ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2012. № 4
Д.Т. Таварткиладзе
ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ ГРУЗИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ1 в XVI-XVII вв.
В данной статье рассматриваются вопросы землевладения Грузинской Православной Церкви на территории Грузии в XVI-XVII вв., начиная от источников формирования церковного земельного фонда и заканчивая управлением и сбором податей и оброков на церковных землях.
Ключевые слова: церковное землевладение, Грузинская Православная Церковь, Грузия.
This article examines some issues of the landownership of Georgian Orthodox Church in XVI-XVII cc., from the sources of forming of lands of Church up to administration and collecting of taxes on the church lands.
Key words: church landownership, Georgian Orthodox Church, Georgia.
В исследуемый период Грузия в политическом плане не представляла единого целого2. В этих условиях в масштабах Грузии только Церковь обладала относительным единством3 и объективно могла способствовать обеспечению политического объединения.
Землевладение, наряду с владением крестьянами, было экономической основой функционирования Грузинской Православной Церкви, поэтому большое значение данной темы для изучения истории Православной Церкви в Грузии несомненно.
Обобщающих трудов по проблеме церковного землевладения в Грузии XVI-XVII вв. не имеется, но есть ряд исследований грузинских ученых, освещающих те или иные аспекты этого вопроса4.
1 За пределами данного исследования мы намеренно оставляем владения Грузинской Православной Церкви за рубежом и владения зарубежных церковных центров в Грузии, как грузинских, так и негрузинских. Специальное рассмотрение вопросов, связанных с владением крестьянами, автор планирует предпринять в ходе дальнейших исследований.
2 Страна была разделена на три царства (Картлийское и Кахетинское в Восточной Грузии и Имеретинское в Западной), четыре самтавро (Гурия, Самегрело, Апхазети и Сванети — все в Западной Грузии) и одно атабекство (Самцхе-Саатабаго в Южной Грузии).
3 В интересующий нас период Грузинская Православная Церковь состояла из двух католикосатов — Восточногрузинского (иначе Картлийского, Мцхетского) и Западногрузинского (иначе Абхазского, Бичвинтского). Первому подчинялись епископы и паства Картли, Кахети и Самцхе-Саатабаго, второму — архиереи и паства Имерети, Гурии, Самегрело, Апхазети и Сванети.
4 Ломинадзе Б. Грузинская патриархия и её землевладение. Тбилиси (далее — Тб.), 2010 (на груз. яз.); Она же. Из истории феодальных отношений в Грузии. Т. I: Сеньории. Тб., 1966 (на груз. яз.); Она же. Из истории феодального земельного
Источниковую базу настоящего исследования составляют грузинские оригинальные документы, а также колофоны, эпиграфические надписи из грузинских храмов5.
Целесообразно дать некоторые цифры, касающиеся количества епархий, монастырей и храмов в Грузинской Православной Церкви. Известно, что к 1801 г. в Картли и Кахети (Восточная Грузия) было 14 епархий и 33 монастыря6. А в Западной Грузии на 1814 г. существовало 10 епархий, 15 монастырей и 618 действующих церквей7. Есть данные и о численности православного духовенства и церковных служителей в Грузии, но уже на 1901 г.: 1709 священников, 231 дьякон, 1805 псаломщиков, 615 монахов, 118 монахинь, 573 послушника и 163 послушницы8, но следует сказать, что эта статистика отражает уже сокращенное число духовенства вследствие преобразований, проведенных Россией в структуре Грузинской Православной Церкви.
После присоединения Грузии к России в несколько этапов прошла секуляризация движимого и недвижимого имущества Грузинской Православной Церкви (1811-1880). В ходе этой операции в казённое ведомство перешло 664 305,55 га церковной земли и 11 147 дымов церковных крестьян9 — отсюда видно, сколькими землями и крестьянами обладала Церковь до реформы. Площадь церковных земель составляла 9,5% от общей площади, а процент церковных крестьян от общего числа крестьян в государстве был либо таким же, либо равнялся 11,2%10. К сожалению, подобными сведениями более раннего периода мы не обла-
владения «сацинамзгвро» // Материалы по истории Грузии и Кавказа. Вып. 34. Тб., 1954. С. 145-158 (на груз. яз.); Очерки истории Грузии в 8 тт. Т. III: Грузия в Х1-ХУ вв. /под ред. З. Анчабадзе и В. Гучуа. Тб., 1979. С. 803-804 (на груз. яз.); Тадумадзе М. Церковное землевладение в Грузии: первая половина XIX в. Тб., 2006 (на груз. яз.); Картвелишвили Т. Гурийские епископии (ХУ-ХГХ вв.). Тб., 2006 (на груз. яз.); Шаоршадзе М. Ниноцминдская епископия. Тб., 2010 (на груз. яз.); Тугуши А. Цаишская епископия. Зугдиди, 2001 (на груз. яз.); Хуцишвили Н. Землевладение Иерусалимского монастыря Креста в Грузии. Тб., 2007 (на груз. яз.).
