ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2011. № 4
Д.Т. Таварткиладзе
БОРЬБА ГОСУДАРСТВА1 И ЦЕРКВИ2 ПРОТИВ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ В ГРУЗИИ XVI-XVII вв.
В данной статье на основании грузинских источников и сведений иностранных путешественников рассматривается борьба против торговли людьми (пленопродавства) в Грузии XVI-XVII вв., явления, которое весьма широко распространилось в стране в тот период. Отмечается, что противодействие торговле людьми исходило либо от Церкви, либо от государства, или же имело совместный, государственно-церковный характер. Также оценивается результативность этой борьбы.
Ключевые слова: борьба против торговли людьми, пленопродавство, Грузия, взаимодействие Церкви и государства.
In this article the counteraction to the people trade in Georgia of XVI-XVIII cc. is overlooked, basing on Georgian primary sources and foreign travelers' narrative. Slave trade was very wide spread in the country during mentioned period. It is noted, as well, that the fight against such trade was performed either by the Church, or by the state, or else was combined, church-state. There is also estimated the effectiveness of the counteraction to the slave trade in Georgia.
Key words: struggle against people trade, Georgia, interaction of Church and
state.
Институт рабства и торговля невольниками встречается во многих странах Азии, Африки и Европы с древних времен до Нового и даже Новейшего времени3. Вывоз рабов из Причерноморья
1 Единого государства в Грузии того периода не было, но существовал ряд политических единиц: царств и самтавро (княжеств) (см. след. страницу).
2 В интересующий нас период Грузинская Православная Церковь состояла из двух католикосатов — Восточногрузинского (иначе Картлийского, Мцхетского) и Западногрузинского (иначе Абхазского, Бичвинтского). Первому подчинялись епископы Картли, Кахети и Самцхе-Саатабаго, второму — архиереи Имерети, Гурии, Самегрело, Апхазети и Сванети.
3 Рабство в странах Востока в средние века. М., 1986; Мишин Д. Е. Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннее средневековье. М., 2002; Абрамова С.Ю. Африка: четыре столетия работорговли. М., 1992; Она же. История работорговли на Верхне-Гвинейском побережье. М., 1966; Kurtynova-D'Herlugnan L. The Tsar's Abolitionists: The Slave Trade in the Caucasus and Its Suppression. Leiden; Boston, 2010; Берадзе Т.Н. Мореплавание и морская торговля в средневековой Грузии. Тб., 1989; Кобищанов Т.Ю. Русские мамлюки в Османском Египте // Вестн. Моск. унта. Сер. 13. Востоковедение. 2008. № 2. С. 47-69; Рабство // СИЭ. Т. XI. М., 1968; Рабовладельческий строй 21 века (http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/ newsid_6481000/6481621.stm 20.04.11).
66
имел место еще в IV-VIII вв. Тогда невольники экспортировались в Византию. Уже в XIII-XV вв. рабов из этого региона вывозили купцы из Западной Европы, но удельный вес грузин-невольников в этот период был весьма малым4. Начало европейской торговли африканскими рабами в XV в. стало мощным толчком значительному расширению торговли невольниками. Торговля людьми в Грузии находилась в общем контексте таковой в мире и на Кавказе в частности5.
Однако в XVI-XVII вв. она приобретает новые черты, связанные с внутриполитической ситуацией в регионе: в эти века в Грузии сформировались три царства — Картли и Кахети в Восточной Грузии6, Имерети и четыре самтавро7 (Гурия, Самегрело, Апхазети и Сванети) в Западной, одно атабекство8 в Южной Грузии. Каждая из политических единиц претендовала на самостоятельность, а каждое царство — на главенство и на роль объединителя всей страны. Раздробленность вызывала междоусобицы, которые носили затяжной характер, способствовала выделению более мелких единиц внутри царств и самтавро. Обстановка осложнялась внешними факторами — соперничеством Османской и Сефевидской империй за обладание Грузией. По условиям Амасийского мира (1555) Восточная Грузия стала сферой влияния Ирана, а Западная — Османской империи9.
4 См.: Берадзе Т.Н. Указ. соч. С. 121.
5 Сведения Кятиба Челеби о Грузии и Кавказе / Пер. с турец. Г. Аласаниа. Тб., 1978. С. 132; Ламберти А. Описание Самегрело / Пер. с ит. А. Чкониа. Тб., 1938 (на груз. яз.; есть также сокращенный перевод на русс. яз.: «Описание Колхиды или Мингрелии, о. Ламберти, миссионера Конгрегации для распространения христианской веры» // Записки Одесского общества истории и древностей. Т. X. Одесса, 1877. С. 182-224); см. также: Берадзе Т.Н. Указ. соч. С. 118-125; Думбадзе М. К. Крестьянство Закавказья в XVII — первой половине XVIII века // Известия АН ГССР: серия истории, археологии, этнографии и истории искусства. № 3. Тб., 1982. С. 57).
6 В отдельные периоды на протяжении данных веков указанные два царства объединялись, а именно в 1513-1518, 1631-1633 и 1648-1656 гг. См.: Очерки истории Грузии: В 8 т. Т. IV. Тб., 1973. С. 96, 292-297 (на груз. яз.).
7 Груз. baSwagrto (samt'avro) — «княжество». Здесь и далее при транслитерации мы опираемся на стандарт ISO 9984 (см., в частности, http://www.translitteration.com/ transliteration/en/georgian/iso-9984/; http://ru.wikipedia.org/wiki/Грузинское_письмо 10.04.11).
8 Самцхе-Саатабаго (baScbg-baawaiago, samcxe saat'abago) — Самцхийское атабекство.
9 В ходе последующих османо-иранских войн заключались другие мирные договоры. Договором 1590 г. признавались права султанской Турции как на Западную, так и на Восточную Грузию. Уже в 1612 г. восстанавливались права Ирана в Восточной Грузии. Вплоть до 1639 г. Южная Грузия (Самцхе-Саатабаго) была объектом соперничества между двумя указанными державами. В 1639 г. она отошла к Османской империи. Сефевидский Иран проводил по отношению к Восточной Грузии политику инкорпорации; таковой же была и политика османов в Самцхе-Саатабаго, в отличие от Западной Грузии (османы довольствовались ее вассальной зависимостью).
67
В этот период участились и набеги северокавказских горцев на Грузию в целях грабежа и похищения людей.
В данной обстановке торговля людьми получила небывалое распространение, особенно в Западной Грузии; уже не принимались в расчет ограничения, существовавшие ранее. Значительную роль сыграло здесь разделение Грузии на ряд политических единиц — вследствие этого деление на своих и чужих порой проходило по границам отдельных царств и самтавро. Отношение к торговле людьми в Грузии рассматриваемого периода было следующим. Не дозволялась продажа соотечественников за границу, а их продажа «неверным» (мусульманам) считалась особо тяжелым преступлением. Конечно, не могло считаться законным и похищение соотечественников с целью продажи, в том числе и на грузинских территориях. Дозволенной и законной в ХУ1-ХУ11 вв. считалась продажа внутри Грузии: 1) собственных крепостных — с землей10; 2) людей, утративших личную свободу — без земли: а) крепостных, совершивших особо тяжкие преступления11; б) тех, кто был не в состоянии уплатить штраф за содеянное преступление12; в) военнопленных чужеземцев13. Существовал также некий аналог долгового рабства, — доведенные до нищеты люди могли продавать себя или своих родственников в услужение господину. В случаях продажи без земли категория наскиди14, подразумевала наиболее сильное за-
10 Следует отметить, что при такой продаже не допускалось разделения комли (доЭ^о, komli — «дым» хозяйственно-экономическая ячейка грузинского общества). Продажа должна была происходить вместе с земельным наделом (сакомло (ЬблоЭ^о, sakomlo). Статус проданных в этом случае не менялся.
Например, убийство или ранение господина. Такая продажа именовалась &аЬдо£>да (tqvedgasqidva), букв. «продажа в неволю». В этом случае допускалась продажа членов сакомло по отдельности (Чхатараишвили К. Пленопродавство // Грузинская советская энциклопедия (ГСЭ). Т. X. Тб., 1986 (на груз. яз.)). Такие люди могли оставаться и у господина, но их статус при этом менялся, приближаясь к статусу невольника (Законы Вахтанга VI. § 258; Сургуладзе И.И. Очерки истории государства и права Грузии. Т. I. Тб., 1963. С. 146-147 (на груз. яз.)).
