Научная статья на тему 'ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В 1991-2005 ГГ. ХХ1 ВЕКА'

ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В 1991-2005 ГГ. ХХ1 ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТУС / ПРОЦЕСС / ПРИВАТИЗАЦИЯ / ПРОБЛЕМЫ / СИСТЕМЫ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЕ / СЛИЯНИЕ / ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН / ПОТРЕБНОСТИ / ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарофова Мунаввара

В статье автор критически рассматривает положение профессионально-технического образования в РТ и принятые меры по устранению недостатков для улучшения и развития этой области образования. С этой целью был принят ряд Законов Республики Таджикистан, которые направлены для развития трудового резерва и повышения профессиональной квалификации безработных. Одним из основных причин появления подобных недостатков, по мнению автора, является политический кризис 90-ых годов ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В 1991-2005 ГГ. ХХ1 ВЕКА»

Х,амаи ин нишондихандахои рушди бонизом аз фатхи куллахои нав ба нав дар рохи тахкими асосхои истиклолияти То чикистон ва давлатдории миллй гувохй медиханд, вале фатхи куллахои зиёди дигар хануз дар пеш аст. Бузургтарин куллае, ки солхои наздик давлати Точикистон бояд ба фарозаш бирасад, ба кор даровардани неругохи Рогун аст. Барои расидан ба ин хадаф заминаи вокей ва эътимодбахш дар 7 соли сипаригардида гузошта шуд, зеро бо сафарбар намудани маблагхои бучетй ва хам чалби васеи мардум ба ин кор Сарвари давлат Эмомалй Рахмон собит намуд, ки Точикистон метавонад ин корро бе ёрии молиявии беруна анчом дихад. Сохтмони рохи охани Точикистон-Афгонистон-Туркманистон, огози бунёди неругохи Даштичум, нер угоххои миёнакудрати обию хароратй, дастрасй пайдо намудан ба захирахои калони нафту газ, ки дар умки беш аз 6 хазор метр карор доранд ва татбики босамари бисёр лоихахои микёсан бузургро метавон аз чумлаи куллахои мушкилгузари дигар номид, ки дар 7 соли навбатии сарварии Эмомалй Рахмон ва солхои оянда бояд ба фарозашон бирасем.

НАЧАЛО НОВЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Абдуфаттох Шарифзода

В статье автор анализирует экономическое, политическое и просвещение Рспублики Таджикистан, начиная с 2006 года по 2013 годы. Автор исследовал, что во всех вышеназванных сферах финансирование со стороны государства повисылось более 4 раза.

Ключевые слова: экономика, политика, финансирование, Таджикистан, высокий пик, достижения.

NEW ACHIEVEMENTS BEGINNING

Abdufattoh Sharifzoda

In this article the author analyzes economical, political and education spheres of development of Rebublic of Tajikistan from 2006 to 2013. The author revealed that in all mentioned spheres the financing by state developed more than 4 times.

Key words: economy, policy, financing, Tajikistan, high peak, achievements, international.

Сведения об авторов: Абдуфаттох, Шарифзода - доктор исторических наук, профессор, пресс - секретарь Президента Республики Таджикистан, тел.: (+992 37) 224-13-83.

Information about the author: Abdufattoh Sharifzoda - the doctor of historical sciences, professor, a press - the secretary of the President of the Republic of Tajikistan, ph.: (+992 37) 224-13-83.

ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В 1991-2005 ГГ. ХХ1 ВЕКА

Шарофова Мунаввара

Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни.

В 1990 году уже в предприятиях и учреждениях существовало 37 тысяч свободных мест, в том числе на стройках требовалось 11 тысяч рабочих. Эта проблема беспокоила руководство предприятий и организаций. С 1 января 1991 года предприятия и организации перешли на самофинансирование. Многие профтехучилища города Душанбе, в том числе №№1, 7, 28, 30, 47 уже работали на договорной основе. Многие из них организовали платные курсы и заключили договора с предприятиями и организациями.

