Научная статья на тему 'Церковные крестьяне в Грузии XVI-XVII вв'

Церковные крестьяне в Грузии XVI-XVII вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
288
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ / CHURCH PEASANTS / QUITRENTS / ПОВИННОСТИ / DUTIES / ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / GEORGIAN ORTHODOX CHURCH / ОБРОКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Таварткиладзе Давид Тамазович

В статье рассматриваются вопросы, связанные с владением Грузинской Православной Церковью крестьянами в XVI-XVII вв.: источники формирования социальной группы церковных крестьян, их численность, категории, виды оброков и повинностей и роль крестьян в функционировании Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Church Peasants in Georgia in XVI-XVII cent

This article examines some issues, related to the ownership of peasants by Georgian Orthodox Church in XVI-XVII cc.: such as sources of forming of the social group of church peasants, quantity of them, their categories, kinds of tributes and obligations, and role of peasants in functioning of Church.

Текст научной работы на тему «Церковные крестьяне в Грузии XVI-XVII вв»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2014. № 4

Д.Т. Таварткиладзе

ЦЕРКОВНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ1 В ГРУЗИИ XVI-XVII вв.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с владением Грузинской Православной Церковью крестьянами в XVI-XVII вв.: источники формирования социальной группы церковных крестьян, их численность, категории, виды оброков и повинностей и роль крестьян в функционировании Церкви.

Ключевые слова: церковные крестьяне, оброки, повинности, Грузинская Православная Церковь.

This article examines some issues, related to the ownership of peasants by Georgian Orthodox Church in XVI-XVII cc.: such as sources of forming of the social group of church peasants, quantity of them, their categories, kinds of tributes and obligations, and role of peasants in functioning of Church.

Key words: church peasants, quitrents, duties, Georgian Orthodox Church.

Православная Церковь всегда играла важную роль в общественно-политической жизни Грузии. Церковь оказывала влияние на идеологию, на духовную жизнь населения. Церковные деятели участвовали в принятии важных государственных решений, в дипломатических миссиях, и теснейшим образом взаимодействовали2 с царями и мта-варами3. Правители и отдельные феодалы предоставляли Церкви материальные ресурсы, земли и крестьян, кроме того, был установлен налог в пользу Церкви как религиозного института, его выплачивало всё податное население, составлявшее паству Грузинской Православной Церкви4.

Экономической основой функционирования Церкви были ее земельные владения, которые формировались главным образом за счет пожалований. Земли жаловали Церкви по большей части

1 Терминами «церковные крестьяне» и «церковные азнауры» мы обозначаем особые социальные группы крестьян и азнауров, которыми владели как отдельные церкви и монастыри, так и кафедры и католикосаты.

2 В XVI-XVII вв. ввиду частичного распространения ислама в Грузии, особенно среди картлийской и кахетинской знати и в Самцхе-Саатабаго, влияние Церкви на правителей этих регионов значительно уменьшилось.

3 Груз. ЭотбзбАо - букв. «главный»; так именовались главы княжеств (самтавро) в Грузии.

4 См.: Сургуладзе И.И. Очерки по истории государства и права Грузии. Т. I. Тбилиси, 1963. С. 221 (на груз. яз.); МесхиаШ. Города и городской строй феодальной Грузии (XVII-XVIII вв.). Тбилиси, 1959. С. 206.

вместе с сидевшими на них крестьянами, именно они являлись основными производителями материальных благ, поэтому крестьяне были одним из самых ценных экономических ресурсов, наряду с землей. Получаемые с церковных земель средства расходовались на восстановление и заселение опустевших селений, строительную деятельность, украшение церквей и снабжение их богослужебной утварью, на благотворительность и содержание духовенства.

Значение крестьянства определяет важность данной темы для изучения как экономического положения Грузинской Православной Церкви, так и степени ее включенности в социальную жизнь страны.

Обобщающих трудов по изучаемой проблеме в историографии нет, но есть целый ряд фундаментальных исследований грузинских ученых, освещающих важные аспекты этого вопроса5. Имеются отдельные работы и в российской историографии6. Аграрные отношения в Грузии достаточно хорошо изучены, в большинстве исследований важное место занимают материалы и по церковным крестьянам7.

Источниковую базу настоящего исследования составляют жалованные и иные грамоты в пользу Церкви, списки оброков с церковных крестьян8 (в ходе исследования проблемы церковного землевладения

5 См.: ЛоминадзеБ. Грузинская патриархия и ее землевладение. Тбилиси, 2010 (на груз. яз.); Мусхелишвили Л. Социально-экономические категории крестьян Западной Грузии в XVI-XVII вв. // Вестник института языка, истории и материальной культуры (институт языкознания). Тбилиси, 1940. Т. V-VI. С. 267-319 (на груз. яз.); Хуцишвили Н. Землевладение Иерусалимского монастыря Креста в Грузии. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.); Каландиа Г. Одишские епархии (Цаиши, Бедиа, Мокви, Хоби). Тбилиси, 2004 (на груз. и рус. яз.); Картвелишвили Т. Гурийские епископии (XV-XIX вв.). Тбилиси, 2006 (на груз. яз.); Шаоршадзе М. Ниноцминдская епископия. Тбилиси, 2010 (на груз. яз.); Тугуши А. Цаишская епископия. Зугдиди, 2001 (на груз. яз.) и др.

6 См.: Новосельцев А.П. Генезис феодализма в странах Закавказья. М., 1980; Фадеев А.В. К вопросу о феодализме в Абхазии. Сухум, 1931; Хаханов (Хаханашвили) А. Крепостное право в Грузии до присоединения к России. Тифлис, 1890; Он же. Дополнение к грузинским католикосовым законам // Юридический вестник. М., 1892. Т. XI. Кн. 3-4. С. 568-571.

7 Мегреладзе Д.Г. Классовая борьба крестьян в феодальной Грузии (XVII-XVIII вв.). Тбилиси, 1979 (на груз. яз.); Санадзе М.В. Крестьянство Западной Грузии в XV-XVIII вв. Тбилиси, 1979 (на груз. яз.); Соселиа О.Н. Из истории классовой борьбы в позднефеодальной Западной Грузии (до конца 10-х гг. XIX в.) // Мимомхил-вели: институт Истории им. акад. И.А. Джавахишвили. Тбилиси, 1953. С. 207-221 (на груз. яз.); Соселиа О.Н. Крестьянские повинности в Западной Грузии в XVII в. // Материалы по истории Грузии и Кавказа. Тбилиси, 1955. Вып. 32. С. 75-83 (на груз. яз.); Сургуладзе И.И. Указ. соч. и др.