12 В случае продажи деньги шли пострадавшей стороне. Таких людей могли и передавать пострадавшей стороне в качестве крепостных (Сургуладзе И.И. Очерки ... С. 151).
13 См.: Берадзе Т.Н. Указ. соч. С. 138; будучи сторонником объединенной Грузии, Вахтанг VI (правитель (джанишин, перс. «наместник») Картли — 1703-1714; царь Картли — 1716-1723) в своих Законах (§ 254) делает различие между плененным «чужеземным врагом» и «ближним» или «своей веры». По Законам захваченному в сражении чужеземцу могла быть предоставлена возможность выкупиться либо он мог быть передан царю, или же оставлен у захватившего его на положении невольника. Пленный «ближней стороны» или «своей веры» передавался царю за вознаграждение, а если нет, то «большая ли требуется совесть, чтобы дать ему выкупиться?», «по совести так и надо поступать» — пишет законодатель.
14 БаЬдо^о (nasqidi) — «купленый» (Сургуладзе И.И. Очерки ... С. 147).
68
крепощение15. За пределы Грузии могли продаваться военнопленные чужеземцы, а также преступники16. В некоторых случаях продажа за границу могла заменять смертную казнь17 изменившего царю или отечеству18. Ввиду того, что со второй половины XIV вплоть до начала XVIII в. в Грузии не создавалось каких-либо сводов законов19,
нет возможности проследить эти нормы по какому-либо законода-
20
тельному памятнику интересующего нас периода20.
В XVI-XVII вв. торговля людьми на территории Грузии приняла незаконный характер: уже продавали за ее пределы жителей собственно грузинских земель либо взятых в плен в ходе междоусобиц, либо специально похищенных для продажи в неволю; в тяжелой экономической ситуации могли продавать даже своих родственников21. В специальной литературе такую противозаконную торговлю людьми в Грузии XVI-XIX вв. принято обозначать термином «пленопродавство»22.
15 См.: Сургуладзе И.И. Очерки... С. 149-150; Чхатараишвили К. Пленопродавство // ГСЭ. Т. X.
16 Согласно сведениям А. Ламберти, продавали за границу виновных в таких преступлениях или порицаемых действиях, как воровство или колдовство (Ламберти А. Указ. соч. С. 161, 162). Однако продажа за границу за такие не очень значительные проступки, видимо, было связано с переменой в правосознании общества в результате небывалого распространения торговли людьми в Грузии.
17 Именно такое наказание полагалось за измену царю: «кого уличат в измене царю... по верном разборе и рассмотрении, как установлено святыми соборами и святыми апостолами, и как написано в Номоканоне, смертью да будет наказан» (Законы католикоса. Тифлис: Изд. С. Какабадзе, 1913. П. 17. С. 5 (на груз. яз.)).
18 См.: Сургуладзе И.И. Очерки... С. 161.
19 Это можно объяснить тяжелым внутри- и внешнеполитическим положением Грузии: внутри Грузии царили раздробленность и междоусобицы, извне нападали неприятели, опустошая грузинские земли.
20 Уже в начале XVIII в. при царе Вахтанге VI был создан свод законов, в котором учитывается и правовая практика более раннего времени.
21 Продажа родственников или самопродажа в рабство были распространены во многих странах в аналогичных случаях (Рабство в странах Востока... С. 341 и др.).
22 По всей видимости, этот термин восходит к обозначению данного явления в грузинских памятниках XVII в. словосочетанием §удоЬ Ьуо^да (tqvis sqidva) или бйЗЗта Ьуо^да (tqvet'a sqidva). Первый известный нам документ, в котором используется такая терминология, относится ко второй половине указанного столетия (1673-1696) (Памятники грузинского права (в дальнейшем — ПГП). III: Церковные законодательные памятники (XI-XIX вв.). Тб., 1970. С. 612-613. Док. № 166 (на груз. яз.)) и затем встречается уже в более поздних памятниках. В постановлениях же За-падногрузинского собора сер. XVI в. фигурирует словосочетание «^ауоЬ Ьуо^да» (ксю^ sqidva) — «торговля людьми» («kaci» букв. «человек» — ед. ч.). Встречается в документах также выражение уЭаота Ьуо^да (qmat'a sqidva), когда речь идет о продаже, в том числе и незаконной, чьих-либо крепостных / вассалов (слово qma здесь употребляется именно в таких значениях). Если современное значение слова бЗЗЗ (tqve) это «пленный», то в то время оно, кроме того, имело значение «проданный через похищение /похищенный и проданный» (ЭоРайдоот 5аЬуо£>и1о, moparvit' gasqiduli) (Орбелиани С.-С. Толковый словарь грузинского языка // Орбелиани С.-С.
69
Естественно, борьба и Церкви, и государства шла только против незаконной торговли людьми.
Тема пленопродавства хорошо изучена в грузинской историографии, имеются также и публикации на русском языке. Следует выделить работы С. Макалатиа23, М. Рехвиашвили24, Н. Бердзе-нишвили25, Т. Берадзе26, А. Киласониа27, Р. Агрба28, А.В. Фадеева29, иеродьякона Давида (Сарсаниа)30 и др. Большинство указанных авторов освещает этот вопрос применительно только к Западной Грузии, что можно объяснить более широким распространением торговли невольниками именно в этом регионе. В настоящей статье делается акцент именно на борьбу против пленопродавства в целом в Грузии, насколько позволяют источники; привлекаются материалы, которые не были использованы вышеуказанными авторами. Итак, в нашей работе мы используем следующие источники: постановления
Сочинения. Т. IV. Ч. 2. Тб., 1966 (на груз. яз.)). Таким образом, словосочетание tqvis sqidva довольно четко указывает на объектов торговли людьми в Грузии XVI-XIX вв. В нашей статье мы сочли целесообразным использовать также словосочетания «торговля людьми» и «торговля невольниками», но при этом, конечно, не следует упускать из внимания то, что речь идет о незаконных действиях (Сургуладзе И.И. Очерки... С. 161). Термин «пленопродавство» употребителен и по отношению к торговле людьми на Северном Кавказе, скорее всего, по аналогии.
23 См.: Макалатиа С. История и этнография Самегрело. Тб., 1941 (на груз. яз.). С.117-121 и др.
24 См.: Рехвиашвили М. Имеретинское царство (1469-1810). Тб., 1988 (на груз. яз.). С. 395-425.
25 См.: Бердзенишвили Н. Вопросы истории Грузии. Т. VI. Тб., 1973 (на груз. яз.). С. 170-172, 274; Он же. Очерк из истории развития феодальных отношений в Грузии (XIII-XVI вв.). Тб., 1938. С. 23-25.
26 См.: Берадзе Т.Н. Указ. соч. С. 118-125, 137-139.
27 См.: Киласониа А. (окончание грузинских фамилий «-иа» («-oa», до^аЪоБоа) может передаваться на русский язык и как «-ия»: Киласония) Торговля людьми в Грузии и на Кавказе в XVI-XIX веках: историко-правовые аспекты. Тб., 2006 (на груз. яз.); Он же. Организация и центры торговли людьми в Западной Грузии в Позднее Средневековье //Известия АН ГССР: серия истории, археологии, этнографии и истории искусства. № 3. Тб., 1982. C. 107-115 (на груз. яз.); Он же. Османская империя — вдохновитель и организатор торговли людьми в Грузии XVI-XVII вв. // Исторические исследования: Ежегодник. Тб., 2008. Т. X-XI. C. 176-186 (на груз. яз.); и др.
28 См.: Агрба Р. Миграционные процессы с Западного Кавказа в западноевропейские и ближневосточные страны: XV-XVIII вв. //Абхазоведение: история, археология, этнология (сборник статей) / Колл. авт. Абхазский институт гуманитарных исследований им. Д. И. Гулиа АН Абхазии. Сухум, 2003. Вып. 2. С. 139-150.
29 См.: Фадеев А.В. Меч и золото на берегах Абхазии. Сухум, 1933. С. 16-20.