5 Хроники и материалы по истории и письменности Грузии (далее — Хроники) /изд. Ф. Жорданиа. Кн. II: 1273-1700 гг. Тифлис, 1897 (на груз. яз.); Памятники грузинского права (далее — ПГП) /И. С. Долидзе. Т. II: Светские законодательные памятники (Х-ХК вв.). Тб., 1965. Т. III: Церковные законодательные памятники (Х^ХГС вв.). Тб., 1970. Т. IV: Судебные решения ХУ^ХУШ вв. Тб., 1972 (на груз. яз.); Церковные документы Западной Грузии /изд. С. Какабадзе. Кн. I. Тифлис, 1921 (на груз. яз.); а также документ № 52 Ф. Аё из Национального центра рукописей г. Тбилиси.
6 Грузинский экзархат Русской Православной Церкви // Православная энциклопедия. Т. ХШ. М., 2006. С. 322.
7 Там же. С. 324.
8 Там же. С. 337.
9См.: Тадумадзе М. Церковное землевладение в Грузии... С. 22. По другим данным количество дымов церковных крестьян составляло 13 482 (Очерки истории Грузии. Т. У: Грузия в 30-е — 90-е гг. ХГХ в. / Под ред. И. Антелава. Тб., 1970. С. 137 (на груз. яз).
10 Общее число крестьян в стране в 1860-1861 гг. превышало 116 875 дымов (численность даётся без учета крестьян Апхазети, Сванети и Самегрело) (разность в исчислении процентов церковных крестьян объясняется отсутствием у нас точных данных об их численности; см. предыдущую сноску), а площадь всех земель в Грузии
даем, однако, приведенные цифры могут дать нам общее представление о церковном землевладении исследуемого периода11.
Основным источником формирования церковного земельного фонда были пожалования земель Церкви как со стороны правителей, так и отдельных феодалов12.
Первые встреченные нами сведения о дарении земель Церкви в Грузии относятся еще к V в.13 В последующие столетия земельные владения Грузинской Православной Церкви продолжали пополняться.
Земельные пожалования были обусловлены уже отмеченной в исследованиях парадигмой церковно-государственных взаимоотношений в Грузии, которую, согласно грузинскому агиографическому памятнику VIII в. (Георгий Мерчуле. Житие св. Григория Хандзтели14), можно назвать этикой взаимообмена благами, или же взаимного смешения (груз. шезавеба)15. Жертвуя имения, крестьян, деньги («телесное благо») Церкви, светские правители и феодалы стремились получить благо духовное — молитву, которая будет совершаться о них в храме. Иными словами, каждая из сторон (государство и Церковь) дает другой то, что она имеет. Характер этих взаимоотношений во многом определяется словами из Священного Писания: «Ныне ваш избыток (материальный. —Д.Т.) в восполнение их недостатка, а после — их избыток (духовный. — Д.Т.)16 в восполнение вашего недостатка» (2 Кор. 8. 14). Конкретной мотивацией пожалований была как поддержка Церкви, так и желание установить церковное поминовение себе или своим сродникам. Со своей стороны Церковь устанавливала поминовение жертвователей и их близких. Это относится к пожалованиям, принадлежащим к категориям саагапо (груз. «предназначенный для агапы» — церковного поминовения с поминальной трапезой) и самцирвело [груз. «предназначенное для исполняющего церковную службу» (груз. мцирвели)]11.
по данным на конец XIX в. составляла около 7 млн га. Очерки истории Грузии. Т. V. С. 137, 345, 361, 366, 544.
11 По XVI-XVII вв. мы имеем лишь разрозненные сведения по отдельным кафедрам и церковным центрам. Так, Мцхетскому католикосату принадлежало около 66 селений в Картли и Кахети, а также половина дохода с 17 сел, принадлежавших Гареджийским монастырям (Хроники. II. С. 320, 375; Ломинадзе Б. Из истории феодальных отношений в Грузии... С. 87, 89-90).
12 ПГП. II. Док. № 4, 11, 23 и др.
13 Хроники. II. С. 405.
14 Гиорги Мерчуле. Житие св. Григория Хандзтели // Грузинская письменность. Т. I. Тб., 1987. С. 541-542; см. также: Рыбаков А.Л. Этика благорастворения: парадигма отношений Церкви и светской элиты в Грузии // Материалы XIX ежегодной богословской конференции ПСТГУ. М., 2009. Т. I. С. 392.
