Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЕ ТАДЖИКИСТАНА В 40-60-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА'

ИСТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЕ ТАДЖИКИСТАНА В 40-60-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
262
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ / РАБОЧИЙ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ТРУЖЕНИК / РЕЗЕРВЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕМЕСЛО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шарофова М.

В данной статье рассматривается «Роль профессионально-технических училищ в Республики Таджикистан и их роль в развитии народного хозяйство» в 40-ые и 60-ые годы XX-го столетия. Также отмечается их роль в решении проблем в годы Великой Отечественной Войны преодоление трудностей в послевоенный период и восстановление сельское хозяйство страны. Автор на основе ценных документов и анализируя многочисленных материалов, отмечает, что участие таджикских граждан в Великой Отечественной Войны, тоже послужило причиной нехватки рабочей силы и специалистов, что после окончание войны тоже возникла необходимость восстановления сельской хозяйство республики. Это был единственный путь подготовки специалистов в разных профессионально - технических училищах. Поэтому с течением времени они все были соответственны требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF PROFESSIONAL AND TECHNICAL FORMATION OF TAJIKISTAN IN 40-60TH OF XX CENTURY

This article discusses the “Role of vocational schools in the Republic of Tajikistan and their role in the development of the national economy” in the 40s and 60s of the 20th century. Also noted is their role in solving problems during the Great Patriotic War, overcoming difficulties in the post-war period and restoring the country's agriculture. The author, on the basis of valuable documents and analyzing numerous materials, notes that the participation of Tajik citizens in the Great Patriotic War also caused a shortage of labor and specialists, and that after the end of the war there was also a need to restore the republic’s agriculture. It was the only way to train specialists in different vocational schools. Therefore, over time, they all met the requirements.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЕ ТАДЖИКИСТАНА В 40-60-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА»

На основе полученных сведений из научно-исторических источников, которые описывают отечественные и зарубежные учёные-историки, автор проводит подробный анализ и сравнение, о системе правления Великого Кира (Куруши Кабир), так как история цивилизации берёт своё начало именно с его правления.

Ключевые слова: общество, народность, справедливость, политика, государство, право, свобода, толерантность, социальное равноправие, исторические источники, научная литература, история цивилизации и т.д.

DESCRIPTION OF THE STATUS OF CYRUS THE GREAT (KURUSHI KABIR) IN HISTORICAL SOURCES AND SCIENTIFIC LITERATURE

The great (Kurushi Kabir) was a great historical figure, a wise King of justice, tolerance, humanity, honesty and a bright politician, supporter and defender of justice, who ensured social equality and united more than 70 peoples from different sciences of three continents - Asia, Europe and Africa.

His "Declaration of law " was considered a new phenomenon in the political and cultural life of Aryan civilization and the first normative act that defined the right and freedom of the human person.

The basis of the "Declaration of law" was the organization of a secular and just society, which, through the enlighteners of Greece and Athens, paved the way to Europe, and laid the foundation of a secular humanistic society.

Thus, the author at the beginning of the article considers the system of government of the Great Cyrus (Kurushi Kabir), which was based on the legal and humanistic values of the "Declaration of law ".

On the basis of the information received from scientific and historical sources, which are described by domestic and foreign historians, the author conducts a detailed analysis and comparison of the system of government of the Great Cyrus (Kurushi Kabir), since the history of civilization originates from his reign.

Keywords: society, nationality, justice, politics, state, law, freedom, tolerance, social equality, historical sources, scientific literature, history of civilization, etc.

Сведения об авторе:

Гаффори Нумонжон Усмонзода - профессор, ректор Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни; E-mail: numonjon_g@mail.ru

About the author:

Gaffori Numanjon Usmonzoda, professor, rector of Tajik state pedagogical University named after Sadriddin Aini E-mail: numonjon_g@mail.ru

ИСТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЕ ТАДЖИКИСТАНА В 40-60-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА

Шарофова М.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Выступая 24 октября 2008 года на торжественном заседании, посвященном 60-летию Таджикского Национального университета, президент Республики Таджикистан, Лидер Нации уважаемый Эмомали Рахмон подчеркнул, что «наука и образование являются для любого государства и нации важнейшим фактором развития и прогресса. Ибо прогресс общества, устойчивое экономическое развитие, обеспечение безопасности нации и государства, достижение мирового уровня в экономике, технике, технологии, науке и культуре зависят, прежде всего, от развития образования и организации целенаправленного и качественного процесса обучения и воспитания нового поколения»[1].