30 См.: Давид (Сарсаниа), иеродьякон. Церковные соборы в Западной Грузии в XVI-XVIII вв. и их борьба с работорговлей (http://www.sedmitza.ru/text/401676. html) 15.04.11; Он же. Грузинская Церковь в XVI-XVIII веках (http://www.sedmitza. ru/text/401679.html) 16.04.11 (на сайте указано, что материал опубликован в газете «Свободная Грузия» от 11 января 2004 г., однако выпуска данной газеты от указанного числа, по всей видимости, не имеется).
70
Западногрузинского собора, законы картлийского царя Вахтанга VI, грамоты католикосов, клятвы правителей и тавадов31 не продавать людей, охранные и другие грамоты грузинских царей и мтаваров. В задачи данного исследования входит показать характер и субъекты борьбы против торговли людьми; оценить ее действенность; указать причины, обусловившие необходимость объединения усилий государства и Церкви в этой борьбе.
Торговля невольниками в Грузии, особенно в Западной, получила широкое распространение в первой половине XVI в.32 Плено-продавство в XVI-XVII вв. проходило на территории практически каждой политической единицы Грузии33. На протяжении XVII в. только из Западной Грузии было вывезено около 150 тыс. невольников, что для масштабов Грузии является весьма значительной цифрой34. Распространению пленопродавства в Грузии в первую очередь способствовали раздробленность и междоусобицы. Надо думать, что изначально пленопродавство заключалось в продаже плененных в междоусобицах грузин. Затем под влиянием этого явления торговля людьми расширяется, представители господствующего класса уже начинают продавать своих же или чужих крепостных,
31 отада^о (t'avadí) — представитель верхнего слоя класса феодалов в Грузии.
32 Законы католикоса. П. 2. С. 3; Берадзе Т.Н. Указ. соч. С. 125.
33 В Самегрело, Имерети и Апхазети: Макарий, патриарх Антиохийский. Грузия в 17 столетии по изображению патриарха Макария / Изд. и пер. П.К. Жузе. Казань, 1905. С. 24; Путешествие Шардена по Закавказью в 1672-1673 гг. / Пер. Е.В. Бахутовой и Д.Л. Носовича. Тифлис, 1902. С. 35, 101-103; Де КастеллиХристофоро. Сведения и альбом о Грузии. Тб.: Изд. Б. Гиоргадзе, 1976 (на груз. яз.). С. 54; Челеби Эвлия. Книга путешествия: извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII в. Вып. 3. М., 1983. С. 46-47. В Гурии: Акты, собранные Кавказской Археографической комиссией (в дальнейшем —АКАК). Т. I. Тифлис, 1866. С. 52; Исторические документы Имеретинского царства и Гурийского и Одишского княжеств (1466-1770 гг.). Кн. I. Тб., 1959 (на груз. яз.). Док. № 152. В Картли и Кахети: Макарий, патриарх Антиохийский. Указ соч. С. 33; ВахуштиБагратиони. История царства Грузинского / Пер., предисловие, словарь и указатель Н.Т. Накашидзе. Тб., 1976. С. 82, 163; ПГП. III. С. 603-604. Док. № 159. (На груз. яз.). ПГП. II: Светские законодательные памятники (X-XIX вв.). Тб., 1965. С. 285-286 (на груз. яз.). ПГП. IV: Судебные решения XVI-XVIII вв. С. 108-109, 192. Док. № 47, 124. Тб., 1972 (на груз. яз.).
34 См.: Берадзе Т.Н. Указ. соч. С. 139. В связи с этим Н. Бердзенишвили пишет, что из Западной Грузии ежегодно продавался весь прирост населения (Бердзенишвили Н. Вопросы... С. 274). По некоторым данным, население Имерети, Гурии и Самегрело (т.е. практически всей Западной Грузии) вместе взятых в XV в. составляло около 800 тыс. человек, а к XVII в. это число сократилось до 400 тыс. (Какабадзе С. Численность населения Грузии на протяжении XV-XVIII вв. //Исследования по истории Грузии. Тифлис, 1920 (на груз. яз.). Цит. по: Киласониа. Организация и центры торговли людьми в Западной Грузии... С. 185; кроме пленопродавства, это сокращение могло объясняться миграциями населения из Западной Грузии в Восточную (Бердзенишвили Н. Вопросы... С. 275)). Итак, указанная выше цифра в 150 тыс. вывезенных из Западной Грузии невольников составляет около 40% населения региона.
71
специально похищенных для этой цели; пленопродавством начинают заниматься ставшие на путь разбоя беглые крестьяне, объединяясь для этой цели в банды. К этому присоединилась продажа своих родственников, детей, при условии тяжелого экономического положения. В свою очередь причиной этих междоусобиц, постоянного противостояния грузин грузинам же, а также продажи своих соотечественников и единоверцев в неволю в иноверные государства, являлся упадок духовности и морали в обществе35. Пленопродавство можно считать и причиной, и следствием экономического упадка в Западной Грузии36: причиной — поскольку осуществлялась продажа за границу большого количества представителей производящего класса; следствием — потому, что одной из причин, обусловивших распространение пленопродавства, стала тяжелая экономическая ситуация в регионе37.
К внешним факторам относится поддержка торговли людьми, в Западной Грузии — османами38, в Восточной (в меньшей степени) — Ираном. Запрет пленопродавства в Западной Грузии рассматривался как бунт против султана39. Определенную роль здесь играла и необходимость выплачивать дань людьми, с одной стороны, османам,
35 Об этом писал Н. Бердзенишвили, говоря, что торговля людьми была признаком моральной деградации правящего класса (поскольку пленопродавством занимались в основном они) (Бердзенишвили Н. Вопросы... С. 172). Кроме междоусобиц и пленопродавства об упадке духовности свидетельствуют и прочие нарушения государственных законов и норм христианской нравственности, как то: неканоничные браки, грабежи и проч. Неслучайно также и то, что как в постановлениях Западногрузинского церковного собора середины XVI в., так и в более поздних дополнениях к ним устанавливаются наказания за кражу церковного имущества, взлом церкви, оскорбления или неповиновение церковным властям (См.: Законы католикоса; Хаханов (Хаханашвили) А. Дополнение к грузинским католикосовым законам // Юридический вестник / Изд. Московского Юридического общества. Т. XI. Кн. 3-4. М., 1892. С. 568-571).
36 См.: Сургуладзе И.И. Очерки... С. 161.
37 Это становится понятным, если учесть, что в ходе постоянных войн и междоусобиц подвергались разрушению сельскохозяйственные сооружения, сжигались посевы на полях и проч.
38 Особенное распространение торговли людьми в Западной Грузии с XVI в. исследователь Т. Берадзе связывает с запретом османов на вывоз невольников-мусульман из Причерноморья в Западную Европу (Берадзе Т.Н. Указ. соч. С. 121); поддержка торговли людьми силами извне могла объясняться значительной выгодой, которая ей сопутствовала (см.: Шарден Ж. Путешествие Шардена по Закавказью в 1672-1673 гг. / Пер. Е.В. Бахутовой и Д.Л. Носовича. Тифлис, 1902. С. 36).
39 См.: Берадзе Т.Н. Указ. соч. С. 138. Теоретически, неповиновение султану в этом вопросе могло наталкиваться на одну из двух пресекающих мер: нашествие османов или блокаду черноморского побережья Грузии. Известно, что в XУI-XУII вв. османы могли устраивать либо полную блокаду грузинского Причерноморья для подчинения местных правителей, либо запрещать лишь поставки оружия в Грузию {Берадзе Т.Н. Указ. соч. С. 125-127, 133).
72
с другой — Ирану. В этом отношении грузинские правители становились своего рода инициаторами вывоза грузин-невольников за рубеж40.
Основными пунктами, куда доставлялись невольники для продажи, в Южной и Западной Грузии были Ахалцихе, Батуми, Кобу-лети, Гонио, Поти, Анаклиа, Искурия и др.41 Известно, что торговые корабли в Западную Грузию прибывали из Константинополя, Кафы, Трапезунда42 — отсюда видны некоторые маршруты, по которым могла идти торговля невольниками из Грузии43. Как известно, сферы применения невольников мужского пола варьировались от тяжкого физического труда до военной службы. Некоторые из таких невольников могли достигать высот военной карьеры, становясь беями44. Женщины и девушки могли поступать в число домашней прислуги или наложниц османской или иранской знати45.