15 Груз. шезавеба означает соединение, смешение, а в применении к людям — также соблюдение взаимного согласия. В тексте указанного памятника сказано: «шевзавнет уртиертас», т.е. содержится призыв к объединению и соблюдению взаимного согласия.
16 Свт. Феофан Затворник. Творения: толкование посланий апостола Павла (второе послание к Коринфянам). М., 1998 (репринт издания 1894 г.). С. 290-291.
17 Хроники. II. С. 355-356.
По сути, пожалования земли с установлением церковного поминовения наиболее четко отражают этику взаимообмена благами.
Другой была мотивация при таких формах передачи земель Церкви, как: 1) саканоно (груз. «надлежащее по канонам»); 2) сарджуло (груз. «относящееся к вере, либо к закону (в рел. значении)») — которые являлись штрафами за серьезные нарушения государственных законов и норм христианской нравственности (убийства, пленопродавство18, неканоничные браки и проч.) и взимались в том числе земельными угодьями; 3) саупатио19 (груз. «полагающееся за оскорбление») — штраф за провинности перед той или иной церковной кафедрой. Как частный случай можно указать предоставление земель Церкви для погашения денежного долга перед ней20. Эти категории пожертвований имели своей целью примирение с Церковью. Фактически, в данном случае проявляется с одной стороны, некоторая власть Церкви над светскими правителями и феодалами, с другой — уважительное отношение последних к Церкви и их четкая христианская самоидентификация (что заключалось в согласии выплачивать эти штрафы).
Земли предоставлялись Церкви и в качестве платы за раздел имений и имущества между наследниками или родственниками [гасамкре-ло — груз. «положенное за раздел (имущества)»]21, поскольку раздел иногда контролировался в том числе и церковными деятелями22. Этот факт указывает на достаточную включённость церковных деятелей в общественную жизнь.
Все факты предоставления земель Церкви можно также объяснить стремлением и правителей, и феодалов, заручиться лояльностью Церкви, — той силы, которая имела весьма значительное воздействие на паству.
Известны случаи, когда католикосы приобретали имения на свои собственные средства и жертвовали их церковным центрам. Земли могли покупать также епископы23 для своих кафедр, священники — для церквей. Однако это встречается реже, чем пожалования, что может указывать: а) на то, что в результате пожертвований Церковь и так получала достаточное количество земель; б) на то, что Церковь не всегда имела достаточно свободных денежных средств для вложений в покупку земель. Основным по объему источником формирования земельного фонда Грузинской Православной Церкви были пожалования
18 Термин, применяемый для обозначения торговли невольниками на Кавказе и в Закавказье. Происходит от груз. тквис скидва. По поводу пленопродавства см., в частности: Таварткиладзе Д. Т. Борьба государства и Церкви против торговли людьми в Грузии ХУГ-ХУП вв. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. М., 2011. № 4. С. 69 и др.
19 Хроники. II. С. 515.
20 Там же. С. 425, 426.
21 Груз. гакра буквально означает раздел, выделение из семьи отдельных членов и проч.
22 Хроники. II. С. 352.
23 Там же. С. 471, 481.
правителей, членов их семей и родственников, затем шли пожертвования феодалов24.
Земельные пожертвования не были закрыты для вмешательства со стороны жертвователей. В частности, они могли заселять пожертвованные села, опустевшие с течением времени25. Вообще же заселение опустевших сел, которые были пожертвованы, являлось заботой Церк-ви26, так же как и поиск рабочих рук для обработки пожертвованных сельскохозяйственных угодий.
Земельные владения, пожертвованные Церкви или приобретенные церковными деятелями, могли быть следующего характера:
а) селения целиком27 (в том числе опустевшие, насоплари28);
б) отдельные дымы (груз. «комли»)29 или крестьяне с их земельными наделами30;
в) сельскохозяйственные угодья без крестьян — земельные участки31, поля32, луга33, горы34, рощи35, виноградники36 и
г) усадьбы (груз. «сасахле»)37 с прилегающей к ним территорией с крепостными или без них.
В пожалованиях, а также в наличии у Церкви опустевших, опустошенных сел и опустевших земельных наделов (партахи) можно видеть следы войн и междоусобиц, нередких для Грузии того периода.
