Научная статья на тему 'Формирование сословий в Грузии в xix в'

Формирование сословий в Грузии в xix в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
728
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНАЯ ГРУЗИЯ XIX В. / EASTERN GEORGIA XIX CENTURY. / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / RUSSIAN EMPIRE / ЗАКОНЫ ЦАРЯ ВАХТАНГА / LAWS OF KING VAK-HTANG / ГРУЗИНСКОЕ ДВОРЯНСТВО / GEORGIAN NOBILITY / АЗНАУРЫ / АМКАРСТВО / АЗАТ / AZAT / ГРУЗИНСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО / GEORGIAN ORTHODOX CLERGY / КРЕСТЬЯНСТВО ГРУЗИИ / PEASANTRY OF GEORGIA / МЕБЕГРЕ / МОКАЛАКИ / МСАХУРИ / ТАВАДЫ / AZNAURY / AMKARSTVO / MEBEGRE / MOKALAKI / MSAHURI / TAVADY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Давидян Г. М.

Мероприятия российских властей по урегулированию правового статуса населения Восточной Грузии, проведенные в XIX в., во многом способствовали систематизации прав и привилегий дворянства, формированию духовенства как привилегированного сословия. В статье также рассматриваются вопросы освобождения крестьянства от крепостной зависимости во второй половине XIX в. и установления местного самоуправления в городах Грузии как результат вхождения Грузии в состав Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of estates in Georgia in XIX century

Arrangements of the Russian authorities to resolve the legal status of the population of Eastern Georgia held in the XIX century, greatly contributed to the systema-tization of rights and privileges of nobility, the formation of the clergy as a privileged class. The article examines issues of the liberation of peasants from serfdom in the second half of the XIX century and the establishment of local self-government in cities as a result of the entry of Georgia into the Russian Empire.

Текст научной работы на тему «Формирование сословий в Грузии в xix в»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2009. № 4

Г.М. Давидян, кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права юридического факультета МГУ*

ФОРМИРОВАНИЕ СОСЛОВИЙ В ГРУЗИИ В XIX В.

Мероприятия российских властей по урегулированию правового статуса населения Восточной Грузии, проведенные в XIX в., во многом способствовали систематизации прав и привилегий дворянства, формированию духовенства как привилегированного сословия. В статье также рассматриваются вопросы освобождения крестьянства от крепостной зависимости во второй половине XIX в. и установления местного самоуправления в городах Грузии как результат вхождения Грузии в состав Российской империи.

Ключевые слова: Восточная Грузия XIX в.; Российская империя; Законы царя Вахтанга; грузинское дворянство; азнауры; амкарство; азат; грузинское православное духовенство; крестьянство Грузии; мебегре; мокалаки; мсахури; тавады.

Arrangements of the Russian authorities to resolve the legal status of the population of Eastern Georgia held in the XIX century, greatly contributed to the systema-tization of rights and privileges of nobility, the formation of the clergy as a privileged class. The article examines issues of the liberation of peasants from serfdom in the second half of the XIX century and the establishment of local self-government in cities as a result of the entry of Georgia into the Russian Empire.

Keywords: EasternGeorgia XIX century.; Russian Empire; Laws of king Vak-htang; Georgian nobility; aznaury; amkarstvo; Azat; Georgian Orthodox clergy, peasantry of Georgia; mebegre; mokalaki; msahuri; tavady.

Добровольное вхождение Грузии в состав Российской империи привело к серьезным изменениям в ее общественном, экономическом, политичном строе и правовой системе. Но из всех сфер жизни важным барометром изменений является правовое положение населения.

Что означало «Грузия» в начале XIX в.? Это лишь Восточная Грузия, вошедшая в Россию еще в 1783 г. по Георгиевскому трактату: западная же часть Грузии, состоявшая из различных мелких царств и княжеств (Имеретия, Мингрелия и Гурия), вошла в Российскую империю позже. При этом все эти небольшие государства до XIX в. периодически зависели то от Персии, то от Турции. Это предопределило ту пестроту правового и социального положения населения, с которой столкнулись российские власти при попытках уравнения положения сословий Грузии с правами сословий внутренних губерний империи.

Если применить к группам населения Грузии сословный принцип, утвердившийся в России к этому периоду, то в ней можно выделить такие сословия, как дворянство, духовенство, городское население, кресть-

* [email protected]

янство. Правовой статус этих сословий в Грузии регулировался в основном обычным правом, и к началу XIX в. он был весьма условным. Кроме того, в отдельных областях Грузии, например в Имеретии, существовали рабы. Работорговлей занимались также в горной Сванетии.

Особые сложности у российских властей возникли при определении имущественных и личных прав дворян: необходимо было установить, какие группы землевладельцев существуют и какими правами они обладают в Грузии.

Правовое положение феодалов Восточной Грузии можно проанализировать по единственному писаному источнику, составленному в начале XVIII в., — Законам царя Вахтанга VI (далее — Законы), определявшим правовое положение феодалов в Грузии. Они выделяют в качестве феодалов в первую очередь князей (тавадов), которые в зависимости от своего экономического положения делились на три категории: первейшие (князья первой категории), средние (князья второй категории) и князья третьей категории. Соответственно и жизнь их в случае убийства оценивалась в Законах следующим образом: первейших князей — 15 360 руб. серебром, средних князей — 7680 руб. серебром, князей третьей категории — 3840 руб. серебром1. Правами первейших князей пользовались всего шесть княжеских фамилий, к которым относились Еристав Арагвийский, Еристав Ксанский, Орбелианов, Цицианов, Мелик Салхетский и Амилахвар. Титул «первейший князь», в соответствии с Законами, переходил только старшему сыну, а собственность делилась между всеми детьми. Например, согласно ст. 103 Законов, младшему сыну доставался «дом отцовский».