В Восточной Грузии торговля людьми не получила такого размаха, как в Западной. Вахушти связывает распространение пленопродавства в Восточной Грузии именно с влиянием кы-
40 В счет этой дани, в частности, царь Картли Симон I (1556-1569, 1578-1599), закупал и посылал в Иран северокавказских горцев (Вахушти Багратиони. Указ. соч. С. 48; Берадзе Т.Н. Указ. соч. С. 139). Уже в XVII в. царь Ростом (управлял Картли в 1633-1658, Картл-Кахети в 1648-1656 гг.) широко употребляет практику отправления в Иран аманатов (почетных заложников), о чем пишет Вахушти: «И еще прибавил Ростом, ибо Свимон (царь Симон) посылал шаху скупленных пленных, а он брал сыновей и дочерей знати и азнауров (см. сноску 55) и отсылал. Видя это, грузины приобщились к продаже пленных вдов и сирот, и умножилось зло, ибо исчезла забота духовная» (Вахушти Багратиони. Указ. соч. С. 67). Аманаты, безусловно, содержались в хороших условиях, однако, в том случае, если грузинские правители своим непокорством вызывали гнев шаха, этих заложников ждала незавидная участь. В качестве примера следует привести случай с матерью кахетинского царя Теймураза, Кетеван, которая в результате неповиновения Теймураза была подвергнута мучениям и смерти; сыновей Теймураза — Левана и Александра, которые были оскоплены; сына картлийского политического деятеля Георгия Саакадзе, Паату, который по аналогичным причинам подвергся истязаниям и был умерщвлен.
41 См.: КиласониаА. Торговля людьми в Грузии и на Кавказе... С. 117-130.
42 См.: Шарден Ж. Указ. соч. С. 35.
43 Существовали и сухопутные пути торговли с Турцией — через Эрзерум, Тра-пезунд, а также Самцхе-Саатабаго (через Карс и Ардаган) — по ним также могла осуществляться торговля людьми. Относительно «иранского» направления торговли невольниками известно, что продажа людей кызылбашам осуществлялась в Тифлисе, в Кахети. Сведениями по поводу маршрутов доставки невольников в Иран мы, к сожалению, не располагаем.
44 Особенно это наблюдалось во второй половине XVIII в., когда большая часть мамлюкской элиты состояла из грузин (см.: Грузинские документы из истории русско-грузинско-египетско-эфиопских отношений 80-х годов XVIII века / В.Г. Мачарадзе. Тб., 1967. С. 22-23; СмирновВ.Е. Система организации и воспроизводства мамлюк-ского общества в Османский период // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1997. № 1. С. 83-84).
45 См.: Фадеев А.В. Указ. соч. С. 16-17; Бердзенишвили Н. Вопросы... С. 171.
73
зылбашей или с политикой их ставленников46. Но очевидно, что пленопродавство в этой части Грузии не получило столь широкого распространения. Ведь неизвестно ни одного церковного собора в Восточной Грузии, который бы выступал против торговли людьми, в то время как в Западной Грузии таких соборов было два — в середине XVI в.47 и в 1759 г. Немногочисленны и сведения современников о торговле невольниками в Восточной Грузии, в то время как об этом явлении в Западной Грузии писали многие иностранные авторы48. Возможно, это обстоятельство объясняется недостаточной изученностью соответствующих источников. Во всяком случае в специальной литературе содержится весьма мало сведений о плено-продавстве в Восточной Грузии. Не столь широкое распространение торговли людьми в Восточной Грузии можно объяснить, во-первых, меньшим числом междоусобиц в этом регионе, во-вторых, не столь активной поддержкой пленопродавства иранскими властями. Ведь вследствие довольно многочисленных походов кызылбашей на Восточную Грузию49, а также благодаря переселенческой политике шаха Аббаса I (1587-1629)50 в Иран и так поступало достаточно большое количество людских ресурсов из Грузии. Кызылбаши довольствовались военнопленными, насильственно переселенными в Иран людьми, а также данью людьми, которую правители Картли и Кахети были обязаны ежегодно выплачивать иранским шахам.
46 См.: Вахушти Багратиони. Указ. соч. С. 67, 163.
47 С. Какабадзе,основываясь на годах архипастырства или католикосства упоминаемых в нем иерархов и католикосов, относит данный собор к периоду между 1544 и 1562 гг. (см. Законы католикоса. С. 7-10). Иного мнения придерживается К.С. Кекелидзе: основываясь на годах первосвятительства упомянутых в памятнике Картлийского католикос-патриарха Малахии (1531-1549) и Абхазского католикоса Эвдемона (Эвдемон I (Чхетидзе) 1543-1578), он относит памятник к 1543-1549 гг. (Кекелидзе К. История грузинской литературы. Т. I. Тб., 1949. С. 617-618 (на груз. яз.). Цит. по: http://www.nplg.gov.ge/dlibrary/collect/0001/000061/1.pdf С. 562 (номер страницы по документу pdf)18.06.11; см. также: Анания (Джапаридзе), митрополит. Церковные соборы Грузии. Т. I. Ч. I-II. Канонические соборы XII-XVIII вв. Тб., 2003. http://www.gtu.ge/Faculties/teology/books/1-saqarTvelos%20saeklesio%20krebebi%20I. pdf20.06.11. С. 14, 182 (номера страниц по документу pdf) (на груз. яз.)). Однако в настоящее время установлены несколько иные года правления указанных католикосов: Малахия — 1532-1534; Эвдемон I — 1557-1578 гг. (МетревелиР. Цари и патриархи Грузии. Тб., 2010. С. 141 (на груз. яз.); Грузинская Православная Церковь // Православная энциклопедия. Т. XIII. М., 2006: список католикосов и католикос-патриархов Грузинской Православной Церкви). Таким образом, для определения более точной датировки этого собора требуются дополнительные исследования.
48 См. сноску 33.
49 Экспансия османов в Западной Грузии не носила столь масштабного характера.
50 По некоторым данным, число людей, плененных иранцами в Кахети, а также переселенных в Иран в начале XVII в. кахетинцев насчитывает порядка 200 тысяч человек (Очерки истории Грузии... С. 272-273).
74
Многие из этих оказавшихся на чужбине грузин могли попадать в корпус гулямов, сыгравший в общественно-политической жизни Ирана значительную роль.
Торговля невольниками столь глубоко проникла в общественную жизнь Западной Грузии того периода, что пленопродавцы встречались даже среди правителей (мтавары Гурии и Самегрело и др.)51 и духовенства (Западногрузинские епископы: в частности Кутаисский, Москвский; игумены и др.)52, — которые по своему положению должны были скорее быть первыми в противостоянии этому весьма отрицательному явлению. По сведению Вахушти, в конце XVII в. за пленопродавство и прочие беззакония был казнен даже царь Имерети Александр IV (1688-1690; 1691-1695)53, — хотя это происшествие скорее было результатом политической борьбы. Подобные случаи указывают на падение духовности и нравственности в обществе. Проникновение незаконной торговли людьми в высшие слои общества было одним из основных препятствий к его искоренению.
Широкое распространение торговли невольниками в обществе вызывало необходимость активного противодействия ему.
Меры против торговли людьми в Грузии могли выражаться в поддержке интересов Церкви государством. Цари устанавливали сисхли54 за похищение родственников церковных азнауров55. Имеется такой документ царя Картли от 1477 г.56.
51 АКАК. Т. I. С. 52-53; Вахушти Багратиони. Указ. соч. С. 253, 257; Павел Алеппский, архидиакон. Путешествие Антиохийского патрарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским / Пер. с араб. Г. Муркоса. М., 2005. С. 323; Письмо кахетинского царя Теймураза царю Михаилу Федоровичу от 25 апреля 1639 г. // Переписка на иностранных языках грузинских царей с российскими государями (1639-1770 гг.) / М. Броссе. СПб., 1861. С. 22.
52 Вахушти Багратиони. Указ. соч. С. 261; Макарий, патриарх Антиохийский. Указ соч. С. 19-24, 30; Шарден Ж. Указ. соч. С. 47; Тавернье Ж.-Б. Новое описание царского двора великого сеньора / Пер. с фр. и комментарий К. Гурули. Тб.,1974 (на груз. яз.). С. 203.
53 Вахушти Багратиони. Указ. соч. С. 266.
