Православной Церковью в годы предстоятельства католикоса-патриарха Максима II (Абашидзе) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Грузинская Церковь / Западно-Грузинский католикосат / Максим II (Абашидзе) / Российская империя / история Церкви / Имеретия / Georgian Church / West Georgian Catholicosate / Maxim II (Abashidze) / Russian Empire / Church history / Imereti.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саралидзе Мераб

В представленный статье рассматриваются особенности положения Западно-Грузинского (Абхазского) католикосата, а также укрепление дипломатических взаимоотношений с Русской Православной Церковью в годы предстоятельства католикоса Максима II (Абашидзе) (1776– 1795 гг.). Период его святительского служения относится ко времени раздробленности Грузии, а также постоянных набегов персов и турок. Несмотря на кризисную ситуацию в Грузинской Церкви первосвятитель сделал не только многое для улучшения положения своего духовенства и паствы, но и для сближения России и Грузии. Максим II (Абашидзе) противостоял работорговле, имел попечения о монастырях и приходах католикосата. Предстоятель осознавал то, что без объединения с Россией Грузии крайне сложно будет противостоять внешнему врагу. Однако в Имеретии многие были оппозиционно настроены к сближению с Россией. Во избежания покушения Максим II (Абашидзе) остается жить и служить в России после организации посольства к Екатерине II. После смерти первосвятителя в Киеве в 1795 году завершилась история Абхазо-Имеретинского католикосата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Situation of the West Georgian (Abkhazian) the Catholicosate and the Strengthening of Diplomatic Relations With the Russian Orthodox Church During the Years of the Primacy of Catholicos-Patriarch Maxim II (Abashidze)

This article examines the peculiarities of the situation of the West Georgian (Abkhazian) The Catholicosate, as well as the strengthening of diplomatic relations with the Russian Orthodox Church during the years of the primacy of Catholicos-Patriarch Maxim II (Abashidze). The period of his saintly ministry dates back to the time of the fragmentation of Georgia, divided into separate kingdoms and destinies, as well as the constant raids on it by Persian and Turkish troops. Despite the crisis situation in the Georgian Church, the primate has done not only a lot to improve the situation of his clergy and flock, but also to bring Russia and Georgia closer together. Despite the threats, Maxim II (Abashidze) opposed the slave trade, had care of the monasteries and parishes of the Catholicosate. The primate realized that without unification with Russia it is impossible to resist his main external enemy. However, in Imereti, many were opposed to the Russians. In order to avoid an attempt on his life, Maxim II (Abashidze) remains to live and serve in Russia. After his death in Kiev in 1795, the history of the Abkhazian-Imeretian Catholicosate ended.

Текст научной работы на тему «Положение западно-грузинского (абхазского) католикосата и укрепление дипломатических взаимоотношений с Русской Православной Церковью в годы предстоятельства католикоса-патриарха Максима II (Абашидзе)»

Церковная история

УДК 27

Иерей Мераб Саралидзе

Положение западно-грузинского (абхазского) католикосата и укрепление дипломатических взаимоотношений с Русской Православной Церковью в годы предстоятельства католикоса-патриарха Максима II (Абашидзе)

Аннотация: В представленный статье рассматриваются особенности положения Западно-Грузинского (Абхазского) католикосата, а также укрепление дипломатических взаимоотношений с Русской Православной Церковью в годы предстоятельства католикоса Максима II (Абашидзе) (17761795 гг.). Период его святительского служения относится

ко времени раздробленности Грузии, а также постоянных набегов персов и турок. Несмотря на кризисную ситуацию в Грузинской Церкви первосвятитель сделал не только многое для улучшения положения своего духовенства и паствы, но и для сближения России и Грузии. Максим II (Абашидзе) противостоял работорговле, имел попечения о монастырях и приходах католикосата. Предстоятель осознавал то, что без объединения с Россией Грузии крайне сложно будет противостоять внешнему врагу. Однако в Имеретии многие были оппозиционно настроены к сближению с Россией. Во избежания покушения Максим II (Абашидзе) остается жить и служить в России после организации посольства к Екатерине II. После смерти первосвятителя в Киеве в 1795 году завершилась история Абхазо-Имеретинского католикосата. Ключевые слова: Грузинская Церковь, Западно-Грузинский католикосат, Максим II (Абашидзе), Российская империя, история Церкви, Имеретия

Сведения об авторе: Иерей Мераб Саралидзе, настоятель храма Боголюбской иконы Божией Матери пос. Дубровский Подольской епархии, докторант 2-го года подготовки ОЦАД.