8 Памятники грузинского права / И.С. Долидзе. Т. II: Светские законодательные памятники (X-XIX вв.). Тбилиси, 1965 (на груз. яз.). Т. III: Церковные законодательные памятники (XI-XIX вв.). Тбилиси, 1970 (на груз. яз.); Хроники и материалы по истории и письменности Грузии / Изд. Ф. Жорданиа. Кн. II: 1273-1700 гг. Тифлис,

и церковных крестьян нами было изучено более 200 документов). Кроме того, привлекались материалы, содержащиеся в сочинениях итальянского миссионера в Грузии Арканджело Ламберти9 (XVII в.) и французского путешественника Жана Шардена10 (XVII в.).

В Грузии исследуемого периода крестьянами владели цари и мтавары, тавады и азнауры11, а также Церковь в лице ее служителей -католикосов, епископов, духовенства и церковных азнауров. Церковные крестьяне, как и земли, принадлежали Восточногрузинскому (Мцхетскому) и Западногрузинскому (Абхазскому) католикосатам, различным церковным кафедрам, церквям и монастырям, при этом землевладение католикосатов и других церковных центров было раздельным.

Общих сведений по численности церковных крестьян в XVI-XVII вв. мы не имеем, поэтому обращаемся к сведениям XIX в. В 1860-1861 гг. в Грузии за исключением трех областей (Гурии, Самегрело и Апхазети) было по разным данным либо 11 147 либо 13 482 дыма церковных крестьян, что составляло 9,5 или 11,2% от общего числа крестьян12. Процент церковных дымов по сравнению с государственными (56,4%, 65 908 дымов) и принадлежащими феодалам (32,4%, 37 971 дым) в XIX в. был не очень велик, но всё же вполне заметен. Эти показатели можно условно использовать для характеристики демографической ситуации в исследуемый период.

За XVI-XVII вв. в нашем распоряжении имеются сведения по численности крестьян той или иной кафедры. В 1621 г. в распоряжении Западногрузинского католикосата было более 500 дымов крепостных в 24 селениях13. А. Ламберти утверждает, что Западногрузинский католикос по своему положению и богатству,

1897 (на груз. яз.); Церковные документы Западной Грузии / Изд. С. Какабадзе. Кн. I. Тифлис, 1921 (на груз. яз.) и др.

9 Ламберти А. Описание Колхиды, называемой теперь Мингрелией / Пер. с итал. К.Ф. Гана. М., 2012 (репринт издания 1911 г.).

10 Шарден Ж. Путешествие Шардена по Закавказью в 1672-1673 гг. / Пер. Е.В. Бахутовой и Д.Л. Носовича. Тифлис, 1902.

11 Тавады (груз. от^з^фо, от от^зо - голова) и азнауры (от арм. азна - благородство), представители соответственно высшего и низшего класса феодалов в Грузии.

12 Тадумадзе М. Церковное землевладение в Грузии: первая половина XIX в. Тбилиси, 2006. С. 22 (на груз. яз.); Очерки истории Грузии: В 8 т. Т. V: Грузия в 30-ые - 90-ые гг. XIX в. / Под ред. И. Антелава. Тбилиси, 1970. С. 137 (на груз. яз.). По мнению О. Соселия, в более ранний период церковных крестьян было сравнительно больше: церковные крестьяне часто становились объектом присвоения; Соселия О.Н. Сеньории в Западной Грузии - Имеретинском царстве, Гурийском и Одишском княжествах феодального периода: Автореф. дисс. ... д-ра ист. наук. Тбилиси, 1969. С. 30.

13 ПГП. Т. III. № 91. С. 397-438; Ломинадзе Б.Р. Из истории организации феодального хозяйства в позднефеодальной Грузии // Материалы по истории Грузии и Кавказа. Тбилиси, 1954. Вып. 30. С. 104 (на груз. яз.).

в том числе владению крестьянами, превосходил мегрельского мтавара - наиболее влиятельного и богатого правителя Западной Грузии в первой половине XVII в.14 По неполным данным, во второй половине и в конце XVI в. Восточногрузинский (Мцхетский) като-ликосат обладал 106-ю селениями и еще 100 дымами крестьян15; в 1683 г. Мцхетский католикосат имел 1025 дворов крестьян16. Есть информация и по некоторым кафедрам Западной Грузии: Кутаисская епископия владела 500 дымами (1578 г.), Цаишская - 365-ю (1616-1621 гг.), Хонская и Цагерская имели каждая более 60 дымов крепостных (конец XVI в.)17.

Источников пополнения числа церковных крестьян было несколько: а) пожалования царей, мтаваров или отдельных феодалов18; б) приобретение крестьян церковными деятелями; в) добровольный переход крестьян под начало Церкви. Последнее обстоятельство объяснялось сравнительно умеренными повинностями церковных крестьян19. Объектом пожалований становились как дымы, так и отдельные крестьяне. Нередко жаловали и целые селения.

В количественном отношении среди пожалований преобладали царские. Так, в XVI-XVII вв. цари пожаловали20 Мцхетскому като-ликосату в 10 раз больше селений (19,5 против 2) и в 2 раза больше крестьян (более 119 дымов21 против 45 дымов и более 20 крестьян), чем отдельные феодалы22. В сравнении с царскими, католикосские

14 Ламберти А. Указ. соч. С. 125.

15 Ломинадзе Б.Р. Грузинская патриархия и ее землевладение. С. 14, 83-88, 95-98.

16 Пурцеладзе Д.П. Грузинские церковные гуджари (грамоты). Тифлис, 1881. С.111-112.

17 ПГП. III. № 67. С. 279-343; № 92. С. 438-478; № 76. С. 358-374; № 77. С. 374-380.

18 Эти пожалования могли быть разных категорий. Более подробно об этом см.: ТаварткиладзеД.Т. Землевладение Грузинской Православной Церкви в XVI-XVII вв. // Вестн. Моск ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2012. № 4. С. 72-73.

19 См.: Мегреладзе Д.Г. Классовая борьба крестьян в феодальной Грузии (XVII-XVIII вв.). С. 114; Она же. Грузинское крестьянство в XVI-XVII вв. (по материалам Восточной Грузии): Автореф. дисс. ... д-ра ист. наук. Тбилиси, 1989. С. 36; Калантаров Г. Крепостное право в Грузии в начале настоящего столетия. Тифлис, 1877. С. 14-15. Грузинский исследователь И.И. Сургуладзе считает, что в более легком положении находились далеко не все церковные крестьяне, а только те, которые принадлежали крупным церковным центрам. Сургуладзе И. И. Указ. соч. С. 126.

20 Здесь указываются только пожалования селений и крестьян. Непосредственно земельные пожалования в расчет не принимаются.

21 Это число достаточно условно, поскольку в ряде грамот упомянуты просто крестьяне, без указания их числа. Это же касается пожалований со стороны феодалов.

22 Преобладание царских пожалований над пожертвованиями феодалов наблюдается и до XVI в. См.: Ломинадзе Б.Р. Грузинская патриархия и ее землевладение. С. 53-74.

пожалования и приобретения крестьян довольно малы: всего 7 дымов и 19 крестьян (с 6 сыновьями). Еще меньшим было число крестьян, добровольно перешедших под начало Церкви, - всего 10 человек23. Эти сведения хоть и не полны, но всё же показательны.