В связи с этим следует отметить строительную и восстановительную деятельность католикосов и архиереев на церковных землях. Они восстанавливали и заселяли те или иные подвластные им населенные пункты, а также возводили церкви, мосты38, усадь-
24 Так, если опираться на документы, опубликованные в «Хрониках» Ф. Жорда-ниа, то в период ХУ-ХУЛ вв. кафедральному собору Мцхетского католикосата от правителей и членов их семей в общем счёте было пожаловано 28,5 сел, 19 дымов и 4 крепостных, 5 крестьянских наделов, 2 усадьбы и 2 виноградника; от феодалов же намного меньше — 3 усадьбы, 3 виноградника, 1 пашня, несколько крестьян с наделами. То же самое можно сказать о кафедре Западногрузинского католикосата — Бичвинте. От правителей и членов их семей на протяжении исследуемого периода ей, согласно «Хроникам», было пожертвовано 1 село, более 4-х усадеб, 4 церкви, 1 покос, 55 крепостных и различные имения; от феодалов же лишь 2 дыма крестьян.
25 Хроники. II. С. 373.
26 Там же. С. 505-506.
27 Там же. С. 321, 334, 368-369, 379, 383, 384, 391, 400, 428, 434, 442, 456-457, 468, 469, 472-473, 491, 495.
28 Груз. «место, где когда-то было селение». Ср. рус. «село» — «селище».
29 Хроники. II. С. 323, 418 (2), 434, 439-440, 474, 489, 508.
30 В некоторых случаях землю для этой цели специально приобретали перед пожертвованием (Хроники. II. С. 347).
31 Там же. С. 347, 489.
32 Там же. С. 405.
33 Там же. С. 486.
34 Там же. С. 428-429.
35 Там же. С. 486.
36 Там же. С. 326, 334, 344-345, 347, 355-356, 357, 368-369, 371, 427, 437, 471.
37 Там же. С. 401-402, 447-448, 451-452, 471-472, 477-478, 489-490.
38 Там же. С. 485.
бы, залы (дарбази), винные погреба (марани), точила39, насаждали виноградники40.
Земельные владения предоставлялись Церкви на правах «свободы» (в груз. яз. «ситархне»41) и иммунитета (шеувалоба). Под свободой подразумевалось освобождение крепостных, населявших эти земли, от государственных налогов и повинностей, за исключением42: а) дани завоевателям43; б) воинской повинности44; в) работы по возведению или ремонту крепостей45; г) налога на пастбища46. Вместо обязанностей перед государством на церковных крепостных налагались обязательства перед Церковью, которые по большей части сводились к оброкам и барщине. Если пожертвование осуществлялось с условием церковного поминовения жертвователя или его сродников, т.е. относилось к категории саагапо, то обязанностью крестьян, сидевших на пожертвованной земле, было доставление угощения на поминки (агапы)41. Агапы должны были совершаться в той церкви (монастыре), которой жертвовались земельные угодья.
Забота правителей о Церкви не ограничивалась предоставлением ей земельных угодий и освобождением церковных крестьян от большинства государственных обязанностей. Правители также оказывали протекцию церковному землевладению. В общем эта защита заключалась в недопущении ущемления прав Церкви, а в частности:
• в ограждении церковных имений от разного рода посягательств и
притеснений со стороны феодалов48;
• в защите церковных оросительных каналов от посягательств фео-
далов49;
• в недопущении сгона или переселения церковных крепостных50;
• в препятствовании занятию должности моуравов на церковных
землях светскими феодалами51.
Протекция церковного землевладения со стороны государства выражалась и в практике периодического утверждения заново за ка-толикосатами их прежних земельных владений.
Но когда обстановка в стране становилась экономически неблагоприятной, церковные земли превращались в объект соперничества.
39 Приспособление для выжимания виноградного сока при производстве вина.
40 Хроники. II. С. 505-506.
41 От тюрк. 1ащап — владетель. В феодальной России «тархан» — вотчинник, свободный от всех податей и наделенный особыми полномочиями.
42 Сохранение указанных ниже налогов и повинностей за крепостными встречается как по отдельности, так и в различных их сочетаниях друг с другом.
43 Хроники. II. С. 384, 388, 461-464, 472-473.
44 Там же. С. 375, 388, 461-464, 472-473, 492-493.
45 Там же. С. 375.
46 Там же. С. 388, 469.
47 Там же. С. 332-333, 344-345.
48 Там же. С. 316, 481-482.
49 Национальный центр рукописей г. Тбилиси. Ф. Аё. Док. № 52.
50 Хроники. II. С. 428.
51 Там же. С. 479.
Некоторые феодалы и правители присваивали церковные земельные владения либо сознательно, либо по незнанию52. Возможно, в некоторых случаях и правители, и феодалы надеялись, что Церковь не заметит потери. Причиной такого явления, по всей видимости, стали нередкие в ХУ^ХУП вв. войны и междоусобицы, приводили к смуте и экономическому упадку. Случались даже земельные споры между церковными кафедрами или той или иной кафедрой и католикосатом53.