Постановлением ЦК КП (б) и СНК Таджикской ССР от 7 июня 1941 года за №496 «О передаче помещений Главному управлению трудовых резервов при СНК СССР для ремесленных и железнодорожных училищ и школ ФЗО, организуемых в Таджикской ССР», под РУ №3 г. Сталинабада было отведено помещение строительно-коммунального техникума, под школу ФЗО №1

там же - помещение детского дома №3 и под школу ФЗО №2 там же - помещение республиканских курсов учителей-предметников [2, с.4].

В период 1941-1945 гг. система профессионально-технического образования вынуждена была строить свою деятельность по подготовке рабочих в соответствии с требованиями военного времени. Теоретическое обучение проводилось в учебных комнатах, практические занятия - на базовых промышленных предприятиях, причем с учетом оказания непосредственной помощи народному хозяйству.

Педагогическим коллективам пришлось преодолевать большие трудности военного времени, прилагать большие усилия, чтобы учебно-воспитательный процесс проходил на должном уровне. Учащиеся ремесленных училищ и школ ФЗО стремились к скорейшему получению профессии, а также своими силами, как могли, помогали фронту. Так, учащимися столичного железнодорожного училища № 1 в 1941-1942гг. был осуществлен капитальный ремонт четырех и средний ремонт 14 вагонов, 64 вагона подвергли годовому осмотру. Было проведено 113 ревизий тормозов, 138 поездов обработано к прибытию и отправлению, и 140 паровозов охвачено промывочным ремонтом, 60 учащихся в течение двух месяцев работали самостоятельно помощниками машинистов. В период производственной практики учащимися железнодорожного училища было заработано 45000 рублей и сдано в фонд обороны 19750 рублей. В фонд обороны также было собрано 450 теплых вещей, на фронт отправлено 400 кг посылок, собрано 6 тонн металлолома [3, с.21-22].

В целях повышения качества подготовки специалистов в железнодорожном училище №1 были организованы целенаправленная методическая работа, специальная помощь мастерам в быстрейшем овладении передовыми приемами обучения и воспитания учащихся, систематически проводились открытые уроки для обмена опытом, осуществлялось соревнование в группах, между учащимися. Достижением коллектива железнодорожного училища явилось то, что в течение двух лет оно досрочно выпустило с оценками «хорошо» и «отлично» 247 человек, которые пошли работать на транспорт, остро нуждавшийся в кадрах.

В трудные военные годы достижениями была отмечена деятельность и других ремесленных училищ и школ ФЗО республики. В 1941-1942 гг. в столичном РУ №1 была организована учебно-техническая база, учащиеся шефствовали над ранеными в госпиталях, собрали 10 тонн металлолома, 19228 рублей в Фонд обороны и теплых вещей на сумму 1300 рублей; в РУ №2 Душанбе были восстановлены три токарных и один винторезный станки; в Душанбинском №3 РУ организована собственная производственная база[3, с.60].

Но в этот период системой профтехобразования республики испытывались определенные трудности: не хватало мастеров и преподавателей, при комплектовании учебных групп не всегда учитывались возрастные особенности учащихся, их общеобразовательный уровень. В производственном обучении мало уделялось внимания теоретической общеобразовательной подготовке. Эти и другие недостатки деятельности РУ и ФЗО были отмечены в специальном постановлении СНК Таджикской ССР от 24 января 1943 года. В нем, в частности, отмечались и недостаточно эффективная организация производственного обучения, невысокие бытовые условия учащихся и культурно-массовая работа для них, слабый подбор руководящих кадров. Постановлением предписывалось в кратчайшие сроки ликвидировать упущения и обеспечить на достаточно высоком уровне организацию учебно-воспитательного процесса.