Преобладание пожалований царей может объясняться их экономической мощью, а также тесными взаимоотношениями с церковной элитой. Государственная целостность (хоть и относительная)24 коррелировала с церковной целостностью (тоже несколько относительной в исследуемый период).

Малый объем приобретений крестьян церковными деятелями, скорее всего, указывает на то, что Церковь не всегда имела достаточно свободных денежных средств для вложений в их покупку.

Небольшое число крестьян, добровольно перешедших под начало Церкви, возможно, объясняется в том числе тем, что этому процессу препятствовали феодалы, которые в результате лишались своих крепостных. Бывали случаи, когда борьба между крестьянином, стремящимся перейти под начало Церкви, и его господином доходила до вооруженных столкновений25. В грамоте 1655 г. упоминается, что тавад Сологашвили не допустил, чтобы его крестьяне по фамилии Балиашвили перешли под начало Церкви, для этого ему даже пришлось употребить против них силу. В этой ситуации картлийский царь Ростом (1632-1658) принимает сторону тавада и утверждает за ним его крестьян26.

Крестьяне в Грузии делились на простых (в Восточной Грузии -мебегре, мекалне21, в Западной - моинале28), и обладающих более высоким статусом (мсахури29).

23 Сведения приводятся на основании таблицы имений Мцхетского католико-сата, опубликованной в кн.: Ломинадзе Б.Р. Грузинская патриархия и ее землевладение. С. 75-127.

24 Страна была разделена на три царства (Картлийское и Кахетинское в Восточной Грузии и Имеретинское в Западной), четыре самтавро (Гурия, Самегрело, Апхазети и Сванети - все в Западной Грузии) и одно атабекство (Самцхе-Саатабаго в Южной Грузии).

25 См.: Мегреладзе Д.Г. Грузинское крестьянство в XVI-XVII вв. С. 36.

26 Древности Грузии / Изд. Э. Такайшвили. Тифлис, 1909. Кн. II. № 376, 377 (на груз. яз); Мегреладзе Д. Классовая борьба крестьян в феодальной Грузии (XVII-XVIII вв.). С. 114. См. также № 230.

27 Этими терминами, производными от перс. «бегара» и монг. «калани» (и то и другое слово в груз. яз. обозначает в том числе оброк) соответственно, в Грузии исследуемого периода назывались обычные крестьяне, платившие основной оброк (тави бегара).

28 Слово «моинале» - «прислуга», происходит от мегр. нинала (бобб^б) -«служба».

29 Груз. ЭЬбЬ^Ао - «служащий». Соселия О.Н. Указ. соч. С. 31; Мегреладзе Д.Г. Грузинское крестьянство в XVI-XVII вв. С. 38-39; Мегреладзе Д. Классовая борьба крестьян в феодальной Грузии (XVII-XVIII вв.). С. 131-141.

Показателем более высокого статуса мсахуров является цена их крови: в XIV в. она была в 2,5 раза выше, чем у простых крестьян (1000 и 400 тетри30 соответственно), в начале XVIII в. - в 2 раза (24 и 12 тумани31). Мсахуры были опорой феодалов, их основной обязанностью было сопровождение господина, его охрана и участие с ним в военных походах. Среди крестьян в Западной Грузии воинская повинность была прерогативой мсахуров32. Мсахуры занимали и административные должности. Если главный оброк (тави бегара) в Западной Грузии выплачивали практически все простые крестьяне, то часть мсахуров была освобождена от него, а часть платила его, но в меньшем объеме33.

Основными обязанностями простых крестьян была работа на земле и уплата оброков.

Соотношение числа моиналов и мсахуров в церковных владениях было различным. В некоторых населенных пунктах Церковь имела только моиналов - напр. Кутаисская кафедра в с. Маглаки и Баши34, в некоторых - только мсахуров: Кутаисская кафедра в г. Кутаиси35, Западногрузинский католикосат в с. Хоири (конец XVI в.)36; но, как правило, в селениях присутствовали как моиналы, так и мсахуры37.

Граница между указанными двумя слоями крестьянства была проницаема. Случалось, что простые крестьяне переходили в разряд мсахуров38, и наоборот39. Это происходило по воле их господина и могло быть результатом выслуги крестьян40 или внесения ими соответствующего выкупа41.

При пожаловании Церкви крестьян освобождали от большинства государственных повинностей. Не освобождали от дани иранскому шаху (в Восточной Грузии), воинской повинности, налога

30 Груз. «белый». Согласно Д. Капанадзе, этим термином обозначались вообще серебряные монеты. Капанадзе Д. Грузинская нумизматика. Тбилиси, 1969. С. 172-173, 174 (на груз. яз.).

31 «Туман» по-монгольски означало 10 000. В Грузии туманом обозначалось 10 тыс. медных полудрахм.

32 ПГП. III. № 92 (3). С. 480-482.

33 Там же. № 67, 78, 80. С. 299-326, 336-341; 380-386; Мусхелишвили Л. Указ. соч. С. 284-285, 288-289, 291-292.

34 ПГП. III. № 67. С. 285-288, 291-296.

35 Там же. С. 279-280.

36 Там же. № 80. С. 382-386; Мусхелишвили Л. Указ. соч. С. 283, 284.

37 ПГП. III. № 67. С. 299-326. Мусхелишвили Л. Указ. соч. С. 286-292.

38 ПГП. III. № 76. П. 37, 38. Прим. 1. С. 365. С. 304, 306; № 67. П. 210, 234.

39 Там же. № 78. П. 5. С. 380; № 91. П. 469. С. 436; Мусхелишвили Л. Указ. соч. С. 304.

40 См.: Мегреладзе Д. Классовая борьба крестьян в феодальной Грузии (XVII-XVIII вв.). С. 140.

41 Там же. С. 139.

с пастбищ и работ по возведению и восстановлению крепостей42. Эти обязанности оставались за крестьянами по отдельности или в различных сочетаниях друг с другом. Сохранение указанных повинностей, в особенности тех, которые имели отношение к военному делу, свидетельствует об их важности для государства. От воинской повинности и строительства крепостей не были свободны, в частности, крестьяне всех кахетинских имений Мцхетского католикосата (1579)43. В Западной Грузии среди крепостных разных кафедр процент военнообязанных колебался от 4% (20 дымов из 475; Кутаисская кафедра) до 36-37% (23 из 64, Цагерская кафедра; в 179 дымах из 480, Западногрузинский католикосат)44.

Но встречались и случаи полного освобождения церковных крестьян от государственных повинностей. Это относится, например, к крепостным Давидо-Гареджийского монастыря (в Кахети; конец XVI и XVII вв.)45.