За 1990-1995 учебных годах Таджикистан должен был подготовить 155,7 тысяч квалифицированных кадров для различных областей народного хозяйства. В

подготовке квалифицированных кадров практическую помощь оказывали также профтехучилища Российской Федерации, Украины и других стран СНГ.

14 апреля 2004 года за №1103 Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан был принят Закон Республики Таджикистан «Об образовании». Законом устанавливается принципиально новые положения в области получения гражданами профессионального образования.1 Согласно статьи 18 «Начальное профессиональное образование предоставляется гражданам в соответствии с их интересами, желаниями и способностями на базе общего основного и общего среднего образования посредством профессиональных лицеев, профессиональных училищ, специальных профессиональных училищ, учебных комбинатов, центров и других приравненных к ним образовательных учреждений. Граждане, которые не имеют общего основного образования, принимаются на учебные курсы для получения профессии. По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может быть организовано на базе общего среднего образования. Начальное профессиональное образование также можно получить в образовательных школах при хозяйственных товариществах и обществах, производственных кооперативах, унитарных предприятиях, государственных некоммерческих и негосударственных, в том числе частных организациях. Обучение граждан в государственных учреждениях начального профессионального образования осуществляется в соответствии с государственным заказом на бесплатной основе. Лица, которые обучаются в этих учреждениях сверх государственного заказа, получают образование на основе договора за оплату. В учреждениях начального профессионального образования граждане могут изучить также программы общего среднего образования»2.

По основным требованиям статьи 19 «Среднее профессиональное образование» граждане могут в учреждениях среднего профессионального образования (техникумах, училищах, колледжах и иных приравненных к ним образовательных учреждениях) получить специальность на базе общего основного, общего среднего и начального профессионального образования. Выпускники этих образовательных учреждений получают среднее профессиональное образование. Граждане, которые имеют общее основное образование, наряду со средним профессиональным образованием могут получить общее среднее образование. Срок обучения в учреждениях среднего профессионального образования устанавливается для лиц с общим основным образованием - 4 года и для лиц с общим средним образованием - 2 года. Обучение граждан в государственных учреждениях среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с государственным заказом на конкурсной основе бесплатно. Лица, которые обучаются в этих учреждениях сверх государственного заказа, получают образование на основе договора за оплату. Граждане, которые имеют среднее профессиональное образование, получают возможность продолжить учебу в соответствии со специальностью и высших профессиональных учреждениях. Срок обучения таких граждан в высшем профессиональном учреждении определяется органом управления этого учреждения по согласованию с государственным республиканским органом управления образованием».3

Новый Закон РТ «Об образовании» открывал новые перспективы и возможности для совершенствования подготовки квалифицированных рабочих и других специалистов для народного хозяйства республики с учетом достижений науки и мирового опыта.

В 1998-1999 гг. образование стало оживать, но на новом уровне, с учетом всего положительного было до этого. Государство со своей стороны оказывает всяческую поддержку образованию. За несколько лет открылись новые учебные заведения, некоторые существующие изменили свой статус, а вместе с ним и работу. В странах, где многоуровневая система колледжей является стартом для будущей деятельности.

1 Закон Республики Таджикистан «Об образовании». Душанбе: Шарки Озод, 2004. 91 с.

2 Закон Республики Таджикистан «Об образовании». Душанбе: Шарки Озод, 2004. С.58.

3 Закон Республики Таджикистан «Об образовании». Душанбе: Шарки Озод, 2004. С.58-59.

Некоторые ПТУ, лицеи и колледжи достигли успехов во введении новой формы обучения в профессиональной подготовке рабочих, некоторый обобщенный анализ деятельности системы профтехобразования дает иные факты. Анализ подготовки кадров за 1995-2000 годы показывает, что численность обучающихся в училищах уменьшилась на 6,1 тысяч человек. Сократился также набор и число подготовленных специалистов, число подготовленных специалистов, число подготовленных специалистов в 2000 году составлял 89 процентов от 1995 года. Два училища было закрыто из-за отсутствия потребности в кадрах. Сокращение подготовки кадров произошла в связи с тем, что потребность в кадрах по отдельным профессиям и отраслям в целом уменьшилось. Состояние экономики в республике стало таковым, что большинство предприятий простаивали, число рабочих мест сокращался. Традиционного распределения по отраслям народного хозяйства уже не существовало. Большинство учащихся трудоустраивались в малых предприятиях, частных фирмах и занимались личным хозяйством. В связи с этим увеличилось число выпускников в 2,8 раза, которые трудоустраивались самостоятельно.