54 Груз. ЬоЬЪ^о (sisxli), букв. «кровь» — денежный или материальный штраф за совершение уголовного преступления в феодальной Грузии.
55 Азнаури (аЪБаиГо, azиaии) — представитель грузинского дворянского сословия. В феодальной иерархии азнауры находились ниже тавадов (см. сноску 31). Азнауры могли быть царскими, церковными или принадлежать тавадам.
56 Так его датирует Д.П. Пурцеладзе, относя его к царю Картли Давиду (Пурце-ладзе Д.П. Грузинские дворянские грамоты. Тифлис, 1881. С. 36; однако в Картли царя с таким именем в тот период не известно); цари могли покровительствовать в этом отношении и верным им феодалам, обещая препятствовать расхищению и продаже их крепостных (Там же. С. 42).
75
Незаконная продажа людей преследовалась судами. Два известных нам случая имели место в Восточной Грузии57. Однако, по имеющимся в нашем распоряжении источникам58, это происходило только при наличии истца.
Действия государства, направленные против пленопродавства, могли инициироваться отдельными духовными лицами. Известен целый ряд таких случаев уже в начале XVIII в. В частности в Западной Грузии правитель Гурии Мамиа III (1689-1711) клянется не продавать людей и берет такую клятву со своих подданных, вняв проповеди и увещеванию прибывшего к нему Гареджийского монаха Бесариона59; преступившему клятву обещалось «учинить такое зло, какое подобает провинившемуся перед Богом и господином»60. Ра-чинский правитель Шошита и мегрельский мтавар Бежан Дадиани запрещают пленопродавство в своих землях только тогда, когда Западногрузинский католикос Григол II (1696-1742) пригрозил в противном случае прекратить богослужение61. В Восточной Грузии царица Картли Русудан вводит запрет на торговлю людьми в своих владениях (1712) только после отрицательной реакции со стороны Картлийского католикоса62. Иногда призывы духовенства прекратить пленопродавство были обусловлены тем, что страдали собственно церковные имения: в первой половине XVIII в. в Гурию, где находились некоторые владения грузинского Иерусалимского монастыря Креста, прибыл настоятель монастыря Тимофей63 и обратился к мтавару Мамиа IV Гуриели (1725-1756; 1758-1765; 1771-1776) с просьбой расследовать многочисленные случаи продажи монастырских крепостных64. В результате гурийский мтавар запрещает продажу
57 Первый из них (1632-1658 гг.) — в Картли, второй (начало XVIII в.) — в Ка-хети.
58 ПГП. IV. С. 108-109 (док. № 47 (1632-1658 гг.)) и с. 192 (док. № 124 (начало XVIII в.)).
59 Бараташвил-Орбелишвили, впоследствии Картлийский католикос-патриарх — 1724-1737.
60 АКАК. I. С. 52-53.
61 Давид (Сарсаниа), иеродьякон. Церковные соборы в Западной Грузии в XVI-XVIII вв. и их борьба с работорговлей. http://www.sedmitza.ru/text/401676.html 15.04.11; Он же. Грузинская Церковь в XVI-XVIII веках. http://www.sedmitza.ru/ textZ401679.html 16.04.11.
62 [Книга царицы Русудан католикосу Доментию о запрещении торговли людьми] (2 августа 1712 г.) // ПГП. II. Док. № 93. С. 332-333. В документе упоминается, что католикос «разгневался» (о^уоБа, Ш^та) и «стал преследовать» (^аЗо^о^а, gamoekida) торговлю людьми во владениях царицы.
63 Даты его настоятельства не известны.
64 Исторические документы... Док. № 152. Документ датируется первой половиной XVIII в.
76
людей в своем самтавро и обещает сам не принимать в ней участия. Подвергались похищению и продаже крестьяне Западногрузинского католикосата в Самурзакано65. Лишь после отрицательной реакции Абхазского католикоса Давида (Немсадзе), абхазские тавады Квапу и Керек Шарвашидзе обещают покровительствовать и защищать католикосских крестьян в указанной области (это должно было произойти в период католикосства Давида — 1673-1696 гг.)66. Аналогичную клятву приносят тот же Квапу и его сын Автандил Шарвашидзе следующему Западногрузинскому католикосу, Григолу II (1696-1742)67. Кроме того, из указов, запрещающих пленопродавство, известны таковые Левана II Дадиани от 1640 г.68, а также запрет 1681-1682 гг.69, который, по всей видимости, исходил от правителя Одиши Георгия Липартиани (1680-1683).
Безусловно, государство и Церковь предпринимали и совместные меры против пленопродавства. Именно такие меры носили наиболее масштабный характер. Это были прежде всего церковные соборы, которые созывались гражданскими властями. Западно-грузинский церковный собор сер. XVI в., постановления которого были направлены против отрицательных общественных явлений в регионе (убийств, взломов и грабежей церквей и проч.)70, в том числе и против торговли людьми, был созван царем Имерети Багратом III (1510-1565)71. Несомненно, что обсуждение проблемы торговли
65 Область в Западной Грузии, на территории современной Абхазии. Включала в основном территорию совр. Гальского р-на. Во второй половине XVII в. Самурзакано находилось под властью абхазских феодалов.
66 Хотя исследователь А. Киласониа относит реакцию католикоса к периоду между 1661 и 1668 гг. (Киласониа А. Торговля людьми в Грузии и на Кавказе... С. 143), но в исследовательской литературе приняты именно вышеуказанные даты католикосства Давида (Метревели Р. Указ. соч. С. 141; Грузинская Православная Церковь // Православная Энциклопедия. Т. XIII. Список католикосов и католикос-патриархов Грузии).
67 Киласониа А. Торговля людьми в Грузии и на Кавказе... С. 144.
68 По данным католических миссионеров, Леван Дадиани ввел такой запрет в результате внушений с их стороны (Тамарашвили М. История католичества среди грузин. Тифлис, 1902 (на груз. яз.). С. 179).
69 См.: Тамарашвили М. Указ. соч. С. 211-212. Однако кроме сведений миссионеров, мы не имеем других источников, где бы содержалась информация об этом, а также о предыдущем указе.
70 Законы католикоса.
71 Сам царь Баграт в постановлениях собора, самый ранний текст которых относится уже к XVIII в., не упомянут. Однако то, что данный собор был созван именно им, практически общепризнанно в грузинской историографии. Собор против пленопродавства имел место в Западной Грузии и в XVIII в. (1759), и в данном случае есть точные сведения о том, что он был созван царем Имерети, Соломоном I (1752-1766) и более того, собору предшествовал его строжайший указ, запрещающий
77
людьми на церковном соборе свидетельствовало о ее весьма значительном распространении.
Сотрудничество Церкви и государства в борьбе с торговлей невольниками выражалось и в совместном приведении лиц, замеченных в пленопродавстве, к клятве в дальнейшем уже не продавать людей. Клятва должна была приноситься как царю, так и католикосу72, или только католикосу73. Особенно в этом отношении известна деятельность Картлийского католикоса Доментия III (1660-1676).
Совместный характер борьбы государства и Церкви против пле-нопродавства прослеживается и по Законам74 Вахтанга VI, которые были составлены в начале XVIII в. (1703-1709), но отражают и законодательные нормы предыдущих веков. Согласно этим законам, незаконную продажу людей должны были преследовать как царь, так и католикос. Со стороны царя за это полагалось «большое преследование и опустошение [во владениях виновного]»; что касается католикоса, то наказание с его стороны четко не определяется, указано лишь: «что до взыскания католикосом, про то он сам ведает» (скорее всего, речь идет об определенных епитимьях и материальных взысканиях, о чем см. ниже). Однако в другом законодательном памятнике Вахтанга VI — Дастурламали15 (1707-1709) содержится регламентация таможенных пошлин с продажи невольников76. По
всем его подданным продавать людей туркам под угрозой крупного штрафа и даже смертной казни (Рехвиашвили М. Имеретинское царство (1469-1810). Тб., 1988 (на груз. яз.). С. 410). Известно, что на этом соборе присутствовала как церковная, так и светская элита Западной Грузии (Анания (Джапаридзе), митрополит. http://www. gtu.ge/Faculties/teology/books/1-saqarTvelos%20saeklesio%20krebebi%20I.pdf20.06.11. С. 213 (номер страницы по документу pdf)).