Из военнообязанных крестьян формировалось церковные отряды, которые подчинялись католикосам, епископам, или замещающим их церковным воеводам46. Верховными главнокомандующими были правители того или иного края Грузии. Так, ополчение Мцхетского католикосата в качестве отдельной единицы входило в царский военный округ (садрошо47) Картли48. Надо думать, что сходным образом обстояло дело и с остальными церковными отрядами. К сожалению, мы не обладаем сведениями об общей численности церковных войск за изучаемый период, но имеются данные по отдельным кафедрам и католикосатам. В 1621 г. в распоряжении Западногрузинского

42 См.: ТаварткиладзеД.Т. Землевладение Грузинской Православной Церкви в КУХ-КУП вв. С. 75. В отличие от пожалований Церкви при пожаловании крестьян феодалам цари не освобождали их от государственных повинностей (ПГП. II. Док. № 64; Древности Грузии. II. Док. № 43, 82, 94, 95, 128, 129, 172, 368 и др.). Освобождали они их лишь в особых случаях - в результате заслуги феодалов (ПГП. II. Док. № 62; ПурцеладзеД.П. Грузинские дворянские грамоты. Тифлис, 1881. С. 2-3, 13; Он же. Грузинские крестьянские грамоты, крепостные и судебные акты, грамоты и письма грузинских и персидских царственных особ. Тифлис, 1882. С. 4) или опустошения их земель (ПГП. II. Док. № 72).

43 ПГП. II. № 63. С. 201.

44 ПГП. III. № 67. С. 279-343; № 77. С. 374-380; № 91. С. 397-438

45 Там же. С. 197-202; № 85. С. 230-232; № 86. С. 232-233; Акты, собранные Кавказской Археографической комиссиею. Тифлис, 1866. Т. I. С. 25-26. Этот монастырь подвергался опустошениям во время внешних нашествий и внутренних войн, в связи с чем он испытывал значительные трудности, чем и обосновывается предоставленное льготное положение.

46 .См.: Климиашвили А. Материалы для изучения воеводств («садрошо») в Восточной Грузии XV-XVIII вв. // Несколько грузинских исторических документов XIV-XVIII вв. Тбилиси, 1964. С. 138-139, 143 (на груз. яз.).

47 От груз. дроша - «флаг». Груз. садрошо - букв. «что-то, имеющее отношение к флагу», в данном случае, территория военного округа.

48 Там же. С. 138-139.

католикосата было 516 «ратных» азнауров и мсахуров49, а Восточ-ногрузинский католикосат в первой четверти XVIII в., не считая азнауров, имел 866 военнообязанных крестьян50.

Зачастую земли и крестьян жаловали Церкви для установления церковного поминовения, нередко с поминальной трапезой (агапой)51. Крестьяне, пожалованные для этой цели, именовались меагапе52; в их обязанности входило доставление угощения53 или свечей54 и ладана55 на поминки в тот храм, которому их пожаловали.

Помимо этого, вместо обязанностей перед государством или перед феодалами, на церковных крепостных налагались обязательства перед Церковью, которые сводились к оброкам и различным повинностям. Вместе с этим встречались крестьяне, которые, принадлежа светскому феодалу, арендовали землю у Церкви56, или наоборот57. Обязанности таких крестьян распределялись следующим образом: барщину они отрабатывали в пользу своего господина, а поземельный оброк выплачивали владельцу земли. Такие крестьяне в грузинской историографии именуются термином хизани (груз. «укрывающийся у кого-либо»). Существовали две категории хизанов: 1) крестьяне лично свободные58 и 2) крестьяне, которые продолжали быть крепостными у одного помещика, и арендовали землю у другого59.

Оброки в Грузии исследуемого периода были по большей части натуральными, деньги в их составе занимали незначительное ме-сто60. Выплаты крестьян в Грузии состояли из зерновых (гоми, просо, овес, кукурузная мука, ячмень, хлеб), вина, бобов, грецких орехов, чеснока, скота (коровы, свиньи, овцы), кур, продуктов скотоводства

49 ПГП. III. № 92 (3). С. 480-482.

50 Анчабадзе Г. Вопросы военной истории Грузии (до 1921 г.). Тбилиси, 2010. С. 59 (на груз. яз.).

51 От от греч. ауалп - «любовь», в груз. яз. «агапи» - «поминальная трапеза». Агапами с первых веков христианства назывались совместные трапезы христиан, в том числе поминальные. См.: Желтов М.С., Василик В.В. Агапа // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. I. С. 214-218.

52 «Обязанный обеспечить совершение агапы».

53 Хроники. II. С. 344-345, 439-440 и проч.

54 Там же. С. 451-452.

55 Там же. II. С. 489, 347.

56 Церковные документы Западной Грузии. Кн. I. С. 78.

57 Там же. С. 81; Мусхелишвили Л. Указ. соч. С. 318.

58 В Грузии феодального периода крестьян освобождали либо за внесение выкупа, либо за особые заслуги. Мегреладзе Д. Г. Грузинское крестьянство в XVI-XVII вв. С. 39-41.

59 Гучуа В. К вопросу о сущности происхождении хизанов // Материалы по истории Грузии и Кавказа. Тбилиси, 1962. Вып. 34. С. 65 (на груз. яз.). Термин хизани, обозначающий эту категорию крестьян, до XVIII в. не зафиксирован. Гучуа В. Указ. соч. С. 42.

60 Там же. С. 30-31.

и птицеводства (сыр, творог, сливочное масло, яйца, шерсть), пчеловодства (воск, мед), рыбы (сырая и вяленая, в том числе осетры), продуктов ремесел (ткани, холст, сафьян, канаты, пряжа, доски, гвозди, подковы), сена, дров, денег, соли61.

В Западной Грузии были следующие категории выплат церковных крестьян: 1) основной оброк; 2) дополнительные оброки (так называемые «дары»); 3) налоги специального назначения (напр. в пользу конюхов); 4) угощение господина. В списках оброков встречаются разные комбинации этих выплат62. В Восточной Грузии можно видеть оброк за пользование землей, винный оброк, налог на пастбища, дары к различным праздникам63. Угощал крестьянин господина либо раз в два года, либо раз в год, или же несколько раз в году - в зависимости от своих экономических возможностей и местной традиции64. Это происходило либо дома у крестьянина, либо угощение доставлялось в усадьбу65.

В качестве примера можно указать средние оброчные нормы у крестьян некоторых селений Западногрузинского католикосата.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В с. Бари (в Раче) с одного дыма крестьян взимали в среднем по 97 кг хлеба (от 50 до 250 кг), 25 кг ячменя (0-80 кг), семь бочек вина (0-20), две головы скота (1,5-5), четыре курицы (0-10), 10 яиц (0-20), по одному возу сена и дров, а также сливочное масло, творог и соль без указания веса или объема66.

В с. Матходжи (в Самегрело) оброки в среднем были следующие: по одному возу гоми, по шесть кувшинов вина, по две головы скота, угощение, в состав которого входило гоми, вино, скот, куры; на некоторые дымы возложены также дополнительные оброки - на производство шелка, на приплод овцематок, на Масленицу, в пользу сокольничьих, а также конюхов67.