Необходимо обратить внимание на такую категорию землевладельцев, выделенную в Законах, как дворяне (азнауры): они служили царю, князьям и церкви, за что получали привилегии и землю во владение, не становясь ее собственниками. Как и князья, дворяне делились на три категории. Соответственно за убийство первейших дворян (дворян первой категории) Законы устанавливали штраф в размере 1920 руб. серебром, за убийство дворянина второй категории — 960 руб. серебром (такой же, как и за убийство богатейших купцов), за убийство дворянина третьей категории — 480 руб. серебром (такое же наказание предусматривалось за убийство священника2).

В литературе существуют разные точки зрения по поводу правового статуса азнауров. Так, С.Л. Авалиани считал их «слугами» князей, описывая их правовое и имущественное положение следующим образом: «Азнауры церковные и княжеские подчиняясь церкви и князю, были их слугами; пользовались землями от князей и церкви, отбывая за них разнообразные повинности и состояли в полной собственности»3. Подчеркивая зависимое положение дворян, С. А. Авалиани отмечает,

1 Законы царя Вахтанга // Законы Грузинские. Т. 2. Спб., 1828. Ст. 26—28.

2 Там же. Ст. 29—31.

3 Авалиани С.Л. Крестьянский вопрос в Закавказье: В 5 т. Одесса, 1912. Т. 1. С. 56.

что грузинские цари «жаловали князьям дворян вместе с их землями и крестьянами, и на них помещики смотрели как на полную собственность и распоряжались ими по своему усмотрению»4. В то же время дворяне, по мнению ученого, не были лично зависимы от собственников земли; С.Л. Авалиани не исключал для них возможность перехода к другому «помещику» по собственному усмотрению, хотя и отмечал, что такой переход для азнаура был сопряжен со «значительными экономическими потрясениями»5.

Иную точку зрения высказывает Н.Ф. Дубровин. Азнауры, по его мнению, не несли никаких повинностей перед князьями, церковью и царем, легко уходили от своих землевладельцев, как только находили другого князя6.

В официальном докладе «Записка о крепостном праве в Грузии» председателя Закавказского комитета по устройству помещичьих крестьян от 31 октября 1862 г. азнауры наряду с крестьянами причислены к зависимому населению7. В.Н. Иваненко прямо говорит о крепостной зависимости азнауров (княжеских дворян) от собственников земли8.

Можно предположить, что правовой статус дворян Грузии аналогичен правовому положению российских помещиков («служилых людей») до XVIII в., т.е. грузинские дворяне за службу землевладельцам получали землю в пользование, но по сравнению с российскими помещиками они были более ущемлены в правах. Нередко землевладельцы передавали дворян вместе с крестьянами по сделкам или по наследству.

Дворяне Восточной Грузии, Имеретии и Гурии отличались малоземельем и соответственно небольшим числом зависимых крестьян. Например, по данным камерального (статистического) описания, в Тифлисской губернии ко второй половине XIX в. помещики были обеспечены крестьянами (душами мужского пола) следующим образом:

Количество душ мужского пола Количество помещиков

до 21 869

21—100 729

101—500 137

501—1000 12

свыше 1000 2

В Имеретии, где дворянский титул часто предоставлялся за военную службу, многие дворяне вовсе не имели ни земли, ни зависимых кресть-

4 Авалиани С.Л. Указ. соч. С. 57.

5 Там же. С. 56.

6 См.: Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Спб., 1871. Т. 1. Кн. 2. С. 183.

7 Акты, собранные Кавказской археографической комиссией (далее — АКАК) Т. 12. Ч. 1. С. 132.

8 Гражданское управление Закавказьем от присоединения Грузии до наместничества Великого князя Михаила Николаевича. Тифлис, 1901. С. 175.

ян. Об этом свидетельствует «Описание Имеретии и Мингрелии», составленное статс-советником Литвиновым в 1806 г.9 Ситуация иногда становилась комичной. Например, по наблюдением немецкого путешественника Августа фон Гакстгаузена в имеретинской деревне 120 дворян владели всего 30 крестьянскими дворами10.

В Мингрелии наиболее крупными феодалами были князья Дадиани и их дети, которые владели крепостью, землями и иной собственностью, например лесами и реками. Князья здесь делились на две категории: «независимые князья», т.е. князья, имевшие право неограниченной собственности на землю, «зависимые князья» — тавады, получившие землю за службу либо от независимых князей, либо от князей Дадиани и лишенные права перехода на другие земли. Мелкие землевладельцы (азнауры), как и в Восточной Грузии и Имеретии, зависели от князей и церкви, которые давали им земли и требовали уплаты налогов.

Итак, в первой четверти XIX в. в Грузии не существовало единого принципа феодального землевладения. Поскольку категории феодалов были разнообразны, изменения в их правовом положении осуществлялись в отношении каждой из категорий феодалов с учетом имевшихся у них прав и обязанностей.

Теперь рассмотрим, как изменилось правовое положение феодалов Грузии в составе Российской империи в XIX в.