72 ЦГИАГ. Ф. 1448. Док. № 1139 («Книга обещания, данная Георгием Авалишвили католикосу Доментию, в том, что он не будет участвовать в пленопродавстве»; документ 1660 г., опубликован в сокращении в кн.: «Хроники и материалы по истории и письменности Грузии» / Изд. Ф. Жорданиа (в дальнейшем — Хроники). Кн. II: 1273-1700 гг. Тифлис, 1897. С. 477).
73 Клятвы представителей рода Мачабели (ок. 1660 г.) и Амиреджиби (1661 г., 1660-1676) Восточногрузинскому католикосу Доментию III не участвовать в пле-нопродавстве (Хроники. Кн. II. С. 477, 478-479). Клятва представителей рода Пала-вандишвили Восточногрузинскому католикосу Николозу (1678-1688, 1692-1695) от 1681 г. (Хроники. Кн. II. С. 477). Клятва представителей рода Иашвили католикосу Давиду (Немсадзе) (1673-1696). (Церковные документы Западной Грузии / Изд. С. Какабадзе. Кн. I. Тифлис, 1909. С. 83 (на груз. яз.). Цит. по: КиласониаА. Торговля людьми в Грузии и на Кавказе... С. 144).
74 Законы Вахтанга VI / Изд. И. Долидзе. Тб., 1981 (на груз. яз.); см. также в переводе на русский язык: Законы Вахтанга VI / Пер. Д.Л. Пурцеладзе. Тб., 1980. § 96-97.
75 Иначе Дастурлама.
76 Дастурламали. Глава 24 // ПГП. II. С. 285-286.
78
мнению Т.Н. Берадзе77, здесь речь идет о продаже чужеземцев (военнопленных), которая в грузинском правосознании того времени не рассматривалась как незаконное действие.
Случалось, что высшие церковные иерархи (католикосы) были вынуждены принимать меры против продажи собственно церковных крепостных самостоятельно, а именно взыскивать с виновных78 определенные материальные штрафы. Такие случаи зафиксированы как в Западной79, так и в Восточной Грузии80.
Итак, меры против пленопродавства исходили либо от государства, либо от Церкви, или же имели совместный, государственно-церковный характер. Действия государства и Церкви взаимно дополняли друг друга. Известно также о противодействии торговле людьми в Грузии восточных патриархов81, а также католических миссионеров82.
Наказания торговцев невольниками варьировались от принуждения выкупить проданных людей и штрафов до смертной казни.
Документ царя Картли, выданный азнаурам Маградзе (1477), дает основания предположить, что первоначально пленопродавство (или же только похищение азнауров) наказывалось лишь штрафами, хотя и довольно крупными (от 30-60 до 100-200 кг в серебряном эквиваленте)83.
Однако уже в середине XVI в. торговля людьми принимает столь большой размах, что становится необходимо пресечь это явление угрозой более сурового наказания. Западногрузинский церковный
77 Берадзе Т.Н. Указ. соч. С. 138.
78 Это могли быть как церковные кма (крепостные / вассалы; в частности, Ба-дасшвили Бахута) или церковные моуравы (управляющие) (Иасе Магалашвили), так и не принадлежащие Церкви тавады (Пиран Мхеидзе).
79 ПГП. III. С. 612-613. Док. № 166. (1673-1696).
80 ПГП. III. С. 603-604. Док. № 159. (5 сен. 1694 г.).
81 Меры против торговли людьми принимал Антиохийский патриарх Макарий (аз-За'им) во время своего пребывания в Грузии (1664-1666, 1668-1669) (Макарий, патриарх Антиохийский. Указ соч. С. 24-25, 27), а также Иерусалимский патриарх Досифей II (Нотара) в начале XVIII в. (Исторические документы Имеретинского царства... Док. № 153).
82 По данным католиков, миссии которых в XVII в. находились как в Восточной, так и в Западной Грузии, они также противодействовали торговле людьми, — проповедью, обращенной к народу и увещеванием правителей принять меры против торговли людьми (Тамарашвили М. Указ. соч. С. 176-177, 180).
83 Штраф равнялся половине сисхли и составлял от 60 до 200 тыс. кирманеули (грузинские серебряные монеты XIII-XV вв., являлись подражанием трапезундского аспра. Точный вес кирманеули 1477 г. нам не известен; вышеуказанный расчет вытекает из допущения, что вес кирманеули 1477 г. был равен весу трапезундского аспра позднего времени (0,5-1 г). Хотя штраф и установлен в деньгах, но, скорее всего, он мог, по крайней мере, частично, взиматься натурой, как это устанавливается уже в Законах Вахтанга VI в начале XVIII в. (см. далее сноску 95).
79
собор середины XVI в. постановил отлучать пленопродавцев от Церкви и казнить их через повешение. Виновный мог избавить себя от смертной казни, выкупив проданного человека, уплатив штраф епископу своей епархии и господину проданного человека84. Но имели ли постановления собора свое действие? Есть сведения о том, что спустя около 20 лет после собора, в 70-е гг. XVI в. только через Го-нийскую таможню85, согласно лишь официальным данным ежегодно провозилось порядка 600 невольников86. Причиной недейственности соборных постановлений, на наш взгляд, стали междоусобицы, которые особенно усилились в Западной Грузии с 60-х гг. XVI в.87. В таких условиях проследить за исполнением решений собора было затруднительно. Играла свою роль и коррупция — предостережение против которой содержится в постановлениях собора88. Однако усилия собора не прошли совсем бесследно — отдельные сведения о применении к торговцам людьми смертной казни мы имеем, но лишь относительно XVII в.89.
Согласно источникам, в Грузии интересующего нас периода применялись или устанавливались законами такие введенные собором сер. XVI в. меры, как принуждение пленопродавцев к выкупу проданных людей, а также взыскание штрафов в пользу пострадавшей стороны. Принуждение к выкупу проданных людей упоминается в документах XVII — начала XVIII в., — судебных решениях90, государственных законах, грамотах католикосов91, клятвах отдельных лиц не продавать пленных, — но уже не как способ избавления от казни, а в качестве самостоятельного наказания, в отдельных случаях наряду со штрафом92. В случае невозможности выкупить именно тех людей, которые были проданы, виновному присуждалось
84 Законы католикоса. П. 2. С. 3.
85 Она находилась на занятой османами территории Гурии.
86 См.: Берадзе Т.Н. Указ. соч. С. 137.
87 Очерки истории Грузии... С. 123.
88 «А кто возьмет подарок (^йотаЭо, qrt'ami, в грузинском языке рассматриваемого периода данное слово обозначало как «дар», так и «взятку» (Объединенный словарь древнегрузинского языка. Тб., 2008 (на груз. яз.)) и не повесит (пленопродавца), да будет отлучен святыми соборами, и подсуден он канонам святых апостолов» (Законы католикоса. П. 2. С. 3).
89 Макарий, патриарх Антиохийский. Указ соч. С. 26-27 (в обоих описанных патриархом случаях такое наказание последовало за продажей священников); Ва-хушти Багратиони. Указ. соч. С. 266.
90 ПГП. IV. С. 108-109. Док. № 47. (1632-1658 гг.).
91 ПГП. III. С. 695-696. Док. № 209.
92 Возможно, в случае выкупа проданных людей штраф должен был облегчаться, но точных сведений по этому поводу мы не имеем.
80
либо выкупить других, с тем, чтобы вернуть их господину93, либо компенсировать ему ущерб штрафом94.
С пленопродавцев могли взыскивать довольно крупные денежные или натуральные штрафы95 или изымать у них крепостных и земельные владения. Согласно указанному выше документу 1477 г. незаконная продажа (или только похищение) людей наказывалось лишь штрафом. Установленный Законами Вахтанга VI штраф в три раза96 превышал пеню за убийство (сисхли). Штраф за похищение и продажу крестьянина составлял 1800 абази97, в среднем превышая сумму, получаемую за продажу крестьян в неволю в 18-25 или даже в 32-48 раз98; если страдали другие сословия, разница могла быть еще больше (ввиду больших размеров их сисхли)99. В случае продажи «неверному» (мусульманину) установленный штраф должен был удваиваться. Согласно некоторым документам католикосов конца
93 ПГП. IV. С. 108-109. Док. № 47.