В с. Оцхана (в Гурии) крестьяне платили в среднем по две смены одежды, пять корзин гоми, три кувшина вина, одно угощение; два дыма из 16 в этом селении платят также по 20 и 40 тетри каждый68.

Оброки в Грузии не были статичными, они менялись с течением времени, в основном в сторону увеличения. Это наблюдается и у

61 ПГП. III. № 67, 76, 77, 80, 91.

62 См.: Мусхелишвили Л. Указ. соч. С. 176.

63 Документы по социальной истории Грузии / Изд. Н. Бердзенишвили. Т. I: Крепостнические отношения (XV-XVIII вв.). Тбилиси, 1940. C. 42 (на груз. яз.).

64 Ламберти А. Указ. соч. С. 33-34. Ср.: Шарден Ж. Указ. соч. С. 30.

65 Ломинадзе Б.Р. Из истории организации феодального хозяйства в поздне-феодальной Грузии. С. 104.

66 ПГП. III. № 91. С. 397-399.

67 Там же. С. 407-410.

68 Там же. С. 435-437.

церковных крестьян69. Иногда повышение оброков порождало групповые протесты податного населения. Такие случаи зафиксированы в Мцхетском католикосате (1668) и в Бодбийской епархии (в Кахети; 1699, 1711 и 1716 гг.). В обоих случаях церковные деятели пошли на уступки, понизив оброки70.

Помимо выплаты оброков, крестьяне (в том числе церковные) в Западной Грузии выполняли различные служения или работы в пользу господина. Под служением подразумевалась служба на различных административных должностях (например, моурави11, сахлтухуцеси72, казначей, служащий), занятие ремеслом, сопровождение господина и проч. - всем этим по большей части занимались мсахуры. Под работой подразумевался уход за господской усадьбой и физический труд в его имениях, особенно полевые работы (барщина). Физическая работа крестьянина в Западной Грузии подразделялась на обычную и сезонную. Обычная барщина определялась понедельно - от одного дня в неделю до каждодневного труда73, хотя в некоторых случаях она расписывалась на год (определенное количество дней в году); на нее от одного дыма выходил один крестьянин74. Сезонные работы осуществлялись весной при пахоте и севе, летом при жатве и косьбе, и осенью при сборе урожая; на них крестьянин выходил со всем своим семейством75. Иногда продолжительность и содержание барщины в документах не указывается, например, «служение... когда мы потребуем»76. Скорее всего, в этом случае характер и длительность труда зависели от потребностей господина.

Барщина была довольно разнообразной: «помощь в поле» со своим рабочим скотом или без, при этом иногда конкретизируется вид полевых работ - мотыжение, прополка, жатва, сбор урожая. Затем, косьба, сбор плодов с деревьев77, сбор винограда, материала

69 См.: Джавахишвили И.А. Цель истории, ее источники и методы прежде и теперь. Т. III: грузинская нумизматика и метрология. Тифлис, 1925. С. 103 (на груз. яз.); Бердзенишвили Н.А. Вопросы истории Грузии. Тбилиси, 1965. Т. II. С. 69 (на груз. яз.); Мегреладзе Д. Г. Классовая борьба. С. 78-91; Мусхелишвили Л. Указ. соч. С. 302. Ср. ПГП. III. № 80. С. 382-386; № 91. С. 419-423.

70 Документы по социальной истории Грузии. Т. I. № 82. C. 56-57; Мегреладзе Д.Г. Классовая борьба. С. 83, 151-152; Соселия О.Н. Указ. соч. С. 46; Асатиани Н. Восстания крестьян Бодбе и Бодбисхеви 1699, 1711-16 // ГСЭ. Т. II. Тбилиси, 1977. С. 440 (на груз. яз.).

71 Груз. «управляющий».

72 Груз. «домоправитель».

73 Встречаются нормы работы два дня в неделю, на третий день и др.

74 См.: Ламберти А. Указ. соч. С. 33; Мусхелишвили Л. Указ. соч. С. 279; Церковные документы Западной Грузии. С. 23.

75 См.: Ламберти А. Указ. соч. С. 33.

76 ПГП. III. № 91. Пункт 376. С. 428.

11 Груз. хис крепа, что можно буквально перевести как «сбор (с) деревьев».

для кровли (камыш и т. д.); выращивание олив, выпас скота, содержание господского скота зимой (напр. буйвола); работа при усадьбе, охлаждение вина, мытье чури78, изготовление посуды, сопровождение господина в путешествиях, перенос грузов, багажа, книг, в том числе на осле, перевоз людей на лодке, рыболовство79. Из указанных к сезонным трудовым обязанностям следует отнести косьбу, жатву, сбор урожая, плодов и винограда, возможно также мотыжение и прополку, в отдельных случаях - помощь в поле.

Некоторые повинности считались почетными (напр. исполнение административных обязанностей, сопровождение господина и проч.), и поручались они мсахурам, другие - унизительными (напр. перенос грузов)80, к остальным отношение было нейтральным81.

В качественном отношении обязанности церковных крепостных существенно не отличались от обязательств государственных или частновладельческих (принадлежащих феодалам) крепостных. Большинство крестьян платили оброки зерновыми и вином. Преподношение господину даров на праздники было установлено как для церковных82, так и для прочих крестьян83.

Обычно крестьяне в Грузии платили оброк за пользование землей в размере от 1/7 до 1/4 урожая. Винный оброк составлял от 1/7 до 1/3 части урожая84. Согласно грамоте тавада Амилахори от 1655 г. с земель, пожалованных им Шиомгвимскому монастырю, следовало платить оброк в размере 1/5 части урожая, а винный оброк в размере 1/385.

Выплачивая оброки и исполняя повинности, церковные крестьяне обеспечивали деятельность Церкви. Таким образом, они продолжали участвовать в общем сельскохозяйственном производстве страны, а также в общественной жизни - будучи задействованными в общегосударственных повинностях (в частности, воинской). Обязанности церковных крестьян по своему содержанию несущественно отличались от обязательств прочих крестьян, но при этом они носили более умеренный характер.

Следует отметить некоторые проблемы, коснувшиеся населения Грузии, в том числе и церковных крестьян, в исследуемый период. В XVI-XVII вв. весьма негативными факторами для Грузии были

78 Сосуд для вина.

79 ПГП. III. № 67, 76, 77, 80, 91.

80 См.: Ламберти А. Указ. соч. С. 33; Шарден Ж. Указ. соч. С. 30.

81 См.: Мусхелишвили Л. Указ. соч. С. 277.

82 Исторические документы / Изд. С. Какабадзе. Тифлис, 1913. Кн. 2. С. 32-33 (на груз. яз.). Документы по социальной истории Грузии. Т. I. № 58. C. 42.

83 См.: Сургуладзе И. И. Указ. соч. С. 193-194.