Прежде всего, существенные изменения произошли в правовом положении грузинских землевладельцев. По Указу Александра I 1801 г. все население Грузии в начале XIX в. оставалось в «преимуществах состояния своего, при свободном отправлении своей веры и при собственности своей не прикосновенно»11. Однако грузинские землевладельцы с вхождением в состав Российской империи стали неоднократно изъявлять желание о признании царским правительством своего дворянского звания, что должно было привести к уравнению прав грузинского дворянства с русским и приобретению грузинскими дворянами всех прав и привилегий русского дворянства.

В 1817 г. всем претендентам было предложено в течение одного года представить документы в экспедицию суда и расправы Верховного грузинского правительства, а в уездах — в уездные суды для установления их прав. Помимо документов требовались показания 10—12 свидетелей, удостоверявших, что данное лицо в течение тридцати лет владело имением, и после этого претендентам выдавались соответствующие акты12.

9 АКАК. Т. 12. Ч. 1. С. 132.

10 Гакстгаузен А. фон. Закавказский край. Заметки о семейной и общественной жизни и отношением народов, обитающих между Черным и Каспийским морями. Путевые впечатления и воспоминания Августа фон Гакстгаузена. Спб., 1857. Т. 1. С. 91.

11 Полное собрание законов Российской империи (далее — ПСЗРИ). Собр. 1. Т. 26. № 2007.

12 АКАК. Т. 6. Ч. 1. С. 27—28.

К 1818 г. были признаны дворянские права за теми лицами, которые предоставили учрежденному в том же году Дворянскому депутатскому собранию и Верховному грузинскому правительству несомненные доказательства, причем только на шестилетний срок, «для предотвращения недоразумений ввиду неопытности членов Депутатского собрания». В своем предписании Грузинскому депутатскому собранию от 11 февраля 1819 г. генерал Ермолов эти действия объяснял необходимостью дополнительной ревизии, что не должно было «оскорблять грузинских дво-рян»13. Но в Дворянское депутатское собрание продолжали поступать заявления от лиц, претендующих на получение дворянского звания.

Ввиду того, что на дворянское звание претендовало большое число лиц с неопределенными правами, в 1819 г. Дворянскому депутатскому собранию была дана специальная инструкция, согласно которой дворянами (князьями) могли признаваться, во-первых, только те лица, фамилии которых перечислены в Георгиевском трактате 1783 г., во-вторых, лица, которым дворянское звание было пожаловано последним грузинским царем Георгием XII, в-третьих, лица, обладавшие пожалованными грамотами столетней давности. Право собственности на недвижимое имущество не могло служить доказательством права на дворянство. На дворянское звание также не могли претендовать почетные горожане и богатые купцы.

Дворянское депутатское собрание и Верховное грузинское правительство испытывали трудности при вынесении решения, так как документы, поступающие от претендующих лиц, были весьма и весьма сомнительны и спорны. Прокурор Чиляев в рапорте от 3 июня 1824 г. писал, что в Грузии «едва ли можно найти двух помещиков, которые имели

г 14

бы письменные акты на родовое имение» .

Процедура принятия дворянского звания слишком затягивалась: ведь помимо документов о правах на недвижимость необходимы были и жалованные грамоты. Поэтому в данный период проводились промежуточные мероприятия. Например, в 1827 г. был издан Указ императора о предоставлении грузинским дворянам в России всех прав дворянства независимо от службы, но только временно15.

Чтобы ускорить затянувшийся процесс признания прав грузинских дворян, в Тифлисе в 1832 г. была учреждена следственная комиссия16, которая рассматривала документы, доказывающие дворянское звание претендующих лиц. Несомненным доказательством дворянского звания для комиссии было упоминание в Георгиевском трактате грузинских благородных фамилий, подтвержденных указом Александра I 1801 г. Утвер-

13 АКАК. Т. 6. Ч. 1. С. 106—108.

14 Там же. Т. 8. Ч. 1.С. 33—35.

15 ПСЗРИ. Собр. 2. Спб., 1830—1884. Т. 2. № 921.

16 Там же. Т. 7. №> 5401.

ждались все документы в «судебных местах»17. Работа в комиссии по определению прав дворян (и князей) Тифлисской, а также Кутаисской губерний продолжалась длительное время.

В 1833 г. высочайше утвержденным мнением Государственного совета было установлено, что «лица, именуемые княжескими дворянами не должны состоять в какой бы то ни было личной зависимости от князей и до утверждения их в дворянском достоинстве они должны быть причислены к сословию казенных крестьян»18. Что же касается прав дворян на землю, то они устанавливались следующим образом. За теми дворянами, которым земля была пожалована царем или которые приобрели ее в собственность в результате купли-продажи, их земля закреплялась на праве собственности. Земля отдавалась в собственность дворянину и в том случае, если он был пожалован князю, но без специального указания в жалованной грамоте о том, что он переходит к князю вместе с поместьем. Если же такое указание отсутствовало, то земля закреплялась на праве собственности за князем. Имения, пожалованные дворянам князьями, от которых они находились в зависимости, также закреплялись за князьями. И наконец, безземельные дворяне, будучи причисленными к казенным крестьянам, получали наравне с последними надел, при этом за ними признавались право доказывать свое дворянское происхождение и возможность в случае, если это ему удастся, получить этот надел в собственность «в уважение их бедности»19.