Во всех случаях присвоения земельных владений Церкви, церковные деятели стремились к тому, чтобы добиться справедливости, представляя имевшиеся у них грамоты о пожертвованиях. Такие дела решались в судебном порядке. Арбитром в спорах между Церковью и феодалами выступали правители (цари или мтавары). Если не было документального подтверждения претензии на земельные владения, то дело решалось клятвой истца или ответчика и представителей местного населения54. В случае намеренного присвоения церковных земель полагалось заплатить Церкви штраф, который именовался саканоно (см. выше). Католикосы судились по поводу земельных владений и с царя-ми55. Но иногда судебного решения не требовалось: присвоивший церковные владения признавал свою неправоту сам и возвращал земли56.
Иногда же церковные деятели вынуждены были выкупать такие «потерянные» имения. В частности, так поступил Картлийский католикос Доментий (Мухранбатони) (1660-1676), выкупив в 1675 г. все «потерянные» кахетинские имения Светицховели (Кафедральный собор Мцхетского католикосата) за 300 туманов, что составляло около 5 тыс. крупных серебряных монет (марчили57).
В отдельных случаях изъятие монастырских земель правителями было обусловлено значительным сокращением числа братии и носило временный характер. В частности, это относится к Давидо-Гареджийской пустыни: большинство монастырей в ней было разрушено в нашествие шаха Аббаса I (1587-1629) на Грузию в 1616 г. Такое отчуждение не рассматривалось как незаконное.
Управление на своих землях Церковь осуществляла самостоятельно. Номинально главой той или иной церкви или монастыря считался тот святой, в честь которого они были воздвигнуты. Практически же верховное управление в этих «домах» осуществляли католикос, архиерей или настоятель. В Церкви, как в корпоративном институте, управление и владение имуществом было коллегиально-коллективным.
52 Там же. С. 475.
53 Там же. С. 395, 487; ПГП. :ГУ. Док. № 8.
54 Там же. С. 467, 484; ПГП. !У. Док. № 7, 20, 56, 82.
55 Там же. С. 418.
56 Там же. С. 402, 472-473, 492, 489-490, 510 (цари), 405, 481 (феодалы).
57 Марчили — название серебрянной монеты в Грузии, получила распространение в ХУ!-ХУП вв. Марчили весил 14,2 г. КапанадзеД. Г. Грузинская нумизматика. Тб., 1969. С. 143 (на груз. яз.). Итого получается 4 кг 260 г серебра. Хроники. II. С. 490-491.
Часть земель относилась к общим владениям той или иной кафедры (в груз. яз. сахасо^, например сахасо-сакаталикосо — общие земли католикосата) — такими землями управлял непосредственно католикос, архиерей или настоятель (в зависимости от их принадлежности), совместно с церковными азнаурами. Часть церковных владений находилась в ведении сакдрисшвили59, они получали с них доходы в качестве жалования за исполнение той или иной административной или хозяйственной должности, и она именовалась «долей» или «братской [частью]» (например, «долей для мцхетисшвили660» — самцхетишвило цили)61. Эти принципы распределения и управления землями делали фонд церковного землевладения единым и неделимым62.
Несколько особняком стояла такая категория церковных земельных владений, как сацинамдзгвро (иначе саеквдро), которая была аналогом светского сатавиставо (груз. «предназначенный для самого себя»). Владения этой категории были приписаны к тому или иному приделу храма, находящемуся при усыпальницах правителей или феодалов. В хозяйственно-административном плане такие земли пользовались независимостью от главного храма. Настоятель (цинамдзгвари) такого придела заведовал всеми вопросами, связанными с землевладением63.
Фактически, церковное землевладение имело параллели в государственном землеустройстве. В государственном земельном фонде также были земли категории сахасо, из которых правители предоставляли земли феодалам, служащим государству.
Следует разграничивать земли, принадлежавшие собственно Церкви как сюзерену (домен), и земли, находившиеся в условном владении у церковных вассалов и крепостных. Собственно церковные земли и владения церковных вассалов обрабатывались церковными крестьянами.
Церковь могла распоряжаться своими землями по своему усмотрению, что выражалось в нескольких аспектах:
1) распределении католикосами и архиереями Грузинской Православной Церкви церковных земельных владений между церковными служителями (священного сана), чиновниками и военными (полководцами)64 и прочими церковными вассалами, также крепостными;
58 Термин имеет арабское происхождение.