84 Там же. С. 192.

85 Документы по социальной истории Грузии. Т. I. № 58. C. 42.

нередкие междоусобицы грузинских правителей и феодалов, нашествия Ирана или Османской империи, набеги северокавказских горцев. Всё это приводило к разрушениям и сокращению численности населения, не только в результате физического истребления, но и вследствие угона в плен, а также пленопродавства86. Многочисленные и частые разрушения и опустошения препятствовали нормальному ведению хозяйства87. Здесь же следует указать обозначенную выше проблему роста эксплуатации крепостных88, в том числе и церковных, наблюдавшегося в Грузии исследуемого периода.

В условиях войн и междоусобиц цари, мтавары и отдельные феодалы нередко присваивали церковные земли и крестьян89. Это происходило и в Восточной, и в Западной Грузии, что было немалым бедствием для Церкви.

По этим причинам в Грузии появилась практика утверждения церковных владений царями. Обычно это осуществлялось при воцарении, но также при интронизации католикосов или по их просьбе90. Кроме того, цари или мтавары оказывали протекцию церковному землевладению, не допуская сгона или переселения церковных кре-постных91. Здесь можно видеть некоторую непоследовательность в действиях этих правителей: с одной стороны, покровительство Церкви, с другой - присвоение церковных владений. В случаях присвоения церковного имущества деятели Церкви добивались справедливости через суд92, в таком случае нарушителю полагалось уплатить Церкви штраф, именовавшийся саканоно93.

Тяжелые условия существования становились причиной бегов крестьян. Это была наиболее распространенная форма протеста. Власти противодействовали этому явлению, устанавливая сроки поиска беглых крестьян94. Крестьяне бежали из Западной Грузии в Восточную, из Картли - в Кахети, и наоборот.

86 См.: Таварткиладзе Д.Т. Борьба государства и Церкви против торговли людьми в Грузии XVI-XVII вв. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2011. № 4. С. 66-86; и другие работы.

87 Очерки истории Грузии: В 8 т. Т. IV: Грузия с начала XVI в. по 30-ые гг. XIX в. / Под ред. М. Думбадзе. Тбилиси, 1973. С. 156-158 (на груз. яз.).

88 См.: Мегреладзе Д. Г. Классовая борьба крестьян в феодальной Грузии. С. 77-91.

89 Хроники. II. С. 475.

90 ПГП. III. С. 187-193; Хроники. II. С. 375, 400-401; Древности Грузии. С. 7-13

и др.

91 Хроники. II. С. 428.

92 Хроники. II. С. 467, 484; ПГП. IV. № 7, 20, 56, 82; Таварткиладзе Д.Т. Землевладение Грузинской Православной Церкви в XVI-XVII вв. С. 75-76.

93 Груз. «надлежащее по канонам».

94 Законы Вахтанга VI / Пер. Д.Л. Пурцеладзе. Тбилиси, 1980. Пар. 202, 201, 199. С. 163-165.

Ввиду указанных выше обстоятельств, часть земель, в том числе и церковных, пустовала. В документах нередко упоминаются селища; в списках оброков наряду с крестьянскими дымами упоминаются и опустевшие крестьянские наделы. Деятели Церкви по мере возможностей заселяли такие земли95.

С укреплением позиций Османской империи в Самцхе-Саатабаго (с 1590 г.) и распространением ислама существование Церкви и сохранение ее владений на территории этой административной единицы становилось всё более затруднительным. Ввиду этого епископы, священнослужители и часть церковных крестьян постепенно переселялись в другие грузинские области. Крестьяне при этом поступали в услужение местным кафедрам. Так, в 1645 г. из Саатабаго в Картли прибыли азнауры и крестьяне Ацкурской кафедры, принеся с собой чудотворную Ацкурскую икону и крест. Они поселились в с. Гогети (в Шида Картли) и стали служить Мцхетскому католикосату96.

На примере владения Церкви крестьянами можно видеть один из значительных аспектов ее вовлеченности в общественную жизнь Грузии. Несмотря на тяжелые условия, церковные крестьяне в исследуемый период продолжали обеспечивать Церковь необходимыми материальными ресурсами.

Процент церковных крестьян был значительно меньше государственных и частных, хотя и вполне сопоставим с ними. Грузинские правители и феодалы продолжали предоставлять Церкви земли и крестьян. При этом пожалования царей и мтаваров в соответствии с введенными в научный оборот документами в количественном отношении значительно преобладали. Случаи приобретения крестьян Церковью или их добровольного перехода под ее начало были сравнительно малочисленны.

Категории церковных крестьян совпадали с категориями государственных и частных, однако имелись некоторые отличия в обязанностях. Церковные крестьяне освобождались от большинства государственных повинностей. Основной обязанностью некоторых из них, в отличие от государственных и частных крестьян, было доставление угощения на поминки (агапы) в ту церковь, которой они были пожертвованы. В качественном отношении оброки и повинности церковных и прочих крестьян отличались несущественно. Деньги в составе выплат церковных крестьян занимали незначительное место, что было характерно и для остальных крестьян Грузии феодального периода.

95 Хроники. II. С. 505-506; ЛоминадзеБ.Р. Грузинская патриархия и ее землевладение. С. 113, 115-118.

96 ПГП. II. Док. № 75. С. 217-218. В документе сказано, что они могут вернуться в Саатабаго, если там будет христианский правитель.

Несмотря на значительные затруднения, возникавшие в землепользовании и владении крестьянами в ходе постоянных войн и междоусобиц, в Грузии наблюдалась общая тенденция на поддержку Церкви, особенно со стороны царей и мтаваров, а это имело весьма большое значение для ее сохранения в ту крайне непростую эпоху в истории Грузии.

Список литературы

Анчабадзе Г. Вопросы военной истории Грузии (до 1921 г.). Тбилиси, 2010 (на груз. яз.).

Асатиани Н. Восстания крестьян Бодбе и Бодбисхеви 1699, 1711-16 // ГСЭ. Т. II.

Тбилиси, 1977. С. 440 (на груз. яз.). Бердзенишвили Н.А. Вопросы истории Грузии. Тбилиси, 1965. Т. II (на груз. яз.). Бердзенишвили Н.А. Очерк из истории развития феодальных отношений в Грузии

(XIII-XVI вв.). Тбилиси, 1938. Гучуа В. К вопросу о сущности и происхождении хизанов //Материалы по истории

Грузии и Кавказа. Тбилиси, 1962. Вып. 34 (на груз. яз.). Джавахишвили И.А. Цель истории, ее источники и методы прежде и теперь. Т. III:

Грузинская нумизматика и метрология. Тифлис, 1925 (на груз. яз.). Желтов М.С., Василик В. В. Агапа // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. I. С. 214-218.

КалантаровГ. Крепостное право в Грузии в начале настоящего столетия. Тифлис, 1877.