Высочайше утвержденным мнением Государственного совета от 20 октября 1838 г. грузинские дворяне были уравнены с «тамошними» князьями в правах на занятие выборных должностей20. Во всех последующих актах при установлении правового статуса грузинских дворян «князья» и «дворяне» упоминаются как единая категория.

Указом императора от 30 марта 1846 г. были учреждены две специальные комиссии, состоявшие из чиновников министерств и местных дворян и князей, работавших добровольно. Эти комиссии должны были составить списки дворян и князей, имевших право на дворянское звание, с указанием всех доводов в пользу этого решения. Свою работу комиссии завершили через три года и представили пять списков дворян. В первый список попали все фамилии, дворянство которых не подлежало сомнению. Во втором списке оказались лица, в отношении которых были определенные сомнения, но в пользу которых были аргументы. В третий список были включены те фамилии, права которых не были доказаны. В четвертом списке находились фамилии всех тех дворян, которые были лично зависимы от князей. Всем родам, попавшим в пятый список, окончатель-

17 АКАК. Т. 19. № 18349.

18 Там же. Т. 9 (доп.). № 6311.

19 Там же.

20 Там же. Т. 13. Отд. 2. № 1659.

но было отказано в признании прав на дворянство. Последний список оказался самым многочисленным, например, в Восточной Грузии было отказано 677 фамилиям, а в Имеретии и Гурии — 66821.

На утверждение императору были переданы два первых списка, которые по утверждении были внесены в родословные книги22. В связи с признанием в дворянском звании имеретинских дворян было учреждено Кутаисское дворянское депутатское собрание23.

Итак, вхождение Грузии в состав Российской империи ускорило и завершило процесс формирования дворянства в этом регионе. При этом царское правительство, законодательно закрепляя сословный статус этой группы, шло по пути унификации, приравнивая их правовой статус к правовому статусу российского дворянства.

Грузинское православное духовенство как сословие было образовано благодаря вхождению Грузии в состав России. До этого события грузинское духовенство не имело особых прав и привилегий, как, например, российское православное духовенство. Более того, некоторые православные грузинские священники были лично зависимы.

Для формирования грузинского духовенства как сословия большое значение имело издание именного указа, данного главноуправляющему Грузией от 7 июля 1808 г24. Согласно этому документу духовенство Грузии было освобождено от крепостной зависимости от помещиков и «не токмо от крепости, но и от всех податей и повинностей в отношении к помещикам»25. Однако этот указ распространился только на лиц, родившихся после его издания. Положение изменилось лишь в 1861 г., когда указом от 18 апреля были освобождены от крепостной зависимости те духовные лица, которые родились до издания указа 7 июля 1808 г.26

Таким образом, 1808 год можно считать важной датой в формировании грузинского православного духовенства как сословия и, более того, как привилегированного сословия. Впоследствии в Своде законов Российской империи грузинское православное духовенство рассматривалось как часть российского православного духовенства в целом со всеми правами и привилегиями27.

Католическое духовенство. Католическое вероисповедание было менее распространено в Грузии, чем православие, о чем свидетельствует количество католиков, выявленных при камеральных описаниях населе-

21 АКАК. Т. 10. № 44.

22 Там же. № 4647.

23 ПСЗРИ-2. Т. 25. № 24707.

24 ПСЗРИ. Собр. 1. Спб., 1826—1830. Т. 30. № 23146.

25 Там же.

26 ПСЗРИ-2. Т. 26. Отд. 1. № 36891.

27 Свод законов о состояниях Российской империи. Спб., 1857. Т. 9. Кн. 1. Разд. 2.

ния отдельных частей Закавказья28, а также сообщения официальных исследователей Закавказья в 30-е гг. XIX в.: «Никогда римско-католическое вероисповедание не делало значительных успехов в Грузии»29. По этим же наблюдениям, католики Грузии «суть исключительно из армян»30. Католическое духовенство Закавказья до вхождения этого региона в состав Российской империи содержалось за счет «римской конгрегации»31. Однако после вхождения Грузии в состав России Рим перестал выплачивать жалованье католическому духовенству. В связи с этим 10 марта 1811 г. издается Указ «О назначении жалованья католическому духовенству в Грузии»32. По этому указу предусматривалось выделять из казны ежегодно 360 руб. серебром для католического духовенства Грузии33. В дальнейшем правовой статус католического духовенства был приравнен к армяно-григорианскому; католическое духовенство Закавказья было выделено в качестве отдельного сословия. При этом права и преимущества католического духовенства были распространены и на их детей.

Таким образом, после вхождения в состав Российской империи в Грузии появилось духовенство как сословие со всеми правами и привилегиями.

Городское население Грузии в период ее присоединения к Российской империи, в также и после этого представляло собой неоднородную массу, как и жители городов центральных губерний России еще с XVIII в.34 Основную массу жителей городов составляли купцы и ремесленники (если исключить дворян и духовенство). Вхождение в состав Российской империи Грузии привело к упорядочению правового положения купцов и ремесленников, участию городского населения в городском самоуправлении, а также установлению ряда привилегий для почетных горожан.

Экономика городов Грузии первой половины XIX в. была отсталой, что вполне естественно, так как ни предыдущие персидское и турецкое господства, ни бесконечные военные действия на территории Грузии не создавали условий для роста городов и соответственно развития городского населения. Об этом свидетельствует ведомость о народонаселении Закавказских областей, составленная главноуправляющим на Кавказе графом Паскевичем-Эриванским. Согласно этой ведомости, к 1830 г. в Тифлисском уезде из 10 376 жителей лишь 500 являлись горожанами, а в Телаве из 420 жителей — только 24.