59 Букв. «дети престола» или же «церкви» (сакдари). ПГП. III. № 56.
60 Букв. «дети Мцхеты». ПГП. III. № 70, 82, 86.
61 Термины мцхетисшвили и сакдрисшвили понимаются как обозначающие церковных вассалов, но только дворянского сословия [Шошиашвили Н. Вассалитет // Грузинская советская энциклопедия. Т. IV. Тб., 1979. С. 318 (на груз. яз)]. Этим термин швили отличался от термина кма (груз. «крепостной, вассал»), который использовался и для обозначения крепостных. Термин мцхетисшвили обозначал вассалов Мцхеты, а сакдрисшвили — вассалов любой кафедры.
62 Очерки истории Грузии: В 8 т. Т. III. С. 803-804.
63См.: Ломинадзе Б. Из истории феодального земельного владения «сацинамзг-вро»... С. 145-158.
64 В связи с пожалованием земель церковным полководцам следует отметить следующее: известно, что Мцхетский католикос имел свое войско, которое в качестве
2) обмене земельными владениями с правителями и феодалами;
3) продаже церковных земель;
4) переводе земель в фонд общих владений католикосата (сахасо-сакаталикосо)6.
Нередко пожалования земли со стороны католикосов сопровождались фразой следующего содержания: «Владей, и да дарует тебе Бог в этом счастье, при условии верной службы [католикосскому] престолу и нам (католикосу. — Д.Т.)»66. Из этой формулировки явствует, что земельные пожалования были условными, условием сохранения пожалования была верная служба сюзерену, в данном случае Церкви, в лице ее главы, католикоса.
В отдельных случаях пожалования тому или иному церковному чиновнику осуществляли цари или мтавары, а также феодалы. Но в основном пожалования правителей и феодалов адресовались церковным кафедрам или отдельным церковным центрам, а уже католикосы, архиереи или настоятели предоставляли земли церковным служителям или чиновникам, а также крестьянам.
Некоторые земли церковного фонда деятели Церкви обменивали на какие-либо другие земельные владения. Если стороны были недовольны сделкой, то они могли аннулировать ее67.
С распоряжением церковными землями тесным образом связан вопрос их эксплуатации. Каких-либо отличий в использовании, с одной стороны, церковных, с другой — государственных и феодальных земельных владений в Грузии нами в ходе исследования замечено не было. Церковные земли отводились в основном под пашни, виноградники, пастбища и покосы, а также сады и огороды. На землях Церкви располагались леса, тутовые рощи, рыбные ловли. Согласно просмотренным нами документам в Восточной Грузии, в отличие от Западной, не выращивали такие культуры, как гоми68 и бобы. В Западной Грузии было не столь распространено выращивание хлебных злаков, что объяснялось влажностью почвы и климата.
Кроме непосредственной эксплуатации, в документах зафиксированы также случаи сдачи в аренду церковных земель, в частности,
отдельной единицы входило в царский военный округ (груз. садрошо). Во главе войска Мцхетского католикосата стоял полководец из числа церковных азнауров (в Кахети же в 70-е гг. ХУ в. во главе военных округов были поставлены епископы). Очерки истории Грузии: В 8 т. Т. !У: Грузия с начала ХУ! в. по 30-е гг. Х!Х в. / Под ред. М. Думбадзе. Тб., 1973. С. 238-239 (на груз. яз.); Таварткиладзе Д. Т. Православная Церковь и воинская повинность в Грузии в ХУ-ХУП вв. //Ломоносовские чтения. Востоковедение: тезисы докладов научной конференции. Москва, 16 апреля 2012 г. М., 2012. С. 184.
65 Хроники. II. С. 446.
66 ПГП. III. №№ 54, 63, 70, 82, 84, 86, 87, 97, 101, 113, 133, 168. Формулировки некоторых документов несколько отличаются от приведённой выше, особенно это относится к № 70, 87, 97, 113 и 168.
67 Хроники. II. С. 428.
68 Кавказская группа разновидностей щетинника итальянского, или итальянского проса. Используется для получения крупы и муки. Гоми //Большая советская энциклопедия: третье издание. Т. УЛ. М., 1972. С. 52.
для постройки торговых домов. Встречаются и случаи продажи земель Церкви церковными деятелями для покрытия расходов, например на реставрацию церквей69.