Несмотря на все трудности, уже в 1942 году первый отряд молодых рабочих - выпускников системы трудовых резервов Таджикистана численностью в 1107 человек пришел на смену ушедшим на фронт и начал самоотваженно трудиться под лозунгом «Все для фронта, все для победы!». Об этом, к примеру, свидетельствуют материалы архивов: «...С декабря уже работает бригада под руководством воспитанника РУ №2 Фомина. Бригада, систематически осваивая новые для них виды химического оборудования, из месяца в месяц перевыполняет свои производственные задания на 150170%... Силами этой бригады был смонтирован и установлен фильтропресс и другое оборудование цеха. Бригада Коконина перевыполняет производственные задания на 175%. Силами молодых специалистов полностью проведен капитальный ремонт дизельных установок и других сложных машин».[4, л.62]

Внимание на подготовку кадров среднего профессионального обучения было обращено первым секретарем ЦК Компартии республики Б. Гафуровым, который говорил о важности этих специалистов для различных отраслей промышленности и в целом всех отраслей народного хозяйства. Им была подчеркнута особая роль в этом училищ и техникумов [5,55].

Учащимися столичного РУ №1 успешно выполнялись производственные заказы промкомбината Управления водоканализации, предприятий промкооперации, Наркомзема, Наркомздрава, строительства нижней Варзобской ГЭС на многие сотни тысяч рублей. Число выпускников РУ и ФЗО республики в 1945 году составило около 4000 человек, они стали достойным пополнение рядов рабочего класса[2, с.47].

Деятельность воспитанников трудовых резервов страны в период Великой Отечественной войны была высоко оценена М.И.Калининым в беседе с работниками государственных трудовых резервов и комсомольских организаций железнодорожных училищ и школ ФЗО 23 октября 1942 года, в которой он заявил: «Родина не забудет доблести своих сынов, сражающихся с немецко-фашистскими захватчиками на фронтах Отечественной войны. Добрым словом вспомянет она и доблестный труд наших юношей и девушек - учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО»[2, л.47].

В речи Б.Г. Гафурова на XIX съезде ВКП (б) было подчеркнуто, что «богатства таджикской земли поставлены на службу Родине и народу. Республика дает стране все больше хлопко-волокна, фруктовых консервов, шелковой и хлопчатобумажной ткани, хлопкового масла и другой ценной продукции. Наши фабрики и заводы - это не только очаги промышленности, но и очаги культуры с прекрасными социалистическими городами, школами, парками. Они являются кузницей национальных кадров»(5,19).

Вопросы развития профессионально-технического образования, организации ремесленных училищ и школ ФЗО и их деятельности в годы Великой Отечественной войны», нашли освещение в работах Л.Ф. Галицыной «Роль выпускников профессионально-технического образования в народном хозяйстве Таджикистана (1940-1965гг.)»,(6,44) К.Г.Хасанова «Становление и развитие профессионально-технического образования Таджикской ССР» [8, с.20] и др.

Победа в Великой Отечественной войне, восстановление разрушенного войной народного хозяйства и переход к мирному строительству создали необходимые условия для ликвидации тяжелых последствий войны в области просвещения, в системе народного образования, в том числе системе профессионально-технического образования.

Первым послевоенным пятилетним планом развития народного хозяйства СССР (1946-1950 гг.) перед страной была поставлена задача: восстановить разрушенные районы, достигнуть прежнего уровня развития, как промышленных предприятий, так и сельского хозяйства, для чего нужны были высококвалифицированные кадры. Поэтому планом предусматривалось осуществить всеобщее обязательное обучение детей с семилетнего возраста, как в городе, так и на селе, повысить качество их обучения и воспитания. Намечалось укрепить материальную базу народного образования, ввести в строй к 1950 году 13 средних и 100 начальных школ, довести число начальных, семилетних и средних школ к концу пятилетия до 3123 с контингентом учащихся 301 тысяча человек[7, с.103-104].