28 Ведомость о народонаселении в Эриванской губернии за 1864 г. // ЦГИА Армении. Ф. 125. Оп. 1. Д. 8. Л. 73.

29 Обозрение российских владений за Кавказом. Спб., 1836. Ч. 1. С. 186.

30 Там же.

31 ПСЗРИ-1. Т. 32. № 25556.

32 Там же.

33 По сведениям составителей «Обозрения...» в 30-е гг. XIX в. в католической церкви Тифлиса было всего 4 священника.

34 Законодательство Екатерины II: В 2 т. М., 2001 Т. 2. С. 50.

В 20—30 гг. XIX в. царское правительство начало принимать меры к развитию торговли и промышленности для роста городов Закавказья в целом и Грузии в частности. Например, указом императора от 8 октября 1821 г. было предусмотрено введение в Закавказье льготного 5-процентного тарифа на ввозимый товар, т.е. с ввозимых товаров взимали всего 5 % от стоимости, а для идущих в Персию европейских товаров — беспошлинный транзит35. По этому акту «учредители торговых домов» на 10 лет освобождались от платежа податей, постоя, налогов. Купцам предоставлялось право на приобретение недвижимости. Были предусмотрены меры по устройству караван-сараев36. Эти льготы поспособствовали росту торговли, развитию городов и городского населения. Например, в «Отношении главноуправляющего на Кавказе Г.В. Розена министру финансов Е.Ф. Канкрину» от 24 октября 1835 г. описывается развитие города Тифлиса в результате льготной системы торговли: «... город сей весьма много улучшился, явились многие здания, устроились караван-сараи и лавки, увеличились вообще капиталы жителей, и явные признаки бедности сменило довольство...37».

Несмотря на вышеперечисленные сложности в XIX в. города Закавказья росли, а вместе с ними росло и городское население. Многие селения превращались в города; повышался статус городов — из обычных в губернские. Например, в 1846 г. «местечко» Ахалкалаки было переведено в «заштатный город»38.

Определенные сведения о правовом статусе купцов Грузии к моменту ее вступления в состав Российской империи можно получить из Законов царя Вахтанга, согласно которому купцы делились на четыре категории: а) богатейшие купцы — мокалаки; б) «второклассные купцы»;

\ 39 ч

в) «третьеклассные купцы» ; г) купцы четвертого класса.

Несмотря на то что закон предельно четко определял правовой статус купцов в Грузии, в условиях отсталой промышленности трудно представить наличие всех этих категорий повсеместно.

В официальных же изданиях, составленных чиновниками, изучавшими Закавказье, выделяются купцы трех категорий: «Купец первой степени был как бы именитый гражданин, купцы второй степени сами торговыми оборотами приобретали капитал, крестьян и земли; купцы третьей степе-

40

ни — те, которые имели только лавки, в которых и производили торг» .

Мокалаки — это привилегированные городские жители. В Законах они названы «богатейшими купцами первого класса»41. В последующих

35 ПСЗРИ-1. Т. 37. № 28771.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36 Там же.

37 АКАК. Т. 8. № 92. Ст. 154—158.

38 Там же.

39 Законы царя Вахтанга. Ч. 1. Ст. 30—33.

40 Дубровин Н.Ф. Указ. соч. С. 18.

41 Законы царя Вахтанга. Ст. 30.

4 ВМУ, право, № 4

49

источниках мокалаки приравниваются к мещанам42. Мокалаки платили налоги в казну, владели крепостными крестьянами, не подвергались смерной казни за тяжкие преступления43. По материалам официальной историографии, до середины 30 гг. XIX в. мокалаки существовали только в двух городах — Тифлисе и Гурии44. По мнению С.Л. Авалиани, мокалаки — это горожане, получающие крестьян путем «пожалования верховной властью»45. По всей вероятности, мокалаки — категория, аналогичная «почетным гражданам», происходившая от «богатых купцов». Первоначально они вкладывали свои капиталы в торговлю, а затем с развитием промышленности и в промышленность. 4 августа 1832 г. был издан указ, по которому мокалакам как «не дворянам» было запрещено владеть крепостными крестьянами46. Закон устанавливал 4-летний срок, в течение которого мокалаки обязаны были продать своих «крепостных людей»47. Думается, что эта мера было связана с введением почетного гражданства в центральных губерниях России. В таком качестве мокалаки существовали и раньше, но теперь были внесены изменения в их имущественных правах для унификации правового статуса почетных городских жителей Закавказья и центральных губерний России.

С ростом экономики и развитием городов почетные граждане стали появляться и в других городах Закавказья. Например, в «Ведомостях народонаселения Эриванской губернии» за 1869 г. выделены почетные потомственные граждане в Эриванской губернии как отдельная категория городского населения. Правда, из 445 682 жителей почетных потомственных граждан было всего 2248.

Серьезное участие российские власти приняли в регулировании и упорядочении правового статуса ремесленников в Грузии: они составляли наибольшее количество городских жителей и были объединены в амкар-ства4. По мнению некоторых исследователей, амкарства формировались по профессиональному критерию, аналогично западноевропейским средневековым цехам50. «Нет ни одной отрасли промышленности, которая бы не составляла отдельного амкарства. Даже продавцы вареного кофе составляют особое амкарство»51. Согласно докладной записке кавказского наместника председателю Кавказского комитета, до 50-х гг. XIX в. ам-

42 АКАК. Т. 1. С 329.