В 2001 году все ПТУ финансировались из республиканского бюджета.

После затяжного кризиса экономика страны динамично стала расти. И для современного производства, конечно же, необходимы были соответствующие кадры. Государство проявляло особую заботу о профессиональном образовании. Так, в своем послании Маджиси Оли 22 апреля 2002 года президент республики Эмомали Рахмон подчеркнул: «Мы должны наладить профессиональное обарзование таким образом, чтобы прежде всего обеспечить клафицированными специалистами собственное производство, затем обучить молодежь, которая намерена работать за пределами Таджикистана, чтобы они не мучались за рубежом». 8 августа 2002 года №391 Правительство Республики Таджикистан принял Постановление «О Государственной программе основных направлений государственной программы о равных правах и возможностях образования мужчин и женщин на 2001-2010 гг.». согласно данному постановлению профессионально-технические училища и профессиональные лицеи открыли новые специальности для женщин. В 2003 году в этих учебных заведениях для получения специальности обучалось 6232 девушек. Главным критерием функционирования и развития образовательных учреждений отрасли являлся анализ и оценка рынка труда.

22 апреля 2003 года №22 был принят Закон Республики Таджикистан «О начальном профессиональном образовании», который начал регулировать правовые, организационные, экономические основы начального профессионального образования. Надо отметить, что подобного законодательного акта нет больше ни у одного государства СНГ.

Согласно данному закону к образовательным учреждениям начального профессионального образования относятся: профессионально-технические училища; профессиональные лицеи; учебные центры занятости населения; социально-предпринимательские центры; учебно-производственные комплексы. Образовательные учреждения начального профессионального образования могут действовать на бесплатной и договорной (платной) основах. Но еще до принятия закона в сентябре 2002 года на заседании Правительства Республики Таджикистан были утверждены «Государственные стандарты начального профессионального образования». Кроме того, постановлением коллегии Министерства труда и социальной защиты населения республики были утверждены «Типовой устав специализированных образовательных учреждений начального профессионального образования» и Устав «О профессиональном обучении безработных на базе образовательных учреждений начального профессионального образования». Таким образом, была сформирована нормативно-правовая база профессионального образования Республики Таджикистан.

В это время в республике функционировало уже 72 профессионально-технических училищ и профессиональные лицеи, на которых обучалось 24431 учащихся.

Только в 2003-2004 учебном году в образовательных учреждениях начального профессионального образования Республики Таджикистан поступили более 15 тыс. учащихся, выпускались из данных учреждений 15.145 учащихся. План приема и выпуска в сравнении выполнено на 101,4% - 101%. Например, в городе Душанбе план приема примерно был выполнен на 101%, Согдийской области - 101,4%, ГБАО - 100,1%, Хатлонской области - 101,6% и районах республиканского подчинения - 101,2%. Из общего числа поступающих 6247 человек на базе оконченного среднего образования и 8965 человек - среднего образования. Коллективы инженерно-педагогического состава общеобразовательных учебных заведений №№10, 41, 44 Согдийской области, №№13, 72 Хатлонской области, №№47,5, 33 и 59 г.Душанбе и районов республиканского подчинения впервые выполнили план приема учащихся по различным специальностям.4 Стоит отметить, что план приема учащихся на базе основного общего образования (9 классов) составил 135,2%, на 21,5% больше чем в 2002 году. Это показывает, что год за годом повышается престиж профессиональных лицеев и профессионально-технических училищ. При выпуске, кроме специальности учащиеся еще получают среднее (полное) общее образование (11 классов).