В августе 1945 года Совнаркомом Союза ССР было принято постановление «О мерах по улучшению учебно-воспитательной работы в ремесленных железнодорожных училищах и школах ФЗО». В декабре 1946 года Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по улучшению подготовки трудовых резервов и увеличению количества рабочих, подготавливаемых в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО». Этими документами перед сетью профтехобразования страны была поставлена задача более эффективного развития и совершенствования подготовки профессиональных кадров рабочих, увеличения численности и повышения качества выпускников школ ФЗО. С этой целью в Таджикистане уже в 1946 году были открыты четыре школы ФЗО, из них -три - в столице республики и одна - на угольном руднике Шураб. В ремесленных училищах были введены переводные экзамены, что прививало чувство ответственности как у педагогического коллектива, так и у учащихся [7, с. 8-9].

В том же 1946 году Наркомат просвещения республики был переименован в Министерство просвещения, которое должно было осуществлять руководство школами, вузами и средними специальными учебными учреждениями.

В республике расширилась сеть средних специальных учебных заведений - техникумов и училищ, значительно увеличилось число учащихся. Это подтверждают следующие данные:_

1940/41 уч.г. 1945/46 уч.г. 1950/51 уч.г. 1955/56 уч.г.

Всего техникумов и других средних учебных заведений 30 24 32 33

В них учащихся 5919 7520 10775 13423

Если количество техникумов по сравнению с предвоенным учебным годом возросло лишь на три единицы, то число учащихся увеличилось почти на восемь тысяч человек. Из года в год возрастала численность выпускников техникумов и других средних специальных заведений. В 1940 году в республике было выпущено 629 человек, в 1945 году - 492, а в 1950 году - 2607 и в 1955 - 2287 человек.

Таким образом, в результате постоянного внимания со стороны партийных и советских организаций в республике были достигнуты значительные достижения в организации среднего специального образования.

За годы пятой пятилетки число учащихся возросло на 24% по сравнению с четвертой пятилеткой.

За пять лет было выпущено около 12,4 тысячи человек(7,126). Укреплялась материально-техническая база учебных заведений, базовые предприятия передали им 130 слесарных тисков, 31 токарных, три фрезерных, три строгальных, и семь сверлильных станков, других технических средств обучения [8, с.10].

11 учебными заведениями системы трудовых резервов в 1945 году, первом году четвертой пятилетки, было подготовлено 812 молодых специалистов, которые были направлены на работу в столичные предприятия: 37 - на завод «Автозапчасть», 85 - на шелкомотальную фабрику, 18 - на завод им. С.Орджоникидзе и другие промышленные предприятия республики. Однако квалифицированных рабочих не хватало. Несмотря на то, что в 1946 году в школах ФЗО обучалось 920 человек, из них 341 - таджики, 315 - русские, 118 - узбеки, тем не менее, этого было явно недостаточно [8, с.10].

ХХШ пленумом ЦК КП (б) Таджикистана в августе 1947 года был обсужден вопрос «О работе промышленности республики». Отметив определенные достижения в промышленности, пленум обязал партийные организации и хозяйственных руководителей республики всемерно поддерживать и развивать инициативу рабочих и работниц, направленную на дальнейшее повышение производительности труда и снижение себестоимости продукции, широко внедрять методы коллективной высокопроизводительной работы, а также уделять большое внимание подготовке кадров для промышленности, на транспорте и связи. В этих отраслях народного хозяйства было занято 53838 человек рабочих и служащих. Из 33 тысяч работников промышленности свыше 12 тысяч было таджиков, в том числе три тысячи женщин. Подготовка кадров массовых квалификаций проводилась через техникумы, школы новаторов и индивидуально-бригадное обучение. Промышленные предприятия республики укомплектовывались также за счет выпускников ремесленных училищ и школ ФЗО. В 1947 году в системе трудовых резервов обучались 3500 человек.

Согласно решению ХХШ пленума ЦК Компартии республики соответствующие ведомства обязывались обеспечить организованный набор молодежи в школы ФЗО и ФЗУ, преимущественно из числа коренной национальности. Пленум поставил задачу обеспечить укомплектование школ ФЗО, РУ и железнодорожных училищ квалифицированными преподавательскими кадрами, мастерами производственного обучения и необходимым оборудованием; принять меры по укреплению учебных заведений, организации мероприятий по повышению и совершенствованию дальнейшей профессиональной квалификации их выпускников.