94 ПГП. III. С. 695-696. Док. № 209. (1713 г.).
95 Законы Вахтанга VI. § 96-97. По данным законам вообще штрафы за любые преступления могли выплачиваться как деньгами, так и натурой. Процентное соотношение натуры в штрафе зависело от сословной принадлежности пострадавшего. Оно было максимальным за преступление по отношению к крестьянину и уменьшалось за правонарушения по отношению к представителям высших слоев населения. Если сисхли крестьянина могло полностью уплачиваться натурой, то азнаур имел право получить не менее трети сисхли в денежном эквиваленте и т.п. Регламентацию соотношения денег и натуры в штрафах см. в Законах... § 18-22.
96 Штраф размером в три сисхли был довольно крупным и назначался за серьезные правонарушения (см. Законы Вахтанга VI. § 50, 89).
97 Законы Вахтанга VI. § 25-27. Абази — серебряная монета весом в 7 г (Капа-надзе Д.Г. Грузинская нумизматика. Тб., 1969. С. 143 (на груз. яз.)).
98 Такие разные цифры получаются ввиду следующего обстоятельства. Согласно сведениям Жана Шардена, цены на невольников в 70-х гг. XVII в. составляли в среднем 10-15 экю (см. Шарден Ж. Указ. соч. С. 108). Здесь не представляется возможности определить, о золотых или серебряных экю идет речь. Если имеются в виду золотые экю, то в Грузии за одну золотую монету (плури — так по аналогии с флорином стали называться золотые монеты в Грузии после XIV в.) в то время вообще давали 6-7 серебряных абази. При этом получаем, что средняя цена за невольника составляла тогда около 70-100 абази. Но если имеется в виду серебряный экю, то известно, что его вес составлял около 26 г, а один абази весил около 7 г. В таком случае невольники должны были стоить от 35,7 до 53,5 абази. По некоторым данным, существовали также и «экстраординарные» цены: по сведению Ламберти (Ламберти А. Указ. соч. С. 161), за девушек, отличавшихся своей красотой, плено-торговцы могли предложить до 300-400 цехинов (цехин — золотая монета весом 3,5 г; Гладкий В.Д. Словарь нумизмата. М., 2006. С. 84) — сумма штрафа была приблизительно равна этой цене. Уже в XVIII в., по сведению М. Пейсоннеля, цена невольников на Кавказе колебалась от 60 до 5000 пиастров (Цит. по: Фадеев А.В. Указ. соч. С. 19; пиастр — серебряная монета; в 1719 г. его вес составлял 26 г, в 1810 уже 4,65 г (Гладкий)).
99 Так, за совершение этого преступления по отношению к азнаурам, виновный должен был выплатить от 7200 до 28800 абази.
81
XVII — начала XVIII в.100, с пленопродавцев также взимались только штрафы («саканоно»)101 — а именно взыскивались крепостные102, или же земельные владения103.
Таким образом, видно, что на протяжении XVI-XVII вв. постепенно наблюдается смягчение наказаний за пленопродавство: от смертной казни, которая была установлена церковным собором середины XVI в. и в отдельных случаях приводилась в исполнение уже в XVII в., до штрафов (хотя и довольно значительных) в конце XVII — начале XVIII в. Возможно, это указывает на некоторое ослабление борьбы против незаконной торговли людьми.
Итак, противодействие торговле людьми в Грузии в XVI-
XVII вв. осуществлялось и государством, и Церковью. Необходимость объединения усилий государства и Церкви была обусловлена глубоким проникновением пленопродавства в общественную жизнь страны того периода. И церковные, и государственные деятели, высокое положение которых обязывало их заботиться об интересах общества, не могли не бороться с явлением, которое в корне подрывало всяческие основы нормального функционирования общественной жизни. Участие Церкви в этой борьбе объяснялась также тем, что в основном происходила продажа грузин-христиан мусульманам за границу (туркам или иранцам), после чего купленные были вынуждены принимать ислам104. Конечно, Церковь выступала в этой борьбе и с общегуманистических позиций105. Борьба с торговлей
100 ПГП. III. С. 603-604, 612-613, 695-696. Док. № 159, 166, 209.
101 ПГП. III. С. 695-696. Док. № 209. Саканоно (bagaGoGo, sakanono) — «надлежащее по канонам». Данное слово соответствует русскому «епитимья» — «исправительная кара Церковью кающегося грешника» (Вл. Даль), с тем отличием, что кроме собственно религиозного наказания под саканоно, могло подразумеваться и материальное взыскание. См.: Сургуладзе И.И. К истории государства и права Грузии. I. Тб., 1952. С. 79 (на груз. яз.).
102 При изъятии крепостных в документах упоминаются их фамилии, уточняется, что они изымаются со всем их имуществом, включая земельные наделы (ПГП. III. С. 603-604, 612-613. Док. № 159, 166).
103 Ср. штраф епископу, установленный Западногрузинским собором середины XVI в. При изъятии земельных владений указывается их местоположение (ПГП. III. С. 612-613. Док. № 166.).
104 См.: Ламберти А. Указ. соч. С. 158, 162; Де Кастелли Христофоро. Указ. соч. С. 54.
105 Это может подтверждаться, в частности, грамотой картлийского католикоса Доментия, в которой говорится о том, что католикос избавил от неволи из Ахалцихе проданного своим господином некоего мальчика Надира (ПГП. III. С. 694-695. Док. № 209). Выкупали невольников и светские лица, как об этом пишет патр. Макарий (Макарий, патриарх Антиохийский. Указ. соч. С. 55). Уже во второй половине
XVIII в. такие меры принимались уже на государственном уровне, в частности, это наблюдается в Картли: известно, что в начале указанного века там взимался налог на выкуп пленных (он носил название batyggao (satqveao) — «предназначенный для пленных»); в 1789 г. по инициативе царя Эрекле II (в 1744-1762 гг. правил Кахети,
82
людьми была призвана способствовать возрождению духовности в обществе. Кроме того, Церковь могла участвовать в этом противодействии постольку, поскольку объектом продажи становились ее крепостные. В условиях практического отсутствия единой центральной власти, именно Церковь могла стать той силой, которая была бы в состоянии эффективно противостоять торговле людьми, путем укрепления этнического самосознания жителей всех грузинских областей. Однако меры, предпринимавшиеся против торговли людьми, если и были действенными, то лишь на небольшой период времени. Затем она вновь возобновлялась. Даже угрозы отлучения от Церкви и смертной казни и отдельные случаи приведения этих наказаний в исполнение не смогли искоренить пленопродавство в стране. Причину этого следует искать в сильном падении духовности и морали в обществе Грузии того периода и в проникновении незаконной торговли невольниками даже в среду церковной иерархии и светских правителей. Но и сам факт борьбы с этим отрицательным явлением имел большое значение для общества: это государственно-церковное противодействие пробуждало надежду на искоренение торговли людьми. Пленопродавство в Грузии имело распространение вплоть до второй половины XIX в. Его преодоление должно быть связано с укреплением России в Закавказье. Благодаря тому, что Россия прибрела влияние в этом регионе, были постепенно устранены как внутренние106, так и внешние107 факторы, способствовавшие распространению пленопродавства.
с 1762 по 1798 г. Картл-Кахети) была собрана определенная сумма для выкупа пленных (в категорию «пленных» могли входить и проданные в неволю, см. сноску 22) (Рехвиашвили М. Указ. соч. С. 411-412).
106 Устранение внутренних факторов заключалось в следующем: во-первых, после присоединения Грузии к России русские войска заняли причерноморские крепости, благодаря чему были уничтожены главные очаги торговли людьми; во-вторых, постепенно была уничтожена организованная торговля невольниками; в-третьих, немалое значение имела интегрирующая роль русской власти в Грузии: благодаря ей пресекалось своеволие феодалов, раздробленность и междоусобицы, которые в основном и являлись источниками появления невольников для пленопродавства (см.: Киласониа А. Организация и центры торговли людьми в Западной Грузии... С. 114; Он же. Торговля людьми в Грузии и на Кавказе... С. 318).