Капанадзе Д. Грузинская нумизматика. Тбилиси, 1969 (на груз. яз.). Климиашвили А. Материалы для изучения воеводств («садрошо») в Восточной Грузии XV-XVIII вв. // Несколько грузинских исторических документов XIV-XVIII вв. Тбилиси, 1964. С. 121-151 (на груз. яз.). Ломинадзе Б.Р. Грузинская патриархия и ее землевладение. Тбилиси, 2010 (на груз. яз.).

Ломинадзе Б.Р. Из истории организации феодального хозяйства в позднефеодаль-ной Грузии // Материалы по истории Грузии и Кавказа. Тбилиси, 1954. Вып. 30. С. 101-114 (на груз. яз.). Мегреладзе Д. Г. Грузинское крестьянство в XVI-XVII вв. (по материалам Восточной Грузии): Автореф. дисс. ... д-ра ист. наук. Тбилиси, 1989. Мегреладзе Д. Г. Классовая борьба крестьян в феодальной Грузии (XVII-XVIII вв.).

Тбилиси, 1979 (на груз. яз.). Месхиа Ш. Города и городской строй феодальной Грузии (XVII-XVIII вв.). Тбилиси, 1959.

Мусхелишвили Л. Социально-экономические категории крестьян Западной Грузии в XVI-XVII вв. // Вестник института языка, истории и материальной культуры (институт языкознания). Тбилиси, 1940. Т. V-VI. С. 267-319 (на груз. яз.). Очерки истории Грузии: В 8 т. Т. IV: Грузия с начала XVI в. по 30-ые гг. XIX в. / Под ред. М. Думбадзе. Тбилиси, 1973; Т. V: Грузия в 30-ые - 90-ые гг. XIX в. / Под ред. И. Антелава. Тбилиси, 1970 (на груз. яз). Соселия О.Н. Сеньории в Западной Грузии - Имеретинском царстве, Гурийском и Одишском княжествах феодального периода: Автореф. дисс. . д-ра ист. наук. Тбилиси, 1969.

Сургуладзе И.И. Очерки по истории государства и права Грузии. Т. I. Тбилиси, 1963. (на груз. яз.).

Таварткиладзе Д.Т. Борьба государства и Церкви против торговли людьми в Грузии XVI-XVII вв. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. № 4. 2011. С. 66-86.

Таварткиладзе Д.Т. Землевладение Грузинской Православной Церкви в XVI-XVII вв. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2012. № 4. С. 70-82.

Тадумадзе М. Церковное землевладение в Грузии: первая половина XIX в. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.).

Источники

Акты, собранные Кавказской Археографической комиссиею. Тифлис, 1866. Т. I.

Документы по социальной истории Грузии / Изд. Н. Бердзенишвили. Т. I: Крепостнические отношения (XV-XVIII вв.). Тбилиси, 1940 (на груз. яз.).

Древности Грузии / Изд. Э. Такайшвили. Кн. I. Тифлис, 1899; кн. II. Тифлис, 1909 (на груз. яз.).

Исторические документы / Изд. С. Какабадзе. Тифлис, 1913. Кн. 2, 4 (на груз. яз.).

Ламберти А. Описание Колхиды, называемой теперь Мингрелией / Пер. с итал. К.Ф. Гана. М., 2012 (репринт издания 1911 г.).

Памятники грузинского права / И.С. Долидзе. Т. II: Светские законодательные памятники (X-XIX вв.). Тбилиси, 1965. Т. III: Церковные законодательные памятники (XI-XIX вв.). Тбилиси, 1970.

Пурцеладзе Д.П. Грузинские дворянские грамоты. Тифлис, 1881.

ПурцеладзеД.П. Грузинские крестьянские грамоты, крепостные и судебные акты, грамоты и письма грузинских и персидских царственных особ. Тифлис, 1882.

Пурцеладзе Д.П. Грузинские церковные гуджари (грамоты). Тифлис, 1881.

Хроники и материалы по истории и письменности Грузии / Изд. Ф. Жорданиа. Кн. II: 1273-1700 гг. Тифлис, 1897 (на груз. яз.).

Церковные документы Западной Грузии / Изд. С. Какабадзе. Кн. I. Тифлис, 1921 (на груз. яз.).

Шарден Ж. Путешествие Шардена по Закавказью в 1672-1673 гг. / Пер. Е.В. Баху-товой и Д.Л. Носовича. Тифлис, 1902.

References Literature

Anchabadze G. Sakartvelos samkhedro ist'oriis sak'itkhebi (1921) (Questions of Military History of Georgia (Till 1921 Year)). Tbilisi, 2010.

Asatiani N. Bodbisa da bodbiskhevis glekhta ajanq'ebebi 1699, 1711-16 // Kartuli sabch'ota encik'lop'edia (Uprisings of Bodbe and Bodbiskhevi Peasants 1699, 1711-16 //Georgian Soviet Encyclopaedia). Tbilisi, 1977. T. II. Gv. 440.

Berdzenishvili N.A. Sakartvelos ist'oriis sak'itkhebi (Questions of Georgian History). T. II. Tbilisi, 1965.

Berdzenishvili N.A. Ocherk iz istorii razvitija feodal'nyh otnoshenij v Gruzii (XIII-XVI vv.) (Studies of Feudal Relationships' Evolution History in Georgia (XIII-XVI cc.)). Tbilisi, 1938.

Javakhishvili I.A. Ist'oriis mizani, misi ts'q'aroebi da metodebi ts'inat da ekhla. T. III: kartuli numizmat'ik'a-met'rologia (Aim of History, Its Sources and Methods Formerly and Now. Vol. III: Georgian Numismatics and Metrology). Tiflis, 1925.

Guchua V. Khizanta ts'armoshobis sak'tkhisatvis (In Terms of "Khizani" Origin and Essence) // Masalebi sakartvelos da k'avk'asiis ist'oriisatvis. Tbilisi, 1962. № 34.

Zheltov M.S., Vasilik V.V. Agapa // Pravoslavnaja jenciklopedija (Agape // Orthodox Encyclopedia). M., 2000.

Kalantarov G. Krepostnoe pravo v Gruzii v nachale nastojashhego stoletija (Agape // Orthodox Encyclopedia). Tiflis, 1877.

K'ap'anadze D. Kartuli numizmat'ik'a (Georgian Numismatics). Tbilisi, 1969.

K'limiashviliA. Masalebi aghmosavlet sakartvelos sadroshoebis istoriisatvis XV-XVIII ss. // XIV-XVIII ss. ramdenime kartuli ist'oriuli dok'ument'i (Materials for Study of Military Districts' ("Sadrosho") History in Eastern Georgia of XV-XVIII cc. // Some Georgian Historical Documents of XIV-XVIII cc.). Tbilisi, 1964. P. 121-151.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lominadze B.R. Sakartvelos sap'at'riarko da misi mits'atmplobeloba (Georgian Patriarchate and Its Landownership). Tbilisi, 2010.