Особой заботой были окружены подростки, родители которых погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Они зачислялись в учебные заведения системы профтехобразования в первую очередь. Только в 1947 году и первый квартал 1948 года в них было принято 77 детей погибших воинов, а в июне 1948 года для этого контингента было открыто специальное ремесленное училище в г. Курган-Тюбе, в котором приступили к занятиям 198 подростков.

В третьем послевоенном учебном году железнодорожное училище, восемь ремесленных и семь школ ФЗО дали народному хозяйству республики 750 металлистов, 400 угольщиков, 200 железнодорожников и связистов. Вместе с тем внедрение новой техники и производственных мощностей на предприятиях Таджикистана предъявляли к подготовке молодых специалистов повышенные требования [6, с12].

В 1948 году Душанбинским железнодорожным училищем, восемь РУ и семь школ ФЗО в республике было подготовлено 1350 высококвалифицированных металлистов, угольщиков, связистов и железнодорожников. В учебных заведениях трудовых ресурсов Таджикистана была проведена большая работа по перестройке учебного процесса, расширению учебных кабинетов и мастерских с целью ликвидации текучести учащихся, повышения успеваемости и посещаемости. Этому во много способствовало принятое Совмином республики постановление «О мерах по улучшению подготовки квалифицированных рабочих и ликвидации текучести учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО» от 2 августа 1948 года [8, с. 12].

Учебно-воспитательной и идейно-политической подготовке учащихся стало уделяться все больше внимания, все шире вводилось преподавание общественных дисциплин. Управлением трудовых резервов республики было направлено на работу в школы ФЗО, ФЗУ и РУ около 30 высококвалифицированных молодых специалистов по воспитательной работе. Систематически организовывались встречи с передовиками производства, мастерами промышленных предприятий, отличниками учебного процесса, в целях привития молодому поколению любви к рабочей профессии проводились экскурсии на промышленные предприятия, что положительно сказывалось на подготовке молодых кадров и притоке новых рабочих в систему трудовых резервов. Только среди выпускников 1947 года, которых на 400 человек было больше по сравнению с выпускниками 1946 года таджиков и узбеков насчитывалось 614.

Изменился и контингент учащихся. Если в 1945-1946 учебном году в ФЗО, РУ и ФЗУ принимали с образованием и ниже четырех классов, то в 1949-1950 учебном году прием такого контингента лиц

был прекращен. Если прежде ускоренные виды обучения составляли 3-6 месяцев, то теперь срок обучения увеличился до 10 месяцев.

В связи с развитием числа промышленных предприятий все большее внимание уделялось и количественному составу молодых квалифицированных рабочих разных специальностей. С 1946 по 1950 гг. в железнодорожных и ремесленных училищах, школах ФЗО были подготовлены 8700 человек, в том числе литейщики, инструментальщики, бурильщики, ткачи, радисты, операторы, слесари, плотники, токари по металлу, кузнецы, автослесари и т.д. Улучшились и профессиональные знания выпускников.

Таким образом, несмотря на всю сложность военного времени, новая в стране система подготовки квалифицированных кадров оказалась одним из надежных источников пополнения рядов рабочего класса. Так, за период Великой Отечественной войны в системе трудовых резервов Таджикистана было подготовлено около пяти тысяч молодых рабочих. В этот тяжелый для государства период система профтехобразования достойно выдержала все испытания и доказала свою эффективность. В Таджикистане был создан новый тип труженика - собственный рабочий класс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рахмон Э. Выступление на Торжественном заседании, посвященном 60-летию I I НУ // Народная газета. 2008. 29 окт.

2. ЦГА Таджикистана. ф.483, оп.5, ед.хр.Г., л.4.

3. ЦГА Таджикской ССР, ф.483, оп.5, ед.хр.15, с.60.

4. .Из докладной записки главного инженера завода «В». ЦГА Таджикской ССР, ф.483, ед.ха.33, л.62.

5. Гафуров Б.Г. Парторганизация и вопросы культуры // В помощь партработникам. Сб.материалов. Сталинабад. 1944. Вып.2.

6. Галицына Л.Ф. Роль выпускников профессионально-технического образования в народном хозяйстве Таджикистана // Профессионально-техническое образование Таджикистана. Душанбе. 1965.