107 А именно русские власти предпринимали попытки дипломатического воздействия на турецкую сторону (ведь основным направлением, куда вывозились невольники из Грузии была именно Османская империя), что отражалось в мирных договорах (см.: Кючук-Кайнарджийский мирный договор, арт. 23, 25 // Договоры России с Востоком политические и торговые / Изд. Т. Юзефовича. М., 2005. С. 57), а также уже в XIX в. в действиях русских дипломатов в Османской империи по освобождению грузинских невольников уже в качестве российских подданных (Ки-ласониа А. Торговля людьми в Грузии и на Кавказе... С. 314-383; 363-371) и проч.; см. также начало Георгиевского трактата (ПГП. II. С. 458-459). Надо думать, что по сходному сценарию развивались события и в Восточной Грузии.
83
Список литературы
Абрамова С.Ю. Африка: четыре столетия работорговли. М., 1992.
Абрамова С.Ю. История работорговли на Верхне-Гвинейском побережье. М., 1966.
Агрба Р. Миграционные процессы с Западного Кавказа в западноевропейские и ближневосточные страны: XV-XVШ вв. //Абхазоведение: история, археология, этнология. Сухум, 2003. Вып. 2.
Анания (Джапаридзе), митрополит. Церковные соборы Грузии. Т. I. Ч. Ш. Канонические соборы XП-XVШ вв. Тб., 2003. http://www.gtu.ge/Faculties/ teology/books/1-saqarTvelos%20saeklesio%20krebebi%20I.pdf 20.06.11 (на груз. яз.).
Аннотированный словарь личных имен по грузинским историческим документам XI-XVП вв. Т. П-^. Тб., 1993-2007 (на груз. яз.).
Берадзе Т.Н. Мореплавание и морская торговля в средневековой Грузии. Тб., 1989.
Бердзенишвили Н. Вопросы истории Грузии. Т. VI. Тб., 1973 (на груз. яз.).
Бердзенишвили Н. Очерк из истории развития феодальных отношений в Грузии (XШ-XVI вв.). Тб., 1938.
Гладкий В.Д. Словарь нумизмата. М., 2006.
Грузинская советская энциклопедия (ГСЭ). Т. I-XI. Тб., 1975-1987 (на груз. яз.).
Какабадзе С. Численность населения Грузии на протяжении XV-XVШ вв. // Исследования по истории Грузии. Тифлис, 1920 (на груз. яз.).
Капанадзе Д.Г. Грузинская нумизматика. Тб., 1969 (на груз. яз.).
КекелидзеК. История грузинской литературы. Т. I. Тб., 1949 (на груз. яз.) http:// www.nplg.gov.ge/dlibrary/collect/0001/000061/Lpdf 20.06.11
Киласониа А. Организация и центры торговли людьми в Западной Грузии в Позднее Средневековье // Известия АН ГССР: Серия истории, археологии, этнографии и истории искусства. № 3. Тб., 1982 (на груз. яз.).
Киласониа А. Османская империя — вдохновитель и организатор торговли людьми в Грузии XVI-XVП вв. // Исторические исследования: Ежегодник. Тб., 2008. Т. X-XI (на груз. яз.).
Киласониа А. Торговля людьми в Грузии и на Кавказе в XVI-XIX веках: историко-правовые аспекты. Тб., 2006 (на груз. яз.).
Кобищанов Т.Ю. Русские мамлюки в Османском Египте // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2008. № 2.
Метревели Р. Цари и патриархи Грузии. Тб., 2010 (на груз. яз.).
Макалатиа С. История и этнография Самегрело. Тб., 1941 (на груз. яз.).
Мишин Д.Е. Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннее средневековье. М., 2002.
Объединенный словарь древнегрузинского языка. Тб.: изд. Грузинской патриархии, 2008 (на груз. яз.).
Очерки истории Грузии: В 8 т. Т. IV: Грузия с начала XVI в. по 30-е гг. XIX в. / Под ред. М. Думбадзе. Тб., 1973 (на груз. яз.).
Православная энциклопедия. Т. XIII. М., 2006.
Пурцеладзе Д.П. Грузинские дворянские грамоты. Тифлис, 1881.
Рабство в странах Востока в средние века. М., 1986.
Рехвиашвили М. Имеретинское царство (1469-1810). Тб., 1988 (на груз. яз.).
Смирнов В.Е. Система организации и воспроизводства мамлюкского общества в Османский период // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1997. № 1.
84
Сургуладзе И.И. Очерки истории государства и права Грузии. Т. I. Тб., 1963 (на груз. яз.).
Тамарашвили М. История католичества среди грузин. Тифлис, 1902 (на груз. яз.) Фадеев А.В. Меч и золото на берегах Абхазии. Сухум, 1933. Kurtynova-D'Herlugnan L. The Tsar's Abolitionists: The Slave Trade in the Caucasus and Its Suppression. Leiden; Boston, 2010.
Источники
Акты, собранные Кавказской Археографической комиссиею. Т. I. Тифлис, 1866.
Вахушти Багратиони. История царства Грузинского / Н.Т. Накашидзе. Тб., 1976.
Грузинские документы из истории русско-грузинско-египетско-эфиопских
отношений 80-х годов XVIII века / В.Г. Мачарадзе. Тб., 1967. Договоры России с Востоком политические и торговые / Изд. Т. Юзефовича. М., 2005.
Законы Вахтанга VI / Пер. Д.Л. Пурцеладзе. Тб., 1980. Законы Вахтанга VI / Изд. И. Долидзе. Тб., 1981 (на груз. яз.). Законы католикоса / Изд. С. Какабадзе. Тифлис, 1913 (на груз. яз.). Исторические документы Имеретинского царства и Гурийского и Одишского
княжеств (1466-1770 гг.). Кн. I. Тб., 1959 (на груз. яз.). Де Кастелли Христофоро. Сведения и альбом о Грузии / Изд. Б. Гиоргадзе.
Тб., 1976 (на груз. яз.). Ламберти А. Описание Самегрело / Пер. с итал. А. Чкониа. Тб., 1938. Макарий, патриарх Антиохийский. Грузия в 17 столетии по изображению
патриарха Макария / Изд. и пер. П.К. Жузе. Казань, 1905. Орбелиани С.-С. Толковый словарь грузинского языка // Сочинения. Т. IV. Ч. 2.
Тб., 1966 (на груз. яз.). Павел Алеппский, архидиакон. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века. М., 2005. Памятники грузинского права / И.С. Долидзе. Т. II: Светские законодательные памятники ^-КК вв.). Т. III: Церковные законодательные памятники вв.). Т. IV: Судебные решения XVI-XVШ вв. Тб., 1965-1972 (на
груз. яз.).
Переписка на иностранных языках грузинских царей с российскими государями (1639-1770 гг.) / М. Броссе. СПб., 1861. Сведения Кятиба Челеби о Грузии и Кавказе / Изд. Г. Аласаниа. Тб., 1978 (на груз. яз.).
Тавернье Ж.-Б. Новое описание царского двора великого сеньора / Пер. с фр.
и комментарии К. Гурули. Тб., 1974 (на груз. яз.). ЦГИАГ. Ф. 1448. Док. № 1139 (документ частично опубликован в книге «Хроники и материалы по истории и письменности Грузии» / Изд. Ф. Жорданиа. Кн. II: 1273-1700 гг. Тифлис, 1897). Церковные документы Западной Грузии / Изд. С. Какабадзе. Кн. I (на груз. яз.). Тифлис, 1909.
Челеби Эвлия. Книга путешествия: извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII в. Вып. 3: Земли Закавказья и сопредельных областей Малой Азии и Ирана. М., 1983.
85
Шарден Ж. Путешествие Шардена по Закавказью в 1672-1673 гг. / Пер. Е.В. Ба-хутовой и Д.Л. Носовича. Тифлис, 1902.
Интернет-ресурсы
Давид (Сарсаниа), иеродьякон. Грузинская Церковь в XVI-XVIII веках. http://
www.sedmitza.ru/text/401679.html 16.04.11. Давид (Сарсаниа), иеродьякон. Церковные соборы в Западной Грузии в XVI-XVIII вв. и их борьба с работорговлей. http://www.sedmitza.ru/text/401676. html 15.04.11.
Рабовладельческий строй 21 века. http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/ newsid_6481000/6481621.stm 21.04.11.
Сведения об авторе: Таварткиладзе Давид Тамазович, аспирант кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова; преподаватель кафедры Восточно-христианской филологии и Восточных Церквей ПСТГУ. E-mail: [email protected]