Хотя подготовка специальности в области компьютерных технологий, мастеров хозяйственных электроприборов, радиотелемастеров, швеи, поваров, кондитеров для образовательных учреждений начального профессионального образования не новое явление, однако этих действующих профессий для ПТУ №30 г.Душанбе, №№9, 13, 22 Хатлонской области, №№8,10 Согдийской области оказались пока новыми. Их вели в действие в связи с потребностями внутреннего рынка труда городов и районов Курган-Тюбе, Ховалинга, Куляба, Канибадама и Исфары. 1 августа 2003 года Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон посетил ПТУ №39 Таджикабадского района и имел беседу с инженерно-педагогическим составом и учащимися. На встрече обсуждались важнейшие проблемы подготовки рабочих кадров для республики. Из резервного фонда Президента дополнительно была выделена сумма 150 тыс. сомони для развития ПТУ.

В 2003-2004 учебном году во время летних каникул на базе 18-ти лицеев и ПТУ были организованы лагеря труда и отдыха. В них были привлечены 583 учащихся. 316 учащихся лицеев и ПТУ №№10, 20, 26, 38, 44 и 75 Согдийской области для проведения летних каникул были отправлены в Свердловскую, Челябинскую, Волгоградскую и Оренбургскую области Российской Федерации.

В это время важное значение имела деятельность профессиональных лицеев и ПТУ в повышении профессиональной квалификации безработных. Это способствовало развитию трудовых резервов свободного выбора специальности. В этом деле накоплен опыт совместной работы лицеев, ПТУ и учебных центров занятости населения городов Хорога, Исфары, Рогуна, районов Кабадияна, Явана, Нурабада, Тавильдары, ПТУ №№77, 24, 46, 54, 47 г.Душанбе.

В том же учебном году материально-техническая база отрасли составила 419 автомашин разной марки, 600 тракторов и более 1000 сельскохозяйственной техники, 200 учебных мастерских с 2300 рабочих мест, 27 учебных заведений.5

Увеличился доход образовательных учреждений начального профессионального образования за счет доходов от производственной деятельности. Общий доход из группы самофинансирования в пределе республики в 2003 году составил 121,0 тыс. сомони, на 29,0 тыс. больше чем в 2002 году. Общий доход от учебно-опытных участков составил 630,0 тыс. сомони, на 84,0 тыс. больше чем в 2002 году.6 Хотя в этой деятельности имелось еще много проблем.

4 Х,исоботи Вазорати мехнат ва шугли ахолии Ч,умх,урии Точикистон дар бораи сохаи тахсилоти ибтидоии касбй барои соли 2003. С.1-2.

5 Хисоботи Вазорати мехнат ва шугли ахолии Ч,умхурии Точикистон дар бораи сохаи тахсилоти ибтидоии касбй барои соли 2003. С.6.

6 Там же. С. 7.

2002 год для отрасли начального профессионального образования был годом начала образовательной реформы. Именно в этом году Правительство Республики Таджикистан 1 октября 2004 года за №387 приняло Постановление «О Государственной концепции реформы отрасли начального профессионального образования в Республике Таджикистан».

С целью координации деятельности процесс реформирования учебных заведений с Министерством социальной защиты населения был подготовлен и прият ряд инструктивных материалов, такие как «Критерии определения образовательных учреждений начального профессионального образования», «Порядок введения новых специальностей и группы внеобразовательной базы в начальных профессиональных образовательных учреждениях», «Инструкция внутреннего контроля образовательного учреждения начального профессионального образования», «Инструкция об учебно-производственных мастерских» и др.

Одним из видов установления соответствия кадров и методики обучения и утверждения критерий является аттестация, аккредитация и лицензирование образовательных учреждений начального профессионального образования. Согласно постановления Правительства Республики Таджикистан от 5 февраля 2003 года за №54 «О порядке проведения аттестации, аккредитации и лицензирования образовательных учреждений Республики Таджикистан» и плана Министерства труда и социальной защиты населения с Министерством просвещения в 2004 году 9 образовательных учреждений системы начального профессионального образования прошли государственную аттестацию.