Prieft Merab Saralidze

The Situation of the West Georgian (Abkhazian)

the Catholicosate and the Strengthening of Diplomatic Relations With the Russian Orthodox Church During the Years of the Primacy of Catholicos-Patriarch Maxim II (Abashidze)

Abttract: This article examines the peculiarities of the situation of the Weft Georgian (Abkhazian) The Catholicosate, as well as the

ftrengthening of diplomatic relations with the Russian Orthodox Church during the years of the primacy of Catholicos-Patriarch Maxim II (Abashidze). The period of his saintly miniftry dates back to the time of the fragmentation of Georgia, divided into separate kingdoms and deftinies, as well as the conftant raids on it by Persian and Turkish troops. Despite the crisis situation in the Georgian Church, the primate has done not only a lot to improve the situation of his clergy and flock, but also to bring Russia and Georgia closer together. Despite the threats, Maxim II (Abashidze) opposed the slave trade, had care of the monafteries and parishes of the Catholicosate. The primate realized that without unification with Russia it is impossible to resift his main external enemy. However, in Imereti, many were opposed to the Russians. In order to avoid an attempt on his life, Maxim II (Abashidze) remains to live and serve in Russia. After his death in Kiev in 1795, the hiftory of the Abkhazian-Imeretian Catholicosate ended. Keywords: Georgian Church, Weft Georgian Catholicosate, Maxim II (Abashidze), Russian Empire, Church hiftory, Imereti. About the author: Prieft Merab Saralidze, rector of the Church of the Bogolyubskaya Icon of the Mother of God in the village. Dubrovsky of the Podolsk diocese, doctoral ftudent of the 2nd year of preparation of OCAD. Западно-Грузинской (Абхазский) католикосат — одна из древнейших кафедр в истории Грузинской Православной Церкви возглавлялась Максимом II (Абашидзе) в период с 1776 по 1795 годы. Время его пред-стоятельства связано с периодом раздробленности Грузии, которая была разделена на два царства и несколько княжеств. В конце XVIII века Грузии, имея дело с двумя основными внешнеполитическими врагами — Персией и Османской империей, постоянно находилась в состоянии военных конфликтов. Царь Ираклий II, понимая всю катастрофичность ситуации, решил сделать ставку на укрепление дипломатических отношений с Российской империей. То геополитическое положение,

в котором находилось Имертинское царство, связанное с прямым подчинением Османской империи, препятствовало этому. Оккупация Турцией Западной Грузии отрицательно повлияла на духовно-нравственное состояние населения, особенно на высшие слои. Многие феодалы без зазрения совести наживались на продаже крестьян в рабство туркам.

На столь непростой период приходится предстоятельство католикоса Максима II (Абашидзе), который был избран на престол в 1776 году после кончины католикоса Иосифа. Практически за век до его избрания первосвятительское место Абхазско-имеретинского католикосата занимал предстоятель с таким же именем Максим I (Мачутадзе) (1639-1557 гг.)1.

В первые дни предстоятельства Максим II (Абашидзе) принял от имеретинского царя жалованную грамоту, которая закрепляла за католикосатом легитимное право владения землями. За первые два года было совершено ряд важных дипломатических визитов в Гурию и Одиши. После длительных переговоров правители этих княжеств вернули Церкви, отнятые у нее раннее владения. Состоялось специальное расследование, в ходе которого были выявлены различные нарушения. Максим II возродил в Гурии две епархии: Шемокмедскую и Джуматскую. После встречи с князем Георгием были достигнуты договоренности о том, что восстановленным епархиям будут возвращены их земельные наделы с крепостными. После обращения к князю были переданы владения совместно с крестьянами села Акети2.

Максим II (Абашидзе) учредил Ниноцминдскую епархию, земли которой были под оккупацией Османской империи. Местным князем была выдана специальная грамота, в которой было отражено намерение властей заняться возрождением жизни на местных территориях, после их освобождения от турецкой оккупации. В качестве резиденции правящего архиерея была предоставлена обитель, расположенная в с. Гамочинебули.

Максим II (Абашидзе) был крайне обеспокоен усилившимися тенденциями, связанными с продажей туркам в рабство грузинских крестьян и пленных. К примеру, феодал Кация Чичуа продал однажды туркам крестьян, закрепленных за одним православным монастырем,

находящимся в Западной Грузии. В сохранившихся источниках содержится комментарий Максима II (Абашидзе): «Пусть все искупленные кровью Христа знают, что Кация Чичуа крестьян Бичвинтской церкви, воспринятых в святой купели, насильственно продал османам. И так как он не побоялся Божией Матери, совершая это преступление, то я предал его проклятию, отлучил от Церкви»3.

В 1777 году, после того Кация Чичуа был отлучен от церковного общения, первосвятитель созвал собор, в очередной раз официально осудив работорговлю. На следующий год Максим II (Абашидзе) отделил церковь св. Георгия от Гелатского монастыря с целью сбора налогов с доходов на нужды католикосата. Первосвятитель о повышении повышением уровня духовно-нравственной жизни духовенства, монашествующих и мирян. Им были составлен монастырский устав. В последствии, этот устав был введен во всех монастырях Западно-Грузинского католикосата. Католикос Максим II вошел в историю Грузинской Церкви не только как успешный дипломат и администратор, но и как ревностный христианин, ратующий за то, чтобы Евангельские Заповеди исполнялись всеми людьми, вне зависимости от своего социального статуса и государственного положения.