43 Закавказский вестник. 1950. № 12. С. 19.

44 Обозрение российских владений за Кавказом. С. 184.

45 Авалиани С.Л. Указ. соч. Т. 1. С. 65.

46 Свод законов о состояниях. Т. 9. С. 1095.

47 ПСЗРИ-2. Т. 7. № 5578.

48 РГИА. Ф. 1268. Оп. 16. Д. 12. Л. 327 — 328.

49 Амкар (перс.) означает «сотрудник».

50 См., напр.: Егиазаров С.А. Исследование по истории учреждений в Закавказье. Казань, 1889. Т. 1. С. 1.

51 Там же. С. 2.

карства в городах Закавказья формировались по местным обычаям52. Основой создания амкарства «явилась идея братства», поэтому «ни сословная, ни религиозная принадлежность не являлись препятствием для вступления в амкарство»53. Единственным условием для вступления в амкар-ство было владение профессией. Например, в амкарство Тифлисских носильщиков входили и армяне, и грузины. Амкарства формировались и действовали на началах самоуправления.

До середины XIX в. порядок формирования и деятельности амкарств регулировался лишь обычаями. Никаких серьезных изменений в этот порядок не внесло принятое 4 июня 1852 г. положение об учреждении особого общества для иностранных ремесленников и торговцев54. Основная мера, предусмотренная этим положением, — «учреждение особого общества из живущих в Тифлисе русских и иностранных ремесленников... не касаясь туземных цехов» — не была воплощена в жизнь. Видимо, в создании такого общества особой необходимости не было, поскольку, как уже упоминалось, для вступления в амкарство никаких национальных или религиозных ограничений не было.

В середине XIX в. против амкарств, особенно торговых, стали выступать Тифлисское городовое управление и губернатор. По их мнению, торговые амкарства, монопольно торгуя предметами первой необходимости, «вызывают дороговизну»55, и по настоятельному требованию этих властей было принято высочайшее повеление кавказского наместника, утвержденное императором 17 ноября 1859 г.56 По этому акту амкарские «голова и старейшины» были лишены права разрешать споры между членами амкарства. Во всем остальном — организации и деятельности амкарств, вопросах налогообложения — все оставалось по-прежнему. Тифлисский губернатор в своем отчете пишет о необходимых изменениях амкарств, но, «принимая во внимание, что всякое нововведение встречается здесь с некоторым страхом и волнением, я полагал бы отложить это до более спокойного времени»57.

5 апреля 1867 г. было принято другое положение, согласно которому управление амкарствами в Тифлисе было максимально приближено к управлению ремесленных цехов в центральных губерниях. Вряд ли за 8 лет, прошедших после принятия положения 1859 г., число ремесленников г. Тифлиса увеличилось так, что к ним можно было применить «существующие в России в отношении их постановления»58. Причиной принятия положения 1867 г. послужили столкнове-

52 ЦГИА Армении. Архив Главного управления. Дело № 231/61. Л. 1.

53 Егиазаров С.А. Указ. соч. С. 2.

54 ПСЗРИ-2. Т. 27. Отд. 2. № 26338.

55 Егиазаров С.А. Указ. соч. С. 334.

56 ПСЗРИ-2. Т. 34. Отд. 2. № 35013.

57 АКАК. Т. 11. № 846.

58 ПСЗРИ-2. Т. 34. Отд. 2. № 35013.

ния между амкарствами и городовым управлением. Городовое управление справедливо считало, что торговые амкарства монополизировали торговлю. Эта монополизация приводила к высоким ценам на все, в том числе и на продукты питания. Городовое управление в свою очередь начало облагать высокими налогами не только торговые амкар-ства, но и ремесленные59. В связи с этим имели место открытые столкновения между ремесленниками и городовым управлением, для пресечения которых были применены войска. Тогда и стало очевидной необходимость принятия положения: были упразднены торговые амкарства, наличие которых противоречило организации купечества центральных российских губерний. Если до принятии этого положения ремесленники вступали в амкарство без особых условий, то теперь для вступления проверялись их профессиональные и нравственные качества; кандидаты должны были платить взносы. Положение коснулось только тифлисских амкарств. Видимо, проведенные на основе данного положения изменения имели положительные последствия для упорядочения внутренней организации ремесел и развития торговли в целом, так как вскоре ремесленники других городов Закавказья (Ахалцихе, Александрополя) стали обращаться к губернатору с просьбами о введении данного положения в этих городах, но их просьбы отклонялись. Можно согласиться с мнением С.А. Егиазарова о том, что закавказская администрация надеялась, что амкарства с течением времени можно будет упразднить60.

Однако амкарства в городах Грузии просуществовали вплоть до революции 1917 г.

Для характеристики правового положения городского населения важным является также рассмотрение вопроса участия населения в управлении городами. До 1840 г. городское население Закавказья, в отличие от центральных губерний, не принимало участия в управлении городами. После принятия в 1840 г. «Высочайше утвержденного учреждения для управления Закавказским краем», максимально приближающе -го управление Закавказьем к управлению центральных губерний России, в городе Тифлисе было введено самоуправление. Вместе с этим актом было также принято «Высочайше утвержденное положение о городском общественном управлении в Тифлисе», согласно которому население Тифлиса, как и во внутренних губерниях Российской империи, начало принимать участие в осуществлении управления городом61. По этому документу, «городское управление в Тифлисе» должно было состоять из городского главы и шести членов (гласных). Городского главу выбирали целым «обществом городских обывателей», а членов — от трех «главных

59 Егиазаров С.А. Указ. соч. Т. 2. С. 337.