7. История культурного строительства в Таджикистане (1917-1977 гг.). Душанбе. 1979. Т.1.

8. Системе профессионально - технического образования Таджикской ССР 50 лет. Душанбе, 1990.

9. Хасанов К.Г. Становление и развитие профессионально-технического образования Таджикской ССР. Душанбе: «Ирфон», 1985.

ИСТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЕ ТАДЖИКИСТАНА В 40-60-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА

В данной статье рассматривается «Роль профессионально-технических училищ в Республики Таджикистан и их роль в развитии народного хозяйство» в 40-ые и 60-ые годы XX-го столетия. Также отмечается их роль в решении проблем в годы Великой Отечественной Войны преодоление трудностей в послевоенный период и восстановление сельское хозяйство страны.

Автор на основе ценных документов и анализируя многочисленных материалов, отмечает, что участие таджикских граждан в Великой Отечественной Войны, тоже послужило причиной нехватки рабочей силы и специалистов, что после окончание войны тоже возникла необходимость восстановления сельской хозяйство республики. Это был единственный путь подготовки специалистов в разных профессионально - технических училищах. Поэтому с течением времени они все были соответственны требованиям.

Ключевые слова: профессионально-технического образования, Великая Отечественная Война, квалифицированный, рабочий, специальность, труженик, резервы, эффективность, ремесло.

THE HISTORY OF PROFESSIONAL AND TECHNICAL FORMATION OF TAJIKISTAN IN 40-60™ OF XX CENTURY

This article discusses the "Role of vocational schools in the Republic of Tajikistan and their role in the development of the national economy " in the 40s and 60s of the 20th century. Also noted is their role in solving problems during the Great Patriotic War, overcoming difficulties in the post-war period and restoring the country's agriculture.

The author, on the basis of valuable documents and analyzing numerous materials, notes that the participation of Tajik citizens in the Great Patriotic War also caused a shortage of labor and specialists, and that after the end of the war there was also a need to restore the republic's agriculture. It was the only way to train specialists in different vocational schools. Therefore, over time, they all met the requirements.

Keywords: vocational education, World War II, skilled, worker, specialty, worker, reserves, efficiency, craft.

Сведения об авторе:

Шарофова М. - кандидат исторических наук факультета истории кафедра всеобщей истории Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни.

About the author:

Sharofova M., - candidate of historical sciencesthe department of history of the Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini.

ИНЪИКОСИ ЦАНГИ БУЗУРГИ ВАТАНЙ ДАР АСАР^ОИ ПРОФЕССОР МУХТОРОВ А.М.

К,араев Ф.К.