В конце 1770-х году у первосвятителя произошел конфликт с царем Соломоном I. Предпосылкой стало то, что сын Соломона — царевич Александр, вступил в незаконный брак, за что был отлучен Максимом II (Абашидзе) от церковного общения. После кончины царевича Алекандра Соломон I распорядился захоронить его на территории Гелатского монастыря. Первосвятитель не дал своего благословения, в ходе чего разгорелся конфликт. В связи с этим Максим II (Абашидзе) на некоторое время удалился в Восточную Грузию, где и пребывал до кончины царя Соломона I в 1784 году4.

Летом 1784 года после кончины Соломона I царем становится его двоюродный брат — Давид II. Большинство знати поддерживало юного племянника царя — царевича Давида Арчиловича, который по материнской линии являлся внуком Ираклию II. В это время на свою кафедру

возвращается Максим II (Абашидзе). После своего восшествия на престол Давид II взял курс на сближение с Российской империей. Была организована дипломатическая миссия во главе с католикосом Максимом II. 23 апреля 1784 году посольство отправилось в Санкт-Петербург. По прибытии, состоялась многочасовая аудиенция у императрицы Екатерины II. После беседы князь З. Церетели, входящий в состав посольства, получил статус генерал-майора5.

На основании сохранившихся воспоминаний, в частности мемуаров иеромонаха Илариона (духовника государя) можно судить, что кн. З. Церетели намеревался свергнуть царя и узурпировать власть6. Возможно, что уже во время посольства кн. З. Церетели осознавал, что Максим II (Абашидзе) всячески воспрепятствует его замыслам. Католикос остался в Моздоке, в то время как остальные участники посольства вернулись в Имеретию. Об этом свидетельствует постановление Синода Русской Православной Церкви от 22 ноября 1787 года за № 2327, где фигурирует официальный указ императрицы: «Имеретинскому Католикосу Максиму, желающему остаться в пределах Империи Нашей назначить место пребывания по своему усмотрению»7. После этого первосвяти-тель должен был прибыть в Москву и поселиться в Высокопетровском монастыре. По причине внезапной болезни, он временно проживал в Астрахани, после чего, 9 мая 1788 года прибыл в Москву. В скором времени Максим II (Абашидзе) обратился к Екатерине II, попросив перевести его снова в Астрахань. С одобрения императрицы и Святейшего Синода, католикос приезжает в Спасо-Преображенский монастырь в Астрахани осенью 1789 года8.

Максим II (Абашидзе) принимает решение совершить паломничество в Иерусалим, а также на Святую Гору Афон, на что заблаговременно попросил разрешение Екатерины II и Святейшего Синода. После получения положительной санкции, он отправился в паломничество, решив по пути посетить Киев. По неизвестным до конца причинам Максим II (Абашидзе) так и останется в Киеве, где с разрешения Киевского священноначалия будет совершать богослужения и священнические хиротонии.

Заболев и ощутив наступление скорой смерти, первосвятитель составил специальное завещание, которое адресовал родному брату — игумену Антонию. Перевод этого завещания на русский язык был осуществлен некоторое время спустя после кончины Максима II (Абашидзе). Сохранилось также второе завещание, которое первосвятитель писал из Астрахани. Репрезентативными являются следующие его слова: «Я не сподобился видеть Абхазию и служить ей, изрядно подвизаться к просвещению её и возобновлению Бичвинтской Церкви. Знаю, что вас примут по-доброму, тем самым будете воистинну на престоле великого Первозванного апостола Андрея»9. Последний в истории Абхазо-Имеретинского католикосата католикос Максим II (Абашидзе) умер 30 мая 1795 года в Киеве. Тело первосвятителя было похоронено в Киево-Печерской Лавре рядом с храмом Успения Божией Матери. Абхазо-имеретинский католикосат остался без своего предстоятеля, а царь Давид II, так и не смог предпринять должные дипломатические шаги, которые позволили бы объединиться с Российской империей.