С 2004 года Министерство труда и социальной защиты населения начало сотрудничество с международными организациями по труду в области начального профессионального образования. Согласно программе «Знакомство с предпринимательством» провели 2 семинара для педагогов образовательных учреждений. Совместно со Службой развития Германии (ДЕД) и Институтом по международному сотрудничеству Ассоциации народных университетов Германии (IIZ/DVV) в области профессионального обучения для взрослых начали подготовку новых учебных планов. Далее, министерство с Ассоциацией реформы США по международному развитию (USAID) создали Центр развития образования (ЕДС) в области развития конкурентоспособности рабочей силы. Деятельность организации началась с посещения его Директора Ивелина Ганзгласа в Таджикистан 17-18 ноября 2004 года.

В дальнейшем развивается сотрудничество министерства с другими международными организациями, например, с Агентством международного развития Швейцарии, детским фондом ООН (UNICEF), Фондом Сороса и др. согласно установленного законодательства Республики Таджикистан порядка и международно-правовых актов, признанными в Республике Таджикистан, это сотрудничество способствовало осуществлять международные связи в области начального профессионального образования.

В конце 2006 года произошел еще ряд реорганизаций системы руководства начального профессионального образования Республики Таджикистан.

Своим Постановлением от 28 декабря 2006 года за №594 правительство Республики Таджикистан передало систему начального профессионального образования из структуры Министерства труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан (МТСЗН РТ) с сохранением штатных единиц в структуру Министерства образования Республики Таджикистан (МО РТ). После передачи системы начального профессионального образования в Министерство образования был создан Отдел по начальному профессиональному образованию и производственной деятельности, который вошел в структуру Управления начального и среднего профессионального образования. Данное управление занимается: разработкой политики профессионального образования; подготовкой проектов законодательства; установлением стандартов; управлением и мониторингом.

Отдел по профессиональному образованию является координирующей структурой в Минобразовании по вопросам начального профессионального образования и занимается вопросами, связанными с системой начального профессионального образования и регионами.

«Одним из важных для государства социально-экономических вопросов, - отметил в своем выступлении Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон на торжественном заседании, посвященном 60-летию ТГНУ, - является обеспечение эффективного развития трудовых резервов. В связи с этим два года назад, выступая на совещании с работниками системы образования, я выразил озабоченность отсутствием мер по приведению качества обучения, воспитания и профессионального образования в соответствие с требованиями времени. Следует сказать, что обеспечение целенаправленного развития трудовых резервов и адаптации профессионального образования к экономическим потребностям страны ставят вопрос о постоянном изучении спроса на рынке труда.

ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН В 1991-2005 ГГ. ХХ1 ВЕКА

Шарофова Мунаввара

В статье автор критически рассматривает положение профессионально-технического образования в РТ и принятые меры по устранению недостатков для улучшения и развития этой области образования.

С этой целью был принят ряд Законов Республики Таджикистан, которые направлены для развития трудового резерва и повышения профессиональной квалификации безработных. Одним из основных причин появления подобных недостатков, по мнению автора, является политический кризис 90-ых годов ХХ века.

Ключевые слова: статус, процесс, приватизация, проблемы, системы профтехобразование, слияние, Законы Республики Таджикистан, новые перспективы, специалистов, потребности, программа, основных направлениях.

POSITION OF VOCATIONAL TRAINING IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN IN 1991-2005 OF ХХ1 CENTURIES

Sharofova Munavvara

In article the author considers position and the taken measures on them for improvement and developments its professional - technical education in the Pepublic. In this regards the accepted measures on the problems reduction of Laws of the Republic of Tajikistan which are directed for development of labour reserve and for increase of professional qualification of the unemployed. One of principal causes of accepted such measures in republic, the author considers, political crisis 90th years of the XX-th century.

Key words: the status, process, privatization, problems, systems vocational school, merge, the Republics Tajikistan Zakoni, new prospects, experts, requirements, the program, the basic directions.

Сведения об авторе: Шарофова Мунаввара- кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айнй, тел.: (+992)919- 22- 01- 82

Information about the author: Sharofova Munavvara - PhD of historical sciences, the senior lecturer of chair of general history TSPU named after Sadriddin Aini, ph.:(+992) 919 22 01 82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.