Донишгоуи миллии Тоцикистон

Илми таърихи халки точик бо номи як катор фарзандони фарзонаи худ ифтихор дорад, ки профессор Абдусаттор Мухторов яке аз хамин олимони варзидаи кишвар ба хисоб меравад. Мухаккики варзида дар тули умри бобаракаташон барои наслхои ояндаи кишвар басо мероси гаронбахои илмиеро аз худ боки гузоштаанд, ки ба кам андар кам муаррихон муяссар гардидааст, ки аз худ чунин мерос боки гузорад. Чун сухан аз боби таърихшиносй ва тадриси бахшхои он, бахусус, бахши таърихи халки точик равад. Бе шубха дар катори олимони варзидаи ин соха академикхо Еафуров Б.Е., Мухторов А.М., Неъматов Н.Н., Искандаров Б.И., Масов Р.М., доктори илмхои таърих профессорон Бобохонов М.Б, Цалилов А.Ц. олими маъруфу машхури точик, ки бо асару маколахояш дар байни ахли чомеа шухрат пайдо намудааст, шодравон Абдусаттор Мухторовро вирди забон мегирем. Олими шинохта аз зумраи он мухаккиконест, ки доири тамоми пахлухои таърихи халки хеш, асару маколахои зиёде офаридааст, аммо дар байни таткикотхои ин олими шинохташуда мавзуи Цанги Бузурги Ватанй чойгохи махсусеро дорост. Доир ба мавзуи чангй ва мехнатии шахрвандони чумхурй дар солхои мудиши чанг профессор Мухторов асару маколахои зиёдеро ба табъ расонидааст. Нахустин маколаи ин олими варзида хануз соли 1969 бо номи "Ойгул аз Шинг аст"М дар мачаллаи "Комсомоли Точикистон" ба табъ расида буд. Муаллиф дар натичаи тадкикотхои зиёди ба анчом расонидашуда ва аз шунидаву хотироти хамдиёрону хешовандони Ойгул макони зисти кахрамони очерки худро муайян намудааст. Муаллифи очерк бо овардани далелхои амик исбот менамояд, ки Ойгул Мухаммадчонова зодаи дехаи Шинг мебошад. Профессор Мухторов дар омузиш ва муайян намудани макони зист ва корнамоихои чангии нахуст лочиндухтари точик яке аз аввалинхо шуда, тадкикотхо гузаронида, уро бо ахди чомеа ошно намудааст. Мухаккики варзида тахкикотхои худро дар мавзуи чангй ва мехнатии шахрвандони Цумхурии Точикистон дар солхои Цанги Бузурги Ватанй идома дода, соли 1995 маколаи навбатии худро бо номи "Ёрии кормандони хочагии кишлоки чумхурй ба фронт"-ро дар мачмуаи "Материалхои Конфренсияи илмй-амалй бахшида ба 50-умин солгарди пирузии мардуми Шуравй дар Цанги Бузурги Ватанй"И ба табъ расонид. Мухаккик аз рафти ёрии мехнаткашони сохаи кишоварзй ва кормандони корхонаи саноати чумхурй сухан ронда, кайд менамояд, ки "Мехнатдустони корхонахои саноатии чумхурй тасмим гирифтанд, ки хар мох се рузй музди маоши кори хешро ба фонди мудофиа ирсол мекунанд. Х,амин тавр руз то руз фонди мудофиа дар Точикистон бой мегардад!"

Мехнаткашони сохаи кишоварзии кишвар ба фонди мудофиа 30,5 млн сум пул чамъ намуда, ба 45,5 млн сум заём обуна шуданд. Аз боби ёрии кормандони сохаи хочагии кишлоки кишвар муаллиф сухан ронда, кайд менамояд, ки дехконони точик ба фонди мудофиа 6491 сентнер галла супориданд. Муаллиф аз ёри башардустонаи кормандони сохаи кишоварзии чумхурй сухан ронда кайд менамояд, ки дехконони точик дар солхои чанг ватандустии бе поён зохир намуда, дар баробари мехнати кахрамононаашон, инчунин барои фронт маблагхои калони пулию заём чамъ намуданд. Дехконони точик аз рузхои аввали огоз гардидани чанг то мохи сентябри соли 1942 ба фонди мудофиа 29,6 млн сум пул чамъоварй намуда, ба маблаги 38,8 млн сум ба заёмхо обуна шуда, 7600 сетнер галла ва 850 сентнер гушт ба фонди галаба супориданд. Мехнаткашони Цумхурии Точикистон ташаббуси тамоми табакахои ахолии чумхуриро дастгирй намуда, барои сохтани калонаи танкии "Колхозчии Точикистон" 84 млн сум ва барои сохтани эскадриляи самолётхои "Точикистони Шуравй" 35,2 млн сум маблаг чамъоварй намуданд. Муаллиф аз ёрии башардустонаи кормандони сохаи хочагии кишлоки чумхурй дар тадкикотхои худ сухан ронда, кайд менамояд, ки дехконони точик то анчом ёфтани чанг ба чабха ва нохияхои аз душман озод ёфта, ёрии башардустонаи худро расонидаанд. Соли 2000 ахди сайёраи Сулххох ва сулхпарвари олам 50-умин солгарди пирузиро дар солхои Цанги Бузурги Ватанй бо шукуху шахомати зиёде чашн гирифтанд. Мухаккики варзида маколаи навбатии худро бо номи "Сахми дастпарварони ташкилоти мададгори мудофиаи чумхурй дар галаба аз болои фашизм"!3! ба табъ расонид. Муаллиф аз рафти корнамоихои чангии фарзандони чумхурии хеш дар набардхои хунини ин солхои мудхиш сухан ронда, кайд

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.