60 Там же. С. 336.

61 ПСЗРИ-2. Т. 15. № 13369.

сословий: владельцев недвижимости, торговцев и ремесленников»62. Следующим серьезным изменением в правовом положении городского населения стала городская реформа, проведенная в Закавказье в целом и в Грузии в частности.

28 октября 1874 г. император утвердил «мнение» Государственного совета «О порядке введения в городах Закавказского края городового положения от 16 июня 1870 года»63. Согласно этому акту, очередность и «удобство» проведения в жизнь городового положения в Закавказье «предоставлялось» на усмотрение кавказского наместника. Если в городах Закавказья не было общественного самоуправления (а таковых было большинство), то наместник имел право создавать комиссии «от 6 до 12 членов», предложенных губернатором. Эти комиссии выполняли обязанности городских дум и управ по подготовке выборов, «разделение» избирателей на разряды осуществлялось только губернатором64. Закон не ограничивал срок действия этих комиссий. Однако судя по тому, что назначаемый губернатором председатель комиссии имел право действовать только четыре года, а потом замещался лицом, избираемым городской думой, можно предположить, что комиссии также могли действовать не более четырех лет. Во всем остальном городскую реформу в Закавказье предполагалось проводить так же, как и во внутренних губерниях. Ведь принятый 28 октября 1874 г. закон был направлен лишь на введение в действие городового положения 1870 г. в городах Закавказья. Например, городской голова в городах Закавказского края, как и во внутренних губерниях, избирался сроком на четыре года, а по истечении этого срока городская дума избирала нового городского голову. Иными словами, по этой реформе городское население Грузии получало избирательные права и право участия в управлении городов Грузии.

Правовое положение крестьян Грузии. Как в иных губерниях России, в Грузии каждая провинция и каждая область были населены зависимыми крестьянами, которых трудно объединить в одну категорию. Но именно крестьяне составляли основную часть податного сословия.

В 30-е гг. XIX в. проводились мероприятия по систематизации налогов, взимаемых с казенных крестьян. Налоги были упорядочены, был введен единый денежный налог вместо прежних разнообразных натуральных и денежных налогов65, но эти изменения налоговой системы не могли изменить правовое положение крестьян.

Крепостная зависимость крестьян от господ-помещиков существовала в Восточной Грузии, в Имеретии, Гурии, Мингрелии. Правовое положение крепостных в Грузии к моменту вступления ее в состав Россий-

62 Там же. Ст. 2.

63 Там же. Т. 49. Отд. 2. № 53996.

64 Там же.

65 РГИА. Ф. 560. Оп. 4. Д. 916.

4 *

53

ской империи регулировалось Законами царя Вахтанга. По этим законам крестьяне (глехи) делились на две основные категории: крепостные крестьяне (кма) и свободные крестьяне.

По Законам как сам крестьянин, «так и все, что есть у него», принадлежало его господину. Помещик распоряжается всем движимым и недвижимым имуществом крестьянина, последний не мог ни купить, ни продать какое-либо имущество без разрешения господина66. Господин не имел права казнить и увечить крестьянина, но мог штрафовать, наказывать «палочными побоями», завещать, продавать, обменивать его на различные предметы и домашних животных67.

Крепостные крестьяне в свою очередь делятся на несколько разрядов.

Верхний разряд составляют мсахури и азаты. Они несвободны, но среди всех несвободных они имеют привилегии: могут быть воинами либо телохранителями господина68.

Ниже мсахури стояли азаты. От обычных крепостных крестьян они отличались тем, что освобождались от некоторых податей и повинностей (по усмотрению помещика) за услуги, оказанные помещику, либо за выкуп. Их не привлекали к тяжелым работам: взамен, например в Мингре-лии, азаты давали господину по одной корове один раз в два года, угощали господина с семейством раз в год, кормили его лошадей, могли быть

69

старшинами в имении господина .

Самый нижний разряд — мебегре — были обложены натуральными и денежными повинностями. Законы Вахтанга оценивают их жизнь в 120 руб. серебром, но если за убийство феодала надо платить только серебром, то за убийство крестьянина закон допускает оплату в быках или коровах70.

Повинности крепостных крестьян в Грузии трудно определить и описать, поскольку они многочисленны, бессистемны и часто зависели от усмотрения самого помещика. Исследователи все эти повинности называют «смешанной феодальной рентой»71. Наиболее распространенной были подати, выплачиваемые продуктами, — «гала» и «кулухи». Гала — это одна треть урожая пшеницы, ячменя или огородных культур. Кулу-хи — одна седьмая часть сусла с виноградников. Кроме того, крестьяне должны были нести личные повинности, например барщину — «бегара». Они были обязаны пахать землю помещика, сеять и поливать посеянное семь или девять дней весной и два дня осенью72. Помещик участвовал при разделе имущества крестьянина. Землевладельцу крепостные крестьяне выплачивали денежные сборы при выдаче своих дочерей замуж, при

66 Законы царя Вахтанга. Ст. 163.