Церковные земли являлись источником разнообразных доходов. Прежде всего это была натуральная продукция, кроме того, также деньги, получаемые с крестьян в виде подати. Мы обладаем некоторыми конкретными сведениями. Так, в 1621 г. Западногрузинский католикосат в год получал примерно с 500 дымов своих крепостных в различных селениях Имерети, Гурии и Самегрело следующие подати70:
деньги 1052 тетри71 (серебряных монет) и 10 марчили72
хлеб 3,2 т
ячмень 1,7 т
гоми порядка 20 т
вино около 102-107 тыс. л
скот 440-446 голов (в том числе до 15 свиней)
куры 441
яйца 74773
Сбор церковных доходов и управление на землях Церкви осуществляли церковные чиновники.
Управление более или менее крупными владениями Церковь осуществляла из усадеб, которые размещались на территории управляемого владения. В документах довольно часто можно найти сведения о наличии церковных усадеб в подвластных Церкви селениях74.
Доходы с церковных земель или крестьян принадлежали той церкви, монастырю или кафедре, которой они были пожертвованы. Не было такого установления, чтобы доходы со всех епархий поступали католикосату, а оттуда распределялись на нужды отдельных церковных центров.
Несмотря на то что в исследуемый период Восточная Грузия находилась в вассальной зависимости от Сефевидского Ирана75, Западная
69 См.: Пурцеладзе Д.П. Грузинские крестьянские грамоты, крепостные и судебные акты, грамоты и письма грузинских и персидских царственных особ. Тифлис, 1882. С. 2.
70 Таблица составлена на основе сведений, почерпнутых из Списка оброков с крестьян Западногрузинского католикосата. 1621 г. // ПГП. III. Док. № 91.
71 Общий термин для обозначения золотых, серебрянных и медных монет в Грузии. Встречается в грузинских источниках XIV-XVIII вв. (Дундуа Г. Тетри // ГСЭ. IV. Тб., 1979. С. 638 (на груз. яз.)).
72 Серебро, весом 14,2 г. (см. сноску 57). Итого марчили на 142 г.
73 А также некоторые другие продукты (сливочное масло, творог, сыр, соль, рыба) и предметы [холст, одежда (47 шт.)], кроме того, более 36 возов сена, 21 воз дров.
74 Хроники. II. С. 409, 417, 505-506; ПГП. III. Док. № 125. С. 533.
75 Очерки истории Грузии. Т. IV. С. 100. Мирным договором между Ираном и Турцией от 1590 были признаны права последней на Восточную Грузию, а в 1612 г. она вновь отошла к Ирану.
Грузия — от Османской империи76, а Южная Грузия (Самцхе-Саатабаго) окончательно отошла к османам в 1639 г.77, в целом по Грузии традиционная система землевладения практически не претерпела измене-ний78.
На основании изложенного выше материала можно сделать следующие выводы. Немалый объем земельных пожалований со стороны правителей в пользу Церкви, освобождение церковных крестьян практически от всех государственных оброков и податей, а также та протекция, которую оказывалась церковному землевладению, указывают на значительную поддержку, которую Церковь получала от светской власти. Эта поддержка объяснялась как религиозными соображениями, так и стремлением заручиться лояльностью Церкви — той силы, которая имела весьма значительное воздействие на население. Поддержка церковного землевладения способствовала экономическому благополучию Церкви, поскольку именно земля была основным источником дохода в ту эпоху. Несомненно, что предоставление Церкви довольно значительной части земельных угодий страны должно объясняться и борьбой (или превентивными мерами) против дальнейшей децентрализации.
Но не всегда взаимодействие государства и Церкви в отношении земли имело характер мирного и взаимовыгодного сотрудничества. В условиях экономического упадка и смуты, которыми сопровождались нередкие для Грузии ХУТ-ХУП вв. войны и междоусобицы, некоторые правители и феодалы присваивали церковные земли. Это вынуждало деятелей Церкви отстаивать церковные владения, в чем они зачастую имели успех.
Церковь практически полновластно распоряжалась своими землями. Земельные владения предоставлялись Церкви на условиях иммунитета. Чиновниками на церковных землях становились церковные вассалы, они же осуществляли сбор податей. Право суда во владениях Церкви (в том числе по земельным вопросам) принадлежало католикосам и архиереям.
76 Мегрельский и гурийский мтавары подпали под эту зависимость еще до Амасийского мира (1555 г.), а имеретинский царь — после него. Очерки истории Грузии. Т. IV. С. 122.
77 До этого начиная с первой войны (1514-1555) между Османской империей и Сефевидским Ираном она была объектом соперничества между державами.
78 Конечно, в ходе переселенческой политики шаха Аббаса I (1587-1629) значительная часть земель в Кахети (в том числе и церковных) была предоставлена туркменским племенам. Но в целом цари Картли и Кахети, которые назначались иранскими шахами, утверждали за Церковью ее владения и жаловали ей новые (Хроники. II. С. 456-457, 466, 468, 472-473, 486, 489 и др.); то же самое можно сказать о ханах, назначавшихся Ираном править в Кахети в 1677-1703 гг. (Там же. С. 516).