Историческая судьба католикоса наглядно демонстрирует ту степень кризиса, которым была охвачена Грузинская Церковь во второй половине XVIII столетия. Максим II (Абашидзе) сделал многое для того, чтобы улучшить положение Западно-Грузинского (Абхазского) католикосата, а также укрепить взаимоотношения между Грузией и Российской империей. Он был не только трудолюбивым и ответственным перво-святителем, решавшим как церковные, так и государственные вопросы, но и подвижником благочестия, который ратовал за повышение уровня духовной жизни священства, монахов и прихожан. Несмотря на многочисленные угрозы, он продолжал бороться с работорговлей, имел попечение о монастырях и храмах, входящих в его юрисдикцию, обличал власть придержащих за нарушение Евангельских Заповедей. В своем завещании Максим II (Абашидзе) свидетельствует о положении Западной Грузии, находившейся к тому моменту под оккупацией Османской империи. Он понимал, что без укрепления дипломатических отношений с Российской империей, невозможно противостоять внешнему врагу. Максим II

(Абашидзе) видел в России основного союзника и покровителя Грузии и Грузинской Церкви. При этом, многие в Имеретии были не согласны с его позицией. Опасаясь того, что по возвращении в Имеретию, на него может быть организовано покушение, католикос Максим II (Абашидзе) остается в России, закончив свое служение и земной путь в Киеве 30 мая 1795 года. Престол Абхазо-имеретинского католикосата так и не был замещен. Местоблюстителем станет митр. Досифей Кутаисский, который будет арестован и погибнет при не выясненных обстоятельствах по дороге в ссылку за поддержку общественного недовольства против действий российской администрации в Западной Грузии в 1820 году. В результате, последним предстоятелем был Максим II (Абашидзе) с кончиной которого завершилась история Абхазо-Имеретинского католикосата.

Использованная литература

1. Абашидзе З. Грузинская Православная Церковь. Часть I // Православная энциклопедия. — М.: Православная энциклопедия, 2011. Т. 13. — С. 191-229.

2. Абашидзе З. Ираклий II // Православная энциклопедия. — М.: Православная энциклопедия, 2016. Т. 26. — С. 292-297.

3. Антоний (Сеятогорец), иером. Иларион Грузин, Старец Иеромонах: Очерки жизни и подвигов. Джорданвиль, 1985. — 96 с.

4. ВачнадзеМ., Гурули В., БахтадзеМ. История Грузии: (с древнейших времен до 1801 года). — Тбилиси: Артануджи, 2004. — 207 с.

5. Жордания Ф. Исторические документы Карталино-Кахетинских монастырей и храмов. — Поти, 1903. — С. 258-259

6. Коридзе Т. Максим I (Мачутадзе), католикос-патриарх Западной Грузии // Православная энциклопедия. — М.: Православная энциклопедия, 2021. Т. 43. —

37 с.

7. Пальмое Н. Некоторые сведения о Католикосе Имеретинском и Абхазском Максиме II // Труды Императорской Киевской Духовной Академии. Киев, 1913. Т. 3. № 12. — С. 566-588.

8. Памятники грузинского права // Судебные прошения с приказами и частно-правовые акты. Т. 3. 1966. — 1125 с.

9. Пурцеладзе Д. П. Грузинские церковные гуджары (грамоты). Тифлис, 1881. — i79 с.

10. Церковные документы Западной Грузии // Сост.: С. Какабадзе. — Тифлис,

1921. Т. 2. — 381 с.

11. Шаов И. К., Чирков Ф. В., Гайдарева И. Н. Инкорпорация Западной Грузии

в состав Российской империи, 1774-1826: международно-правовой аспект

// Юридическая наука. — М., 2021. № 2. — С. 34-41.

Примечания и библиографические ссылки

1. Коридзе Т. Максим I (Мачутадзе), католикос-патриарх Западной Грузии // Православная энциклопедия. — М.: Православная энциклопедия, 2021. Т. 43. С. 37.

2. Церковные документы Западной Грузии // Сост.: С. Какабадзе. — Тифлис, 1921. Т. 2. С. 69.

3. Пурцеладзе Д. П. Грузинские церковные гуджары (грамоты). Тифлис, 1881. С.151

4. Шаов И. К., Чирков Ф. В., Гайдарева И. Н. Инкорпорация Западной Грузии в состав Российской империи, 1774-1826: международно-правовой аспект // Юридическая наука. — М., 2021. № 2. С. 37.

5. Коридзе Т. Максим I (Мачутадзе), католикос-патриарх Западной Грузии // Православная энциклопедия. — М.: Православная энциклопедия, 2021. Т. 43. С. 38.

6. Антоний (Святогорец), иером. Иларион Грузин, Старец Иеромонах: Очерки жизни и подвигов. Джорданвиль, 1985. С.11.

7. Пальмов Н. Некоторые сведения о Католикосе Имеретинском и Абхазском Максиме II // Труды Императорской Киевской Духовной Академии. Киев, 1913. Т. 3. № 12. С.575..

8. Церковные документы Западной Грузии // Сост.: С. Какабадзе. — Тифлис, 1921. Т. 2. С. 69.

9. Пальмов Н. Некоторые сведения о Католикосе Имеретинском и Абхазском Максиме II // Труды Императорской Киевской Духовной Академии. Киев, 1913. Т. 3. № 12. С.583-584.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.