Lominadze B.R. Peodaluri ek'onomik'is organizatsiiastvis gvianpeodalur sakartveloshi (From Feudal Economy's Organization History in Late Feudal Georgia // Masalebi sakartvelos da k'avk'asiis ist'oriisatvis). Tbilisi, 1954. № 30. P. 101-114.

Megreladze D. G. Gruzinskoe krest'janstvo v XVI-XVII vv. (po materialam Vostochnoj Gruzii): avtoref. diss. ... d-ra ist. nauk (Georgian Peasants in XVI-XVII cc. (According to the Material of Eastern Georgia): Abstract of Dissertation). Tbilisi, 1989.

Megreladze D.G. Glekhta k'lasobrivi brdzola peodalur sakartveloshi (Peasants' Class Struggle in Feudal Georgia). Tbilisi, 1979.

Meskhia Sh. Goroda i gorodskoj stroj feodal'noj Gruzii (XVII-XVIII vv.) (Towns and Town Structure in Feudal Georgia (XVII-XVIII cc.)). Tbilisi, 1959.

Muskhelishvili L. Glekhta sotsial-ek'onomik'uri k'at'egoriebi dasavlet sakartveloshi (Social-Economic Categories of Peasants in Western Georgia in XVI-XVII cc. // Enis, ist'oriisa da mat'erialuri k'ult'uris inst'it'ut'i (enatmecnierebis inst'it'ut'i)). Tbilisi, 1940. T. V-VI. P. 267-319.

Sakartvelos ist'oriis nark'vevebi 8 t'omad (Studies in History of Georgia in 8 Volumes). T. IV: sakartvelo XVI s. dasats'q'isidan XIX s. 30-ian ts'lebamde /gamots (Georgia From the Beginning of XVI c. till 30s of XIX c.). M. Dumbadzis mier. Tbilisi, 1973; T. V: sakartvelo XIX s. 30-ian - 90-ian ts'lebshi /gamots (Georgia in 30s - 90s of XIX c.). I. Antelavas mier. Tbilisi, 1970.

Soselija O.N. Sen'orii v Zapadnoj Gruzii - Imeretinskom carstve, Gurijskom i Odishs-kom knjazhestvah feodal'nogo perioda: avtoref. dis. ... d-ra. ist. nauk (Seigneuries in Western Georgia - Imeretian Kingdom, Principalities of Guria and Odishi of Feudal Period: Abstract of Dissertation). Tbilisi, 1969.

Surguladze I.I. Sakartvelos sakhelmts'iposa da samartlis ist'oriis nark'vevevebi (Studies in State and Law History of Georgia). Tbilisi, 1963.

Tavartkiladze D.T. Bor'ba gosudarstva i Cerkvi protiv torgovli ljud'mi v Gruzii XVI-XVII vv. (Struggle of State and Church Against People Trade in Georgia of XVI-XVII cc.) // Vestnik MGU. Serija 13. Vostokovedenie. 2011. № 4. S. 66-86.

Tavartkiladze D.T. Zemlevladenie Gruzinskoj Pravoslavnoj Cerkvi v XVI-XVII vv. (Landownership of Georgian Orthodox Church in XVI-XVII cc.) // Vestnik MGU. Serija 13. Vostokovedenie. 2012. № 4. S. 70-82.

Tadumadze M. Ek'lesiis mits'atmplobeloba sakartveloshi: XIX s. p'irveli nakhevari (Church Landownership in Georgia: First Half of XIX c.). Tbilisi, 2006.

Sources

Akty, sobrannye Kavkazskoj Arheograficheskoj komissieju (Acts, Collected by Caucasian Archaeographical Commission). Tiflis, 1866.

Dok'ument'ebi sakartvelos sotsialuri ist'oriisatvis /gamots. N. Berdzenishvilis mier. T. I: bat'onq'muri urtiertoba (XV-XVIII ss.) (Documents of Social History of Georgia / Ed. N. Berdzenishvili. Vol. I: Serfdom Relationships (XV-XVIII cc.). Tbilisi, 1940.

Sakartvelos sidzveleni /gamots. S. K'ak'abadzis mier. (Antiquities of Georgia / Ed. S. Kakabadze). Tiflis, 1899. T. 1; Tiflis, 1909. T. 2.

Ist'oriuli sabutebi /gamots. S. K'ak'abadzis mier (Historical Documents) / Ed. S. Kakabadze. Tiflis, 1913. T. II, IV.

Lamberti A. Opisanie Kolhidy, nazyvaemoj teper' Mingreliej / Per. s ital. K.F. Gana. (Description of Samegrelo Region / translated into Russian from Italian by K.F. Gan). M., 2012 (reprint of issue of 1911 year).

Kartuli samartlis dzeglebi / gamots. I.S. Dolidzis mier (Georgian Legislative Documents / Ed. I.S. Dolidze). T. II: saero sak'anonmdeblo dzeglebi (X-XIX ss.) (Vol. II: Secular Legislative Documents (X-XIX cc.)). Tbilisi, 1965; T. III: saek'lesio sak'anonmdeblo dzeglebi (XI-XIX ss.) (Vol. III: Church Legislative Documents (XI-XIX cc.)). Tbilisi, 1970.

Purceladze D.P. Gruzinskie dvorjanskie gramoty (Georgian Documents of Noblemen). Tiflis, 1881.

Purceladze D.P. Gruzinskie krest'janskie gramoty, krepostnye i sudebnye akty, gramoty i pis'ma gruzinskih i persidskih carstvennyh osob (Documents, Concerning Georgian Peasants, Acts of Serfdom and Law-court, Deeds of Georgian and Persian Kingly Persons). Tiflis, 1882.

Purceladze D.P. Gruzinskie cerkovnye gudzhari (gramoty) (Georgian Church Gudzhari (Documents)). Tiflis, 1881.

Kronik'ebi da masala saqartvelos ist'oriisa da mts'erlobisatvis /gamots. T. Zhordanias mier. T. II: 1273-1700 ts'lebi (Chronicles and Materials of Georgian History and Literature) / Ed. T. Zhordania. Vol. II: 1273-1700). Tiflis, 1897.

Dasavlet sakartvelos saek'lesio dok'ument'ebi / gamots. S. K'ak'abadzis mier (Church Documents of Western Georgia) / Ed. S. Kakabadze). Tiflis, 1921. Vol. I.

Sharden Zh. Puteshestvie Shardena po Zakavkaz'ju v 1672-1673 gg. / Per. E.V. Bahutovoj i D.L. Nosovicha (Journey of Chardin Through Transcaucasia in 1672-1673 Years / Translated into Russian by E.V. Bahutova and D.L. Nosovich). Tiflis, 1902.

Сведения об авторе: Таварткиладзе Давид Тамазович, аспирант кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: david-t86@mail.ru

About the author: Tavartkiladze David Tamazovich, PhD student, Department of History of Near and Middle East Institute of Asian and African Studies Moscow State University. E-mail: david-t86@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.