Затем, следует отметить, что османы устанавливали свою систему землевладения в покоренном ими Самцхе-Саатабаго. Однако специального рассмотрения тех изменений, которые произошли с землевладением Грузинской Православной Церкви в указанных областях, в данной статье не будет. Что касается Западной Грузии, то ее зависимость от Османской империи в исследуемый период не была столь значительной, чтобы османы вмешивались во внутреннюю жизнь ее политических единиц.
Католикосы и архиереи имели право распределять церковные земли между церковными служителями и чиновниками, а также крепостными. При этом земли предоставлялись в условное владение.
На доходы, поступавшие с церковных земель, государство не претендовало, они шли в пользу Церкви. Их расходовали на строительство, содержание и украшение храмов, строительную и восстановительную деятельность на церковных землях, обеспечение заселения опустевших сел, на благотворительность, переписывание книг, содержание школ, которые находились при монастырях, а также содержание клира и церковных чиновников.
В целом наблюдается прочное взаимодействие Церкви и государства в отношении землевладения. Можно сказать, что они фактически взаимно дополняли друг друга в деле управления землями и сидевшими на ней крестьянами.
Список литературы
Большая советская энциклопедия: третье издание. Т. УП. М., 1972. Грузинская Советская Энциклопедия. Т. ^Х! Тб., 1975-1987 (на груз. яз.). Грузинский экзархат Русской Православной Церкви // Православная энциклопедия.
Т. ХШ. М., 2006. Капанадзе Д.Г. Грузинская нумизматика. Тб., 1969 (на груз. яз.). Ломинадзе Б.Р. Из истории феодального земельного владения «сацинамзгвро» //
Материалы по истории Грузии и Кавказа. Вып. 34. Тб., 1954 (на груз. яз.). Ломинадзе Б.Р. Из истории феодальных отношений в Грузии. Т. I: Сеньории. Тб., 1966 (на груз. яз.).
Очерки истории Грузии: В 8 т. Т. III: Грузия в Х^ХУ вв. / Под ред. З. Анчабадзе и В. Гучуа. Тб., 1979 (на груз. яз.); Т. ТУ: Грузия с начала XVI в. по 30-е гг. XIX в. / Под ред. И. Антелава. Тб., 1970 (на груз. яз). Рыбаков А.Л. Этика благорастворения: парадигма отношений Церкви и светской элиты в Грузии // Материалы XIX ежегодной богословской конференции ПСТГУ. М., 2009.
Таварткиладзе Д.Т. Борьба государства и Церкви против торговли людьми в Грузии
XVI-XVII вв. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. М., 2011. № 4. ТаварткиладзеД.Т. Православная Церковь и воинская повинность в Грузии в XVI-XVII вв. // Ломоносовские чтения. Востоковедение: тезисы докладов научной конференции. Москва, 16 апреля 2012 г. М., 2012. Тадумадзе М. Церковное землевладение в Грузии: первая половина XIX в. Тб., 2006 (на груз. яз.).
Свт. Феофан Затворник. Творения: толкование посланий апостола Павла (второе послание к Коринфянам). М., 1998 (репринт издания 1894 г.).
Источники
Георгий Мерчуле. Житие св. Григория Хандзтели // Грузинская письменность. Т. I. Тб., 1987.
Национальный центр рукописей г. Тбилиси. Ф. Аё. Док. № 52 (на груз. яз.). Памятники грузинского права /И. С. Долидзе. Т. II: Светские законодательные памятники (Х-ХК вв.). Тб., 1965 (на груз. яз.). Т. III: Церковные законодатель-
ные памятники (XI-XIX вв.). Тб., 1970 (на груз. яз.). Т. IV: Судебные решения XVI-XVIII вв. Тб., 1972 (на груз. яз.); Пурцеладзе Д. П. Грузинские крестьянские грамоты, крепостные и судебные акты, грамоты и письма грузинских и персидских царственных особ. Тифлис, 1882. Хроники и материалы по истории и письменности Грузии /изд. Ф. Жорданиа. Кн. II:
1273-1700 гг. Тифлис, 1897 (на груз. яз.); Церковные документы Западной Грузии / Изд. С. Какабадзе. Кн. I. Тифлис, 1921 (на груз. яз.).
Сведения об авторе: Таварткиладзе Давид Тамазович, аспирант кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА МГУ имени М. В. Ломоносова, преподаватель кафедры Восточно-христианской филологии и Восточных Церквей ПСТГУ. E-mail: [email protected]