67 Там же. Ст. 116.

68 Закон Агбуги. Ст. 8, 10 // Законы Грузинские. Т. 2.

69 Авалиани С.Л. Указ. соч. С. 61.

70 Законы царя Вахтанга. Ст. 18, 33.

71 Мочалов В.Д. Крестьянское хозяйство в Закавказье к концу XIX века. М., 1958. С. 14.

72 Егиазаров С.А. Указ. соч. С. 308—309.

похоронах. Существовала также масса неопределенных поборов к праздникам. Налогами облагался крестьянский дым73.

Представители российской царской власти стремились искоренять рабство, называя его во всех донесениях и рапортах позорным явлением, и мероприятия по искоренению рабства продолжались всю первую половину XIX в.

Серьезные изменения во второй половине XIX в. произошли в правовом положении зависимого населения Грузии. Как и в остальных частях Российской империи, здесь было отменено крепостное право. Грузинские дворяне настаивали на безземельном освобождении крестьян. Однако царское правительство не согласилось с главным требованием большинства грузинских дворян о безземельном освобождении крестьян, поскольку это требование шло вразрез с основным принципом обязательного наделения вышедших из крепостной зависимости крестьян землей — принципом, проведенным в Центральной России в ходе крестьянской реформы. Поэтому Кавказский комитет и Главный комитет по устройству сельского состояния, занимавшиеся освобождением крестьян еще в центральных губерниях России, приняли решение о том, что «улучшение быта крестьян (Закавказья. — Г.Д.) не может быть достигнуто одним упразднением их крепостной зависимости»74. По мнению членов этих комитетов, крестьянам Закавказья необходимы были средства к существованию, прочная оседлость и поэтому все законоположения, представленные грузинскими помещиками, были отвергнуты Главным комитетом по устройству сельского состояния как имперского органа по проведению крестьянской реформы.

Правительство пошло наиболее простым путем. Вместо разработки и принятия нового закона крестьянская реформа в Тифлисской губернии, а затем и во всем Закавказье была проведена на основании положений от 19 февраля 1861 г. «Правила о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости Тифлисской губернии» были приняты 13 октября 1864 г. в качестве дополнения к положениям от 19 февраля 1861 г. Вместе с правилами было принято «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях Тифлисской губернии»75.

По правилам были учреждены Тифлисское губернское по крестьянским делам присутствие и мировые посредники в качестве органов, уполномоченных решать споры, жалобы сторон по земельным отношениям (ст. 28). Председателем Тифлисского губернского по крестьянским делам присутствия являлся губернатор, а членами — чиновники Главного управления кавказского наместника и местные помещики, которые назначались кавказским наместником. Мировые посредники также утверждались наместником и отбирались из местных дворян (ст. 29).

73 Законы царя Вахтанга. Ст. 65.

74Мочалов В.Д. Указ. соч. С. 48.

75 ПСЗРИ-2. Т. 34. № 41350.

Согласно законодательству в Тифлисской губернии крепостное право «отменялось навсегда»76. Хотя крестьяне получили личную свободу, но они, так же, как и дворовые люди в Центральной России, в течение двух лет со дня вступления в силу правил от 13 октября 1864 г. должны были платить помещикам оброк. Размер оброка не мог быть пересмотрен и не мог превышать 30 руб. в год с каждого взрослого мужчины. По истечении двухлетнего срока крестьяне освобождались от обязанностей по отношению к прежнему помещику. На них распространялось положение

0 дворовых людях от 19 февраля 1861 г., по истечении двухлетнего срока обязательные отношения между владельцами и дворовыми людьми прекращались, и в дальнейшем все отношения между ними могли быть определяемы «не иначе как добровольными условиями»77.

Итак, сословия в Грузии сформировались благодаря вхождению Восточной Грузии, Имерети, Мингрелии, Гурии в состав Российской империи. Именно благодаря вхождению в состав России все эти сословия получили права и привилегии. Почему имперские власти уравнивали права жителей Грузии с правами жителей внутренних губерний? Прежде всего необходим был порядок для лучшей организации управления. Однако во что это обходилось имперским властям?

Скажем, расходы на реформу системы управления в 1867 г. осуществлялись следующим образом: из государственного казначейства — 283 117 руб. 11,5 коп., из местных доходов Закавказского края —

1 971 423 руб. 14 коп., из земских сборов, городских доходов и других, указанных в штатах и расписаниях, источников — 274 790 руб. 45,5 коп.; всего — 2 529 330 руб. 71 коп. На содержание управления в Кавказском крае с 1 января 1884 г. планировалось отпускать 138 250 руб., из них 130 050 руб. за счет имперского государственного казначейства, а 8200 руб. из местных губернских и областных земских сборов.

76 Там же. Отд. 2. № 41349-41350.

77 Российское законодательство Х—ХХ веков: В 9 т. / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1988. Т. 7. С. 111.

Список литературы

1. Авалиани С.Л. Крестьянский вопрос в Закавказье: В 5 т. Одесса, 1912.

2. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. Т. 12. Ч. 1.

3. Законы царя Вахтанга // Законы Грузинские. Т. 2. Спб., 1828.

4. Обозрение российских владений за Кавказом. Спб., 1836.Ч. 1.

5. Свод законов о состояниях Российской империи. Спб., 1857. Т. 9. Кн. 1.

Поступила в редакцию 08.06.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.